Трамвайное.

, vkboy , chedim , moonlight_s , periskop , canoe_ride , the_debaucher и the_chevalier от создателя «Трамвая в Выборге» (http://сайт/7986.html#cutid1) сделан этот экскурс в историю трамваев Петербурга.

Я попытаюсь рассказать обо всех типах трамвайных вагонов, которые ходили и ходят ещё в Петербурге. Вагоны в остовном из коллекции «музея» электрического транспорта.
Трамвайный вагон фирмы «Бреш»
Всего Петербург получил 190 подобных вагонов. Именно они и открыли движение 29 (16) сентября 1907 года. Впоследствии трамваи фирмы «Бреш» очень долго использовались в качестве прицепных. Это были деревянные вагоны, двери на улицу были в виде красивых ажурных решёток. Вместимость – мест для сидения – 24.
Но фото вагон фирмы «Бреш» № 1028, восстановленный в 1982 году в трамвайном парке им. Леонова.


Трамвай фирмы «Бреш»


Он же, фото periskop


Он же, фото periskop

Первые стальные вагоны типа МС и ПС (моторный и прицепной стальной).
Выпускались заводом «Красный путиловец» (ныне Кировский завод) с 1927 по 1933 годы. Это первые стальные трамваи в Ленинграде, впоследствии все вагоны Ленинграда строились с учётом этого опыта. Было разработано несколько модификаций трамвая МС и ПС с небольшими различиями.
В годы войны поезда из вагонов МС-ПС несколько сменили профессию. Им приходилось еще, и перевозить войска на фронт. А когда после четырёхмесячного перерыва в осаждённом городе возобновилось трамвайное движение, то первыми на линию вышли вагоны этого типа. Они были легче других, и изнеможденные люди при необходимости могли вытолкнуть поезд за пределы обесточенного участка.
Этим трамваям была уготована долгая жизнь, до конца шестидесятых они обслуживали пассажиров, а затем были переоборудованы и до сих пор используются различными службами. На фото трамваи МС 4 модификаций. Во всех вагонах по 24 посадочный места, кроме МСО-4, в котором им 27.


МС-1, вагон № 1877, в этом трамвае такие же двери, как у вагона фирмы «Бреш»


Он же, фото periskop


МС-2, вагон № 2135, здесь двери были деревянные, открывались ручным способом. Фото periskop


Тоже МС-2


МС-3+МСП, вагоны № 2424+2384.


Он же, фото periskop


То же, фото canoe_ride


То же, фото canoe_ride


МСО-4, вагон № 2575.


Он же, фото periskop

«Американка» - вагоны ЛМ-ЛП-33.
Выпускались ВАРЗом (Вагоноремонтным заводом) с 1933 по 1940 годы. Горожане прозвали такие трамваи «американками».
Многие жители нашего города до сих пор с нескрываемой теплотой вспоминают трамваи этого типа. Они служили ленинградцам 45 лет. Последний поезд серии ЛМ-ЛП-33 совершил прощальный рейс по городу 18 марта 1979 года.
Эти трамваи были первыми отечественными четырёхосными вагонами большой вместимости. При их проектировании (в нач. 1930-х годов) использовался опыт американских фирм. Потому-то и назвали вагоны вначале МА-ПА (моторный и прицепной американского типа). Название перекочевало в народ.
Вместе с ленинградцами они испытали на себе тяготы 900-дневной блокады и непростого послевоенного времени. В отсутствие метрополитена эти вместительные вагоны сыграли огромную роль в перевозке пассажиров.
Можно сказать, что «американки» стали символом целой эпохи.
2 вагона из коллекции «музея» отреставрирован в 1997 году специалистами АО «Петербургский трамвайно-механический завод» при участии работников ГУП «Горэлектротранс».



ЛМ-ЛП-33, вагоны № 4275+4454. В моторном вагоне мест – 49, в прицепном – 52.


Он же, фото periskop


То же, фото canoe_ride

«Слоны» - вагоны ЛМ-ЛП-47.
Во время войны несколько десятков МСок и «американок» столько сильно пострадали от бомбёжек и обстрелов, что их восстановление было практически невозможным. Тогда-то и было принято решение о создании на базе разрушенных ЛМ-ЛП-33 новых цельнометаллических вагонов.
Новой серии был присвоен индекс ЛМ-ЛП-47. Правда, выпущено было всего 43 моторных вагона и 42 прицепных: слишком уж они получились тяжёлые. Вот за этот немалый вес и округлые формы трамвайщики и прозвали поезда образца 1947 года «слонами».
Выпускались ВАРЗом с 1948 по 1949 годы. Из-за конструктивных недостатков и большого веса эксплуатировались недолго – до 1973 года.
Трамвай из коллекции «музея» долгое время использовался как путеизмеритель – на нём было установлено специальное оборудование, отреставрирован в 1997 году специалистами АО «Петербургский трамвайно-механический завод» при участии работников ГУП «Горэлектротранс».


ЛМ-ЛП-47, № 3521+3584, посадочных мест в моторном – 34, в прицепном – 35. Фото periskop


Он же, фото canoe_ride

То же «Слоны» - ЛМ-ЛП-49.
Вслед заЛМ-ЛП-47 были выпущены более современные вагоны ЛМ-ЛП-49, внешне напоминавшие предшественников. И красились они также краской «цвета слоновой кости». Так что экзотическое прозвище перешло этим трамваям по наследству. Выпускались ВАРЗом с 1949 года несколькими сериями. Эксплуатировались до 1982-1983 годов. Причём некоторое время ЛП-49 прицепляли к более современным ЛМ-68М (о них ниже). Такие поезда получили прозвище «динозавры». Двери в этих трамваях как в метро. Так же в них были мягкие сиденья. Вместимость та же, что и у предыдущих.
На фото вагон «музея» электрического транспорта, ранее использовался как тягач для специальных путеремонтных машин, восстановлен в 1997 году.


ЛМ-ЛП-49, вагон № 3691+3990, фото canoe_ride


Он же



Он же, фото periskop

«Стиляги» - вагоны ЛМ-57.
Выпускались ВАРЗом с 1957 по 1969 годы. Эксплуатировались до 1986 года.
Эти трамваи никогда не ходили в составе поездов. Только одиночками. Их изысканные очертания, прямо-таки канареечная расцветка и бросающаяся в глаза независимость снискали вагонам славу «стиляг». На строгом техническом языке именовались ЛМ-57.
Благодаря тележкам новой конструкции, они передвигались по городу почти бесшумно. Ленинградцы полюбили эти вагоны за стильные интерьеры и мягкие диваны.
Планировалось, что из ЛМ-57 будут сцеплять поезда, и потому вначале построенным вагонам (как и всем моторным, то есть головным) присваивались только нечётные номера. Так было выпущено 500 вагонов. И лишь через несколько лет появились «стиляги» с чётными номерами.


ЛМ-57, вагон № 5148.


Он же, фото periskop


Он же, фото canoe_ride

«Аквариум» - вагон ЛМ-68.
Трамвайные вагоны ЛМ-68 выпускались ВАРЗом в 1968-1975 годы. Эксплуатировались до 1988 года.
ЛМ-68, больше известные как «аквариумы», также имели запоминающуюся внешность. По сравнению с вагонами предыдущих поколений, эти отличались большими окнами и крышевым остеклением. Необычно были расположены и маршрутные указатели, - в «скворечнике», смещённым вправо. Несмотря на эстетичность, ЛМ-68 было выпущено не так уж много. Слишком сложно было их строить и неудобно обслуживать в парках. Стёкла на крыше, к примеру, можно было вымыть разве что шваброй, стоя на приставной лестнице.
На серии ЛМ-68 впервые отказались от непосредственной системы управления. Говоря проще, убрали с пульта управления высокое напряжение. «Аквариумы», как и все последующие серии, могли работать по системе многих единиц, когда каждый вагон в поезде моторный. Благодаря этому, скорость движения трамваев заметно возросла.
На фото вагон № 6249, именно на нём впервые в СССР на линии испытывалась тиристорно-импульсная система управления, поэтому он работал до 1993 года. Затем электроника была демонтирована, и вагон был вновь оборудован стандартной контакторной системой управления. Отреставрирован в 1997 году ТОО «Симбиоз» совместно с работниками ГУП «Горэлетротранс».


ЛМ-68, вагон № 6249.


Он же, фото periskop

«Машки» - вагоны ЛМ-68М.
Вагоны ЛМ-68М выпускались ЗРГЭТ (Завод по ремонту городского электротранспорта, бывший ВАРЗ) с 1973 по 1989 годы.
Модернизированные вагоны ЛМ-68. За индекс «М» и были прозваны «Машками». Самая массовая серия после вагонов МС. Было построено более 2000 вагонов.
Эксплуатируются до сих пор. Большое распространение в 1970-е – 1980-е годы получили поезда из трёх сцепленных вместе ЛМ-68-м. Не трамвай, а целая электричка. Так же к ним прицепляли вагоны ЛП-49, как уже было сказано выше такой поезд называли «динозавром».

ЛМ-68, вагон № 5428, кстати, мой любимый маршрут, № 40. Фото из Википедии
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/c/c5/Трамвай_ЛМ-68М_5428.JPG

Шестиосники и восьмиосники – вагоны ЛВС-86 и ЛВС-89.
Вагоны ЛВС-86 (Ленинградский Вагон Сочленённый-1986 года) выпускались ЛТТЗ (Ленинградским трамвайно-троллейбусным заводом) с 1986 по 1997 годы.
Первый ленинградский шестиосный трамвай был построен в 1966 году. Затем последовали четыре опытных сочленённых вагона образца 1980 года. Серийное производство началось в 1986 году.
Часть вагонов этой серии выпущена с тиристорно-импульсной системой управления, которая позволяет экономить порядка 30 процентов электроэнергии, и делает вагон быстроходным. Впервые применён отдельный вход в кабину вагоновожатого, что улучшило условия их труда.
В районах массовой жилищной застройки эксплуатируются поезда из двух таких вагонов по системе многих единиц. Могут перевозить сразу до 700 человек.
Вагон ЛВС-89 единственный восьмиосный, опытный вагон № 3076, эксплуатировался в 1989-2006 годах, в декабре 2006 года снят с эксплуатации и переда в «музей».

ЛВС-86, вагон № 3086. Фото из Википедии http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/5/5a/Трамвай_ЛВС-86К_3086.JPG


ЛВС-89, вагон № 3076, фото periskop

ЛВС-97
Выпускались с 1997 года. На вагонах этой серии средняя тележка вынесена из-под сочленения; исменено расположение дверей, все они находятся в одной плоскости, что позволяет водителю лучше контролировать посадку-высадку пассажиров. Разработаны разные модификации. Наиболее современный и перспективный асинхронный привод с двигателями переменного тока. ЛВС-97 такой модификации получили ласковое прозвище «Ася».
Отдельный вход в просторную кабину, позволяющий выходить на улицу, не мешая пассажирам, удобный пульт – всё это особенности работы водителя на современном петербургском трамвае.

ЛВС-97К, вагон № 001. Фото из Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Изображение:001_20060806_063.jpg

ЛВС-97А-01, вагон № 1204. Фото из Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Изображение:ЛВС-97_1204_1.JPG

ЛМ-99.
Выпускается с 1999 года. Возврат от шестиосных и даже восьмиосных вагонов к четырёхосным ознаменовал собой изменение роли трамвая в городе, особенно в центральной его части. Стал необходим не столько вместительный вагон, сколько комфортный. Кроме того, эти трамваи отличаются более современным дизайном. На вагонах этого типа впервые применены двери нового типа. Головная часть вагона выполняется из пластика. Существуют разные модификации.

ЛМ-99К, вагон № 8330. Фото из Википедии http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/c/c9/Трамвай_ЛМ-99К_8330.JPG


ЛМ-99АВ, вагон № 0526.


Он же, фото periskop

ЛВС-2005.
Самый современный шестиосный вагон в Петербурге. Построен один опытный вагон на Петербургском трамвайно-механическом заводе. Имеет переменный уровень пола, для инвалидных и детских колясок. Эксплуатируется на маршруте № 36.


ЛВС-2005, вагон № 8334, фото periskop

Вот собственно и всё. Конечно, рассказать прямо-таки обо всех трамваях я не хотел и не мог, это могут только специалисты.
На страницах наших журналов и сообществ соответствующей тематики мы уже не раз говорили об уничтожении трамвая в Петербурге. Я не буду сейчас говорить о преимуществе трамвая и всём прочем, это и так всем известно. А повторять, а тем более пытаться доказать нашим людям и политикам, что трамвай решит многие проблемы на дорогах для людей не имеющих машин – просто бесполезно. Но даже при полном исчезновении этого вида транспорта, многие году будут живы те, кто будут помнить трамвай…
Выражаю особую благодарность periskop -

В выходные в центре Питера (у Цирка) прошла выставка ретро-трамваев, которая продлилась всего 2 часа. Были представлены трамваи начиная с эпохи Николая II до наших дней.
Первый петербургский трамвай начал свой путь в сентябре 1907 года.

1. Точная реконструкция трамвая английской фирмы «Браш» («Brush»), которые ходили по дореволюционному Петербургу.
Эта копия используется на съемках фильмов, на оригинал можно полюбоваться в «Музее городского электрического транспорта».
(«Brush» расшифровывается как «Brush Electrical Engineering Company»).



2. Вагон "Браш".


3. Трамваи "Браш" в Петербурге начала 20-го века на фоне Михайловского замка.


4. После выставки ретро-трамваи отправились в путь по городу.


5. Трамвай ЛМ-33 (ЛМ означает - Ленинградский моторный, 33 – год выпуска 1933 год).
Создан на базе американских конструкций.


6. Трамвай ЛМ-33 получил прозвище «Американка», упоминается в городском фолклоре:
«Эх, шарабан мой, американка, куда везёшь меня ты, иностранка».


7. Трамвай ЛМ-33, двери еще деревянные.


8. Трамвай ЛМ-33 в Ленинграде. Фото 1934 года.


9.Трамвай МС. Создан в конце 20-х годов 20 века.
(МС означает – Моторный стальной).


10. Трамвай МС в блокадном Ленинграде. Единственный вид транспорта в осажденном городе.

11. Фото ленинградского МС в моем родном городе Новороссийске. Фото 1950х годов.
Сейчас в Новороссийске трамваев нет. Трамвайные маршруты убрали в 1969 году, заменив троллейбусами.


12. Трамваи МС и ЛМ-33, пережившие войну.


13. После войны в 1947 году был выпущен Трамвай ЛМ-47.


14. Трамвай ЛМ-47 в Ленинграде. Фото 1948 года


15. Трамвай ЛМ-57 (1957 года) получил прозвище «стиляга».


16. «Стиляга» в Ленинграде. Фото 1957 года.


С анкт-петербургский трамвай - система сухопутного трамвайного движения в Санкт-Петербурге. Была открыта 29 сентября 1907 года.
Вот уже целое поколение петербуржцев пользуется трамваем, вовсе не подозревая, что существовала такая поговорка.

Трамвай ползет, как черепаха,
Водитель спит, как бегемот,
Кондуктор лает, как собака:
"Пройдите, граждане, вперед".

История трамвайного движения началось драматично. Уже полтора десятилетия во многих крупных городах России, успешно ходили вагоны на электрической тяге, а в столице государства Санкт-Петербурге Городская дума никак не могла договориться с конно-железными дорогами по поводу перевозки пассажиров в черте города.

Однажды отцы города решили схитрить и разрешили фирме инженера Полобедова перевозить в "трамваях" пассажиров, но только по льду. Популярность трамвайного перевоза оказалась настолько велика, что акционеры конно-железных дорог подали в суд, чтобы не потерять доходов, но дело проиграли, так как это происходило на льду и зимой. Только в 1907 году после окончания срока договора началось шествие трамвая в Петербурге.



С пуском трамвая были выработаны первые инструкции и правила. Движение начиналось в 7 часов 30 минут и заканчивалось в 23 часа. Чтобы не допустить переполнения вагона, кондуктор мог посадить в него на конечной остановке не более 34 человек. Ограничивалось число людей, стоящих на площадках вагона. Вагон был разделён на места второго и первого классов, в последнем из них, в силу ограничения числа пассажиров, не было толчеи или давки. Не разрешался проезд лицам в нетрезвом состоянии и в грязной одежде. Вагоновожатым предписывалось "ездить на парковых рейсах с умеренной скоростью и обязательно останавливать вагоны на всех пунктах остановки". "При поднятии белой трости постовыми городовыми" они обязаны были "немедленно останавливать вагоны и продолжать движение только тогда, когда трость будет опущена".

Трамвайный вагон Brush №1028 (""Бреш"")
Самый первый электрический трамвай в Петербурге, открывший трамвайное движение 29 сентября 1907 года. Поставлялся из Англии.


В 1912 году протяжённость трамвайных линий достигала почти 119 км. Маршрутная сеть включала в себя 14 линий.

Трамвайный вагон МС-1 №1877
Первый советский стальной трамвайный вагон, выпускавшийся с 1927 по 1933 годы на Путиловском (Кировском) заводе.
Количество мест для сидения - 24.

При отделке использовался натуральный дуб.

Особенность Санкт-Петербургского трамвая в том, что в течение практически всей истории его трамвайного хозяйства здесь существует практика присваивать маршруту не только номер, но и своё сочетание маршрутных огней (софитов), которые зажигались по бокам таблички с номером маршрута, чтобы ожидающие на остановке пассажиры видели его издалека даже при плохой погоде.
В Санкт-Петербурге используется всего 5 цветов: белый, синий, красный, зелёный и оранжевый (жёлтый), поэтому цветовые обозначения маршрутов могут повторяться. Эта практика была почти прекращена, но с 2006 года маршрутные огни постепенно восстанавливаются.

Трамвайный поезд МС-4 №2642 + МСП-3 №2384
Оригинальный двухвагонный состав выпуска начала 1930-х годов.
Количество мест для сидения - 24+24.

В 1934 году трамваи начали выходить с новопостроенного ВАРЗ (ныне - ПТМЗ), где они собираются до сих пор.
К 1936 году трамвайная сеть покрыла весь город, более чем на 400 километрах путей ездили трамваи 42 маршрутов. Помимо пассажирских путей, в городе были грузовые и служебные трамвайные линии; каждое крупное предприятие имело своё ответвление от основной трамвайной сети. Однако, начиная с 1936 года, Ленинградский трамвай практически перестал развиваться из-за появления троллейбуса.

Трамвайный поезд ЛМ-33 №4275 + ЛП-33 №4454 (""Американка"")
"Американка" - легендарный трамвай, ставший символом Ленинграда на 40 лет.
8 декабря 1941 года из-за нехватки электрических мощностей, вызванной блокадой, Ленинградский трамвай прекратил своё функционирование. 7-8 марта 1942 года было возобновлено движение грузовых трамваев. 15 апреля было дано напряжение на центральные подстанции и пущены пассажирские трамваи. Первоначально было восстановлено функционирование 6 маршрутов. К концу 1943 года (после прорыва блокады) в городе работало 20 маршрутов.

Открывала трамвайное движение ""Американка"" 15 апреля 1942 года в осаждённом городе.
Количество мест для сидения - 49+52.


Трамвайный поезд ЛМ-47 №3521 + ЛП-47 №3584 (""Слон"")
Вагоны ЛМ-47 и ЛП-47 построены после войны на основе ходовой части "Американок", разрушенных в результате артиллерийских обстрелов и бомбёжек Ленинграда в блокаду.



Трамвайный поезд ЛМ-49 №3691 + ЛП-49 №3990 (""Слон"")
Первые трамвайные вагоны с двустворчатыми дверьми, как в вагонах метро. Прицепные "слоны" ходили вплоть до 1983 года.
Количество мест для сидения - 34+35.


Начиная с 1965 года из-за роста города началось строительство линий в новые районы. Первые новые линии появились на Пискарёвке, были продлены линии по Пискарёвскому (от больницы Мечникова до нового кольца в Ручьях) и Тихорецкому проспектам, а между этими проспектами проложили новую линию по проспекту Науки; чуть позже была построена линия в Сосновую поляну. Затем линии появились в районах Купчино, Гражданка, Шувалово-Озерки, Ржевка-Пороховые, Весёлый посёлок, Юго-Запад, Приморский район, остров Декабристов. Старые линии в это время не закрывались. Почти единственным исключением стала линия на улице Декабристов от Фонарного переулка до Театральной площади. К концу 1980-х протяжённость путей составляла около 600 км, на линию выходили 67 маршрутов - абсолютный рекорд не только для Советского Союза, но и для всего мира, за что была включена в Книгу рекордов Гиннесса.

Трамвай ЛМ-57 №5148 (""Стиляга"")
"Стиляга" - самый комфортный трамвай Ленинграда, округлые формы кузова которого напоминают стиль 1960-х годов.


Трамвайный талон стоимостью в 3 копейки. 1985 год.

Трамвай ЛМ-68 №6249 (""Аквариум"")
"Аквариум" - так прозвали эти вагоны ленинградцы за характерное крышевое остекление.
Количество мест для сидения - 35.


Сокращение финансирования в начале 1990-х годов отрицательно повлияло на маршрутную сеть трамваев Санкт-Петербурга: из-за снижения числа водителей в парках и старения подвижного состава уменьшился выпуск на линии и выросли интервалы; практически прекратился ремонт путей, что привело к снижению скорости и дальнейшему ухудшению состояния подвижного состава. Это, вместе с другими факторами (автомобилизация, появление маршруток и др.) привело к оттоку пассажиров и увеличению убытков общественного транспорта в целом и трамвая в частности. Под предлогом минимизации убытков началось массовое закрытие трамвайных линий: были демонтированы сотни километров пассажирских путей и все грузовые и служебные. До этого последний раз демонтаж линий производился в середине 1970-х годов.

К 2007 году в центральной части города трамвайное движение сведено к минимуму, а пассажирская сеть была разделена на 3 отдельных фрагмента, что предопределило дальнейшую судьбу петербургского трамвая: с этого момента этот вид транспорта нельзя было использовать для передвижения на значительные расстояния, трамвай стал выполнять исключительно функции подвоза пассажиров к станциям железных дорог и метро...

Неотъемлемая часть интерьера позднесоветского городского транспорта - аппарат по продаже билетиков. Такие (или аналогичные по сути) кассы сменили кондукторов. Народ, конечно, был сознательным, но обычно их ставили между двумя креслами, обращёнными к ним лицом. На всякий случай.

Трамваи Санк-Петербурга сегодня...
17 ноября 2007 года на Лиговском проспекте впервые в России была введена в эксплуатацию совмещённая автобусно-трамвайная выделенная полоса.
По состоянию на сентябрь 2012 года действует 40 трамвайных маршрутов, эксплуатируется 826 вагонов, они обслуживаются в 6 трамвайных парках. После сокращения трамвайных путей, с 500 км путей трамвайная сеть Санкт-Петербурга занимает сегодня 4-е место в мире. Рекорд по протяжённости трамвайных путей перешел к Мельбурнскому трамваю.


Я безнадёжный ретро-романтик и занимаюсь тем, что, в общем-то большинство людей не интересует (судя по реакции на вывешенные мной посты на профильных форумах). Уже около года я постепенно рисую один очень красивый и интересный трамвай - следующим постом вывешу свои картинки и, может, анимацию на эту тему. А сейчас делюсь тем, что узнал.

ЛМ-33 ходил по Ленинграду с 1933 по 1979 г. сейчас в мире существует всего один экземпляр этого трамвая в пассажирском виде и одна крановая платформа (послевоенная переделка). Оба этих трамвая находятся в Петербургском музее Электротранспорта, который находится на территории бывшего трамвайного парка №2 им. Леонова.
Сейчас музей планомерно пытаются выгнать из исторических зданий депо, а западные части этих зданий незаконно снести.

Теперь о трамвае:
ЛМ-33 расшифровывается, как "Ленинградский Моторный", ЛП-33, соответственно как "Ленинградский прицепной"
Разработан ЛМ-33 хоть и с оглядкой на американский Peter Witt, но на мой взгляд, получился красивее (у Peter Witt очень непропорциональные двери).

Для сравнения:

Peter Witt

ЛМ-33 первых серий (фотография с transphoto.ru)

Из-за этой самой оглядки самые первые ЛМ-33 так и назывались "Моторный Американского типа", или сокращённо АМ (АП - прицепной). А в народе за трамваем прочно закрепилось прозвище "Американка".

Самый первый "прототипный" вариант планировалось сделать с дверьми на две стороны и двумя кабинами(подразумевалось что на конечных станциях не трамвай будет разворачиваться на кольце, а водитель менять кабину). Вот этот вагон:

(фотография с сайта transphoto.ru)

Ещё была версия одностороннего вагона без задней двери:

На базе ЛМ-33 также было изготовлено несколько санитарных вагонов, на которых в блокаду перевозили раненых. Особенность таких вагонов - дверь в задней части (не сбоку - а совсем сзади - как в машинах скорой помощи).

У всех этих вагонов на крышах наблюдаются "черпаки" системы вентиляции, один из недостатков которых в нашем климате - затекание воды в салон. После войны уцелевшие вагоны были направлены на капитальный ремонт и все "черпаки" с крыши сняли.
Также, по неизвестным причинам звёзды вокруг фонарей тоже убрали.
Вагоны стали выглядеть вот так:

Автор фото: Ray de Groote

Наконец, в 1970-е годы по Ленинграду ходили вагоны бирюзового цвета.
Спереди, помимо штатного фонаря можно увидеть мощный прожектор на крыше.

Автор фото: Michael Taplin

"Американки" отличались большой вместительностью и, в основном, использовались на маршрутах, проходящих мимо крупных предприятий. А одна из особенностей "Американки", запомнившаяся ленинградцам - салон, полностью отделанный лакированным деревом. Я подобные скамейки успел застать только в электричках:

На базе "Американки" было создано целое семейство ленинградских послевоенных трамваев, прозванных в народе "Слоны" и один уникальный прототип, 1936 г. выпуска. Но об этом в следующий раз.

Петербург — город по своему характеру консервативный: сам ставший величайшим обновлением страны, он не любит меняться. Но, двигаясь в будущее, невольно преображается, теряет свои черты. И мы уже не знаем, в том ли городе живем.

Трамвай, один из самых любимых петербуржцами видов городского транспорта, все реже встречается нам на улицах. А скоро, возможно, и воспоминание о нем уйдет насовсем. Останется разве что в книгах: «Заблудившийся трамвай» Гумилева...

В депо трамвайного парка (Средний пр. В. О., 77) на днях собрались журналисты и знаменитые петербуржцы — Александр Городницкий, Борис Аверин, Валерий Попов. Их пригласили посетить музей электрического транспорта, существующий при депо. Акция проходила в рамках фестиваля «Петербургский текст: петербургские мемуары». Тема мемуаров и вообще воспоминаний здесь вполне актуальна: есть большая вероятность, что музей вскоре прекратит существование. А его уникальные экспонаты отправят на слом.

Всех пригласили внутрь экспонатов. Там, на деревянных скамейках, удалось побеседовать — «в трамвайных кулуарах» — о том, как такие детали создают живую культуру и что будет, если их один за другим удалять из жизни.

— Бродский сказал, что если бы он вернулся в Ленинград — не прилетел бы на самолете в Пулково, а приплыл бы в Гавань на корабле. Сел бы на трамвай-«американку» и поехал к дому Мурузи. «А как же, — он говорил, — я вернусь в Ленинград, где больше нету трамваев-«американок»?» Сейчас и наша «американка», и остальные трамвайчики находятся в опасности. Неизвестно, доживут ли они до лета. И доживет ли сам трамвайный парк — из депо которого, между прочим, 29 сентября 1907 года вышел самый первый трамвай, — рассказывает Марина Смирнова, директор ассоциации «Живая классика», организовавшей встречу в депо.

Экземпляры этой самой «американки» — один вагон 32-го, другой 38-го года выпуска — последние в своем роде, физически. Если их пустят под нож, усыпят, как ненужное больное животное, исчезнет целый вид.

— Трамвай — это единственный экологически чистый вид транспорта, — сказал знаменитый бард Александр Городницкий. — Но дело не только в этом: трамвай для блокадного Ленинграда был символом сопротивления. Когда вновь запустили трамвай в осажденном городе — это был национальный праздник! Это значило, что жизнь еще вернется. А теперь то, что не уничтожили немцы, могут уничтожить наши замечательные чиновники. Я полагаю, что земля эта уже кому-то продана, не за маленькие деньги. Это не единственный пример такой распродажи, ставящей под угрозу нашу историю, наши реликвии. Я думаю, что с таким не стоит мириться.

Осматривали «американку», другие трамваи («А я в таком еще ездил! Я его помню!» — то и дело вскрикивали участники встречи). Общались с черно-белыми кошками, живущими в депо. И не верили, что все это может исчезнуть в течение нескольких месяцев.