Фам Туан. Биография

VIETNAM -10

(Я лично не знал ФАМ ТУАНА, так как он прибыл в наш полк в 1967 году. после обучения в Союзе, и летал (при мне) в АЭ МИГ-17. На МИГ-21 он переучился позже. Я же осенью 1967 года убыл домой.
Но мы в одно время, конечно, были на совещаниях, разборах и других "мероприятиях". Я не мог не поместить о нем пересказ внуку Артему из опубликованного материала об выдающемся летчике-асе-космонавте).


Фам Туан

Первый вьетнамский космонавт. Родился 14 февраля 1947 года в деревне Куоктуан уезда Киен Сыонг провинции Тхай Бинь в крестьянской семье. Там же прошли его детские и школьные годы. В 1964 году закончил среднюю школу.

В 1965 году был призван во Вьетнамскую народную армию. Здоровье у него почему-то признали неважным и решили, что он годится только в авиационные техники. Был направлен на учебу в Советский Союз. Однако советская медицинская комиссия определила, что он вполне годен к летной работе и направила на учебу в военное училище летчиков. Из-за начавшейся вьетнамской войны курс обучения был сокращен и Фам Туан закончил училище уже в 1967 году. Возвратился на родину и служил в истребительной авиации Вьетнама. Был направлен в прославленный полк "Красная звезда", где в полной мере смог проявить свой талант военного летчика. Сначала летал на МиГ-17, потом на МиГ-21. О его мастерстве свидетельствует тот факт, что Фам Туан имел право приземляться на все аэродромы Северного Вьетнама.

Это право предоставлялось только самым опытным летчикам Вьетнама. Он самостоятельно освоил ночные полеты. В 1972 году (27 декабря) во время одного из вылетов сбил американский бомбардировщик В-52. Это был единственный за всю историю вьетнамской войны случай, когда стратегический бомбардировщик был сбит вьетнамским летчиком-истребителем.

- ночь, перед боем.

После окончания войны продолжал службу в авиационных частях Вьетнамской народной армии. В 1979 году вместе с другим летчиком БУЙ ТХАНЬ ЛИЕМОМ был отобран для прохождения подготовки к полету на советском космическом корабле по программе сотрудничества социалистических стран "Интеркосмос". В том же году приступил к тренировкам в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. Прошел ускоренный курс общекосмической подготовки и подготовки к полетам на кораблях типа "Союз" и орбитальной станции "Салют-6".

23 июля 1980 года стартовал в космос вместе с советским космонавтом Виктором Васильевичем ГОРБАТКО в качестве космонавта-исследователя космического корабля "Союз-37". В течение семи дней космонавты работали на борту орбитального комплекса "Салют-6" - "Союз-36" - "Союз-37" вместе с Леонидом Ивановичем ПОПОВЫМ и Валерием Викторовичем РЮМИНЫМ. 31 июля 1980 года возвратился на Землю на борту космического корабля "Союз-36". Продолжительность полета составила 7 дней 20 часов 42 минуты. После полета на короткий срок вернулся на родину, а потом возвратился в Советский Союз и учился в Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина. Закончил академию в 1982 году. В дальнейшем проходил службу в качестве начальника политического управления Военно-воздушных сил Вьетнама.

Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 июля 1980 года). Герой Вооруженных Сил Демократической Республики Вьетнам. Герой Труда Социалистической Республики Вьетнам (Постановление Постоянного комитета Национального собрания СРВ от 1 августа 1980 года). Награжден советским орденом Ленина, вьетнамским орденом Хо Ши Мина 1-й степени, другими орденами и медалями

Тот самый Иван Битюков


(Бывший военный летчик-истребитель первого класса, полковник в отставке Иван Кириллович Битюков (проживал в последнее время в городе Талдыкоргане - административном центре Алматинской области, Казахстан) знает, как сбивать хваленые В-52.)

Сбить В-52 в воздушном бою практически невозможно, - делится прошлыми секретами Иван Кириллович. - Этот монстр, кроме мощнейшего вооружения и истребителей прикрытия, имел на борту радары, способные обнаруживать противника сбоку и снизу, спереди, сзади и сверху. А советский МиГ-21, на который мы тогда переучивали вьетнамских летчиков, мог взять цель лишь на расстоянии не более тридцати километров. Однако столько наши ракеты, установленные на МиГах, тогда пролететь не могли. А подойдешь ближе - считай, сам покойник. Но мы нашли у американской «летающей крепости» уязвимое местечко.

Но это удалось сделать, да и то единожды, только вьетнамскому летчику Фам Туану. Научил его этому русский летчик Иван Битюков. Все остальные В-52, сбитые во Вьетнаме в ходе войны 1961-1975 годов, на счету ракетно-зенитных комплексов.

Им оказался радар нижнего обзора с радиусом охвата всего в три градуса. По словам Ивана Кирилловича, маневр должен был состоять в следующем. Вьетнамский летчик, зайдя в хвост В-52 за несколько десятков километров, включал двигатель своего МиГа на полный форсаж, разгонял истребитель до предельной скорости и нырял под бомбардировщик на разницу по высоте пять километров.
- Догнав «американца», - говорит бывший летчик-истребитель, - нужно было сделать под ним «горку» с опережением, то есть пропустить противника на самую малость вперед и тут же всадить в него снизу сразу четыре ракеты по самое не хочу!

В начале 1973 года в тюрьме Хоало, которую с иронией называли "Ханой Хилтон", произошла встреча между Фам Туаном и летчиком сбитого им Б-52. Американский летчик никак не мог понять, как удалось герою вьетнамских военно-воздушных сил сбить его "летающую крепость.

(Уточнение: Бомбардировщик, сбитый Фам Туаном, стал первым Б-52, уничтоженным не зенитной ракетой, а истребителем. На следующую ночь один из однополчан будущего космонавта тоже атаковал «Стратофортресс», но в момент начала атаки экипаж американского самолета внезапно погасил огни, и летчик-истребитель, потеряв ориентировку, врезался в Б-52. Обломки обоих самолетов были потом обнаружены на земле. Таким образом, на счету северовьетнамских истребителей-перехватчиков так и осталось только два Б-52.)

МиГ-21МФ «5121» Фам Туана из 921-го истребительного авиационного полка «Сао Дао», 27 декабря 1972 г.



На истребителе МиГ-21 МФ с бортовым номером «5121» и отметками о восьми победах летало несколько летчиков. За весь период войны летчики 921-го истребительного авиационного полка «Сао Дао» сбили (по вьетнамским данным) 137 американских самолет, одним из которых стал стратегический бомбардировщик Б-52, уничтоженный Фам Туаном 27 декабря 1972 над Хоабинем.

Американцы категорически отвергают потерю хотя бы одной «Стратокрепости» от ракетной атаки МиГа.

Фам Туан стал Героем Вьетнама и Героем Советского Союза, последний титул он получил за выполнение 79-суточного космического полета. Ракета-носитель с кос­мическим кораблем «Союз-37» стартовала с космодрома Тюратам 23 июля 1980 г. Экипаж космического корабля состоял из командира Виктора Васильевича Горбатко и космонавта-исследователя Фам Туана.



В настоящее время генерал-лейтенант Фам Туан продолжает служить в ВНА. Был начальником политического управления ВВС, затем начальником Главного управления оборонной промышленности МО. В 2001 году удостоен Международной премии им. Петра Великого.

Согласно информации, взятой на сайте baotanglichsu.vn , Фам Туан родился 14 февраля 1947 г. в провинции Тхайбинь. Он окончил летно-техническое училище в СССР в 1967 г. и служил летчиком в истребительном авиаполку «Красная Звезда». Он принял участие в боевых действиях по защите северной части Вьетнама во время войны во Вьетнаме.

В середине 1972 г. он служил в эскадрилье ночных истребителей и занимался подготовкой к уничтожению бомбардировщиков B-52.

Ночью 27 декабря 1972 г. бомбардировщики B-52 нанесли авиаудары по Ханою. Фам Туан запустил две ракеты, сбил один бомбардировщик B-52 и безопасно приземлился.

Фам Туан был отобран членом шестого международного экипажа по программе Интеркосмос. Фото: Журнал «Березка»

В 1977 г. Фам Туан был отправлен на обучение в Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина в СССР. 1 апреля 1979 г. Фам Туан был отобран членом шестого международного экипажа по программе Интеркосмос.

23 июля 1980 г. в час 33 минуты ханойского времени был осуществлен запуск космического корабля «Союз-37» с экипажем в составе космонавта СССР В. В. Горбатко и космонавта Фам Туана. Они вернулись на Землю 31 июля на корабле «Союз-36». Они вместе с двумя другими советскими космонавтами выполнили задачи на орбитальной станции «Салют 6».

В газете Нянзан от 24 июля 1980 г. опубликована статья о космическом полете космонавта Фам Туана. Фото: Журнал «Березка»

В полет он взял с собой фото семьи, жены и детей, письмо, фото Президента Хо Ши Мина, Генерального секретаря Ле Зуана, горсть почвы Бадинь, Декларацию независимости, завещание Президента Хо Ши Мина, флаги Вьетнама и России и др. Все эти вещи, на которые были поставлены печать орбитальной станции, привезли обратно на Землю.

Значки, которые герой Фам Туан прикрепил к одежде при совершении космического полета. Фото: baotanglichsu.vn

Фам Туан также занимался биологическим экспериментом «Азолла» по выращиванию растений на борту международной космической станции. Он сфотографировал Вьетнам с орбиты Земли. Герой Фам Туан всего провел в космосе 7 дней 20 часов 42 минуты и совершил 142 витка вокруг Земли.

В 1980 г. подполковник Фам Туан в возрасте 33 лет был удостоен звания Героя Труда Вьетнама и награжден орденом Хо Ши Мина. В том же году он стал одним из первых иностранцев, награжденных званием Героя Советского Союза и орденом Ленина. Он является единственным вьетнамцем, которому три раза было присвоено звание Героя (Герой вооруженных сил, Герой труда Вьетнама, Герой Советского Союза).

Герой Фам Туан установил два рекорда: первый летчик-истребитель, кому удалось в воздушном бою сбить стратегический бомбардировщик В-52, и первый представитель Азии, побывавший в космосе. Два вышеуказанных рекрода, удививших весь мир, - это экстраординарные усилия Фам Туана и большие заслуги Советского Союза.

Вечером 23 июля 1980 года с космодрома «Байконур», что в казахской степи, к советской орбитальной космической станции «Салют-6» отправился седьмой по счету экипаж. Он состоял из двух человек: командира корабля Виктора Васильевича Горбатко и гражданина Вьетнама Фам Туана. Для проводимой под эгидой Советского Союза международной программы «Интеркосмос» эта был уже шестой интернациональный экипаж. Примечательным было другое: Туан стал не только первым вьетнамцем, побывавшем в космосе (и кстати, до сих пор единственным), но и одновременно первым жителем азиатского континента, увидевшим Землю с высоты орбиты.

Опытный командир корабля, за предшествующие полеты на орбиту ставший дважды Героем Советского Союза, летел в космос уже в третий раз. Вьетнамец Фан Туан был на своей родине не только отличным воздушным асом, но и национальным героем. Во время недавней войны у себя в стране он сбил в воздушном бою американскую летающую крепость B-52, что стало единственной победой местных ВВС над вражескими бомбардировщиками подобного типа за всю историю боевых действий Войны во Вьетнаме. Пройдя тщательную подготовку в отряде космонавтов, Туан вытянул счастливый билет - был допущен к полету на орбиту.

Пробыв на «Союзе-6» неделю (в это время на станции работал также основной экипаж из космонавтов Леонида Ивановича Попова и Валерия Викторовича Рюмина), в конце июля интернациональный советско-вьетнамский дуэт вернулся на Землю уже на другом отечественном корабле - «Cоюзе-36». За это время Горбатко и Туан провели целый ряд разнообразных научных экспериментов: в частности, влияние невесомости на систему кровообращения и работоспособности человека, на процессы роста и развития растений; зафиксировали особенности свечения атмосферы в верхних слоях экватора и в средних широтах и др.

После успешного завершения космической миссии первый побывавший в космосе представитель Азии тут же стал Героем Советского Союза, а буквально на следующий день и Героем Труда Социалистической Республики Вьетнам. У себя на родине Фан Туан после космической одиссеи сделал блестящую карьеру. Дослужился до генерал-лейтенанта, был депутатом вьетнамского парламента, возглавлял Главное управление оборонной промышленности Министерства обороны. Не забыли про него и в современной России. К полувековому юбилею полета первого человека в космос указом Президента России единственный за всю историю Вьетнама космонавт был награжден государственной медалью «За заслуги в освоении космоса».

Для Горбатко полет в космос вместе с вьетнамским коллегой стал венцом его космической карьеры и началом общественно-политической. На исходе советской эпохи он возглавил Всесоюзное общество филателистов и продолжал затем до начала нулевых успешно руководить его российским аналогом, был народным депутатом СССР. Кстати, о марках: единственный за всю историю освоения космоса советско-вьетнамский полет был запечатлен и в отечественной филателии.

Первый вьетнамский космонавт. Родился 14 февраля 1947 года в деревне Куоктуан уезда Киен Сыонг провинции Тхай Бинь в крестьянской семье. Там же прошли его детские и школьные годы. В 1964 году закончил среднюю школу. В 1965 году был призван во Вьетнамскую народную армию. Здоровье у него почему-то признали неважным и решили, что он годится только в авиационные техники. Был направлен на учебу в Советский Союз. Однако советская медицинская комиссия определила, что он вполне годен к летной работе и направила на учебу в военное училище летчиков. Из-за начавшейся вьетнамской войны курс обучения был сокращен и Фам Туан закончил училище уже в 1967 году. Возвратился на родину и служил в истребительной авиации Вьетнама. Был направлен в прославленный полк "Красная звезда", где в полной мере смог проявить свой талант военного летчика. Сначала летал на МиГ-17, потом на МиГ-21. О его мастерстве свидетельствует тот факт, что Фам Туан имел право приземляться на все аэродромы Северного Вьетнама. Это право предоставлялось только самым опытным летчикам Вьетнама. Он самостоятельно освоил ночные полеты. В 1972 году во время одного из вылетов сбил американский бомбардировщик В-52. Это был единственный за всю историю вьетнамской войны случай, когда стратегический бомбардировщик был сбит вьетнамским летчиком-истребителем. После окончания войны продолжал службу в авиационных частях Вьетнамской народной армии. В 1979 году вместе с другим летчиком БУЙ ТХАНЬ ЛИЕМОМ был отобран для прохождения подготовки к полету на советском космическом корабле по программе сотрудничества социалистических стран "Интеркосмос". В том же году приступил к тренировкам в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. Прошел ускоренный курс общекосмической подготовки и подготовки к полетам на кораблях типа "Союз" и орбитальной станции "Салют-6". 23 июля 1980 года стартовал в космос вместе с советским космонавтом Виктором Васильевичем ГОРБАТКО в качестве космонавта-исследователя космического корабля "Союз-37". В течение семи дней космонавты работали на борту о рбитального комплекса "Салют-6" - "Союз-36" - "Союз-37" вместе с Леонидом Ивановичем ПОПОВЫМ и Валерием Викторовичем РЮМИНЫМ. 31 июля 1980 года возвратился на Землю на борту космического корабля "Союз-36". Продолжительность полета составила 7 дней 20 часов 42 минуты. После полета на короткий срок вернулся на родину, а потом возвратился в Советский Союз и учился в Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина. Закончил академию в 1982 году. В дальнейшем проходил службу в качестве начальника политического управления Военно-воздушных сил Вьетнама.

Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 июля 1980 года). Герой Вооруженных Сил Демократической Республики Вьетнам. Герой Труда Социалистической Республики Вьетнам (Постановление Постоянного комитета Национального собрания СРВ от 1 августа 1980 года). Награжден советским орденом Ленина, вьетнамским орденом Хо Ши Мина 1-й степени, другими орденами и медалями.