Как сейчас называется труд в школе. Введут ли в школе уроки труда? Анализ конструкции образца

Уроки технологии в московских школах эволюционируют. На смену самодельным табуреткам приходят хэнд-мэйд роботы, а привычные фартуки уступают место модным платьям..

Дисциплина "труд" сопровождает учеников практически всю школьную жизнь: с первого по восьмой-девятый классы. В начальной школе дети лепят из пластилина, делают оригами и аппликации. С пятого класса "труд" превращается в "технологию", которая направлена не столько на рукоделие, сколько на освоение передовых навыков современного быта.

Как правило, в средней школе мальчики и девочки обучаются отдельно: одних готовят стать мастерами на все руки, других – примерными домохозяйками. Но бывают и исключения. В некоторых школах технологию изучают всем классом. Например, в школе № 1601 юные представители сильного пола учатся готовить и вышивать вместе с прекрасной половиной населения.

Также существуют учебные заведения, где мальчикам труд преподают учителя информатики, считая основы программирования делом настоящих парней. Независимо от учебной программы, такие занятия адаптируют ребят к реальной жизни, где принцип "сделай сам" по-прежнему важен.

Мнение эксперта

"Дело не в том, что конкретно изучают на уроках технологии, а в том, ради чего это делается. Урок технологии – это эксперимент, который мы делаем своими руками. Даже табуретку можно смастерить со вкусом, если знать, что это полезный навык."

Замруководителя департамента образования Москвы Виктор Фертман

Технология ХХI века: что изменилось

Сегодня, согласно требованиям государственного образовательного стандарта, детей на уроках технологии должны научить ориентироваться в современной медицине, производстве и обработке различных материалов, машиностроении, продуктах питания и сервиса, а также в информационной среде.

Недавно член Общественной палаты России преподавать в рамках дисциплины основы сельского хозяйства.

При этом школы и учителя свободны в выборе программы. Замруководителя департамента образования Москвы Виктор Фертман пояснил сайт, что сейчас образовательные учреждения шагают в ногу со временем: на уроках технологии дети изучают робототехнику и конструирование, получают знания из областей физики, черчения и информатики. В некоторых школах ребят учат изготавливать приспособления для людей с ограниченными возможностями или чехлы для мобильных телефонов.

Работа ученика школы № 1021. Фото предоставлено автором

"Существует учебный план, при этом у учителей есть определенная степень творческой свободы: что-то можно добавлять от себя..

В последние годы в школах появилась возможность делать проектные работы, устраивать презентации и открытые уроки. Интерактивная форма общения мотивирует учеников и делает занятия еще более интересными.

Мнение эксперта

"Раньше дети писали рефераты, теперь на уроках технологии школьники могут погрузиться в изучение той или иной темы более глубоко. Например, если ученица выбрала "вязание" – она не просто свяжет шарф спицами или крючком. Чтобы сделать задание основательно, школьник изучит историю этого вида рукоделия и соберет необходимые материалы, после чего продемонстрирует свою работу всему классу во время презентации или выступления"

Учителя стали чаще руководствоваться творческим подходом. Преподаватель технологии школы № 1021 Александр Сметов рассказал сайт, что их учреждение планирует закупить специальные комплекты для создания роботов. По словам педагога, робототехника интересна детям любого возраста.

Сейчас классы технологии выглядят как полноценные мастерские. В школе № 1021 они оборудованы многофункциональными станками, включая модели, к которым разрешено подпускать детей от восьми лет. На одном таком станке можно выполнять много действий: выпиливать, сверлить или делать работу токаря.

Интересно и вкусно: юные хозяйки

Кулинария, шитье и рукоделие – три кита программы по технологии для девочек. Ярким примером творческого обучения юных дам послужит школа № 1415.

Там школьницы вместо надоевшего винегрета готовят гамбургеры, учатся делать декоративные элементы для блюд и изобретают собственные рецепты салатов. А во время занятий по шитью они устраивают настоящие показы мод, одевая своих одноклассниц в собственноручно сшитые стильные платья.

Мнение эксперта

"Во время уроков технологии очень важно заинтересовать детей, только тогда они захотят придти на занятия. Когда-то на уроках труда мы просто чертили схему фартука. Сегодня дети не просто рисуют эскизы, а выполняют творческие задания. Например, сделать манекен из бумаги и одеть его в созданный своими руками костюм. Такие занятия мотивируют ребенка."

Учитель технологии школы № 1415 Ирина Смирнова

Уроки технологии теперь направлены не только на обучение труду домохозяйки. Девочки также делают проекты по прическам, учатся правильно считать калории и осваивают психологические тесты. Кроме того, в школе есть музей, где собраны инструменты и различные домашние приспособления XV–XVII веков. Например, ученики могут увидеть, как создавалась ткань много лет назад.

Кстати, проекты сделанные школьниками выставляют на различные конкурсы. В этом году в на уроках технологии дети сделали огромные аппликации в виде гербов СВАО, которые пришили к платьям на швейной машинке. Их работы победили в окружном конкурсе. В следующем учебном году школа планирует создать панно ручной работы на тему "Улицы Москвы". В проекте собираются участвовать учителя технологии, географии и литературы.

К станку: фабрика настоящих мужчин

Шкатулка из дерева ручной работы, сделанная на уроке технологии. Фото предоставлено автором.

В обучении молодых людей мнения учителей расходятся. Кто-то отдает предпочтение информационным технологиям, а кто-то ручной работе. Обработка древесины и металлов по сей день входят в "технологический набор" юных джентльменов.

Учитель технологии школы № 1021 Александр Сметов полагает, что работа руками облагораживает человека и делает из подростка настоящего мужчину. Сам педагог обладает нагрудным знаком "Отличника военного строительства" и является не просто учителем технологии, а первым мужчиной за всю историю школы № 1021, взявшим на себя классное руководство.

Мнение эксперта

"Иногда мне просто больно смотреть на то, как дети не могут оторваться от телефонов и сидят на месте. Так и хочется сказать, лучше бы освоили какое-нибудь ремесло или занялись спортом. Главное в уроках технологии – увлечь ребят чем-то по-настоящему полезным. Когда ученики осознают пользу того, что делают – они стремятся к знаниям и хотят мастерить еще и еще."

Учитель технологии школы № 1021 Александр Сметов

На уроках труда ребята делают декоративные работы из дерева, используя технику резьбы, выжигания и раскрашивания. Школьников также учат работать с фанерой и бумагой. Многие из работ учеников школы № 1021 победили на межрайонном конкурсе изобразительного и декоративно-прикладного искусства "Кладовая ремесел – 2016".

Впрочем, работы мальчишек несут не только эстетическую ценность. По словам Сметова, его ученики знают, как сделать красивый скворечник, молоток или гайку собственного производства. Пока пятиклассники осваивают станки, старшим ребятам рассказывают, как строить дом.

Маргарита Маслова

Сегодня система трудового воспитания в школах претерпевает изменения. Их двигатель — новые нормы федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов), которые, в частности, предусматривают сокращение часов на уроки технологии. Более подробное изучение этого предмета будет уходить в так называемые элективные, то есть обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, а бо́льшее внимание уделяться внеурочной деятельности. И тут уже решение должны принять сами дети, что для них станет приоритетом – технология на курсах и в кружках или какая-то иная наука для углублённого изучения.

В последнее время родители ни раз отмечали, что уроки технологии в школах устарели. Жизнь идёт вперёд, а трудовое воспитание топчется на одном месте, в большинстве школ не обновляется оборудование, не внедряются более современные технологии.

«Черёмуха» решила выяснить, так ли это на самом деле? Что изменилось в уроках труда-технологии за последнее время кроме названия, как повлияли на них стандарты, в рамках которых живёт школа?

ЧТО ХОТЯТ РОДИТЕЛИ?

Чтобы дети вышли из школы в буквальном смысле универсалами.

Николай Соловьёв, папа 12-летнего Антона и 14-летней Наташи: «Девочки умели бы готовить не тривиальные блюда типа бутербродов и салатов, а более сложные, освоили бы кройку и шитьё, основы ведения домашнего хозяйства, были психологически готовы к созданию семьи. Мальчики знали бы дерево- и металлообработку, стали технически подкованными. Было бы хорошо, если б дети владели медицинскими знаниями».

С одним согласна – основы медицинских знаний в человека нужно закладывать с подросткового возраста. Но делать это должны специалисты. Но почему бы перечисленные выше знания не заложить в ребёнка родителям? Но реалии современности таковы, что почти половина детей в каждом классе – из неполных семей. Отсутствуют, как правило, папы. Девочкам основы ведения домашнего хозяйства мамы, бабушки ещё могут показать, объяснить. Как быть с мальчиками? Нагрузка падает на учителей технологии. А в полных семьях родители озабоченные зарабатыванием денег, практически не видят своих детей.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

Учителя технологии считают, что сегодня сложился стереотип относительно уроков технологии, который нужно ломать. Существует мнение: на уроках школьники только и делают, что мастерят табуретки и швабры, а девочки вышивают крестиком. На самом деле всё не так. По крайней мере в тех школах, где удалось побывать во время подготовки этого материала. Сегодня ребята знакомятся со множеством направлений – черчением, электротехникой, технологиями обработки различных материалов, ведением домашнего хозяйства, ремонтом и строительством. Например, восьмиклассники в рамках региональной программы профессиональной подготовки школьников изучают современные отрасли и производства Ярославской области, вузы и учебные заведения региона.

Технология включает в себя несколько взаимосвязанных предметов: трудовое обучение, информатику, математику, геометрию, черчение, физику. Новые образовательные стандарты предусматривают возможность внедрения в учебный процесс современных образовательных блоков по усмотрению учителя.

Проблема как раз в том, кто будет продвигать современные направления в школах города? Средний возраст учителей технологии – порядка 45 – 50 лет. К тому же, молодых специалистов, желающих пойти работать в школу, не очень много. Сложился стереотип, что здесь мало зарабатывают. Но при хорошей загрузке учителя можно получать среднюю зарплату по городу. Плюс отпуск летом — 56 дней, три раза в учебном году каникулы. Есть и социальные гарантии. Существует региональная программа ипотечного кредитования для покупки жилья молодым специалистам.

Педагоги уверены — нужно возрождать престиж профессии школьного учителя и как можно скорее, рассказывать о её плюсах, пропагандировать среди подростков и родителей. Может, и не стоит ждать молодых специалистов из педуниверситетов? В Рыбинске есть свой технический вуз. Почему бы не ввести педагогику в программу обучения студентов как курс по выбору? А после окончания учебного заведения привлечь их для работы в школы.

О том, что в современном мире уроки технологии меняются, рассказала и Галина Чепурина, учитель технологии средней общеобразовательной школы № 12 имени П. Ф. Дерунова: «Мы работаем по программе Ирины Сасовой, в основе которой лежит метод проектов. И дети выполняют свои работы от идеи до воплощения. Если раньше на уроках труда девочки шили салфетки, и у всех они получались практически одинаковые, то сейчас всё по-другому. Недавно мы выполняли проект по театральной кукле – и у каждого ребёнка она получилась своя, кто какую захотел и выбрал для себя».

Галина Алексеевна показала несколько проектных куколок – смешариков, другие сделаны из обычных ложек, третья похожа на планшетную куклу для настоящего театра кукол.

Галина Чепурина: «Выполнив проект, дети представляют результаты своей работы – кто-то просто рассказывает технологию изготовления, а кто-то готовит целый спектакль. Разве это не интересно»?

Одинаковой остаётся только технология изготовления вещей – снять мерки, освоить швы. Но главную роль играет именно творчество.

Лилия Гладкова, учитель технологии средней школы № 26: «Новые стандарты мне больше понравились, потому что дают возможность через проектную деятельность развивать фантазию детей. И дети за проекты берутся с большим интересом. Наша цель как учителей – познакомить девочек с новыми веяниями прикладного искусства, расширить их кругозор. Мы сейчас изучаем интерьер дома, даже формирование семейного бюджета. И чем только не занимаемся – вяжем крючком, на спицах, шьём различные изделия, делаем картины в стиле батик. С появлением интернета у ребят сейчас больше возможностей – увидели что-то там, а на уроках мы это делаем. Даже щи варим виртуально. Жаль только, что сокращают время на уроки технологии».


Фото из личного архива Станислава Матчина

А что же у мальчиков?

Каких только поделок нет в мастерской учителя технологии средней школы № 12 Станислава Матчина, который в этом году стал победителем рыбинского этапа конкурса «Учитель года». Подставки под цветы, планшеты и сотовые телефоны, записные книжки из устаревших компьютерных материалов – дискет, богомолы из «начинки» лампочек накаливания, наборы для ухода за комнатными цветами, часы из старых пластинок, модели самолётов, деревянные чёртики для Хэллоуина. Мальчишки изучают основы дерево- и металлообработки, различные технологии и хитрости, которые несомненно пригодятся им в дальнейшей жизни.

С девочками осваивать азы кулинарии, изучать кройку и шитьё легче. В каком плане? Материалы не такие дорогостоящие. Не спорю, швейные машины, электроплиты, посуда тоже стоят денег, но это гораздо дешевле, чем приобретение металла, древесины и соответствующих станков, инструментов и приспособлений для уроков технологии у мальчиков.

Сергей Занин, учитель технологии у мальчиков средней общеобразовательной школы №26: «Уроки технологии в школах – удовольствие дорогое. Они «съедают» порядка 40% средств от всего предметного обеспечения. Сегодня стоимость школьного токарно-винторезного станка – примерно 240 тысяч рублей плюс в 50 тысяч выльется его установка и подключение. А ещё стоимость инструментов и приспособлений. Поэтому часы на работу с металлом сокращены. Стало больше времени уделяться декоративно-прикладному творчеству».

Сергей Николаевич показал образцы изделий из древесины и металла, которые они делали и делают с мальчиками на уроках технологии. У современных ребят изделия получаются более простые, чем у детей в 80-90-е годы. Причина — проблемы с материально-техническим обеспечением. Оборудование и инструменты изношены, а на приобретение новых средств, как всегда, не хватает. В своё время предприятия оказывали помощь школам и инструментами, и станками.

Чтобы сегодня сделать уроки труда более высокотехнологичными, нужна база, оборудование, материалы, специалисты, в конце концов. Сегодня, к сожалению, нет преемственности среди педагогических работников. Ведь и учитель, прежде чем дать ребёнку знания, сам должен уметь работать на станках и руками. В настоящее время не хватает учителей технологии для мальчиков. В некоторых школах этот предмет у них ведут женщины. Чему они могут научить мальчишек? Да, теоретические знания по учебнику они дадут, но самое главное – практика, на которую по программе отдаётся 75% учебного времени.


Фото из личного архива Станислава Матчина

Сергей Занин: «Я считаю, что мы должны научить ребёнка работать руками и дать азы работы различными инструментами, на станках. А потом он сам решит, в каком направлении совершенствоваться. Если нам немного углубиться в историю. Вы знаете, что впервые трудовое обучение в немецких школах ввёл Бисмарк. И упор был сделан именно на ручной труд. После чего Германия стала быстрыми темпами развиваться, как индустриальная страна. И развивается до сих пор. По её примеру пошли Франция, Англия, США. Наша страна в начале XX века была одним из лидеров по ручному труду, в то время работало около 5 тысяч преподавателей».

После нашего разговора подхожу к мальчишкам, которые только что на уроке технологии осваивали электрическое дело. Судя по горящим глазам, им это нравится.

— Чем бы ещё хотели заниматься на уроках технологии? – допытываюсь у них. Ребята только заулыбались и побежали на перемену. Им на помощь пришёл Сергей Николаевич:

«Наша цель – привить любовь к труду, заинтересовать детей, увлечь их творчеством. Но для этого нужны материалы, инструменты, станки, конструкторы».

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ ВЗГЛЯД ИЗ РГАТУ

Если отойти от стандартов, какими могут быть уроки технологии в школе? Этот вопрос «Черёмуха» адресовала одному из преподавателей Рыбинского государственного авиационного технического университета. У него своё видение, довольно оригинальное.

Андрей Печаткин, заведующий кафедрой радиоэлектронных и телекоммуникационных систем РГАТУ, кандидат технических наук: «На мой взгляд, можно пойти и в более интересные сферы, например, робототехнику, которая объединяет в себе многие области знаний. И заниматься этим могут как девочки, так и мальчики. На первом этапе ребёнок конструирует своего робота. Какую функцию он будет выполнять – зависит только от его фантазии. В данном случае дети обращаются к такой области знания как механика. Создали объект. Теперь в него нужно «вдохнуть» жизнь, чтобы робот смог выполнять простейшие команды – двигаться в разных направлениях, поднимать руки, брать что-то. Здесь уже «вступают» в дело такие науки, как программирование, информатика. После чего его можно сделать более изящным – с помощью 3D принтера придать форму. В данном случае дети уже осваивают системы автоматизированного проектирования. Робота можно сделать разноцветным».

Современная техника, которая, кстати, безопасна для ребёнка, позволяет это сделать. Кроме того, робот может быть радиоуправляемым. И пусть эти игрушки растут вместе с детьми. И можно устраивать соревнования – у кого робот быстрее преодолеет препятствия, доберётся из точки А в точку Б — фантазировать до бесконечности. Но можно создавать и более реальные устройства для нужд школы, например, тепловизоры — устройства для наблюдения за распределением температуры исследуемой поверхности. С их помощью фиксировать, происходит ли утечки тепла в школе, исследовать тело человека и животных, растения, ответить на вопрос, что происходит с проводником, когда через него проходит электрический ток.

Что потребуется для создания роботов? Типовые наборы для их создания, компьютер и программное обеспечение, дизайнерские программы и 3D принтер – всё, к слову, сегодня возможно приобрести.

К чему приведёт сокращение часов на уроки технологии в школе? Наверное, к тому, что дети всё меньше будут работать руками. Всё, что нас окружает – создано трудом и руками. Труд – основа жизни человека. Поэтому и уроки технологии в школе должны быть производительными. Труд связан с основами всех наук. Он воспитывает в человеке многие качества: дисциплину, осторожность, настойчивость, глазомер, усидчивость, внимательность. В конце концов, формирует из ребёнка человека.

  • Светлана Бакунина

Урок подготовила учитель начальных классов: Найдёнова Н.Л.

Урок труда: 3 «Б» класс

Тема : «Подушечка для игл»

Цели урока:

Образовательные цели:

  1. Формирование у учащихся знаний и умений по труду обработки подушечки для игл.

2. Способствовать запоминанию основной терминологии.

3. Формирование представления о творческой работе.

4. Способствовать пониманию качества готового изделия.

Коррекционно-развивающие цели:

1. Коррекция и развитие связной устной речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса).

2. Коррекция и развитие мыслительной деятельности (установление логических и причинно - следственных связей, планирующая функция мышления).

3. Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений).

4. Коррекция и развитие сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы).

5. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).

Воспитательные цели:

1. Воспитывать интерес к учебе, предмету.

2. Воспитывать интерес к народному творчеству.

3. Воспитывать нравственные качества (бережное отношение к школьному имуществу, трудолюбие, взаимопомощь).

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

Инструменты : игла, ножницы; наперсток

Материалы : деталь подушечки и для игл, нитки, тесьма, синтепон

Дидактическое обеспечение:

Инструкционные карты;

Образец подушечки для игл;

Методы обучения:

Словесные (беседа, объяснения);

Наглядные (показ объектов труда, приемов работы,

Практические (самостоятельная практическая работа учащихся).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная.

Словарная работа: игольница, подушечка для игл, тесьма, синтепон, стежок «вперёд иголка».

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: математика, русский язык

Ход урока

п/п №

Этапы

Ход урока

Примечание

Организационный момент

Актуализация знаний учащихся.

Сообщение темы.

Постановка цели.

Закрепление знаний учащихся

Заключительный инструктаж учителя

Физкультминутка

Практическая работа

Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися

Уборка рабочих мест.

Подведение итогов урока учителем

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не простой урок. К нам на урок пришли гости.

Давайте повернёмся к ним и поприветствуем их, к

Проверка готовности учащихся к уроку;

Настрой учащихся на работу.

На прошлом уроке мы уже начали разговор и изготовление изделия-игольницы.

Игольницы могут различаться по форме, виду отделки.

Вопросы учителя:

Для чего предназначены представленные предметы? - (для хранения игл и булавок)

Как называются эти предметы? - (игольницы)

(Открыть на доске слово «игольница»)

Как вы видите, игольницы имеют различную форму и размер

Как вы считаете, какая игольница самая удобная для работы на уроке? - (подушечка)

Тема нашего урока

« ПОДУШЕЧКА ДЛЯ ИГЛ»

Прежде, чем приступить к окончательной работе по изготовлению подушечки, мы определим план работы

На прошлом уроке мы начали изготовление подушечки. Наполовину она уже готова.

Какой формы будет наша подушечка для игл? - (квадратной).

Набивать подушечку будем ватой или синтепоном.

(Открыть на доске слова «вата», «синтепон»)

При пошиве изделий применяют швейные нитки.

Инструменты и приспособления

Какие инструменты и приспособления мы выберем для работы?

Послушайте загадку:

На пальце одном
Ведерко вверх дном.

(наперсток)

Для чего нужен наперсток?

Следующая загадка.

Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

Можем больно наказать!

(ножницы)

Прежде чем начать работать с ножницами необходимо, вспомнить « Правила безопасной работы»

3. Передавать в закрытом виде и кольцами вперед; 4.Работать на своем рабочем месте;

Угадайте, что это?:

Стальная девица
На ткань ложится.
Снова встаёт,
Строчку ведёт.
(Игла). - Что такое игла?

Игла – заострённый стержень для шитья с ушком на конце.

Прежде чем работать необходимо, вспомнить правила ТБ.

1.Хранить булавки и иголки в определенном месте(подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.

Украшена подушечка будет - тесьмой

- У вас на столе лежит карточка с этапом изготовления подушечки.

Соблюдая технологическую последовательность у вас получится красивое изделие, подушечка для игл.

1.Набить подушечку синтепоном.

2.Зашить отверстие.

3.Украсить подушечку тесьмой.

Итак, нам понадобятся…Необходимо помнить правила ТБ при работе с ними и последовательность изготовления изделия.

Начинаем работать

Дежурный проводит физкультминутку, показывая упражнения.

Все ребята повернулись,

Все ребята потянулись,

А потом они присели

И за парту тихо сели.

(Ученикам, кот орые уже завершили работу, даю задание продолжить пословицы, которые говорят о важности труда.)

  1. Труд человека кормит…(а лень портит)
  2. От скуки…(бери дело в руки)
  3. Терпение и труд…(все перетрут)
  4. Глаза страшатся… (а руки делают)

Сообщение учителя о достижении целей урока;

Оценка результатов труда учащихся на уроке;

Выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся.

Демонстрация различных видов игольниц.

игольница

на доске тема

«Подушечка для игл»

Выставляются слова:

Синтепон, вата

швейные нитки

напёрсток

ножницы

на доске Правила безопасной работы»

Слово на доске

игла

На доске

Техника безопасности при работе с иглой

На доске

Тесьма

Технологическая карта (лежит на парте)

На доске принадлежности

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

3.. Зашить отверстие.

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3.. Зашить отверстие.

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3.. Зашить отверстие.

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3.. Зашить отверстие.

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3.. Зашить отверстие.

Технологическая карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3.. Зашить отверстие.

Технологическая Карта изготовления подушечки для игл

1. Украсить подушечку тесьмой.

2. Набить подушечку синтепоном.

3. Зашить отверстие.

Техника безопасности при работе с иглой

1.Хранить булавки и иголки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.

2.Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, так как они легко ломаются.

3.Ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.

4.Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду и случайные предметы.

5.Шить иголками только с наперстком, чтобы избежать укола пальца.

6.Не откусывать нити зубами, а отрезать их ножницами.

Техника безопасности при работе с ножницами:

1.Когда режешь ножницами, направлять их надо концами от себя;

2.Не держите ножницы концами вверх;

3. Передавать в закрытом виде и кольцами вперед; 4.Работать на своем рабочем месте;

5.Нельзя оставлять в раскрытом виде.

Предварительный просмотр:

Сценарий выступления команды «Зелёный огонёк»

Дети выходят на сцену под мелодию «Вместе весело шагать»

1 уч.: Здравствуйте!

2 уч .: Вас приветствует команда 3 «Б» класса

Хором: «Зелёный огонёк»

3 уч. - Наш девиз:

Хором:

«Наш зелёный огонёк»,

Друг, помощник верный,

Безопасным сделать путь

Сможет непременно!»

1 уч. Светофор-это самый главный дорожный знак. Он родился в Лондоне в 1868 году. В переводе с греческого языка слово светофор означает «несущий свет».

2 уч. Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горим и день, и ночь-

Зеленый, желтый, красный.

3 уч . Наш домик - светофор,

Мы три родные брата,

Мы светим с давних пор

В дороге всем ребятам.

2 уч. Ты переходишь улицу-

Остановись на миг.

Стой тихо и спокойно,

Сигналов жди моих.

1 уч.

Тормози скорей, шофер!

Красный глаз горит в упор.

Вид он грозный напускает,

2 уч.

Желтый, вспыхнул вслед за ним-

Постоим, повременим.

Жёлтый свет-предупрежденье

Жди сигналов для движенья!

3 уч.

А за ним зелёный глаз

Вспыхнул впереди.

Скажет он: препятствий нет,

Смело в путь иди!

4 уч.

Пусть другие люди ждут,

Пока зелёный свет дадут.

Я не буду ждать напрасно-

Проскачу-ка я на красный!

Раздаётся визг тормозов. Пешеход падает, встает, хватается за голову.

1 уч.

Он на красный свет бежал

И в аварию попал.

Хорошо, что жив остался.

4 уч.- Лишь зубов не досчитался.

2 уч.

Пешеходу надо знать,

Где ходить и где гулять,

А водитель должен ездить,

Так чтоб людям не мешать.

4 уч.

А кто подскажет им в пути,

Где проехать, где пройти?

Где опасную дорогу

Безопасно перейти?

3 уч.

На дороге что и как

Объяснит дорожный знак.

Надо знать их непременно,

Чтобы не попасть впросак.

1 уч.

Встретишь синий знак – квадрат,

Будешь знаку очень рад.

Человек идёт по «зебре»

Без опаски, без преград,

Знает этот знак народ-

ХОРОМ: « Пешеходный переход».

2 уч.

А вот если знак другой-

Белый с красною каймой,

Значит что-то запрещает

Не спеши идти, постой!

Человек, велосипед-

Им сюда дороги нет,

Если красною чертою

Перечёркнут силуэт.

3 уч.

Там где школа, детский сад

Треугольники висят,

А внутри бегут детишки.

Знаки взрослым говорят:

«Здесь к дороге близко дети!

Здесь машины тормозят!»

Называется знак «Дети!»

Только он не для ребят.

1 уч.

Мы сегодня пешеходы,

Завтра мы – водители

Будем дети осторожны

ХОРОМ: Будем супербдительны!

4 уч.

Понял я теперь, ребята,

Буду правила учить.

Буду я теперь дорогу

Правильно переходить!

Дети поют песню на мелодию «Чунга – Чанга»

Чтобы в жизни не было беды,

Соблюдать мы правила должны.

Чтоб спокойно жили, без тревог,

Заучить их надо на зубок.

Детям надо, без сомненья,

Помнить правила движенья,

Помнить правила движенья,

Без сомненья.

На дороге, на дороге

Есть порядок очень строгий

Есть порядок очень строгий

На дороге.

2 уч.

Мы программу показали,

Но прощаться не хотим.

Всех, кто слушал нас сегодня

От души благодарим.

3 уч.

Правил дорожных на свете немало.

Все бы нам выучить их не мешало.

1 уч.

Но основное из правил движенья-

Хором: Знать как таблицу должны умноженья!

4 уч.

- Сумейте вовремя сказать себе «Стоп» (хором), и ваше здоровье и жизнь будут в безопасности!

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

У меня есть три вопроса к участникам сообщества. Тех, кто захочет оставить свои ответы, я прошу предварительно посмотреть те комментарии, которые размещены в конце этого поста.

1. Пожалуйста, вспомните время своей учебы в школе и скажите, насколько те уроки труда, которые посещали Вы в те времена, пригодились Вам в Вашей жизни (как профессиональной, так и в бытовой). При этом интересно было бы понять, если говорить об элементарных бытовых вещах (кулинария, шитьё у девочек, пиление, строгание и т.п. у мальчиков), кому Вы считаете себя в бОльшей степени обязанными тем навыкам, которые Вы получили к моменту своего взросления: школьным урокам или родителям?
2. Можете ли Вы сказать, насколько полезными (с Вашей точки зрения) оказываются уроки труда для Ваших детей в современной школе. Приобреталю ли Ваши дети в школе какие-то навыки, которые им облегчают их ТЕПЕРЕШНЮЮ жизнь в Вашей семье?
3. Если Вы считаете разумным такой подход к проведению уроков труда, при котором дети на них приобретают РЕАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, которые пригодятся им после того, как они начнут самостоятельную жизнь в своей новой молодой семье (впрочем, и раньше тоже, пока они ещё живут "под Вашим крылом"), поделитесь, пожалуйста, Вашими знаниями о тех школах, где этот опыт, по Вашим ощущениям, реально внедрен в практику.

А теперь - несколько моих собственных комментариев.
Я хочу объяснить, откуда "растут ноги". Дело в том, что я работаю в издательской фирме, которая выпускает продукцию, направленную на школьных администраторов. И вместе со мной работают люди, которые были (или являются до сих пор) директорами или завучами школ. Вчера довольно случайно у нас зашел разговор на эту тему, и я, как молодой отец и как активный участник всякого рода акций, выпадающих на долю родительских комитетов, задал своим коллегам вопрос о том, насколько в тех школах, в которых они работают, обучение детей труду приближено к реальной практике. У нас получился довольно интересный и содержательный разговор. Я со своей стороны в первую очередь интересовался тем, учат ли мальчиков работать с дрелью, пилить-строгать-точить, класть плитку, клеить обои и т.п. Кроме того, меня интересовал вопрос, сопряжены ли каким-то образом уроки труда в их школах с решением каких-то хозяйственных проблем, возникающих в школе и требующих каких-то ремонтных действий. Т.е., например, если какой-то класс нуждается в ремонте, то используют ли эту ситуацию для того, чтобы продемонстрировать детям на практике те технологии, которые используются при ремонте помещений, быть может, и давая им при этом ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ. Ведь при этом убиваются два зайца: и дети чему-то обучаются, и школа экономит средства на ремонт, решая часть проблем за счет своих внутренних резервов. Или вдруг в каком-нибудь туалете мальчики раздолбали раковину или унитаз (такое, например, произошло в школе, где учатся мои девочки), и тогда на уроке труда можно какому-нибудь классу продемонстрировать, как производить установку новой раковины, как подключать сантехнику и т.п. Это и ответственность развивает, и более бережное отношение к тому, что есть в школе. И вообще школа тогда постепенно превращается во второй дом..
Главными недостатками такого подхода, о котором мне сразу же сказали мои коллеги, являются две вещи (на самом деле взаимосвязанные). Первая заключается в отношении к подобным мероприятиям родителей. Негативном отношении. Поскольку многие родители посчитают, что их детей просто используют. И в данном случае я понимаю, что всякого рода переноска тяжестей, уборка помещений и прочие подобные работы действительно могут многих родителей напрячь, в особенности когда их ребенок пашет, а его сосед по парте этого делать не хочет. Но, я надеюсь, Вы поняли, что это - другая ситуация.. Вторая проблема заключается в том, что сейчас администрация школы должна быть крайне осторожной в подобного рода ситуациях. Они обязаны в случае проведения такого нестандартного мероприятия, как, например, участие детей какого-то класса ну, скажем, в покраске стен, провести кучу инструктажей, получить согласие родителей в письменном виде и предпринять ещё массу других бумагомарательных шагов. И это настолько сложно, что нанять маляра гораздо дешевле.
Наш вчерашний разговор настолько засел в мою голову, что в результате этот пост и сформулировался. И теперь, если честно, я хотел бы, получив некоторую критическую массу Ваших комментариев, сформулировать некоторые параллельные вопросы в сообщество ЖЖ direktor_shkoly где иногда "пасутся" действующие администраторы образования, чтобы выяснить, с преодолением каких трудностей сопряжен такой "крен" в преподавании труда.

Кстати, я совершенно точно знаю, что в менее формализированных школах, в сельских районах, всё, о чем я написал, часто является естественным и привычным. И более того, иногда такое совместное школо-домоводство оказывается условием выживания школы при том уровне финансирования, которое она имеет. И отношения там между учениками и учителями более искренние..

Заранее спасибо всем, кто откликнется!

Каждый человек обладает возможностью выбрать то, чем он будет заниматься, физическим или интеллектуальным трудом. Одним очень хорошо даётся математика и физика, другим эти предметы не под силу, но у них есть что—то другое, творческое, у них есть «золотые руки», которые тоже нужно развивать. Раньше, в школе были уроки труда не такие как сейчас. И снабжение было на уровне и время было другое.

Многие и теперь вспоминают уроки труда в школе положительно, а другие нет. Согласитесь, ведь очень многое зависит от того, какой учитель. И это касается всех без исключения предметов. Лично мне почти нечего вспомнить о своих уроках труда. Смутно припоминаю, как что—то делали. Но я был творческим учеником, ходил тогда на кружок, даже помню, паровую машину делал. Но не было у меня наставника, который бы болел за это, помогал мне. Поэтому мне приходилось развиваться как—то самому. Теперь у современных учащихся совсем другие интересы и увлечения, но это не значит, что нет мальчиков творческих, что—то выдумывающих, любящих мастерить своими руками. Их много, можете мне поверить.

А теперь давайте с вами немножко порассуждаем — есть ли польза от уроков труда или же нет и почему должны или не должны преподавать в школе этот предмет? Многие говорят, что этот предмет уже изжил себя. Ещё несколько лет и труда в школе, как учебного предмета, вообще может не стать. Кому теперь нужно забивать гвозди и пользоваться рубанком? Кому нужно пилить и опиливать? Дома что—то починить, прибить полочку или самому собрать мебель. А зачем? Вызвать специального человека и он, за деньги, всё сделает! Пусть эти часы отдадут под другие, более важные предметы. Ведь все знают, во что превратили на современном этапе уроки труда в школе. Учителей квалифицированных нет, ведут его в большинстве не специалисты, как правило, в качестве дополнительной нагрузки. Мастерские в запустении: ни материала, ни инструмента, ни станков, ни наглядности! Ничего! Так зачем нам такой предмет, от которого одни проблемы?! Мнения как всегда расходятся. Оказывается, есть плюсы, которые указывают на необходимость присутствия этого предмета в школьной программе. Но есть и минусы. Давайте же с вами разберёмся, чего же на самом деле больше. Детей тоже никто не спрашивает, чему они хотят учиться, а ведь это важно. Вы проведите анкету в любом школьном классе по теме «какие предметы нужны в современной школе». Результаты будут очень интересны. Так давайте всё же попробуем разобрать с вами плюсы и минусы наличия уроков труда в школе.

Плюсы урока труда:

— Позволяет детям отдохнуть от других предметов, которые утомляют их умственно;

— Способствует появлению некоторых умений и навыков, необходимых во взрослой жизни;

— Объединяет детей и учит их работать в коллективе;

— Развивает любовь к труду и уважение к людям труда;

— Позволяет раскрепоститься, почувствовать себя создателем;

— Развивает творческую натуру ребёнка;

— Учит чему-то новому;

Развивает мозг и мышечную моторику;

И многое другое…

Минусы уроков труда:

Не все преподаватели достаточно качественно преподают этот предмет, из-за чего у детей появляется ненависть к урокам труда;

Программа не очень интересна детям, в ней мало современного;

Дети могут получить травмы, если не соблюдать меры безопасности;

И ещё парочку, как говорил Шариков.

На самом деле есть ещё и плюсы и минусы, если их искать. Главное из-за чего можно убрать уроки труда — экономия. Если не нужно покупать специальное оборудование и материалы, платить зарплату преподавателю - это позволяет экономить. Родители не сильно возмущаются по поводу отсутствия уроков труда, но все мамы и папы хотят, чтобы их дети развивались умственно и получили в будущем хорошую работу. Но, на самом деле многие забывают о том, что физический труд только способствует умственному труду, улучшая его результаты. Физическая работа помогает бороться с умственной усталостью и «отсталостью».

Также труд позволяет определить разницу между умственным и физическим трудом, а также соединить и сравнить их. Это позволит детям определиться лучше с тем, чего они хотят добиться в жизни, работать руками или же головой. И, конечно же, труд разрабатывает навыки, которые позволяют развиваться во всех планах. Таким образом, труд в школе это отличный подготовительный этап к жизни, к тому, кем предстоит быть и с чем придётся сталкиваться. Труд должен присутствовать в школе, так как его польза очевидна для каждого.

Так нужен ли труд в школе?