Моторная дислалия. Функциональная дислалия

Дислалией называется нарушение нормального употребления и произношения звуков речи, которое совершенно не связано с органическими повреждениями слухового анализатора или центральной нервной системы.

Дислалия в логопедической практике встречается достаточно часто. Так, согласно статистическим данным, признаки дислалии имеются у каждого третьего дошкольника, в начальной школе они наблюдаются примерно у каждого пятого ребенка. В более позднем возрасте признаки дислалии можно обнаружить примерно у 1% детей.

Классификация дислалии

В настоящее время выделяют две формы дислалии: органическую (механическую) и функциональную.

Органическая дислалия вызывается нарушением анатомического строения артикуляционного (звукообразующего) аппарата. В отличие от нее функциональная дислалия развивается под влиянием обратимых нейродинамических нарушений в головном мозге или социальных факторов.

Формы функциональной дислалии

В зависимости от причины выделяют следующие формы функциональной дислалии:

  • Моторная. Она обусловлена нейродинамическими нарушениями в центральном отделе речедвигательного аппарата;
  • Сенсорная. Данная форма функциональной дислалии связана с нейродинамическими изменениями в центральном отделе речеслухового аппарата.
  • Смешанная форма.

При моторной форме функциональной дислалии наблюдается фонетический дефект, связанный с недифференцированными и неточными движениями языка и губ.

На фоне сенсорной дислалии у больного возникают сложности со слуховой дифференциацией сходных по своему звучанию фонем (свистящих и шипящих, звонких и глухих, мягких и твердых). Это сопровождается заменами и смещением звуков во время устной речи, а на письме аналогичными заменами букв.

Смешанная форма функциональной дислалии сочетает в себе признаки обеих форм и называется сенсоматорной функциональной дислалией.

Также выделяют артикуляторно-фонетическую, артикулярно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию.

Если у пациента имеется проблема с произношением от одного до четырех звуков, то такая форма дислалии называется простой. В тех случаях, когда отмечается дефектное произношение свыше четырех звуков, говорят о сложной форме дислалии.

Если у пациента возникают сложности с произношением звуков, относящихся к разным артикуляционным группам, то это полиморфная дислалия, а если к одной группе, например, только свистящие, то говорят о мономорфной дислалии.

При дислалии искажения при произношении различных звуков (фонетические дефекты) обозначают терминами, которые имеют греческие корни:

  • Ламбдацизм - [л] и [л"];
  • Ротацизм - [р] и [р"];
  • Йотацизм - [й];
  • Сигматизм - [ж], [ш], [щ], [ч] и [с], [с"], [з], [з"];
  • Хитизм - [х] и [х"];
  • Каппацизм - [к] и [к"];
  • Гаммацизм - [г] и [г"].

Также при дислалии могут наблюдаться дефекты оглушения и озвончения, дефекты твердости и смягчения.

Причины дислалии

Причиной развития механической дислалии являются органические дефекты в анатомическом строении артикуляционного периферического аппарата, к которому относятся: челюсти, зубы, губы и язык.

К развитию функциональной дислалии приводят биологические и социальные факторы:

  • Педагогическая запущенность;
  • «Сюсюканье» взрослых при разговоре с детьми;
  • Косноязычная, торопливая речь взрослых, ухаживающих за детьми;
  • Билингвизм в семье;
  • Минимальная мозговая дисфункция;
  • Общая физическая слабость ребенка.

Признаки дислалии

Основным признаком дислалии являются дефекты при произношении звуков:

  • Пропуски - выпадения звука в определенных позициях;
  • Замены - один звук систематически заменяется другим;
  • Смещение - ребенок может правильно произносить звуки, но в речи путает их;
  • Искажение - этот признак дислалии заключается в ненормированном произношении звуков, а также использовании звуков, не используемых в фонетической системе родного языка.

При дислалии лексико-грамматическая сторона речевого развития всегда соответствует возрасту ребенка, то есть имеется достаточный уровень связанной речи, умение правильно использовать множественное и единственное число, падежные окончания, неискаженная слоговая структура, хорошо развитая словарная база.

Диагностика дислалии

При появлении у ребенка первых признаков дислалии его следует обязательно показать специалистам. Диагностика данной патологии начинается с опроса матери о том, как протекала у нее беременность, какие заболевания перенес малыш, как у него шло речевое и психомоторное развитие, имеются ли заболевания органов зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата.

После этого логопед проводит исследование строения и подвижности всех органов периферического артикуляционного аппарата как при помощи визуального осмотра, так и при помощи специальных тестовых упражнений.

Для более точной диагностики патологий устной речи проводят обследование, направленное на выявление произносимых с дефектами звуков, для чего используют специальный дидактический материал. Это позволяет выявить характеры нарушения звукопроизношения в различных позициях. После этого логопед оценивает состояние фонематического слуха, то есть способность ребенка к дифференцировке коррелирующих фонем.

При механической дислалии логопед может направить ребенка на консультацию к стоматологу ортодонту или стоматологу-хирургу, а при функциональной форме дислалии к неврологу. При подозрении на наличие тугоухости показано проведение осмотра отоларингологом с обязательным исследованием функций слухового аппарата.

Коррекция дислалии

Коррекция дислалии проводится в три этапа:

1. Подготовительный. При механической дислалии на этом этапе необходимо устранить анатомические дефекты в речеобразовательном аппарате (ортодонтическое лечение, пластика уздечки и т.п.). При функциональной моторной дислалии показано проведение логопедического массажа и артикуляционной гимнастики. Лечение сенсорной дислалии начинается с развития фонематических процессов. Также на подготовительном этапе логопед уделяет внимание развитию мелкой моторики, формированию направленной воздушной струи и отработке произношения опорных звуков.

2. Этап формирования первичных навыков произношения. Он включает в себя постановку изолированных звуков, их автоматизацию в словах, слогах, предложениях, а также дифференциацию звуков.

3. Этап формирования коммуникативных навыков. На этом этапе необходимо сформировать у ребенка навыки правильного употребления поставленных звуков в любых ситуациях общения.

При дислалии логопедические занятия должны проводиться не реже, чем три раза в неделю. Очень важно, чтобы и дома родители систематически занимались со своим ребенком, выполняя все указания специалиста, следили за правильностью выполнения им артикуляционной гимнастики.

При простой дислалии продолжительность занятий составляет от одного до трех месяцев, а при сложной - до полугода.

Прогноз и профилактика дислалии

Дислалия в большинстве случаев успешно корректируется. Длительность срока коррекции зависит от сложности патологии звукообразования, возраста ребенка и его индивидуальными особенностями, регулярностью проводимых занятий, участием в них родителей. При этом следует знать, что чем младше реббенок, тем легче добиться у него полноценной коррекции дислалии.

Для профилактики дислалии следует своевременно выявлять и лечить у него возможные анатомические дефекты артикуляционного аппарата. Необходимо уделять достаточное внимание физическому и психическому развитию детей. Также очень важно, чтобы взрослые разговаривали с детьми, даже младшего возраста, правильно, без «сюсюканья», четко выговаривая все звуки.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ.
Рубрика (тематическая категория) Образование

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всœех остальных операций высказывания.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и пропусках.

В логопедических исследованиях эти нарушения подразделяются на 2 разноуровневые категории (с учетом положений лингвистики). Замены и смешения: у ребенка сформированы всœе артикуляторные позиции, но он не умеет различать некоторые позиции, ᴛ.ᴇ. правильно осуществлять набор звуков, вследствие фонемы смешиваются, одно слово принимает разный облик, квалифицируются как фонологические (Ф.Ф.Рау), или фонематические (Р.Е.Левина), дефекты при которых нарушена система языка.

Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф.Ф.Рау), или фонетические, дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи. Такое разделœение углубляет представления о структуре речевого дефекта и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления.

На современном этапе развития логопедии квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин, изучающих речь. Вместе с тем для логопедии как педагогической отрасли знаний важным является выделœение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедического воздействия, т. е. учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим.

В соответствии с предложенными критериями выделяется три базовых формы функциональной дислалии: акустико – фонематическая, артикуляторно - фонематическая, артикуляторно – фонетическая.

Акустико-фонематическая дислалия

К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи.

В корне данного нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем. В этом случае система фонем у ребенка не полностью сформирована по своему составу. Ребенок не может опознать тот или иной акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на базе общности большинства признаков. По причине того, что ребенок не опознал тот или иной признак звук узнается неправильно. Все это приводит к неправильному восприятию слов (жук – ʼʼщукʼʼ, рак – лак). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь, как самому ребенку, так и окружающим.

При акустико – фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха. Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

Артикуляторно – фонематическая дислалия

Это дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Два варианта нарушений:

· Артикуляторная база сформирована не полностью. При выборе звука вместо нужного (который у ребенка отсутствует) отбирается звук близкий по комплексу артикуляционных признаков. Отмечается явление субституции, или замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.

· Артикуляторная база сформирована полностью, усвоены всœе артикуляторные позиции, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится нестойким (иногда ребенок произносит слово правильно, иногда неправильно). Это приводит к смешению звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному употреблению звуков.

Замены и смешения выполняются на базе артикуляционной близости звуков. Но так же как и при акустико – фонематической дислалии замены отмечаются в отношении звуков и групп звуков, различающихся по одному из признаков: свистящие – шипящие С – Ш (миска – ʼʼмишкаʼʼ); взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными Т – К (точка – ʼʼ кочкаʼʼ, Д – Г(гул – ʼʼдулʼʼ); твердые – мягкие С – С’, Л – Л’(лук – ʼʼлюкʼʼ). Эти явления могут наблюдаться среди звуков, одинаковых по способу образования, между аффрикатами Ц и Ч (пловец – ʼʼ пловечʼʼ), сонорами Р и Л (ведро – ʼʼведлоʼʼ).

В данном случае у ребенка фонематическое восприятие чаще всœего сформировано полностью. Он различает всœе фонемы, узнает слова. Ребенок осознает свой дефект и пытается его преодолеть и во многих случаях такая самокоррекция под управлением слухового контроля проходит успешно. Об этом свидетельствуют некоторые сопоставительные данные о распространенности смешений и замен звуков на разных возрастных этапах развития детей. К примеру, замены р – л в 5 лет составляют 42% всœех нарушений звука р, в 6 лет – 34%, в 7 лет – 18%, в 8 – 9 лет – 18%; замены л – р в 5 лет составляют 9%, в 6 лет - 5% , в 7 лет и последующие годы не наблюдаются; замены ш – с, ж – з в 5 лет составляют 50% всœех нарушений шипящих, в последующие годы – 23 – 26% (по данным М.А.Александровской).Тенденция к преодолению замен и смешений звуков у детей в процессе из развития отмечается в работах многих авторов (В.И.Бильтюкова, А.Н.Гвоздева, О.В.Правдиной, Р.Е.Левиной и др.). Вместе с тем исследователи отмечают, что полного преодоления недостатков достигают не всœе дети. Среди учащихся 1 – 2 классов общеобразовательной школы недостатки произношения фонематического порядка составляют 15%. К концу обучения в начальном звене они встречаются очень редко.

Дефектное произношение обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушениями операций отбора фонем по их артикуляторным признакам. Ребенок выполняет задание на имитацию сложных, которые требуют для своей реализации определœенных укладов речевых органов; иногда производит более сложные в моторном отношении звуки и заменяет ими отсутствующие, наиболее простые по артикуляции.

Артикуляторно – фонетическая дислалия

К данной форме дислалии относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы языка, которая при данной форме дислалии у ребенка полностью сформирована, но фонемы реализуются в ненормированных, непривычных вариантах (аллофонах). Чаще всœего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Окружающие соотносят данный вариант произнесения с определœенной фонемой.

Отмечается и другой тип искажения, при котором звук не узнается, в данном случае речь идет о пропуске, элизии звука. Случай пропусков при данной форме дислалии явление редкое (чаще встречается при других, более грубых дефектах, к примеру, при алалии). При дислалии аналог звука сугубо индивидуальный по своему акустическому эффекту, выполняют в речевой системе ребенка ту же фонематическую функцию, что и нормированный звук.

В данном случае нарушаются не всœе звуки: так, при различных индивидуальных особенностях произнесения акустический эффект при произнесении губных (взрывных и сонорных) согласных, а также переднеязычных взрывных и сонорных согласных оказывается в пределах нормы. Почти не встречается искажений губно – зубных (ф – ф’, в – в’).

Основную группу звуков, в которой наблюдается искаженное произношение, составляют переднеязычные не взрывные согласные. Реже наблюдается дефектное произнесение заднее – язычных и среднеязычного.

В ходе освоения произносительных умений и навыков ребенок при слуховом контроле постепенно нащупывает те артикуляционные позиции, которые соответствует нормальному акустическому эффекту. При нахождении правильных укладов ребенок должен научиться различать уклады, близкие в произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых произнесения звуков (Ф.Ф.Рау). Эти дефекты в отличие от дефектов предшествующих групп, имеют тенденцию к закреплению.

Дислалия – нарушение звукопроизношения. Наиболее распространенный дефект речи. Обычно нарушаются следующие группы звуков: свистящие (с,с’,з,з’ц) , шипящие (ш,ж ,ч,щ , сонорные (л,л’ ,р,р’, j), заднеязычные (к,к’,г ,г’, х,х’), звонкие (в,з,ж,б,д, г), мягкие (т’, д’, н’).

У некоторых детей может нарушаться только одна группа звуков, к примеру, только свистящие или только сонорные. Такое нарушение звукопроизношения принято называтьпростым (мономорфным). У другой группы детей одновременно нарушается несколько групп звуков, к примеру, шипящие, свистящие и сонорные. Такое нарушение принято называть сложным (полиморфным).

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса – изм. В соответствии с характером дефекта произношения, относящегося к определœенной группе звуков, выделяются следующие виды дислалии:

  1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) - недостатки произношения свистящих (с, с’, з, з’, ц) – 22% , и шипящих (ш,ж,ч,щ) 24% звуков. Так как в фонетической системе греческого языка не было подобных звуков, не оказалось и соответствующих названий. В связи с этим условно были объединœены в группу сигматизмов. Один из самых распространенных видов нарушений.
  2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро , обозначающей звук р) – недостатки произношения звуков р и р’. – 26%
  3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л ) - недостатки произношения л и л’. – 10%
  4. Дефекты произношения небных звуков:

каппацизм – звуков к, к’;

гаммацизм – звуков г, г’; 1%

хитизм - звуков х, х’;

йотацизм – звука й

(от названий греческих букв каппа, гамма, хи, йота).

5. Дефекты озвончения – недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: б – п, в – ф, з –с, д – т, ж – ш, г – к и т..д.- 4,5%

Этот недостаток часто встречается у детей, страдающих тугоухостью.

6. Дефекты смягчения - недостатки произношения звонких согласных звуков, заключающиеся, в основном в замене их парными твердыми, к примеру з’ – з, м’ – м, д’ – д, p’- p, к’- к и т. д.

Исключение составляют только звуки ш,ж,ц ,не имеющие мягких пар, и звуки ч,щ,й, которые произносятся всœегда мягко и не имеют твердых пар.

При характеристике нарушений произношения звуков следует отметить, что неправильно произносить ребенок может любой звук. Но указанная закономерность в распределœении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, крайне важно й для произношения этих звуков, и сложностью их звучания

В любой из групп различают три формы нарушения звуков:

  • искажение звука . Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата͵ особенно языком, благодаря чему звук искажается, произносится неточно. Подобные нарушения называются фонетическими, так как при этом фонема не заменяется другой фонемой из фонетической системы родного языка , а звучит искаженно, что не влияет на смысл слова.

К примеру: р горловой, когда звук образуется вибрацией мягкого неба или маленького язычка, а не кончика; межзубное произношение шипящих и свистящих; носовое произношение; боковое произношение;

Подобные дефекты называются еще моторными.

  • отсутствие звука в речи ребенка, ᴛ.ᴇ. неумение произносить его. К примеру, ʼʼукаʼʼ вместо рука.
  • замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе данного языка. Схема № 2.

Причина замены звуков обычно состоит в недостаточной сформированности фонематического слуха (способность человека различать и воспринимать фонемы родного языка) или в его нарушениях, благодаря чему дети не слышат разницы между звуком и его заменителœем (к примеру, между р и л) . Подобные нарушения называются фонематическими (некоторые авторы дают им фонологическими или сенсорные), так как при этом одна фонема заменяется другой, вследствие чего нарушается смысл слова. К примеру, рак звучит как ʼʼлакʼʼ, рожки – как ʼʼложкиʼʼ.

Бывает, что у ребенка звуки одной группы заменяются, а звуки другой - искажаются. К примеру, свистящие с, з, ц заменяются звуками т, д (собака – тобака, зайка – дайка, цыпленок – тыпленок), а звук р искажается. Такие нарушения называются фонетико- фонематическими.

Знание форм нарушения звуков помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях звукопроизношения больше внимания уделяют развитию артикуляционного аппарата͵ мелкой и общей моторики. При фонематических нарушениях основной акцент делается на развитии речевого слуха и, одного из его компонентов, фонематического слуха.

В логопедии различают три уровня неправильного произношения звуков.

Первый уровень. Полное неумение произнести звук. Ребенок не может ни сказать его самостоятельно во фразовой речи, в отдельных словах, изолированно, ни повторить по образцу. В данном случае необходима помощь специалиста͵ ᴛ.ᴇ. требуется постановка звука.

Второй уровень. Ребенок правильно произносит звук изолированно (а иногда даже может повторить его в простых словах), но искажает или пропускает во всœех словах и во фразовой речи, ᴛ.ᴇ. правильный звук есть, но он не автоматизирован. Тогда крайне важно автоматизировать звук и постепенно вводить в речь.

Третий уровень . Ребенок может правильно произносить звук изолированно, в словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другим, близким по артикуляции или звучанию, но тоже правильно произносимым изолированно. Наиболее часто дети смешивают звуки с-ш, з- ж, с’- щ, ц –ч, л – р, б – п, д – т, г – к. К примеру, вместо Бабушка сушила мокрое белье на веревке может произнести так: ʼʼ Бабушка сусыла мокрое белье на велœевкеʼʼ.В данном случае крайне важно проводить дифференциацию с другим звуком.

Необходимо учитывать еще и то, что нарушения звукопроизношения могут являться и самостоятельными дефектами речи, и частью других, более сложных, речевых нарушений (дизартрии, алалии).В случае если звукопроизношение является самостоятельным дефектом нужно работать только над исправлением звуков. Во втором случае главной будет работа по исправлению основного дефекта͵ к которой на определœенном этапе добавляется работа по коррекции звуков, имеющая исходя из основного нарушения свои особенности, это может определить только специалист.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИСЛАЛИЯ." 2017, 2018.

Учитель-логопед МБДОУ детский садкомбинированного вида №39 Крупина Марина Михайловна.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Это наиболее распространенное нарушение среди расстройств, произносительной стороны речи, которое проявляется в избирательном нарушении, ее звуковом оформлении (искаженное произнесение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков, реже - пропуски) при сохранных остальных операций высказывания.

Понятие «произносительная сторона речи», или «звукопроизношение» охватывает фонетическое оформление речи и одновременно правильными речедвигательными навыками, которыми оно определяется. Сюда так же относятся: навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со средствами, соблюдения норм орфоэпии.

Статистические данные отечественных и зарубежных исследований указывают, что недостатки произношения в последнее время у дошкольного возраста (5-6 лет) составляют 45-50%, у 25-30% детей школьного возраста (1-2класс), что значительно увеличилось по сравнению с прошлым и годами.

Формы дислалии (выделяются в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих ее возникновение) механическая и функциональная.

Механическая (органическая) дислалия : нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции).

Функциональная дислалия : неправильное звукопроизношение, при котором дефекты в строении артикуляционного аппарата отсутствуют.

Механическая дислалия и её причины.

I. Очень часто причиной, механической дислалии, является укороченная, подъязычная уздечка. При этом затруднены движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (так называемые верхние звуки). Бывает, что язык слишком большой, неповоротливый, или наоборот, слишком узкий, маленький, что тоже затрудняет правильную артикуляцию.

2. Дефекты строения челюстей и зубов.

Верхняя челюсть сильно выступает над нижней.

Нижняя челюсть выступает вперед.

Между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток. Если промежуток есть между передними зубами, говорят о переднем открытом прикусе,если промежуток есть между боковыми зубами, говорят о правостороннем, левостороннем или двухстороннембоковом прикусе.

Большие расщелины между зубами.

Неправильное строение нёба. Узкое, слишком высокое (готическое) нёбо, или, наоборот, низкое, плоское.

Укороченная уздечка верхней губы.
- Расщепление твердого нёба, губы.

При механической (органической) дислалии, коррекцию дефектов переферического речевого аппарата (исправление прикуса, зубного ряда, "подрезание уздечки" и т.д.) проводит врач ортодонт, стоматолог. Исправление дефектов челюстей и зубов следует проводить в стоматологических кабинетах. Наилучший возраст для этого от 5 до 6 лет.

Коррекцию звукопроизношения проводит логопед.

В некоторых случаях возможно комбинирование механической и функциональной дислалии.

Функциональная дислалия и её причины.

Неправильное общение с ребёнком в семье.

На первый взгляд безобидное общение с ребёнком в его же манере (сюсюканье), кажется довольно милым. Но в тоже время таит в себе множество скрытых изъянов в области формирования и становления речи маленького ребёнка.

Общение с детьми, имеющими дефекты в произношении и последующее подражание им.

Маленькие дети, у которых ещё не сформировалось правильное произношение, могут оказаться объектом для подражания. Следовательно, ребёнок перенимает речевые ошибки, которые становятся основой для появления дислалии.

Воспитание в семье, для которой характерно двуязычие.

Общение на двух языках с самого раннего возраста, может привести к тому, что ребёнок будет заимствовать из одного языка и переносить в другой различные особенности произношения.

Неразвитый фонематический слух.

Очевидно, что если ребёнок плохо дифференцирует звуки, которые отличаются тончайшими признаками акустического характера, развитие его звукопроизношения будет задерживаться.

Педагогическая запущенность.

Взрослый должен внимательно относиться к речи ребёнка: исправлять ошибки в его звукопроизношении; правильно и чётко произносить все звуки, чтобы ребёнок видел перед собой правильный образец; заострять внимание малыша на правильном произношении всех звуков.

Органы речевого аппарата обладают малой подвижностью.

Неумение ребёнка ставить язык в необходимое положение и моментально менять одно движение на другое, будет нарушать процесс развития правильного звукопроизношения.

Отклонение умственного развития ребёнка от нормы.

Любые нарушения в психическом развитии ребёнка, могут повлечь за собой появление дислалии .

Эта форма дислалии возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения. При этом нарушается воспроизведение одного или нескольких звуков.

При функциональной дислалии несформированными оказываются специфические речевые умения: произвольно принимать позиции артикуляторных органов,(необходимые для произношения звука), что может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляторные образцы отдельных звуков (в этих случаях оказывается неусвоенным какой-то один из признаков данного звука). Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков. В зависимости от того, какие признаки (акустические или артикуляторные) оказались несформированными, замены будут различные. В других случаях у ребенка оказываются сформированными все артикуляторные позиции, но возникают трудности с различением позиций, выбором звуков. Вследствие этого, одно и то же слово принимает разный звуковой облик. Это явление носит название смешения (или взаимозамены) звуков.

В силу неправильно сформированных отдельных артикуляторных позиций, часто можно наблюдать ненормированное воспроизведение звуков. Звук произносится как несвойственный системе языка по своему акустическому эффекту. Это явление называется искажением звуков.

Перечисленные виды нарушений (замены, смешения, искажения звуков) в современных логопедических исследованиях подразделяются на две разно уровневые категории. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонематические (фонологические) дефекты, искажения - как фонетические (антропофонические).

На современном этапе развития логопедии квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин, изучающих речь, вместе с тем существенным является выделение таких признаков нарушения, которые важны для самого логопедического воздействия (т. е. учет того, каким является нарушение, фонетическим или фонематическим).

В соответствии с предложенными критериями принято выделять 3 основные формы дислалии: акустико-фонематическая дислалия, артикуляторно-фонематическая дислалия, артикуляторно-фонетическая дислалия.

Для обозначения искаженного произношения звуков используются следующие термины:

1. Сигматизм - нарушение произношения свистящих (с, с", з, з", ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков.

2. Ротацизм - нарушение произношения звуков р, р".

3. Ламбдацизм - нарушение произношения звуков л, л".

4. Дефекты произношения небных звуков:

каппацизм - звуков к и к"

гаммацизм - звуков г и г"

хитизм - звуков х и х"

йотацизм - звука й.

5. Дефекты озвончения - недостатки произношения звонких согласных звуков, которые заменяются на парные глухие звуки: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к, и т.д.

6. Дефекты смягчения - нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твердые звуки: д"-д, п"-п, к"-к и т.д.

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую (когда нарушенно до четырех звуков) и сложную (нарушенно более пяти звуков).

Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих) - это мономорфная дислалия. Если дефект распространяется на две и более артикуляционные группы (например, сигматизм, ламбдацизм, ротацизм) - это полиморфная дислалия.

Если у ребенка возникают нарушения речи, его необходимо показать специалисту-логопеду. При этом логопед определит форму нарушения речи, выяснит возможные причины ее развития и подберет оптимальный комплекс мероприятий для восстановления звукопроизношения.

В большинстве случаев коррекция дислалии проводится при помощи комплексного использования различных методик. Применяется логопедическая гимнастика и массаж, разные игровые формы обучения правильному произношению звуков.

Важно помнить, что основная роль в формировании или коррекции речи ребенка принадлежит его родителям либо другим людям, проводящим с ним большую часть времени. Только систематичность занятий и постоянный речевой контакт в сочетании с созданием ровного эмоционального фона могут помочь правильному развитию речи у ребенка.

Речь ребёнка дошкольника развивается очень интенсивно. Именно в этом возрасте она обладает наибольшей пластичностью и податливостью. Благодаря этому справиться с дислалией можно легче и быстрее. В дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается.

Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка, что серьезно сказывается на обучении детей в школе. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление дислалии.


Механической (органической) дислалией называют вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения.
Причиной механической дислалии является:

Укороченная подъязычная связка.

Макрогласия- большой язык

Микрогласия- маленький язык

Раздвоение языка

Несформированный кончик языка

Прогнатия - верхняя челюсть сильно выдается вперед.
Прогения - нижняя челюсть выступает вперед
Открытый прикус - смыкании между зубами верхней и нижней челюстей.

(передний открытый прикус)

Боковой открытый прикус

Неправильное строение зубов, зубного ряда.

Неправильное строение нёба. препятствует правильной артикуляции многих звуков.

Толстые губы, с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губно-зубных звуков. затрудняет правильную артикуляцию.

Функциональная дислалия. Ее причины
Функциональной дислалия - вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Т.е нет никакой органической основы.

Одной из распространенных причин функциональной дислалии является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, на протяжении длительного периода. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

Дислалия может возникнуть у ребенка и по подражанию. Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых еще не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, косноязычная или слишком торопливая, а иногда с диалектными особенностями речь.

Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.
Речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.


  • Дислалия функциональная и механическая . Причины . Механической (органической) дислалией называют вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата...


  • Дислалия функциональная и механическая . Причины . Механической (органической) дислалией называют вид неправильного звукопроизношения, который вызывает.


  • Дислалия функциональная и механическая . Причины .
    М. Е. Хватцев определял такие нарушения как разлитое, или общее, косноязычие и указывал на его связь с недоразвитием речи.


  • Она выделила только две формы: функциональная и механическая , в состав последней была включена и ринолалия.
    Отказ от обобщающего термина «косноязычие » т.к это симптом. На сегодняшний день осталось 2 формы дислалии


  • Причина - аномалия строения артикуляционного аппарата или особенности речевого воспитания. Различают механическую и функциональную дислалию . Механическая дислалия вызвана нарушением строения артикуляционного аппарата, неправильный прикус...


  • Моторная функциональная дислалия . Фонологические и антропофонические дефекты. ДИСЛАЛИЯ – нарушение речи. В основе дислалии могут лежать или функциональные (обратимые) нейр.


  • Дислалия функциональная и механическая . Причины . Механической (органической) дислалией называют вид неправильного звукопроизношения, который вызывает... подробнее ».


  • Принципы 1т.к.нарушение функциональное пр.комплекс.воздействия применяется только с механ. Артикуляторно-фонетическая дислалия . (обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.)


  • Формирование артикуляционной базы звуков при функциональной дислалии осуществляется в более короткие сроки, чем при механической дислалии .


  • Принципы1т.к.нарушение функциональное пр.комплекс.воздействия применяется только с механической дислалией 2пр.системности 3пр.этиопатогенетический4пр.развития(дают прогноз,на 1звук дается 1месяц работ.

Найдено похожих страниц:10


Дислалию у детей и методы ее устранения изучаются до сих пор. Этот дефект речи заключается в том, что проблем с развитием речевого аппарата и слуха у малышей не наблюдается, а присутствуют только затруднения с произношением звуков. Если до 5 лет нарушение речи есть у всех детей, то после указанного возраста необходимо обследование ребенка у специалиста.

Что это такое?

Дислалия (мед шифр-код по мкб 10) – это нарушение звукопроизношения у детей с нормальной артикуляцией и сохраненным слухом. В устной речи диагноз проявляется как смешение, замена или искажение звуков. Устаревшее название и синоним дислалии – косноязычие. Сейчас врачи это слово не используют.

Логопедическая работа при дислалии заключается в обследовании подвижности и строении речевого аппарата, механизма артикуляционной моторики, состояния фонематических процессов и звукопроизношения. Если исправить речевой дефект не удается, то помимо логопедического обследования, ребенка направляют на консультацию к отоларингологу, неврологу, стоматологу.

Классификация дислалии

Методы коррекции дислалии как речевого нарушения зависят от ее клинической классификации. Учитывая причины нарушения произношения звуков, врачи выделяют органическую (механическую) и функциональную дислалию. Механическое нарушение связано с анатомическим дефектом артикуляционного аппарата, а функциональное – обусловлено социальными факторами. Все виды дислалии и их характеристики связаны напрямую с физическим состоянием ребенка.

Классификация дислалии функциональной в свою очередь подразделятся на сенсорную и моторную. Первая обусловлена нейродинамическими сдвигами в речеслуховом анализаторе. Моторная дислалия – это возрастное нарушение речедвигательного анализатора, при котором движения языка и губ малыша становятся неточными, хотя слуховое восприятие нормальное. Нередко функциональная и механическая дислалия комбинируются.

В зависимости от того, какое количество искажается звуков, речевые дефекты подразделяют на простые (мономорфные) и сложные (полиморфные). К простым относятся нарушения, при которых неправильно произносится только один звук. Сложная дислалия встречается у детей дошкольного возраста, дефектно произносящих звуки разных групп.

Причины возникновения

Замена звуков при дислалии может быть обусловлена несколькими причинами. При механической аномалии встречаются такие нарушения артикуляционного аппарата, как короткая уздечка языка, массивный или слишком маленький язык, малоподвижные губы, неправильный прикус, высокое узкое или плоское низкое небо, мелкие или редко расположенные зубы.

Функциональная дислалия связана с психологическими особенностями детей, так как строение артикуляционного аппарата не нарушено. Причиной может быть подражание неправильной речи родителей, педагогическая запущенность, минимальная мозговая функция, несформированность фонематического слуха, общая физическая ослабленность ребенка.

Симптомы

Дефекты произношения – это замена, искажение, пропуск или смешение звуков. Под основными симптомами дислалии у детей подразумевается полное выпадение в конце, начале или середине слова звука. Он также может заменяться по признаку твердости-мягкости или глухости-звонкости. Когда ребенок путает в речевом потоке два правильно произносимых звука (употребляет неуместно), то это говорит о смешении звуков.

Последовательность постановки звуков сложной дислалии у детей дошкольного возраста должна формироваться в соответствии с возрастом. Такая симптоматика как косноязычие, несформированность фонематического слуха, несовершенство речи при малой подвижности органов артикуляции или неправильная постановка звука исчезают в норме к 5 годам. Если этого не происходит, то нужна профессиональная коррекция дислалии любой этиологии с помощью логопедических занятий.

Диагностика

Основный метод обследования при дислалии – это выяснение логопедом особенностей протекания беременности, родов, перенесенных болезней новорожденного, состояние слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Первичная диагностика дислалии происходит по медицинской документации. Затем доктор переходит к визуальному осмотру подвижности и строения органов артикуляционного аппарата, и оценивает выполнение ребенком серии упражнений по подражанию.

Логопедические принципы обследования детей выявляют характер нарушения речи в разных позициях: слогах, словах, текстах, фразах. Далее логопед проверяет способность фонетического слуха. Методика логопедического воздействия – это проверка способности к слуховой дифференциации всех звуков речи. В заключении отображается форма аномалии, вид, разновидность неправильного произношения.

Коррекция дислалии

Когда проведена вся схема обследования, врач определяет соответствующие приемы формирования правильного звукопроизношения. Современные методы лечения патологии позволяют при небольших нарушениях произвести коррекцию за 1-2 месяца, а при сложных случаях – за 4-6 месяцев. Чем младше ребенок, тем быстрее идет процесс. Чтобы логопедические уроки были эффективны, сроки и продолжительность занятий не должны быть реже 3 раз в неделю по 1 часу. Если нарушения носят центральный характер, то помимо занятий с логопедом, с ребенком нужно заниматься дома несколько раз в день.

Этапы коррекционной работы

Коррекция дислалии выстраивается в три этапа:

  1. Подготовительный . Устраняются анатомические дефекты при механической аномалии (пластика уздечки, курс ортодонтического лечения). Проводится развитие речевой моторики при функциональной дислалии (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика). Для правильного произношения логопед может проводить эксперименты с ребенком: формировать направление воздушной струи, отрабатывать опорные звуки, развивать мелкую моторику.
  2. Формирование первичных навыков произношения . Изучаются способы постановки звуков (с механической помощью, по подражанию или смешанно). Устанавливается автоматизация звуков в словах, слогах, предложениях, текстах. При смешении звуков логопед производит их дифференциацию.
  3. Формирование коммуникативных навыков . Заключительный этап включает в себя развитие привычки у ребенка безошибочно употреблять все отработанные звуки в любых ситуациях при общении.

Упражнения для устранения механической дислалии

Когда ребенок разговаривает сквозь сжатые зубы, но с ними все нормально, то, скорее всего, дело в неправильном строении лицевых костей. Такая патология возникает, когда подвижна лишь нижняя челюсть, а движения верхней ограничены. Можно развить подвижность лицевых костей с помощью следующих нехитрых упражнений, которые ребенок должен регулярно выполнять дома (все варианты делаются не меньше 5 раз):

  1. Открывать и закрывать рот, постоянно увеличивая между зубами раствор;
  2. Двигать из стороны в сторону нижней челюстью, потом взад-вперед;
  3. Верхними зубами покусывать нижнюю губу, затем нижними – верхнюю;
  4. Верхними резцами энергично поводить по нижней губе и то же с верхней губой проделать;
  5. Смыкать последовательно сначала зубы, потом губы.

Артикуляционные упражнения для губ

Механическая аномалия часто происходит вследствие травмы ребенком губ, после чего на них образуются рубцы, ограничивающие подвижность артикуляционного органа. Улучшить губную функциональность можно с помощью массажа и артикуляционных упражнений:

  • «Трубочка» . При плотно зажатых зубах надо губы трубочкой вытянуть вперед, удерживая в таком состоянии 10 секунд.
  • «Улыбка» . При естественной улыбке и сжатых заборчиком зубах нужно выдержать время от 10 секунд и более.
  • «Пофыркивающая лошадь» . Губы следует расслабить, затем фыркнуть ими наподобие лошадиного звука не меньше 10 раз.
  • «Воронка» . При разомкнутых зубах на счет «раз» надо губы вытянуть трубочкой вперед, на счет «два» следует губы втянуть внутрь, подвернув за зубы. Упражнение желательно проделать больше 10 раз.
  • «Прятки» . Нижняя губа должна быть спрятана за передние верхние зубы так, чтобы была только верхняя губа видна, словно она над подбородком нависает. Удерживать ее нужно не менее 5 секунд в таком положении.

Прогноз и профилактика

Основное условие профилактики дислалии – это здоровый образ жизни с первых дней после рождения. Ребенку нужен массаж, зарядка, закаливание, что благотворно повлияет в дальнейшем на развитие речи. Когда малыш еще не произносит слоги, с ним надо разговаривать, рассказывать сказки. И это не обязательно должно быть чтение. Описывайте ему предметы, говорите о том, что делаете: играете, убираете, готовите.

Для профилактики механической дислалии следует обращать внимание на развитие прикуса. Постоянно проверять, насколько правильно растут нижние и верхние зубы по отношению друг к другу, регулярно проявлять всестороннюю заботу о физическом развитии. Если своевременно выявить анатомические и психологические нарушения, то ребенку не понадобится психоанализ и помощь логопеда.