Как развивать компетенции. Обучение на опыте

Как сделать процесс обучения более вовлекающим? Как создать разнообразие в обучении? Как заинтересовать уже опытных участников, не «мучая» их теорией?

Для этого есть решение – подход Experiential Learning (обучение на опыте)!

Experiential Learning — это обучение, которое начинается с опыта и трансформирует его в знание, навыки, отношения, эмоции, ценности, убеждения и чувства.

В подходе Experiential Learning участники выполняют задание без предварительного освоения теории. Участников сначала погружают в ситуацию , где они получают опыт, а затем воодушевляют на рефлексию полученного опыта с целью развития новых знаний, установок или новых способов мышления (Lewis, L.H. & Williams, C.J.).

Основной принцип Experiential Learning заключается в том, чтобы поощрять, подталкивать людей к тому, чтобы они обдумывали, узнавали и доходили до понимания самостоятельно. Тогда результат обучения становиться для них действительно актуальным, и формируется внутренняя мотивация для использования полученного знания

Наши деловые игры, бизнес-симуляции и некоторые задания в тренинге мы выстраиваем в соответствии с подходом Experiential Learning.

Как мы это делаем?

  • Тренинг в подходе «Обучение на опыте»
  • Интеллектуальный тимбилдинг (игры по станциям)

Тренинги в формате «обучение на опыте» наполнены большим количеством игровых активностей, которые актуализируют осознание участников о том, что у них получается хорошо, а что – нет. Создают большую мотивацию на освоение теоретического материала.

Интеллектуальный тимбилдинг – уникальный формат знакомой многим с детства «игры по станциям». Задания для станций подбираются под конкретный запрос клиента с учетом типичных проблем в командном взаимодействии. Участники объединяются в команды, посещают разные станции, выполняют задания и осмысляют полученный опыт. В этом формате удается достичь баланса между мощным командообразующим эффектом и глубоким анализом своих действий и их последствий у каждого из участников.

Для кого обучение на опыте дает наибольший эффект?

  1. Опытные участники, которые давно учились в классе и нуждаются в дополнительной мотивации
  2. Те, кто успешен в деятельности и не видит путей для своего развития
  3. Участники, имеющие большой опыт обучения на классическом тренинге и уставшие от этого формата.

Мы используем игровые решения собственной разработки и наших партнеров RSVP Design (Великобритания) и MTa Learning (Великобритания). Все наши бизнес-симуляции разработаны командой

Большинство тренеров-консультантов имеют сертификаты Experiential Learning (Обучение через опыт), MTa Learning (Великобритания).

Обучение на опыте других - это самый простой способ подготовиться к будущему..  

Классическим примером обучения на опыте является авиационная промышленность США, которая за годы Второй мировой войны удвоила свое производство, сократив численность занятой рабочей силы в среднем на 20%.  


Рассмотрим процесс поиска в случае стабильных возможностей , но сначала исключим возможность обучения на опыте, приобретаемом в ходе этого процесса. Введем следующие обозначения х - прибыль или полезность, которую сулит определенная возможность f(x) - плотность распределения вероятностей величины х X - прибыль или полезность, обеспечиваемая лучшей из открытых до сих пор возможностей с - затраты на открытие дополнительной возможности (для простоты мы пренебрегаем неопределенностью, существующей относительно этих затрат).  

Предложенная К. Эрроу в 1962 г. концепция обучения на опыте была основана на явлении, отмеченном в авиационной промышленности США. Число часов работы, необходимое для сборки одного самолета на определенном монтажном стенде, постоянно уменьшается по мере того, как растет число произведенных самолетов. Обучение на опыте приводит к выигрышу времени. В ре-  

Модель обучения на опыте характеризует адаптивные (реактивные) стратегии. Подобные стратегии формируются поэтапно, циклически, при доминирующем воздействии импульсов извне, со стороны окружающей маркетинговой среды , получаемых непосредственно в ходе рыночной активности . Стратегия как бы вылепливается стратегом, который должен быть достаточно чуток к сигналам среды и гибко менять выбранную линию поведения. В таком случае стратегия может формироваться как спонтанно, так и управляемо, однако при этом уровень контроля сравнительно невысок, вмешательство осуществляется лишь под воздействием необходимости, а прогнозы рыночной конъюнктуры не разрабатываются. В современной отечественной ситуации, когда правила игры на формирующемся рынке и его характерные черты изменяются как в калейдоскопе, трудно предсказуемы и противоречивы, по такой модели стратегии вынуждено работать огромное большинство  

В результате разыгрывания трех фиктивных партий получены такие приближенные смешанные стратегии для игрока А - (0, 1/2, 1/2) для игрока В - (1/3, 1/3, d/З). Процесс улучшения этих стратегий путем обучения на опыте может быть продолжен сколь угодно долго.  

Несмотря на всю важность формального обучения главной формой повышения управленческой квалификации является "обучение на опыте", т. е. в процессе восхождения от выполнения небольших заданий по контролю до принятия управленческих решений . Выпускники колледжей - главные представители новых кадров из них в среднем 75 % имеют инженерное образование, 15 % специализировались в области управления бизнесом и 10 % - по другим специальностям. Сразу же начинает работать механизм отбора. Чтобы выдвинуться в менеджеры, начинающие должны отвечать таким требованиям  

Когнитивные/интеллектуальные. Навыки, связанные с созданием, получением или использованием информации обучение на опыте объективный анализ данных или мышление через альтернативы для последующих действий. Использование концептов, концептуализация, аналитическое мышление, логическое и дивергентное мышление - все это когнитивные/интеллектуальные компетенции.  

Развив ресурсы, фирма активно экспериментирует далее (на самом деле процессы идут скорее параллельно) с различными рыночными и научно-техническими возможностями. (Качество поиска зависит при этом от заинтересованности и компетентности всего персонала, а не только от усилий высших руководителей.) Обнаружив перспективные направления , фирма быстро концентрирует свои ресурсы на этих возможностях и реализует их в коммерческих масштабах. (Приоритеты отбираются, таким образом, в ходе обучения на опыте.) При такой перевернутой логике планирования основные параметры деятельности определяются не априори (не умозрительно), а лишь после приобретения достаточной осведомленности в отношении рынков, продукции, конкурентов и пр.  

Потребность властвовать является третьей крупной потребностью, влияние на поведение человека которой было изучено и описано МакКлелландом . Данная потребность также, как и две предыдущие, является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Основной направленностью данной потребности является стремление контролировать действия людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действия и поведение других людей. Потребность властвования имеет два полюса стремление иметь как можно больше власти, контролировать все и всех и, в противоположность этому, стремление полностью отказываться от каких-либо притязаний на власть, желание полностью избегать таких ситуаций и действий, которые связаны с необходимостью выполнять властные функции.  

Обучение ускоренной сборке изделий, более эффективным приемам упаковки, конструированию более технологичного продукта, умению эффективно его складировать может существенно снизить издержки за счет сокращения затрат времени и труда и снижения запасов. Влияние обучения на сокращение издержек при производстве самолетов-истребителей было обнаружено еще во время Второй мировой войны, когда по мере обучения сокращалось время изготовления самолета. Объединенное влияние экономии вследствие масштабного эффекта и обучения на рост совокупного объема выпуска продукции называют кривой опыта (практики). Бостонская консалтинговая группа отметила, что каждый раз при удвоении совокупного выпуска продукта издержки сокращаются в среднем на 15 %. Это означает, что фирма с более высокой долей рынка будет иметь преимущество в издержках в результате смещения кривой опыта, если допустить, что соответствующие действия всех фирм на рынке одинаковы.  

На что обращать внимание в таком количестве информации Что вам нужно знать-так это что все новые идеи основаны на концепции совершенствования, а совершенствование происходит с помощью обучения на своем собственном опыте и на опыте других. Обязательно вступите в профессиональные ассоциации , которые предоставляют информацию о старых и новых идеях . Читайте профессиональные журналы, например "Гарвард бизнес ревю", который наверное, сегодня лучший из имеющихся, хотя есть еще много других специализированных журналов. Имея столько материалов, вам нужно быть избирательным и выбирать те материалы, которые дадут вам всесторонний, сбалансированный обзор современных взглядов на бизнес, личностное развитие, и вашу конкретную профессию.  

Непосредственное личное участие и обучение на собственном опыте - самый плодотворный путь приобретения и успешного применения новых навыков.  

Эта теорема рассматривается как логическая основа пересмотра суждений в зависимости от действительно происходящих событий, т. е. для обучения на базе опыта и, следовательно, постоянной корректировки стратегий управления.  

Обучение на опыте служащие будут обучаться путем вовлечения в реальные проекты инног5аций и коммерциализации.  

Для эволюционной теории характерен динамический микроподход, особое значение имеют сложившиеся правила и способы поведения на уровне фирм (Веблен называл их институтами, а Нельсон и Уинтер - рутинами). Эти рутины представляют собой специфические активы фирм и от старой рутины отказываются только тогда, когда новая позволит не только получить выгоду, но и возместить потери. Отбор рутин представляет собой длительный процесс, в котором сочетаются обучение на опыте (learning by doing) и естественный отбор - отбраковка тех, кто не смог обучиться на опыте.  

Если указанные условия не выполняются, то изложение философии, конечно, не гарантирует успеха. Правило Эйдай сангё - тихо уходить из компании - не основано на настоящем изучении успеха и не i ет важность приверженности к нововведениям. Ван кит, компания, выпускавшая спортивную одежду молодежи, тоже обанкротилась. Ее философия к лозунгу Наслаждайтесь работой, хорошо проводите время. Стиль руководства был ориентирован на моду. За философией не стояло никакого реального обучения на успешном опыте, и она не способствовала введению нужной структуры управления и системы.  

Следует однако подчеркнуть, что американский путь формирования менеджеров - не единственный в мировой практике. В Японии, например, существует всего лишь три школы бизнеса, главным образом, для подготовки тех, кто намеревается работать за границей. Руководителей готовят сами фирмы на основе концепции обучения посредством опыта, планомерно перемещая их по разным должностям. Это позволяет познать специфику различных аспектов бизнеса и досконально изучить свою фирму. Лишь в возрасте около 35 лет сотрудники имеют шанс получить первую руководящую должность. На японских фирмах учатся все - от рабочих до президента, и главная ответственность за это возлагается на руководителей каждого из подразделений, старшие учат младших. Направление практиков на обучение в сторонние учебные центры - дело не частое, хотя, например, на фирме Мацусита Дэнки существует Академия Мацуситы, где способных молодых людей с высшим образованием обучают еще целых пять лет. Но это исключение для элиты.  

Интересной темой может стать вопрос о карьерограмме преподавателя-консультанта внутрифирменного обучения . На наш взгляд, оптимальным является последовательная смена нескольких профессиональных позиций от позиции сотрудника организации (внутреннего консультанта), через позицию ассистента в консультационных проектах и позицию преподаватель в системе очного (внефирменного) обучения, к позиции внешнего консультанта , использующего в качестве одного из методов консультационной практики - участие в программах внутрифирменного обучения . Именно данный путь профессионального становления дает хорошие возможности для формирования необходимого дидактического и профессионального опыта.  

Затраты могут снижаться и за счет обучения. Например, люди обучаются быстрее выполнять сборку и упаковку, разрабатывать товары, которые легче производить, планировать улучшенные складские помещения , снижать затраты на перевозку и уменьшать необходимые вложения. Влияние обучения на затраты хорошо видны на примере производства военных самолетов во время второй мировой войны. По мере приобретения большего опыта уменьшалось время, необходимое для производства каждого самолета. Взаимовлияние экономии на масштабах и обучения по мере роста общего объема произведенной продукции называется кривой опыта. В соответствии с оценками консалтинговой фирмы Boston onsulting Group, затраты снижаются в среднем на 15-20 процентов при каждом удвоении общего объема произведенной продукции. Отсюда следует, что фирмы, которым принадлежит большая доля рынка , имеют преимущество по издержкам, обусловленное влиянием кривой опыта (в предположении, что работа всех компаний описывается одной и той же кривой). Однако переход к новой технологии производства может уменьшить кривую опыта для компаний, принимающих на вооружение новые технологии , давая им возможность обойти фирмы, работающие  

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА - мероприятия по внутриорганизационному, внеоргани-зационному обучению и спецподготовке позволяют полнее использовать собственные трудовые ресурсы без поиска новых квалифицированных кадров на внешнем рынке рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными материальными затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда и работник отрывается от повседневной работы. Важнейшие методы обучения вне рабочего места чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций , проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества.  

Такая модель должна отражать волевой акт решения с той точностью, с которой это допустимо для мыслительных возможностей человека и допустимо для принятия решения . Такая оценка и анализ требуют соответствующего аппарата и критериев, которые вырабатываются в результате обучения и опыта. На этом этапе волевое вмешательство не предполагается1.  

ОБУЧЕНИЕ НА ОПЫТЕ

ОБУЧЕНИЕ НА ОПЫТЕ

(learning by doing) Повышение производительности (productivity) благодаря приобретенному опыту управления процессом. Не важно, является ли этот опыт достоянием определенного производителя, национальной промышленности или мира в целом. За исключением тех случаев, когда перелив (spill-overs) соответствующего опыта имеет всемирный характер, обучение на опыте предоставляет конкурентное преимущество существующим производителям, которые неизбежно обладают большим опытом по сравнению с новичками на рынке. Обучение на опыте зачастую характеризуют с помощью показателя производительности труда, выступающего в качестве возрастающей функции кумулятивного совокупного объема производства данного продукта. Возможно, это и неверно: если объем производства рассчитывается за длительный период времени, сомнительно, чтобы его ранняя стадия имела отношение к данной проблеме. В частности, вполне вероятна потеря навыков, если они не используются.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ОБУЧЕНИЕ НА ОПЫТЕ" в других словарях:

    Обучение через открытие - Один из методов Жана Пиаже, в основс которого лежит убсждение, что дети должны учиться на собственном опыте. Вместо устного изложения фактов роль учителя сводится к тому, чтобы обеспечить надлежащую обстановку и материалы, оставив детям свободу… … Большая психологическая энциклопедия

    С развитием организационных основ психотерапевтической помощи все большую актуальность приобретает разработка основных принципов и методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии. Важнейшей задачей является создание и… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Под «обучением в основном потоке» подразумевается включение учеников с особыми потребностями в обычные классы или программы «осн.» обучения. Такое обучение предполагает включение детей с различными нарушениями способностей в неспециализированную… … Психологическая энциклопедия

    О. п. принимало различные формы в зависимости от номенклатуры специальностей, складывающейся в рамках психологии с течением времени. На ранних этапах развития психологии, когда профильные дисциплины еще не были так дифференцированы, формальной… … Психологическая энциклопедия

    ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ - En.: Teaching hypnosis Обучая гипнозу, мы всегда оказываемся перед выбором: достичь ясности за счет упрощения или вдаваться в детали, теряя из виду целое (Zeig, 1980). Но гипноз ставит и свои особые проблемы, поскольку делает больший акцент на… … Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

    ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

    ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, при к ром достигается орга нич. связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому уч. материалу.… … Российская педагогическая энциклопедия

    ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение по заранее разработанной программе, в к рой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины) Идея П.о. была предложена в 50 х гг. 20 в амер психологом Б Ф Скиннером для повышения эффективности… … Российская педагогическая энциклопедия

    Школьница приводит пример нового лексикона. Учение через обучение (нем. Lernen durch Lehren) методика обучения, разработанная и впервые применённая на практике профессором Айхштеттского универс … Википедия

    "Военное обучение" - ВОÉННОЕ ОБУЧÉНИЕ, газета, орган Центр. и Моск. советов Осоавиахима. Выпускалась с мая 1927 (до февр. 1942 под назв. На страже). В годы войны – ред. А. С. Солодимов. Газета разъясняла необходимость усиления боевой мощи социалистич. гос ва,… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Книги

  • Глубокое обучение (цветная) , Бенджио Иошуа, Гудфеллоу Ян, Курвилль Аарон. Основы прикладной математики и машинного обучения Теория вероятности и теория информации Оценка максимального правдоподобия Современные подходы к глубоким сетямРегуляризация в глубоком…
  • Глубокое обучение (цветные иллюстрации) , Гудфеллоу Я.. Глубокое обучение - это вид машинного обучения, наделяющий компьютеры способностью учиться на опыте и понимать мир в терминах иерархии концепций. Поскольку компьютер приобретает знания из…

Четырехэтапная цикличная модель Колба и Фрая с примерами из личного опыта, как полезный инструмент пониманиятого как обучаются взрослые люди

Чтобы лучше разобраться в абстрактных понятиях и применить эту модель в реальной жизни, я расскажу о каждом этапе на примере реального кейса из моего личного опыта.

Любое обучение эффективно, только если взрослый человек, во – первых,

самостоятельно стремится что – то узнать и это ему для чего – то очень надо и, во – вторых, если новые знания и размышления интегрированы в реальный повседневный опыт для получения обратной связи.

Конечно, речь идет о фактическом усвоении новых знаний так, чтобы они интегрировались с предыдущим опытом и стали, в конце концов, устойчивым навыком.

Есть ещё линейное приращение знаний, которые полезным опытом так и не становятся, а остаются лежать на полочках в голове на уровне концепций и ментальных конструкций. Это про то, когда вроде и знаешь, а применить на практике - не можешь.
Чтобы описать как происходит обучение, основанное на опыте, в 1975 году британские ученые (они, правда, британские)) Колб и Фрай, предложили четырехэтапную цикличную модель.

Модель универсальная и её полезно понимать при планировании любого обучения.

1 этап - Конкретный опыт: момент, когда вы осознаёте, что существует то, чего вы не понимаете или должны понять лучше.

Я давно работаю в качестве главного эйчара и, поначалу, методы мои были вполне традиционными. В какой-то момент я начала осознавать, что доступные мне подходы к формированию и вовлеченности людей уже не приносят прежних результатов, особенно, когда трудно выразить конечный результат в чётких цифрах или качественных характеристиках. Фактически, они вообще перестают работать. Я столкнулась с тем, что при проведении внутреннего обучения наши тренеры, которые одновременно были менеджерами, вели занятия без заинтересованности в конечном результате. А что касается обучающихся - там всё было совсем грустно. Материал сложный, огромное количество мелких деталей, уникальное ПО. Люди учились формально, несмотря на то, что ошибки вели к браку и, конечно, к снижению зарплаты.

Денежные премии тренерам, как основное средство мотивации, результата не приносили. Я попробовала всякие немонетарные способы поощрения, но кардинально переломить ситуацию не удавалось.

Я задумалась. Я начала размышлять о том, что должны быть какие-то другие, более эффективные способы влиять на поведение людей и мне нужно разобраться с этим.

2 этап — Осмысление: ряд действий, которые связаны с узнаванием большего, - наблюдение, сбор данных, размышление об опыте и о существующих проблемах.

Я начала значительно больше времени уделять беседам с людьми, стараясь понять, что именно мотивирует их в их жизни, как должна быть сформулирована задача и что должно происходить для того, чтобы они по-настоящему чем-то увлеклись. Я взглянула на организацию в целом, и начала размышлять о реальных ценностях, лежащих в основе корпоративной культуры и о поведении, которое всегда является отражением этих ценностей.

Я много наблюдала за поведением и думала о том, каким образом наши менеджеры предоставляют обратную связь и о том, какой реальной ценностью обладает работа каждого конкретного сотрудника и то, как мы сообщаем сотруднику об этой ценности.

И, конечно, о том, как чувствует себя сотрудник после того, как ему об этой ценности сообщили.

3 этап - Концептуализация: этап, на котором у вас начинают формироваться идеи, способные объяснить то, что вы стараетесь понять.

Я начала размышлять обо всех концепциях мотивации, начиная с Герцберга и заканчивая самодетерминацией Деси и Райана. Да, конечно, я знала о проектировании работы, целостности и важности, но это не получалось свести в стройную и понятную для меня модель, которую можно было бы реализовать в конкретной ситуации. В какой-то момент мне попался ролик с , который сильно меня впечатлил, так как всё, что говорил известный учёный в своей лекции, очень перекликалось с теми размышлениями над реальным конкретным опытом, которыми я была занята. Наверное, именно это выступление и было той последней каплей, которая упав, помогла мне глубоко понять какую роль в мотивации людей играют успех и признание их заслуг. Стало понятно, что работать нужно с общей культурой. Поскольку такая работа предполагает целый комплекс сложных и взаимосвязанных действий и занимает годы, а определенные результаты нужны были прямо сейчас, я выделила самые горячие точки и наметила план действий.

4-й этап - Проверка: этап, на котором вы видите, действительно ли вы достигли понимания и действуют ли ваши идеи на практике.

Я начала тестировать новую модель на практике. Это была одновременная работа с менеджерами для улучшения качества их обратной связи, с тренерами я использовала коучинговый подход и значительную часть своего времени и сил я потратила на комплекс мероприятий по изменению общей культуры.

Я начинала с не очень масштабных, локальных действий, чтобы иметь возможность в каждый момент скорректировать свои планы или конкретное поведение. Что касается конкретных результатов в этой ситуации - они были обнадеживающими и ситуацию с вовлеченностью людей в обучение удалось переломить. Что касается темы вовлеченности и мотивации, как основы — часть выводов подтверждалась практикой, что-то не срабатывало так, как я планировала заранее, и это снова становилось почвой для нового размышления и осознания.

Приходим к 1 этапу: Конкретный опыт: момент, когда вы осознаёте, что существует то, чего Вы не понимаете или должны понять лучше.

Весь цикл запускается снова.

Вот так работает модель Колба и Фрая. Надеюсь, эта информация была для вас полезной и поможет в реальной работе.

Данный материал (как текст, так и изображения) является объектом авторского права. Любые перепечатки полностью или частично только с активной ссылкой на материал.


Что значит быть шестилетним.

На прошлой неделе я получил письмо от своей невестки, в нем она рассказывала о дне рождения своей дочки, которой исполнилось шесть лет. На следующий день девочка в чем-то провинилась, за что и получила нагоняй от мамы. Тогда она сказала: «Мама, ведь это очень трудно быть шестилетней. У меня был только один день, чтобы чему-нибудь научиться».


Сновидения.

Когда ночью вы ложитесь в кровать, вы собираетесь спать и, может быть, видеть сны. И во сне вы не рассуждаете, вы переживаете. Однажды своему сынишке Лансу я не дал конфетку. Я сказал ему, что он уже съел достаточно. Проснувшись на следующее утро, он сиял от счастья. «Я съел весь кулек», сказал он мне.

И когда я показал ему кулек, в котором еще были конфеты, он подумал, что я, наверное, успел сходить и купить еще, потому что он знал, что он съел их. И он на самом деле съел их – во сне.

В другой раз Борт дразнил Ланса, и Пане хотел, чтобы я наказал Борта. Я отказался. На следующее утро Лапе сказал: рад, что ты задал Бергу трепку – только не надо было бить его такой большой бейсбольной битой". Он был уверен, что я действительно строго наказал Берта. Он превратил свое чувство вины – относительно желания, чтобы отец наказал Борта – в критику суровости моего наказания. Таким образом, с ним что-то произошло.

Многие люди, которые склонны рассуждать вместо того, чтобы впадать в транс, однажды ночью, думая совсем о другом, увидят сон, в котором им приснится, что они находятся в трансе. И в этом приснившемся состоянии транса они будут совершать некоторые действия. На (следующий день они прядут и скажут вам: «Я увидел во сне решение этой проблеет». Задача психотерапии, главным образом, состоит в том, чтобы создать у бессознательного мотивацию) использовать все разнообразие приобретенных им навыков и опыта.

Человеческий опыт очень разнообразен, и сновидения являются одной из его областей. В этом рассказе Эриксон указывает на то, что хотя гипноз может и не сработать, но психотерапия в целом может подействовать. Это означает, что пациент может отправиться домой и довершить работу в сновидении. Выслушав эту историю, склонный к рассуждениям пациент может пойти домой и увидеть во сне, что он находится в трансе.


Плавание.

Обучение через опыт, через переживание гораздо эффективнее, чем интеллектуальное обучение. Вы можете выучить все движения пловца, лежа животом на табуретке. Вы можете отработать ритм движений и дыхания, движения головы, рук и ног и так далее. Но когда вы попадаете в воду, вы можете только барахтаться по-собачьи. Вы должны учиться плавать я воде. И уже научившись, вы имеете навык.

Учиться на опыте – это самое важное. В школе мы все усвоили, что учиться нужно сознательно. А упражнения, связанные с водой, вы выполняли бессознательно. И вы научились поворачивать голову, грести руками, и делать толчки в определенном ритме – соотнося свои движения с водой. Но те из вас, кто не плавал сам, не знают, не смогут рассказать мне, что чувствуют ноги в воде, как чувствуют воду руки, как ощущает воду тело, ввинчиваясь в нее, например, при плавании австралийским кролем.

Если вы плаваете на спине, вы знаете, как это делается. Много ли вы обращаете внимания на то, как вода обтекает кожу, когда вы плывете на спине? Если вам приходилось делать небольшие погружения с аквалангом, то вы знаете, как сильно мешает резиновый костюм. Вода гораздо легче скользит по коже, когда вы раздеты. А костюм для погружений совершенно явно мешает.

Меня не интересует, сколько каждый из вас, сидящих в этой комнате, знает о гипнозе, потому что со временем вы все узнаете – находясь в промежуточном состоянии, когда вы и не спите, и не бодрствуете – в этом гиппологическом состоянии вы многое узнаете о гипнозе. Обычно, просыпаясь по утрам, я люблю, чтобы мои ноги касались пола, как только я открываю глаза, а моя жена всегда любит пробуждаться медленно, постепенно, в течение пятнадцати – двадцати минут. У меня кровь приливает к голове мгновенно. Ее же кровоснабжение работает очень медленно. У каждого из нас есть свой индивидуальный стиль. Сколько раз вам нужно входить в транс, чтобы вы потеряли интерес к переживанию самого процесса вхождения в него? Может быть, дюжину?

Приходилось ли вам когда-нибудь купаться в Великом Соляном Озере? Вода выглядит как вода, и если ее потрогать, то она и остается водой. Но я знал заранее, что не смогу в нем плавать. Мне хотелось знать, что произойдет, если я попытаюсь плыть. Я прекрасно знал, что в озере вода перенасыщена солью. Но мне было необходимо получить опыт попыток плавания в нем, прежде чем я смогу сформулировать, что же произойдет с пловцом, который погрузится в эту воду. И большинство людей, подвергающихся гипнозу, хотят понимать, что они испытывают, испытывать и понимать в одно и то же время. Пусть ваш опыт существует отдельно. Пусть все происходит само, без вашего вмешательства.

Эриксон добивается осознания тела, делая акцент на тактильных ощущениях. Когда он упоминает различные ощущения, ритмы, движения, слушатель не может не вспомнить подобные ощущения, которые он испытывал сам. Вместо того, чтобы сказать: «Кто из вас пловец, может вспомнить, как ноги чувствуют воду…» – Эриксон использует негативный ключ и говорит: «Но те из вас, кто не плавал сам, не знают, не смогут рассказать мне…» Несколько позже он дает установку, задавая вопрос: «Много ли вы обращаете внимания на то, как вода обтекает кожу, когда вы плывете на спине?» Он подразумевает, что обращать внимание на свой сенсорный опыт – это и хорошо и полезно.

Когда Эриксон говорит: "Меня не интересуете сколько каждый из вас, сидящих в этой комнате, знает о гипнозе (Разрядка Сиднея Розена)",то этим он делает долговременное постгипнотическое внушение, что изучение гипноза будет продолжаться и вне стен этой комнаты. Он косвенным образом развивает это внушение, давая еще одну установку, что «это научение» будет происходить в различных ситуациях, таких как пробуждение. Он также проводит мысль, что каждый слушающий будет обучаться в соответствии со своим «индивидуальным стилем». Он объясняет, что обучение на опыте лучше всего происходит тогда, когда человек просто пропускает через себя опыт, переживает нерефлекторно, а не пытается его исследовать. Он незаметно вставляет еще одно постгипнотическое внушение – что это произойдет после двенадцати сеансов вхождения в транс. Комментируя далее, он снова подчеркивает важность отказа от попыток понимать опыт, когда он имеет место. Конечно, этот принцип распространяется не только на опыт гипноза. Если человек захочет понять то, что он испытывает, свой опыт, то лучше всего такое исследование, мысленный просмотр и анализ, отложить до более позднего времени, когда будет достигнута некоторая отстраненность от испытываемых переживаний. Может быть очень полезным рассказывать подобные истории пациентам на сексуальной психотерапии. Например, она может послужить хорошим введением к описанию упражнений по концентрации ощущений. Для пациентов, которые отстранены от своих ощущений, может быть полезным концентрация на тактильных ощущениях.


Попробуйте на вкус.

Мой сын Борт мог бы стать отличным психиатром, но он предпочел стать фермером. У него шесть сыновей и одна дочь. Он был очень озабочен тем, чтобы его дети не приучились к табаку, алкоголю, наркотикам и т. п. Поэтому с самого раннего возраста он показывал им всякие безобидные, но интересные на вид существа вроде садового вара. Когда дети начинали спрашивать, что это такое, он отвечал: «А почему ты не попробуешь это на вкус?» Или он брал симпатичную на вид бутылочку: «Почему ты не понюхаешь это?» Нашатырь не очень-то приятно нюхать! Все дети выросли очень осторожными относительно того, что они берут в рот. Это был прекрасный способ воспитания.

Эриксон снова выражает свое убеждение в том, что самым лучшим способом обучения является обучение через опыт. Родители, учителя или психотерапевт дают возможность этот опыт получить. Бергу нет необходимости проводить детей через опыт реального потребления табака, алкоголя или наркотиков, поскольку он на опыте научил их быть «очень осторожным относительно того, что они берут в рот». В том возрасте, когда формировалась их личность, он обеспечил им необходимый опыт, который в дальнейшем приведет к умению различать. А когда они научатся различать, тогда можно будет положиться на их самостоятельное решение относительно потребления табака, алкоголя или наркотиков.