Женщины дипломаты в мире. Зачем россии женщины-дипломаты и почему их так мало

И особым почтением. Именно эта нежная женщина с мужским характером участвовала в непосредственном создании Израиля как страны. Задавшись целью воссоздать государство, уничтоженное в древние времена, она сделала все возможное и невозможное, чтобы смогли вернуться и начали жить на своей исторически сложившейся территории.

Первой политической победой Голды Меир стала иммиграции евреев из стран, поддерживающих политику нацистской Германии в начале второй Мировой войны. После этого карьера Голды Меир в политических кругах пошла вверх, она стала первой еврейской , принимающей активное участие в общественной жизни, и ее подпись стоит в декларации о независимости Израиля. Ее неоценимая заслуга в том, что государство Израиль было признано двумя странами-гигантами – США и Советским союзом. За всю свою длинную жизнь дипломата Голда Меир занимала посла, министра труда и в 1969 году возглавила еврейское государство.

Индира Ганди

Говорят, что Индира Ганди пришла в этот мир для того, чтобы прославить Индию. Ей еще с пеленок самими небесами была уготована карьера дипломата, ведь ее отцом был сам Джавахарлал Неру – известный адвокат и борец за независимость Индии.

Знаменитые индийские астрологи утверждают, что Индира Ганди родилась под двойным знаком небес – «жизненная сила» и «нежность», что хранило ее и двигало вперед. Неженская сила воли, огромная энергия и способность руководить людскими массами сделали ее лидером, который изменил лицо Индии. Эта красивая женщина сумела поставить беднейшую британскую в одну линию с крупнейшими мировыми державами, стала важным лидером в Движении неприсоединения и, невзирая и боль личных потерь, с упорством шла к намеченной цели.

Маргарет Тэтчер

На протяжении целых десяти лет Железная Леди считалась самой властной женщиной мира. Честолюбивая Маргарет Тэтчер была сильной и честной, а о ее дальновидном упрямстве ходили легенды. Будучи хладнокровной и невозмутимой, она могла в положение противника и просчитать ситуацию на много ходов вперед. Начиная с очень медленного восхождения вверх, Тэтчер сумела достичь самой вершины власти, на которой до нее восседали одни мужчины. Честолюбие и целеустремленность позволили ей руководить кабинетом дольше, чем кому-либо из британских лидеров двадцатого века. Заступив на пост премьер-министра Британии, она встретила постоянные преграды и сопротивление. Став к штурвалу тонущего линкора государственной экономики, она сумела вывести его из крена и завести в тихую гавань под названием «Достоинство и Достаток».

Исторически так сложилось, что женщинам в России удавалось заниматься дипломатией только в том случае, если в их руках был державный скипетр. В середине Х века княгиня Ольга, чтобы приумножить престиж России, ездила с дипломатической миссией в Константинополь, а затем весьма успешно предприняла многоходовые политические комбинации на Западе. Екатерина II, еще будучи великой княгиней, решила «соединить Черное море с Каспийским, и оба - с Северным» и на посту императрицы целеустремленно выполняла свой политико-экономический замысел - «направить торговлю Китая и Восточной Индии через Татарию».

«Вся политика сводится к трем словам: обстоятельства, расчеты и конъюнктуры», - утверждала царица и, руководствуясь этой формулой, легко побеждала любого партнера. Государыня успешно справлялась со сложными задачами, доставшимися ей в наследство от предшественников. Так, она закрепила достижения Петра в освоении Балтики, воссоединила земли, населенные родственными русскому народу белорусами и украинцами, открыла выход к Черному морю. Именно Екатерине Великой Россия обязана ростом влияния в делах и судьбах Европы.

Неоценимы ее заслуги в улучшении, выражаясь современным слогом, внешнеполитического имиджа России. Переписка государыни с французскими просветителями Вольтером и Дидро помогала формировать благоприятное мнение о России на Западе.

Новшеством, привнесенным царицей в строгий протокол имперской дипломатии, стали приглашения иностранцев к участию в поездках государыни по России. В непринужденных беседах во время таких вояжей порой распутывались сложные узлы мировой дипломатической паутины. Кстати, напомним: именно при Екатерине II Европа признала за русскими монархами право на императорский титул.

Однако на уровне непосредственной дипломатической службы женщин практически не было. После превращения в 1917 году старого МИДа в Народный комиссариат по иностранным делам положение существенно не изменилось: должности послов по-прежнему оставались недоступными для слабого пола. Хотя случались и исключения, весьма приметные.

Александра Михайловна Коллонтай - дипломат божьей милостью, она порой за обычным дружеским обедом добивалась того, что мужчины непомерной ценой и нередко безуспешно пытались добиться на полях сражений. Она была прекрасным собеседником, легко, на равных вступала в профессиональный диалог с самыми блистательными интеллектуалами своего времени. Она вдребезги разбила расхожее мнение о том, что красивая женщина не может быть умной, а умная - красивой. В ней чудесным образом сочетались природная грация, аристократические манеры и эрудированность. В 1924 году Коллонтай возглавила полпредство Советской России в Норвегии, где ее удостоили высшей награды - ордена святого Олафа. Она стала первой в мире женщиной-послом. В 1926 году Александра Михайловна представляла нашу страну в Мексике, а с 1930 года - в Швеции. Ни до, ни после нее ни один российский представитель в Стокгольме не пользовался такой популярностью. Наградой от Сталина был отзыв Коллонтай в Москву и забвение.

Опыт долго не повторялся: только в 60-х годах прошлого века Зоя Миронова возглавила советскую миссию при международных организациях в Женеве, а в 80-х во время горбачевской «перестройки» Зоя Новожилова была направлена послом в Швейцарию. В 90-х корпус послов пополнили Валерия Калмык (Коста-Рика) и Валентина Матвиенко (Мальта, Греция). А затем снова пауза.

В 2002 году на совещании послов Владимир Путин отметил, что отсутствие прекрасного пола в российской дипломатии может стать слабым местом нашей внешней политики. Замечание президента было своевременным. Во многих странах участие женщин во внешней политике заметно расширилось. Тому есть много причин, связанных не только с обеспечением женского равноправия. Женщина по своей природе стремится предупредить, урегулировать конфликты, снять напряжение, что и является профильной задачей современной диплома¬ии.

К тому же существует экспертное заключение: если при принятии важных политических решений голоса женщин составляют менее 30 процентов, они обречены быть субъективными. Надо ли удивляться, что ныне в мире ведется скрупулезный учет назначения женщин на дипломатические посты.

Нельзя не отдать должное руководству МИД: прогресс в этой сфере очевиден. Процент женщин-дипломатов за последние два года ощутимо возрос. По данным департамента кадров министерства, в 2004 году на дипломатические должности принято 189 выпускников из 26 российских вузов, и девушки среди них составили 54 процента. Беспрецедентный факт в истории российской дипломатии!

Большинство новобранцев - выпускницы дипломатического университета МГИМО. Надо отметить, что во все времена мидовцы неохотно допускали женщин в свою среду, как моряки не терпели их на судовой палубе.

И по сей день в стенах МИДа вспоминают о памятном заседании коллегии МИД конца 1980-ых гг., когда кадровая служба докладывала новому министру Эдуарду Шеварднадзе об итогах набора молодых специалистов в министерство. На вопрос о количестве принятых на работу девушек, кадровики бодро отрапортовали: «Их ровно в два раза больше, чем в прошлом году». Впечатляющий рывок, не правда ли? Но в прошлом году, как выяснилось, приняли всего... одну.

Не только небоскреб на Смоленской площади, но и МГИМО не так давно слыл мужским бастионом.

В последние три года в МИД поступило 253 выпускника МГИМО, из них 77 - женщины. Однако на факультете международных отношений, который является профилирующим, их пока чуть меньше. Среди более 50 иностранных языков, которые на нем преподаются, такие редкие, как африканские, фарси, лаосский, кхмерский. Они распространены в странах, для которых характерны не только жаркий климат, но и во многих случаях сложная политическая и социальная обстановка. Естественно, что для работы в них отбирают преимущественно мужчин. И все же выпускницы МГИМО работают и на восточном направлении.

Для девушек, которые учились в МГИМО с желанием реализовать свои возможности на дипломатическом поприще, как правило, находится место на Смоленской площади. Работа дипломата не из легких. Не меньше академических знаний для нее важны такие черты характера, как сдержанность, доброжелательность и, конечно, терпение. Однако надо быть реалистами: есть в жизни мидовцев и проблемы, которые женщинам даются труднее, чем их коллегам-мужчинам, - частые разлуки с семьей, привычным кругом друзей, ненормированный рабочий день. А ведь остается еще и традиционная женская «монополия» - забота о доме, детях. Не мешает ли все это карьерному росту женщин-дипломатов?

Яркий пример женщины-дипломата, успешно сочетающей карьеру и заботы о семье - Элеонора Валентиновна Митрофанова - первый заместитель министра иностранных дел, высший пост, который когда-либо занимала женщина в истории отечественной службы внешних сношений.

В ее ведении работа с соотечественниками за рубежом, пожалуй, одно из самых сложных и проблемных направлений российской внешней политики. Это и поддержка сограждан, которые независимо от своей воли оказались за пределами исторической родины, стали «мигрантами» - таких во многих частях постсоветского пространства 20 миллионов. Это и проблемы ветеранов Великой Отечественной войны, живущих за рубежом. И организация образовательного процесса за границей для русскоговорящих - всего не перечислишь.

За всем этим стоят бесчисленные поездки, встречи, телефонные звонки, огромная почта.

Для выпускниц МГИМО Элеонора Митрофанова, имеющая ранг посла, - пример для подражания. Доктор экономических наук, владеет испанским, итальянским, французским, английским языками. После окончания факультета международных экономических отношений работала в НИИ, возглавляла юридическую фирму. В Думе первого созыва входила в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Затем была аудитором Счетной палаты, заместителем генерального директора ЮНЕСКО. На нынешний пост назначена президентским указом 26 мая 2003 года.

Свое назначение на высокий дипломатический пост Элеонора Митрофанова объясняет знаменитым изречением Жоржа Клемансо: «Дипломатия слишком важное дело, чтобы доверять ее только мужчинам». Необходимость прислушиваться к голосам женщин возрастает при решении таких вопросов, как безопасность во всем мире. Гуманитарная составляющая внешней политики - это, возможно, та сфера, где женщина может проявить себя в полной мере.

Одной из весьма существенных сфера дипломатии, по мнении Митрофановой, является культурная политика. Там, где тормозится решение практических политических вопросов, культурные проекты могут стать первым шагом, который помогает странам и их народам понять друг друга. Важную платформу для сотрудничества представляет ЮНЕСКО. Это интеллектуальный форум, где формируются общие подходы, разрабатываются основополагающие международные конвенции в различных областях культуры, науки, образования.

Вне всякого сомнения, работа дипломата тяжела, а для женщины - в особенности: приходится в два, три раза больше и упорнее работать, чтобы доказать, что ключевой пост ты занимаешь по праву.

По мнению Элеоноры Митрофановой в России женщинам всегда было сложно продвигаться по карьерной лестнице. Действовавшие инструкции, к примеру, не позволяли семейной паре работать вместе на дипломатических должностях. Подобные требования, к счастью, остались в прошлом. Однако, несмотря на то, что присутствие женщин, как в бизнесе, так и в государственных структурах увеличивается, российский менталитет таков, что многое еще придется преодолеть, чтобы обеспечить их широкое участие в ключевых сферах деятельности. И все же определенный прогресс налицо. Молодые, перспективные женщины успешно трудятся в нашем министерстве, ЮНЕСКО и многих других организациях международного профиля.

В 2004 г. вышел президентский указ: Чрезвычайным и полномочным послом России в Республике Маврикий назначена Ольга Иванова. Она стала седьмой женщиной-послом в отечественной истории. «Семерка» считается счастливой цифрой. Сочтем это добрым знаком и будем ждать появления новых прекрасных женских имен в когорте российских дипломатов…

«Мирный договор дам»

В МИД Великобритании хранится документ, свидетельствующий, что первая женщина-дипломат была испанкой. В 1507 году Фердинанд Арагонский отправил свою овдовевшую дочь Катерину в качестве посла в Англию для переговоров с Генрихом VII об отсрочке свадьбы.

Во Франции вскоре переняли эту традицию. Так, в 1529 году Луиза Савойская, мать короля Франциска I, и Маргарита Бургундская, тетка императора Карла V, провели переговоры в Камбре, в результате которых был подписан трактат, известный как «Мирный договор дам».

(подготовлено по материалам: Сюзанны Адамянц и Александра Урусова и Армена Гаспаряна)

Национальной стратегии в интересах женщин, среди дипломатов российских миссий за рубежом доля женщин составляет 16 % - что лучше, чем было еще несколько лет назад, в 2010 году она была равна 10,8 %. При этом, скажем, за всю историю существования дипломатических представительств России в США среди 74 послов, аккредитованных в США за это время, не было ни одной женщины. Даже такие страны как Пакистан, Ливию, Йемен и Оман представляла хотя бы одна. За все время существования дипломатических миссий самих Соединенных штатов из более 4600 послов, представлявших страну, лишь около 9% были женщинами (данные на июль 2016 года).

Обнадеживающе в этом отношении обстоят дела во Франции: среди французских дипломатов в 2015 году числилось 48 женщин-послов – что было рекордом, отмечал The Economist, и многие из них представляли страну в наиболее престижных точках – таких как Лондон и Рим – равно как и стратегических: Украина, Пакистан.

Другая хорошая новость: в сентябре 2014 года число женщин в Совете безопасности ООН впервые превысило треть (всего в нем 15 мест). Видно, однако, что «мужской» перевес в профессии устойчиво сохраняется.

Из данных, приведённых на сайте Министерства иностранных дел РФ, следует, что на конец декабря 2016 года среди 145 глав дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в России, было 16 женщин – то есть немногим больше одной десятой. Этот показатель еще ниже, если не учитывать тех, кто выступает в качестве посла в РФ, но находится в резиденции в другой стране – тогда доля женщин оказывается ниже 8%. Forbes Woman поговорил с послами Нидерландов и Исландии в РФ и узнал их взгляд на профессию и перспективы женщин в ней.

Международная карьера

«Что мне больше всего нравится в этом деле, так это возможность работать с другими для поиска взаимопонимания и решений, которые удовлетворяют всех участников», - говорит Чрезвычайный и Полномочный Посол Нидерландов в России Рене Джонс-Бос. При этом, безусловно, будучи дипломатом, прежде всего она представляет интересы своей страны. Первый раз Джонс-Бос оказалась в Москве 36 лет назад: тогда, окончив магистерскую программу по российским исследованиям в Университете Сассекса (Великобритания), она заняла должность ассистента голландского атташе по сельскому хозяйству в посольстве в Москве – и поняла, что работа полностью соответствует ее интересам и навыкам.

Потом Рене Джонс-Бос работала в посольствах Нидерландов в Вашингтоне, Парамарибо, Дакке и Праге и министерстве в Гааге, была координатором Совета Безопасности ООН в Гааге, послом по правам человека, заместителем Генерального директора - а затем и генеральным директором - по региональной политике и консульским вопросам, и, прежде чем приехать в Россию в 2016 году, генеральным секретарем МИД Нидерландов.

Она признается, что для нее было особенным оказаться в России, где она когда-то делала первые шаги в своей дипломатической карьере. Несмотря на сложности в политических отношениях России и Нидерландов, многие связи между странами сохраняются, говорит посол: голландские компании активно здесь работают, продолжается сотрудничество в сфере искусства, идет обмен студентами и научными кадрами.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Исландии в РФ Сигридур Берглинд Асгейрсдоттир - одна из двух первых женщин, нанятых Министерством иностранных дел Исландии - это было в 1978 году. Она провела там 10 лет, прежде чем занять пост генерального секретаря Министерства социального обеспечения Исландии. После этого работала в Северном совете (Копенгаген), Организации экономического сотрудничества и развития (Париж), Департаменте по торгово-экономическому сотрудничеству МИД Исландии. До назначения в Москву в 2016 году, с 2011 года представляла страну во Франции, Италии, Испании, Андорре, Алжире, Джибути, Марокко, Тунисе, Ливане и Монако.

Сигридур Берглинд Асгейрсдоттир рассказывает, что работа за рубежом сделала ее патриотичнее и заставила гордиться достижениями своей страны. Оказалось, что то, как именно ты ведешь дипломатическую работу, очень зависит от твоей индивидуальности. «У меня никогда не было такой свободы действий при выполнении своей работы», - рассказывает она.

В этой работе важно уметь разговаривать с кем угодно - включая СМИ - и интересоваться практически всем, объясняет посол Исландии. Нужно быстро думать и анализировать данные. В дипломатической карьере происходят самые невероятные вещи, говорит она: «То, что происходит в реальной жизни, часто оказывается невероятнее, чем то, о чем можно прочесть в книгах. Мне лично довелось вручать верительные грамоты королю Испании, а после этого ехать в тюрьму в Мадриде, чтобы помочь исландскому заключенному» - приводит пример Сигридур Берглинд Асгейрсдоттир.

Мужской мир

«Традиционно дипломатия действительно была областью, где доминировали мужчины, - говорит Рене Джонс-Бос, - но я вижу, как ситуация меняется». Когда она присоединилась к Министерству иностранных дел Нидерландов в 1981 году, приводит пример она, в рядах голландских послов было всего одна женщина – а сейчас их уже 30%. Нидерландский МИД, по словам Джонс-Бос, придерживается политики, направленной на привлечение женщин в дипломатические круги. Важно сформировать атмосферу, где женщины могут преуспеть, подчеркивает она: «Например, нужно создавать условия, которые позволяют женщинам – равно как и мужчинам – сочетать личную жизнь с карьерой. Все больше стран это понимают, что выражается в том, что сейчас в Гааге работают более 40 послов-женщин». Сама Рене Джонс-Бос замужем и воспитывает двоих детей.

Сигридур Берглинд Асгейрсдоттир вспоминает, что, будучи молодым дипломатом, часто оказывалась единственной женщиной на совещаниях. «Я хорошо помню, как в 1982 году прошел официальный визит нашего премьер-министра в Германию. Нас принял премьер-министр [Германии - прим. Forbes Woman] с женой. Когда я собралась присоединиться к министрам на переговорах, меня, очевидно, тоже приняли за супругу и проводили за стол жен министров», - рассказывает она.

«Не стоит забывать, что Советский Союз назначил первую в мире женщину-посла в 1923 году. Исландия назначила первую женщину послом почти 70 лет спустя, - рассуждает Асгейрсдоттир. - Сегодня треть исландских послов, возглавляющих миссии, - женщины». Многие женщины, которые выбрали дипломатическую карьеру, пожертвовали возможностью иметь детей и выйти замуж, подчеркивает она: дипломатия тогда не рассматривалась как профессиональная область, которая хорошо сочеталась с личной жизнью для женщин - хотя у мужчин это препятствием не являлось.

Сигридур Берглинд Асгейрсдоттир уже была замужем, когда выставляла свою кандидатуру в Министерство иностранных дел, и она вспоминает, что ей задавали об этом вопросы. «Мой муж сопровождал меня в поездках за рубеж и писал кандидатскую диссертацию, когда мы жили в Швеции. У меня трое детей, но их отец умер, когда младшему было всего два года. Мой второй муж жил со мной в Париже и здесь в Москве - и активно участвовал в моей работе», - делится своим опытом посол Исландии.

Истории известны имена многих женщин дипломатов. Сегодня во многих странах участие женщин во внешней политике заметно увеличилось. На Филиппинах уже две женщины стали президентами – это Корасон Акино и нынешний Президент Глория Макапагал Арройо. Женщины четырех Скандинавских стран и Нидерландов за прошедшие 20 лет удвоили свое политическое представительство (более 1/3 мест в парламентах и правительствах). Активно выступает за расширение участия женщин в американской «вертикали власти» и Белый дом. В настоящее время женщины стремительно и неуклонно занимают высокие посты в американской политике и дипломатии. 8 американских президентов - пятеро республиканцев и трое демократов - назначали женщин на министерские посты в своих кабинетах. Изменение количества женщин наблюдается и в дипломатии. В сегодняшней Москве, например, это женщины послы африканских государств : Сьерра-Леоне, Ботсвана; Латинской Америки, которая считается достаточно консервативной в вопросах женской эмансипации: Эквадор, а также Эстония.

Умело сочетая дамское очарование, ум и талант с дипломатическими методами, представительницы прекрасного пола заставляют по-новому посмотреть на возможности женщины в ведении государственных дел и налаживании дипломатических отношений . Даже не посвящая себя целиком дипломатической карьере, женщины часто обнаруживают большие способности на этом поприще, нежели карьерные дипломаты. Жены послов играют также значимую роль в народной дипломатии и культурной политике. Международный женский клуб, куда входят не только супруги послов, но и женщины-сенаторы и члены конгресса проводят благотворительные мероприятия, помогают больницам, домам престарелых. Там, где тормозится решение практических политических вопросов, культурные проекты могут стать первым шагом, в достижении взаимопонимания.

Женщины в дипломатии – отражение общего положения женщин в стране . Конституция Российской Федерации 1993 г. предусматривает не просто равенство прав и свобод мужчин и женщин, но и равенство их возможностей. Женщины составляют 53% населения страны. Их доля в общей структуре занятости – 48%. Из ста трудоспособных женщин работают семьдесят восемь. Правда, разрыв между уровнями среднего заработка мужчин и женщин составляет около 40%. «Стеклянные потолки», то есть препятствия, не дающие женщинам занять наиболее высокие должности, чаще всего остаются непреодолимыми.
До сих пор число женщин в Государственной Думе, одной из палат российского парламента, составляет лишь 14%. Все четыре фракции парламента возглавляют мужчины. Из тридцати трех руководителей Комитетов и Комиссий Думы – всего четыре женщины. В Совете Федерации, второй палате парламента, женщин совсем мало – четыре процента. Среди депутатов законодательных собраний субъектов РФ в среднем около девяти – десяти процентов женщин, но в некоторых они вообще отсутствуют. В общем числе работников, занимающих государственные должности в органах государственной власти, женщины составляют 69%, мужчины – 31%2. Но в высших эшелонах исполнительной власти женщин ничтожное количество. Среди руководителей республик, губернаторов и мэров крупнейших городов – только одна женщина.
В сфере науки и образования с советских времен женщин большинство. Однако, по данным на 2008 год, из 506 действительных членов РАН всего два академика – женщины, а среди 749 ее членов-корреспондентов женщин лишь триста сорок три. В руководящем органе академии – Президиуме – нет ни одной женщины.

Социологи отмечают, что вопреки многим международным договорам, подписанным Россией, включая Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в России до сих пор нет национальных механизмов и процедур, способных не только юридически, но и фактически гарантировать соблюдение конституционного принципа гендерного равноправия .

Объяснение ситуации зачастую видят в патриархальных традициях российского общества. Действительно, если вспомнить «Книгу о домострое », памятнике средневековой Руси, то женщина в этой книге – жена, мать, хозяйка дома, полностью подчиненная своему мужу. Если он уличит ее в предосудительных, на его взгляд, действиях, он должен «бережно … и разумно и больно, и страшно и здорово» побить супругу плетью. Зависимое положение женщины не предполагало ее участия в общественно-политической жизни. Все тот же Домострой предписывал ей на все вопросы посторонних отвечать «не ведаю ничего того и не слыхала и не знаю», да и самой не задавать вопросов «о ненадобном».

КОЛЛОНТАЙ , Александра Михайловна - советская политическая деятельница, первая в мире женщина-дипломат в ранге посла. К. с ранних лет примкнула к передовым течениям русской общественной мысли и в 90-х годах прошлого века приняла активное участие в культурно-просветительной работе среди рабочих. В 1898 К. уехала за границу, поступила в Цюрихский университет, где изучала социально-экономические науки. Будучи членом РСДРП и примыкая к её большевистскому крылу, К. участвовала в революционной работе в Петербурге. К. одной из первых выступила на борьбу с буржуазным феминизмом и вела работу по привлечению широких масс работниц к революционному движению.

На посту полпреда в Норвегии К. вела переговоры о признании Советского правительства де юре и 15. II 1924 подписала с премьер-министром Норвегии Мишелетом акт об установлении дипломатических отношений между СССР и Норвегией. В 1945 по возвращении в СССР К. назначена советником министерства иностранных дел СССР.К. награждена орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамен и, а также норвежским Большим Крестом ордена Св. Олафа 1-й степени с лентой и высшим мексиканским орденом Агвила Ацтека с лентой.

37. Женщины-дипломаты за рубежом: особенности дипломатического стиля М.Олбрайт, К.Райс, Х.Клинтон.

Ма́длен Корбел О́лбрайт (15 мая 1937, Прага) - первая женщина в должности государственного секретаря США (1997-2001).У М.Олбрайт было много сильных сторон, необходимых в политике.

Она всегда знала, чего хочет в жизни. И поэтому всё у нее удавалось.
Ее особенностью с детства было неудержимое упорство, с которым она всегда доводила дело до победного конца. Она имела способность мыслить стратегически.

Уже на первой своей пресс-конференции в новой должности М. Олбрайт непринужденно называла старых знакомых журналистов по именам; с самого начала имидж госсекретаря был подан через благосклонное восприятие самых популярных телепередач, газет и журналов. Олбрайт крепко держала в своих руках ниточки связей с нужными людьми. Ее характерная черта - высокая работоспособность и постоянная работа..Прекрасный оратор , она полностью использует свой огромный опыт профессорской и аналитической работы. Еще одна особенность - это умение находиться в нужное время в нужном месте и помогать случаю решить дело в собственную пользу . У нее всегда была высокая культура поведения, изложения мыслей, умение анализировать и синтезировать информацию. Когда она занималась чем-либо (в частности, политикой), она погружалась в это целиком, была захвачена идеей, получала несказанное удовольствие и удовлетворение от работы. Она умела быть жесткой, она отстаивала позицию Соединенных Штатов, делала это умело, достаточно твердо, но ей нельзя было отказать в умении и готовности слушать аргументы партнера.

Кондоли́за Райс - 66-й Государственный секретарь США (с 26 января 2005 по 20 января 2009), сменила на этом посту Колина Пауэлла. Райс - перваяа фроамериканка и вторая женщина, после Мадлен Олбрайт, на этом посту. Во время первого срока президентства Джорджа Буша (младшего) (2001-2005) Райс исполняла обязанности советника президента по национальной безопасности. Далеко не все в США разделяют самоуверенность нового помощника по вопросам национальной безопасности. Целый ряд экспертов, в том числе из республиканского лагеря, выражают сомнение в ее способности справиться с возложенными на нее задачами. В печати указывается на то, что Кондолиза Райс "спотыкалась" на вопросах по Китаю, только недавно впервые посетила Израиль, "обладает весьма ограниченными знаниями" Африки и Латинской Америки. Во время избирательной кампании она вызвала ропот европейских союзников заявлением о том, что США следует вывести войска с Балканского полуострова. Ставятся вопросы и относительно правомерности ее критики внешней политики клинтоновской администрации. По целому ряду вопросов претензии Райс к внешнеполитической команде президента Клинтона носят, как отмечала "Вашингтон пост", скорее стилистический характер. Укоряя демократов в "романтическом" подходе к России, она, так же как и Клинтон, сторонница переговоров по ограничению вооружений с Россией и "сдерживания" Ирака и критикует демократов скорее за неудачу на обоих этих направлениях. Вряд ли правомерно ожидать, что подходы Кондолизы Райс оправдают итальянское значение ее имени. По воспоминаниям кадровых сотрудников Совета национальной безопасности десятилетней давности, в ней удивительным образом сочетаются "личное очарование и настоящая сталь". В Стэнфордском университете Райс также запомнилась "своей способностью принимать жесткие решения и следовать им, даже если они могли причинить кому-то боль". Она не боялась наживать врагов, сокращая персонал и выкидывая бюджетные статьи, чтобы сбалансировать университетский бюджет.

Со времен, когда в МГИМО брали только отроков мужского пола и желательно из числа детей номенклатуры, прошло уже много времени, но на протокольных фото с мероприятий в МИД РФ мы по-прежнему нечасто видим женщин. А если видим, то чаще всего в группе переводчиков. Пример известного на всю страну официального представителя МИД Марии Захаровой - типичный случай, когда исключение лишь подтверждает правило. При этом увеличение женской доли в дипломатическом корпусе не писк моды, а крик практической необходимости.


Как это часто бывает, официально никакой проблемы с участием женщин в работе российского дипломатического ведомства нет. Отсутствуют какие бы то ни было формальные ограничения на прием девушек в МГИМО и на работу в МИД. Согласно официальной статистике, численность женщин с дипломатическим рангом в МИДе постепенно растет и в 2015 году составляла соответственно 23,5% в центральном аппарате и 16% в загранучреждениях (посольствах и консульствах).

Но дальше - хуже. Среди 131 российского дипломата в ранге чрезвычайного и полномочного посла - лишь одна женщина, из 109 чрезвычайных и полномочных посланников первого класса - тоже одна, среди 305 чрезвычайных и полномочных посланников второго класса их девять. Из 40 департаментов российского МИДа женщины возглавляют три. Среди 11 заместителей министра нет ни одной женщины.

Вряд ли кто-то из высокопоставленных дипломатов скажет, что есть какая-то системная дискриминация. Основной аргумент таков: когда мидовцы этого уровня поступали на работу в министерство, девушек в профильном вузе почти не было. Справедливость этого аргумента открывает глаза еще на две особенности кадровой системы министерства. Во-первых, на высокий средний возраст руководящих кадров (уровня директора департамента и выше). А во-вторых, на практически полную невозможность перейти в МИД с какого-либо другого места работы. Уйти можно, но вернуться уже вряд ли позволят. В этом смысле МИД как вертикальная стальная труба - попасть внутрь можно только с самого верха или с самого низа.

Есть и другие причины, почему среди российских переговорщиков так мало женщин. Например, в силу специфики работы с иностранным языком и университетского усердия молодых сотрудниц часто ставят на работу переводчиком. Если они эту работу делают хорошо, то руководству со временем становится невыгодно их повышать, так как на определенном моменте высокий ранг уже не позволит им выполнять эту «сервисную» функцию. Лучше подержать их на уровне первого секретаря.

Кроме того, особенности дипломатической работы усугубляют некоторые хорошо знакомые российским женщинам дилеммы. Если сотрудницу отправляют в длительную командировку за границу (скажем, на три года в российское посольство), то далеко не всякий муж согласится с ней уехать и искать работу в другой, часто далекой, стране. А если муж работает в системе МИДа, но по другой стране? Даже если по той же самой, то проблемы это не снимет - найти сразу две вакансии в одном загранучреждении очень непросто. К тому же традиция неблагосклонна к супругам, одновременно занимающим дипломатические должности в посольстве. Хотя, конечно, всегда можно сделать исключение - в своем представительстве власть посла практически безгранична.

Однако сильнейшим препятствием на пути карьерного продвижения женщин, безусловно, остается мидовская корпоративная культура. Любые бюрократические системы обладают способностью имитировать навязанные им сверху стандарты, при этом избегая сущностных изменений. Так вот, признавая половое равноправие на рабочем месте, мидовская рабочая культура остается глубоко маскулинной. К молодым сотрудницам часто относятся с отцовской снисходительностью, внимательной добротой и как бы негласным пониманием, что на долгую и успешную карьеру рассчитывать не следует. Те женщины, которые все же добились успеха в системе,- что-то вроде удивительных случаев, удачно закрывающих условную «женскую квоту».

С другой стороны, зачем российской дипломатии больше женщин на средних и старших позициях? Отметая обвинения в слепом следовании модным тенденциям «наших западных партнеров», предложим ряд аргументов.

Во-первых, гендерное разнообразие на рабочем месте как управленческая практика разбивает сложившиеся за долгие годы схемы мышления и коллективные представления о мировой политике и дипломатической службе, тем самым повышает качество принимаемых решений. Неформальные барьеры для карьерного роста женщин фактически оставляют эти интеллектуальные ресурсы неиспользованными.

Исследования показывают, что преимущество участия женщин в дипломатической работе можно оценить и количественно. Так, согласно известным подсчетам Международного института мира, вероятность того, что мирное соглашение продержится как минимум два года, в среднем выше на 20%, если в мирный процесс вовлечены женщины. Участие женщин тем более важно в долгосрочной перспективе - если они участвовали в создании мирного соглашения, то вероятность того, что оно продержится 15 лет, повышается на 35%.

Во-вторых, недискриминационный подход к назначению на высшие дипломатические должности послужит сильной мотивацией для молодых сотрудниц МИДа. Неформальные ограничения на их продвижение по службе могут объясняться заботой о здоровье и семейном благополучии слабого пола на трудном дипломатическом поприще, но такого рода покровительственное отношение - типичный «стеклянный потолок», невидимый барьер на пути карьерного продвижения. Рост числа женщин-послов и более открытое обсуждение темы равных возможностей в системе министерства смогут создать новые стимулы для самореализации.

Наконец, в-третьих, появление женщин на видных постах в системе МИД и в составе переговорных команд положительно скажется и на имидже российской дипломатии. Зарубежные партнеры всерьез обращают на это внимание и считают важным показателем гендерного равноправия в России. Это позволит укрепить образ МИД как современного и репрезентативного дипломатического ведомства.

Сегодня женщины составляют 72% гражданских служащих в России и занимают 58,1% государственных постов, хотя эта доля уменьшается в два раза для высшей группы должностей. По данным ФОМ, 60% населения считают, что женщины должны активнее участвовать в политике. Недопредставленность женщин на высшем уровне госуправления - проблема не только МИДа, но именно на этом министерстве лежит особая ответственность, поскольку именно дипломаты представляют Россию на мировой арене.

Как и во многих других вопросах государственного управления, решить эту проблему с помощью директив или новых правил практически невозможно. Если ее корни лежат в корпоративной культуре МИД и восприятии дипломатии как «мужской профессии», то именно эта культура и это восприятие и должны стать объектом изменений. Мировая практика показывает, что менять культуру эффективнее всего через личный пример руководителя и те ценности, которые он транслирует своей команде.

Возможно, в этом смысле появление столь яркой фигуры, как Мария Захарова, на должности директора самого публичного департамента МИДа станет мощным сигналом системе. Но переход к открытой и равноправной культуре дипломатической службы возможен только если во внешнеполитической элите сложится широкая коалиция, готовая к обновлению кадровой политики через равное вовлечение мужчин и женщин.

Антон Цветов и Олег Шакиров, эксперты направления «Внешняя политика и безопасность» Центра стратегических разработок (ЦСР)