Чем отличается сознательное от бессознательного. Сознательное, подсознательное и бессознательное в структуре психики человека

  • Кому нужен личностный рост
  • Распространённые ошибки
  • Примеры самореализации

Каждый человек в процессе жизни проходит путь самостоятельного развития личности и каких-либо качеств. Иногда люди даже не осознают, что такое самосовершенствование и не обращают внимания на свои действия, выполняемые для реализации каких-то проектов. Как правило, это очень организованные личности. Такой человек чувствует себя реализованным, нужным.

К сожалению, большинство из нас ощущают противоположные чувства в какой-либо сфере жизни. Не получается построить карьеру, проблемы с созданием семьи, постоянное чувство невостребованности и одиночества, сложности с преодолением трудностей и т. д.

Самосовершенствование - сознательно проводимая работа по личному развитию и росту. В процессе, человек формирует какие-либо качества или свойства личности в определённых областях. Он стремится достигнуть каких-либо поставленных целей, путём регулярных упражнений и действий. Такие процессы ориентируются не на внутренние чувства, а на жизненные потребности, на правила социума.

Кому нужен личностный рост

Как решить проблемы с достижением мечты? Как добиться успеха в работе, учёбе? Что такое саморазвитие и кому оно необходимо?

Если вы неуверенный человек, личность которая постоянно сталкивается с трудностями и сложно представляет как их решать. Ваша жизнь лишена удовольствий и вы видите только мрачные стороны - просто необходимо начать личный рост. В этом вам может поспособствовать бесплатный курс Алексея Толкачева - «Жизнь на полной можности» .

Нужно подготовиться к кропотливой и порой трудной работе по тренировке собственного я. Зато сможете добиться жизни, полной увлекательных событий и гордости за себя. Но между понятием и действием, есть большая разница.

Личностный рост - 5 ключевых факторов

С чего начать саморазвитие? Резонный вопрос. Потребности у людей различные. Одни испытывают необходимость привести своё тело в порядок, другие душу, третьи добиться финансовой независимости, а кто-то мечтает всё выполнить одновременно и сразу. Конечно, самосовершенствование - процесс всей жизни, но уместно ставить небольшие цели и идти к желаемому маленькими, но уверенными шажками.

Первые шаги обязательно нужно начинать со следующих действий:

  • Мотивации - именно это чувство должно сопровождать на протяжении процесса.

  • Взаимоотношения с людьми . Любые достижения, продвижение и успех начинаются с общения. Поэтому взаимодействовать с другими людьми просто необходимо.
  • Совершенствование физического состояния . Приучите себя к регулярным физическим занятиям. Не забывайте - в первую очередь оценивают внешность. После этого ум и другие качества. Регулярные занятия научат порядку и силе духа. Здоровье также важный показатель.
  • Прочитайте книгу, статью по личному развитию . Необходимо привести мысли в порядок, выделить главные приоритеты. Так как захламлённое сознание приведёт к беспорядочным действиям. Порядок в голове напрямую связан с обстановкой. Захламлённый дом воздействует на качество мыслей. Введите правило, регулярно проводить уборку.
  • Выделите цель, к которой будете двигаться . Выберите 5–6 шагов, с помощью которых планируете достичь конечного результата.

Принципы самосовершенствования

Это основные принципы в которые можно вложить множество способов. Например, человек желающий сбросить лишний вес понимает - нужно регулярно выполнять физические упражнения. Понимает не до конца, нужно изучить информацию.

Но, между понятием и действием, есть большая разница. Нужна сильная мотивация. Она заставит приучить себя, иногда даже через лень всё-таки выполнять нужное. Поверьте, настанет день, когда эти действия будут приносить вам радость. Здоровое и красивое тело поднимет уверенность в себе, и появится готовность добиваться новых целей.

Если собрать всё в нескольких словах, то основные процессы определятся как:

  1. Возможность мечтать, отсюда выделять желаемую цель.
  2. Дисциплина.
  3. Систематичность.
  4. Развитие разума.
  5. Вдохновение.
  6. Физическое состояние.
  7. Счастье в душе и отзывчивость.
  8. Достижение задуманного.

Распространённые ошибки

Старайтесь ставить выполнимые цели, особенно в начале работы над собой. Вы должны почувствовать собственные возможности, умение добиваться задуманного. Не хватайтесь за всё подряд, выделяйте главные задачи.

Зачастую мы делаем намного меньше чем планируем. Поэтому ежедневно анализируйте где была нерациональная утечка времени. Фраза - « Управление временем - равнозначно управлению жизнью!» - актуальна для каждого. Звучит как нотация, но нельзя откладывать на потом поставленные планы. Выполняйте в данный момент и сейчас.

Научитесь распределять день. Не спите лишнее время - организму для отдыха нужно около 8 часов. Также не стоит истязать себя бессонницей. Уставший организм будет работать вполовину возможных сил. Постарайтесь развлечения свести к конкретному времени, а не растягивать день на просмотр сериалов, щёлканье семечек, компьютерных игр и т. д. Всё это напоминает школьные истинны, но чаще всего такие моменты, становятся преградой к самореализации и возможности чувствовать себя счастливым.

Примеры самореализации

Их множество. Яркий, популярный пример - изучение языков . Такой способ полезен, интересен и открывает широкие возможности. Сможете спокойно путешествовать по зарубежью, читать произведения в оригинале и продвигаться в смысле карьеры. Даже помочь в изучении собственным детям - большой плюс.

Существует множество курсов, всевозможных тренингов и преподавателей , носителей языка. Возможность владеть иностранной речью, разовьёт фантазию, поможет более грамотно выражаться.

Путешествуйте . Не получается далеко, посещайте соседние города. Сможете узнать о культуре других народов, религии, образу жизни. Всестороннее развитие и отдых от повседневных дел пойдёт на пользу.

Саморазвитие человека лежит полностью на нём самом, так же как и построение жизни. Стремление развиваться и не прекращать учиться необходимо постоянно. Ведь не бывает предела совершенству. Главное, для человека чувствовать себя наполненной, глубокой, духовной личностью и тогда окружение будет воспринимать вас так же.

Структура сознания. Сознание и самосознание.

В подвижном многообразии феноменов сознания мы можем выявить некоторые устойчивые типы, категории феноменов и, установив их позиции по отношению друг к другу, определить общую структуру сознания.

Как правило, выделяют два основных уровня сознания – чувственно-эмоциональный и абстрактно дискурсивный:

1. На чувственно-эмоциональном уровне человек, вступает в непосредственный контакт с окружающей его реальностью, которая, воздействуя на его органы чувств, инициирует процесс конструирования в сознании субъективных образов конкретных предметов. Своеобразным первокирпичиком чувственного опыта являются отдельные ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые), которые образуют основу восприятия , выстраивающего целостный образ того или иного предмета. Благодаря способности человека воссоздавать в сознании образ ранее воспринятого, но актуально отсутствующего предмета возникают представления . Характеризуя чувственный опыт в целом, можно сказать, что он всегда 1) конкретен и ситуативен (знания о предмете возникают при условии непосредственного контакта с органами чувств); 2) реактивен (функционирование чувственности не является спонтанным и произвольным, но представляет собой своеобразный «ответ» на воздействия внешней среды).

«Душевная» жизнь реализуется в таких формах как аффект, эмоция и чувство. Аффектом называется психическое состояние высокой степени интенсивности, которое, как правило, возникает в стрессовых ситуациях, ослабляет самоконтроль и вынуждает индивида вести себя по определенному стереотипному сценарию. Эмоции – класс психических состояний, которые выражаются в форме непосредственного пристрастного отношения к воспринимаемым явлениям, событиям, фактам. Считается, что эмоции являются продуктом длительной эволюции и представляют собой одно из средств, позволяющих оценивать полезность или вредоносность факторов среды и выстраивать ту или иную линию поведения. Специфическим, свойственным только человеку, модусом эмоциональной жизни, являются чувства – стабильные отношения к обстоятельствам, другим людям, самому себе, которые практически независимы от внешних условий и внутреннего состояния организма. Без постоянства, характеризующего чувства, невозможно достичь поставленной цели, исполнять долг, поддерживать устойчивые связи с другими людьми.

2. Абстрактно-дискурсивный уровень сознания, как правило, конкретизируется через ряд достаточно близких по смыслу понятий – мышление , рассудок , разум , интеллект, разница между которыми в данном контексте непринципиальна. В отличие от чувственного опыта, который всегда ориентирован на взаимодействие с конкретным – «вот этим» – предметом мышление выявляет в предметах существенное, повторяющееся и закономерное, то есть имеет обобщенный характер . Важнейшими характеристиками мышления являются также опосредованность (знание о предмете может быть получено вне контакта с ним, при помощи процедур логического вывода) и вербальность (неразрывная связь с языком).


Важно указать, что в повседневной практике выделенные уровни находятся в тесном взаимодействии – с одной стороны, чувственное восприятие несет на себе отпечаток ментальных понятий и схем, является концептуально нагруженным, с другой стороны, системы понятий, которые мы используем для осмысления окружающей нас реальности, постоянно корректируются чувственным опытом. Ситуации, в которых человек задействует либо только чувственный, либо только абстрактно-дискурсивный уровень своего сознания являются весьма редкими и специфическими.

Характеризуя структуру сознания, как правило, выделяют ряд способностей, определяющих его функционирование, как на чувственном, так и на рациональном уровнях.

Важнейшим компонентом сознания является воля – способность к выбору цели и мобилизации внутренних усилий, необходимых для ее достижения. Специфика волевых усилий связана с тем, что субъекту, как правило, приходится противостоять самому себе, точнее – своим импульсивным реакциям, желаниям, определенным потребностям и т. д. Весьма иллюстративным применительно к данному случаю является учение И. Канта о «самозаконодательности воли»: свободная воля подчиняется лишь высшему нравственному закону, в волевом акте человек возвышается над собственными прихотями, низшими устремлениями, страстями и становится их хозяином.

Огромную роль в организации внутренней жизни сознания играет память – способность к сохранению, накоплению и воспроизведению информации. Исключительное значение памяти обусловлено тем, что, соединяя прошлые состояния сознания с настоящими, память гарантирует связность опыта, обеспечивает непрерывность существования человеческого «Я». Существенные особенности человеческой памяти определяются ее 1) творческим характером; 2) коллективной размерностью.

1) Память человека не является буквальным воспроизведением случившегося: ранее виденного, слышанного, пережитого. Человеческая память – это, по сути, символическая реконструкция прошлых событий и состояний, которые могут интерпретироваться совершенно по-разному в зависимости от текущих жизненных обстоятельств и самоидентификации индивида на том или ином этапе его существования.

2) В отличие от животных человек может быть носителем «коллективной памяти»: принадлежность к определенному сообществу, культуре, имеющим собственную историю, во многом определяют тип субъективности.

В структуре сознаниявыделяют такой компонент каквнимание –способность индивида сосредотачиваться в определенный момент времени на каком-нибудь реальном или идеальном объекте. Основными параметрами внимания являются избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения, переключаемость и т. д. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное, постпроизвольное. Непроизвольное внимание является простейшей и генетически исходной формой. Этот тип внимания пассивен по своему характеру, так как вызывается внешними, не связанными с целями и стремлениями человека, факторами. Так, мы невольно фокусируем сознание на громком звуке, ярком цвете, вспышке света и т. д. Произвольное внимание , напротив, носит активный характер и предполагает с определенную дисциплину тела и ума, вырабатываемую индивидом в процессе решения тех задач, которые ставит перед ним социум. В данном случае внимание непосредственно связано с целями, жизненными установками индивида и активируется волевым усилием. Постпроизвольное внимание – тип внимания, при котором сохраняется направленность на сознательно сформулированную и поставленную цель, однако выполнение действий, ориентированных на ее достижение не требует специальных умственных усилий и значительных энергетических затрат. Преобладание постпроизвольной формы внимания характерно для ситуации игры, работы профессионалов высокого уровня и, конечно, творчества.

Необходимо подчеркнуть, что структура сознания не представляет собой жесткий каркас, «кристаллическую решетку», так как основополагающей характеристикой жизни сознания остается подвижность и изменчивость. Его компоненты не являются строго иерархически упорядоченными, но постоянно находятся в живом динамическом взаимодействии.

На основании ранее сказанного можно выделить основные характеристики сознания, к которым относятся:

* идеальность – способность к мысленному воспроизведению той или иной вещи; образам сознания нельзя приписать привычные характеристики материальных предметов – массу, объем, пространственно-временные параметры;

* идеаторность – способность творить и воспроизводить идеи;

* вторичность и предметность (в образах сознания фиксируются свойства и отношения предметов);

* связь с языком (сознание носит понятийный, обобщенный характер, его содержание может быть объективировано в слове);

* абстрактно-логическое мышление (умение воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии).

Кроме названного можно указать на такой специфический и важнейший модус существования сознания как самосознание (возможность выделения себя из внешней среды).

Основными формами самосознания выступают: а) самочувствие, элементарное осознание своего тела, его включенности в мир окружающих вещей; б) осознание своей принадлежности к той или иной социокультурной общности; в) возникновение «Я» как особого образования, связанного со способностью к самоконтролю, самооценке, самосовершенствованию, к ответственности в социальных действиях, самокритичности. Последняя форма самосознания соответствует зрелой личности, которая способна играть множество социальных ролей, окончательно не совпадая и не растворяясь ни в одной из них.

Самосознание развивается в процессе формирования человека как личности (ребенок еще не выделяет себя как особое «Я», не противопоставляет себя внешнему миру). Оно является условием личностной самоидентификации и самоопределения.

В обыденном мышлении с самосознанием отождествляется память о себе. В психологии самосознание соотносится с умением человека анализировать свой внутренний мир, переживания и чувства. В философии акт самосознания – это акт, когда сознание может прояснить свое содержание и структуру. Причем под самосознанием понимается не просто знание содержания сознания, но одновременно знание о том, что это содержание связано с какими-то событиями, происходящими вовне. Обращенность сознания к самому себе называют рефлексией .

Итак, сознание – это одно из основных понятий в философии, социологии, психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.

Однако сознание контролирует лишь часть психики. Сложнейшая система жизнеобеспечения организма осуществляется на основе бессознательных процессов. З. Фрейд полагал, что бессознательное включает в себя различные врожденные или вытесненные из сознания асоциальные влечения, импульсы, установки (главным образом, сексуального характера). В бессознательном невозможен целенаправленный контроль человеком своих действий, оценка их результативности. В целом, если сознание характеризуется как абстрактно-концептуальное, формально-логическое, вербальное, рациональное, дискретное, то бессознательное обладает противоположными свойствами. Оно выступает как образно-визуальное, неформальное, невербальное, иррациональное, интуитивное, континуальное. Конструктивно энергия бессознательного реализуется через механизм сублимации, т. е. через процесс переключения бессознательного влечения на некую разумную цель, преобразование энергии инстинктов в нравственно приемлемую деятельность. Посредством сублимации формируется религия, искусство, общественные институты, наука.

Динамика внутрипсихической жизни конкретизируется в концепции И. Г. Ярошевского, который выделяет три разновидности неосознаваемого психического в сфере бессознательного: 1) предсознание – действия, совершаемые автоматически, рефлекторно, когда их причина не успела дойти до сознания, а также некоторые эмоции, желания и инстинкты; 2) подсознание – активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а потому и сами в данный момент не осознаваемые; это своеобразная «кладовая», из которой извлекаются информационные и энергетические ресурсы; 3) надсознание, или творческая интуиция, которая на основе ранее приобретенного опыта обеспечивает выдвижение гипотез, поисковую деятельность человека. Интуиция только «подсказывает» решение тех или иных проблем. Решение самой задачи осуществляется уже на уровне сознания, т. е. бессознательное переводится в сознательное.

Хотя различия между сознанием и бессознательным имеют принципиальный характер, но адекватное восприятие и понимание действительности возможно только в гармоническом единстве этих процессов.

Введение

«Сознательное» и «бессознательное» - это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Человек задумывается и выносит решения. Подобные действия называются осознанными. Однако он зачастую поступает необдуманно, даже не всегда понимая, почему он поступил так, а не иначе. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, спонтанно. Слова, которыми он характеризует это состояние, разные: необдуманно, неосознанно, интуитивно, по велению души или зову сердца. Но все они выступают в таком случае синонимами слова «бессознательное», хотя полной синонимичности здесь, конечно же, нет.

Понятие «бессознательное» можно толковать более или менее широко в зависимости от его соотнесенности с понятием «сознательное». Так, при обдумывании воспринимаемой ситуации человек имеет дело не только с тем, что ему является. У него в памяти возникают события прошлого, в чем-то схожие с наблюдаемыми, он сопоставляет их. Всплывающие в сознании факты, законы, оценки откуда-то приходят. В них есть какой-то порядок. Возникает вопрос: откуда все это? Может быть, из бессознательного. Анализируя, приходим к пониманию объемности сознания, наличию у него своих механизмов. В результате появляются все новые вопросы, ответы на которые касаются тайны человеческого бытия.

1. Сущность сознания

В течение многих веков идут бурные дискуссии вокруг сущности сознания и возможностей его познания. По представлениям, возникшим еще на заре человечества и сохранившимся в настоящее время в религиозных верованиях и в идеалистической философии, материя есть нечто косное и неизменное, простое, а мысль, духовное - активное, творческое, сложное. Люди верили, что в человеческом организме присутствует некая особая, сверхъестественная сила - душа, являющаяся носителем и причиной всех наших дум, чувств и желаний. Подобные представления, мистифицирующие сознание, неизменно являлись препятствием на пути исследования как явлений природы и событий общественной жизни, так и самой сущности человека. Здесь лежат, начала агностических утверждений о том, что постигнуть суть сознания - это такая же тщетная попытка, как например, попытка утопающего вытащить самого себя из воды за волосы.

Метафизический материализм сводил сознание к пассиво-созерцательному отражению мира, не учитывая его социально-исторической сущности, его с вязи с общественной практикой, исходя в тоже время из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира. Основоположники диалектического материализма впервые представили последовательно материалистическое и вместе с тем диалектическое объяснение сущности сознания и его происхождения, выявив социально-исторический, специфически человеческий уровень детерминации явлений психики, сознания. Отправной точкой понимания сознания здесь является научная трактовка сущности и социально-исторической роли общественной практики, рассмотрение человека как продукта его собственного труда и общественный отношений.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в общественном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатом, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. «Ядром» сознания, способом его существования является знание.

Сознание человека возникло и развивалось в ходе общественной практики, и история его становления, наверное, включает всего несколько десятков тысяч лет истории цивилизации. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная трудовая деятельность при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Вне всякого сомнения, подобная деятельность требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом, предполагая в итоге создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознавался бы целью их сотрудничества. В этом смысле сознание есть продукт общественного развития и вне общества не существует.

Особое важное значение для развития человеческого сознания имеет творческий характер деятельности человека. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений, мыслей и чувств. Все они материально воплощаются в предметах творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.

Человек познает себя в сравнении с другими живыми организмами. Так, точно знанию своей анатомии и физиологии человек не в малой степени обязан опытам над животными: изучая их анатомию и физиологию, он имеет возможность через процедуры сравнения, аналогии уточнить знание о своем теле. Но сравнить феномен своей психики и, особенно, сознания, ему не с чем, ибо сознание - уникальная способность, присущая только человеку.

Можно попытаться определить структуру сознания, представить его в виде круга, разделенного на четыре части. Первая часть является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущение, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире. Вторая часть - логико-понятийная. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в существенные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Эти две части образуют внешнепознавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания.

Третью часть можно связать с эмоциональной компонентной сознания. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Это скорее, сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий. Сюда относятся:

1. инстинктивно-аффективные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, видения, стрессы, галлюцинации);

2. эмоции (гнев, страх, восторг); чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальных составляющих (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть).

Главным регулятором и целью этой сферы является то, что Фрейд назвал «принципом удовольствия».

Четвертая часть может быть соотнесена с ценностно-мотивационной (или ценностно-смысловой) компонентой сознания. Это высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазий, интуиции различных видов. Целью этой сферы выступают красота, правда и справедливость. Последние две части образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания, где в качестве предмета познания выступает собственное «я», другие «я».

Можно соотнести данную схему сознания с фактом межполущарной асимметрии мозга, где внешнепредметной, аналитической, соответствует работа левого полушария, а ценностно-эмоциональной, интуитивной - правого.

Сознание в современной трактовке - это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

М.К. Мамардашвили, крупный философ и гуманист, определял сознание как светящуюся точку, какой-то таинственный центр перспективы, в котором мгновенно приводятся в связь, в соотнесении увиденное, прочувственное, переживаемое и подуманное. В своей работе «Как я понимаю философию» он пишет: «Сознание - это прежде всего сознание иного. Но не в том смысле, что человек отстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся. Это и есть сознание как свидетельство. То есть, я подчеркиваю, во-первых, что есть сознание и, во-вторых, что термин «сознание» в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности».

Сознание предполагает, что акты «я мыслю», «я переживаю», «Я вижу» и т.д., вызванные взаимодействием «я» и внешнего мира, одновременно порождают сопровождающие их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю, что я переживаю», «я вижу, что я вижу» и т.д. Эти сопровождающие акты составляют содержание рефлексии и самосознания. В сознании человека, например, не просто переживает, но отдает себе отчет в том, что он переживает, и наделяет переживание смыслом. Другой пример: психическая процедура «я мыслю» не тождественна сознанию. Для его возникновения необходимо, чтобы человек взял свое мышление о чем бы то ни было под контроль самой мысли, т.е. занялся процедурой понимания того, почему он об этом мыслит, как он мыслит, есть ли какая-либо цель в его мыслительном внимании к данному предмету и т.д.

Сознание обеспечивает человеку прояснение всех смысло-жизненных проблем: для чего он живет, достойно ли живет, есть ли цель в его существовании и т.п. Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование «я», как состояния выделенности человека из природы, из сообщества других людей (других «я»). Без «я» нет сознания, поэтому оно присуще только людям.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

а. когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

б. Когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;

в. Когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может;

г. Когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Философы всегда искали связь сознания с чем-то запредельным Они обратили внимание на то, что в сознание прорывается нечто такое, что лежит где-то в его глубине или же за его пределами. У многих людей возникают предчувствия, которые значительно опережают реальные восприятия. Многие чувствуют опасность в условиях, когда, казалось бы, ничто о ней не напоминает. Более сложный пример связан с тем, что человек часто прислушивается к внутреннему голосу и действует в соответствии с его советом, не зная, кому этот голос принадлежит. Глубоко религиозные люди часто отождествляют его с голосом Бога, Христа, ангелов. Порой они сомневаются, чей это голос: Бога или дьявола.

Конечно, в любой момент работы сознания в нем есть нечто осознаваемое и неосознаваемое. Осознать сразу все невозможно. При сосредоточении на одном упускается из поля внутреннего внимания многое другое. А процессы идут во всем сознании. Будучи целостностью, сознание влияет на осознаваемое посредством тех процессов, которые не осознаются. И все же неосознаваемое существует в сознании, и это проверяется путем перемены внимания. В поле внимания могут быть взяты те моменты сознания, которые до этого не осознавались. Итак, осознаваемое и неосознаваемое постоянно переплетаются в сознании, и движение мысли связано с существованием этой соотносительности.

В любом случае, философы заметили, что неосознаваемое, в определенной мере присуще самому сознанию, выходит за рамки сознания. Так, Платон свидетельствует о своем внутреннем голосе, который он узнавал и которому он доверял. Он всегда к нему прислушивался и с ним советовался. Его внутренний голос можно отнести к осознаваемому. Но возникает вопрос: кому же принадлежит этот голос? Когда в обыденной жизни мы слышим за дверью голос и не можем определить, кому он принадлежит, то открываем дверь и видим его обладателя. В случае же с голосом Платона все попытки изменения ситуации ни к чему не приводят. Значит, есть нечто неосознаваемое, которое невозможно перевести в свою противоположность.

2. Понятие бессознательного

Действительно, сознание отнюдь не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Мы ощущаем все, что воздействует на нас, но далеко не все ощущения оказываются фактом нашего сознания. По словам Э. Фромма, «большая часть того, что осознается, нереально».

Тем не менее неосознанные действия можно разделить на два вида: во-первых, на действия, никогда не осознававшиеся, а во-вторых, - на ранее осознаваемые действия. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются неосознанно. Вообще сознательная индивида возможна только в том случае, если максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически, в том числе и мышление. Но сознание в большинстве случаев может взять под контроль действия, совершаемые автоматически, «по привычке», и ускорить, замедлить или даже остановить их.

Однако еще Спиноза и Маркс выявили, что некая часть бессознательного так и не вступает в светлое поле сознания, поэтому общее поле психики оказывается шире сознания как такового.

Совокупность психических явлений, состояний и действий, протекающих вне контроля разума, охватывается понятием бессознательного. Термины «бессознательное» и «подсознательное» «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни, и разнообразие форм и проявлений бессознательного достаточно велико.

Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результатов.

К бессознательному относится рефлекторное неосознанное действие, выступающее то как установка (инстинкт, влечение), то как ощущение (восприятие, представление), то как сомнамбулизм, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательному относятся и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением», новой идеей, рождающейся как бы от какого-то толчка изнутри (случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и др).

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые была четко сформулирована Лейбницем («Монадология» 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном темных перцепций (восприятий). Первую попытку материалистического объяснения бессознательного предпринял Гартли, связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез).

Своеобразный культ бессознательного как глубинного источника творчества характерен для представителей романтизма. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э.Гартман, возведший бессознательное в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. В XIX в началось собственно психологическое изучение бессознательного (И.Ф.Гербарт, Г.Т.Фехнер, В.Вундт, Т.Липпс). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально - гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж.Шарко и др.) позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, неосознаваемую пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция З.Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма - вытеснения.

Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил бессознательное в виде могущественной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по его мнению. могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Ученик Фрейда К.Г.Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества.

В современной глубинной психологии понятие бессознательного широко используется для трактовки всех психических форм жизни человека, как совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей. Термин «бессознательное» применяется также для характеристики группового поведения, цели и последствия которого не осознаются членами и лидерами группы. Личное и коллективное бессознательное влияет на жизнь индивида и ход исторического процесса.

Согласно Л.С. Выготскому, бессознательное не отделено от сознания какой-то непроходимой стеной. Процессы, начинающиеся в нем, часто имеют свое продолжение в сознании, а многое сознательное вытесняется в подсознательную сферу. Существует постоянная, ни на минуту не прекращающаяся живая динамическая связь между обеими сферами человеческого сознания. Бессознательное влияет на поступки людей, обнаруживается в их поведении. И вот по этим следам и проявлениям можно учиться распознавать бессознательное и изучать его.

Таким образом, система знаний о личности не может развиваться без интенсивного изучения и неосознаваемых явлений, и этим прежде всего определяется значение их исследований.

3. Сознание и бессознательное в концепциях З.Фрейда и Л.Юнга

На рубеже XIX и XX в. наметилась ломка традиционных представлений о психической жизни человека. В этот период для многих мыслителей стало очевидным, что сведение человека к природным характеристикам не позволяет проникнуть в тайну человеческого бытия, в область «внутренней» жизни человека, которая не поддается натуралистическим интерпретациям и не выявляется посредством эмпирического наблюдения.

Австрийский врач-невропатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939), занимаясь практически психоанализом, сделал вывод, что бессознательное не только статично присутствует в человеческой психике, но и выступает в качестве скрытой причины их сознания и сознательных действий. Психоанализ Фрейда стал попыткой синтезирования двух факторов исследования человеческой природы: естественных элементов человеческого существа и психических влечений человека, его внутреннего мира. Подобная постановка вопроса предполагала более глубинное изучение структуры личности, поскольку при анализе и оценке человеческой деятельности исследователь постоянно сталкивается с такими поведенческими характеристиками, которые не покрывались областью сознательного в рационального в человеке. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и подвергнуть научному исследованию часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может считаться сознательной сущностью психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам».

Разделив психику человека на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, как существенные характеристики личности Фрейд обе эти сферы представил неравнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. В результате дифференциации различных инстанций в психике человека он создал модель личности, состоящую из комбинаций трех элементов:

«Оно» - глубинный слой бессознательных влечений, психическая «самость» , основа деятельного индивида, которая руководствуется только «принципом удовольствия» Безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей;

«Я» - сфера сознательного, посредник между «Оно» и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющей деятельность «Оно» с «принципом реальности», целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью;

«Сверх-Я» - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между «Оно» и «Я» в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности «Я» обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям «принципа реальности».

Иными словами, Фрейд пришел к выводу, что природа заложила в человека мощную силу - бессознательное («Оно»), которое постоянно пытается «диктовать условия», руководствуясь только «принципом удовольствия». Однако в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит «Оно», в нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознательное влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. «Сверх-Я», отражающее традиции, социальные запреты, идеалы, власть родителей, совесть и т.д., служит своеобразным социальным фильтром, который отражает «Я» от внешнего мира.

По своему содержанию «Сверх-Я», ближе к «Оно» и даже противостоит «Я», как поверенный внутреннего мира «Оно», что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское «Я» предстает в виде «несчастного создания», которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии с «Оно», так и со «Сверх-Я».

По словам Фрейда, «Я» не является «хозяином в собственном доме» и сознание человека вынуждено «довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно». Бессознательное «Оно» - это, по Фрейду, «кипящий котел инстинктов». Задачей сознательного «Я» является такое удовлетворение импульсов «Оно», которое не шло бы в разрез с требованиями социальной реальности. За соблюдением этих требований следит «Сверх-Я» - представитель общества.

Всей силой «Оно» (бессознательного) управляет «либидо» - гипотетическая психическая энергия сексуальных влечений. Либидо (лат.: влечение, желание, стремление, страсть) - понятие для обозначения сексуального желания (полового инстинкта). С точки зрения учения о либидо, процесс психического развития человека есть в своей сущности биологически детерминированный процесс превращений его сексуального инстинкта. Тем самым, согласно Фрейду, человеческая жизнь в целом есть сфера господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию.

Разрешение сексуальных проблем имеет большое значение, как в индивидуальном развитии человека, так и в историческом процессе. Во втором случае сексуальные инстинкты становятся причиной и содержанием (часто скрытым от сознания) морали, искусства, науки, религии, права и т.д.

Фрейд описал способы превращения либидо. Инстинктивный импульс может быть: а) вытеснен неразряженным в бессознательное; б) разряжен в действии и лишен своей энергии - либо посредством стыда и морали в целом, либо посредством сублимации.

Сублимация - (лат.: возвышать, возвеличивать) - психический процесс, представляющий собой переключение энергии полового инстинкта (либидо) с непосредственных целей (низменных, низших) на цели несексуального свойства - социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные).

Сублимация - один из механизмов превращения инстинкта либидо, необходимость которого диктуется культурой с ее правилами сексуального поведения. Действие этого механизма состоит в том, что импульсы либидо, прямая реализация которых социально неприемлема, разряжается в деятельности, допустимой и поощряемой обществом. Иначе говоря, сублимация - это процесс переориентации влечения (либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения. Тем самым либидо - это сублимация сексуального влечения в различных видах научной и художественной деятельности, в культуре в целом.

Как врач-психотерапевт, Фрейд видел свою задачу в том, чтобы помочь больному осознать бессознательное и уйти из-под влияния «Оно». Решение этой задачи - предоставить возможность «Я» свободно и разумно конструировать самое себя. Пока человек живет в обществе, ему не избавиться от влияния «Сверх-Я»; аналогично, пока он жив и живо его тело, ему не удастся полностью освободиться от силы инстинктов. Выход - в установлении между ними компромисса. Только в этом случае расширяется пространство человеческой свободы, а следовательно, пространство сознания. Этого можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательности. Потеря ориентации заключена в том, что принижается значение одной из противоположностей.

Показательна в этом отношении ситуация в искусстве, где фрейдовская идея бессознательного прочно обосновалась в творчестве целой плеяды писателей, художников, философов и др. Слова «познай себя и ты познаешь весь мир» интерпретируются в этом случае как исключительная направленность на бессознательное. «Сверх-Я» при этом практически полностью тгнорируется. Но тем самым подменяется и весь смысл теории Фрейда. Если в новое время люди «освободились» от Бога, то в новейшее время последователи Фрейда в искусстве предложили людям освободиться от социальных норм и ценностей, и прежде всего от стыда. Мир искусства занялся бесстыдным показом скрытых пороков человека, его тайных инстинктов и желаний, забыв о главной теме в учении Фрейда: победить «Оно».

В конечном счете критическая направленность мышления Фрейда, попытки соотнесения абстрактных философских понятий о сущности человека его внутреннем мире с эмпирическими данными психоаналитического исследования и наблюдения, рассмотрение художественных произведений под углом зрения психологии художника и писателя, выявления причин и специфических условий возникновения неврозов, выделение в особый объект исследования той сферы человеческой деятельности, которая не покрывается областью сознательного в человеке, - все это составляет сильные стороны его психоаналитического учения.

Сознательное и бессознательное

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Быть сознательным - прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный момент мы знаем; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, то мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.

Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.) , во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.

К термину или понятию бессознательного ученые пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Они вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления, которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными.

Здесь начинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общепризнанных психических элементов. Эта теория оказывается неопровержимой благодаря тому, что в психоаналитической технике нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания. Состояние, в котором они находились до сознания, ученые называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению поддерживавшая его, ощущается психологами во время их психоаналитической работы как сопротивление.

Психоанализ – общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний. Психоанализ возник в начале века как одно из направлений медицинской психологии сначала усилиями З.Фрейда, а затем и его последователей, постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США. Психоанализ является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка.

Разобравшись, что есть сознательное и бессознательное, можно выделить следующие основные положения, которые будут более полно описаны ниже: господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики «цензурой» – психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов – табу. В особых «конфликтных» случаях бессознательные влечения «обманывают» цензуру и предстают перед сознанием под видом сновидений, оговорок, описок, невротических симптомов (проявлений заболеваний) и т.п. Так как психическое не сводится к соматическому (телесному) , то и исследовать психику нужно особыми методами, которые были разработаны З. Фрейдом и его последователями. Эти методы призваны за явным смыслом (или видимой бессмысленностью) проявлений бессознательного угадать их истинную подоплёку.

Созна́ние - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

Сознание человека – процесс психического отражения объективной реальности, выраженный, в изменяющихся в процессе развития, субъективных моделях восприятия окружающей действительности

Сознание человека не статично, оно меняется, поэтому можно говорить о процессе психического отражения.

Данный процесс приводит к созданию моделей восприятия окружающей действительности, которые также не статичны, изменяются по мере развития человека, переосмысления прошлого опыта, его обобщения.

Бессознательное или неосознаваемое - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания.

Подсознательное - характеристика активных психических процессов, которые, не являясь в определённый момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов.

Так, то, о чём человек в данный момент непосредственно не думает, но что в принципе известно ему и ассоциативно связано с предметом его мысли, может в качестве смыслового подтекста оказывать влияние на течение мысли, сопровождать её и т. п.

Многие до сих пор употребляют термины «бессознательное» и «подсознательное» как синонимы. Действительно, исходя из определений, у них много общего. Это психические процессы, которые субъективно не осознаются в данный момент. Просто, чтобы добраться до бессознательно нужны специальные методы, а до подсознания можно, если хорошо постараться и сосредоточится. Часто приводят пример, молодой человек, глядя на форму гитары, подсознательно понимает, на что она похожа. То есть в сознании отражается форма, а в подсознании, путём несложных ассоциаций появляется женская фигура. Если молодой человек задумается, то скажет: «Да, вот чего мне в жизни не хватает, что у меня в подсознании на самом деле». Если же парень не признается, какие ассоциации вызывает силуэт инструмента, значит, он всё глубоко спрятал в бессознательное, и «расколется» только под гипнозом. А бывает ещё, что гитара – это просто инструмент и никаких подсознательных ассоциаций не вызывает, но чем больше воздержание, тем лучше молодой человек понимает, подсознание есть, и что собственно там есть.

Таким образом, если кратко подвести итог, то можно сказать как З. Фрейд. Сознание – это верхняя часть айсберга, то, что видно на поверхности. Бессознательное (подсознательное), - всё, что под водой. Чтобы добраться до нижней части айсберга нужно нырнуть, а чтобы посмотреть его дно, необходимо залезть очень глубоко, и, если повезёт, то побывать под толщей ледяной глыбы, рассматривая айсберг снизу.