Употреблен форме изъявительного наклонения. Употребление форм одних наклонений в значении других

Категория наклонения – это словоизменительная грамматическая категория глагола, которая выражает отношение действия или состояния к действительности: читаешь, читай, читал бы. В русском языке различаются три наклонения: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное.

Изъявительное наклонение обозначает действие, которое происходило (не происходило) до момента речи, происходит (не происходит) в момент речи, произойдет (не произойдет) после момента речи: читал, читаю, буду читать.Изъявительное наклонение противопоставляется сослагательному и повелительному, т. к. только оно способно передавать действие, которое фактически осуществлялось, осуществляется или будет осуществляться, т. Е. реальное действие. Все другие наклонения передают действие (состояние) , осуществление которого желательно, возможно т. е. ирреальное действие. Сослагательное (условное) наклонение обозначает действие (состояние) , осуществление которого желательно или возможно при каких-то условиях: Будь у меня тысяча или полторы. Я бы в Париж поехал (Чехов) – действие возможно только при определенном условии. Сослагательное наклонение образуется аналитическим способом: сочетанием глагола в форме прошедшего времени с частицей бы: читал бы. Форма прошедшего времени в составе сослагательного наклонения не имеет своего временного значения, и глаголы в сослагательном наклонении не изменяются по временам, а изменяются по родам и числам. Частица бы может находится в любом месте предложения (кроме его начала) . Частица бы всегда безударна. Повелительное наклонение выражает повеление, просьбу, пожелание говорящего, побуждающего совершить действие: читай, скажи. Повелительное наклонение обозначает ирреальное действие, к осуществлению которого побуждает говорящий. Способы образования повелительного наклонения разнообразны. Наиболее типичной для повелительного наклонения является форма 2-го лица ед. и мн. числа, т. к. значение повелительного наклонения предполагает наличие лица, кому адресуется повеление, просьба. Она образуется от основы настоящего (будущего) времени путем присоединения к ней окончания. Нулевое окончание имеют глаголы с основой на мягкий согласный (возглавь, оставь, открой) . На Ж, Ш (уничтожь) , если ударение падает на основу. У всех других глаголов к основе настоящего времени присоединяется ударное окончание –И (помоги, вывези, исполни) . Если основа инфинитива включает в себя суффикс –ва-, который отсутствует в основе настоящего времени, то повелительное наклонение во 2-м лице может образовываться от основы инфинитива с помощью суффикса Й (давать – даю – давай) . Форма 2-го лица мн. числа образуется от форм ед. числа присоединением аффикса –те (иди - идите) . Форма 3-го лица повелительного наклонения образуется аналитическим способом: сочетанием глагола в 3-м лице ед. или мн. числа настоящего (будущего) времени с частицами пусть или пускай: Пусть сильнее грянет буря. Форма 3-го лица повелительного наклонения может быть образована и с помощью частицы Да: Да здравствует солнце! Форма 1-го лица мн. числа повелительного наклонения морфологически может совпадать с формой 1-го лица мн. числа настоящего (будущего) времени (идем, скажем) , но может и отличаться от нее аффиксом –те или частицей –ка. Глаголы, значение которых несовместимо со значением повелительного наклонения, не образуют форм повелительного наклонения. Таковы, например, безличные глаголы (светать, вечереть, знобить) . Т. к. все наклонения выражают отношение действия (состояния) к действительности, в речи, особенно художественной, нередки случаи употребления форм одного наклонения в значении другого. Переносное использование форм наклонения придает речи эмоционально-экспрессивную окрашенность, выразительность. Например, формы повелительного наклонения могут употребляться в значении сослагательного: Как хочешь ты трудись; Но приобресть не льстись ни благодарности, ни славы, коль нет в твоих руках ни пользы, ни забавы (Крылов) ; повелительного в значении изъявительного: Случись тут мухе быть. Как горю не помочь? (Крылов) .

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 35. Категория наклонения. Система наклонений: значение и образование форм наклонений. Употребление форм одного наклонения в значении другого:

  1. 29.Категория наклонения, ее значение. Категория лица. Значение форм лица. Безличные глаголы, их семантика и употребление.
  2. 27. КАТЕГОРИЯ НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛА.ЗНАЧЕНИЕ И ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ КАТЕГОРИИ НАКЛОНЕНИЯ.

Рассмотренные выше значения того или иного наклонения могут быть выражены средствами других наклонений, что создает целую гамму синонимических средств, представляющих интерес в семантико-стилистическом плане. Так, формы изъявительного наклонения в живой речи нередко используются для побуждения к действию, т.е. в значении, свойственном повелительному наклонению. Этой цели служат некоторые формы будущего и прошедшего времени. Одна из них – форма 2-го лица единственного и множественного числа будущего времени глаголов совершенного вида; "[Лопахин, отдавая Дуняше букет] И квасу мне принесешь" (Ч.); "Сейчас эмку заправьте, поедете в полевой госпиталь, найдете Сафонова, из-под земли достанете и узнаете, что с майором" (Сим.). Такое употребление создает впечатление полной уверенности в том, что действие, к которому побуждают, будет выполнено. Для побуждения к совместному действию может быть использована форма 1-го лица множественного числа (будущего времени): "Идем в кино, а?", "Рассмотрим этот вопрос подробнее", "Запишем следующее положение..." Подобные формы характерны для языка учителя, лектора. Они распространены в призывах, где форма 1-го лица множественного числа (преимущественно глаголов совершенного вида), объединяя с говорящим неограниченное число слушающих, читающих, представляет действие как охватывающее всех и исходящее от всех: "Отстоим наши завоевания, демократию!" Приглашение выполнить действие вместе с говорящим может быть выражено в живой речи и формой множественного числа прошедшего времени: "Начали!", "Побежали!" По сравнению с начнемте, а особенно с давайте начнем, форма начали! обозначает более решительное предположение, побуждение немедленно начать действие.
Формы прошедшего времени изъявительного наклонения могут быть иногда использованы в значении, близком к значению сослагательного наклонения: "– Ах ты какой, Федя; ну, послал кого за водкой – и вся тут" (Мам.-Сиб.). В подобном употреблении форма прошедшего времени представляет действие не столько как предполагаемую возможность (что свойственно сослагательному наклонению с оттенком повелительного), сколько как реализованную возможность (о которой стоит подумать).
Переносно могут использоваться и формы повелительного наклонения. Так, формы 2-го лица могут выступать в значении изъявительного при выражении действия, навязываемого говорящему (или другому лицу, которое называет говорящий): "[Фамусов] Им бал, а батюшка таскайся на поклон" (Гриб.); "[Марина ] Ночью профессор читает и пишет, и вдруг часу во втором звонок... Что такое, батюшки? Чаю! Буди для него народ, ставь самовар... Порядки!" (Ч.); "[Мышлаевский] Довольно! Я воюю с девятьсот четырнадцатого года. За что? За отечество? А это отечество, когда бросили меня на позор? И я опять иди к этим светлостям? Ну нет" (М.Булг.); "А женщина – что бедная наседка: Сиди себе да выводи цыплят" (П.). В этих случаях формы повелительного наклонения синонимичны личным предложениям с вынужден, должен (вынуждена, должна и т.д.) или безличным предложениям с приходится. Форма 2-го лица единственного числа повелительного наклонения может употребляться в значении прошедшего времени (изъявительного наклонения): "Ему бы в сторону броситься, а он возьми да прямо и побеги" (Тург.); "И вот вдруг мне тогда в ту же секунду кто-то и шепни на ухо..." (Дост.). Такие формы подчеркивают неожиданность действий, стремительно прошедших или начавшихся.
Формы повелительного наклонения употребляются и в значении, свойственном сослагательному: "Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей... Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела, что они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово" (Л.Т.); "Может, будь ненадежнее рук твоих кольцо – покороче б, наверно, дорога мне легла" (Б.Ок.); "Будь у Инессы валюта, она первым делом купила бы средства для борьбы с варрой, клещом, который постоянно наносит урон не только на пасеке" (Ог. 1991. № 2). Используемые вместо сослагательного наклонения повелительные формы обозначают несостоявшиеся, нереализованные действия, ситуации (которые как бы предложены для рассмотрения, оценки в связи с их последствиями, названными в контексте, – отрицательными, по мнению говорящего, или положительными).
Наконец, формы сослагательного наклонения могут выступать в значениях, свойственных изъявительному и повелительному. Ср. в формулах учтивого распоряжения и пожелания: "Я попросил бы вас зайти завтра ко мне" (= "зайдите завтра ко мне"); "Мне хотелось бы с вами побеседовать" (= "я хочу с вами побеседовать"); "Я бы предложил следующее...." (= "я предлагаю, хочу, могу предложить..."). То есть в этих случаях сослагательное наклонение используется в значении изъявительного. Будучи использованным вместо форм 2-го лица повелительного наклонения, формы сослагательного выражают мягкое, деликатное побуждение, робко, нерешительно звучащий совет: "Ты бы почитала что-нибудь, Саша" (Ч.); "Вы бы лесом шли, лесом идти прохладно" (М.Г.). Употребленные со словом чтоб (поглотившим частицу бы) формы сослагательного наклонения выражают побуждение, высказанное категорическим тоном: "Чтоб ты завтра принес книги!"; "Чтоб ты больше не приходил!"; "Чтоб я его больше здесь не видела!"
В значениях, свойственных разным наклонениям, может выступать инфинитив (см. выше раздел "Инфинитив").

Рассмотренные выше значения того или иного наклонения могут быть выражены средствами других наклонений, что создает целую гамму синонимических средств, представляющих интерес в семантико-стилистическом плане. Так, формы изъявительного наклонения в живой речи нередко используются для побуждения к действию, т.е. в значении, свойственном повелительному наклонению. Этой цели служат некоторые формы будущего и прошедшего времени. Одна из них - форма 2-го лица единственного и множественного числа будущего времени глаголов совершенного вида; "[Лопахин, отдавая Дуняше букет] И квасу мне принесешь" (Ч.); "Сейчас эмку заправьте, поедете в полевой госпиталь, найдете Сафонова, из-под земли достанете и узнаете, что с майором" (Сим.). Такое употребление создает впечатление полной уверенности в том, что действие, к которому побуждают, будет выполнено. Для побуждения к совместному действию может быть использована форма 1-го лица множественного числа (будущего времени): "Идем в кино, а?", "Рассмотрим этот вопрос подробнее", "Запишем следующее положение..." Подобные формы характерны для языка учителя, лектора. Они распространены в призывах, где форма 1-го лица множественного числа (преимущественно глаголов совершенного вида), объединяя с говорящим неограниченное число слушающих, читающих, представляет действие как охватывающее всех и исходящее от всех: "Отстоим наши завоевания, демократию!" Приглашение выполнить действие вместе с говорящим может быть выражено в живой речи и формой множественного числа прошедшего времени: "Начали!", "Побежали!" По сравнению с начнемте, а особенно с давайте начнем, форма начали! обозначает более решительное предположение, побуждение немедленно начать действие.

Формы прошедшего времени изъявительного наклонения могут быть иногда использованы в значении, близком к значению сослагательного наклонения: "- Ах ты какой, Федя; ну, послал кого за водкой - и вся тут" (Мам.-Сиб.). В подобном употреблении форма прошедшего времени представляет действие не столько как предполагаемую возможность (что свойственно сослагательному наклонению с оттенком повелительного), сколько как реализованную возможность (о которой стоит подумать).

Переносно могут использоваться и формы повелительного наклонения. Так, формы 2-го лица могут выступать в значении изъявительного при выражении действия, навязываемого говорящему (или другому лицу, которое называет говорящий): "[Фамусов] Им бал, а батюшка таскайся на поклон" (Гриб.); "[Марина ] Ночью профессор читает и пишет, и вдруг часу во втором звонок... Что такое, батюшки? Чаю! Буди для него народ, ставь самовар... Порядки!" (Ч.); "[Мышлаевский] Довольно! Я воюю с девятьсот четырнадцатого года. За что? За отечество? А это отечество, когда бросили меня на позор? И я опять иди к этим светлостям? Ну нет" (М.Булг.); "А женщина - что бедная наседка: Сиди себе да выводи цыплят" (П.). В этих случаях формы повелительного наклонения синонимичны личным предложениям с вынужден, должен (вынуждена, должна и т.д.) или безличным предложениям с приходится. Форма 2-го лица единственного числа повелительного наклонения может употребляться в значении прошедшего времени (изъявительного наклонения): "Ему бы в сторону броситься, а он возьми да прямо и побеги" (Тург.); "И вот вдруг мне тогда в ту же секунду кто-то и шепни на ухо..." (Дост.). Такие формы подчеркивают неожиданность действий, стремительно прошедших или начавшихся.

Формы повелительного наклонения употребляются и в значении, свойственном сослагательному: "Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей... Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела, что они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово" (Л.Т.); "Может, будь ненадежнее рук твоих кольцо - покороче б, наверно, дорога мне легла" (Б.Ок.); "Будь у Инессы валюта, она первым делом купила бы средства для борьбы с варрой, клещом, который постоянно наносит урон не только на пасеке" (Ог. 1991. № 2). Используемые вместо сослагательного наклонения повелительные формы обозначают несостоявшиеся, нереализованные действия, ситуации (которые как бы предложены для рассмотрения, оценки в связи с их последствиями, названными в контексте, - отрицательными, по мнению говорящего, или положительными).

Наконец, формы сослагательного наклонения могут выступать в значениях, свойственных изъявительному и повелительному. Ср. в формулах учтивого распоряжения и пожелания: "Я попросил бы вас зайти завтра ко мне" (= "зайдите завтра ко мне"); "Мне хотелось бы с вами побеседовать" (= "я хочу с вами побеседовать"); "Я бы предложил следующее...." (= "я предлагаю, хочу, могу предложить..."). То есть в этих случаях сослагательное наклонение используется в значении изъявительного. Будучи использованным вместо форм 2-го лица повелительного наклонения, формы сослагательного выражают мягкое, деликатное побуждение, робко, нерешительно звучащий совет: "Ты бы почитала что-нибудь, Саша" (Ч.); "Вы бы лесом шли, лесом идти прохладно" (М.Г.). Употребленные со словом чтоб (поглотившим частицу бы) формы сослагательного наклонения выражают побуждение, высказанное категорическим тоном: "Чтоб ты завтра принес книги!"; "Чтоб ты больше не приходил!"; "Чтоб я его больше здесь не видела!"

В значениях, свойственных разным наклонениям, может выступать инфинитив.

Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык.- М, 1997г.

· Формы изъявительного в переносном значении повелительного наклонения.

Зайдёшь ко мне вечером?

Немедленно прекратили разговоры!

В данном случае формы изъявительного наклонения употребляются для усиления категоричности просьбы.

Конструкции с частицей не выражают смягчение побуждения.

Не зайдет ли он ко мне вечером?

· Формы изъявительного наклонения употребляются в значении сослагательного наклонения и обозначают возможное или легко осуществимое действие.

Нечего долго об этом думать, сел да и написал ей письмо.

· Формы сослагательного наклонения могут выступать в значении повелительного наклонения, когда употребляются для смягчения приказа или в значении осторожного учтивого пожелания.

Ефим, ты бы пошёл к нему. (М. Горький)

Чтоб сейчас же ложился спать .

· Формы повелительного наклонения могут выступать в значении сослагательного наклонения для выражения условия или долженствования.

Щепотки волосков Лиса не пожалей -

Остался б хвост у ней. (И. А. Крылов)

Приди ты раньше, мы бы успели на поезд.

· Формы повелительного наклонения могут употребляться в значении изъявительного наклонения, внося оттенок неожиданности, нежелательности действия.

Я ожидал его вечером, а он да и приди утром.

Его ждут, а он да и опоздай на целый час.

Гл. совершенного вида выражают действие, ограниченное в своем развитии каким-то пределом, по достижении которого оно прекращается. (Вот дом, который построил Джек ). Кроме общевидовых, гл. сов. вида имеют частновидовые значения, проявляющиеся в условиях контекста:

Конкретно - фактическое, когда прекращение действия вызвано его исчерпанностью (Отговорила роща золотая );

Наглядно - примерное: (Домой придешь - там ты сидишь)

- предел может относиться к началу действия (Запели тесаные дроги; он тут как закричит благим матом ); развитие действия может быть ограничено временным отрезком (На лужок, на лужок приходи, мой дружок, поболтать, поцеловаться, аль не хочется ужо?) ;

Действие м. быть представлено как совершившееся одноактно, мгновенно (Он улыбнулся на прощанье и за собою дверь закрыл ).

Гл. несовершенного вида - выражают не ограниченное каким-либо пределом действие, Они тоже имеют частновидовые значения:

Конкретно - процессное, т.е. конкретное неповторяющееся действие - пишу письмо, стою у входа



- неограниченно кратное, т.е. неограниченно - повторяющееся действие - она ходила в школу, бегала по утрам и много читала

- обобщенно - фактическое, т.е. сам факт наличия или отсутствия действия - У меня бабушка здорово пироги печет

Значение постоянного отношения - билет стоит пять копеек

Категория вида охватывает все гл. без исключения. Большинство из них имеют соотносительные формы нес. и сов. вида, т.е. составляют видовую корреляцию . Два глагола противоположного вида, кот. имеют одно и то же лексич. значение и различаются лишь наличием или отсутствием идеи результата действия , называются видовой парой . Гл. нес. вида образуются от гл. сов. вида с помощью суффиксов

1) -ыва-/-ива- - выпить / выпивать, списать / списывать

2) -ва- - дать / давать

3) -ева- - продлить / продлевать

4) -а- - подрасти / подрастать

5) чередованием суффиксов -и- и -а- - обучить / обучать

Гл. сов. вида образуются от гл. нес. вида с помощью

1) суффикса -н- - увядать / увянуть

2) приставок - сохнуть / отсохнуть

Читайте также:
  1. III. Перейдем к доказательству теоремы о промежуточном значении
  2. lt;variant>возможность обращения к жестким дискам других компьютеров
  3. А не тот, кто заставляет других бояться себя». 1 страница
  4. А не тот, кто заставляет других бояться себя». 10 страница
  5. А не тот, кто заставляет других бояться себя». 11 страница
  6. А не тот, кто заставляет других бояться себя». 12 страница
  7. А не тот, кто заставляет других бояться себя». 13 страница
  8. А не тот, кто заставляет других бояться себя». 14 страница
  9. А не тот, кто заставляет других бояться себя». 15 страница
  10. А не тот, кто заставляет других бояться себя». 16 страница

Рассмотренные выше значения того или иного наклонения могут быть выражены средствами других наклонений, что создает целую гамму синонимических средств, представляющих интерес в семантико-стилистическом плане. Так, формы изъявительного наклонения в живой речи нередко используются для побуждения к действию, т.е. в значении, свойственном повелительному наклонению. Этой цели служат некоторые формы будущего и прошедшего времени. Одна из них – форма 2-го лица единственного и множественного числа будущего времени глаголов совершенного вида; "[Лопахин, отдавая Дуняше букет] И квасу мне принесешь " (Ч.); "Сейчас эмку заправьте, поедете в полевой госпиталь, найдете Сафонова, из-под земли достанете и узнаете, что с майором" (Сим.). Такое употребление создает впечатление полной уверенности в том, что действие, к которому побуждают, будет выполнено. Для побуждения к совместному действию может быть использована форма 1-го лица множественного числа (будущего времени): "Идем в кино, а?", "Рассмотрим этот вопрос подробнее", "Запишем следующее положение…" Подобные формы характерны для языка учителя, лектора. Они распространены в призывах, где форма 1-го лица множественного числа (преимущественно глаголов совершенного вида), объединяя с говорящим неограниченное число слушающих, читающих, представляет действие как охватывающее всех и исходящее от всех: "Отстоим наши завоевания, демократию!" Приглашение выполнить действие вместе с говорящим может быть выражено в живой речи и формой множественного числа прошедшего времени: "Начали !", "Побежали !" По сравнению с начнемте, а особенно с давайте начнем, форма начали ! обозначает более решительное предположение, побуждение немедленно начать действие.

Формы прошедшего времени изъявительного наклонения могут быть иногда использованы в значении, близком к значению сослагательного наклонения: "– Ах ты какой, Федя; ну, послал кого за водкой – и вся тут" (Мам.-Сиб.). В подобном употреблении форма прошедшего времени представляет действие не столько как предполагаемую возможность (что свойственно сослагательному наклонению с оттенком повелительного), сколько как реализованную возможность (о которой стоит подумать).

Переносно могут использоваться и формы повелительного наклонения. Так, формы 2-го лица могут выступать в значении изъявительного при выражении действия, навязываемого говорящему (или другому лицу, которое называет говорящий): "[Фамусов] Им бал, а батюшка таскайся на поклон" (Гриб.); "[Марина ] Ночью профессор читает и пишет, и вдруг часу во втором звонок… Что такое, батюшки? Чаю! Буди для него народ, ставь самовар… Порядки!" (Ч.); "[Мышлаевский] Довольно! Я воюю с девятьсот четырнадцатого года. За что? За отечество? А это отечество, когда бросили меня на позор? И я опять иди к этим светлостям? Ну нет" (М.Булг.); "А женщина – что бедная наседка: Сиди себе да выводи цыплят" (П.). В этих случаях формы повелительного наклонения синонимичны личным предложениям с вынужден, должен (вынуждена, должна и т.д.) или безличным предложениям с приходится. Форма 2-го лица единственного числа повелительного наклонения может употребляться в значении прошедшего времени (изъявительного наклонения): "Ему бы в сторону броситься, а он возьми да прямо и побеги " (Тург.); "И вот вдруг мне тогда в ту же секунду кто-то и шепни на ухо…" (Дост.). Такие формы подчеркивают неожиданность действий, стремительно прошедших или начавшихся.

Формы повелительного наклонения употребляются и в значении, свойственном сослагательному: "Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела, что они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово" (Л.Т.); "Может, будь ненадежнее рук твоих кольцо – покороче б, наверно, дорога мне легла" (Б.Ок.); "Будь у Инессы валюта, она первым делом купила бы средства для борьбы с варрой, клещом, который постоянно наносит урон не только на пасеке" (Ог. 1991. № 2). Используемые вместо сослагательного наклонения повелительные формы обозначают несостоявшиеся, нереализованные действия, ситуации (которые как бы предложены для рассмотрения, оценки в связи с их последствиями, названными в контексте, – отрицательными, по мнению говорящего, или положительными).

Наконец, формы сослагательного наклонения могут выступать в значениях, свойственных изъявительному и повелительному. Ср. в формулах учтивого распоряжения и пожелания: "Я попросил бы вас зайти завтра ко мне" (= "зайдите завтра ко мне"); "Мне хотелось бы с вами побеседовать" (= "я хочу с вами побеседовать"); "Я бы предложил следующее…." (= "я предлагаю, хочу, могу предложить… "). То есть в этих случаях сослагательное наклонение используется в значении изъявительного. Будучи использованным вместо форм 2-го лица повелительного наклонения, формы сослагательного выражают мягкое, деликатное побуждение, робко, нерешительно звучащий совет: "Ты бы почитала что-нибудь, Саша" (Ч.); "Вы бы лесом шли, лесом идти прохладно" (М.Г.). Употребленные со словом чтоб (поглотившим частицу бы ) формы сослагательного наклонения выражают побуждение, высказанное категорическим тоном: "Чтоб ты завтра принес книги!"; "Чтоб ты больше не приходил !"; "Чтоб я его больше здесь не видела !"

В значениях, свойственных разным наклонениям, может выступать инфинитив (см. выше раздел "Инфинитив").