Василий Васильевич Князев. Биография

Князев Василий Васильевич (псевд. Буревестник, Красный звонарь и др.). 1887-1938 - русский советский поэт, прозаик.

До 1904 года жил на Урале, учился в Екатеринбурге. Начал печататься с 1905 года. После Октябрьской революции В. Князев стал сотрудником «Красной газеты». Стихи-набаты, песни и другие произведения поэта появлялись в газете ежедневно. Стихи из сборников «Красное Евангелие» (1918), «Красные звоны и песни» (1918), «Песни Красного звонаря» (1918), «О чем пел колокол» (1920) перекладывались на музыку, переводились на иностранные языки. В 20-30-е годы сотрудничал в периодике, издавал сборники частушек, работал над «Пословичной энциклопедией» (частично печатал ее в сборниках «Русь» (1924) и «Книга пословиц» (1930)). В 1934 г. под псевдонимом Иван Седых опубликовал роман «Деды» из жизни сибирского купечества. Незаконно репрессирован. Посмертно реабилитирован.

Василий Князев был одним из немногих старых журналистов, которые сразу после Октября пришли работать с Советской властью. С первых номеров он начинает активно работать в «Красной газете». В тяжелое время гражданской войны регулярно печатаются его стихи, фельетоны, пародии, памфлеты, всегда встречающие восторженный прием у читателя. «Красная газета» была очень популярна среди красноармейцев и петроградских рабочих, она была подлинным трибуном молодой Советской власти. В 1918 году петроградские газетчики, продавая газету, выкрикивали: «Газета красная, для буржуев опасная!» В. Князев редактировал приложение к «Красной газете» - «Красная колокольня», сотрудничал в большевистских журналах, работал в газете «Боевая правда» - органе политотдела 7-й армии, сыгравшей огромную роль в борьбе за Красный Петроград. Поэт часто выступает с чтением своих стихов на массовых митингах и собраниях. Впоследствии Князев вспоминал о героической поре гражданской войны как о лучших днях своей жизни: «Качество моих стихов той поры, может быть, и недостаточно высоко (не было времени для шлифовки), но боевую свою агитационную роль они выполняли стопроцентно: звали и вели в бой, способствовали нашим победам, вербовали работников и т.д.».

На первые послереволюционные годы приходится наивысший подъем творчества Василия Князева. Сотни агитационных стихотворений его были опубликованы в разных газетах. Стихи уральца знали и любили. В школах их наизусть заучивали ребята. В это время выходят лучшие его книги - «Красные звоны и песни», «Красное Евангелие», «О чем пел колокол».

В. Князев. О чем пел колокол. - Петроград: Пролеткульт, 1920. Маленькая потрепанная книжка стихов. Видно, что ее читали много раз и стихи заучивались наизусть. В ней много подчеркиваний и помет. На пятнадцатой странице - «Песня Коммуны» с ее знаменитым повтором: «Никогда, никогда, никогда! никогда! Коммунары не будут рабами». Название подчеркнуто, помечено - Х. Строчки разбиты фигурными скобками и против них на полях фамилии тех, кто должен был их читать: Климов, Бородин, Боброва, Баринов, Малыгин... Некоторые строчки подчеркнуты, и против них стоит слово - «все». Кем они были? Может быть, это класс какой-нибудь школы готовился к выступлению, может быть, агитбригада или комсомольская ячейка? А может быть, это стихотворение исполнялось как песня? Ведь его слова были положены на музыку. В 20-е годы «Песня Коммуны» была очень популярна.

Нас не сломит нужда,

Не согнет нас беда,

Рок коварный не властен над нами

         Никогда, никогда,

Никогда! никогда!

Коммунары не будут рабами.

На странице семнадцатой - стихотворение «Сын коммунара». Название подчеркнуто, помечено - Х. Вертикальная черта вдоль всего стиха, скобки, подчеркивания по всему тексту. Нужны ли еще доказательства тому, что над этим стихотворением серьезно работали?

         Раскрыли перед вами дверь дворцов

Заслуги ваших доблестных отцов,

Что пали, за свободу погибая.

Шел враг на Русь с мечами и пожаром,

Неся с собой смертельную беду...

Отец твой был солдатом-коммунаром

В великом 18-ом году!

На двадцать третьей странице - стихотворение «Екатеринбург». Твердой и решительной рукой зачеркнуто «Екатеринбург» и сверху от руки крупно написано - «Свердловск». Яркая вертикальная полоса, сделанная синим карандашом, сопровождает стихотворные строчки от первой до последней. Можно предположить, что владельцу книги это стихотворение было дорого. И еще можно с уверенностью сказать, что эти пометы сделаны уже после 1924 года, когда Екатеринбург стал Свердловском. За строчками стихотворения встают трагические события 1918 года, когда в Екатеринбург вступили войска белогвардейцев.

В гнезде полузадушенных орлов,

Столице коммунарского Урала,

Под радостный трезвон колоколов

Священство победителей встречало.

На солнце рдел хоругвей ясный лес,

Поп ликовал: «Власть коммунаров пала:

Христос воскрес!»

- «Воистину воскрес!» -

Буржуазия дружно отвечала.

И в это время тут же, в стороне,

С утра до звезд стрельбы не прерывая,

Красноармейцев ставили к стене,

Фундаменты их кровью поливая...

Последние четыре строчки в стихотворении повторяются еще три раза, только вместо «Красноармейцев» там - «Рабочих пленных», «Крестьян окрестных», «Жен коммунаров» - «ставили к стене».

Такая боль слышится в этих строчках. Боль человека, который жил в Екатеринбурге, знал его и любил.

В сборник «О чем пел колокол» помещено и знаменитое «Красное Евангелие», за которое автора в белогвардейских кругах всенародно предали анафеме.

Кто за красный шар земной?

Кто проклятье шлет войне?

Не трепещет в черный год?

Неизбежной бури ждет?

Дети воли и труда -

Это стихотворение - призыв к борьбе за «мир грядущий», за единение в этой борьбе, призыв к бесстрашию, к беспощадности к врагу.

         Таков завет Христа Второго:

«Мечом оденьте рамена,

Из сердца вышвырнув сурово

Изжитой правды семена.

Пока не пали все преграды

И не растаяли как дым -

Блажен не знающий пощады

В борьбе с противником своим!..»

Стихи, вошедшие в сборник «О чем пел колокол», проникнуты пафосом революционного времени. Дела и люди гражданской войны, красные матросы, дети и женщины Коммуны, героическая оборона Петрограда, незабываемые события первых лет Советской власти.

Поэзия В. Князева - живая летопись революционных событий, навсегда вошедших в историю. Его стихотворения помещались в хрестоматии, сборники по истории гражданской войны, в собрания революционных песен.

Как же случилось, что трибун и глашатай Советской власти был репрессирован? За что? В тех источниках, которыми располагает наша библиотека, говорится только, что репрессирован он был незаконно и реабилитирован посмертно. И не он один.

По данным Комиссии по литературному наследию, репрессированных писателей пострадало от репрессий 2000 человек. Среди них были известные поэты: С. Клычков, Н. Клюев, Я. Смеляков, Н. Заболоцкий, Д. Хармс, В. Князев и др.

Интересная публикация в газете «На смену!» - 1989. - 7 апреля. Поэт Эдмунт Иодковский - автор многих комсомольских песен («Едем мы, друзья!», «Ангара», «Юность верит в чудеса»), составитель книги читательских писем «Знать и помнить» - опубликовал в нашей газете «Балладу о двух поэтах». Под заголовком: «Светлой памяти Н. Гумилева и В. Князева, автора стихов «Коммунары не будут рабами».  Вот неожиданность! Нет, не потому, что их нельзя сравнивать по степени таланта, просто люди уж очень разные. Но на этом контрасте и строилась баллада. И вполне закономерно звучит вывод-концовка. Полный текст баллады можно получить в научной библиотеке Объединенного музея писателей Урала, здесь же я приведу лишь последние строчки.

Василий Васильевич Князев ( -) - русский и советский революционный поэт-сатирик, создатель (совместно с В. Володарским) "Красной газеты ".

Биография

Родился в зажиточ­ной купеческой семье, его дедом был издатель Константин Высоцкий . Учился в гимназии в Екатеринбурге , которую не окончил из-за нервной болезни; в 1904-1905 учился в земской учительской семинарии в Санкт-Петербурге, ис­ключён за политическую деятельность.

Во время гражданской войны Князев отправился на фронт с агитвагоном Пролеткульта .

Репрессирован «тройкой» (председатель Корольков, члены Петров и Чехов). Несмотря на неоднократные просьбы и инвалидность, был отправлен в магаданские лагеря со специальным указанием использовать «исключительно на общих физических работах». Умер на тюремном этапе в посёлке Атка , в 206 км от Магадана . Высказывались предположения, что причиной особого внимания властей послужила работа Василия Князева «над романом о смерти тов. Кирова».

В 1992 году реабилитирован.

Творчество

С 1905 начал активно публиковаться в различных сатирических журналах (под псевдонимами В. К., В-К-В, Васи­лий, Вася, Высоцкий и др.); наряду с этим увлекался фольклором , собирал пословицы и частушки . Вскоре после революции перешёл на сторону большевиков и регулярно писал агитацион­ные стихи для «Красной газеты », под разными псевдонимами: «Красный звонарь», «Красный поэт» и др.

На стихи «Красного Евангелия» Иваном Вышнеградским было написано одноимённое сочинение из 13 песен для бас-баритона и фортепиано (во второй редакции - для двух фортепиано в четвертитонах).

Книги

  • Сатирические песни, СПб, 1910 - 48 с.
  • Красное Евангелие, 1918
  • Песни Красного звонаря, 1919
  • Дети го­рода, 1919
  • Первая книга стихов (1905-16), 1919
  • О чём пел колокол, 1920
  • Капля крови Ильича, 1924
  • Книга избранных стихотворений. Л., "Прибой",1930 - 120 с., 2 000 экз.
  • Последняя книга стихов (1918-1930). Л., изд. писателей,1933.
  • За четверть века (1905-30), 1935
  • Частушки. Избранные частушки Северного края.1936 г.
  • Избранное. Л., "Советский писатель", 1959

Напишите отзыв о статье "Князев, Василий Васильевич"

Примечания

Литература

Библиография

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 .
  • - статья из Литературной энциклопедии 1929-1939 (автор - М. П.)
  • Князев Василий Васильевич // Кварнер - Конгур. - М . : Советская энциклопедия, 1973. - (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969-1978, т. 12).
  • Комаров С. А. Князев Василий Васильевич // Большая Тюменская энциклопедия / Гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев . - 1-е изд. - Тюмень: НИИ региональных энциклопедий ТюмГУ; «Сократ», 2004. - Т. 2. И-П. - С. 93. - 495 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-88664-171-8 .

Ссылки

  • в

Отрывок, характеризующий Князев, Василий Васильевич

– Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич.
– Нет; я немножко отложу. Я тогда скажу. Ты меня извини за хлопоты, – сказал Пьер и, глядя на улыбку Савельича, подумал: «Как странно, однако, что он не знает, что теперь нет никакого Петербурга и что прежде всего надо, чтоб решилось то. Впрочем, он, верно, знает, но только притворяется. Поговорить с ним? Как он думает? – подумал Пьер. – Нет, после когда нибудь».
За завтраком Пьер сообщил княжне, что он был вчера у княжны Марьи и застал там, – можете себе представить кого? – Натали Ростову.
Княжна сделала вид, что она в этом известии не видит ничего более необыкновенного, как в том, что Пьер видел Анну Семеновну.
– Вы ее знаете? – спросил Пьер.
– Я видела княжну, – отвечала она. – Я слышала, что ее сватали за молодого Ростова. Это было бы очень хорошо для Ростовых; говорят, они совсем разорились.
– Нет, Ростову вы знаете?
– Слышала тогда только про эту историю. Очень жалко.
«Нет, она не понимает или притворяется, – подумал Пьер. – Лучше тоже не говорить ей».
Княжна также приготавливала провизию на дорогу Пьеру.
«Как они добры все, – думал Пьер, – что они теперь, когда уж наверное им это не может быть более интересно, занимаются всем этим. И все для меня; вот что удивительно».
В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье. (1937-09-10 ) (50 лет) Место смерти: Гражданство:

Российская империя СССР

Род деятельности: Жанр: Язык произведений:

Василий Васильевич Князев ( -) - русский и советский революционный поэт-сатирик.

Биография

Родился в зажиточ­ной купеческой семье. Окончил гимназию в Екатеринбурге ; в 1904-1905 учился в земской учительской семинарии в Санкт-Петербурге, ис­ключён за политическую деятельность.

Во время гражданской войны Князев отправился на фронт с агитвагоном Пролеткульта .

Репрессирован. Умер на тюремном этапе под Магаданом.

В 1992 году реабилитирован.

Не Есенин

Виктор КУЗНЕЦОВ ТАЙНА ГИБЕЛИ ЕСЕНИНА...Цель палачей и их порученца в морге Обуховской больницы: не допустить к осмотру тела поэта ни одного человека, ибо, повторяем, сразу же обнаружились бы страшные побои и - не исключено - отсутствие следов судмедэкспертного вскрытия. Поставленную передним кощунственную задачу негодяй выполнил - не случайно в 1926 году его печатали как никогда обильно. Иуда щедро получал свои заработанные на крови сребреники. Другого объяснения странного дежурства в мертвецкой стихотворца-зиновьевца трудно найти.

в ночь с 28 на 29 декабря 1925 года Князев сторожил тело Есенина в морге Обуховской больницы на Фонтанке

В маленькой мертвецкой, у окна,

Золотая голова на плахе.

Полоса на шее не видна -

Только кровь чернеет на рубахе.

Циничен, подл, нахален, пьян

Средь подлецов, убийц и воров

Был до сих пор один Демьян -

Ефим Лакеевич Придворов.

Но вот как раз в Великий пост

Из самых недр зловонной грязи

Встает еще один прохвост - «Поэт шпаны» - Василий Князев.

Не Есенин

В 1937 году Красного Звонаря расстреляли по статье 58-10

Он всю жизнь был ярым советским пропагандистом, только

в Кремле хотел видеть не диктатора Сталина и его окружение,

а Троцкого, Каменева, Зиновьева и им подобных.

Творчество

С 1905 начал активно публиковаться в различных сатирических журналах (под псевдонимами В. К., В-К-В, Васи­лий, Вася, Высоцкий и др.); наряду с этим увлекался фольклором , собирал пословицы и частушки . Вскоре после революции перешёл на сторону большевиков и регулярно писал агитацион­ные стихи для «Красной газеты », под разными псевдонимами: «Красный звонарь», «Красный поэт» и др.

Книги

  • Сатирические песни, 1910
  • Красное Евангелие, 1918
  • Песни Красного звонаря, 1919
  • Дети го­рода, 1919
  • Первая книга стихов (1905-16), 1919
  • О чём пел колокол, 1920
  • Капля крови Ильича, 1924
  • Книга избранных стихотворений, 1930
  • Последняя книга стихов (1918-1930), 1933
  • За четверть века (1905-30), 1935
  • Частушки. Избранные частушки Северного края.1936 г.

Примечания

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. - М .: РИК «Культура», 1996. - 492 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8

Ссылки

  • Князев, Василий Васильевич - статья из Большой советской энциклопедии
  • Князев, Василий Васильевич - статья из Литературной энциклопедии 1929-1939

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 18 января
  • Родившиеся в 1887 году
  • Родившиеся в Тюмени
  • Умершие 10 сентября
  • Умершие в 1937 году
  • Умершие в Магаданской области
  • Русские поэты
  • Поэты СССР
  • Поэты России
  • Сатирики России
  • Репрессированные в СССР
  • Сатирики Российской империи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Князев, Василий Васильевич" в других словарях:

    - (1887 1937), русский поэт, собиратель фольклора (см. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО). Сатирическая поэзия (сборники «Сатирические песни», 1910; «Двуногие без перьев», 1914); стихи о революции (сборники «Песни Красного Звонаря», 1919; «Красная ленинская… … Энциклопедический словарь

    Русский советский поэт. Родился в купеческой семье, в Тюмени. В 1908‒14 сотрудник «Сатирикона». Несколько стихотворений опубликовал в «Звезде» и «Правде» (1911‒12). Дореволюционная сатира … Большая советская энциклопедия

    - (1887 1937) русский поэт, собиратель фольклора. Сатирическая поэзия (сборники Сатирические песни, 1910; Двуногие без перьев, 1914); стихи о революции (сборники Песни Красного Звонаря, 1919; Красная ленинская деревня, 1925, и др.), в т. ч.… … Большой Энциклопедический словарь

    Современный поэт. Род. в Тюмени в купеческой семье. Печататься начал в 1905 в юмористических листовках и журналах, в "Сатириконе" и др. изданиях. Первую книжку "Сатирические песни" выпустил в 1910. Стихи К. той поры… … Большая биографическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Зеньковский. Василий Васильевич Зеньковский Дата рождения: 17 июля 1881(1881 07 17) Место рождения … Википедия Википедия

    Запрос «Колчак» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Александр Васильевич Колчак … Википедия

Камчатские рассказы

Василий Князев

Любовь и верность Нежность, ласка

Кому присущи эти чувства?

Любить, не требуя взамен…

Служить, не требуя наград…

О, наши верные друзья!

Любовь – их смысл бытия…

Василий Князев

© Василий Князев, 2015

© Надежда Печникова, иллюстрации, 2015

© Анастасия Есина, иллюстрации, 2015


Корректор Д. Уманская


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Я благодарен моей семье за бесценную помощь и поддержку моей любимой жене Светлане и сыну Станиславу.

Всем собакам, которые на протяжении моей жизни дарили мне любовь и верность. А именно:

немецкой овчарке Эльбе,

немецкой овчарке Герцогу – Гему,

чемпиону города Екатеринбурга 1989 по ОКД Алабаю Рою красавцу и умнице, который на протяжении 9 лет был преданным другом,

и конечно, Пальме, с которой я бок о бок отслужил два года книга которой и посвящается.


Без Вас этой книги просто бы не было…

Часть первая.

Рождение

Под звук волшебной трели соловья

Благоуханье нежных роз

Жизнь новая явилась к нам на свет

Что ждет ее?

Известно лишь творцу…

Василий Князев

Стоял жаркий летний солнечный день за окном о чем-то весело чирикали неугомонные воробьи, нежно шелестел листьями могучего дуба южный ветер и как будто, вся природа праздновала рождение новой жизни. В семье породистой с прекрасной родословной восточноевропейской овчарки появилось пополнение. Герда родила шестерых маленьких щенков. Они все были слепые, и жалобно скуля, едва родившись, начали искать у мамки молоко, чтобы утолить свой голод. Родилось четыре девочки и только два мальчика. Все они были разные и по поведению и по окрасу. Среди всех щенков выделялась одна девочка – ее шерсть была белого цвета без единого пятнышка, а размером она была даже больше мальчиков. Не успев, появиться на свет, она тут же заняла самую большую мамкину титьку, предварительно растолкав всех своих братьев и сестер и начала жадно посапывая сосать молоко.

Дни шли. Щенки через некоторое время начали видеть, они окрепли и превратились из маленьких пищащих комочков в настоящих щенков восточноевропейской овчарки. Через четыре недели в их маленькой семье установилась четкая иерархия. Заправляла всем наша «Белянка», а в услужении у нее были два мальчика, которые ей во всем помогали. Наша «Белянка» всегда была сыта, она сообразила, в каком соске у мамки больше всего молока и охраняла его от других щенков, не подпуская тех к вожделенному лакомству. Герда, видя, что другие щенки не всегда получают доступ к ее всего четырем соскам, в которых было молоко, пыталась приструнить слишком энергичную «Белянку», но та всегда добивалась своего, проявляя недюжинную сообразительность. Любимым ее развлечением было затаиться, как будто спит, а потом налететь на своего ничего, не ожидающего собрата сбить с ног и грозно рыча встать над ним, демонстрируя свое превосходство. Одним словом «Белянка» была самым сообразительным, энергичным из всего помета щенком. Поэтому и не удивительно, когда через 30 дней после рождения щенков пришли первые покупатели нашу «Белянку» забрали самой первой.

И началась ее новая взрослая жизнь…

Наши встречи не случайны…

Если друга ты завел

Ты в ответе за него

Помни, это – милый друг…

Василий Князев

Хозяева нашей «Белянки» оказались очень благополучной молодой семьей. Муж – по профессии был дипломат, и поэтому семья следовала за ним по всему свету, куда направит его руководство с Миссией туда они и едут. Его супруга занималась ребенком и домашним бытом. Время от времени она пыталась устроиться на работу, но как только она находила, что-либо подходящее, как специально мужа переводили в другую страну. Плодом их большой любви была маленькая красивая 10-летняя белокурая девочка, точная копия своей мамы. Свою дочь они обожали и готовы были потакать ее любым прихотям. Девочку звали Ланой – это красивое имя родители придумали вместе. Как-то раз их дочурка сидела и смотрела передачу про животных, в которой рассказывалось об овчарках. О том, какие они умные и преданные, ласковые и нежные и что такая собака будет настоящим другом всей семье.

Просмотрев всю передачу, Лана жалобно посмотрела на свою маму и спросила:

– Мам, давай заведем такую же овчарку.

На что мама ответила:

– Я не против, только вот возьмут Папу и отправят опять в другую страну, что тогда будем делать с твоим щенком?

– Давай, хотя бы вечером спросим Папу об этом, попросила дочь.

– Хорошо, давай спросим, согласилась мама.

Вечером пришел домой отец. Мама накрыла стол, и они сели ужинать. Во время ужина дочь встала, подошла к отцу и, забравшись к нему на колени, стала так жалобно, жалобно на него смотреть.

Отец, чувствуя какой-то подвох, улыбнулся и спросил дочь:

– Лана, говори, что ты хочешь от Папы.

Лана, хитро улыбнулась, и сказала:

– Пап, я хочу, чтобы у меня был настоящий друг, давай заведем щеночка?

Отец нахмурился, задумался и сказал:

– Лан, а если меня переведут в другую страну, что тогда мы будем делать с твоим щеночком?

– Пап, ну мы можем его забрать с собой, ответила дочь.

– Лан, не в каждую страну разрешают ввозить животных, даже со всеми прививками, ответил отец.

– Я понимаю, что тебе хочется, я тоже люблю собак, продолжил отец. Хотя вот уже 5 лет меня никуда не переводят, и насколько я знаю, мне «пророчат» должность руководителя дипломатической миссии. Ладно, дочь, но ухаживать, кормить, воспитывать, ты будешь сама. Договорились? Улыбнувшись, спросил отец.

Лана подпрыгнула от восторга и крепко чмокнув папу в щеку, сказала, серьезно глядя в глаза и приложив руку к сердцу как большая

– Папа, обещаю, я буду заботиться о нашем щеночке.

Начало нашего пути…

Что окружает нас с тобой?

Любовь, забота, нежность, ласка?

Иль зависть, грубость, черствость, маска?

Влияет все на нас с тобой….

Василий Князев

Молодая семья вошла в свой дом. На руках у дочки Ланы, завернутый в одеяло лежал скулящий комочек. Глаза девочки искрились от счастья, она осторожно опустила одеяло на пол, из него выползла наша «белянка» и, встав посредине гостиной, сразу начала делать свои «неотложные» дела. В центре гостиной образовалась маленькая лужа. Родители засмеялись. И отец сказал:

– Ну что, вот и первая твоя обязанность. На что Лана ответила:

– Папа я же давала обещание, чтобы буду ухаживать, к тому же через месяц, я научу нашу девочку не делать этого дома.

Мама улыбнулась и сказала:

– Дочка, это было бы замечательно.

– Теперь давайте проведем наше маленькое собрание, как мы назовем нашего щеночка, предложил отец.

– Давайте начнем, ответила мама.

Все начали предлагать, перебивая друг друга. Папа предлагал назвать как-то серьезно, все-таки настоящая овчарка, мама предлагала назвать как-нибудь нежно, все-таки она девочка. Одна Лана молчала и только наблюдала за действиями «Белянки». А «Белянка» тем временем начала исследовать гостиную. Первым делом она подошла к камину и, протянув свой носик к огню, жалобно пискнула, не поняв, что это ее так укусило за нос. Потом набравшись храбрости «Белянка» подняв шерсть на своей маленькой холке, пошла в наступление на огонь с грозным рыком. О ужас… Огонь ее укусил еще сильнее. «Белянка» – была сообразительным щенком и решила про себя, «ладно пока отступлю, там посмотрим, кто кого победит». Дальше «Белянка» по очереди обнюхала все диваны, кресла и вдруг она увидела, что-то странное в углу. Это было что-то зеленое и большое. Она осторожно подошла к этому «странному, зеленому» и начал его своим носиком нюхать. Запах ей очень понравился. Он был свежим, каким-то притягательным. «Здесь останусь» – решила «Белянка» и, свернувшись клубочком около пальмы (это странное зеленое – было простой комнатной пальмой) заснула. Лана наблюдавшая за щенком. Вдруг радостно воскликнула:

– Папа, мама, давайте назовем нашего щеночка Пальмой! Смотрите, как ей понравилось – это растение! Она даже уснула около него.

Родители посмотрели на щенка, на дочь и папа изрек:

– Ну что ж Лана, щенок твой и, наверное, будет правильно назвать щенка, так как ты предложила, к тому же действительно щенку определенно понравилась наша пальма. Так тому и быть.

Так у нашей «Белянки» появилось имя, которое она с гордостью пронесет через всю свою жизнь…

Детство, детство – счастливая пора…

Василий Васильевич Князев. Биография

Поэт.

Родился в купеческой семье, отец был поэтом, музыкантом, художником, мать - дочь ссыльного поляка К.Н. Высоцкого, видного культурного деятеля Сибири. Так расшифровывается один из псевдонимов Князева - Высоцкий К. Учился в гимназии в Екатеринбурге, затем в 1904-05 в земской учительской семинарии в Петербурге.

9 января 1905 участвовал в митингах и демонстрациях в Петербурге и из семинарии был исключен.

С 1905 печатается в разных жанрах - сатира, басни, пародии, частушки, революционные песни, баллады - в журналах «Поединок», «Гном», «Серый волк», «Застрельщик», «Скандал», «Овод», «Маски», «Сатира», «Булат» и др.

В 1905-07 выступает под псевдонимами Буревестник, Василиск, Язев, Княжевич и др. После поражения первой русской революции из оппозиционных к правительству журналов переходит в либерально-юмористические «Будильник», «Сатирикон», «Новый сатирикон» и др.

В 1910 издает сборник «Сатирические песни». Дед и отец Князева собирали народные пословицы; Князев последовал их примеру, много внимания уделил «Пословичной энциклопедии». Его книга «Жизнь молодой деревни. Частушки-коротушки Санкт-Петербургской губернии» (1913) была отмечена почетным отзывом Академии наук. Князев не только собирал фольклор, но и в своих стихах использовал фольклорные жанры - раешник, частушку, городской романс.

В 1914 издал в Петербурге книгу «Двуногие без перьев. Сатира и юмор».

Стихи 1905-16 были собраны в «Первой книге стихов», вышедшей в Петрограде в 1919. После Октябрьской революции Князев становится сотрудником «Красной газеты». Как отмечали в печати, «Князев первый вышел из рядов буржуазной печати и стал под красное знамя» (Вестник литературы. 1919. №3. С.9). В «Красной газете» ежедневно появлялись стихи-«набаты» («Песня набата», «Ночной набат» и др.) Красного звонаря, песни Красного поэта, беседы деда Нефеда, фельетоны Софронова внука из Великих Лук (псевдонимы Князева).

В 1918 Князев печатался и в газетах «Петроградская правда», «Северная коммуна», в сатирических журналах «Красный дьявол», «Гильотина», также в журналах «Красноармеец», «Красный командир», газете 7-й армии «Боевая правда», в газетах Москвы, Смоленска, Архангельска и др. Тогда же редактировал журнал «Красная колокольня», руководил стихотворным отделом «Красной газете», работал в «Боевой правде», выступал на митингах, участвовал в агитпоездках на фронт, там организовал фронтовую газету и «окопный театр».

Среди десятков и сотен его боевых агиток, пафосных и сатирических стихов, политических памфлетов и фельетонов самым знаменитым его произведением явилась «Песня Коммуны», опубликованная «Красной газете» 11 августа 1918. На многолюдных митингах восторженно повторяли ее рефрен: «Никогда, никогда, никогда, никогда коммунары не будут рабами!» Л. Полонский свидетельствует: «Комсомолец 20-х годов, я и сегодня, спустя 60 с лишним лет, помню, как упоенно пели мы эту песню в праздничных колоннах Первомая и Октября» (Полонский Л.- С.136).

Выступления Князева проходили триумфально. В «Красной газете» 23 октября 1918 сообщали: «Аплодисментами был встречен пролетарский русский Беранже Василий Князев». В «Правде» 13 августа 1919 писали: «Читал свои стихи В. Князев. Ему была оказана восторженная встреча». «Богатырь Коммуны», «наш красный Беранже», «любимый пролетарский поэт», «талантливейший пролетарский поэт» - так называли его в газетах. Его популярность была не только широкой, но и устойчивой - стихи из книг Князева «Красное Евангелие», «Красные звоны и песни» (обе - 1918), «Песни красного звонаря» (1919) перекладывались на музыку, переводились на иностранные языки.

Только в течение 1918 «Красное Евангелие» выдержало 4 издания. В этой книге автор новое, революционное содержание современности облекал в одежды известных народным массам христианских преданий. Так, Октябрьская революция осмысливалась как давно предреченное новое пришествие Христа - Мессии, «искупителя», которого нужно встретить достойно его великой миссии. Но вместо скорбного Христа в «Красном Евангелии» появлялся Христос-бунтарь: «Очисти душу - и воскресни во имя Красного Христа!» Образ Христа переосмысливался в революционном духе, чтобы возвысить Октябрьскую революцию, подчеркнуть ее мировое значение и космические масштабы,- таков смысл «Красного Евангелия». В годы Гражданской войны Князев издал 12 книг - «Песни красного звонаря», «Дети города» (обе - 1919), «О чем пел колокол», «Азбука возрождения транспорта» (обе - 1920) и др.

В 1924 изданы книги «Капля крови Ильича», «Фома Царьков».

В 1920-е Князев продолжил свою работу по сбору, изучению и изданию произведений фольклора.

В 1924 издал книги «Современные частушки. 1917-1922 гг.» и «Русь. Сборник избранных пословиц, присловок, поговорок и прибауток», в 1925 - «Частушки красноармейские и о Красной Армии», в 1928 - «Советские частушки». Фольклорные мотивы и приемы использованы и в оригинальных книгах Князева: «Красная ленинская деревня», «Красная казарма. Первомайская тальянка» (обе - 1925). Но, как писал В.В. Базанов, «при всех своих фольклористических увлечениях В. Князев не сумел достойно оценить фольклор новокрестьянских поэтов вообще и Н. Клюева в частности...» (Базанов В.В.- С.186); в книге «Ржаные апостолы» (1924) Князев резко критиковал Н. Клюева и других новокрестьянских поэтов.

В 1930 Князев издает «Книгу пословиц. Выборки из пословичной энциклопедии», в 1936 - «Избранные частушки Северного края».

В 1920-е, затем в 1930-е расширяет жанровый диапазон.

В 1920 Князев издает драму «Фабрикант и рабочий», в том же году в Архангельске отдельным изданием выходит инсценировка «Красного Евангелия». Только в 1923 Князев издает 4 книги для детей, в 1926 стихи для детей «Страшный сон».

В 1930 журнал «Звезда» публикует воспоминания Князева.

В 1934 под псевдонимом Иван Седых Князев публикует роман из жизни сибирского купечества «Деды». Основные стихотворные книги 1930-х: «Книга избранных стихотворений» (1930), «Последняя книга стихов» (1933), «За четверть века (1905-1930). Книга избранных стихотворений» (1935). Но затем внезапно замолчал - весной 1937 поэт революции был арестован по абсурдному обвинению в контрреволюционной агитации.