Древнегреческие музы имена и значения. Древнегреческая муза полигимния

В древней Греции почитали не только богов, составивших сонм, но и их детей, божеств третьего поколения олимпийцев. Греция была просвещенной страной: мудрецы, ученые, философы древности оставили глубокий след в истории всего мира. Примечательно, что музы в Греции не всегда означали символ вдохновения к прекрасному: музыке, любви, поэзии.

Девять дочерей отца богов Зевса четко демонстрируют триаду: символ абсолютной гармонии. В них соединились три вида: наука, ремесленность и настоящее искусство. Триада символична для Греции, где поэзия ценилась также высоко, как умение читать по звездам.

Мудрецы и философы справедливо считали, что каждая из муз необходима для процветания.

Каллиопа была матерью Орфея, от нее сын унаследовал способность чувствовать музыку. Мать учила сына тому, что каждое слово в поэзии должно возвращать к жизни душу павшего героя, вселять веру и воспитывать благородство. Свиток и грифель в ее руках были не просто символикой. Молодые воины, уходившие на бой, могли присягнуть, что слышать как Каллиопа пишет новое произведение.

Греки считали Каллиопу королевой всех муз, недаром у нее на голове венценосная корона или лавровый венок. Сам Аполлон не смел перебить королеву муз, когда она говорила пламенные речи о чести, благородстве, отваге и чистоте души истинного воина. Музу можно считать символом любви к своей Родине, своей земле. Поэтому в одно время греки заказывали миниатюрные изображения Каллиопы перед дальними странствиями. Говорят, сама Паллада подарила такую миниатюрку любимцу Одиссею, чтобы его сердце всегда было наполнено чистотой помыслов и стремлением вернуться к родным берегам.

О ней писал древнегреческий историк и хранитель мифологии Диодор: “Величайшая из муз внушает любовь к минувшему” . История бесценна для любого народа, а для жителей Греции особенно. Клио, как считалось, записывала на своих свитках каждое, даже малозначительное событие, дабы никто из потомков не забыл свое прошлое.

В мифологии описывается конфликт между музой и прекрасной Афродитой. Муза истории обладала строгими нравами, но никогда не ведала любви. Афродита же, будучи женой бога Гефеста, питала нежные чувства к молодому Дионису. Неумолимая муза осудила богиню за любовь к смертному. Афродита велела маленькому сыну Эроту пустить две стрелы: одну, разжигающую любовь, в Клио, а вторую, убивающую чувства, в Пиерона. Страдания от безответной любви вразумили музу, больше Клио не смела никого судить за чувства.

Занимаясь изучением истории, мы составили , в котором постарались учесть все особенности каждого из богов.

Согласно мифам, Клио была дружна с Каллиопой, что понятно: муза патриотизма неотделима от музы истории. Изображались они практически одинаково, часто греки заказывали бюсты этих муз только у одного мастера.

Мельпомена не только муза трагедий, о чем символизирует скорбная маска в правой руке. Муза мать роковых сирен, которые едва не погубили аргонавтов. Хотя по иной версии матерью сирен была Терпсихора.

Интересно, что происхождение сирен описано крайне скудно, будто они появились из воздухи. Две дочери Мельпомены от рождения обладали дивными голосами, но их погубила гордыня: в отсутствие матери они бросили вызов музам и проиграли. За это были наказаны: по одной версии их превратил в сирен сам громовержец, по другой обращение в птиц было делом рук Посейдона.

Мельпомена поклялась вечно скорбеть об участи дочерей и тех, кто смеет идти против воли небес. Изображается всегда в мантии театралов, с неизменной маской в руках. А вот во второй руке может быть либо меч как символ кары за ослушание и дерзость, либо свиток из пергамента. Мантия на ней в точности отражает дух Греции той эпохи: люди – игрушки в руках богов и лишь принимают участие в театре богов.

Талия ближе всех была к музе трагедий Мельпомене, но никогда не понимала ее безоговорочной веры в неизбежность наказания. Согласно Цицерону, из-за этого музы часто ссорились.

В противовес своей сестре, Талия изображалась с комедийной маской в руках и в венке из простого плюща. Муза никогда не претендовала на особое внимание, но обладала веселым нравом, отличалась оптимизмом. По мифологии считалось, что комедийная маска в ее руках – символ смеха, однако по другой версии маска означала примерно тоже самое, что и маска в руках Мельпомены: жизнь людей лишь лицедейство для богов.

Талия была женой Аполлона , но, по версии мифа, ее похитил громовержец, чтобы сделать женой. Но муза знала Геру, супругу Зевса и понимала, что ее ждет. Ужас заставил ее просить убежища у владыки мертвого мира Аида. Мрачный бог спрятал музу глубоко под землей.

Эвтерпа выделялась среди других муз особой утонченностью в восприятии поэзии. Ее стихи мог часами слушать весь сонм олимпийцев, под тихое сопровождение арфы Орфея. Ее атрибут – двойная флейта и венок из живых цветов. Могла изображаться в окружении лесных нимф, согласно записям, стала утешительницей души несчастного Орфея после того, как тот дважды потерял свою Эвридику.
Считалась самой прекрасной из муз, обладающей особой чувственностью и женственностью.

Эрато изображается всегда с каким-либо веселым и задорным музыкальным инструментом: лира, тамбурин. Ее прославляли поэты-песенники, призывая внушить вдохновение. Голову музы украшают прекрасные розы как символ вечности любви.

Эрато стала символом борьбы настоящей любви за свои права. Муза пела о том, что даже темное царство Аида не сможет разлучить любящие сердца, они навсегда связаны крепкой нитью. Муза стала создателем нового направления в музыке Греции – свадебной. Легенда гласит, что очаровательной Эрато стало скучно на одной из свадеб. Она протянула свою лиру слепому музыканту и что-то ему шепнула.

В огромном зале зазвучала волшебная музыка, все присутствующие влюбленные почувствовали неодолимое желание быть вместе до и после смерти. Дивная музыка разносилась все дальше и вот уже муза Терпсихора прислушивается к музыке, а ее точеные ножки отбивают новый ритм танца.

Терпсихора не просто муза танцев, в том числе свадебных. Танец должен выражать не просто эмоции, а особую связь с природой, показывать единение с культурой своей родины. Танец Терпсихоры – это абсолютное совершенство движений души и тела. Издавна греки, обучаясь танцам, учились слушать музыку и танцевать под ритм ударов сердца. Каждому танцору хотелось научиться совершенным движениям музы, но давалось это не всем.

Терпсихора, согласно преданию, всюду сопровождала бога Диониса. Сам бог отличался простотой изображения, поэтому его окружение также не выделялось помпезностью и вычурностью. Муза предстает в простой тунике с лирой в руках, на голове венок из плюща.

Полигимния, муза гимнов

Полигимния была покровительницей ораторов, именно в ее воле было сделать речь пламенной и животворящей, либо люди не услышать голос оратора вовсе. Считалось, что стоит произнести имя музы перед важным выступлением, Полигимния спустится к просящему и проведет всю ночь, наставляя и внушая дар голоса. Без покровительства музы ораторства невозможно достучаться до сердец, в этом ничуть не сомневался ни один из греков.

Муза гимнов богам. Это следует понимать как музу молитв, которые люди ежедневно шлют высшим силам и горячность их тоже зависит от воли дочери Зевса.

Девятая и мудрейшая из всех дочерей громовержца, не считая Афины. Считается, что ее имя было дано ей отцом в честь Урана, бога небес задолго до появления Зевса.

Муза всегда держит в руках глобус и циркуль. Последний помогает ей определять расстояния между звездами. Именно она стояла возле Пиацци, внушая ему открытие первого астероида. Римлянин не сразу услышал музу, но дочь Зевса всегда добивалась своего от своих подопечных ученых. Греки считали ее покровительницей даже тех наук, которые были далеки от небесной.
Эту музу почитают и по сей день, причем всюду. Даже в России есть музей Урании и в некоторых городах стоят полноценные статуи.

Религия древней Греции удивительна. Она разительно отличается от остальных вероисповеданий, вызывая к себе растущий интерес. Путешествие в их мир всегда оставляет след в памяти человека и неважно, грек ли он по происхождению.

Вконтакте

Одноклассники

Инструкция

Эвтерпа покровительствовала лирической поэзии и музыки. Она изображается с флейтой. Эвтерпа – муза мелодий, рожденных из звуков Природы, которые символизируют очищение.

Каллиопа - покровительница эпической поэзии и философии. Изображается обычно с навощенными дощечками и стилосом (грифелем для ). От союза с Аполлоном у Каллиопы родились сыновья Орфей и Лин – самые известные певцы и музыканты в древнегреческой мифологии. По имени этой музы был назван каллиопа – паровой орган. Отличается инструмент громкими и пронзительными звуками. Первоначально предназначался для замены колоколов, но использовался в цирках для завлечения посетителей. Устанавливали каллиопу и на прогулочных пароходах, где на ней исполняли музыкальные номера.

Мельпомена – покровительница трагедии. Жанр трагедии играл важную роль в воспитании гражданского духа и патриотизма среди греков. Изображается Мельпомена в мантии на плечах и в венке из виноградных листьев волосах. В одной руке она держит трагическую маску, в другой - палицу или меч. Мельпомена - мать прекрасноголосых сирен. Муза стала символом театрального . Служителями Мельпомены называют актеров, а храмом Мельпомены – театр.

Талия – муза комедии, известная своей красотой. Изображается в легкой одежде, с венком плюща на голове, в руках она держит комедийную маску. Она учит людей смотреть на себя со стороны, призывает с улыбкой относиться к непростым ситуациям в жизни и воспринимать собственные ошибки как урок на будущее.

Полигимния – муза и торжественной музыки. Изображалась в многослойных одеждах, с лирой или свитком в руках. Полигимния покровительствует ораторам и людям, изучающим риторику. Ее задача - помочь человечеству осознать истинную силу слова, с помощью которого можно не только вдохновлять на величайшие подвиги, но можно ранить и убивать.

Терпсихора – муза и хорового пения. Иногда изображается танцующей, но чаще всего сидящей и играющей на лире, но всегда с неизменной улыбкой на лице. Умение танцевать очень почиталось среди греков, в античных школах танцы даже входили в обязательную программу обучения. Призвание Терпсихоры – научить людей гармонии между душой и телом. Она вдохновляет своих почитателей выражать мысли и эмоции посредством движения.

Эрато - муза любовной поэзии. Ее голову украшает венок из роз, в руках у музы лира и плектр. Она вдохновляет людей на возвышенную любовь, дарующую крылья. Особенно Эрато почитается влюбленными, которых призывает к жертвенности и между телесными и духовными радостями

Клио – покровительница истории, «дарующая славу». Покровительница , которые о героических подвигах и боях. Так как сами поэты не могли присутствовать на полях сражений, они призывали Клио, чтобы она помогала восстановить картину происходящего. Кроме этого муза вдохновляет людей на познание самого себя, помогает определиться с выбором и найти свое предназначение в жизни. У этой музы самое большое количество атрибутов. Она изображается с папирусом и грифелем, с футляром для свитков, иногда держит в руках скрижаль – доску с письменами. Встречаются изображения Клио в лавровом венке (символ доблести и ) и с трубой (символ славы).

Урания – покровительница астрономии. В руках она держит глобус и циркуль, которым определяет расстояние между звездами. Урания вдохновляет людей на созерцание прекрасного. Она призывает людей оторваться от обыденности и обратить внимание на величие звезд, в отражение которых можно разглядеть хитросплетения собственной судьбы. Особо Урания почиталась и мореплавателями, которые во время своих путешествий ориентировались по звездам.

Музы первоначально были не кто иные, как воодушевляющие нимфы источников. Они одаряли людей поэтическим талантом и научали их ритмическому размеру в стихах. Число их также подвергалось изменениям. Вначале упоминается только о трех музах: Мелета – размышление, Мнема – память и Айода – песня. Но уже по Гесиоду , их девять сестер, они все дочери Зевса и титаниды Мнемосины (богини памяти).

Музы Древней Греции (рассказывает Илья Бузукашвили)

Музы родились у подножия Олимпа, это прекрасные девы, сердца их чисты и девственны, у них дивные голоса, и они поют на пирах богов гармоничные песни, увеселяя богов. Они поют также о божественных обязанностях обитателей Олимпа и о великих, непреодолимых законах природы. Музы вдохновляют поэта и влагают песни в его душу. «Когда эти дочери великого Зевса хотят наделить смертного талантами, они, лишь только избранник их родится, начинают кормить его нежной небесной росой, и из уст его льются слова сладкие, как мед» (Гесиод).

Музы покровительствуют поэтам и певцам, которые признают, что только им они обязаны своими талантами, и наказывают дерзких, которые воображают, что могут состязаться с ними в пении. Им воздавались большие почести, и культ их был распространен повсюду, ибо в эпоху античности поэзия являлась могущественным фактором цивилизации.

Впоследствии греки распространили влияние муз на все отрасли искусства и наук; каждой из них отвели определенный круг деятельности и каждой придали особенные отличительные атрибуты.

Клио, муза истории , изображалась со свертком пергамента в руке.

Каллиопа, муза эпоса , в мечтательной позе держит в руках навощенные дощечки и острую палочку (stylos).

Трагическая маска, вакхический венок, котурны – вот отличительные признаки Мельпомены, музы трагедии ; иногда ей придают атрибуты Геракла для выражения ужаса, а вакхический венок должен напоминать, что трагедии впервые начали разыгрываться на празднествах Вакха (Диониса). Прекрасная античная статуя Мельпомены находится в Лувре.

Терпсихора – муза танцев , она увенчана лаврами и ударяет по струнам большой лиры вроде арфы, оживляя и вдохновляя этими звуками танцующих.

Комическая маска, венок из плюша, пастуший посох, тимпанон (род гуслей) – обычные атрибуты Талии, музы комедии и буколической поэзии.

Эрато – муза любовной поэзии и мимики , она держит в руках легкую, небольшую лиру; очень часто рядом с ней изображали Эрота (Амура).

Эвтерпа изображалась всегда с флейтой, она – муза лирической поэзии и музыки .

Полимния , или Полигимния, – муза красноречия и гимнов , у нее нет никаких атрибутов, но ее легко узнать среди ее сестер по задумчивому взгляду и по тому, что она опирается о скалу.

Наконец, Урания – муза звездоведения (астрономии) , у ног ее находится глобус, а в руках палка-радиус, который употреблялся древними астрологами для указывания звезд, видимых на небесном своде.

Первоначальный культ муз появился у древнего племени фракийских певцов, которые жили в Пиэрии, у Олимпа, а затем переселились в Беотию, близ горы Геликон. Эта гора, как и Парнас, была любимым местом пребывания муз. Там находились прекрасные тенистые рощи, прохладные пещеры и прозрачные источники Аганиппа и Иппокрена, посвященные им.

На многих античных памятниках искусства Аполлон изображается в сопровождении девяти муз. Этот же сюжет часто воспроизводится художниками эпохи Возрождения. В Лувре находится известная картина Мантеньи «Парнас», на ней изображен повелитель муз Аполлон, заставляющий девять сестёр танцевать под звуки своей лиры в присутствии

Чем было были бы современные искусство и культура без великого наследия прошлого? Без возвышенного ренессанса, строгого классицизма и, конечно, прекрасной античности, ставшей своего рода отправной точкой в истории творчества всего человечества?

Именно античные каноны стали для нас классическими, наиболее возвышенными и полными. Мифология же древних Греции и Рима все еще поражает своим богатством и величием пантеона, разнообразием сюжетов и образов. Пожалуй, в мире не найдется человека, который не имел бы представления о Зевсе - величайшем из богов Олимпа. Или, к примеру, о Гефесте.

Помнит человечество и прекрасных нимф, наяд и нереид, а что говорить о героях, ярким примером которых можно назвать великого Геракла?

Между небом и землей

Конечно, между недостижимой вершиной божественности и земным существованием была практически непреодолимая пропасть, однако существовали и те, кто находился в мире промежуточном, соединяя между собой два космоса: земной и божественный. Роль эту выполняли музы Древней Греции, о которых и пойдет далее речь.

Кто такие музы

Прежде всего следует отметить, что, несмотря на довольно тесный контакт с миром земным, музы все же имели происхождение божественное. Все девять сестер были рождены богиней Мнемозиной от верховного бога Зевса.

Рожденные от такого союза, 9 муз Древней Греции представляли собой некий мост между прошлым и настоящим: первым пантеоном (возглавляемым Кроносом) и вторым, на вершине которого стоял великий Зевс.

Чем занимались музы

Как и все в этом мире, судьба и предназначение муз с течением времени изменялись. Если обратиться к мифологии, можно обнаружить, что современное понимание этих неземных созданий значительно отличалось от нынешнего.

Сегодня музы Древней Греции воспринимаются исключительно как некие вдохновительницы. Особенно следует подчеркнуть тот факт, что на сегодняшний день контакт с этими существами приписывается только деятелям искусства (художникам, поэтам, режиссерам). На самом же деле существовали и музы-покровительницы наук, о которых человечество благополучно позабыло.

Изначально же 9 муз Древней Греции должны были даровать людям столь необходимое убедительное слово, наставлять их на путь истинный и утешать в минуты отчаяния. Кроме того, к предназначению их относилось, конечно, воспевание добрых нравов богов, существовавших от сотворения мира.

Со временем музы Древней Греции стали выполнять меньшие функции, приобретая все более и более символический характер.

Кое-что о предводителе муз

Прежде чем говорить о самих музах, следует рассказать об их предводителе, поскольку именно он, возможно, стал причиной того, что имена девяти муз Древней Греции теперь упоминаются только в непосредственной связи с искусством.

Главенствовал над музами никто иной, как сын Зевса и богини Лето Аполлон. В сознании современного человечества именно этот представитель древнегреческого пантеона является воплощением красоты, изящества и возвышенности.

Возможно, именно благодаря богу Солнца имена муз Древней Греции и стали ассоциироваться исключительно с искусством. Справедливости ради следует отметить, что сам Аполлон, помимо изящных искусств, покровительствовал и медицине в том числе, однако в современном мире этому придается не особенно большое значение.

Такие разные сестры

Если обратить внимание на мифы Древней Греции, музы в основном фигурируют в них как некое единство, одно явление. Тем не менее это совершенно не говорит о том, что между собой они ничем не различались.

На самом деле каждая из муз играла особенную роль, выполняла строго определенные функции, покровительствовала конкретному явлению.

Как уже говорилось ранее, в греческой мифологии зафиксированы свидетельства существования девяти муз.

Чему покровительствовали

В самом общем виде сферу влияния девяти муз можно разделить на три значительных сектора: науку, поэзию и музыку и, наконец, театр. Конечно, такое деление не является полноценным и дает лишь смутное представление о таком божестве, как муза.

Обращаясь к конкретике, отметим, что древние греки были очень внимательны к различным деталям, обстоятельствам, тонкостям, которые современному человеку показались бы незначительными. Все античное искусство поражает четкостью и строгостью форм.

Неудивительно, что этот же подход греков был применен и к музам. К примеру, у эпической и лирической поэзии были отдельные покровительницы. То же самое касалось трагедии и комедии.

Теперь, когда мы в общих чертах разобрались в том, чему покровительствовали музы Древней Греции, поговорим о каждой из них отдельно.

Муза истории

Как уже говорилось ранее, в античном мировоззрении музы отвечали не только за искусство, но и за науку. История, к примеру, была областью влияния музы Клио, которая чаще всего изображается в лавровом венке, со свитком и палочкой для письма в руках.

Точно так же, как и другие музы Древней Греции, Клио занималась конкретной деятельностью, а именно фиксацией всех великих подвигов, свершавшихся как в земном, так и в божественном мире. Свиток, который она держит в руках на всех изображениях, необходим для того, чтобы муза моментально могла запечатлеть случившееся в истории.

Муза астрономии

Греки издревле интересовались миром окружающим, в особенности это касалось космоса, который для них имел куда большее значение, чем для современного человека.

В силу этого астрономия считалась одной из самых важных наук, которую изучали в обязательном порядке наряду с математикой и, к слову, музыкой. Исходя из этого, совершенно не удивительно, что среди 9 муз Древней Греции нашлось место для Урании - покровительницы астрономии.

Изображалась эта муза с циркулем и небесным сводам в руках, что в максимальной мере отражало ее предназначение.

Муза эпической поэзии и знаний

Если взглянуть на фото, музы Древней Греции довольно похожи между собой. Так, покровительницу истории Клио неискушенный может легко спутать с Каллиопой, которая также традиционно изображается со свитком и палочкой для письма.

В отличие от своей сестры, Каллиопа покровительствует эпической поэзии и знанию. Возможно, этим и обусловлено внешнее сходство, ведь именно эпическое произведение древней Греции невозможно представить без положенного в основу сюжета исторического события. В данном случае речь идет не обязательно о реальном факте истории - освещению может подлежать и вымышленный факт.

Музы лирики

Наряду с эпической поэзией существовала, конечно, и лирическая. Примечательно, что ей покровительствовала не одна, а целых две божественных сестры: Эрато и Эвтерпа.

Эти две музы искусства древней Греции только на первый взгляд покровительствовали одной реалии. Средой воздействия Эрато считалась любовно-лирическая поэзия. Изображалась же она с лирой в руках.

Что же касается ее сестры Эвтерпы, то у нее к непосредственно лирической поэзии добавлялась еще и музыка, а инструментом музы, согласно изображениям и описаниям, дошедшим до наших дней, считалась флейта.

Еще одна музыкальная муза

Значимость для древних греков музыки можно запросто определить хотя бы по количеству муз, которые ей покровительствовали. Так, наряду с перечисленными ранее, существовала еще и Полигимния, во власти которой были торжественные песнопения.

Искусство танца

Продолжая перечислять имена 9 муз Древней Греции, обратимся к культу красоты человеческого тела. Повинуясь принципу калокагатии, древние греки чрезвычайно много внимания уделяли искусству танца, поэтому совершенно не вызывает удивления тот факт, что хореографии покровительствовала отдельная муза. Легконогая Терпсихора часто связывалась с культом Диониса, именно поэтому среди ее атрибутов почти всегда можно было увидеть плющ. Чаще всего муза танца изображалась с лирой в руках.

Великий театр древних греков

Сложно представить себе эпоху античности без театра. Именно он во многом стал первой ступенью для развития искусства. Следует отметить, что греческая комедия и трагедия существовали в некотором смысле отдельно друг от друга. Причиной этому служило разделение всего искусства на высокое и низкое. Так, комедия считалась жанром низким и преимущественно связывалась с культом Диониса, в то время как трагедии покровительствовал прекрасный Аполлон.

Что же касается муз, конечно, их было две. Высокая греческая трагедия существовала и развивалась благодаря Мельпомене, а покровительницей комедии для древних греков была муза Талия.

Как выглядели музы

Кое-что о внешнем виде девяти муз уже было сказано, однако не помешает подвести некий итог для того, чтобы впечатление об этих существах было полным.

Если взглянуть на сохранившиеся античные скульптуры или их фото, музы Древней Греции выглядели практически одинаково. Прежде всего это, конечно, прекрасное тело. Принцип калокагатии, о котором говорилось выше, заключался в том, что прекрасное внешне непременно было прекрасно и внутренне. Именно поэтому столь благодушные существа, как музы, попросту не могли иметь неприглядный внешний облик.

Отличались друг от друга они по большей части атрибутами, которые и говорили о «сферах ответственности» божественных красавиц.

Наследие девяти муз

В широком смысле человечеству от муз досталось само искусство. Тем не менее более любопытным кажется тот факт, что небесной красоты создания породили от греческих богов существ, которых вряд ли можно охарактеризовать таким же образом.

Более того, дети муз, согласно мифам, представляли опасность для человека. Сирены, погубившие стольких мореплавателей своим дивным пением, были рождены Мельпоменой от Ахелоя. Другие существа - близнецы Палики, согласно некоторым мифам, были рождены Талией.

Имена муз Древней Греции звучат сегодня не так уж часто, тем не менее само понятие, представление о них сохранилось в памяти человечества навсегда. «Мир спасет красота» - говорил великий Достоевский. А что такое красота, если не искусство, которому всегда покровительствует прекрасная муза?

Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами . Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов . В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

Боги Древней Греции. Видеофильм

Бог Посейдон (Нептун). Античная статуя II в. по Р. Х.

Олимпийская богиня Артемида. Статуя в Лувре

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Древнегреческий скульптор Фидий

Венера (Афродита) Милосская. Статуя ок. 130-100 до Р. Х.

Эрот Земной и Небесный. Художник Дж. Бальоне, 1602

Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями .

– дочь Деметры, похищенная богом Аидом. Безутешная мать после долгих поисков нашла Персефону в подземном царстве . Аид, сделавший её своей женой, согласился, чтобы она часть года проводила на земле с матерью, а другую – с ним в недрах земли. Персефона была олицетворением зерна, которое, будучи «мёртвым» посеяно в землю, потом «оживает» и выходит из неё на свет.

Похищение Персефоны. Античный кувшин, ок. 330-320 до Р. Х.

Амфитрита – жена Посейдона, одна из Нереид

Протей – одно из морских божеств греков. Сын Посейдона, обладавший даром предсказывать будущее и менять свой облик

Тритон – сын Посейдона и Амфитриты, вестник морских глубин, трубящий в раковину. По внешнему виду – смесь человека, коня и рыбы. Близок к восточному богу Дагону.

Эйрена – богиня мира, стоящая у трона Зевса на Олимпе. В Древнем Риме - богиня Пакс.

Ника – богиня победы. Постоянная спутница Зевса. В римской мифологии – Виктория

Дике – в Древней Греции – олицетворение божественной правды, богиня, враждебная обману

Тюхе – богиня удачи и счастливого случая. У римлян – Фортуна

Морфей – древнегреческий бог сновидений, сын бога сна Гипноса

Плутос – бог богатства

Фобос («Страх») – сын и спутник Ареса

Деймос («Ужас») – сын и спутник Ареса

Энио – у древних греков – богиня неистовой войны, которая вызывает в бойцах ярость и вносит смятение в битву. В Древнем Риме – Беллона

Титаны

Титаны – второе поколение богов Древней Греции, порождённое природными стихиями. Первыми титанами были шесть сыновей и шесть дочерей, произошедших от связи Геи-Земли с Ураном-Небом. Шесть сыновей: Крон (Время. у римлян - Сатурн), Океан (отец всех рек), Гиперион , Кей , Крий , Япет . Шесть дочерей: Тефида (Вода), Тейя (Блеск), Рея (Мать-Гора?), Фемида (Справедливость), Мнемосина (Память), Феба .

Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.

Кроме титанов Гея родила от брака с Ураном циклопов и гекатонхейров .

Циклопы – три великана с большим, круглым, огненным глазом посредине лба. В глубокой древности – олицетворения туч, из которых сверкает молния

Гекатонхейры – «сторукие» великаны, против ужасной силы которых ничто не может устоять. Воплощения страшных землетрясений и потопов.

Циклопы и гекатонхейры были так сильны, что сам Уран пришёл в ужас от их мощи. Он связал их и бросил вглубь земли, где они и теперь неистовствуют, вызывая извержения вулканов и землетрясения. Пребывание этих великанов во чреве земли стало причинять ей страшные страдания. Гея подговорила своего младшего сына, Крона , отомстить отцу, Урану, оскопив его .

Крон сделал это серпом. От пролившихся при этом капель крови Урана Гея зачала и родила трёх Эриний – богинь мщения со змеями на голове вместо волос. Имена Эринний – Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная). Из той части семени и крови оскоплённого Урана, что упала не на землю, а в море, родилась богиня любви Афродита.

Ночь-Нюкта в гневе на беззаконие Крона родила ужасных существ и божеств Таната (Смерть), Эриду (Раздор), Апату (Обман), богинь насильственной смерти Кер , Гипнос (Сон-Кошмар), Немесиду (Отмщение), Гераса (Старость), Харона (перевозчика умерших в подземное царство).

Власть над миром перешла теперь от Урана к титанам. Они поделили вселенную между собой. Крон вместо отца стал верховным богом. Океан получил власть над огромной рекой, которая по представлениям древних греков, течёт вокруг всей земли. Четверо других братьев Крона воцарились в четырёх сторонах света: Гиперион – на Востоке, Крий – на юге, Япет – на Западе, Кей – на Севере.

Четверо из шести старших титанов женились на своих сёстрах. От них пошло младшее поколение титанов и божеств стихий. От брака Океана с его сестрой Тефидой (Водой) были рождены все земные реки и водяные нимфы-Океаниды. Титан Гиперион – («высокоходящий») взял в жёны свою сестру Тейю (Блеск). От них родились Гелиос (Солнце), Селена (Луна) и Эос (Заря). От Эос родились звёзды и четыре бога ветров: Борей (северный ветер), Нот (южный ветер), Зефир (западный ветер) и Эвр (восточный ветер). Титаны Кей (Небесная Ось?) и Феба родили Лето (Ночную тишину, мать Аполлона и Артемиды) и Астерию (Звездный свет). Сам Крон женился на Рее (Мать-Гора, олицетворение производительной силы гор и лесов). Их дети – олимпийские боги Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс.

Титан Крий женился на дочери Понта Эврибии, а титан Япет – на океаниде Климене, которая родила от него титанов Атланта (он держит на своих плечах небо), надменного Менетия, хитроумного Прометея («мыслящий прежде, предвидящий») и слабоумного Эпиметея («думающий после»).

От этих титанов произошли другие:

Геспер – бог вечера и вечерней звезды. Его дочери от ночи-Нюкты – нимфы Геспериды , которые охраняют на западном краю земли сад с золотыми яблоками, некогда подаренный Геей-Землёй богине Гере при её бракосочетании с Зевсом

Оры – богини частей дня, времён года и периодов человеческой жизни.

Хариты – богини изящества, веселья и радости жизни. Их три – Аглая («Ликование»), Ефросина («Радость») и Талия («Изобилие»). У ряда греческих писателей хариты носят иные имена. В Древнем Риме им соответствовали грации