Мы все уходим понемногу анализ. Сергей Есенин — Мы теперь уходим понемногу: Стих

Поэт С. Есенин – человек трагической судьбы. Обладая незаурядным поэтическим талантом, он растратил свою жизнь попусту. Если его ранние стихи полны молодого задора, юношеской удали, то более поздние произведения – это крик о помощи, размышления о растраченной молодости, предчувствие близкой смерти. Есенин покончил жизнь самоубийством в тридцать лет, и его добровольный уход из жизни не случайность. Если мы почитаем последние стихи Есенина, то увидим, что в тридцать лет он уже чувствовал себя глубоким стариком, потерявшим интерес к жизни.
Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу …» написано в 1924 году, за год до трагической кончины поэта. Это размышление о смысле жизни, оно наполнено грустью, тоской о веселых прожитых днях.
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь да благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Это четверостишие является вступлением к дальнейшему рассказу. Строфа начинается с местоимения «Мы», так как поэт не одинок в своей тоске оконечности жизни. Далее форма множественного числа «Мы» перекликается с местоимением единственного числа «я», стихотворение написано от первого лица, это очень личное размышление поэта, хотя оно адресовано множеству читателей. Есенин использует устаревшее слово «бренный», что означает «тленный, преходящий» в качестве эпитета. «Бренные пожитки собирать» – готовиться к смерти, к переходу в мир иной. Но поэт, возможно, еще не готов к такому жизненному финалу. Об этом говорят следующие две части.
Вторая и третья строфы объединены общей темой: любовью поэта к милой сердцу русской природе. Не случайно эта часть начинается с использования восклицательных предложений-обращений:
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы равнин пески!
Окружающий мир для Есенина такой же живой человек, как и он сам. Местоимение «ты» в речи употребляется, когда мы обращаемся к своему другу, близкому человеку. А «вы» – вежливая форма обращения к старшему. Для поэта «ты» – это его родина, средняя полоса России, где прошло его детство, «березовые чащи». Обратим внимание и на это словосочетание. Чаща – это густой лес, обычно с прилагательным «березовый» сочетается слово «роща». А у Есенина «чаща» имеет переносное значение, и это словосочетание наполнено легкой иронией. А «вы» – это уже далекие страны, «равнин пески», где он бывал и тоже любил, но такие места не настолько уж близки его средцу.
Лирическому герою жалко покидать этот мир, где он был так счастлив:
Перед этим соимом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
Мы опять встречаем устаревшее слово «соим». «Соим уходящих» – собрание готовящихся к смерти, переходу в мир иной. И читатель понимает, как тяжело поэту совершить этот переход. Ведь он по-прежнему любит природу, олицетворяя ее в своих стихах.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Есенинские олицетворения, яркие эпитеты создают в любом его произведении неповторимые, волшебные образы.
Следующая часть, объединяющая две строфы – размышление поэта о том, для чего он жил на земле. И все-таки на его жизненном пути выпадали минуты радости, не случайно это слово выделено анафоры:
Счастлив тем, что я дышал и жил,
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
В этих строках отражена вся жизнь поэта. Он любил многих женщин, бережно относился «к братьям нашим меньшим» (вспомним стихотворение «Песнь о собаке») и наслаждался красотой русской природы. Здесь поэт как бы подводит итог своему творческому пути, чем и для чего он жил на земле, которая была для него «угрюмой».
Последняя часть стихотворение перекликается со второй. Мы вновь встретим яркие метафоры, олицетворения: «не цветут там чащи», «не звенит лебяжьей шеей рожь», «не будет этих нив, златящихся во мгле». Повторение частицы «не» придает отрицательное значение изображаемому. Поэт не в силах скрыть свою печаль:
Перед этим соимом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Но не только с русской природой и любимыми тяжело расставаться. Трудно терять близких, друзей. И все-таки конец оптимистичен:
От того и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
После смерти одного человека жизнь на земле не заканчивается. Другие продолжают наслаждаться этим миром.
Стихотворение написано пятисложным хореем, пропуски ударных слогов делают этот размер более мелодичным, похожим на трехсложный.
Поэт использует слова разной стилистической окраски: высокие, устаревшие: «бренные», «соим», «благодать», «облекает», «плоть», «златящихся», и низшие, разговорные: «пожитки», «валялся», «зверье».
Мы часто встретим в стихотворении инверсию: «знаю я», «и на этой на земле угрюмой», «не звенит лебяжьей шеей рожь» и др. С помощью инверсии поэт выделяет последнее слово, придает ему особый смысл. Также много повторов, анафор, их роль – сделать акцент на особых словах, например: «много», «счастлив тем».
Несмотря на грустное настроение, мне очень нравится это стихотворение. В нем поэт подводит итог своему жизненному и творческому пути. Оно мелодично, напоминает песню. Смерть – это закон жизни, неизбежность, и в то же время жизнь продолжается.
И у потомков остались великолепные стихи «Московского озорного гуляки», я думаю что о нем не забудут и наши дети.

Сочинение

Поэт С. Есенин – человек трагической судьбы. Обладая незаурядным поэтическим талантом, он растратил свою жизнь попусту. Если его ранние стихи полны молодого задора, юношеской удали, то более поздние произведения – это крик о помощи, размышления о растраченной молодости, предчувствие близкой смерти. Есенин покончил жизнь самоубийством в тридцать лет, и его добровольный уход из жизни не случайность. Если мы почитаем последние стихи Есенина, то увидим, что в тридцать лет он уже чувствовал себя глубоким стариком, потерявшим интерес к жизни.
Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу …» написано в 1924 году, за год до трагической кончины поэта. Это размышление о смысле жизни, оно наполнено грустью, тоской о веселых прожитых днях.
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь да благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.
Это четверостишие является вступлением к дальнейшему рассказу. Строфа начинается с местоимения «Мы», так как поэт не одинок в своей тоске оконечности жизни. Далее форма множественного числа «Мы» перекликается с местоимением единственного числа «я», стихотворение написано от первого лица, это очень личное размышление поэта, хотя оно адресовано множеству читателей. Есенин использует устаревшее слово «бренный», что означает «тленный, преходящий» в качестве эпитета. «Бренные пожитки собирать» – готовиться к смерти, к переходу в мир иной. Но поэт, возможно, еще не готов к такому жизненному финалу. Об этом говорят следующие две части.
Вторая и третья строфы объединены общей темой: любовью поэта к милой сердцу русской природе. Не случайно эта часть начинается с использования восклицательных предложений-обращений:
Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы равнин пески!
Окружающий мир для Есенина такой же живой человек, как и он сам. Местоимение «ты» в речи употребляется, когда мы обращаемся к своему другу, близкому человеку. А «вы» – вежливая форма обращения к старшему. Для поэта «ты» – это его родина, средняя полоса России, где прошло его детство, «березовые чащи». Обратим внимание и на это словосочетание. Чаща – это густой лес, обычно с прилагательным «березовый» сочетается слово «роща». А у Есенина «чаща» имеет переносное значение, и это словосочетание наполнено легкой иронией. А «вы» – это уже далекие страны, «равнин пески», где он бывал и тоже любил, но такие места не настолько уж близки его средцу.
Лирическому герою жалко покидать этот мир, где он был так счастлив:
Перед этим соимом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
Мы опять встречаем устаревшее слово «соим». «Соим уходящих» – собрание готовящихся к смерти, переходу в мир иной. И читатель понимает, как тяжело поэту совершить этот переход. Ведь он по-прежнему любит природу, олицетворяя ее в своих стихах.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Есенинские олицетворения, яркие эпитеты создают в любом его произведении неповторимые, волшебные образы.
Следующая часть, объединяющая две строфы – размышление поэта о том, для чего он жил на земле. И все-таки на его жизненном пути выпадали минуты радости, не случайно это слово выделено анафоры:
Счастлив тем, что я дышал и жил,
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве,
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
В этих строках отражена вся жизнь поэта. Он любил многих женщин, бережно относился «к братьям нашим меньшим» (вспомним стихотворение «Песнь о собаке») и наслаждался красотой русской природы. Здесь поэт как бы подводит итог своему творческому пути, чем и для чего он жил на земле, которая была для него «угрюмой».
Последняя часть стихотворение перекликается со второй. Мы вновь встретим яркие метафоры, олицетворения: «не цветут там чащи», «не звенит лебяжьей шеей рожь», «не будет этих нив, златящихся во мгле». Повторение частицы «не» придает отрицательное значение изображаемому. Поэт не в силах скрыть свою печаль:
Перед этим соимом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.
Но не только с русской природой и любимыми тяжело расставаться. Трудно терять близких, друзей. И все-таки конец оптимистичен:
От того и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
После смерти одного человека жизнь на земле не заканчивается. Другие продолжают наслаждаться этим миром.
Стихотворение написано пятисложным хореем, пропуски ударных слогов делают этот размер более мелодичным, похожим на трехсложный.
Поэт использует слова разной стилистической окраски: высокие, устаревшие: «бренные», «соим», «благодать», «облекает», «плоть», «златящихся», и низшие, разговорные: «пожитки», «валялся», «зверье».
Мы часто встретим в стихотворении инверсию: «знаю я», «и на этой на земле угрюмой», «не звенит лебяжьей шеей рожь» и др. С помощью инверсии поэт выделяет последнее слово, придает ему особый смысл. Также много повторов, анафор, их роль – сделать акцент на особых словах, например: «много», «счастлив тем».
Несмотря на грустное настроение, мне очень нравится это стихотворение. В нем поэт подводит итог своему жизненному и творческому пути. Оно мелодично, напоминает песню. Смерть – это закон жизни, неизбежность, и в то же время жизнь продолжается.
И у потомков остались великолепные стихи «Московского озорного гуляки», я думаю что о нем не забудут и наши дети.

Произведение поэта имажиниста Есенина "Мы теперь уходим понемногу" вышло в свет в первой половине ХХ века. Неприятие смены советской власти и уход близкого друга поэта Александра Ширяевца - эти события негативно сказываются на мыслях поэта, которые он выплескивает в своём стихотворении.

Стихотворение пропитано тематикой противопоставления жизни и смерти. Поэт употребляет глаголы в прошедшем времени, будто пишет прощальное письмо. Придаваясь воспоминаниям он осознает насколько ему был дорог родной край с его необычайной природной красотой.

Композиционная структура произведения состоит из семи катренов. Относительно стихотворение делится на несколько частей. В первой Есенин в форме иносказания даёт понять, что от смерти никто не скроется и рано или поздно каждый окажется в стране, в которой правят тишь и благодать. Далее он повествует о своей возвышенной любви к жизни, природе, родным местам. В заключительной части поэт признается, что всегда перед сонмом уходящим испытывает страх.

Произведение принадлежит к философской лирике. Выполнено в размере пятистопного хорея с применением перекрестной рифмы АВАВ ("понемногу - в дорогу", "благодать - собирать"). Для выразительности использовано множество средств, эпитеты "бренные пожитки", "милые чащи", "розовая водь"; метафоры "цветут чащи", "не звенит лебяжьей шеей рожь". Анафора "много - много" в начале четвертой строфы символизирует как много всего успел сделать поэт на этой земле, "счастлив - счастлив" поэт доказывает, что был счастлив от того, что делал. Для большей образности описания идёт применение олицетворения: "осины загляделись". Прием звукописи использован в строке: "Не звенит лебяжьей шеей рожь" повторение шипящих звуков способствует передачи шелеста. Стилистика, в которую окрашена лексика очень разнообразна. Здесь встречаются выражения высокого стиля: "сомн", "благодать"; и разговорного "валялся", "зверье".

Последняя строфа сглаживает уныние всего прочитанного, но и так же даёт понять о конечности бытия.

Во всех стихотворениях последнего года жизни поэта заметны мрачные нотки, но во всех них сохраняется одна любовь, любовь к русской природе.

Стихотворение "Мы теперь уходим понемногу" оказалось своеобразным предвидением скорой смерти автора. Создавая такой прощальный монолог в 1924 году Есенин был совсем молод. Но уже ровно через год поэта не стало.

Вариант 2

У Есенина имеется огромное количество разных произведений, которые стали популярными и знаменитыми практически каждым. «Мы теперь уходим потихоньку» написано как раз в то время, когда автору совсем не нравилось все что происходит с миром, и он ничего сделать не мог, чтобы это все прекратить. Есенин не может в этом мире найти себя и от этого ему на душе тоскливо. К этому еще добавилось и то, что у него умер друг, с которым он давно дружил. Здесь идет обращение не только к земле, на которой он родился и живет, но еще и к тем местам, которые за это время стали ему дороже всего на свете.

А ведь еще с древних времен люди не говорили о смерти громко для того чтобы не навлечь беду ни на себя, ни на своих близких и родных людей. Именно поэтому было создано огромное количество различных устойчивых выражений, которые и описывает данное событие в полной мере.

Так задумано природой, чтобы один человек умирал и ему на замену рождался другой. Это могут быть дети, внук или правнуки. Есенин очень тонко описывает этот уход и показывает, что процесс невозможно предотвратить, а жизнь порой бывает хрупкой и тонкой гранью.

Многие люди перед уходом в мир иной стараются попрощаться со всеми своими родственниками, а также близкими людьми. А также попросить прощения за то, что когда-то сделали им больно.

У каждого человека имеются свои дела и проблемы, которые требуют быстрого решения. И не каждый сможет вдруг остановиться и задуматься над тем как он живет и переоценить все что происходит с ним. А ведь на самом деле все мы находимся рядом с пропастью, которая отделяет наш мир от мира усопших. И никогда не знаешь, когда вы попадете в эту пропасть.

Больше всего на свете Есенину хотелось узнать, куда же попадает душа после смерти, вот только это никому неизвестно, пока сам туда не попадешь. И нужно дорожить каждой минутой, которая вам отведена, и наслаждаться жизнью какой бы она не была.

Для автора данное произведение является провидческим, ведь через год он умирает. А с собой он уносит неповторимую красоту леса, озер и равнин. Но не одна природа запоминается Есенину, кроме этого он помнит людей, которые стараются поскорее посадить овес и пшеницу, а потом ухаживают за ней и собирают.

Анализ стихотворения Мы теперь уходим понемногу по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Кедрина Аленушка 5 класс

    Прежде чем приступить к анализу стихотворения, надо вспомнить, когда оно было написано. Понять, какие чувства были на душе у поэта. Октябрь 1942 года, идет война до окончания которой еще долгих три года. Это известно сейчас, а тогда

  • Анализ стихотворения Буря Некрасова

    Стихотворение под названием «Буря», написанное Некрасовым, полностью раскрывает автора, как человека достаточно романтичного и целеустремленного. Складывается впечатление

  • Анализ стихотворения Море и звёзды Фета

    Афанасий Фет имел непростые отношения с женой Марией Боткиной. Поэт всю жизнь любил Марию Лазич, а на Боткиной женился по расчету. В смерти Марии Лазич писатель обвинял себя

  • Анализ стихотворения В дороге Некрасова 6, 10 класс

    Николай Некрасов часто упоминает в своих произведениях о крестьянских жизнях, которые всегда были печальны. Кроме того, поэт рассказывает часто в своих творческих работах о браках между барином и простой крестьянкой

Стихотворение С. А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу» – одно из произведений лирика, опубликованное в 1924 году. Его появление стало результатом духовного кризиса, который тогда переживал поэт, невозможностью его примирения с окружающей его действительностью. Вам предлагается краткий анализ «Мы теперь уходим понемногу» по плану, который будет полезен при изучении стихотворения на уроке литературы в 10 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение было написано и опубликовано в 1924 году, в год смерти поэта Александра Ширявцева, глубоко потрясшей Сергея Есенина, и без того испытывавшего душевные переживания, связанные с переосмыслением прошлого, поиском своего места.

Тема - стихотворение о любви к жизни, неизбежности смерти, идеи о том, что нужно жить здесь и сейчас.

Композиция – условно стихотворение делится на три части: объявление темы, воспоминания поэта, страх перед смертью и заключительная, дающая надежду, выражающая любовь и стремление жить/

Жанр - лирическо-философский, можно определить как балладу или песню.

Стихотворный размер - стихотворение состоит из семи четверостиший, написанных пятистопным хореем с использованием точной и неточной рифмы с перекрестной рифмовкой.

Метафоры - «цветут там чащи» , «Не звенит лебяжьей шеей рожь» , «нив, златящихся во мгле».

Эпитеты - «розовую водь» , «на земле угрюмой» .

Олицетворения - «…осинам, что… загляделись в розовую водь» .

История создания

Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу» было написано Сергеем Есениным в 1924 году. В это время поэт переживал разочарование в окружающей действительности. Он не может принять установившуюся советскую власть, оттого испытывает душевное одиночество. В его стихах звучат темы трагической обреченности, но при этом стремление найти свое место в изменившемся мире. К переживаниям поэта добавилось потрясшее его известие о смерти знакомого поэта Александра Ширявцева. Все это находит место в изучаемом стихотворении. В нем поэт обращается к земле, тем местам, которые он любит, пытаясь переосмыслить свою жизнь.

Тема

Произведение пронизано темой жизни и смерти. Поэт осознает, насколько дорого ему все, что он пережил, видел и чувствовал, говоря: «Слишком я любил на этом свете…» , «…Счастлив тем, что я дышал и жил» . Идея любви к жизни выражается в том, с какой ностальгией и трепетом Есенин описывает свои воспоминания: «Милые березовые чащи! » , «…Этих нив, златящихся во мгле» . Автор описывает смерть: «В ту страну, где тишь и благодать» , противопоставляет ей жизнь на земле - «И на этой на земле угрюмой» , но при этом не скрывает, что испытывает страх, боится. Он как бы призывает читателя жить сейчас, радоваться всему.

Композиция

Стихотворение состоит из семи строф. Условно его можно разделить на несколько частей. В первой поэт в иносказательной форме дает понять, о чем хочет рассказать читателю: о том, что смерть неизбежна, и всем людям придется уйти «В ту страну, где тишь и благодать» . Затем он выражает свою любовь к жизни и окружающему его миру, воспоминаниям. В предпоследней строфе автор приходит к мысли неизбежности того, чего он боится: «Оттого пред сонмом уходящим я всегда испытываю дрожь» . В следующих и последних четырех строках настроение резко меняется. Грустное, достигшее своей кульминации, оно вдруг отражает надежду, привязанность к этой жизни, окружающим. «Оттого и дороги мне люди…» – говорит Есенин, подводя итог своим внутренним переживаниям.

Жанр

Лирическо-философский жанр, к которому можно отнести произведение, не позволяет точно определить, чем именно оно является. Стихотворение имеет плавное, напевное звучание, поэтому его можно назвать песней или балладой. Стихотворение состоит из семи строф, представленный четверостишиями (катрен). Оно написано пятистопным хореем. Рифма используется точная (пески - тоски, сложил – жил) и неточная (чащи - уходящим, свете – ветви). Способ рифмовки - перекрестный (АВАВ), то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Средства выразительности

В стихотворении используются различные средства выразительности. Среди них много метафор : «цветут там чащи» , «Не звенит лебяжьей шеей рожь» , «нив, златящихся во мгле» , «душу облекает в плоть» .

Для яркого описания любимых им мест поэт прибегает к олицетворениям : «…осинам, что… загляделись в розовую водь» . Встречаются также эпитеты : «розовую водь» , «на земле угрюмой» , «бренные пожитки» . Можно наблюдать также аллитерацию в строке: «Не звенит лебяжьей шеей рожь» , где повторяются шипящие звуки, с помощью которых передается шелест колосьев. В целом применение поэтом средств выразительности весьма удачно, вместе они помогают создать образ лирического героя, преисполненного тоской по прошлому.

Еще в древние времена, осознав трагическую конечность бытия, люди стремились напрямую не говорить о смерти, чтобы не навлечь на себя беду раньше срока. Именно поэтому в языке так много устойчивых выражений, обозначающих уход человека из жизни. Талантливый русский поэт С. Есенин тоже сумел подобрать мелодически тонкую и возвышенную метафору:

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Ассонанс «у» в первых строках стихотворения навевает печальные раздумья о смысле земной жизни, о ее скоротечности, о поиске нравственных опор.

В природе смерть одного человека компенсируется продолжением рода, появлением новых живых душ: детей, внуков, правнуков. У Есенина же конечность человеческого бытия звучит вдвойне пессимистично: процесс ухода неотвратим, а жизнь хрупка и коротка. Поступательное движение человека по жизни лишь приближает его к роковому концу.

Что же принято делать перед уходом по народной традиции? Конечно же, прощаться. Поэтому так логично и закономерно звучит вторая строфа стихотворения, начинающаяся с пронзительно тревожных обращений:

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

В этот миг душевного единения с природой лирический герой словно ищет понимания своему горестному чувству.

Первая строка четвертой строфы «Много дум я в тишине продумал» свидетельствует о глубине философского начала, с которой он воспринимает судьбу. Не каждому из нас дано среди житейской суеты вдруг остановиться и предаться размышлениям. В такие минуты, как правило, происходит своеобразная переоценка ценностей. Человек осознает, что все время находится на краю той пропасти, которая отделяет этот мир от мира усопших. Мучительный вопрос о судьбе души после того, как она расстается с бренной плотью, издревле был включен во все религиозные учения мира. С. Есенин понимал, что не сможет получить на него ответа. Он с грустью смотрит в будущее и дорожит теми минутами созерцания и раздумий, которые отпущены судьбой.

Говорят, перед концом человек вспоминает всю свою жизнь. Лирический герой С. Есенина словно оглядывается перед уходом и смотрит на то, что оставляет в этом мире. Он сожалеет лишь о двух ценностях этого света: о неповторимых красотах природы, которых, увы, нет в той благодатной стране, и о людях, которые живут на земле, обрабатывают ее, делая еще прекраснее (сеют хлеб, «золотящийся во мгле»).

Провидческое предчувствие скорой смерти не поэтический прием, а реальный факт биографии С. Есенина. Данное стихотворение датируется 1924 годом. Поэт в это время был еще совсем молодым, но всего один год остается ему жить и творить на этой прекрасной земле, любоваться красотами русской природы.

Величие души человеческой проявляется в том, как он встречает смерть, воспринимает ее неизбежность. Это, наверное, наиболее тягостное из всех испытаний, которые посылает на его долю судьба. В есенинской метафоре воплощено прежде всего религиозное понимание смерти как перехода из одного состояния жизни души в другое. Именно поэтому фраза «в ту страну, где тишь и благодать» звучит несколько умиротворенно по сравнению с надрывной и трагической тоской, которая пронизывает все естество поэта, когда он обращается к любимой природе. Он словно стремится запомнить и унести с собой это драгоценное воспоминание о неповторимых красотах мещерских лесов и песчаных равнин, милых сердцу берез и осин, розоватого отблеска предзакатной воды на озерах и реках. Характерные образы и детали среднерусского пейзажа свидетельствуют о том, что скорее всего картины, описанные в данном произведении, навеяны образом родной Рязанщины.

Но не одна лишь природа заставляет С. Есенина любоваться этим светом. Страну украшают люди своим трудом, великодушием и добротой. Символично, что поэту дороги все люди, живущие на земле. В финале стихотворения не выделен какой-либо один образ (друга, матери или возлюбленной, например), как это часто делается в подобных исповедальных произведениях. В этом плане данное стихотворение тесно соотносится с произведением Н. Рубцова «До конца», в котором лирический герой перед уходом также прощается с миром и исповедуется «перед всем старинным белым светом».

Однако, несмотря на общую элегическую тональность, есенинский лирический герой все-таки выделяет и наиболее счастливые минуты своей земной жизни:

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

В этих строках воплотилось глубокое философское представление поэта о праве каждой живой души на счастье и радость на этой планете. На первый взгляд пренебрежительное слово «зверье» в контексте есенинских строк звучит нежно и ласково. Поэт словно полемизирует с теми, кто позволяет себе обижать «братьев наших меньших». Этим определением С. Есенин уравнивает людей и животных в их праве на жизнь. Данные строки наполняют произведение огромным воспитательным значением. Наряду с тем, что философский смысл остается главным для читательского восприятия стихотворения, огромную ценность имеет и эстетически выразительное описание природы в нем.