Конспект логопедического занятия звук щ. Урок обучения грамоте

Должностная инструкция

Воспитателя дошкольной группы

1. Общие положения

1.1. Воспитатель дошкольной группы МОУ назначается и освобождается от должности директором МОУ на основании заявления и трудового договора .

2.3. Планирование и осуществление воспитательно-образовательной работы в соответствии с программой, реализуемой в едином образовательном пространстве МОУ.

2.4. Содействие социализации воспитанников.

2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников, оказание консультативной и практической помощи в вопросах воспитания и развития детей.

3. Должностные обязанности

3.1.Осуществляет деятельность по воспитанию детей в МОУ.

3.2. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников.

3.3. Вносит необходимые коррективы в систему воспитания детей.

3.4. Создаёт благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника.

3.5. Способствует развитию общения воспитанников. Помогает воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, родителями (лицами их заменяющими).

3.6. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

В семинарах, тренингах, организуемых на базе МОУ и ДМЦ.

4.3. Знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.4. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4.5. Самостоятельно выбирать и использовать методики, технологии образовательного процесса, учебные пособия и материалы.

4.6. Вносить предложения:

По улучшению условий труда для их включения в соглашение по охране труда;

Об участии своей группы в конкретных проектах образовательного цикла;

По совершенствованию воспитательно-образовательной работы, улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса.

4.7. Доводить до сведения администрации сведения о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность воспитанников.

4.8. Пользоваться всеми правилами, касающимися режима рабочего времени , времени отдыха, отпусков, социального обеспечения, которые установлены учредительными документами и трудовым законодательством.

4.9. Повышать свою квалификацию: обучаться на курсах повышения квалификации (не менее 1 раз в 5 лет); знакомиться с новыми педагогическими разработками; получать консультативную помощь от заместителя директора по воспитательно-методической работе, узких специалистов; участвовать в процедуре аттестации в целях повышения квалификационной категории и получать её по результатам аттестации.

5. Ответственность

5.1. Воспитатель несет ответственность:

За жизнь и здоровье детей, нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации ;

За реализацию не в полном объеме образовательных программ, качество реализуемых образовательных программ;

За соответствии применяемых форма, методов и средств в организации воспитательно - образовательного процесса возрастным психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;

За сохранность имущества в группе;

За своевременное прохождение медицинского осмотра.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка МОУ, законных распоряжений директора МОУ и иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ.

За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно - гигиенических правил воспитатель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.

5.5. За виновное причинение МОУ ущерба в связи с исполнением

(неисполнением) своих должностных обязанностей воспитатель несет материальную ответственность в порядке и в предела, установленных рудовым и (или) гражданским законодательством РФ.

6. Взаимоотношения и связи по должности

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 25-часовой рабочей недели (5 часов 12 минут ежедневно), согласованному и утвержденному директором МОУ; участвует в обязательных плановых общих мероприятиях МОУ, на которые не установлены нормы выработки.

6.2. Заменяет временно отсутствующего воспитателя на основе почасовой оплаты (в зависимости от срока замены); не разрешается меняться сменами без согласования с администрацией.

6.3. Заменяющий своего сменщика в группе в период временного его отсутствия, при обоснованных обстоятельствах, может отказаться от замены и быть освобожденным от работы в дополнительную смену, при условии предварительного согласования со старшим воспитателем.

6.4. Обязан сообщать директору, старшей медсестре, заместителю директора по ВМР о невыходе на работу по больничному листу и о выходе на работу после болезни.

6.5. Один раз в год (в мае) готовит группу к сдаче к новому учебному году.

6.6. Уходя с работы, воспитатель обязан оставлять свое рабочее место (группу) в полном порядке.

6.7. Получает от администрации МОУ материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.8. Передает заместителю директора по воспитательно-методической работе информацию полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.

  • познакомиться со звуком [щ] и буквами Щ щ.
  • учится отличать звук [щ] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв;
  • учиться читать слоги, слова с новой буквой;
  • развитие фонематического слуха, мышления, внимания;
  • воспитывать уважительное отношение к труду.

Оборудование:

звуковые схемы слов, наборное полотно, сигналы – карточки ночь, утро, день, карточки рыбки с буквами

Ход урока

    1. Организационный момент

Ну-ка дети встаньте в ряд.
Готов к работе мой отряд.
Выполним задание “Волшебного сундучка”.
Сядет тот, кто назовет количество слогов в слове и ударный слог
Волк, ваза, мойка, бабушка, юла, конфета, ландыш, маяк, машина, стул.

  • Повторение.
  • Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми буквами и буквой

    Учитель: Ой, кто это?

    Его имя вы узнаете, если правильно соберете его имя из букв.

    Игра “Слово рассыпалось ” м Е л е я (Емеля)

    Учитель: С какой буквы запишем имя?

    Проверим (3)

    Учитель: Емеля куда ты едешь?

    Емеля: Еду рыбу ловить. Щука слово волшебное мне сказала.

    Рыба сама мне в ведерко прыгнет.

    Вымолви словечко
    Покатилась печка
    Прямо из деревне
    К царю да к царевне
    И за что не знаю
    Повезло лентяю

    Учитель: А почему Емелю назвали лентяем?

    А какие пословицы о труде вы знаете.

    Задание: собери из слов пословицу. (Дети выполняли работу по парам).

    Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

    Емеля: Но ведь это долго, а мне хочется, что бы все было быстро.

    Учитель: Емеля, а знаешь еще одну пословицу?

    Терпение и труд все перетрут (2 раза).

    Я думаю, что и мы с ребятами будем сегодня трудится, что бы узнать что–то новое. И без волшебных слов многое сможем сегодня узнать и тебе поможем наловить рыбы.

  • Формулирование учащимися темы и цели урока.
  • “Волшебный сундучок” приготовил для вас такое задание:

      Учитель: Найдите общее в следующих словах:

      Щепка, шапка, шашка, щетка.

      Дети: Все слова состоят из двух слогов.

      Учитель: Разделите, даны слова на две равные группы и сформируйте тему сегодняшнего урока.

      Дети: В первую группу войдут слова, которые начинаются со звука [ ш ], во вторую группу – слова, которые начинаются со звука [ щ ]. Со звуком [ ш ] мы уже знакомились, со звуком [ щ] не знакомились.

      Значит тема урока – “Звук [ щ ] и буква, которая его обозначает”.

      Учитель: Отталкиваясь от темы, Сформулируйте цель нашего урока.

      Дети: Цель нашего урока – познакомится со звуком [ щ ] и буквой, которая его обозначает; учится отличать звук [ щ] и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв; Учится читать слоги, слова с новой буквой.

      На доске написано:

      Познакомимся со…

    1. Знакомство с новым звуком.
    2. На доске прикреплена сюжетная картинка на тему “зимняя рыбалка”.

      Учитель: Знакомство с новым звуком мы проведем в необычном месте – на зимней рыбалке.

      Что вы знаете о зимней рыбалке?

      (объяснение данных слов лунка, бур).

      Как зовут мальчиков Коля, Толя

      У Коли клюет – поможем ему.

      Щуку я тащу тащу, щуку я не упущу.

      Сигналы: Ночь (медленно и тихо).

      День (быстро и громко).

      Учитель: Какой звук слышится чаще (звук [щ ])

      Дайте характеристику этого звука.

      Дети: При произнесении воздух встречает преграду значит [щ ] согласный.

      При его произношении слышится только шум.

      Значит он глухой.

      Звучит мягко.

      Учитель: Дайте краткую характеристику.

      Учитель: Вытащили щуку,

      Составьте схему.

      Где слышится звук Щ. Дайте его характеристику.

      Какой знак возьмем для обозначения звука [щ ] зелёный квадрат

      Игра “Светофор” (поднимаем зеленую карточку когда услышите звук [щ ]).

      Шелк, щука, щипцы, шоколад, щипать, шапка, роща, щека, щавель, чеснок.

      Учитель: Толя хотел поймать другую рыбу. Но ему это не удалось. В названии этой рыбы один слог. В нем есть новый звук. Какая это рыба?

      Дети: Это лещ.

      Учитель: Составьте звуковую схему слова лещ.

      Охарактеризуйте новый звук в этом слове.

      Дети: Звук [щ ] согласный, глухой, мягкий.

      Учитель: в слове щука после звука [щ ] следует звук [ у ]. Но звук [щ ] в нем мягкий. В слове лещ звук [щ ] находится в конце, но он тоже мягкий. Какой можно сделать вывод?

      Дети: Звук [щ ] всегда мягкий.

    3. Физкультминутка.
    4. Учитель: Мы поближе подойдем к лунке. Возможно, узнаем, почему Мише не удалось поймать леща. Я буду читать пред – ния. Если в предложении имеется слово со звуком [щ ], вы тихонько подходите к лунке, приседаете и заглядываете в нее. Если нет качаете головой.

      В глухой яме спит сом
      Лещи лежат рядками без малейшего движения.
      Окуни заснули возле камней.
      Зубастой щуке не спится.
      Хищница хватает сонную рыбу.
      Учитель: Почему нам не удалось поймать леща?
      Дети: Лещи зимой спят.

    5. Знакомство с новой буквой.
    6. Учитель: В лунке проплывают и другие рыбки. К каждой прикреплена какая – либо буква. Когда увидите рыбку с новой буквой, хлопайте в ладоши.

      Учитель: Молодцы! Вы узнали новую букву. Кто знает, как она называется?

      Дети: Это буква “ща”.

      Учитель: На какую букву она похожа?

      Дети: Буква Щ похожа на букву Ш. Только в ней есть еще один элемент.

      (лепим из пластилина) На что еще она похожа?

      На расческу Щ похожа.

      Три зубца всего?

      Ну что же!

      Буква Щ поможет нам.

      Чистить зубы по утрам.

      VII. Чтение слогов и слов с новой буквой.

      А где будет жить буква Щ? (в синим домике).

      Учитель: Буква Щ, пошла в гости к гласным. Только не ко всем гласным она зайдет. Чтение слогов: ща, щу, щи, ще, щё,

      К каким гласным Щ не подойдет, с кем она не дружит: я, ю, э, о, ы.

      А как же мы тогда напишем слог ща, щу?

      Учитель: Пока мы были в гостях у буквы Щ. Мальчики немного замерзли. Чтобы согреться, ребята побегали, попрыгали, а потом Саша написал на снегу слоги и предложил задание

      Вот эти слоги: ща, ша, щу, ще, ше, ще, шо, щи, ши.

      Какое задание предложил?

      Сначала с мягким слиянием, потом с твердым. (Дети читают).

      Учитель: А сейчас поможем Емеле. Наловить рыбы

      _ У К И И _ У _ Е Г О Л
      Л Е _ И Ч И _ У _ Е Н О К
      Р О _ А Ч А _ А
      _ У К И И _ У _ Е Г О Л
      Л Е _ И Ч И _ У _ Е Н О К
      Р О _ А Ч А _ А

      УКУ И ЛЕ_А В РО_Е НЕ СЫ_ЕШЬ.

      Чтение слов цепочкой

      Прочитайте лишнее слово в первом столбике (роща), во втором (чаща). Прочитайте скороговорку с разным логическим ударением.

    7. Чтение текста с новой буквой. Чтение “цепочкой”
    8. На зимней рыбалке.

      Чаще всего клевали окуньки.

      Моему товарищу удалось поймать леща. А мы с папой вытащили огромную щуку. Щука – хищная рыба.

    9. Образование существительных с помощью суффикса “ищ”.

    Прочитайте предложение, в котором говорится о щуке.

    Какая она? (огромная, хищная)

    Значит у нее не зубы, а зубищи

    Значит у нее не хвост, а хвостище

    Значит у нее не глаза, а глазища

    Значит у нее не рот, а ротище

    Значит у нее не голова, а головища

    X. Соотнесение слова и схемы. Окунь, щука, лещ

    з к з
    к с к з
    з г с г

    XI. Подведение итога

    Емеля с нашей помощью и без всяких волшебных слов наловил рыбы. Только благодаря трудолюбию и знаниям. И нам пора. А что мы узнали нового на уроке? Оцените свою работу на уроке.

    Кому было все понятно, и он старался, трудился.

    Если вы затруднялись при выполнении заданий, но старались, трудились.

    3) Кому было очень трудно с заданьями, не справились.

    Конспект урока обучения грамоте

    в 1классе.

    Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна

    Тема урока: Звук [щ"]. Буквы Щ, щ.

    Цели урока:

    1.Познакомить с согласным звуком [щ"], буквами Щ, щ. 2.Сформировать представление о звуке [щ"] как о мягком непарном согласном.

    3.Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать навык звукового анализа слова.

    4.Воспитывать интерес к чтению.

    Ход урока.

    1. Орг. момент.

    Снег порхает и сверкает

    В золотом сиянье дня.

    Словно пухом устилает

    Все дороги и дома.

    Сыплет, сыплет снег-снежок.

    Начинаем наш урок.

    Как тихо падает снег, также тихо сядьте и вы.

    2. Повторение пройденного материала.

    Посмотрите сколько снежинок собралось в хоровод, как метель их закружила.

    Постарайтесь правильно разместить снежинки. Подумайте, какие снежинки лягут на красную крышу, какие на синюю, а какие на зелёную.

    У доски 3 ученика.

    Какие снежинки опустились на домик с красной крышей?(Буквы а, у, ю, я обозначают гласные звуки).

    Какие снежинки особенные? Почему? (ю, я обозначают мягкость согласных звуков, могут обозначать два звука).

    Какие снежинки упадут на домик с синей крышей? (ж, ш, всегда обозначают твёрдые согласные звуки).

    Какие снежинки упадут на зелёную крышу? (й, ч обозначают всегда твёрдые согласные звуки).

    Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные образуют слоги, при произношении воздух не встречает преград).

    3. Сообщение темы урока.

    Сегодня мы отправимся на зимнюю рыбалку, где познакомимся с новым звуком и новой буквой. Какой? Вы скоро узнаете. А чтобы рыбалка была удачной вы должны

    помогать друг другу, быть внимательными, помнить правила рыбной ловли - не шуметь.

    4. Введение в тему.

    Тот, кто был на рыбалке, скажет нам, что надо взять с собой.(Удочку, червячков, ведёрко и т.д.)

    Давайте сделаем прорубь, закинем удочку и попробуем поймать первую рыбку. Послушайте отрывок из сказки.Узнаете, что за рыба попалась на крючок.

    Пошёл Емеля на речку. Прорубил лёд, зачерпнул волы в вёдра и поставил их, а сам глялит в прорубь. И увилел Емеля в проруби щуку.

    Изловчился и ухватил щуку в руку.

    - Вот уха булет сладка!

    Вдруг щука говорит ему человеческим голосом:

    - Емеля, отпусти меня в волу, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.

    - Лално, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

    Щука его спрашивает:

    - Емеля, Емеля, скажи - чего ты сейчас хочешь?

    Какую рыьку мы поймали? (Щуку).

    Как называется сказка?(«По щучьему веленью»).

    Кто продолжит сказку, чего захотел Емеля? (Чтобы вёдра пошли сами, не расплескав воды).

    Сбылось ли его желание в сказке? (Сбылось)

    Как сбылась мечта народа о том, чтобы вода сама поступала в дом? (Вёдра с водой заменил водопровод. Открываешь кран, а из него течёт вода.)

    Надо ли беречь воду, которая течёт из крана? (Да).

    5. Работа над новым материалом.

    1) Вычленение звука [щ"].

    Какую рыбу мы поймали? (Щуку.)

    Произнесите первый звук.

    Дайте характеристику звуку [щ"]. (Согласный, глухой).

    На что похож этот звук? (На шипение)

    Звук [щ"] шипящий.

    Как произносится звук [щ"]?(Мягко.)

    Кто знает слова, где этот звук произносится твёрдо? (Таких слов нет).

    Давайте сделаем вывод о новом звуке.

    Вывод: значит звук [щ"] всегда мягкий и не имеет парного твёрдого звука.

    2) Фонетическая зарядка.

    А сейчас потренируем своё умение слышать в слове нужный звук. Если в слове, которое я произнесу, будет звук [щ"], поднимите руки вверх и назовите где находится этот звук: в начале, в середине или в конце.

    Ящик, ключик, плащ, мяч, щука, туча, лещ.

    Звуки [ч"] и [щ"]очень близки по звучанию и нередко их путают в словах. Потренируемся произносить их в скороговорке:

    Щука проглотила щётку.

    Щётка ей щекочет глотку.

    Не путайте звуки [ч"] и [щ"].

    3) Игра на внимание «Что лишнее».(Зрительная зарядка).

    Давайте посмотрим, какие вы внимательные, ведь рыболовам просто необходимы терпение и внимание.

    Что изображено на рисунках?(Овощи, щенок, сыщик, печь.)

    Какой рисунок лишний? (Печь.)

    Почему? (В слове печь нет звука [щ"].)

    Составьте предложение с предметом, который вам больше нравился.

    4) Звуко - буквенный анализ слова щука.

    Смотрите, на удочку попалась ещё одна щука.

    Составим схему слова щука.

    Один ученик составляет схему у доски, остальные на парте.Проверка.

    Дайте характеристику каждому звуку.

    [щ]- согласный, глухой, мягкий.

    [у]- гласный, ударный.

    [к]- согласный, глухой, твёрдый.

    [а]- гласный, безударный.

    Сколько в слове слогов? (Два.)

    5) Знакомство с буквой Щ.

    Звук [щ"] обозначается буквой Щ.

    На что похожа буква Щ? (Щётка, забор, гребешок)

    6) Работа по букварю.

    Найдите в букваре слово щука.

    Прочитаем первый столбик.

    Что такое чаща? (Густой лес)

    Прочитаем второй столбик. Чем различается написание этих слов? (т заменили на л).

    Прочитаем третий столбик. Чем различаются эти слова? (Различаются первой буквой).

    В словах начинающихся с буквосочетаний сч произносится звук [щ"]. Прочитайте слова правильно.

    Кажется на крючок попалась ещё одна рыба.

    Найдите её название по схеме, данной в учебнике.

    Какую рыбу мы поймали? (Леща).

    Скоолько в этом слове звуков, букв?(Четыре).

    Дайте характеристику первому звуку.(Согласный, глухой, мягкий).

    Прочитайте слова с сочетаниями ЩА, ЩУ, ЧА.

    Послушайте сказку.

    Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неполалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили лружно. И вот однажлы решили буквы поиграть в прятки. Выпало волить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат -нашли уже А и У. Вот только никак не могут найти гласные Ю иЯ. Искали, икали, с ног сбились, -до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домико и видят, что Я и Ю, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЧУ - ЩУ, ЧА - ЩА.

    Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы ЮиЯ? (Буквы ч и щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными я и ю.)

    Прочитайте правило в учебнике.

    Запомните это правило.

    ФИЗМИНУТКА.

    6.Формирование навыков чтения.

    Давайте насадим червячка на крючок, закинем удочку.

    Что мы видим? На крючок попалась" Щучья считалочка".

    Чтение считалочки про себя и вслух.

    Какой вы увидели щуку?(Хищная, зубастая, злая).

    А лещ какой? (Проворен и умён)

    7.Работа в парах.

    - Ребята, а где вам могут пригодиться считалочки?(В игре).

    Вспомните считалочки и поиграйте в паре.

    8. Итог урока.

    Наш урок-рыбалка закончился.. Подведём итог.

    Сколько поймали рыбы?(Три щуки и леща)

    Что вы сделаете с рыбой? (Сварим уху, пожарим)

    А кто выпустит обратно в воду?

    Как вы считаете, удачная была у нас рыбалка?

    Какой звук узнали? ([щ]).

    С какой буквой познакомились? (Щ).

    Какое правило узнали на уроке?(ЧА - ЩА пиши с А, ЧУ - ЩУ пиши с У).

    Кому было на уроке интересно, всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою рыбку в красное ведёрко.

    Если вы чувствовали себя неуверенно и плохо поняли материал, положите свою рыбку в синее ведёрко.

    МАДОУ № 214 "Центр развития ребёнка - детский сад", г. Кемерово

    Тема: «Звук Щ, буква Щ».

    Цель: познакомить детей со звуком и буквой Щ.

    Задачи:

    1. Закрепление правильного произношения звука Щ, определение места звука в слове.

    2. Знакомство с буквой Щ.

    3. Формирование умения подбирать слова на заданный звук.

    4. Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.

    5. Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение.

    6. Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

    7.Развитие фонематического восприятия; навыков звукового анализа, чтения и письма, внимания, памяти.

    Оборудование: Доска, буква Щ, рабочие тетради по числу детей, ручки, фиш-ки зелёного цвета с зачёркнутым колокольчиком внутри, счётные палочки, картинки со звукам Щ.

    Ход занятия.

    Отгадайте загадки:

    Помашет, помашет.

    «Вот так чисто» - скажет.

    Он хорош для кислых щей

    (Помимо прочих овощей)

    Какой первый звук в этих словах? (Ответы детей).

    Правильно это звук Щ, с ним, то мы и познакомимся сегодня на занятии.

    А сейчас давайте возьмём зеркала и посмотрим какое положение принимают наши губы, зубы и язык.

    Губы округлены и вытянуты вперёд;

    Зубы не сжимаем, между ними расстояние - «большая дорожка»;

    Язык широкий, высоко поднимается к верху;

    Горлышко не гудит;

    Дуем на поднятый вверх язык: Щ,щ,щ,щ.

    А теперь давайте дадим характеристику звуку Щ. Какой он если во рту есть преграда когда мы его произносим? (согласный). Твёрдый или мягкий? (он всегда мягкий). И если горлышко не гудит, то (глухой). Обозначать мы его будем зелёной фишкой с зачёркнутым колокольчиком внутри.

    Давайте проверим, кто самый внимательный. Я буду называть различные звуки, слоги слова, а вы если услышите в нём звук Щ, потопайте ножками.

    • Звуки: а, о, п, г, Щ, в, Щ, ы, д.......
    • Слоги: па, ба, Ща, то, уЩ, иЩ........
    • Слова: клещи, сапог, шапка, щёки.......

    "Слоговое лото".

    Кто больше придумает слов на заданный слог. Я называю слог, а вы его заканчиваете.

    Ща (щавель, щадить...), щё (щётка щёлкает...), ще (щегол, щенок, щедрый...), щу (щука, щупальца, щурится...), щи (щи, щипать, щиплет...).

    Игра "Добавь слог".

    Продолжите слова походящим слогом Ща, Щу, Щи.

    Пи-щу, гу-ща уго-щу, кле-щи, ча-ща, наве-щу, та-щу (щи), изве-щу, защи-щу, ро-ща, пи-ща, зачи-щу.

    Физминутка.

    Быстро встаньте, улыбнитесь, выше - выше потянитесь. Влево - вправо посмотрите, руками коленей коснитесь. Сели, встали. И на месте побежали.

    Знакомство с буквой Щ.

    Логопед вывешивает на доску большую букву Щ и картинку с расчёской из трёх зубцов.

    На расчёску Щ похожа.

    Три зубца всего? Ну что же! (Е. Тарлапан)

    Это буква Щ давайте её рассмотрим. Из скольких линий она состоит? (5). На, что она похожа? (ответы детей).

    Посмотрите, как она пишется (пишет букву Щ сверху вниз коментируя свои действия).

    Давайте напишем её в воздухе пальцем вместе со мной (пишут).

    А теперь вылижете её у себя на столах из пяти палочек. (выкладывают).

    Прописывание буквы Щ в тетрадях.

    Игра "Найди подходящее слово".

    На доске изображено:

    1. Лесенка. 2. Сквозная буква.

    щ - - - - - щ -

    щ - - - - - - щ -

    щ - - - - - - - щ -

    Примерные ответы: Примерные ответы:

    щи, щит, щука, щегол, гуща, чаща, лещи, роща, мощи.

    Игра "Найди слова".

    На доске написано 2 слова (товарищи и щекотка). Разбор слова на слова.

    Товарищи (щи, ищи, тащи...), щекотка (щека...).

    Записывание получившихся слов со звуком Щ в тетради.

    Итог занятия.

    • С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились на занятии?
    • Дайте звуку Щ характеристику.
    • Какие слова со звуком Щ вы запомнили?
    • Ваше задание на дом вспомнить и записать, как можно больше слов со звуком Щ.
    • Занятие окончено.

    Любовь Пронькина
    Занятие по знакомству со звуком и буквой Щ

    Тема занятия : Звук и буква «Щ» .

    Программное содержание :

    1 Образовательные задачи.

    Знакомство со звуком и буквой «Щ» .

    Характеристика звука «Щ» по артикуляционным и акустическим признакам .

    Произношение звука «Щ» в слогах, словах.

    Звуковой анализ слова «плащ» .

    2 Коррекционные задачи.

    Развитие фонематических представлений

    Развитие мелкой моторики

    Совершенствование моторики артикуляционного аппарата.

    3 Воспитательные задачи.

    Воспитание продолжительного выдоха

    Воспитание организованности, формирование интереса к процессу обучения.

    Оборудование :

    Предметные картинки. Индивидуальные зеркала. Артикуляционный профиль звука «Щ» . Рабочие тетради, карандаши.

    Ход занятия.

    1 Организационный момент.

    Давайте превратимся в стареньких старичков. А теперь в детей которые ходят в группу «Синички» . Покажите, как мы щёткой чистим зубы, башмаки, брюки?

    2. Сообщение темы

    Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой . А с каким вы должны догадаться.

    Выделение звука «Щ» из скороговорки : «Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке» . Какой звук повторяется чаще других? (Щ)

    3. Характеристика звука по артикуляционным признакам .

    Рассмотрим артикуляционный профиль

    Что делают губы, когда мы произносим звук «Щ» .

    Где находится язык? (за верхними зубами) .

    Какой он, узкий или широкий? (широкий, чашечкой) . Показ воспитателя,

    сделайте, как я.

    Язык, зубы, губы мешают воздуху свободно выходить изо рта. Значит звук «Щ» согласный или гласный звук ? (согласный) А какой еще звук «Ш» ? (Звонкий или глухой) . Глухой. Давайте проверим. Положим руку на горлышко и произнесем звук «Щ» . Что мы почувствовали? (горлышко дрожит) .

    Звук «Щ» - согласный, глухой, всегда мягкий звук .

    4. Развитие темпа и ритма речи. Произношение звука «Щ» в слогах.

    Ща- ща- ща - произнести тихо

    Ща- ща- ща - произнести погромче

    5. Развитие фонематического слуха.

    Игра «Хлопни если услышишь Щ в словах» .(щенок, стол, овощи, ящик, машина, щегол, книга, щипцы)

    6. Определить позицию звука в словах .

    Назвать, где слышим звук «Щ» , в начале, середине или конце слова. (ЩЁТКА, РОЩА. ЯЩЕРИЦА, ЛЕЩ, ПЛАЩ, ТОВАРИЩ)

    7. Динамическая пауза.

    Щука в речке жила

    Щёткой воду мела,

    Щи варила для гостей,

    Угощала пескарей.

    8. Собери слово из первых звуков слов .

    Подушка, Лодка, Апельсин, Щука. (плащ) .

    9. Звуковой анализ слова «плащ» .

    Какой первый звук в слове - «п»

    Какой последний звук - «щ»

    Какой звук после звука «п» - «л»

    Назови все гласные звуки . «а»

    Назови все согласные звуки «п,л,щ» .

    Сколько всего звуков ? (4 звука ) .

    Назови все звуки . (п,л,а,щ) .

    10. Знакомство с буквой «Щ» .

    Сегодня мы узнаем, какой буквой обозначается звук «Щ» (выставляется буква ) . Что вам напоминает эта буква ? (ответы детей) .

    На расчёску Щ похожа.

    Три зубца всего? Ну, что же?

    11. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Этой щеткой чищу зубы

    Этой щёткой башмаки,

    Этой щёткой чищу брюки,

    Все три щётки мне нужны.

    Штриховка буквы Щ в тетрадях .

    12. Итог занятия .

    С каким звуком мы познакомились ? Спасибо за занятие !