Шибаев александр детский писатель родился. Александр шибаев

На этом уроке вы узнаете некоторые удивительные особенности слов, научитесь вдумываться в слова при чтении, находить несколько слов в одном, разгадаете необычные загадки, а также познакомитесь со стихотворением Александра Шибаева «Кто слово найдёт?».

Проворонила (разг.) - по невнимательности, рассеянности и т. п. упустить; проглядеть, прозевать.

Прочитайте это скороговорку быстро, а потом с логическим ударением на каждом слове по очереди.

На первом слове:

Проворонила ворона воронёнка.

На втором слове:

На третьем слове:

Проворонила ворона воронёнка.

От того, на каком слове поставить логическое ударение, зависит и смысл фразы.

Поиграем в игру, которая называется «Найди слово в слове» .

Прочитайте слово:

гастроном

Узнайте его значение:

Гастроном - магазин продовольственных товаров.

Найдите в этом слове другие слова:

гастроном

астроном

агроном

монстр

нота

трос

матрос

нога

В слова очень интересно вчитываться и играть в них.

Наверное, каждый пробовал сочинять стихи. Попробуем сочинить стихотворение на этом уроке. Отгадайте, о ком пойдёт речь в нашем стихотворении:

Рогатая, а не олень.

Даёт молоко, а не корова.

(коза) (рис. 2)

Прочитайте стихотворение и попытайтесь его запомнить:

Побежала коза в огород.

Ей навстречу попался народ.

Как не стыдно тебе, егоза?

И коза опустила глаза.

А когда разошёлся народ,

Побежала опять в огород!

Попробуем выучить это стихотворение. Посмотрите на оставшиеся последние слова и по ним, выполняя соответствующее движения к каждому глаголу, вспомните всё стихотворение:

________ ____ _ огород.

__ _________ _______ народ.

___ __ ______ ____, егоза?

_ ____ ________ глаза.

_ _____ _________ народ,

________ _____ в огород!

Проверяем:

Побежала коза в огород.

Ей навстречу попался народ.

Как не стыдно тебе, егоза?

И коза опустила глаза.

А когда разошёлся народ,

Побежала опять в огород!

Запомнить стихотворение помогли действия, которые вы старались запомнить и воспроизвести, и его смысл.

Попробуйте отгадать загадки-обманки:

Простой вопрос для малышей,

Кого боится кот?.. (мышей)

(собак) (рис. 3)

Рис. 3. Кот и собака ()

Залезает мышка в шкаф

И пищит оттуда … (гав)

(пи-пи-пи) (рис. 4)

В парке холодно и сыро

Ветер кружит хлопья … (сыра)

(снега) (рис. 5)

Рис. 5. Снег в парке ()

Охранять муку и рис

Пригласим домашних … (крыс)

(кошек) (рис. 6)

Слова бывают обманчивы. Оказывается, сочинять стихи не просто.

Прочитайте, как Мурзилка и Петя сочиняли стихи и что у них получилось.

Как хорошо быть поэтом

- Давай попробуем сочинить стихотворение.

- Сочинять стихи очень просто.

- О чём же нам писать?

- Что увидим, о том и сочиним!

- Пёс помчался через двор,

- Кот забрался на забор,

- Птички весело поют,

- Тучки белые плывут.

- Вышел дед из магазина.

- У него в руках корзина.

- А в корзине той варенье.

- Вот и всё стихотворенье!

У Пети и Мурзилки не получилось стихотворенье, потому что они не обдумали тему, о которой будут писать.

Прочитайте весёлое стихотворение Александра Шибаева.

Кто слово найдёт

Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждёт:
«Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдёт!»

- Расскажи, охотник, толком,
как же справился ты с волком?
- Я поймал его.
- А как?
- Забежал он в тот овраг,
где растёт трава-дурман,
скок - и прямо в мой …

(капкан) (рис. 7)

Рис. 7. Мальчик охотник ()

Филипок за окуньком
в речку лезет босиком.
Очень хочет Филипок
окунька загнать в …

(сачок) (рис. 8)

Рис. 8. Мальчик с сачком ()

Удивился дед Тарас,
бородой своей затряс:
сорняки - на гряде,
а морковка - в …

(борозде) (рис. 9)

По дороге наша Машенька идёт,
за верёвочку козу она ведёт.
А прохожие глядят во все глаза:
- Очень длинная у девочки …

(коса) (рис. 10)

Я осла узнаю сам
по его большим …

(ушам) (рис. 12)

Из карманов у Аркашки
вечно сыплются …

(бумажки)

За окном шумит буран,
за стеной поёт …

(баян) (рис. 13)

- Собаки, не троньте верблюда,
для вас это кончится худо:
он ловко дерётся с врагами
своими большими...

(ногами) (рис. 14)

- Почему корова эта
маленького роста?-
Отвечает Вове Света:
- Очень даже просто,
это же - ребёнок,
это же …

(телёнок) (рис. 15)

Слон шагает по дороге.
Вот так хобот!
Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост.
У слона огромный...

(рост) (рис. 16)

Александр Александрович Шибаев (1923-1979) - ленинградец, человек скромный, домашний (рис. 17).

Рис. 17. А.А. Шибаев ()

Полтора десятка тоненьких книжек для детей вышли при его жизни. Итоговая, как оказалось, книга «Взялись за руки друзья» (рис. 18) вышла в 1977 году.

Рис. 18. Обложка книги «Взялись за руки друзья» ()

Посмертно появилась ещё одна большая книга «Язык родной, дружи со мной» (рис. 19), которая вышла в 1981 году. Шибаев её дописывал на больничной койке.

Рис. 19. Обложка книги «Язык родной, дружи со мной» ()

Иллюстратор книг, художник Вадим Гусев (рис. 20), писал так:

«Мне было очень интересно играть в язык, в такую большую, очень сложную игру, в которой столько нужно думать. В эту игру играют знаками: знаками препинания, буквами, словами, которые складывают буквы, - всё это знаки. У них предназначение - обозначать значение. Это и есть самое интересное - обозначать, для этого и надо думать. Думать всегда интересно, а когда придумаешь, выдумаешь, додумаешься, весело.

Во всякую игру играют по правилам. Правила надо знать. Кто не знает даже простых правил, над тем смеются. «Он (она, они) - смешной!» Нам весело - мы-то знаем, как правильно! Стихи Шибаева смеются с нами!»

Рис. 20. Вадим Иванович Гусев ()

Об Александре Шибаеве можно сказать, что он услышал слово, предмет голыми ушами. И этот обострённый слух передаётся внимательному слушателю и читателю его весёлых и познавательных стихов.

Возьмите в библиотеке стихи Александра Шибаева. Читайте и думайте, ведь это очень увлекательно. Читайте с родителями и самостоятельно.

Список литературы

1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

Домашнее задание

1. Поиграть в игру «Найди слово в слове» с родителями, выписать слова, которые у вас получились.

Слова для игры: апельсин, лекарство, снегурочка, недоверие .

2. Выучить несколько загадок-обманок наизусть.

3. Сочинить одну загадку.

«Уроки литературного чтения в 1 классе» - Основное содержание воспитывающего урока. Синтаксические средства. Задачи. Нравственные представления. Ход анализа басни «Ворона и лисица». Уроки литературного чтения в современной начальной школе. Изобразительно – выразительные и образные средства языка. Актуальность. Драма. Модель современного урока литературного чтения.

«Почему стали мало читать» - Читай книги – будь личностью. Почему подростки не любят классику. Кто читает в России больше. Почему мы мало читаем. Драгоценная книга. Почему же в России мало читают. Книга - это волшебница. Десять самых читающих стран мира. Как станет меньше книг, дубов побольше будет. Следует читать много, но не многое.

«Задания по литературному чтению» - Она была маленькая. Стрижонок Скрип. Е.И. Чарушин «Кабан». Природа и мы. Ушки. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Клоки шерсти. Крутой берег. Трудные слова. Узнай по описанию. Фестон. Человек. Задай вопрос. Назови произведение. Найди пару. А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Сайма. М.М.Пришвин «Выскочка». Хорошая мать.

Folk-проспект. Снежная королева. Чтение. Портреты писателей. Читай-город. Иван Андреевич Крылов. Читайте книги. Портретная галерея. Ученье – свет. Стрела. Библиотека. Folk-проспект. Исторический музей. Экскурсия в Читай-город. Сказ. Портреты литературных героев.

«Урок чтения в 1 классе» - «Фотографирование слов». Рефлексия. Шаш шап шуб пуш пеш каш кас. Подумай и дай ответ: Превратите. Посреди двора Стоит копна Спереди вилы, Сзади метла. Дыхательная гимнастика «Задуй свечи». «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке». Лицо – Снег – Птица – Вода –. Отгадайте загадку. Работа со скороговорками.

«Майнашевские чтения» - Приветствия участников Майнашевских чтений песнями, стихами и танцами. Кожуховской С.В., директора МОУ Чарковская РШИС(П)ОО. Выступления на пленарной части: Мамышевой Н.А., зав.учебно-методическим кабинетом ХРИПКиПРО. Содействовать расширению практики исследовательской деятельности по творчеству В. Майнашева научной и педагогической общественности.

Александр Александрович Шибаев (1923-1979) не вошел, как еще недавно говорили, «в обойму», в первый ряд послевоенной детской поэзии. Ленинградец, а не москвич, человек скромный, домашний, а не публичный, - он и не претендовал на роль литературной звезды. Полтора десятка книжек для детей, вышедших при его жизни; итоговая, как оказалось, книга «Взялись за руки друзья» (1977) и появившаяся уже посмертно еще одна большая книга «Язык родной, дружи со мной» (1981), которую он дописывал на больничной койке, - вот, собственно, и все его литературное наследие.
Во второй половине 60-х, в 70-е годы, когда наша поэзия для маленьких нередко ограничивалась описанием детского быта или шла на поводу у «барабанного» оптимизма, Шибаев обратился к основам культуры - к языку как таковому, его законам, его богатству. Он стал последовательно учить детей родной, обыкновенной речи посредством речи поэтической. Он опоэтизировал школьную грамматику и для каждого урока нашел точный, познавательный, занятный ход, открывая в стихах и волшебство языка, и одновременно методику обучения. Загадки, скороговорки, перевертыши, небольшие сюжетные истории про звуки, буквы, слова и знаки препинания - Шибаев пошел в этой игре дальше многих: возможно, впервые в поле зрения детского поэта попала столь обширная область практического языка.

Читаешь?..
- Читаю.
Не шибко пока...
- А ну-ка, прочти это слово.
- Сейчас прочитаю.
ТЫ-Е-ЛЫ-КЫ-А.
- И что получилось?
- КОРОВА!

Кому в детстве не приходилось, быстро повторяя какое-либо особое слово, «вылущивать» из его звуков другое, схожее с ним по звучанию? Шибаев доводит эту игру до поэтического совершенства, подталкивая читателя на поиск таких «двойных» слов, раскрывая их внутренние связи:

Зверек, зверек, куда бежишь?
Как звать тебя, малышка?
- Бегу в камыш-камыш-камыш,
Я - мышка-мышка-мышка.

На эвфонической стороне языка Шибаев особенно заострял внимание. Это и понятно: со звука начинается постижение речи, один-единственный звук, одна буква часто становятся главным различием совершенно чуждых друг другу слов. Поэт подчеркивает это различие весело и остроумно:

Букву «Д» на дне пруда
Отыскали раки.
С той поры у них беда:
То и дело Драки.

Переходя от звука к слову, Шибаев и здесь демонстрирует меткость глаза и остроту слуха. То он заставляет прислушаться к самим словам, в их звучании обнажая смысл:

О твердом камне говорит
И слово твердое ГРАНИТ.
А для вещей, что мягче всех,
Слова - помягче:
ПУХ, МОХ, МЕХ.

То, отталкиваясь от смысла - через звук, - показывает удивительную многогранность, неожиданность родной речи:

Я шел по лужайке.
Гляжу - АДМИРАЛ...
Я тихо подкрался к нему
И - поймал!
Поймал!
Наконец-то поймал адмирала!..
Богатой
Коллекция бабочек
Стала!

Слова-близнецы и знаки препинания, слоги и предлоги, правила чтения и навыки культурной речи - все становится объектом внимания. И в стихах, посвященных более сложным законам языка, Шибаев всегда ищет способ растормошить ученика своей поэтической школы, заставить его правильно ответить на вопрос, а то и выставить самому себе заслуженную отметку:

Мы изучаем перенос.
Вот как слова я перенес.
«Едва» я перенес «е-два»
И получил за это «два».
«Укол» я перенес «у-кол»
И получил за это «кол».
«Опять» я перенес «о-пять».
Теперь, надеюсь, будет «пять»?!

Эти строки хороши тем, что играют в рифменное ожидание: прочитав слово, читатель уже догадывается, какую оценку заслужил герой, и, смеясь, может легко восстановить правильное написание при переносе.
Конечно, стихи Александра Шибаева стали прямым развитием уже существовавшей традиции. Это школа Маршака и творчество ее создателя. Это перевертыши и загадки Хармса. Это ассоциативные связи с современниками - Борисом Заходером, Генрихом Сапгиром, Вадимом Левиным. В этом ряду место Шибаева весомо и оригинально: сделав язык главным персонажем стихов, он показал, что игра - когда она существует не ради незамысловатой забавы, а ради учения и постижения культуры, - в высшей степени необходима детской поэзии.
«Занимательная азбука» А. Шибаева, вышедшая нынче в «Махаоне», представляет творчество поэта полнокровно и целенаправленно. Целенаправленно - поскольку это действительно, как указано на обложке, настоящие уроки чтения и грамотной речи. А полнокровно, потому что помимо большого поэтического (и прозаического, и - дополнительно - игрового) материала книга представляет Александра Шибаева как блистательного поэта, для которого педагогика - только особая форма передачи читателю всего богатства своего внутреннего поэтического мира.

Михаил Яснов

На этом уроке вы узнаете некоторые удивительные особенности слов, научитесь вдумываться в слова при чтении, находить несколько слов в одном, разгадаете необычные загадки, а также познакомитесь со стихотворением Александра Шибаева «Кто слово найдёт?».

Проворонила (разг.) - по невнимательности, рассеянности и т. п. упустить; проглядеть, прозевать.

Прочитайте это скороговорку быстро, а потом с логическим ударением на каждом слове по очереди.

На первом слове:

Проворонила ворона воронёнка.

На втором слове:

На третьем слове:

Проворонила ворона воронёнка.

От того, на каком слове поставить логическое ударение, зависит и смысл фразы.

Поиграем в игру, которая называется «Найди слово в слове» .

Прочитайте слово:

гастроном

Узнайте его значение:

Гастроном - магазин продовольственных товаров.

Найдите в этом слове другие слова:

гастроном

астроном

агроном

монстр

нота

трос

матрос

нога

В слова очень интересно вчитываться и играть в них.

Наверное, каждый пробовал сочинять стихи. Попробуем сочинить стихотворение на этом уроке. Отгадайте, о ком пойдёт речь в нашем стихотворении:

Рогатая, а не олень.

Даёт молоко, а не корова.

(коза) (рис. 2)

Прочитайте стихотворение и попытайтесь его запомнить:

Побежала коза в огород.

Ей навстречу попался народ.

Как не стыдно тебе, егоза?

И коза опустила глаза.

А когда разошёлся народ,

Побежала опять в огород!

Попробуем выучить это стихотворение. Посмотрите на оставшиеся последние слова и по ним, выполняя соответствующее движения к каждому глаголу, вспомните всё стихотворение:

________ ____ _ огород.

__ _________ _______ народ.

___ __ ______ ____, егоза?

_ ____ ________ глаза.

_ _____ _________ народ,

________ _____ в огород!

Проверяем:

Побежала коза в огород.

Ей навстречу попался народ.

Как не стыдно тебе, егоза?

И коза опустила глаза.

А когда разошёлся народ,

Побежала опять в огород!

Запомнить стихотворение помогли действия, которые вы старались запомнить и воспроизвести, и его смысл.

Попробуйте отгадать загадки-обманки:

Простой вопрос для малышей,

Кого боится кот?.. (мышей)

(собак) (рис. 3)

Рис. 3. Кот и собака ()

Залезает мышка в шкаф

И пищит оттуда … (гав)

(пи-пи-пи) (рис. 4)

В парке холодно и сыро

Ветер кружит хлопья … (сыра)

(снега) (рис. 5)

Рис. 5. Снег в парке ()

Охранять муку и рис

Пригласим домашних … (крыс)

(кошек) (рис. 6)

Слова бывают обманчивы. Оказывается, сочинять стихи не просто.

Прочитайте, как Мурзилка и Петя сочиняли стихи и что у них получилось.

Как хорошо быть поэтом

- Давай попробуем сочинить стихотворение.

- Сочинять стихи очень просто.

- О чём же нам писать?

- Что увидим, о том и сочиним!

- Пёс помчался через двор,

- Кот забрался на забор,

- Птички весело поют,

- Тучки белые плывут.

- Вышел дед из магазина.

- У него в руках корзина.

- А в корзине той варенье.

- Вот и всё стихотворенье!

У Пети и Мурзилки не получилось стихотворенье, потому что они не обдумали тему, о которой будут писать.

Прочитайте весёлое стихотворение Александра Шибаева.

Кто слово найдёт

Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждёт:
«Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдёт!»

- Расскажи, охотник, толком,
как же справился ты с волком?
- Я поймал его.
- А как?
- Забежал он в тот овраг,
где растёт трава-дурман,
скок - и прямо в мой …

(капкан) (рис. 7)

Рис. 7. Мальчик охотник ()

Филипок за окуньком
в речку лезет босиком.
Очень хочет Филипок
окунька загнать в …

(сачок) (рис. 8)

Рис. 8. Мальчик с сачком ()

Удивился дед Тарас,
бородой своей затряс:
сорняки - на гряде,
а морковка - в …

(борозде) (рис. 9)

По дороге наша Машенька идёт,
за верёвочку козу она ведёт.
А прохожие глядят во все глаза:
- Очень длинная у девочки …

(коса) (рис. 10)

Я осла узнаю сам
по его большим …

(ушам) (рис. 12)

Из карманов у Аркашки
вечно сыплются …

(бумажки)

За окном шумит буран,
за стеной поёт …

(баян) (рис. 13)

- Собаки, не троньте верблюда,
для вас это кончится худо:
он ловко дерётся с врагами
своими большими...

(ногами) (рис. 14)

- Почему корова эта
маленького роста?-
Отвечает Вове Света:
- Очень даже просто,
это же - ребёнок,
это же …

(телёнок) (рис. 15)

Слон шагает по дороге.
Вот так хобот!
Вот так ноги!
Под слоном прогнулся мост.
У слона огромный...

(рост) (рис. 16)

Александр Александрович Шибаев (1923-1979) - ленинградец, человек скромный, домашний (рис. 17).

Рис. 17. А.А. Шибаев ()

Полтора десятка тоненьких книжек для детей вышли при его жизни. Итоговая, как оказалось, книга «Взялись за руки друзья» (рис. 18) вышла в 1977 году.

Рис. 18. Обложка книги «Взялись за руки друзья» ()

Посмертно появилась ещё одна большая книга «Язык родной, дружи со мной» (рис. 19), которая вышла в 1981 году. Шибаев её дописывал на больничной койке.

Рис. 19. Обложка книги «Язык родной, дружи со мной» ()

Иллюстратор книг, художник Вадим Гусев (рис. 20), писал так:

«Мне было очень интересно играть в язык, в такую большую, очень сложную игру, в которой столько нужно думать. В эту игру играют знаками: знаками препинания, буквами, словами, которые складывают буквы, - всё это знаки. У них предназначение - обозначать значение. Это и есть самое интересное - обозначать, для этого и надо думать. Думать всегда интересно, а когда придумаешь, выдумаешь, додумаешься, весело.

Во всякую игру играют по правилам. Правила надо знать. Кто не знает даже простых правил, над тем смеются. «Он (она, они) - смешной!» Нам весело - мы-то знаем, как правильно! Стихи Шибаева смеются с нами!»

Рис. 20. Вадим Иванович Гусев ()

Об Александре Шибаеве можно сказать, что он услышал слово, предмет голыми ушами. И этот обострённый слух передаётся внимательному слушателю и читателю его весёлых и познавательных стихов.

Возьмите в библиотеке стихи Александра Шибаева. Читайте и думайте, ведь это очень увлекательно. Читайте с родителями и самостоятельно.

Список литературы

1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.

Домашнее задание

1. Поиграть в игру «Найди слово в слове» с родителями, выписать слова, которые у вас получились.

Слова для игры: апельсин, лекарство, снегурочка, недоверие .

2. Выучить несколько загадок-обманок наизусть.

3. Сочинить одну загадку.