История возникновения календаря для дошкольников. Школьная энциклопедия

Roman Halouzka В тушках кур ряда известных российских производителей вновь обнаружено превышение микробов в 20-30 раз, инъекции соляных растворов для увеличения массы, другие вещества, делающие продукт фактически несъедобным. А изучение газет 100-летней давности показывает, что продукты в России активно подделывали ещё при царе.

"Слышали бодрые заявления, что курицей мы себя обеспечили на 100%? - пишет t-itanium . - Наверняка, слышали. Вот только есть эту курицу нельзя, потому что она опасна для жизни. Как и практически все импортозаместительные муляжи еды".

"Некоммерческая организация "Росконтроль" провела проверку шести брендов, выпускающих на рынок бедра цыплят-бройлеров, и обнаружила в них антибиотики, опасные бактерии и следы инъекций соляного раствора, который используется для увеличения массы продукта, - пишет Лента.ру . - В рамках проверки были исследованы продукты брендов "Петелинка", "Ржевское подворье", "Мираторг", "Ясные зори", "То, что надо!" и "Каждый день". Во всех образцах, кроме "Петелинки" и "Ясных зорь", нашли недопустимое количество микроорганизмов, в некоторых случаях уровень показателя был в 20-30 раз выше нормы.

Как пояснили в "Росконтроле", это может свидетельствовать о нарушениях санитарных правил и технологии изготовления, сроков или температурных режимов хранения и реализации мяса.

В продукции бренда "Ясные зори" нашли бактерию листерию, которая может стать причиной опасных болезней. "Листерии и сальмонеллы - это бактерии, вызывающие тяжелые инфекционные заболевания, листериоз и сальмонеллез. Листериоз может проявляться по-разному и иметь симптомы как ангины, так и поражения нервной системы", - отметили в организации.

В ходе проверки также было установлено, что куриные бедра "Мираторга" и, вероятно, "Ржевского подворья" были со следами инъекций соляными растворами, которые используются для увеличения массы продукта. У мяса "Мираторга", "Петелинки" и "Ясных зорь" выявили следы подмораживания. Некоторая продукция имела неприятный запах и была плохо обескровлена. По данным исследования, во всем мясе, кроме "Ясных зорь", оказалось меньше белка, чем заявлено в маркировке..."

"Свежее мясо отличить от "полежавшего" можно, надавив на него пальцем, - говорит главный эксперт "Росконтроля" Ирина Аркатова . - Если мышцы плотные, при надавливании пальцем образовавшаяся ямка быстро выравнивается, значит продукт свежий. Если углубление выравнивается медленно (в течение одной минуты), от покупки лучше отказаться".

"Про куриное мясо часто говорят, что оно буквально напичкано гормонами и антибиотиками. Гормонов тест не выявил, а вот антибиотики, точнее антимикробные препараты нашли сразу в 4 полуфабрикатах. Это "Мираторг", "Ржевское подворье", "То, что надо!", "Каждый день". Надо отметить, что следы ветеринарных препаратов в продуктах питания встречаются экспертам нечасто. Последний раз антибиотики находили в мясном фарше, тоже бренда "Мираторг", - отмечает сайт организации .

"У меня знакомый на птицефабрике работает, так вот он говорит - есть определённый срок выращивания курей, потом забой. Опоздал на 3-4 дня - массовый падёж, не выдерживает печень.Чем их только не пичкают", - комментирует Ситроен .

"Американские бройлеры тоже не отличались здоровьем, при чём тут импортозамещение, - пишет Kakvse . - Это система выращивания птицы такая. Без химии они дольше растут, а надо быстро. Да и сам продавец не всегда добросовестно относится к хранению мяса".

Как всегда, находится масса обывателей, которые начнут рассуждать - "зато какие раньше были продукты, не то, что теперь - всё натуральное". Спешим их разочаровать: еда в России "не блещет " своим качеством и вкусовыми свойствами уже не первый век. Газета "Русское Слово" (№208 от 8(21) сентября 1916 года) так пишет об анализах московской городской санитарной станции:

"Из 35 проб масла 3, приобретенные в крупных молочных и масляных лавках, оказались доброкачественными. 16 из колониальных лавок в среднем дали 2 пробы, фальсифицированные подмесью около 50% маргарина с прибавлением растительного масла. Из 16 проб мелочных лавок 12 оказались фальсифицированными подмесью маргарина и растительного масла, причем 6 проб содержали около 50% маргарина, а остальные 6 совершенно не содержали жира коровьего масла, а состояли целиком из маргарина с подмесью растительного масла".

"Различия между Россией 1910 года и Россией современной кране малы, - пишет popoluh . - У нас любят добавлять консерванты, загустители, красители, ароматизаторы, напихать в колбасу соевый белок для объема или обозвать маргарин "Маслицем вологодским", и купцы дореволюционной России от современных бизнесменов не отставали. Вернее, это наши не отставали от предков. Под видом сливочного масла продавали крашеный в желтый цвет маргарин - привет, "Маслице" - да еще и сделанный чуть ли не из дохлых собак.

"Настоящее оливковое масло" делали из смеси подсолнечного, кунжутного, льняного и оливкового, для запаха. Сахар, для придачи ему красивого голубоватого оттенка, красили синькой, а то и медным купоросом. Молоко разбавляли водой, а "для густоты" подкрашивали его известкой...

В молотое кофе добавляли цикорий, ячмень, желуди, да хоть бы и дорожную пыль, лишь бы по цвету подходила. С кофе в зернах было и того забавнее. Казалось, ну как ты зерна подделаешь? Ан нет, очень даже легко. Были даже специальные машинки, с помощью которых лепили неотличимые от настоящих по внешнему виду зерна кофе из поджаренного теста. Артели бродяг лепили зерна "кофе" вручную из ячменной муки.

Бодяжили чай, собирая спитой и добавляя в него для цвета жженый сахар и берлинскую лазурь, для вкуса - иван-чай и листья тополя, для веса - свинцовые опилки. Руслан вспомнил фразу из исторического романа: "Крыши Рогожской стороны, рыжие от спитого чая, сохнувшего на солнце".

В муку подсыпали размолотый минерал, который по виду от муки не отличался, но был гораздо тяжелее. Макароны лепили из чего попало, яиц, полагающихся по рецептуре, не клали, а в желтый цвет красили шафраном...

Уже 102 года назад продавали бульонные кубики "Магги" и уже тогда их умели подделывать

Нынешним торговцам до своих предков иногда было далеко, по крайней мере, совсем уж откровенную отраву те старались не пихать, в отличии от прадедов. Те разноцветные конфеты красили ядовитыми красками: зеленые - ярью-медянкой, красные - киноварью, содержащей ртуть, белые - свинцовыми белилами... Пивовары часто заменяли хмель на другие растения (полынь, ромашку, белену, дурман, алоэ), ячменный солод - на картофельный крахмал, пшеничную или кукурузную муку, добавляли в пиво бычью желчь, древесную труху и даже кости казненных преступников (для придания остроты). От такого пива люди болели и часто даже умирали..."

Современный человек чаще всего покупает и готовит кур, выращенных на птицекомбинатах промышленным способом. Именно такие птицы и являются основным источником угрозы заболеваний.

Одна из главных проблем заключается в антибиотиках, которыми буквально накачивают бройлеров. Ведь заражение одной птицы влечёт гибель всего выводка, а иногда это тысячи голов. Неудивительно, что производители курятины не скупятся на тетрациклин и пенициллин, которые потом попадают в организм человека, употребляющего мясо таких кур. Это приводит к возникновению бактерий, невосприимчивых к подобным препаратам. Например, бактерии, вызывающие воспаление лёгких, отлично размножаются в организме, и тот же пенициллин на них уже не действует. Антибиотики оказывают губительное влияние на микрофлору кишечника, что провоцирует многочисленные кишечные расстройства и другие проблемы с пищеварением.

Вторая опасность заключается в гормонах, которыми также активно кормят кур на птицефабриках, чтобы они быстрее росли. Чаще всего это гормон эстроген, который у женщин вызывает сбой месячного цикла, а у мужчин может стать причиной бесплодия и импотенции.

И, наконец, третье. На большинстве птицекомбинатов практикуют безотходное производство. Если цыплёнок случайно погибает, то его перемалывают в муку и дают сородичам в составе корма. Разумеется, подобный «каннибализм» не так уж и страшен по сравнению с осложнениями, вызванными антибиотиками и гормонами, но всё же есть много людей, которые считают, что мясо такой курицы не годится в пищу.

Вот, озадачили моего малого, покапалась и нашла. теперь думаю как это объяснить 8-летнему мальчишке, что бы он смог связно пересказать

ЮЛИАНСКИЙ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРИ

Календарь - привычная всем нам таблица дней, чисел, месяцев, сезонов, лет - древнейшее изобретение человечества. Он фиксирует периодичность природных явлений, основанную на закономерности движения небесных светил: Солнца, Луны, звезд. Земля несется по своей солнечной орбите, отсчитывая годы и века. За сутки она совершает один оборот вокруг своей оси, а за год - вокруг Солнца. Астрономический, или солнечный, год продолжается 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Поэтому и нет целого числа суток, вот откуда возникает сложность в составлении календаря, который должен вести правильный отсчет времени. Со времен Адама и Евы люди использовали «круговорот» Солнца и Луны для отсчета времени. Лунный календарь, которым пользовались римляне и греки, был простым и удобным. От одного возрождения Луны до следующего проходит около 30 суток, а точнее - 29 дней 12 часов 44 минуты. Поэтому по изменениям Луны можно было вести счет дням, а потом и месяцам.

В лунном календаре сначала было 10 месяцев, первые из которых были посвящены римским богам и верховным правителям. Например, месяц март был назван в честь бога Марса (мартиус), месяц май посвящен богине Майе, июль назван в честь римского императора Юлия Цезаря, а август - по имени императора Октавиана Августа. В древнем мире с III века до Рождества Христова по плоти применялся календарь, в основе которого был четырехгодичный лунно-солнечный цикл, который давал расхождение с величиной солнечного года на 4 дня за 4 года. В Египте по наблюдениям за Сириусом и Солнцем был составлен солнечный календарь. Год в этом календаре продолжался 365 суток, в нем было 12 месяцев по 30 дней, а в конце года добавлялось еще 5 дней в честь «рождения богов».

В 46 году до Рождества Христова римский диктатор Юлий Цезарь ввел по египетскому образцу точный солнечный календарь - юлианский. За величину календарного года принимался солнечный год, который был чуть больше астрономического - 365 суток 6 часов. 1 января было узаконено как начало года.

В 26 году до н. э. римский император Август ввел александрийский календарь, в котором раз в 4 года добавлялся еще 1 день: вместо 365 дней - 366 дней в году, то есть 6 лишних часов ежегодно. За 4 года это составляло целые сутки, которые и добавлялись раз в 4 года, а год, в котором добавлялся один день в феврале, назывался високосным. По существу это было уточнением того же юлианского календаря.

Для Православной Церкви календарь был основой годичного круга богослужения, и поэтому очень важно было установить единовременность праздников по всей Церкви. Вопрос о времени празднования Пасхи разбирался на I Вселенском. Соборе*, как один из главных. Установленная на Соборе Пасхалия (правила расчета дня Пасхи) вместе с ее основой - юлианским календарем - не может быть изменена под страхом анафемы - отлучения и отвержения от Церкви.

В 1582 году главой Католической Церкви Папой Григорием XIII был введен новый стиль календаря - григорианский. Целью реформы было якобы более точное определение дня празднования Пасхи, чтобы весеннее равноденствие вернулось к 21 марта. Собор Восточных Патриархов 1583 года в Константинополе осудил григорианский календарь как нарушающий весь богослужебный цикл и каноны Вселенских Соборов. Важно заметить, что григорианский календарь в отдельные годы нарушает одно из основных церковных правил даты празднования Пасхи - случается, что католическая Пасха приходится по времени раньше иудейской, что не допускается канонами Церкви; также иногда «исчезает» Петров пост. В то же время такой великий ученый астроном как Коперник (будучи католическим монахом) не посчитал григорианский календарь более точным, чем юлианский, и не признал его. Новый стиль вводился властью Римского Папы вместо юлианского календаря, или старо¬го стиля, и был постепенно принят в католических странах. Кстати, и современные астрономы пользуются юлианским календарем в своих расчетах.

На Руси, начиная с X века, Новый год отмечали 1 марта, когда по библейскому преданию Бог сотворил мир. 5 веков спустя, в 1492 году, в соответствии с церков¬ной традицией начало года в России перенесли на 1 сентября, и отмечали так более200 лет. Месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было связано с явлениями природы. Годы считали от сотворения мира.

19 декабря 7208 года Петр I подписал указ о реформе календаря. Календарь оставался юлианским, как и до реформы, принятым Русью из Византии вместе с крещением. Вводилось новое начало года - 1 января и христианское летоисчисление «от Рождества Христова». В указе царя предписывалось: «День после 31 декабря 7208 года от сотворения мира (православная церковь считает датой сотворения мира - 1 сентября 5508 лет до Р. X.) считать 1 января 1700 года от Рождества Христова. Указ также предписывал отмечать это событие особенно торжественно: «А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в весе¬лии друг друга поздравлять с Новым годом… По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать раке¬ты, сколько у кого случится, и зажигать огни». Счет лет от Рождества Христова принят большинством государств мира. С распространением безбожия среди интеллигенции и историков они стали избегать упоминания имени Христа и заменять отсчет веков от Его Рождества на так называемую «нашу эру».

После октябрьского переворота и в нашей стране 14 февраля 1918 года был введен так называемый новый стиль (григорианский).

Григорианский календарь исключал в пределах каждого 400-летия три високосных года. С течением времени разница григорианского с юлианским календарем увеличивается. Исходная в XVI веке величина в 10 дней в последующем нарастает: в XVIII веке - 11 дней, в XIX веке - 12 дней, в XX и XXI веках - 13 дней, в XXII - 14 дней.
Русская Православная Церковь, следуя Вселенским Соборам, пользуется юлианским календарем - в отличие от католиков, которые пользуются григорианским.

В то же время введение григорианского календаря гражданской властью привело к некоторым трудностям для православных христиан. Новый год, который отмечает все гражданское общество, оказался перемещен в Рождественский пост, когда веселиться не подобает. Кроме того, по церковному календарю 1 января (19 декабря по старому стилю) отмечается память святого мученика Вонифатия, который покровительствует людям, желающим избавиться от злоупотребления спиртными напитками - а вся наша огромная страна встречает этот день с бокалами в руках. Православные люди празднуют Новый год «по-старому», 14 января.(«Православная энциклопедия»)

А это- «куп дэ грасс»

В лингвистическом отношении сочетание високосный год и слово високосный представляют интерес и теперь.
Известны этимологии, далекие от научных. В соответствии с народной этимологией утверждали, что високосный было образовано от висок и кость. Наука такое толкование исключает. Великий русский лингвист И. А. Бодуэн де Куртенэ в свое время справедливо критиковал подобные этимологии – мифы.
Слово високосный только по образованию древнее (от високост – високос при помощи суффикса -ьн- = -н-), но восходит к греческому bisextox (от латинского сложения bissextus -bis «дважды» и sextus «шестой»).
Високосный год был назван по дополнительному 366 дню. У римлян таким днем было 24 февраля, которое «по их счету (с первого дня следующего месяца в обратном порядке) было шестым».
Отражены слова високост – високос в значении високосный год в памятниках 13 века. Так, в Ипатьевской летописи сказано: «На четвертое лето (год) приходит день именуем високост».
Слово високос и более древнее вискост в современном русском языке не употребляют. В словарях 19 века встречаем устаревшее для современной русской орфографии високосный.
Високосный, в отличие от большинства имен прилагательных, сочетается только со словом год. Слово високосный вошло в лексикон украинского, белорусского, болгарского и других языков.
Часто допускают погрешности, ложно ассоциируя високосный по словам высокий и кость – пишут или произносят высокосный или высокостный.

Если кто-то знает другое объяснение названию года «високосный», то я жду, реально, очень жду вариантов. Сама не знала.

Календа́рь - система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел.

Чтобы хоть как-то согласовать сутки, месяц и год, в различные эпохи различными народами было создано много календарей. Все их можно разделить на три главных типа: лунные (которые строились на периодичности движения Луны), солнечные (соответственно, на периодичности движения Солнца) и лунно-солнечные (которые строились на периодах движения Луны и Солнца).

Слово «календарь» произошло от латинского calendarium - так называлась долговая книжка в Древнем Риме: должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца.

Его родина – Вавилон. В этом календаре год состоял из 12 лунных месяцев, в которых было по 29 или по 30 дней. Мусульманский лунный календарь существует и в наше время в некоторых арабских странах. Количество дней в месяцах в этом календаре меняется так, чтобы первое число месяца начиналось с новолуния. Продолжительность года – 354 или 355 средних солнечных суток. Таким образом, он короче солнечного года на 10 суток.

Солнечный календарь

Первые солнечные календари появились в Древнем Египте за несколько тысячелетий до нашей эры. Для них годом был промежуток времени между двумя последовательными гелиакическими восходами Сириуса, самой яркой звезды неба. Они заметили, что предутренние восходы Сириуса приблизительно совпадают с началом разлива Нила, а от этого зависел их урожай. Наблюдения появления Сириуса дали возможность определить продолжительность года – 360, а затем 365 суток. На основе этих наблюдения был создан солнечный календарь: год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Год делился также на 3 сезона по 4 месяца в каждом: время разлива Нила, время сева, время сбора урожая. После уточнения продолжительности солнечного года в конце года прибавлялось дополнительно 5 дней.

А солнечный календарь, которым пользуются сейчас почти все страны мира, зародился у древних римлян. Уже с середины VIII в. до н.э. они использовали календарь, в котором год состоял из 10 месяцев и содержал 304 дня. В VII в. до н.э. была произведена его реформа: к календарному году прибавили еще 2 месяца, и число дней увеличили до 355. Но он не соответствовал явлениям природы и потому каждые 2 года вставлялся добавочный месяц, который содержал попеременно то 22, то 23 дня. Таким образом, каждые 4 года состояли из двух лет по 355 дней и двух удлиненных – по 377 и по 378 дней.

Но это вносило изрядную путаницу, потому что изменять продолжение месяцев было обязанностью жрецов, которые иногда злоупотребляли своей властью и произвольно удлиняли или укорачивали год.

В 46 г. до н.э. была проведена новая реформа римского календаря, осуществленная Юлием Цезарем, римским государственным деятелем и полководцем. Отсюда пошло название юлианского календаря. Счет начался с 1 января 45 г. до н.э . В 325 г. юлианский календарь был принят Византией.

Но весеннее равноденствие каждые 128 лет по юлианскому календарю отступало на 1 сутки, в XVI веке оно отстало уже на 10 дней, что осложняло расчеты церковных праздников. Поэтому глава католической церкви папа Григорий XIII созвал комиссию для создания календаря, по которому бы день весеннего равноденствия вернулся к 21 марта и больше не отступал от этой даты. Новая система стала называться григорианским календарем , или новым стилем. В России новый стиль был принят только в 1918 г., хотя в большинстве европейских стран он был введен в XVI -XVII веках.

Это более совершенный календарь, в котором лунные месяцы приблизительно согласуются с солнечным годом. Первые такие календари появились в Древней Греции в 1 тысячелетии до н.э. Год по этому календарю делился на 12 месяцев, начинаясь с новолуния. Для связи с временами года (солнечным годом) вставлялся дополнительно 13-ый месяц. Такая система до настоящего времени сохранилась в еврейском календаре.

История

Каждый народ использовал свои способы датировки исторических событий. Одни пытались вести отсчёт лет от сотворения мира: евреи датировали его 3761 годом до н. э., александрийская хронология считала этой датой 25 мая 5493 года до н. э. Римляне начинали отсчёт от легендарного основания Рима (753 год до н. э.). Парфяне, вифиняне и др. вели отсчёт лет от вступления на трон первого царя, египтяне - с начала правления каждой следующей династии. Свой календарь основывала каждая мировая религия: согласно византийскому календарю, идёт 7521 год от Сотворения Мира, в исламе - 1433 год Хиджры, по буддийскому календарю идёт 2555 год эры Нирвана, по календарю бахаи - 168 год.

Перевод из одного летосчисления в другое представляет трудности из-за различной продолжительности года и из-за различной даты начала года в разных системах.

А как в России?

В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года. Использовался и лунно-солнечный календарь, в котором каждые 19 лет включали семь дополнительных месяцев. Была семидневная неделя (седмица).

После установления христианства в 988 г. счёт лет стали вести по юлианскому календарю от «сотворения мира», точнее - от «сотворения Адама» - с пятницы 1 марта , приняв византийский вариант этой даты - 5508 год до новой эры, но с некоторыми отклонениями. В Византии год начинался 1 сентября. На Руси, по древней традиции, началом года считали весну, поэтому год начинали 1 марта.

Во времена Ивана III в 1492 г. (в 7000 году от «сотворения мира») начало года было перенесено на 1 сентября . Первый отпечатанный церковный календарь в России изготовлен 5 мая 1581 г. Иваном Фёдоровым .

Петр I действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» заменил на летоисчисление от Рождества Христова с 1 января 1700 года (разница между двумя системами летоисчисления составляет 5508 лет). По указу императора от 19 (29) декабря 1699 года следовало 1 (11) января 1700 года «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…». 28 декабря 1708 года был выпущен первый гражданский календарь.

Разница между старым и новым стилями составляла в XVI-XVII веках 10 суток, XVIII веке - 11 суток, в XIX веке - 12 суток, в XX-XXI веках составляет 13 суток.

Как было сказано ранее, григорианский календарь в Советской России введён с 14 февраля 1918 года. С 1930 по 1940 год использовался советский революционный календарь.

Во время действия советского революционного календаря параллельно в некоторых случаях использовался и григорианский календарь. 26 августа 1929 года Совет Народных Комиссаров СССР в постановлении «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР» признал необходимым с 1929-1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Переход на «непрерывку», начавшийся с осени 1929 года, был закреплён весной 1930 г. Был введён единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней и соответственно 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными.

На картинке показан табель-календарь на 1939 год. Фактически - это календарь на любой год, единственное отличие - наличие или отсутствие 29 февраля. Поэтому, с одной стороны, этот календарь можно назвать постоянным. Однако, шестидневки (то есть недели) были не сплошными, поскольку тридцать первые числа месяцев в шестидневки не входили. Интересно также, что после четвёртого дня шестидневки - 28 февраля - идёт сразу первый день шестидневки - 1 марта.

Неделя в СССР в 1929-1930 годах состояла из пяти дней, при этом все рабочие были разделены на пять групп, названных по цветам (жёлтый, розовый, красный, фиолетовый, зелёный), и каждая группа имела свой собственный выходной (нерабочий) день в неделю (так называемая «непрерывка»). Несмотря на то, что выходных дней стало больше (один в пятидневку, вместо одного в семидневку ранее), эта реформа была непопулярна, так как значительно усложняла личную, общественную и семейную жизнь из-за несовпадения выходных дней разных членов общества.

Несмотря на то, что летоисчисление продолжалось согласно григорианскому календарю, в некоторых случаях дата указывалась, как «NN год социалистической революции», с точкой отсчёта от 7 ноября 1917 г. Фраза «NN год социалистической революции» присутствовала в отрывных и перекидных календарях по 1991 год включительно - до распада СССР. Как художественный приём отсчёт лет от Октябрьской революции присутствует в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».

Но…

Начало календарного года – понятие условное. В разное время в различных странах новый год начинался и 25 марта, и 25 декабря, а также и в другие дни. 12 месяцев в году и 7 дней в неделе – также условное понятие, хотя и имеет астрономическое обоснование.

Условным является и установление эры. Существовало более 200 различных эр, связанных с различными реальными или религиозными событиями.

Система отсчета лет от Рождества Христова принята теперь большинством государств и называется нашей эрой (или новой эрой).

Есть несколько мнений, когда и где появился первый календарь. В Древней Руси существовала легенда, что календарь подарил людям Коляда. От этого и название календарь: Коляды дар. Другое название – круголет Числобога. Он представляет собой круг с вписанными в него месяцами и временами года. Правда, их количество и названия отличаются от нынешних. Древним римлянам тоже причисляют создание календаря. Им календарь понадобился для работы в поле, чтобы предсказывать разливы рек, дабы не погубить урожай. Другая же версия говорит о том, что календарем звалась долговая книжка, и должники платили проценты в день календ, то есть первые дни месяца. Римляне пошли дальше, чем просто создание календаря — они вписали в него праздники и другие полезные сведения.

Календарь древних египтян тоже отличается от современного: за его основу взято не движение Солнца или Луны, а положение на небосводе ярчайшей звезды Сириуса. Промежуток времени между двумя последовательными гелиакическими восходами Сириуса — год. Гелиакический восход звезды – это появление ее на небесном своде перед восходом Солнца. Буквально, в первых лучах утренней зари. Благодаря этой звезде год разделили на 365 дней. Появление Сириуса довольно точно совпадало с разливом Нила, что являлось важной информацией для земледельцев.

Отличия между календарями народов мира

Календари разных народов отличаются друг от друга. В древнеегипетском календаре двенадцать месяцев, а в календаре майя их 18. Отдельно хочется отметить древнегреческий календарь. Наиболее известны три его версии: от Солона, Метона и Калипоса. Первый принимал за цикл 8 лет и високосными годами были третий, пятый и восьмой. Второй считал циклом 19 лет и високосными годами считал 3, 5, 8, 11, 13, 16 и 19 годы цикла. Третий же мудрец увеличил цикл до 76 лет, и в его цикле было всего четыре високосных года.

Предшественник современного календаря был придуман римским императором Юлием Цезарем вместе с александрийскими астрономами, и введен с первого января 45 года до нашей эры.

Принятым в большинстве стран сейчас является Григорианский календарь. Его ввел папа римский Григорий XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: и следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Таким образом юлианский календарь отстает от григорианского на несколько дней.