Тютчев смотри как роща зеленеет. Стихотворение "смотри, как роща зеленеет" тютчев федор иванович

По адресу: Исаакиевская площадь, дом 4.

Ближайшее метро: Адмиралтейская.

Исаакиевский собор один из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире.

Высота храма – 101, 5 метра.

Общий вес храма достигает трех сот тысяч тонн.

Площадь храма более 4000 кв. м.

Храм может вместить до 12000 человек.

Возле Исаакиевского собора есть Исаакиевский сквер, с одной стороны и Александровский сад с другой. В жаркую погоду это излюбленное место отдыха горожан.

До революции 1917 года Исаакиевский собор был главным кафедральным собором Санкт-Петербурга. После 1937 года собор преобразовали в историко-художественный музей.

Собор можно посетить купив билет. В стоимость билета входит экскурсия - у входа в храм Вам предложат провести групповую экскурсию.

На высоте 43 метра находится колоннада Исаакиевского собора. Доступ на колонаду по отдельным билетам. Отсюда замечательные виды на город. Подняться на колоннаду можно только пешком. Лифта здесь нет. До площадки колоннады 211 ступенек. Подъем может и тяжеловат для нетренированного человека, но вид того стоит.

В музее экспонируется модель лесов для подъема колонн, выполненная в 1826 году. При помощи такого устройства была произведена установка 48 колонн портиков. Подъем монолитов весом в 114 тонн продолжался 45 минут.

В здании храма экспонируется деревянная модель храма, которая была выполнена бывшим крепостным резчиком М. Т. Салиным из липового дерева. Первая деревянная модель была сделана Максимом Салиным в 1835 году. Позже эту модель император Николай I подарил прусскому королю. К 1846 году Салин изготовил новую модель собора (ее масштаб - 1:166 к размеру самого Исаакия), которую архитектор Монферран назвал «весьма полезною во время производства строения». Деревянная модель Салина использовалась тогда как рабочий макет строящегося собора, а также - для показа именитым гостям. За изготовление макета Салин получил 500 рублей (в то время дополно большие деньги).

При строительстве храма было использовано сорок три породы минералов. Цоколь собора облицован гранитом, а стены, достигающие местами пятиметровой толщины, - серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов. Фигуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма. Со всех сторон здания располагаются фронтоны, украшенные горельефами. С южной стороны горельеф «Поклонение волхвов», горельеф северного фронтона – «Воскресение Христа». На восточной стороне горельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», а на западном горельефе – «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия». Автор горельефов – скульптор К.П. Витали.

Здание собора с четырех сторон окружено 8 и 16-колонными портиками с фронтонами, украшенными статуями и горельефами. Гранит для колонн Исаакиевского собора привозили с побережья Финского залива.

Иногда храм называют неофициальным музеем цветного камня. Внутренние стены здания и пол выложены плитами русских, итальянских и французских мраморов и также поражают своим великолепием. Стены храма облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри украшен росписью «Богоматерь во славе», работы К.П. Брюллова и П.В. Басина. Под куполом на стальном тросе парит посеребренный голубь, символизирующий святой дух. Здесь мы видим десятки мозаичных и живописных картин работ лучших художников: П.В. Васина, Василия Шебуева, Карла Брюллова, Фёдора Бруни. Храм украшают более 300 статуй, скульптурных групп и рельефов работы Ивана Витали, С.С. Пименова, П.К. Клодта, А.В. Логановского и других мастеров. Здесь более 60 мозаичных произведений русских мастеров. Для мозаики использовалось более 20 видов декоративных камней - порфир, малахит, ляпис-лазурит, различные сорта мрамора. Колонны иконостаса храма облицованы малахитом и бадахшанским лазуритом.

В храме три алтаря. Главный алтарь посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой Великомученице Екатерине, а левый алтарь - святому благоверному князю Александру Невского. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен малахитовыми колоннами, за ним мы видим цветной витраж «Воскресение Христа». Царские врата украшают также колонны и скульптурная группа «Христос во славе».

Историческая справка об Исаакиевском соборе

Проектировать Собор начали после Отечественной войны 1812 года по приказу Александра I. Император остановил свой выбор на проекте пятиглавого храма в классическом стиле, автором которого был О. Монферран. Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет.

В советское время в храме был установлен маятник Фуко, показывающий, что земля вертится.

В 1991 году было принято решение об использовании храма верующими. Здесь регулярно совершаются церковные службы.

Изображения

Исаакиевский собор Исаакиевский собор Смотровая площадка Купол
Фрагмент свода Главный алтарь

На северном фронтоне находится горельеф «Воскресение Христа», а на восточном - изображена сцена встречи Исаакия Далматского с императором Валентом. Оба горельефа исполнены скульптором Ф. Лемером. Ф. Лемер работал преимущественно в Париже и там создал свое главное произведение - рельефы фронтонов церкви Св. Магдалины.

Предоставление ответственного заказа на оформление Исаакиевского собора французскому скульптору вызвало недовольство русских специалистов. Скульптор Петр Свинцов даже послал на имя председателя Комиссии по строению Исаакиевского собора князя Волконского письмо, в котором писал: «Иностранцы, вызываемые в Россию по части художеств, не имея в душе никаких патриотических чувств к нашему Отечеству и пользуясь благосклонностью правительства, очень часто употребляют во зло доверенность. Они, доставляя произведения весьма посредственной или даже ничтожной работы, требуют и получают за них огромные суммы денег в явный ущерб казне…»
Автор письма просил о разрешении ему и скульптору В. И. Демут-Малиновскому сделать горельеф «Воскресение Христа». За эту работу скульпторы оплаты не просили, «чтобы показать только сравнение работ русских скульпторов с работою Лемера… и через то показать, что произведение русских художников, достигнув степени совершенства, может спорить со славою иностранцев» . Однако предложение Свинцова было отклонено.

Северный и восточный фронтоны Исаакиевского собора

Композицию северного фронтона «Воскресение» Ф. Лемер построил по законам симметрии. Группа вписана в равнобедренный треугольник тимпана. Детали скульптуры, разрывая его рамки, выступают за граня фронтонов, несколько нарушая подчиненность пластических форм плоскости стены. Образы решены в значительной мере идеализированно.

Горельеф восточного фронтона выполнен Лемером на сюжет о святом Исаакии Далматском. Монах требует от императора Валента прекратить гонения на православных христиан, предсказывая ему скорую гибель. Острота сюжета позволила Лемеру создать удачное произведение. В работе сказалось влияние русских скульпторов и художников. Здесь чувствуется четкость и логичность построения. В центре композиции - фигуры Исаакия и Валента на вздыбленном коне.

Горельефы фронтонов были отлиты из бронзы на литейном заводе Берда в 1842–1844 годах. Художественные достоинства этих работ Витали и Лемера позволяют причислить их к лучшим произведениям декоративной скульптуры первой половины XIX века.

По углам фронтонов установлены статуи работы И. П. Витали, изображающие апостолов. Их отличает глубина психологической трактовки, тонкость передачи настроения. Они как бы вырастают из масс фронтонов и проецируются на фоне неба. Складки одежды зрительно придают им устойчивость и монументальность. Кажется, что фигуры смотрят вниз, и это способствует их зрительной связи с площадями.

При общей идеализации и абстрактности художественной трактовки образов отчетливо заметны элементы реализма. Так, апостол Симон на восточном фронтоне изображен мудрым, спокойным. На западном фронтоне апостол Варфоломей представлен человеком крепкого телосложения, с правильными крупными чертами лица, изборожденного глубокими морщинами. Крест и скребок в его руках - свидетельство мученической смерти: по преданию, с Варфоломея содрали кожу.

На вершинах фронтонов - скульптурные группы евангелистов: на западе - св. Марк со львом, на юге - св. Матфей с ангелом, св. Иоанн с орлом - на севере и св. Лука с тельцом - на востоке. Статуи выполнены по единому композиционному принципу: их торсы развернуты, чуть приподнято плечо, нога выставлена вперед, черты лица и складки одежды укрупнены.

Все дороги в Санкт-Петербурге ведут к Исаакиевскому собору – расположившись в центре культурной столицы, он занимает лидирующие позиции в списке самых посещаемых достопримечательностей города.

Исаакиевский собор располагается в центре одноименной площади. Является одним из самых крупнейших православных храмов города. Службы проходят лишь по особым дням (например, религиозным праздников и восересеньям), однако с 1991 года храм получил статус музея и все богослужения совершаются лишь с разрешения администрации.

Храм назван в честь Исаакия Далматского – Петр Первый почитал этого святого и был рожден с ним в один день (30 мая по юлианскому календарю).

Строительство сооружения шло в период с 1818 по 1858 года. Руководил процессом Николай Первый. Проект был разработан архитектором Огюстом Монферраном.

В год завершения всех работ собор освятили (30 мая, конечно) – Огюст умер примерно в это же время. Перед смертью он просил похоронить его в стенах Исаакиевского, однако просьба не была удовлетворена.

Внешний вид. В итоге здание получилось почти 102 метра в высоту, а по площади превышает 4 тысячи метров квадратных. Длина и высота приблизительно равняется 100 метрам.

Внешний вид собора является ярким образцом позднего классицизма – в образе уже виден синтез стилей (византийского, неоренессанского и эклектики). Диаметр купола равен 25,8 метрам. Монолитные гранитные колонны визуально удлиняют сооружение, всего вертикальных столбов 112. Стены собора облицованы мрамором нескольких оттенков серого – такой материал необычно переливается как в дождливую, так и в солнечную погоду (что в Питере гораздо реже).

Северный фасад. Северный фасад украшает надпись «Господи, силою твоею возвеселится царь» - пожалуй, это предложение в полной мере выражает главную идею постройки. В этой части храма скульптор Лемер разместил рельеф под названием «Воскресение Христа». Центр композиции – Христос, поднимающийся из гроба. Образ дополняют ангелы (по обе стороны от Иисуса), а также перепуганные стражники на заднем плане.

На дверях северного фасада изображены Святой Николай Чудотворец и Преподобный Исаакий Далмацкий, а также сюжеты «Вход в Иерусалим», «Бичевание Христа» и «Се Человек».

Западный фасад. Западный фасад можно отличить по барельефу на котором изображен Исаакий Далмацкий во время встречи с Императором Феодосием – скульптор И. П. Витали изрядно потрудился над ним в течении трех лет. Он же работал и над украшением дверей – сюжеты «Нагорная проповедь», «Воскрешение Лазаря» «Исцеление расслабленного». Изображены здесь апостолы Павел и Петр.

Южный фасад. Все тем же талантливым Витали выполнен барельеф «Поклонение волхвов». Центром композиции является Мария с младенцем на троне. На дверях он изобразил Архангела Михаила и Александра Невского. Сюжетными рельефами стали «Бегство в Египет» и «Сретение».

Восточный фасад. Здесь барельеф был выполнен Лемером. Композиция «Исаакий Далмацкий останавливает императора Валента» готовилась в период с 1841 по 1845 года.

Интерьер. Интерьером занялись в 1841 году – над ним работали все выдающиеся русские художники того времени.

Изначально витражами украшали католические храмы, однако этот элемент идеально вписался и в интерьер Исаакиевского собора – различные святые и сюжеты из Библии переливаются теперь разными цветами от дневного света.

Внутри можно увидеть разные панно и картины , которые датируются (самое раннее) 19 веком – монументальная живопись в этих произведениях является уникальной в своем роде.

Посетив Исаакиевский собор, необходимо обязательно встать в центр зала и посмотреть на верх – восхитительной красоты купол заставит ахнуть. Барабан купола расписан изображениями 12 апостолов, а в самом центре размещен образ белого голубя . Эта птица – символ святого духа. Ее разместили под самым сводом и поэтому для посетителей она кажется совсем небольшой (на высоте 80 метров). Но на самом деле размах крыльев составляет чуть менее двух метров, а длина (от головы до кончика хвоста) аж 2 метра 7 сантиметров! Сооружение точно не упадёт (пугаться не стоит) – оно изготовлено из меди и внутри является полым. Общий весь голубя равен примерно 18 килограммам.

Некогда на месте белой птицы весел маятник , которыйдоказывал посетителям теорию Фуко – Земля вращается вокруг своей оси. Идея разместить маятник в храме принадлежала советскому астроному Каменщикову.

История. Рассматривая внешний вид собора, можно то тут, то там увидеть изъяны – следы от снарядов на колоннах и лестницах можно увидеть до сих пор. Восстанавливать повреждения не стали, дабы посетители помнили о страшном времени.

Туристам можно подняться на колоннада – высокая винтовая лестница ведет на смотровую площадку купола. Вид отсюда открывается необыкновенный: крыши старых домов, узкие улочки, каналы и даже лайнеры, которые ожидают путешественников.

Исаакиевский собор — выдающийся образец позднего классицизма,выдающийся памятник архитектуры 19 в,одно из высочайших купольных сооружений в мире.Высота собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором. При установке колонн были использованы деревянные конструкции инженераА.Бетанкура. На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора (Монферран умер практически сразу после освящения собора, но в желании архитектора быть погребённым в собственном творении было отказано).


Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. 30 мая 1710 года государь приказал построить вблизи Адмиралтейства деревянную Исаакиевскую церковь. Приказ был выполнен. Церковь была построена у берега Невы, с западной стороны Адмиралтейства. Именно здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей женой Екатериной.

В 1717 году там же по проекту Г.И.Маттарнови началось строительство новой каменной Исаакиевской церкви. В 1723 году Пётр I подписывает указ о том, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в этом храме. Строили Исаакиевскую церковь до 1750-х годов. Под тяжестью постройки начал оседать грунт, из-за чего храм пришлось разобрать.


В 1768 году Екатерина II повелела начать строительство очередного Исаакиевского собора, теперь по проекту А.Ринальди. Собор стали строить на новом месте, дальше от берега, там где находится современное сооружение.Новый Исаакиевский собор был достроен только к 1800 году. С тех пор он разделяет Исаакиевскую и Сенатскую и площади.

Но качество постройки оставляло желать лучшего.В 1809 году Александр I объявил конкурс на строительство нового Исаакиевского собора. Был выбран проект французского архитектора Огюста Монферрана.Торжественная закладка храма произошла 26 июня 1818 года.Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году. 30 мая этого года состоялось освящение храма.


Ленинградцы рассказывают о том, как во время блокады Исаакиевский собор оказался невредим, не пострадал от бомбёжек (только на колоннах западного портика есть следы осколков снарядов). Когда оказалась реальной угроза оккупации Ленинграда фашистами, поднялась проблема эвакуации ценностей из города. Всё вывезти не успели, стали искать место для надёжного хранилища скульптур, мебели, книг, фарфора... Один пожилой офицер предложил устроить хранилище в подвалах Исаакиевского собора. При обстреле города немцы должны были использовать купол собора как ориентир и не стрелять по нему. Так и вышло. Все 900 дней блокады музейные сокровища пролежали в этом хранилище, и ни разу не подверглись прямому артобстрелу.




Ангелы на ротонде Исаакиевского собора


Северный фронтон ."Воскресение Христа".Фраза, помещённая во фризе северного портика, — «Господи, силою твоею возвеселится царь»,— может считаться выражением идеи всего сооружения.Рельеф фронтона северного портика — это"Воскресение Христа" (скульптор Ф.Лемер). В центре композиции — поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него — ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины. Идея о воскресении Христа, который по приговору суда был распят на кресте и на третий день воскрес из мёртвых, лежит в основе всей христианской религии. В честь Иисуса Христа, победившего смерть и даровавшего людям надежду на спасение и бессмертие, празднуется самый торжественный и радостный праздник христианской церкви — Пасха. Именно в честь этого праздника зажигаются высокие светильники в углах собора, над аттиком, и руки коленопреклонённых ангелов (скульптор И.П.Витали) благоговейно поддерживают их.

Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов (скульптор Витали) — ближайших учеников Иисуса Христа, — причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий — первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса.Апостол Петр (слева) изображён с ключами от врат царства небесного. По роду своих занятий он был рыбак, и жизнь его с самого начала и до конца была преисполнена всяких чудесных событий, о которых упоминается в евангельских сказаниях. Это, прежде всего, чудесный лов рыбы: рыба шла в таком количестве, что даже «сеть прорывалась», и «ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб»; это буря на Галилейском озере, когда господь шёл по волнам к своим утопавшим ученикам и дозволил Петру также пройтись по волнам. Ревностный проповедник слова христианства, он мог исцелять расслабленных и воскрешать из мёртвых, и веру свою в Христа доказал мученическою смертью: по преданию, при императоре Нероне, его распяли вниз головой.

Апостол Павел (справа) изображён с мечом, символом его ревностного служения Иисусу Христу. Вначале он был ярким гонителем христиан, везде их выискивал и истязал, но в один прекрасный день луч с неба поразил его — он ослеп. Он услышал голос Иисуса Христа, проникся его учением и с этого времени совершенно переменился. Зрение вернулось к нему; он стал одним из самых ревностных проповедников христианской веры, совершил немало чудес, претерпел немало страданий и подтвердил свою веру мученической кончиной: в Риме, при императоре Нероне, ему отрубили голову.Евангелист Иоанн (в центре) изображён с орлом, от всевидящего ока которого не могут укрыться никакие прегрешения. Он прожил дольше других апостолов, и, по преданию, ученики (следуя его желанию) погребли его живым. Когда же вскоре после погребения могилу его вскрыли, апостола там не оказалось: подобно Иисусу Христу, он воскрес из мёртвых. Скульптуры в нишах — «Несение креста» (левая ниша) и «Положение в гроб» (правая ниша) — выполнены скульптором.ПК.Клодтом.

Двери: (скульптор Витали)"Вход в Иерусалим","Се человек","Бичевание Христа",Св.Николай Чудотворец,Преподобный Исаакий Далматский, Коленопреклонённые ангелы.

Апостол Петр Апостол Павел

Апостол Иоанн


Северная дверь собора


На фронтоне западного портика — барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842—1845 годах скульптором И.П.Витали. Его сюжетом является единение двух ветвей власти — царской и духовной (неслучайно портик обращён в сторону Сената иСинода). Изображённый в центре барельефа Исаакий Далматский с крестом в левой руке другой словно благословляет склонившего голову Феодосия, одетого в доспехи. Слева от императора — его жена Флаксилла. Ещё левее — две фигуры, в первой из которых улавливается сходство с президентом Академии художеств А.Н.Оленина, а во второй — c министром императорского двора и председателя Комиссии по строительству собора князя П.М.Волконского. В правой части — коленопреклоненные воины. В левом углу барельефа изображена небольшая полуобнажённая фигура с моделью собора в руках — портрет автора проекта Исаакиевского собора О. Монферрана. Надпись по фризу— «Царю царствующих».

Фома (скульптор Витали) — этот апостол изображён с угольником в левой руке (как архитектор), с протянутой вперёд правой рукой, с удивлённым выражением на лице. Он был склонен к маловерию и в воскресение Христа поверил только тогда, когда дотронулся до него.Варфоломей (скульптор Витали) — изображён с крестом и скребком. Он проповедовал учение в Аравии, Эфиопии, Индии, Армении, где и принял мученическую смерть: с него скребком содрали кожу, а затем повесили вниз головой. Марк (скульптор Витали) — евангелист изображён со львом, символизирующим мудрость и отвагу. Проповедуя учение Христа, он принял мученическую смерть в Александрии.

Дверь: скульптор Витали:"Нагорная проповедь","Воскрешение Лазаря", «Исцеление расслабленного», Апостол Пётр, Апостол Павел, Коленопреклонённые ангелы.

фрагмент западного фронтона «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием»

барельеф с изображением Монферрана

Апостол Фома Апостол Варфоламей

Апостол Марк

Западные двери



Барельеф "Поклонение волхвов".На фронтоне южного портика помещён выполненный в 1839—1844 годах скульптором И.П.Витали барельеф "Поклонение волхвов" . В центре изображена Мария с младенцем, сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы, среди них выделяются фигуры месопотамского и эфиопского царей. Справа от Марии склонив голову стоит Иосиф. В левой части изображён старик с ребёнком, в руках ребёнка — небольшой ларец с подношениями. Надпись по фризу — «Храм мой храм молитвы наречётся».

Андрей (скульптор Витали) — проповедовал во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, наподобие буквы Х, который с тех пор стали называть Андреевским. В России он считается покровителем флота; при Петре I был учреждён Андреевский флаг, а также Орден Святого апостола Андрея Первозванного.Филипп (скульптор Витали) — скромный и незаметный, он ничем особенным среди учеников Христа не выделялся. Предание говорит, что он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии и принял смерть, распятый на кресте.

Матфей (скульптор Витали) — евангелист изображён в момент работы, с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов; он принял мученическую смерть за Христа: его побили камнями, а затем обезглавили.Левая ниша —"Благовещение" (скульптор А.В.Логановский) Правая ниша —"Избиение младенцев" (скульптор А. В. Логановский)

Двери: скульптор Витали:"Сретение","Бегство в Египет", «Христос объясняет св. писание в храме»,Александр Невский,Архангел Михаил, Коленопреклонённые ангелы.

Апостол Андрей Апостол Филипп

Апостол Матфей

Южные двери

Восточный фасад

На барельефе восточного портика , обращённого в сторону Невского проспекта: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» В центре барельефа — Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель, опытный воин, царствовавший до Феодосия, был покровителем ариан, учение которых представляло собой попытку пересмотра христианского учения. Исаакий Далматский, последователь христиан, был посажен в темницу (на барельефе изображён момент, когда воины цепями сковывают ему руки), и освободил его лишь Феодосий, последователь христианского учения. Надпись по фризу: «На Тя Господи уповахом, да не посрамимся во веки».

Иаков (скульптор Витали) — брат евангелиста Иоанна, он имел характер деятельный, был решителен и непоколебим в вере, за что и пострадал быстрее прочих. Первый мученик среди апостолов, Иаков был обезглавлен в Иерусалиме.Симон (скульптор Витали) — брат апостола Андрея, изображён с пилой. Этот апостол просветил учением Христовым Африку, по другому преданию — Британские острова, Вавилонию, Персию, и был распят на кресте. Пила — символ мучений, которые довелось испытать всем апостолам. Лука (скульптор Витали) - евангелист изображён с тельцом, символизирующим святость завета. Он проповедовал в Ливии, Египте, Македонии, Италии и Греции и по одной версии мирно скончался в 80-летнем возрасте; по другой — принял мученическую смерть и за неимением креста был повешен на оливковом дереве.

Апостол Иаков Апостол Симон

Апостол Лука





В соборе три алтаря, главный посвящён Исаакию Далматскому, левый —Великомученице Екатерине, правый — благоверном Александру Невскому. Интерьеры отделаны мрамором,малахитом,лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой. Работы над интерьером начались с 1841 года,в них приняли участие знаменитые русские художники (Ф.А.Бруни,К.П.Брюллов,И.Д.Бырхин,В.К.Шебуев,Ф.Н.Рисс) и скульпторы(И.П.Витали,П.К.Клодт).




Воскресение Христа.Витраж главного алтаря













В интерьер православного храма был включён по предложению Л. Кленце витраж — изначально элемент убранства католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором НиколаемI . Площадь витража составляет 28,5 квадратных метров, детали скреплены свинцовыми пайками. К 1843 году витраж был установлен в окне собора в Петербурге. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России. Появление в кафедральном храме столицы стеклянной картины с изображением Иисуса Христа произошло в результате взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы. Установка его в главном храме России утвердила витраж в системе оформления православных церквей страны. Витражи получили «законные» права в православных храмах. А изображение Воскресшего Спасителя на алтарном окне Исаакиевского собора стало иконографическим образцом для многих витражей в храмах России, как в XIX веке, так и в наше время.


В Исаакиевском соборе представлено уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 панно и картин. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты Брюллов, Басин, Бруни, Шебуев, Марков, Алексеев, Шамшин, Завьялов и другие. Руководство живописными работами было возложено на ректора Петербургской Академии художеств профессора В. К. Шебуева, проект декора и общая концепция росписей были разработаны Монферраном. Работы проводились под контролем императора и Синода.









Мозаики храма

Следы одного из 148478 снарядов, выпущенных немецкими войсками по Ленинграду в 1941— 44 г.г.


С 1948 года функционирует как музей «Исаакиевский собор». В 1950—1960-е года проведены реставрационные работы. На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города. Внутри храма был установлен маятник Фуко, который благодаря огромной длине наглядно демонстрировал вращение Земли.




В 1990 году проведена первая церковная служба, в настоящее время они проходят регулярно по праздникам и воскресным дням.


Собор находится в ведении Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».