Что значит самоконтроль. Хэмминг

Самоконтроль как качество личности – способность не погружаться в чувственное наслаждение больше, чем необходимо, отвергать всё, что отклоняет от пути самоосознания, обращаться внутрь себя, осознавать и оценивать собственные действия, психические процессы и состояния.

В монастыре проводится посвящение в буддийские монахи, ну испытания разные, и до последнего этапа дошли три молодых человека. Последнее испытание: Каждому на естество привязывается колокольчик, и по одному запускают в комнату. А в комнате – девушки практически обнаженные танцуют, стриптиз, то, сё.

Первого запустили – колокольчик сразу – дзыннь!!! Настоятель ему: – Ты еще не умеешь себя контролировать. Иди, прими холодный душ и прочитай две тысячи молитв. Запускают второго. Он держится две минуты, потом раздается тихий звон колокольчика. Настоятель отправляет его принимать холодный душ и читать тысячу молитв.

Подошла очередь третьего. Зашел он туда, девушки танцуют вокруг него, практически все с себя поснимали, а ему хоть бы хны. Ну, настоятель обрадовался: – Молодец, ты достиг высшей степени самоконтроля! Теперь ты можешь пойти принять душ со своими товарищами, молитв читать не надо. И тут раздался тихий звон колокольчика…

Когда человек теряет самоконтроль, он становится придатком своих мыслей. Один римлянин, чтобы не забываться, поручил своему рабу каждый раз, когда он начинает сердиться или болтать лишнее, бить его по голове надутым бычьим пузырем, наполненным сухим горохом, что ему напоминало о самоконтроле, чтобы он не забывался.

Будда обратился к своим ученикам: - В отношениях с мирскими людьми следует соблюдать величайшую осторожность. Как проходит по тернистому пути босой, осторожно ступая, так должен проходить по деревне мудрец. Как пчела не уничтожает ни краски, ни запаха цветка, но только снимает его нектар и улетает далее, точно так же должен проходить по деревне мудрый. Ученик должен размышлять сам про себя так: когда я шёл через деревню и собирал милостыню, возникли ли в моих помыслах от воспринятых глазами образов удовольствие, вожделение или ненависть, смущение или гнев? Пристально всматривайтесь в себя, как молодая женщина рассматривает своё лицо в чистом зеркале. Заметив на нём нечистоту или пятно, она старается устранить их, а если не видит никакой нечистоты и никакого пятна, то и радуется: «Вот прекрасно! Как я чиста». Точно так же и ученик, убедившись, что он ещё не свободен от всех дурных побуждений, должен заботиться о том, чтобы стать свободным от них. Если же он увидит, что свободен от всех дурных и вредных побуждений, то должен быть доволен и весел. Блажен человек, приучивший свои помыслы к добру!

Самоконтроль – это способность установить в себе безоговорочную власть разума. Разум контролирует ум и чувства. Когда он мускулист, и ложное эго трусливо «поджимает хвост». Захватив власть над этой беспокойной троицей, разум легко вписывает в зону своего контроля мысли, язык и эмоции. Это не означает, что самоконтроль подавляет эмоции. Вредное, к слову сказать, занятие. Просто он умеет управлять эмоциями, умеет держать в узде неугомонный ум, следить за его болтовней и способен справиться с неподвластным болтунам языком. Единовластие позволяет разуму управлять временем человека, духовно развиваться, соблюдать режим дня, следить за питанием и отдыхом, словом, вести здоровый, гармоничный образ жизни. Самоконтроль – это ни в коей мере не удар по своим возможностям, это не окрик: «Нельзя!». Это подарок себе в форме возможности выбирать, делать осознанный, тщательно продуманный выбор.

Самоконтроль может быть проявлен и осознан человеком только в процессе бескорыстного служения людям. Задайтесь вопросом: может контролировать себя эгоист, погруженный в своё чувственное наслаждение? Конечно, нет. Эгоист живёт для себя, ему не понятен феномен самоконтроля. Когда тянешь одеяло на себя, ложное эго блокирует разум, и самоконтроль становится невозможен, ибо за него отвечает разум. Бесконтрольный ум и чувства думают в режиме «Я хочу больше, лучше, красивее, моложе, богаче». Всё, что вписывается в этот режим, признаётся истиной, что противостоит и напрягает — безоговорочно попадает в ряд лживых утверждений. Например, жена изменяет мужу. Разум у неё в данной ситуации отключен, самоконтроль отсутствует, иначе бы она призадумалась, к каким последствиям может привести измена, то есть задумалась бы, как воспримут это дети, муж, окружающие. Ум и чувства говорят изменщице, что им нравится такое поведение. Ложное эго тоже думает только о себе, ему наплевать на мужа. Словом, как в анекдоте. Любовник говорит возмущенному мужу: — Не пойму я вас – Ивановых. Она говорит: «Нравится», а ты: «Не нравится». Иными словами, пока человек стоит на позициях эгоизма, то есть живет для себя, ему не познать истинную силу самоконтроля.

Самоконтроль – это состояние, когда человек выполняет свой долг, свои обязанности в спокойном состоянии ума, не думая, получится или не получится. Самоконтроль предполагает знание, как жить в соответствии с законами мироздания, быть гармоничной и умиротворенной личностью. Такое знание позволяет правильно выбрать тип поведения, ведущий к благости. С этого и начинается самоконтроль. Предположим, человек решил воспитать в себе добродетель самоконтроля. Из авторитетных источников он почерпнул знания, как соблюдать режим дня и начал строго следовать данному знанию. Он по-прежнему выполняет свой долг и обязанности, но в спокойном состоянии ума, не думая, получится или не получится. Кроме того, благостный режим дня постепенно изменяет его и окружение в лучшую сторону. Еще бы. Одно соблюдение режима дня научит человека избавляться от ненужных желаний, терпеть в себе позывы чувств.

Истинный самоконтроль лишен избирательности – в одном месте веду себя так, а в другом, как вздумается. Он повсеместен и всегда безупречен. Рассказывают, был один диктор, всю жизнь проработал на радио, был известен и знаменит. И все его друзья и коллеги знали за ним такую черту: если он в эфире, значит на нём обязательно костюм и галстук. Над ним смеялись: «Тебя же всё равно не видно; зачем ты так одеваешься?», - но он всегда отшучивался. И вот однажды его пригласили выступить на телевидении. Была передача, посвящённая старейшим сотрудникам радио. Впервые его увидят люди, которые узнавали его лишь по голосу. Перед началом записи передачи к диктору обратился режиссёр: - Вы обычно никогда не опаздываете, но сегодня вы приехали позже на 10 минут. Это не страшно, но мне всё же интересно, почему? - Дело в том, - ответил диктор, - что в самый последний момент, когда я уже одевался, я обнаружил, что у меня нет новых носков. Меня впервые пригласили на телевидение, и я подумал, что просто быть в чистых - этого мало. Надо быть в новых. Мне пришлось заехать в магазин за носками. - Но зачем вам новые носки? - удивился режиссёр. - Вы могли бы вообще прийти без носков, потому что мы будем снимать только крупный план, по пояс. - Понимаете, для того, чтобы быть безупречным в кадре или в эфире, я должен чувствовать себя безупречным во всём, начиная с белья и заканчивая исправной шариковой ручкой в моём кармане. А если на мне дырявые носки или грязная обувь, я уже не безупречен.

Самоконтроль – это строгий цензор, отталкивающий всё, что мешает личностному росту и самосознанию. Во всём должна быть мера. К примеру, мужчина, стремясь больше заработать, начинает вкалывать, как ломовая лошадь. Оправдывая свои действия желанием обеспечить семью, он, тем не менее, впускает в свою семью тлен запустения. Когда появляется чрезмерный интерес к деньгам, страдают другие константы человеческой жизни – здоровье, семейное счастье и знание. Мужчина приходит домой усталый и раздраженный, с женой отношения натянутые, дети забыли, когда видели отца, здоровье начинает шалить. Деньги разлетаются, и в сухом остатке лишь разочарование и негодование: «Я ведь ради вас старался», на что самоконтроль ему отвечает: «Человек должен искать истинное счастье, а не то, которое он сам себе выдумал. Ты забрал у себя и у своей семьи время, предназначенное для счастья. Ты решил время компенсировать деньгами. И что получил? Неблагодарность, болезни и страдания».

Работать, как ишак, — это отступление от норм жизни, ничего не имеющего общего с самоконтролем. Пахать, как папа Карло, — значит, погрузиться в страсть. Многие люди из жадности забывают о сне и отдыхе. Привязав свой ум к какой-нибудь вещичке, машине или дому, они все свои действия направляют в русло, как бы быстрее заработать деньги на покупку предмета своего вожделения. Это не самоконтроль. Это нырок в омут страсти, злоупотребление другими сферами своей жизни. Самоконтроль – это движение в сторону благости. Там, где нет активности, радости и счастья, нет и самоконтроля.

Самоконтроль – это умение обращаться внутрь себя. Это качество личности – одна из характеристик свободы и ответственности личности. Джон Мильтон писал: «Кто царствует внутри самого себя и управляет своими страстями, желаниями и опасениями, тот более чем царь». Человек ищет ответы на свои вопросы либо снаружи, либо внутри. Чувства должны быть обращены внутрь, а не наружу. В последнем случае самоконтроль отсутствует. Человек не желает брать ответственность за свою жизнь и любые трудности и горести, обрушившиеся на его плечи, сваливает на других, злой рок, обстоятельства, карму, наследственность или козни злыдней. Кто винит других, с самоконтролем не дружит. Самоконтроль – это когда я виноват в моих проблемах.

Один голубь постоянно менял гнёзда. Неприятный, острый запах, исходивший от этих гнёзд, был невыносим для него. Он горько жаловался на это мудрому, старому, опытному голубю. А тот всё выслушивал его и кивал головой, но, наконец, сказал: - Посмотри внимательно - оттого, что ты постоянно меняешь гнёзда, ничего не меняется. Запах, который тебе мешает, идёт не от гнёзд, а от тебя самого.

Булат Окуджава в контексте этой мысли писал:

Осудите сначала себя самого,
Научитесь искусству такому,
А уж после судите врага своего
И соседа по шару земному.

Научитесь сначала себе самому
Не прощать ни единой промашки,
А уж после кричите врагу своему,
Что он враг и грехи его тяжки.

Не в другом, а в себе побеждайте врага,
А когда преуспеете в этом,
Не придется уж больше валять дурака —
Вот и станете вы человеком.

Петр Ковалев 2013 год

Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.
В.А. Иванников, Ю.М. Орлов | Яндекс.словари | Социальная психология. Словарь

Самоконтроль - это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов, в частности при склонности к навязчивым влечениям, подверженности импульсивным порывам и сильной зависимости от внешних влияний.
Б. Д. Карвасарский | Психотерапевтическая энциклопедия

  • Самоконтроль – это умение подчинить эмоции собственному разуму.
  • Самоконтроль – это осознание собственного несовершенства и стремление действовать так, как если бы человек был совершенен.
  • Самоконтроль – это сила характера, помогающая подавлять излишние эмоции, контролировать чувства и изживать комплексы.
  • Самоконтроль – это готовность в каждый момент времени действовать наиболее рационально и правильно, вне зависимости от собственного внутреннего состояния.
  • Самоконтроль – это не бесстрашие, но пренебрежение страхом; не легкомыслие, но быстрота работы разума; не шоры, но границы дозволенного.
  • Самоконтроль – это волевое качество, необходимое каждому успешному человеку, занимается ли он выращиванием картофеля или командует армией.

Преимущества самоконтроля

  • Самоконтроль даёт возможности – управлять своими действиями и эмоциями.
  • Самоконтроль даёт свободу – от внешних ограничений.
  • Самоконтроль даёт спокойствие – основанное на уверенности в собственных силах, способностях и разуме.
  • Самоконтроль даёт уважение – как самоуважение, так и уважение окружающих.
  • Самоконтроль даёт умение – управлять не только собой, но и людьми.
  • Самоконтроль даёт терпение – для преодоления внутренних недостатков и внешних препятствий.

Проявления самоконтроля в повседневной жизни

  • Экстремальные ситуации. При возникновении форс-мажора большая вероятность выйти из ситуации без потерь – у людей, обладающих способностью к самоконтролю. Без самоконтроля эмоции овладевают человеком, туманят рассудок и провоцируют на нерациональные действия.
  • Государственная деятельность, дипломатия. Умение контролировать эмоции и слова, умение даже в самых сложных ситуациях искать компромиссы – это проявление самоконтроля дипломатов и государственных деятелей.
  • Бытовые ситуации. Человек, умеющий погасить ссору, не допускающий эмоционального взрыва – обладает способностью к самоконтролю.
  • Спорт. Занятия спортом зачастую связаны с ограничениями – диета, особый режим дня и тренировок. Спортсмен, живущий в соответствии со всеми требованиями – проявляет способность к самоконтролю.
  • Личные финансы. Человек, умеющий ограничивать свои потребности в соответствии с имеющимися финансовыми возможностями – проявляет способность к самоконтролю.

Как достичь самоконтроля

  • Соблюдение режима. Человек, приучившийся к соблюдению строго режима – развивает в себе способность к самоконтролю.
  • Семейное воспитание. Подавая детям пример сдержанности, неконфликтности в общении, взрослые воспитывают в них привычку к самоконтролю и сами приучаются контролировать себя.
  • Самосовершенствование. Вырабатывая в себе пунктуальность, строго исполняя взятые на себя обязательства и данные обещания человек приучается к самоконтролю.
  • Психологические упражнения. Психологические тренинги и упражнения могут помочь человеку научиться сдерживать свои эмоции и не позволять им властвовать над разумом.

Золотая середина

Самопопустительство | полное отсутствие самоконтроля

Самоконтроль

Самоистязание | излишнее увлечение самоконтролем и самоограничением

Крылатые выражения о самоконтроле

Чтобы понимать и прощать, необходимо овладеть характером и выработать самоконтроль. - Дейл Карнеги - Самоконтроль – главный элемент собственного достоинства, собственное достоинство - главный элемент смелости. - Фукидид - Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям. - Цицерон - Торжество над самим собой есть венец философии. - Диоген - Власть над собой – самая высшая власть, порабощенность своими страстями – самое страшное рабство. - Лев Толстой - Пьер Фега, Тара Микаэль / Йога Йога – это далеко не только набор «поз» и методы дыхания, предназначенные для оздоровления. Это древние учение о самоконтроле, познании себя и глубокой духовной трансформации. Кухулин К. / Путь воина: Духовное руководство по освобождению сознания от страха и обретению контроля над собой Многие люди идут по жизни путем наименьшего сопротивления, но рано или поздно приходит момент ясности. Все ситуации, которые мы не решились пройти, будут повторяться с нами снова и снова. Встав на путь воина, обретя мужество и контроль над эмоциями, мы начинаем двигаться к той жизни, которую можно по праву назвать достойной и полноценной.

Выработать самоконтроль – задача непростая, но ведь можно внести изменения в свою жизнь и справляться с импульсивностью. Чувство контроля над собой и своими действиями приведет к ощущению большего контроля над своей жизнью, чувству силы и власти над тем, кто вы есть, а также к повышению чувства собственного достоинства.

Шаги

Самоконтроль в момент появления желания

    Научитесь распознавать импульсивные мысли. Наличие стратегий, помогающих противостоять искушению в момент импульса, поможет вам выработать самоконтроль. Для начала составьте список тех привычек в своем поведении, которые вы хотели бы контролировать, и ситуаций, которые часто провоцируют это поведение. Если вы сумеете распознать те моменты, когда у вас возникает желание действовать импульсивно, вы будете более готовы создать люфт между желанием и действием.

    Установите временные ограничения для импульсивных мыслей. Создание пространства в мышлении поможет вам пересмотреть свои действия с более рациональной точки зрения. Это также поможет вам научиться создавать отсрочку в своих действиях, а не просто действовать на поводу желаний.

    • Например, если трата денег или покупки – это одна из областей, в которых вы хотите развить самоконтроль, возьмите в привычку делать двадцатичетырехчасовую паузу, прежде чем что-либо покупать. Можно записывать в небольшой блокнот, что вы хотели купить, и через двадцать четыре часа пересмотреть свой список и решить, действительно ли вам нужны эти вещи.
  1. Попробуйте дышать животом. Этот совет может стать полезным, если вы пытаетесь бросить курить или обуздать свои привычки в питании. Если у вас возникла тяга к сигарете или еде, вместо того чтобы сразу же поддаваться этой тяге установите на телефоне таймер на пять минут, и сосредоточьтесь на дыхании животом. Напомните себе, что тяга – это всего лишь тяга, она не является необходимостью. Возьмите пятиминутный тайм-аут, подышите и представляйте, как тяга медленно улетучивается с каждым вашим выдохом. Обратите внимание на то, что вы чувствуете. Вы все еще хотите бездумно есть или поддаться желанию покурить?

    Найдите здоровое отвлечение. Вам будет труднее избежать тяги, если вы просто сидите и зацикливаетесь на ней. Лучше признайте свое желание и активно пытайтесь отвлечь себя чем-то другим. Это помогает отвлечь разум от фактора, вызвавшего тягу, и дает возможность действительно решить, хотите ли вы поддаться импульсу.

    • Иногда бывает полезно делать что-то руками, например, вышивать, вязать, делать оригами или даже писать текстовое сообщение другу.
  2. Найдите другое занятие. В дополнение к кратковременным «отвлечениям» активно пытайтесь заменить привычки в поведении, которые вы хотели бы контролировать, отдельными альтернативами. Дав себе больше времени успокоить ум, вы сможете принимать более ясные, независимые решения.

    • Например, если вы пытаетесь прекратить бездумно тратить деньги, можно выйти на прогулку в парк или лес, где у вас не будет возможности что-то купить. А если вы пытаетесь контролировать переедание, выработайте у себя привычку отправляться на пробежку или в спортзал, когда чувствуете прилив желания поесть лишнего.

    Самоконтроль в долгосрочной перспективе

    1. Составьте список привычек и моделей поведения, которые вы хотели бы контролировать. Если близкий человек намекнул на какую-то вашу привычку, примите к сведению этот намек. Помните, что истинное изменение идет изнутри, так что прислушивайтесь к своей интуиции и чтите собственные чувства, но также принимайте во внимание те отзывы, которые вы получаете от близких. Вы должны быть привержены изменениям и выработке самоконтроля, чтобы по-настоящему изменить свое поведение.

      • Например, это может быть курение, переедание, привычки в работе, продуктивность, алкоголь, контроль над вспыльчивостью, покупками, тратой денег, так далее.
    2. Выберите основную модель поведения, которую вы хотели бы контролировать. У всех нас есть области жизни, в которых нам пригодилось бы больше дисциплины и самоконтроля, так что не будьте слишком строги к себе и не торопитесь. Посмотрите на свой список и выберите то, над чем вы бы хотели работать. Изменение привычек требует времени, а выработка самоконтроля требует усилий. Уважайте свою энергию и ставьте перед собой реалистичные цели, которых возможно достичь.

      • При выборе помните, что вы можете контролировать только собственное поведение. Например, не стоит выбирать что-то вроде “иметь хорошие отношения с родителями”, так как это также требует усилий со стороны ваших родителей. Будет лучше сформулировать цель так: “улучшить свои привычки в общении с родителями”, так как в этом случае она зависит только от вашего поведения.
      • Будьте реалистом в том, какие изменения вы сможете внести, которые вписывались бы в вашу жизнь, ваше время и ваши способности. Если вы пытаетесь изменить все и сразу, какими бы амбициозными ваши цели ни были, вы рискуете саботировать свои усилия и сдаться.
    3. Исследуйте модели поведения. Постарайтесь узнать как можно больше о том, как другие вырабатывали самоконтроль в подобных ситуациях. Спросите своих друзей и близких, которые совершили такие же изменения в своей жизни. Поищите в интернете информацию о том конкретном поведении, которое вы пытаетесь изменить.

      • Например, если вы решили избавиться от привычки переедать, найдите книги об импульсивном питании (или расстройствах пищевого поведения) и узнайте как можно больше полезных стратегий в том, как выработать самоконтроль в питании. Например, можно завести дневник питания и записывать в него все стратегии, которые вам попадутся. Это даст вам больше возможностей открыть для себя то, что будет работать именно для вас.
    4. Честно следите за собой. Ведите личный дневник, чтобы вы могли индивидуализировать опыт внесения изменений. Развитие сознательности собственных эмоциональных факторов, которые становятся причиной импульсивности и недостатка самоконтроля помогут вам распознать нежелательное поведение. Воспитание осознания импульсивного поведения поможет вам почувствовать больше контроля над собой, а также поможет в принятии решений о том, как вы хотите вырабатывать самоконтроль. Все зависит от того, что подходит именно вам, а развитие самообладания начинается с осознания того, почему иногда вы бываете импульсивны.

      • На примере переедания, посмотрите, как вы чувствуете себя, когда начинаете импульсивно есть. Вы заметили, что начинаете бесконтрольно есть, когда испытываете стресс? Возможно, вы чрезмерно много едите, когда празднуете что-то. Вы заметили, что переедаете, когда чувствуете беспокойство или грусть?
    5. Ставьте перед собой реалистичные цели. Часто бывает так, что не удается выработать самоконтроль именно потому, что вы разочаровываетесь в себе, потому что не смогли измениться в одночасье или не можете сразу же бросить вредную привычку. Настройтесь на успех своих усилий, ставя перед собой реалистичные цели и постепенно уходя от привычки, не пытайтесь бросить все в одночасье.

      • Например, если вы пытаетесь выработать самоконтроль в компульсивном питании, не пытайтесь сразу же перейти только на фрукты и овощи, ведь это слишком резкое изменение рациона, не говоря уже о том, что невозможно поддерживать такую диету длительное время.
    6. Отмечайте свой прогресс. Всегда помните, что главное – это прогресс, а не совершенство. Ведите календарь, специально предназначенный для ваших стараний. Отмечайте в нем те дни, в которые вам, кажется, не хватало самообладания, и делайте записи в дневнике о том, что предшествовало этому, что могло вызвать импульсивное поведение. Чем больше вы осознаете себя и свои модели поведения, тем легче вам будет увидеть наступление трудного времени.

      • Например, возможно, праздники для вас – напряженный период, и вы замечаете, что едите в это время намного больше просто из-за давления всех дел, которые вам нужно переделать. В следующем году вы будете знать, что праздники – этот тот период, когда самоконтроль становится для вас сложной задачей, тогда вы будете готовы усилить стратегии, которым вы научились, изучая информацию о переедании.
    7. Мотивируйте себя. Определите для себя конкретные причины, из-за которых вы хотите контролировать поведение, и постоянно напоминайте себе о них. Постарайтесь найти в себе внутреннюю мотивацию и делайте записи о ней в своем дневнике. Можно также написать список причин на небольшом листочке и постоянно носить его с собой в кошельке или сумочке или же запрограммировать напоминания на телефоне.

      • Например, вы пытаетесь выработать самоконтроль при отказе от курения. Вы можете записать стоимость покупки сигарет, их воздействие на ваше здоровье, запах, уход за зубами, и так далее. Кроме того, составьте список всех положительных последствий отказа от курения. Можно включить в этот список такие пункты: больше денег на другие, более полезные растраты, белые зубы, облегчение дыхания, и так далее. Запишите все те причины, которые могут мотивировать вас бросить курить.
    8. Направьте энергию на положительные модели поведения. Постарайтесь найти новые привычки, которые заменят то поведение, которое вы хотите контролировать. Рассматривайте этот процесс как путь к открытию того, что работает именно для вас. И постарайтесь не отчаиваться, если определенная стратегия не совсем вам подойдет, просто перейдите к чему-то другому. Забота о себе укрепит ваши активные попытки измениться и развить больший самоконтроль.

    9. Найдите новое хобби. Погружение в новое хобби, например, машины, паззлы, мотоциклы, спорт или живопись, – помимо несчетного количества других возможных увлечений – может быть замечательным отвлечением во время выработки самоконтроля. Частью изменения поведения является замена этого поведения чем-то более здоровым и не вызывающим импульсивности.

      • В интернете существует много ресурсов, к которым вы можете обратиться, чтобы начать этот процесс. Это может быть, например, Pinterest или другие социальные медиа-группы, где вы можете познакомиться с другими людьми со схожими интересами.
    10. Побуждайте себя к изменениям. Активно побуждайте себя вносить в свою жизнь желаемые изменения. Положительное отношение может действительно повлиять на вашу способность к выработке самоконтроля. Не будьте слишком строги к себе, если вам кажется, что вы не достигаете намеченных целей. Сосредоточьтесь на постоянном приложении усилий и отпускайте воспринимаемые неудачи. Просто попытайтесь снова.

      • Используйте дневник, чтобы перефразировать негативные утверждения, если вам кажется, что вы поддались импульсу, а не продвинулись к цели. Например, если ваша цель – перестать импульсивно тратить деньги, но вы сходили на шоппинг, снова пересмотрите свои цели и напомните себе, что у вас был очень плохой день. Запишите в дневнике то, как вы могли бы поступить по-иному в следующий раз, например, вы могли бы отправиться на занятие по йоге. Похвалите себя за свою осознанность и будьте готовы пробовать снова.
    11. Используйте свою систему поддержки. Дайте своим друзьям и близким знать, что вы пытаетесь изменить свое поведение. Спросите у тех, кто вас поддерживал, можете ли вы позвонить или написать им, если вам понадобится поддержка. Чтобы поверить в себя и изменить свою жизнь, нужно также позволить другим людям помочь вам. Хотя самомотивация играет важнейшую роль в выработке самоконтроля, если вы позволите другим людям в вашей жизни подбодрить вас, мотивировать, выслушать, когда вам это нужно, это поможет вам укрепить вашу решительность внести изменения.

    12. Если вы боретесь с употреблением алкоголя или других веществ.
    13. Если у вас выработалось опасное или зависимое сексуальное поведение.
    14. Если вы неоднократно оказывались в оскорбительных или опасных отношениях.
    15. Если вы пытаетесь контролировать свой гнев или вспышки ярости и в процессе причиняли вред себе или кому-либо другому.
  • Изменения не наступят в одночасье, поэтому запаситесь терпением и сохраняйте спокойствие.
  • Не забывайте высыпаться. Это поддержит ваше физическое и психическое здоровье, а также позволит вам отдохнуть от мыслей о своем поведении.
  • Установите себе систему легкого наказания. Например, если вы грызете ногти, то каждый раз, когда поймаете себя на этом, отправляйтесь выполнять какую-то домашнюю работу или услугу, или жуйте жвачку, чтобы отвлечься от привычки и не найти себе какую-нибудь новую.
  • Не наказывайте себя за совершение ошибок. Люди не идеальны. Каждый может совершить ошибку.

Предупреждения

  • Не увлекайтесь своим желанием получить контроль. Вредно, например, совсем не есть. Не позволяйте самоконтролю стать еще одной зависимостью.
  • Распознавайте ситуации, когда друзья или близкие побуждают вас к деструктивному поведению. Иногда окружающие люди провоцируют нас на развитие вредных привычек. В таких ситуациях нужно сделать шаг назад и знать, когда сказать: “Ребята, я просто не могу сейчас участвовать в этом”. Если они будут настаивать, спросите: “Вы знаете, что мне это приносит вред?”. Посмотрите, улучшится ли после этого их поведение.

сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с нек-рыми субъективными нормами и представлениями. Становление С. - один из центр, механизмов социализации; оно связано с усвоением и принятием человеком выработанных обществом норм поведения, преобразованием этих норм во внутренние механизмы саморегуляции (см. Интериориза-ция).

В результате С. осуществляется осознанный выбор допустимых и наиб. приемлемых форм реагирования на обстоятельства окружающей действительности. Важным моментом С. выступает самоограничение, способность отказаться от непродуктивных и не одобряемых обществом реакций. Эта способность не присуща человеку изначально, а формируется постепенно по мере развития личности.

Ребенок появляется на свет как биол. существо, для к-рого не характерны социальные формы регуляции поведения. Первоначально движущим механизмом активности младенца выступают его элементарные побуждения и потребности. Их удовлетворение находится всецело в руках взрослых, и ребенок лишь способен заявлять о своих побуждениях в форме простейших реакций (плач, крик, двигательная активность). Развитие ребенка состоит в постепенном освоении им целесообразных практич. действий. Этот процесс осуществляется в общении со взрослым, к-рый направляет.н. регулирует действия ребенка, демонстрирует подлежащие усвоению образцы поведения, осуществляет оценку и контроль. Родители и воспитатели не только предлагают ребенку определенные способы поведения, но и демонстрируют те последствия, к к-рым приводит то или иное действие. В результате многократных повторений ребенок постепенно обретает способность предвидеть результаты того или иного шага. Со временем этот предвосхищаемый результат становится самостоятельным и достаточным регулятором активности. Ребенок оказывается способным уклониться от определенного действия, влекущего нежелательные последствия только потому, что мысленно во внутреннем плане представляет себе эти последствия и не желает их. Освоение этой способности связано с разрешением определенного внутр. противоречия. С одной стороны, импульсивные побуждения ребенка толкают его на нек-рые шаги, с другой стороны, уже существует опыт торможения подобных побуждений внеш. воздействием (неодобрение, наказание и т. п.). Исход такого противоречия может быть различным. Если ребенок имеет достаточную возможность удовлетворения своих осн. потребностей и внеш. регуляторы не повергают его в ситуацию депривации, то он оказывается вполне восприимчивым к разумным ограничениям и постепенно осваивает их как собственные регуляторы поведения. Но в условиях избытка ограничений, когда эмоциональные, познавательные и др. потребности ребенка блокируются, противоречие между собств. побуждением и внеш. ограничителем переживается болезненно. От взрослого также зависит, чтобы самоограничение, производное от внеш. ограничения, не выступало для ребенка только своей негативной стороной, но было бы поощрено и одобрено. Становление С. происходит по мере осознания ребенком того факта, что выбор оптимального решения есть не отказ от цели, а способ ее достижения приемлемыми средствами.

В обстановке избыточных и излишне строгих ограничений, характерной для авторитарного воспитания, внеш. требования воспринимаются как враждебные и чуждые; не происходит их присвоения в качестве собственных, внутренне присущих человеку норм. При этом формирование способности к С. затруднено; ребенок не только не стремится усвоить социальные нормы, но, демонстрируя следование им из-за страха наказания, пытается при любой возможности их обойти. Ситуация тотального внеш. контроля приводит к негативному результату: у ребенка не формируется способность к самостоятельной нравств. оценке.

Другой нежелательный вариант воспитательной стратегии - т.н. попустительский стиль, когда побуждения ребенка недостаточно регулируются старшими. В этих условиях ребенок просто не имеет возможности освоить механизмы саморегуляции и самоограничения.

Оптимальная пед. стратегия состоит в поэтапном разграничении контролирующих и оценивающих функций взрослого и ребенка. На каждом возрастном этапе соотношение внеш. и внутр. регуляции меняется, пока человек не достигает способности полностью самостоятельно оценивать и направлять свое поведение. Достижение этой способности отчасти и знаменует собой наступление психол. и социальной зрелости.

Лит.: Кон И. С., В поисках себя, М., 1984; Берне Р., Развитие Я-концепции и воспитание, пер. с англ., М., 1986; Ольшанский Д. В., «Я сам!», М., 1986; его же, Взросление «Я», М., 1988; Осницкий А. К., Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности, М., 1986; Орлов Ю. М., Самопознание и самовоспитание характера, М., 1987; Как построить свое «Я», под ред. В. П. Зинченко, М., 1991; Karoly Р., Self-management prob-lems in children, в кн.: Behavioral assesment of Childhood dicokders, N. Y., 1981.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Есть люди волевые, которые даже не задумываются о том, чтобы развить самоконтроль, а есть те, для кого отсутствие этого качества становится реальной проблемой. Рассмотрим в статье, что это такое и как этого можно достичь и развить.

Определение и особенности

Самоконтроль — это проявление воли человека, черта характера и образ жизни. Не каждый от природы рождается с таким качеством. Как правило, оно формируется на протяжении всей жизни. Но зачастую развитие может не произойти вовсе, если человек не приложит к этому усилий.

Говоря простыми словами, психология самоконтроля — это умение контролировать себя, привыкать к распорядку дня, деятельности. Также это качество включает в себя борьбу с ленью. Но главным преимуществом является то, что человек может держать себя в руках, когда все идёт не по плану или другие люди чуть ли не выводят его.

Самоконтроль также помогает человеку как личности идти к поставленной цели и добиваться большего, чем расслабленным людям, которым трудно взять себя в руки. И ещё это очень сильно влияет на самооценку в лучшую сторону.

Примеры

Есть очень много в учебниках по обществознанию примеров самоконтроля. Школьники обычно изучают это общим курсом. Но стоит согласиться с тем, что можно начинать задумываться о приобретении этого качества ещё в подростковом возрасте.

Очень наглядные примеры:

  • Человек понимает, что нужно прочитать книгу/выполнить уроки/доделать работу, но все ещё не сделал этого. Самоконтроль — это когда он может отказать себе в прогулках с друзьями или бездумному просмотру телевизора, если не начаты более важные запланированные дела.
  • Один приятель кричит на другого, но второму хватает силы воли держать себя в руках, чтобы тоже не «взорваться». Это называется самоконтролем поведения.
  • Работник никогда не откладывает свою работу и идёт чётко по плану, ни при каких обстоятельствах не отходя от него. К примеру самоконтроля как внутреннего контроля личности также можно отнести возможность организовывать себя и отказываться от безделья, бездумного времяпрепровождения и многого другого.

  • И ещё к этому можно отнести, например, то, когда человек начинает регулярно заниматься спортом (бегать по утрам, ходить в тренажерный зал и т. д.). Стоит согласиться, что это все же проявление воли, ведь если человек до этого ни разу не занимался этим из-за лени, но хотел и смог побороть себя, то он вышел из зоны комфорта и развил самоконтроль.

Примеры из литературы

Пожалуй, в литературных произведениях существует очень много ярких наглядных сюжетов, где герой развивал свою волю, самосовершенствовался или, наоборот, впадал в саморазрушение. Такие примеры наиболее часто встречаются в художественной литературе, в основе идеи которой лежит борьба с самим собой.

Например, очень заметно по произведению Ивана Гончарова «Обломов», что два главных героя являются противоположностями друг другу: Штольц полон самоконтроля, а вот его друг Обломов не смог найти в себе стержень и энергию.

Как развить самоконтроль?

Для каждого человека путь развития своей личности индивидуален. Но есть ряд пунктов и способов для формирования в себе самоконтроля.

Можно начать заниматься спортом и следить за здоровьем, если вы не делали такого раньше, но хотели бы. Это не только будет полезно для организма, но и поможет выработать в себе особый стержень и твёрдость духа.

Также не лишним будет формирование распорядка дня. Становиться совой или жаворонком, если вы таковым не являетесь, не стоит, но вот высыпаться просто необходимо. Поэтому даже если вы привыкли спать по 4-5 часов и чувствуете недосыпание, то стоит проявить самоконтроль и следить за режимом.

Ещё одним отличным упражнением считается обычный счёт до 10/50/100, когда настроение такое, что хочется поругаться с кем-либо, поссориться, покричать. Грубо говоря, контроль эмоций — тоже важное и полезное качество в жизни.

Но в целом очень хорошо развивает самоконтроль способность человека против своей воли делать то, что нужно. Например, заставлять себя встать по утрам, сделать пробежку, сразу же выполнить важные дела, а только потом после всего оставить время на отдых. Также очень поможет постановка более крупных целей и планов, в отличие от списка дел на день. Но нужно тоже прилагать усилия, чтобы планируемое не оставалось мечтой, а рано или поздно реализовалось.

Следующий метод подойдёт далеко не всем. Это медитация. Кто-то становится от неё более раздражительным и не видит смысла в занятии, которое разве что время отнимает, а пользы не приносит. Но многие люди отмечают то, что такое единение с самим собой помогает сосредоточиться, собраться с мыслями и успокоиться. Таким образом, медитирование подходит людям, которые очень редко бывают одни и чувствуют, что у них избыток общения, а отдыха в одиночестве нет. Ведь действительно же нет ничего плохого в том, чтобы побыть пару минуток в день дома в расслабленном состоянии.

Как родителям помочь детям развить самоконтроль?

Существует очень много споров о том, что же сильнее влияет на развитие воли человека: гены, воспитание или же сама личность будучи уже взрослой. На это никто никогда не сможет ответить, ведь у всех бывает по-разному, но родители тоже могут внести свой вклад.

Для более младшего поколения (для школьников) подойдёт следующий приём самоконтроля: при решении примеров по математике и выполнении прочих упражнений стараться не отлынивать, а все выполнять до конца. Родителям важно проследить за этим, но ни в коем случае не принуждать, если чувствуете, что ваше чадо непоседливо и не очень любит делать уроки. Можно попробовать начать мотивировать ребёнка или награждать, если ему удаётся взять себя в руки.

Это касается не только учёбы, но и режима дня, здорового образа жизни, планирования целей и многого другого. Но вот давить с более дальними планами не стоит, так как порою дети ещё даже не задумываются о том, кем стопроцентно будут работать, какой путь в жизни они выбирают и т. д. Также родителям важно следить, чтобы ребёнок не ввязался в плохую компанию и не приобрёл вредных привычек, не начал саморазрушаться.

Книги о развитии воли

Существует очень много пособий о саморазвитии. Значительная часть из них направлена именно на мотивацию, чтобы побороть лень, развить полезные качества и, главное, самоконтроль:

  • Келли Макгонигал, «Сила воли. Как развить и укрепить».
  • Брайан Трейси, «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности».
  • Шэрон Мельник, «Стрессоустойчивость».
  • Дэн Дубравин, «Психология эмоций: чувства под контролем».
  • Уолтер Мишел, «Развитие силы воли».
  • Хайди Грант Хэлворсон, «Психология достижений».

Вместо заключения

В нашей жизни можно встретить очень много примеров самоконтроля. Для кого-то это так и остаётся непостижимо, но нужно помнить, что развить волю и побороть себя более чем реально при желании и упорстве. А вот насиловать себя не стоит никогда.