Конспект урока биологии "Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка"(11 класс). Вопросы для повторения и задания

Подумайте

Вопросы

1. Что было известно о живой природе в Древнем мире?

2. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов BXVIIIB.?

3. Что такое систематика?

4. По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея?

5. Поясните мысль, высказанную К. Линнеем: «Система - это ариаднина нить ботаники, без нее гербарное дело превращается в хаос».

Охарактеризуйте и сравните креационизм и трансформизм.

В конце XVIII в. большинство ученых было готово принять идею об изменяемости видов. Продолжалось активное накопление научных знаний, многие из которых было сложно объяснить с точки зрения неизменности видов. Серьезные перемены происходили в социально-экономической и политической обстановке Европы, в 1789-1794 гг. во Франции разразилась революция. Коренные изменения, которые потрясали общество, приводи ли к мысли, что и в природе не может быть постоянства.

Создателем первой эволюционной теории стал выдающийся французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк. Ученый считал, что наиболее общие категории явлений, такие, как пространство, движение, материя и время, созданы Богом, а все остальные объекты образованы самой природой. Своей задачей Ламарк считал поиск того пути, по которому шла природа, формируя существующее многообразие живых существ. Эволюционную теорию Ламарк изложил в двухтомном труде «Философия зоологии» (1809). Ученый определил два основных направления эволюционного процесса: постоянное усложнение уровня организации живых существ, происходящее во времени (градация, от лат. gradatio - постепенное повышение), и увеличение разнообразия под действием условий среды. Та ким образом, эволюционную теорию Ламарка можно разделить на две части: учение о градации организмов и учение об изменчивости.

Учение о градации организмов. Ламарк считал, что первые opганизмы произошли из неорганической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ, поэтому классификация организмов не может быть произвольной, она должна от отображать процесс движения от низших форм к высшим. Всех животных ученый разделил на 14 классов, которые распределил по степени усложнения организации, образовав 6 ступеней - градаций. Самый низший уровень в этой системе занимали инфузории, наиболее высокий млекопитающие. Для того чтобы объяснить механизм усложнения живых существ, Ламарк предположил существование у всех организмов стремления к совершенствованию, изначально заложенного в них Богом (принцип самосовершенствования). Одновременное наличие в природе; и простых, и более сложных организмов Ламарк объяснял постоянно продолжающимся процессом самозарождения жизни.



Учение об изменчивости . Совершенствуясь, организмы вынуждены приспосабливаться к условиям внешней среды. Для того чтобы объяснить, как возникает разнообразие на каждой ступени «лестницы существ», Ламарк сформулировал два закона.

Закон упражнения и неупражнения органов : постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а неупотребление - к ослаблению и исчезновению. Согласно этому закону необходимость доставать листья на деревьях ведет к тому, что жираф, стараясь до них дотянуться, постоянно вытягивает шею, в результате чего она становитczдлинной. Муравьеду, чтобы доставать муравьев из глубины муравейника, приходится вытягивать язык, и он становится тонким и длинным, а перепонки между пальцами ног у водоплавающей птицы возникают из-за постоянного раздвигания пальцев и растягивания кожи во время плавания. Примером исчезновения органов в результате неупражнения является редукция глаз у крота.

Закон наследования благоприобретенных признаков : под действием постоянных упражнений и неупражнений органы изменяются, и возникшие изменения наследуются . По мнению Ламарка, вытянувшаяся в течение жизни шея жирафа будет передана следующему поколению, которое родится уже с более длинной шеей. Открытие в XX в.

материальной основы наследственности - ДНК окончательно опровергло возможность наследования благоприобретенных признаков.

Для того чтобы доказать, что признаки, приобретенные в течение жизни, не передаются по наследству, известный исследователь Август Вейсман отрезал хвосты подопытным мышам на протяжении 22 поколений. Однако никакого укорочения хвостов у потомков не произошло.

Значение теории Ламарка . Учение Ламарка стало первой целостной эволюционной теорией. Ученый определил предпосылки эволюции (изменчивость и наследственность) и указал направление эволюции (усложнение организации). Однако, правильно оценив развитие природы от простого к сложному, Ламарк не смог вскрыть причины эволюции. Созданная теория не могла объяснить многие существующие явления, такие как наследование нефункционирующих признаков (например, рудиментарные органы), появление мимикрии или покровительственной окраски.

Эволюционные идеи Ламарка не нашли поддержки у современников и подверглись критике со стороны многих ученых, одним из которых был Жорж Кювье - основоположник сравнительной анатомии и палеонтологии.

Ж. Б. Ламарк преподнес свою книгу «Философия зоологии» в подарок французскому императору Наполеону Бонапарту, но тот так резко отозвался об этом труде, что пожилой ученый не смог удержаться от слез. Скончался Ламарк в бедности и безвестности, дожив до 85 лет. До его последнего часа с ним оставалась дочь Корнелия, писавшая под диктовку ослепшего отца. В 1909 г., в столетнюю годовщину выхода в свет «Философии зоологии», в Париже был открыт памятник Ламарку. На одном из барельефов памятника изображен Ламарк в старости. Он сидит в кресле, а его дочь, стоя рядом, говорит ему: «Потомство будет восхищаться Вами, отец, оно отомстит за Вас». 

Теория катастроф Ж. Кювье. Европейские ученые достаточно часто находили ископаемые остатки каких-то животных и растений, совсем не похожие на современные. Предположение о том, что некогда существовали какие-то другие, ныне вымершие существа, шло вразрез с господствующей тогда теорией креационизма (вечности жизни и неизменности существования видов). Ж. Кювье собрал множество таких находок, описал их, систематизировал и установил, что в более древних геологических отложениях находятся только остатки моллюсков и рыб, в более поздних появляются рептилии, а еще позднее - млекопитающие. Для того чтобы объяснить исчезновение видов, Кювье выдвинул теорию катастроф. Согласно Кювье, в результате стихийных бедствий на значительной части земного шара погибали все растения и животные, а затем на их место переселялись уцелевшие на других территориях и никак не связанные с предыдущими организмы. Ученики Кювье позже развили эту теорию. Они предположили, что после катастроф, в которых гибло все живое планеты, совершались новые акты божественного творения. В течение нескольких десятилетий теория катастроф имела широкое научное признание, но прошло время и большинство ученых предпочли ей эволюционную теорию Дарвина.

Вопросы для самоконтроля

1.Какой вклад в биологию внес Ж. Б. Ламарк? Изложите основные положения пш эволюционной теории.

2.Охарактеризуйте верные и ошибочные положения теории эволюции Ж. Б. Лл марка.

3.Могут ли наследоваться признаки, приобретенные в течение жизни организм; г "

4.Как объяснял Ж. Кювье палеонтологические данные о смене форм животных на Земле? Изложите его теорию катастроф.

Учебник соответствует базовому уровню Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии и рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Учебник адресован учащимся 10-11 классов и завершает линию Н. И. Сонина. Однако особенности изложения материала позволяют использовать его на завершающем этапе изучения биологии после учебников всех существующих линий.

Книга:

<<< Назад
Вперед >>>

4.1. Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея

Вспомните!

Какие взгляды на происхождение жизни существовали в античный и средневековый периоды?

Мир живых организмов обладает рядом общих черт, которые всегда вызывали у человека чувство удивления и порождали много вопросов. Первая из таких общих черт – необыкновенная сложность строения организмов. Вторая – явная целесообразность строения, каждый вид в природе приспособлен к условиям своего существования. И наконец, третья ярко выраженная черта – огромное разнообразие существующих видов.

Каким образом возникли сложные организмы? Под влиянием каких сил сформировались особенности их строения? Каково происхождение разнообразия органического мира и как оно поддерживается? Какое место в этом мире занимает человек и кто его предки? На эти и многие другие вопросы отвечает эволюционное учение, которое является теоретической основой биологии.

Термин «эволюция» (от лат. evolutio – развертывание) был введен в науку в XVIII в. швейцарским зоологом Шарлем Бонне. Под эволюцией в биологии понимают необратимый процесс исторического изменения живых существ и их сообществ. Эволюционное учение – это наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях преобразования живых существ во времени. Теория эволюции занимает особое место в изучении жизни. Ей принадлежит роль объединяющей теории, которая образует фундамент для всей биологической науки.

Античные и средневековые представления о сущности и развитии жизни. Объяснить происхождение жизни и человека люди пытались с глубокой древности. Многие религии и философские теории возникли как попытки решения этих глобальных вопросов.

Представления об изменяемости окружающего мира возникли еще многие тысячи лет назад. В Древнем Китае философ Конфуций считал, что жизнь возникла из одного источника путем расхождения и ветвления. В эпоху античности древнегреческие философы искали то материальное начало, которое было источником и первоосновой жизни. Диоген считал, что все существа подобны одному исходному существу и произошли от него в результате дифференциации. Фалес предполагал, что все живые организмы произошли из воды, Анаксагор утверждал, что из воздуха, а Демокрит объяснял происхождение жизни процессом самозарождения ее из ила.

Большое влияние на развитие и формирование представлений о живой природе оказали исследования и философские теории таких выдающихся ученых античности, как Пифагор, Анаксимандр, Гиппократ.

Величайший из древнегреческих ученых Аристотель, обладая энциклопедическими знаниями, заложил основы развития биологии и сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживой материи. В своей работе «История животных» Аристотель впервые разработал систематику животных (рис. 96). Всех животных он разделил на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Животных с кровью он в свою очередь разделил на яйцекладущих и живородящих. В другой своей работе Аристотель впервые высказал мысль о том, что природа – это непрерывный ряд усложняющихся форм: от неживых тел к растениям, от растений к животным и далее до человека (рис. 97).


Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея" class="img-responsive img-thumbnail">

Рис. 96. Система животного мира по Аристотелю. В скобках приведены соответствующие современные систематические названия

В работе «Возникновение животных» Аристотель описал развитие куриного эмбриона и высказал предположение, что зародыши живородящих животных тоже происходят из яйца, но только лишенного твердой оболочки. Таким образом, Аристотеля в какой-то степени можно считать основателем эмбриологии, науки о зародышевом развитии.

С наступлением Средневековья в Европе распространяется идеалистическое мировоззрение, основанное на церковных догматах. Творцом всего живого провозглашается Высший разум, или Бог. Рассматривая природу с таких позиций, ученые считали, что все живые существа являются материальным воплощением идей Творца, они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в развитии биологии называют креационизмом (от лат. creatio – создание, творение).

В этот период было создано множество классификаций растений и животных, но в основном они имели формальный характер и не отражали степень родства между организмами.

Интерес к биологии возрос в эпоху Великих географических открытий. В 1492 г. была открыта Америка. Интенсивная торговля и путешествия расширяли сведения о растениях и животных. В Европу завозили новые растения – картофель, томаты, подсолнечник, кукурузу, корицу, табак и многие другие. Ученые описывали множество невиданных ранее животных и растений. Возникла насущная необходимость создать единую научную классификацию живых организмов.


Рис. 97. «Лестница существ» Аристотеля

Система органической природы К. Линнея. Большой вклад в создание системы природы внес выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней. Ученый считал вид реальной и элементарной единицей живой природы, имеющей не только морфологические, но и физиологические критерии (например, нескрещиваемость разных видов). В начале своей научной деятельности К. Линней придерживался метафизических взглядов, поэтому он считал, что виды и их количество неизменны. Разработав короткие и четкие определения признаков, ученый описал около 10 тыс. видов растений и более 4 тыс. видов животных. В возрасте 28 лет К. Линней опубликовал свою самую известную работу «Система природы», в которой описал основные принципы систематики – науки о классификации живых организмов. В основу своей классификации он положил принцип иерархичности (соподчиненности) таксонов (от греч. taxis – расположение в порядке), когда несколько мелких таксонов (видов) объединяются в более крупный род, роды объединяются в отряды и т. д. Самой крупной единицей в системе Линнея был класс. С развитием биологии в систему таксонов были добавлены дополнительные категории (семейство, подкласс и др.), но принципы систематики, заложенные Линнеем, остались неизменными до нашего времени. Для обозначения видов ученый ввел бинарную (двойную) номенклатуру, первое слово названия обозначало род, второе – вид. В XVIII в. международным научным языком была латынь, поэтому Линней давал видам названия на латинском языке, что делало его систему универсальной и понятной во всем мире.

Карл Линней построил первую научную систему живой природы, которая включала всех известных в то время животных и все растения и была самой совершенной для своего времени. Впервые человек был помещен в один отряд с обезьянами. Однако, распределяя организмы по таксономическим группам, Линней учитывал ограниченное количество признаков. Например, все животные были разделены на 6 классов по строению дыхательной и кровеносной систем: черви, насекомые, рыбы, гады, птицы и звери. Внутри классов Линней основывался на более мелких признаках, например птиц он объединял по клюву, а зверей – по строению зубов.

Основным признаком у цветковых растений Линней выбрал количество тычинок. Это привело к тому, что в одну группу попадали организмы, далеко отстоящие друг от друга по степени родства. Например, в один из 24 классов растений попали вместе сирень и ива, в другой – рис и тюльпан. Все растения, не имеющие цветков, Линней определил в отдельный класс – тайнобрачные. Однако, наряду с водорослями, споровыми и голосеменными растениями, он отнес туда также грибы и лишайники. Осознавая искусственность своей системы природы, Линней писал: «Искусственная система служит только до тех пор, пока не создана естественная».

Линней так выразил свое кредо ученого: «Когда я впервые стал изучать природу, я увидел ее противоречие с тем, что можно было бы считать замыслом Творца. Я отбросил прочь предубеждения, стал во всем сомневаться, и тогда мои глаза впервые открылись, и я увидел истину».

Наряду с этим в XVII–XIX вв. в Европе существовала и иная система взглядов на изменяемость организмов, которая сложилась еще на основе мировоззрений античных философов. Многие выдающиеся ученые того времени считали, что организмы способны изменяться под воздействием среды. Однако при этом ученые не стремились, да и не имели возможности доказывать эволюционные преобразования организмов. Такое направление в развитии биологии называют трансформизмом (от лат. transformo – превращаю). Среди представителей этого направления были Эразм Дарвин (дед Чарлза Дарвина), Роберт Гук, Иоганн Вольфганг Гёте, Дени Дидро, в России – Афанасий Каверзнев и Карл Рулье.

Вопросы для повторения и задания

1. Что было известно о живой природе в Древнем мире?

2. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.?

3. Что такое систематика?

4. По какому принципу построена классификация организмов К. Линнея?

5. Поясните мысль, высказанную К. Линнеем: «Система – это ариаднина нить ботаники, без нее гербарное дело превращается в хаос».

<<< Назад
Вперед >>>

Вопрос 1. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.?

В XVIII в. в Европе господствовало мировоззрение, основанное на догматах христианской церкви. Ученые считали, что поскольку все живые организмы созданы Богом, то они совершенны, отвечают цели своего существования и неизменны во времени. Такое метафизическое направление в биологии получило название «креационизм».

Вопрос 2. Какой вклад в биологию внёс Ж. Б. Ламарк? Изложите основные положения эволюционной теории Ламарка.

В 1809 году он выпустил в свет трактат “Философия зоологии”, в котором изложил основные принципы эволюционной теории. Он впервые вел термин “биология”, который впоследствии использовался повсеместно. Развил идею эволюции органического мира и пытался ее доказать.

Совершенствовал уже существовавшую в то время классификацию животных. Пытался определить основные причины эволюционного процесса.

Высказывал идею о развитии и происхождении человека от обезьяноподобных предков.

Основные положения эволюционной теории Ламарка:

1.Идея изменяемости видов

2.Возникновение первых живых организмов из неорганической природы

3.Целенаправленное развитие видов от простых форм к сложным (градации) . Разделил животных на 14 классов, расположив их на 6 ступенях градации по степени усложнения нервной и кровеносной систем (от инфузорий до птиц и млекопитающих). Впервые разделил животных на позвоночных и беспозвоночных.

4.Связь эволюции живых организмов с изменениями условий окружающей среды.

Вопрос 3. Охарактеризуйте верные и ошибочные положения теории эволюции Ж. Б. Ламарка.

К верным положениям следует отнести утверждение об усложнении организации в процессе развития организмов, а также закон упражнения и неупражнения органов. Положение о постоянном самозарождении жизни из неорганической природы неверно. Неверен и принцип наследования благоприобретенных признаков, который был экспериментально опровергнут опытами Августа Вейсмана (1834- 1914). Исследователь отрезал хвосты мышам в течение двадцати двух поколений, однако укорочения хвостов потомков так и не произошло.

Вопрос 4. Опираясь на знания генетических закономерностей, объясните, могут ли наследоваться признаки, приобретённые в течение жизни организма.

Признаки, приобретенные в течение жизни организма, наследуются, только если их причиной является мутация, затрагивающая генетический материал гамет. Во всех иных случаях наследование признаков, приобретенных в течение жизни (например, в результате упражнения и неупражнения органов), невозможно.

Вопрос 5. Обсудите в классе, почему теория эволюции Ж. Б. Ламарка не получила признания современников.

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка не получила признания современников. Доказательство причин изменяемости видов не были достаточно убедительными. Отводя решающую роль в эволюции прямому влиянию внешней среды, упражнению и неупражнению органов и наследованию приобретённых признаков, Ж.Б Ламарк не мог объяснить возникновения ряда приспособлений. Так, окраска скорлупы птичьих яиц носит явно приспособительный характер, но объяснить этот факт с позиций теории Ж.Б. Ламарка невозможно.

Текущая страница: 9 (всего у книги 19 страниц) [доступный отрывок для чтения: 13 страниц]

27. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка

Вспомните!

Климатические условия местности Факторы внешней среды Геологическая история материков


Постепенно накапливались факты, которые противоречили представлениям о неизменности живой природы. Создание микроскопа в XVII в. и его применение в биологических исследованиях сильно расширили кругозор учёных. Оформилась как наука эмбриология, возникла палеонтология.

Учёным, создавшим первую эволюционную теорию, был выдающийся французский естествоиспытатель Ж. Б. Ламарк, внёсший своими трудами большой вклад в биологию; сам термин «биология» принадлежит ему. Теория эволюции Ламарка, в отличие от многих предшествующих теорий, опиралась на факты. Мысль о непостоянстве видов возникла у него в результате глубокого изучения строения растений и животных. Занимаясь систематикой животных, Ламарк обратил внимание на сходство существенных черт строения у животных разных видов. На основе сходства Ламарк выделил 10 классов беспозвоночных вместо двух классов у Линнея (Насекомые и Черви). Среди них такие группы, как Ракообразные, Паукообразные, Насекомые, сохранились до наших дней, другие группы – Моллюски, Кольчатые – возведены в ранг типа (рис. 55). Несовершенство систематики Ламарка объясняется уровнем науки того времени, но в ней есть главное – стремление избежать искусственности группировок. Можно сказать, что Ламарк заложил основы естественной системы классификации. Он же впервые поставил вопрос о причинах сходства и различий у животных: «Мог ли я рассматривать… ряд животных от самых совершенных из них до несовершеннейших, – писал Ламарк, – и не попытаться установить, от чего может зависеть этот столь замечательный факт?» Ламарк приходит к эволюционной идее. Величайшая заслуга этого учёного заключается в том, что эволюционная идея у него тщательно разработана, подкреплена множеством фактов и поэтому стала теорией. В основу её положены представления о постепенном развитии от простого к сложному и о роли внешней среды в преобразовании организмов.


Рис. 55. Принцип градации в зоологической системе Ж. Б. Ламарка. Стрелка указывает направление эволюции


В своём основном труде «Философия зоологии», опубликованном в 1809 г., Ламарк приводит многочисленные доказательства изменяемости видов. К числу таких доказательств Ламарк относит изменения животных под влиянием одомашнивания и растений под влиянием окультуривания, при переселении организмов в другие места обитания с иными условиями существования. Важную роль в возникновении новых видов Ламарк отводит постепенным изменениям гидрогеологического режима и климатических условий на поверхности Земли. Таким образом, в анализ биологических явлений Ламарк включает два новых фактора: фактор времени и условия внешней среды. Это был большой шаг вперёд по сравнению с механистическими представлениями сторонников неизменности видов. Однако каковы же механизмы изменчивости организмов и образования новых видов? Ламарк считал, что их два: во-первых, стремление организмов к совершенствованию, а во-вторых, прямое влияние внешней среды и наследование признаков, приобретённых в течение жизни организма.

Взгляды Ламарка на механизм эволюции оказались ошибочными. Пути приспособления живых организмов к окружающей среде и видообразования спустя 50 лет открыл Ч. Дарвин. Заслуга Ламарка заключается в том, что он создал первую теорию эволюции органического мира, ввёл принцип историзма как условие понимания биологических явлений и выдвинул в качестве главной причины изменяемости видов условия внешней среды.

Теория Ламарка не получила признания современников. Наука не была ещё готова к принятию идеи эволюционных преобразований; сроки, о которых говорил Ламарк, – миллионы лет – казались невообразимыми. Доказательства причин изменяемости видов не были достаточно убедительными. Отводя решающую роль в эволюции прямому влиянию внешней среды, упражнению и неупражнению органов и наследованию приобретённых признаков, Ламарк не мог объяснить возникновения приспособлений, обусловленных «мёртвыми» структурами. Например, окраска скорлупы птичьих яиц носит явно приспособительный характер, но объяснить этот факт с позиций теории Ламарка невозможно.

Спорам приверженцев неизменности видов и стихийных эволюционистов положила конец глубоко продуманная и фундаментально обоснованная теория видообразования, созданная Ч. Дарвином.

1. Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.?

2. Какой вклад в биологию внёс Ж. Б. Ламарк? Изложите основные положения эволюционной теории Ламарка.

3. Охарактеризуйте верные и ошибочные положения теории эволюции Ж. Б. Ламарка.

4. Опираясь на знания генетических закономерностей, объясните, могут ли наследоваться признаки, приобретённые в течение жизни организма.

5. Обсудите в классе, почему теория эволюции Ж. Б. Ламарка не получила признания современников.

Работа с компьютером

Найдите в Интернете

Глава 11. Теория Чарлза Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора

Основной труд Ч. Дарвина – «Происхождение видов», в корне изменивший представление о живой природе, появился в 1859 г. Этому событию предшествовала более чем двадцатилетняя работа по изучению и осмысливанию богатого фактического материала, собранного как самим Дарвином, так и другими учёными.

28. Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Чарлза Дарвина

Вспомните!

Эмбриология Палеонтология Клеточная теория


Чтобы полнее оценить всё значение переворота в биологической науке, совершённого Ч. Дарвином, обратим внимание на состояние науки первой половины XIX в., когда создавалась его теория естественного отбора.

Геолог Ч. Лайель в своих работах показал, что поверхность Земли изменяется непрерывно и не под влиянием каких-либо особых сил, а под действием повседневных факторов – колебаний температуры, ветра, дождя, приливов и отливов, прибоя и жизнедеятельности растений и животных. К числу постоянно действующих природных факторов Лайель отнёс землетрясения, извержения вулканов.

Сходные мысли задолго до Лайеля высказывали М. В. Ломоносов в своем труде «О слоях земных» и Ламарк. Но Лайель подкрепил свои взгляды многочисленными и строгими доказательствами. Теория Лайеля оказала большое влияние на формирование мировоззрения Ч. Дарвина.

В биологии был сделан ряд крупных открытий, которые оказались несовместимыми с представлениями о неизменяемости природы, об отсутствии родства между видами. Клеточная теория Т. Шванна показала, что в основе строения всех живых организмов лежит один и тот же структурный элемент – клетка. Исследования развития зародышей позвоночных животных позволили обнаружить у эмбрионов птиц и млекопитающих жаберные дуги и жаберное кровообращение, что наталкивало на мысль о родстве рыб, птиц и млекопитающих и о происхождении наземных позвоночных от предков, ведущих водный образ жизни. Русский учёный К. Бэр показал, что развитие всех организмов начинается с яйцеклетки и что на ранних стадиях развития обнаруживается поразительное сходство в строении зародышей животных, относящихся к разным классам.

В самых разных областях естествознания (геология, палеонтология, биогеография, эмбриология, сравнительная анатомия, учение о клеточном строении организмов) собранные учёными материалы противоречили представлениям о божественном происхождении и неизменяемости природы. Правильно объяснить все эти факты, обобщить их, создать теорию эволюции сумел Ч. Дарвин.

Чарлз Роберт Дарвин родился 12 февраля 1809 г. в семье врача. В университете он учился сначала на медицинском, потом на богословском факультетах и собирался стать священником. В то же время он проявлял большую склонность к естественным наукам, увлекался геологией, ботаникой и зоологией. После окончания университета Дарвину предложили (1831) место натуралиста на корабле «Бигль», отправляющемся в кругосветное путешествие для картографических съёмок. Дарвин принял приглашение, и пять лет, проведённые им в экспедиции (1831–1836), стали поворотным пунктом в его собственной научной судьбе и в истории биологии.

Наблюдения, сделанные во время путешествия, заставили Дарвина задуматься над причинами сходства и различий между видами. Главная его находка, обнаруженная в геологических отложениях Южной Америки, – это скелеты вымерших гигантских млекопитающих, очень сходных с современными броненосцами и ленивцами.

Ещё большее впечатление произвело на Дарвина изучение видового состава животных на Галапагосских островах. На каждом из этих вулканических островов сравнительно недавнего происхождения Дарвин обнаружил близкие виды вьюрков, различающиеся между собой характером питания и формой клюва. Оказалось, что одни питаются твёрдыми семенами, другие – насекомыми, третьи – нектаром цветков растений. Казалось маловероятным, чтобы для каждого вновь возникающего вулканического острова Творец создавал свои особые виды животных. Разумней было бы сделать другой вывод: птицы попали на остров с материка и изменились вследствие приспособления к новым условиям обитания. Таким образом, Дарвин ставит вопрос о роли условий среды в видообразовании. Аналогичную картину Дарвин наблюдал и у берегов Африки. Животные, обитающие на островах Зелёного Мыса, имели некоторое сходство с материковыми видами, хотя и отличались от них существенными чертами. Помимо этого с позиции сотворения видов Дарвин не мог объяснить особенности развития описанного им грызуна туко-туко. Этот грызун, живущий в норах под землёй, рождает зрячих детёнышей, которые затем слепнут.

В Австралии Дарвина заинтересовала древняя фауна: сумчатые и яйцекладущие животные, которые вымерли в других местах земного шара. Австралия как материк обособилась раньше, чем возникли высшие млекопитающие, поэтому древние примитивные животные оказались в Австралии в изоляции. Развитие древних сумчатых и яйцекладущих шло независимо от млекопитающих, обитавших на других материках.

Перечисленные и многие другие факты поколебали веру Дарвина в сотворение видов. Вернувшись в Англию, он поставил перед собой задачу разрешить вопрос о происхождении видов.

Вопросы для повторения и задания

1. Какие данные геологии послужили предпосылкой эволюционной теории Ч. Дарвина?

2. Какие открытия в области биологии, совершённые в первой половине XIX в., способствовали формированию эволюционных взглядов Ч. Дарвина?

3. Какие наблюдения Ч. Дарвина поколебали его веру в неизменность видов?

4. Обсудите в классе, почему основы современной теории эволюции биологических видов не могли быть заложены ранее середины XIX в.

5. Используя дополнительные источники информации, обозначьте на карте маршрут кругосветного путешествия Ч. Дарвина.

6. Проанализируйте текст параграфа. Составьте и заполните таблицу «Социально-экономические и естественно-научные предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина».

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

Найдите в Интернете сайты, материалы которых могут служить дополнительным источником информации, раскрывающим содержание ключевых понятий параграфа.

Подготовьтесь к следующему уроку. Используя дополнительные источники информации (книги, статьи, ресурсы сети Интернет и др.), сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.

29. Учение Чарлза Дарвина об искусственном отборе

Вспомните!

Селекция Породы животных Сорта растений

Изменчивость признаков Мутации


Дарвин вернулся в Англию из кругосветного путешествия убеждённым сторонником изменяемости видов под влиянием условий обитания. Данные геологии, палеонтологии, эмбриологии и других наук также указывали на изменяемость органического мира. Однако большинство учёных не признавали эволюции: никто не наблюдал превращения одних видов в другие. Поэтому Дарвин сосредоточил свои усилия на раскрытии механизма эволюционного процесса. С этой целью он обратился к практике сельского хозяйства Англии. Английские фермеры и любители вывели к этому времени 150 пород голубей, много пород собак, крупного рогатого скота, кур и т. д. Интенсивно велась работа по селекции новых сортов культурных растений. Сторонники постоянства видов утверждали, что каждый сорт, каждая порода имеют особого дикого предка. Дарвин доказал, что это не так. Все породы кур происходят от дикой банкивской курицы, домашние утки – от дикой кряковой утки, предками крупного рогатого скота были два вида диких туров. При этом породы животных и сорта растений, происходящие от одного предка, могут очень резко различаться. Рассмотрите рисунок 56. На нём показаны некоторые породы домашней канарейки. У них разные пропорции тела, размеры, оперение и т. д., хотя все они происходят от одного предка.

Чрезвычайно разнообразны гребни петухов разных пород (рис. 57). Аналогичная картина наблюдается среди сортов культурных растений. Очень различаются между собой, например, сорта капусты. Из одного дикого вида человеком получены кочанная капуста, цветная капуста, кольраби, кормовая капуста, стебель которой превышает рост человека, и др.


Рис. 56. Изменчивость признаков пород домашней канарейки. Посередине слева – дикая исходная форма, ввезённая в Европу в XVI в.


Рис. 57. Гребни петухов разных пород


Культурные растения и домашние животные служат для удовлетворения потребностей человека – материальных или эстетических. Одно это убедительно доказывает, что они созданы человеком. Каким же образом человек получил эти сорта растений и породы животных, на какие свойства живых организмов опирался он в своей работе? Ответ на этот вопрос Дарвин нашёл, изучая методы английских фермеров. В их основе лежал один принцип: разводя животных или растения, они оставляли для размножения только те организмы, у которых нужный признак был выражен наиболее сильно.

Например, поставлена задача повысить урожайность пшеницы. Селекционер из огромной массы растений выбирает несколько лучших экземпляров с наибольшим числом колосков. В следующем году он высеивает зёрна только этих растений и среди них снова отыскивает экземпляры с наибольшим числом колосков. Так продолжается несколько лет, и в результате появляется новый сорт многоколосковой пшеницы.

В основе работы по выведению нового сорта растений (или породы животных) лежит изменчивость признаков у организмов и отбор человеком таких изменений, которые наиболее уклоняются в желательную для него сторону. В ряду поколений такие изменения накапливаются и становятся устойчивым признаком породы. Для отбора важное значение имеет индивидуальная (мутационная) изменчивость. Вам уже известно, что мутация – это внезапное изменение наследственных свойств организма, приводящее к изменению тех или иных его признаков. Это явление достаточно редкое, поэтому искусственный отбор может быть успешным лишь в том случае, если его проводят среди большого числа особей. Известны случаи, когда к возникновению новой породы приводила единичная крупная мутация. Так появились анконская порода коротконогих овец (рис. 58), такса, утка с крючковатым клювом. Особи с резко изменёнными признаками были сохранены и использованы человеком для создания новой породы.


Рис. 58. Анконская, или коротконогая, овца – порода, возникшая в результате мутаций


Следовательно, под искусственным отбором понимается процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений путём систематического отбора и размножения особей с определёнными, ценными для человека признаками и свойствами.

Таким образом, изучение методов селекции, применявшихся в сельском хозяйстве Англии XIX в., позволило Дарвину сформулировать принцип искусственного отбора и с помощью этого принципа объяснить не только причину совершенствования форм, но и их многообразие.

Вопросы для повторения и задания

1. Что такое искусственный отбор?

2. Какие вам известны основные методы селекции?

3. Приведите примеры многообразия пород домашних животных и сортов культурных растений. Чем объясняется это многообразие?

4. Какие породы животных и сорта растений характерны для сельского хозяйства вашей местности?

5. Чем отличаются одомашненные животные и растения от диких видов?

6. Почему искусственный отбор – выведение новых пород домашних животных и сортов культурных растений – может быть успешным только в условиях крупнотоварного сельскохозяйственного производства?

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

Найдите в Интернете сайты, материалы которых могут служить дополнительным источником информации, раскрывающим содержание ключевых понятий параграфа.

Подготовьтесь к следующему уроку. Используя дополнительные источники информации (книги, статьи, ресурсы сети Интернет и др.), сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.

30. Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе

Вспомните!

Размножение половое Размножение бесполое


Искусственный отбор, т. е. сохранение для размножения особей с полезными признаками и устранение всех остальных, проводит человек, ставящий перед собой определённые задачи. Признаки, накапливаемые при искусственном отборе, полезны для человека, но не всегда для самих животных и растений. Дарвин высказал предположение, что в природе сходным путём накапливаются признаки, полезные только для организмов и вида в целом, в результате чего образуются виды и разновидности. В этом случае требовалось установить наличие индивидуальной изменчивости у диких животных и растений. Кроме того, необходимо было доказать существование в природе какого-то направляющего фактора, действующего аналогично воле человека в процессе искусственного отбора.

Индивидуальная изменчивость. Дарвин показал, что у представителей диких видов животных и растений индивидуальная изменчивость наблюдается очень широко. Индивидуальные отклонения могут быть полезными, нейтральными или вредными для организма. Все ли особи оставляют потомство? Если нет, то какие факторы сохраняют особей с полезными признаками и устраняют всех остальных? Дарвин обратился к анализу размножения организмов.

Избыточная численность потомства. Все организмы оставляют потомство, иногда очень многочисленное. Севрюга откладывает до 400 тыс. икринок, судак – 300–900 тыс., жабы – около 10 тыс. Даже медленно размножающиеся животные могут оставить огромное число потомков. Буревестник откладывает одно яйцо, но это одна из самых многочисленных птиц на Земле. Рождающие, как правило, одного детёныша парнокопытные (северные олени, антилопы) образуют громадные стада. На основе многих примеров Дарвин приходит к выводу о том, что в природе любой вид животных и растений стремится к размножению в геометрической прогрессии. В то же время число взрослых особей каждого вида остаётся относительно постоянным.

Борьба за существование. Каждая пара организмов даёт гораздо больше потомков, чем их доживает до взрослого состояния. Большая часть появившихся на свет организмов гибнет, не достигнув половой зрелости. Причины гибели разнообразны: недостаток корма из-за конкуренции с представителями своего же вида, нападение врагов, действие неблагоприятных физических факторов среды – засухи, сильных морозов, высокой температуры и пр. Отсюда следует второй вывод, сделанный Дарвином: в природе происходит непрерывная борьба за существование. Этот термин следует понимать в широком смысле, как любую зависимость организмов от всего комплекса условий окружающей его живой и неживой природы. Иначе говоря, борьба за существование – это совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды. Когда лев отнимает добычу у гиен, подразумевается борьба за пищу. Про растение на окраине пустыни можно сказать, что оно ведёт борьбу против засухи, но точно так же предполагается, что оно зависит от влажности.

Дарвин выделил три основные формы борьбы за существование: а) межвидовую; б) внутривидовую; в) борьбу с неблагоприятными условиями внешней среды.

Внутривидовая борьба. В приведённых примерах напряжённость борьбы между видами ослабляется тем, что, как правило, организмы имеют не один, а несколько источников питания. Например, лиса питается не только зайцами, но и мышами, и птицами. У особей же одного вида потребности в пище, территории и других условиях существования одинаковы. Поэтому конкуренция между ними особенно остра (рис. 59). Дарвин считал внутривидовую борьбу самой напряжённой. Например, птицы одного вида конкурируют из-за мест гнездования. Самцы многих видов млекопитающих и птиц в период размножения вступают друг с другом в борьбу за возможность обзавестись семьёй.


Рис. 59. Самцы ягуара устрашают друг друга, охраняя свою территорию


Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды. Факторы неживой природы оказывают огромное влияние на выживаемость организмов. Много растений гибнет во время холодных малоснежных зим. В сильные морозы смертность увеличивается и среди животных, обитающих в почве (кроты, дождевые черви). Зимой при недостатке растворённого в воде кислорода погибает рыба. Семена растений нередко заносятся ветром в неблагоприятные места обитания и не прорастают.

Все формы борьбы за существование сопровождаются гибелью огромного количества организмов или приводят к тому, что часть их не оставляет потомства.

Естественный отбор. Кто же выживает в этой постоянно происходящей борьбе за существование? Наблюдения показывают, что для растительных и животных организмов характерна всеобщая изменчивость признаков, свойств и бесконечное разнообразие их комбинаций. Даже в потомстве одной пары родителей нет совершенно одинаковых особей (за исключением монозиготных, или однояйцевых, близнецов, развившихся из одного оплодотворённого яйца – зиготы). В борьбе за существование выживают и оставляют потомство индивидуумы, обладающие таким наследственным комплексом признаков и свойств, который позволяет наиболее успешно конкурировать с другими. Таким образом, в природе происходят процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения других – явление, названное Дарвином естественным отбором (или выживанием наиболее приспособленных).

При изменении условий внешней среды полезными для выживания могут оказаться какие-то другие, новые признаки. В результате меняется направление отбора, перестраивается генетическая структура вида. Благодаря размножению новые признаки широко распространяются, и в итоге появляется новый вид.

Следовательно, виды изменяются в процессе приспособления к условиям внешней среды. Движущей силой изменения видов, т. е. эволюции, является естественный отбор. Материалом для отбора служит наследственная (индивидуальная, мутационная) изменчивость. Изменчивость, обусловленная прямым влиянием внешней среды на организмы, не имеет значения для эволюции, поскольку по наследству не передаётся.

Действие естественного отбора можно наблюдать на опыте. Разберём несколько примеров.

В нашей стране широко распространён богомол обыкновенный – крупное хищное насекомое (длина тела у самок достигает 48–76 мм), питающееся разнообразными мелкими насекомыми – тлями, клопами, мухами. Окраска разных особей этого вида бывает зелёной, жёлтой и бурой. Богомолы зелёного цвета обычно встречаются среди травы и кустарников, бурые – на растениях, выгорающих от солнца. Неслучайность такого распределения животных учёные доказали в эксперименте на расчищенной от травы площадке блёкло-бурого цвета. К колышкам на площадке были привязаны богомолы всех трёх цветов. За время опыта птицами были уничтожены 60 % жёлтых, 55 % зелёных и только 20 % бурых богомолов, у которых окраска тела совпадала с цветом фона.

Аналогичные опыты были поставлены с куколками бабочки-крапивницы. В случае несоответствия окраски куколки окраске фона птицы уничтожали гораздо больше куколок, чем в случае совпадения фона с окраской. Водоплавающие птицы в бассейне ловят преимущественно рыбу, окраска которой не соответствует цвету дна.

Важно отметить, что для выживания имеет значение не один какой-либо признак, а комплекс признаков. В том же опыте с богомолами, очень простом по сравнению с реальными природными условиями, среди бурых особей, защищённых окраской тела, птицы склёвывали беспокойных, активно двигающихся насекомых. Спокойные, малоподвижные богомолы избегали нападения. Один и тот же признак в зависимости от окружающих условий может способствовать выживанию или, напротив, привлекать внимание врагов.

Следовательно, согласно учению Дарвина, факторами естественного отбора служат условия внешней среды, точнее – весь комплекс абиотических (небиологических) и биотических условий среды. В зависимости от этих условий естественный отбор действует в разных направлениях и приводит к неодинаковым эволюционным результатам. В настоящее время различают несколько форм естественного отбора, которые в дальнейшем мы рассмотрим более подробно.

С общетеоретической точки зрения главное в учении Дарвина – это идея развития живой природы, противостоящая представлению о застывшем, неизменяющемся мире. Признание учения Дарвина стало переломным моментом в истории биологических наук. Факты, накопленные в додарвиновский период развития биологии, получили новое освещение. Возникли новые направления в биологии – эволюционная эмбриология, эволюционная палеонтология и др.

Учение Дарвина служит естественно-научной основой для материалистического объяснения целесообразности строения живых организмов, происхождения и многообразия видов.

Ряд понятий эволюционной теории выходит за рамки чисто биологических и приобретает общенаучный и философский статус. Такие критерии прогрессивной эволюции живого, как дифференциация и интеграция частей организма, избыточность и надёжность, используются при изучении закономерностей технического и общественного прогресса. Таким образом, эволюционная теория близко связана с философией, изучающей общие законы развития.

Труд Дарвина явился одним из крупнейших достижений естествознания XIX в. В XX в. эволюционное учение Дарвина было развито и дополнено благодаря созданию хромосомной теории наследственности, развитию молекулярной биологии и генетики, эмбриологии, экологии и других областей биологии.

Вопросы для повторения и задания

1. Что такое естественный отбор?

2. В чём биологическое значение естественного отбора?

3. Что такое борьба за существование? Каковы её формы?

4. Какая форма борьбы за существование является наиболее напряжённой и почему?

5. Что служит движущей силой изменения видов?

6. Что служит материалом для естественного отбора?

7. Действует ли в настоящее время естественный отбор в человеческом обществе? Приведите примеры, доказывающие вашу точку зрения.

8. Сравните искусственный и естественный отбор. В чём их сходство и отличие?

Работа с компьютером

Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.

Найдите в Интернете сайты, материалы которых могут служить дополнительным источником информации, раскрывающим содержание ключевых понятий параграфа.

Подготовьтесь к следующему уроку. Используя дополнительные источники информации (книги, статьи, ресурсы сети Интернет и др.), сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.

Тема урока Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: продолжать расширять знания об истории формирования эволюционных взглядов на основе изучения учащимися эволюционной теории Ж. Б. Ламарка.

Задачи урока

Образовательные: сформировать понятие об эволюционной теории Ж.Б.Ламарка: учение о градации и учение об изменчивости; раскрыть роль Ламарка в развитии биологической науки;

Развивающие: способствовать развитию коммуникативной и информационной компетенций учащихся, целостному восприятию окружающего мира, умения выделять главное, анализировать фактическую информацию и делать выводы;

Воспитательные: продолжить формировать научное мировоззрение, воспитывать толерантность, самокритичность.

ХОД УРОКА

«Мог ли я рассматривать... ряд животных от самых совершенных из них до несовершеннейших и не попытаться установить,

от чего может зависеть этот столь замечательный факт? Не должен ли был я предположить,

что природа последовательно создавала различные тела, восходя от простейшего к наиболее сложному?»

Ж.Б.Ламарк.

I Организационный момент: Здравствуйте. Кто сегодня дежурный? Кто отсутствует в классе?

II Актуализация знаний учащихся:

1.Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII веке?

2.Как вы понимаете, что такое эволюция?

3. Какой вклад в биологию внес К.Линней?

4. Какие идеи о классификации живых организмов, предложенные К. Линнеем, используются до сих пор?

5. Каково значение работ К. Линнея для мировой науки?

6. Какое значение имеет двойное видовое название живых организмов?

III Изучение нового материала:

К концу XVIII века во многих странах изменились общественно- политические взгляды, особенно во Франции.

Используя знания из истории, дайте характеристику эпохи того времени?

(французская революция, развитие капиталистических форм производства, научные открытия).

К чему это привело? (подрывало метафизические взгляды о неизменности живой природы и общества).

Стал накапливаться фактический материал, который противоречил метафизическим

представлениям. Это:

открытие микроскопа в XVII в. и его применение в биологических исследованиях сильно расширили кругозор ученых;

оформилась как наука эмбриология;

возникла палеонтология.

В начале XIX века французским ученым Жаном Батистом Ламарком (1744- 1829) была создана первая эволюционная теория, которую он изложил в труде «Философия зоологии» (1809).

Ж.Б. Ламарк родился 1 августа 1744 г. в Базантене (Пикардия; историческая область на севере Франции).

Был одиннадцатым ребёнком в обедневшей аристократической семье. В 1772-1776 гг. учился в Высшей медицинской школе в Париже. Затем оставил медицину и занялся естественными науками, в частности ботаникой. Плодом этих занятий стал изданный в 1778 г. трёхтомный определитель растений «Флора Франции». Книга принесла Ламарку известность, и уже в 1779 г. его избрали членом Парижской академии наук. В 1793 г., когда Ламарку уже было под пятьдесят, учёный занялся зоологией, а в 1809 г. вышла его «Философия зоологии». В этой книге Ламарк выступил прежде всего как создатель первой целостной концепции эволюции живой природы. Согласно ей, все существа на Земле произошли от непохожих на них, примитивно устроенных предков. Развитие органической материи, по Ламарку, обусловлено, во-первых, её неотъемлемым внутренним свойством - стремлением к прогрессу и, во-вторых, влиянием окружающей среды на организмы.

Учёный полагал, что интенсивно функционирующие органы усиливаются и развиваются. В отличие от них не находящие употребления слабеют и уменьшаются. А самое главное - изменения передаются по наследству. Перемена во внешних условиях ведёт к изменению потребностей животного. Это, в свою очередь, влечёт изменение привычек и соответственно перестройку в системе функционирования органов.

Ламарк также занимался классификацией животных и растений. В 1794 г. он разделил всех

животных на группы - позвоночных и беспозвоночных, а последних, в свою очередь, на десять классов (в отличие от К. Линнея, предложившего два класса).

Ламарк считал, что первые живые организмы произошли из неорганической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ, поэтому классификация организмов не может быть произвольной, она должна отображать процесс движения от низших форм к высшим.

Ламарк усовершенствовал систему животного мира на основе принципа родства между организмами, расположив систематические группы в восходящем порядке в виде лестницы, на первой ступени которой он поместил инфузории, а на шестой, последней – наиболее сложные - млекопитающие. Этот процесс повышения организации носит ступенчатый характер, то есть образует «лестницу существ».

Ступенчатый характер усложнения организации живых существ Ламарк назвал градацией.

Ламарк предложил более совершенную классификацию животных, чем К.Линней.

Вместо двух линнеевских классов (черви и насекомые) Ламарк предложил 10 классов, заложив основы систематики беспозвоночных.

Все многообразие животных Ламарк разделил на 14 классов, которые распределили по

6 градациям. При выделении градаций он учитывал анатомо- физиологические особенности основных систем организма (главным образом нервной и кровеносной).

Известное несовершенство систематики Ламарка объясняется уровнем науки того времени, но в ней есть главное - стремление избежать искусственности группировок. Можно сказать, что Ламарк заложил основы естественной системы классификации. Он же впервые поставил вопрос о причинах сходства и возникновения различий у животных.

    Учение об изменчивости.

Совершенствуясь, организмы вынуждены приспосабливаться к условиям внешней среды. Для того чтобы объяснить, как возникает разнообразие на каждой ступени «лестницы существ», Ламарк сформулировал два закона .

I закон - закон упражнения и неупражнения органов: «постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а не употребление - к ослаблению и исчезновению».

Например: согласно этому закону

    необходимость доставать листья на деревьях ведет к тому, что жираф, стараясь до них дотянуться, постоянно вытягивает шею, в результате чего она становится длинной;

    муравьеду, чтобы доставать муравьев из глубины муравейника, приходится вытягивать язык, и он становится тонким и длинным;

    перепонки между пальцами ног у водоплавающей птицы возникают из-за постоянного раздвигания пальцев и растягивания кожи во время плавания.

    примером исчезновения органов в результате неупражнения является редукция глаз у крота.

II закон - з акон наследования благоприобретенных признаков : «под действием постоянных упражнений и неупражнений органы изменяются, и возникшие изменения наследуются».

Ламарк: термин «вид» я считаю совершенно произвольным, придуманным ради удобства, для обозначения группы особей, близко между собой схожих….

Ламарк отрицал реальность существования видов в природе , так как он представлял изменчивость ничем не ограниченной, постоянно и непрерывно размывающей границы вида.

Ламарк считал, что существует два механизма изменчивости организмов и образования новых видов:

1) стремление организмов к совершенствованию;

2) прямое влияние внешней среды и наследование признаков, приобретенных в течение жизни организма.

Заслуги Ламарка:

    Выступал против метафизических взглядов, считал, что образование новых видов

происходит, но очень медленно и поэтому незаметно.

2. Создал первое учение об эволюции, в котором сформулировал положения о движущих силах и направлениях эволюции.

3. Первым применил термины «родство», «родственные связи» для обозначения единства происхождения.

4. Правильно представлял общую картину исторического развития органического мира – движение от простого к сложному (теория градации).

5. Создал классификацию животных, разделил всех животных на позвоночных и беспозвоночных.

Ошибки Ламарка:

1. Неверно определил движущие силы эволюции.

2. Неверно считал, что приспособленность возникает косвенным путем – изменяется внешняя среда, и у организма возникают новые потребности и изменения в поведении.

3. Неверно полагал, что изменения среды несут только полезные изменения в организмах. У организмов имеется врожденная способность отвечать на изменения среды только положительными изменениями.

4. Отрицал факт реального существования видов в природе.

Живая природа представлялась как ряды постоянно изменяющихся особей, которых человек только в воображении объединяет в вид.

5. Единицей эволюции считал особь.

Как вы считаете, почему теория Ламарка не получила признания современников?

(В его время наука не была готова к принятию идеи эволюционных преобразований; сроки, о которых говорил Ламарк, - миллионы лет – казались невообразимыми. Доказательства причин изменчивости видов не были достаточно убедительными. Отводя решающую роль в эволюции прямому влиянию внешней среды, упражнению и неупражнению органов и наследованию приобретенных признаков, Ламарк не мог объяснить возникновения приспособлений, обусловленных «мертвыми» структурами. Например, окраска скорлупы птичьих яиц носит явно приспособительный характер, но объяснить этот факт с позиций Ламарка невозможно. Теория Ламарка исходила из представлений о слитной наследственности, свойственной целому организму и каждой из его частей. Идея о том, что наследственность – свойство организма как целого, была возрождена в трудах Т.Д.Лысенко. Однако открытие вещества наследственности – ДНК и генетического кода устранило самый предмет спора).

IV Подведение итогов: Ламарк:

    Выдвинул идею об изменяемости видов, их постепенном усложнении.

    Изложил свои идеи в работе «Философия зоологии»

    Предполагал, что виды изменяются благодаря стремлению к самосовершенствованию.

Приспособленность – результат прямого влияния среды.

V Рефлексия: Все ли вам было понятно на уроке? Что вам показалось трудным? Что вы сегодня нового узнали на уроке?

Оценки за урок.

VI Домашнее задание: п. 4.2 вопросы