Веют осенние ветры в мрачной дубраве жанр. Презентация на тему ""осень" николай карамзин"

Н. М. Карамзин, как и многие писатели, поэты русской литературы, славит в произведениях любое проявление природы, подчеркивая тесную связь с ней человека. Природа выступает фоном событий произведений, а ее явления – персонажами.

В жизни известного поэта существовал творческий период, который считается наиболее плодотворным. Именно в это время было написано стихотворение «Осень», посвященное одному из красивейших, ярких времен года, несмотря на то, что сам автор находился в Женеве. Но, несмотря на местоположение, Н. М. Карамзин мысленно находился среди полей родной страны.

Первичное восприятие осени, изображенной Н. М. Карамзиным, представлено унылой картиной этой поры. Ветряная погода, пустые поля, даже «скрылися птички». Излюбленные места он описывает печальными: «унылые», перед глазами лишь дым и туман. За всеми подобными изменениями наблюдает странник. «Томно вздыхая», он с сожалением проводил лето, а теперь воспринимает следующее время года, которое его не радует своим наступлением. Осень воспринимается путешественником как увядание, не приносящее ничего радостного, лишь напоминая об умирании.

Лирический герой в форме призыва старается успокоить и взбодрить странника. Он пытается доказать, что все временно, пройдет и осень, и печаль. Наступит весна, и тогда «снова природа восстанет». Основная мысль заключается в том, что на смену одним поколениям придут другие.

Раскрыть образ мыслей автора помогает мотив уединения, одиночества. Многочисленные олицетворения - «туманы восходят», «сетуют холмы», «природа восстанет» дают полное представление об осени, показывают индивидуальное восприятие ее героем, вызывающее угнетающие чувства, печаль. Эпитеты также дают возможность не просто созерцать уныние и пасмурную погоду, они окунают в глубину размышления о смысле жизни: мрачной, поздние, седые, унылым, бледную, печальный. Однако параллельно с глаголами, вызывающими печальные ноты (сетуют, увянет, умолкло) встречается немало и тех, которые дают надежду на светлое будущее: утешься, оживится.

Звуковое сопровождение в стихотворение играет огромную роль, так как автор создает подражание гула ветра, шуршания листьев, треска («с шумом», «вздыхая»). Все это навеивает пессимистические мысли, тем более последние строки – итог о том, что рано или поздно все закончится. Автор дает понять, что в природе смена природных явлений бесконечна. Это отличает человеческую жизнь, которая рано или поздно обрывается. Именно переход от осени к зиме напоминает старцу о том, что ничто не вечно.

Параллель череды времен года, действующих по законам природы, по мнению Н. М. Карамзина, перекликается с изменениями в жизни каждого человека. Упоминая осень в своем стихотворении, автор лишь привел пример как проявления, связанные с наступлением этой поры, похожи на круговорот событий жизненного пути людей.

Вариант 2

Николай Михайлович Карамзин – это известный русский общественный и политический деятель, публицист, писатель, прозаик, критик. Он прославился благодаря свои восхитительным повестям, хотя немногие знают, что он был еще и прекрасным поэтом. У него есть интересные и запоминающиеся стихотворения, например как то, о котором мы сегодня с вами поговорим, называется оно «Осень». Это стихотворение очень оригинальное и запоминающееся для современного читателя.

Это великолепное стихотворение - лишь одно из целой части невероятно сентиментальных произведений этого автора того времени. Во время написания стихотворения «Осень» Николаем Михайловичем он попал в Европу и описывал он именно европейскую погоду, постоянно сравнивая и анализируя с нашей, родной природой.

Это стихотворение Карамзин поделил на две условные части. В первой части он описывал увядающую осеннюю пору, когда все на планете становится серее, грустнее и мрачнее. Во второй части этого стихотворения мы знакомимся с главным героем, странником, который с грустью наблюдает за гашением природы.

Природа и человек в произведениях Николая Карамзина достаточно тесно связаны, они буквально неотделимы друг от друга. Осень- это олицетворения старости, преклонного возраста человека, который совсем близок к смерти, но стоит немного подождать, и все изменится, придут новые люди, которые будут жить и радоваться этой жизни. Своим восмистрочным произведение Карамзин прекрасно описал «эффект Сансары», когда в жизни происходит постоянный круговорот.

Стихотворение написано в описательном характере. А после описания мрачной осени, полной безысходности, звучат едва слышные нотки того, что за черным- всегда следует белое, а значит, стоит всего немного подождать, прежде чем все заиграет прежними красками, станет даже лучше и ярче, чем было. Автор пытается показать, что все в этом мире взаимосвязано, все повторяется раз за разом, стихотворение, по сравнению с Лермонтовским, написано совсем не для того, чтобы ввести читателя в состояние грусти и хандры, а для того, чтобы показать всю разносторонность нашей жизни.

Несмотря на то, что само по себе стихотворение несет немного пессимистичный характер, его хочется перечитывать еще и еще, ради того, чтобы верить в то, что все связано, а после плохого- обязательно будет что-то доброе, солнечное, радостное.

Анализ стихотворения Осень по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Орина мать солдатская Некрасова 7 класс

    На первой позиции в творчестве Некрасова выступает тема тяжёлой судьбы русской женщины. Безволие и бесправие сопровождали их на протяжении многих лет. Прообразом за всех страдающих женщин

  • Анализ стихотворения Пушкина Свободы сеятель пустынный

    1823 год стал для А.С.Пушкина не лучшим годом для творчества. Южная ссылка, которую он отбывал из-за того, что написал стихотворение против императора, оставила глубокий след в его жизни и работе.

  • Анализ стихотворения Немые Твардовского

    Это стихотворение посвящено вражеским захватчикам России во время второй Мировой войны – немецким фашистам. Конечно, оно обличает их. Само название - это кличка немцев. В произведении несколько раз повторяется

  • Анализ стихотворения Есенина Поет зима – аукает

    Это одна из первых работ поэта, созданная в 1910г, когда С. Есенину исполнилось всего пятнадцать лет. Но опубликовано было намного позже, поскольку считал свою работу не серьезной, детской. Тем не менее, поэтому очень хорошо

  • Анализ поэмы За далью - даль Твардовского

    Стиль написания поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль» - это записи пассажира поезда, который решил совершить путешествие через всю страну.

И все-таки, как представляется, наиболее интересен поэт не в любовной лирике, а в элегических стихотворениях медитативного характера (латинское meditatio - размышление). Там, где он погружается в область метафизических раздумий о жизни и смерти, о течении времени и вечном круговороте времен года в природе. "Осень" (1789), "Выздоровление" (1789), "Волга" (1793), "К соловью" (1793), "Молитва о дожде" (1793), "К Алине. На смерть ее супруга" (1795), "Время" (1795), "К бедному поэту" (1796), "Меланхолия" (1800), "Берег" (1802). В каждом из этих стихотворений - своя индивидуальная лирическая тональность, каждое отмечено попыткой создать эмоциональную атмосферу под стать предмету изображения.

"Осень" повествует об увядании природы, которое происходит каждый год с неотвратимой неизбежностью. Это увядание печально, но вовсе не трагично. Потому что с той же неизбежностью "все обновится весною". Трагична участь человека. Ведь "хладная зима" жизни продолжает приближаться к нему и весною. Природа угасает на малое время, а человек угасает навечно.

Осень Веют осенние ветры В мрачной дубраве; С шумом на землю валятся Желтые листья. Поле и сад опустели; Сетуют холмы; Пение в рощах умолкло - Скрылися птички. Поздние гуси станицей К югу стремятся, Плавным полетом несяся В горних пределах. Вьются седые туманы В тихой долине; С дымом в деревне мешаясь, К небу восходят. Странник, стоящий на холме, Взором унылым Смотрит не бледную осень, Томно вздыхая. Странник печальный, утешься! Вянет природа Только на малое время; Все оживится, Все обновится весною; С гордой улыбкой Снова природа восстанет В брачной одежде. Смертный, ах! вянет навеки! Старец весною Чувствует хладную зиму Ветхия жизни.

В любом сентиментальном произведении обязательно просматривается личностный план повествования. Другими словами, явно или неявно, но исходной точкой изображения картин природы или переживаний человека оказывается субъективный взгляд на них автора произведения. В кульминационной строфе "Осени" помещен образ странника (проекция автора-поэта). Он стоит на холме и печально взирает на бледные краски осени. Композиционно эта фигура разделяет стихотворение на две части. В первой части (четыре начальные строфы) живописно и конкретно выписанный осенний пейзаж. С шумом ветра, срывающего желтые листья с мрачных дубов- великанов. С опустевшими полями и садами. С устремившимися к теплому югу вереницами гусей в высоком небе. С седыми туманами, оседающими в тихой долине, что окаймляет деревенские избы. Во второй части (последние три строфы), которая следует за кульминационной пятой строфой, слово берет сам автор. Он выступает теперь на передний план, потеснив фигуру странника. Это его, авторские, медитации-размышления о несхожести участи обновляющейся и возвращающейся к полноте жизни природы и уходящих в небытие людей.

Работая над этим произведением, Карамзин составил метрическую схему стиха и поместил ее в верхней части листа над текстом. Это очень показательно. Поэт задумывался над тем, как самим ритмом строк передать сложное душевное состояние. С одной стороны, безнадежности и потому печали, а с другой, веры в жизнь, в ее обновляющие и возрождающие силы. Противоречивое, необычное ощущение, а раз так, то и стихотворная форма несколько необычна. Необычна ритмика и интонационно-мелодическое звучание стиха.

Ритм и смысл стиха всегда тесно связаны. Чтобы разобраться в их взаимосвязи, позволим себе небольшой экскурс в теорию стиха. Начнем с соотношения метра и ритма в стихотворном произведении. Эти два понятия означают вовсе не одно и то же. Метр (по-гречески metron , то есть мера) - это, собственно, и есть стихотворный размер, которому произведение формально следует. Метр положен в основу стиха, это его изначальная схема, его предполагаемый жесткий каркас. Основные размеры силлабо-тонического стиха: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест. Хорей и ямб - размеры двусложные: когда каждая стопа (то есть повторяющаяся группа слогов в строчках) состоит из двух слогов. Слог принято обозначать знаком, напоминающим перевернутую крышечку: И. Над ударным слогом в стопе ставят знак ударности: ´. Таким образом хорей будет обозначаться: (первый слог стопы ударный, второй - неударный). Ямб же схематически будет выглядеть: (первый слог неударный, а второй - ударный). Схемы трехсложных стоп исходят из того же принципа соотношения ударных и неударных слогов в стопе. Только стопа состоит не из двух, а из трех слогов. Дактиль: . Амфибрахий: . Анапест:.

Поэту при создании стихотворения не просто трудно, но невозможно абсолютно точно выдержать метрическую схему! В русском языке количество слогов в разных словах в высшей степени разнообразно: от одного слога до двенадцати, а то и больше. И ударения в словах не закреплены на определенном слоге, как закреплены они, например, в польском или французском языках. В одном слове ударение стоит на первом слоге, в другом - на четвертом и т.д. Вот почему реальное (не образцовое, не компьютерное) стихотворение всегда содержит какие-либо нарушения метрической схемы, положенной в его основание. Чаще всего это пиррихий, то есть пропуск предполагаемого схемой ударения в слоге, или спондей, то есть дополнительное ударение на том слоге, где по схеме его не должно быть. Чем самобытнее и талантливее поэт, тем смелее обращается он с метрической схемой. Он следует ей и одновременно ее нарушает, воплощая индивидуальный замысел своего произведения. Из диалектики следования и нарушений возникает уникальный ритмический рисунок каждого стихотворения, а значит, и неповторимый его смысл.

Ритм - понятие и явление гораздо более объемное и сложное, нежели метр. Ритм охватывает собою все сферы жизни и земной, и космической. Ритмическая организация литературного произведения приобрела очертания специальной проблемы еще в трудах античных философов и филологов. Ритм соотносился в них с эстетическими идеалами античности: симметрии, гармонии, красоты. Самое точное понимание сути явления предложил Платон, обозначив ритм как "порядок в движении". Все последующие определения ритма будут исходить из этой гениально простой формулы, соединяющей в себе два начала бытия: статику уже найденной формы (приведем в качестве примера упорядоченный метр стиха) и постоянную и неизбежную ее изменчивость. Платон внес в понимание ритма наиболее созвучную его сути идею диалектики. Пройдет время, и другой гениальный мыслитель - Августин - дополнит платоновскую формулировку началом духовным. Он соотнесет ритм с творческой работой интеллекта и духа: "Ритм есть плод работы духа".

Соотношение метра и ритма, этих двух главных инструментов в построении стиха, в высшей степени многообразно. Многообразие объясняется исторически. Поэзия - искусство древнее, и лежащий в его основании метр, это, говоря образно, успевший за многие столетия окаменеть и застыть ритм. В силу своей застывшей формы он наполнен традиционной, много раз повторенной семантикой (смысловым значением) и потому поддается точному изучению. Метр, нашедший свое воплощение в стихотворных размерах, это жесткие рамки, довлеющие над ритмом стиха. Метр статичен, ритм динамичен. Метр успел приобрести четкие очертания формы. Ритм, который в данную минуту организует сам процесс творчества, личностен, стихиен, мало предсказуем.

Исторический взгляд выводит к поэтике. Полностью и сознательно реализованный метр - это стих для прописей или компьютерные стиховые модели, образцовые и потому не живые. Ритм - живое мелодическое звучание, возникшее в результате поисков индивидуальных интонаций с их неповторимыми спадами, подъемами, ускорениями и замедлениями, в результате ориентации на метрическую схему и одновременно ее преодоления. Метр вне ритма оказывается лишь теорией, но и ритм вне метра не сможет обрести в стихе завершенную форму. Любое поэтическое творение начинается с противоборства, а нередко - острого конфликта метра и ритма.

Карамзин оказался одним из первых русских поэтов, различавших стихотворство и поэзию. Первое, считал он, это - следование метру и точный подбор рифм. Второе - следование внутреннему зову души, когда сама форма стиха начинает служить "сильному и стройному воображению и необыкновенной чувствительности". Он призывал быть "не только стихотворцем, но и Поэтом". Основываясь в "Осени" на заявленной метрической схеме, он тут же преобразует ее, ведомый "воображением и чувствительностью".

Проследим за ритмической организацией "Осени". Она не проста. Поэт соединил в одной строке два разных размера: дактиль и хорей. Составим метрическую схему. Вынесем в нее все слоги четырех строчек начальной строфы. Обозначим ударные слоги акцентным знаком "´" (латинское accentus - ударение). И разделим каждую строку на стопы:

Что мы видим? Более протяжно звучащий дактиль (он ведь трехсложный) соединен в строке с более отрывисто и четко звучащим хореем (он двусложный да еще и завершает строку, как бы ее обрывает). Подобное сочетание настраивает читательское восприятие на нечто тревожно-беспокоящее, требующее завершения. Завершить последнюю стопу до дактиля мог бы еще один, недостающий здесь слог. Но его нет! Поэту было важно найти такой ритм, такие мелодические интонации, которые своей легкой несостыковкой поселили бы в душе читателя разноречивые чувства. Перед нами - своего рода ритмическая подсказка. Ритм помогает объединить в едином всплеске эмоций радостное воодушевление при мысли о вечном обновлении природы и печальное уныние при мысли о неизбежном "увядании" человека.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма Русская история, казалось, была открыта Карамзиным, как Америка Колумбом. А.С.Пушкин Самостоятельная работа1. Карамзин – писатель и поэт.2. Карамзин – историк.3. Карамзин – реформатор русского литературного языка. Новые словосочетания: нежное сердце, душевная доброта, благородный вид, похитить сердце, бледная луна.Новые слова: личность, первоклассный, промышленность, влюбленность, рассудительность.Заимствования: тротуар, милиция, тост, эгоист, карикатура, контролер. СентиментализмОт английского sentimental - чувствительныйXVIII
ppt_y
ppt_y
style.rotationstyle.colorfillcolorstroke.colorfill.type КлассицизмСентиментализмКульт разумаКульт чувстваПриоритет – общественная жизнь человека, гражданский долгПриоритет- частная жизнь человека, сфера эмоцийЛитературные нормы и правилаНарушение литературных границ и правил Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Предмет изображения - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы Идиллия – безмятежное, мирное и гармоничное бытие. Резкое противопоставление деревни – средоточия естественной жизни, нравственной чистоты и города – символа зла, неестественной жизни, суеты, нравственной распущенности. Новые герои – поселяне и поселянки, пастухи и пастушкиИдеал – естественный человекУтверждается богатый внутренний мир представителей низших сословий Жанры – сентиментальная повесть, путешествие, эпистолярный жанр (письма), идиллия (пастораль)- (франц. pastorate, от лат. pastoralis - пастушеский), литературные, музыкальные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни. Идиллия (греч. eidýllion) - одна из основных литературных форм буколической поэзии (буколики); их объединяют интерес к повседневной жизни простых людей, к интимным чувствам, природе; изображение намеренно безыскусно.Буколика, буколическая поэзия (от греч. bukóĺos - пастух) - один из малых жанров поэзии, связанной со своим фольклорным источником - песнями пастухов. Б. как жанр определяется наличием песни, разнообразием и убедительностью раскрытых изнутри характеров, мастерством детали (особенно в пейзаже, всегда мирном и потому условном), восхвалением прелестей сельской жизни. Особое внимание пейзажуСентиментальный, идиллический пейзаж – речка, ручейки, лужок Задача автора – заставить читателя переживать, вызвать сострадание, слёзы умиления ПредставителиЛоренс Стерн Сэмюэл Ричардсон Жан Жак Руссо Русские сентименталистыВ.А.Жуковский Н.М.Карамзин Язык произведенийЭмоциональныйИзящныйВыразительный, образный Идеи сентиментализмаНравственное равенство людейИдеалы естественности и простотыИдея органической связи с природой

ЖанрыДневникиПутевые заметкиПисьмаМемуарыЭлегические посланияПовестиРоманы
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y Боровиковский «Портрет Лопухиной»Что является фоном?Каков смысл этого фона?Что выражают глаза, губы, поворот головы героини?Какие черты присущи этой женщине?Как одета Лопухина?Какие краски преобладают в портрете?Почему именно эти тона использует художник?

Чем этот портрет отличается от портретов эпохи классицизма?
Сентиментализм в парковом искусствеНарядность дворца и «больших кругов» в парке со статуями Правосудия и Мира не подавляют величием, а создают ощущение свободы и гармонии «Молочня» построена в стиле швейцарской хижины из валунов. Колокол над «Молочней» приглашал в назначенный час к питию молока, а рядом на лугу паслись коровы и овцы.Для чего?
style.rotationppt_wppt_y
Дети Марии Фёдоровны (жены Павла Первого) с лопаточками и граблями возделывали огород. В парке был «Памятник родителям». Семейные связи и идеи воспитания были святы во времена сентиментализма.
В Павловском создано на редкость органичное сочетание природы и искусства. Здесь нет противоречия между природой, зданиями, статуями.Парк кажется импровизацией самой природы, но он рукотворен.

Нежные чувства преданности и дружбы были символически увековечены и в другом сооружении парка – «Храме Дружбы». Черты сентиментализмауход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;подчеркнутая субъективность подхода к миру;культ чувства;культ природы;культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, естественности;утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий. Особенности русского сентиментализмасильная дидактическая установка;выраженный просветительский характер;активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм. Чтение и анализ стихотворения «Осень» - Какие чувства вызывает стихотворение? - В чем его смысл? - С чем сравнивается природа в стихотворении? - Как вы думаете, что автор хотел сказать этим стихотворением? Проверим себя! Когда зародился сентиментализм?XVIII
Как переводится термин?Чувствительный
Чем сентиментализм отличается от классицизма?Правит чувствоПленяет добродетельДоблесть – искренностьИнтерес к простому человеку

Какие шедевры западноевропейского сентиментализма вы знаете?Ричардсон «Кларисса Гарло»Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»Гёте «Страдания юного Вертера»
Каковы идеи сентиментализма?Нравственное равенство людейИдеалы естественности и простотыИдея органической связи с природой

Каковы ведущие жанры сентиментализма?ДневникиПутевые заметкиПисьмаМемуарыЭлегические посланияПовестиРоманы

Кто является русскими сентименталистами в литературе?Н. М. КарамзинА. Н. РадищевРанний В. А. Жуковский


Приложенные файлы

Н.Карамзин.

О С Е Н Ь

Веют осенние ветры
В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
Желтые листья.


Поле и сад опустели;
Сетуют холмы;
Пение в рощах умолкло -
Скрылися птички.


Поздние гуси станицей
К югу стремятся,
Плавным полетом несяся
В горних пределах.


Вьются седые туманы
В тихой долине;
С дымом в деревне мешаясь,
К небу восходят.


Странник, стоящий на холме,
Взором унылым
Смотрит на бледную осень,
Томно вздыхая.


Странник печальный, утешься!
Вянет природа
Только на малое время;
Все оживится,


Все обновится весною;
С гордой улыбкой
Снова природа восстанет
В брачной одежде.


Смертный, ах! вянет навеки!
Старец весною
Чувствует хладную зиму
Ветхия жизни.

1789, Женева

Николай Михайлович Карамзин известен нам как прозаик и историк. Но у него есть и интересные оригинальные стихотворения. "Осень" написана во время заграничного путешествия, когда автору не было еще и 23 лет. Тем удивительнее его обращение к этой теме.

"Осень" – это лирическое стихотворение, элегия: описание природы переплетается с чувствами и философскими размышлениями лирического героя.

Тема природы и человека в ней лежит в основе сюжета , который разворачивается в 8 строфах. Первые 4 показывают приметы осеннего увядания природы. Внимание читателя вслед за ветром переходит из мрачной дубравы в долину к людям, где опустели поля и сады, где дым печей и туман сливаются воедино, поднимаясь к небу. На небо и на птиц, которые уже не поют, а улетели или улетают, делается особый акцент. В пятой строфе появляется странник, наблюдающий эту картину и уныло вздыхающий и сожалеющий об увядании природы. Мы понимаем, что это его глазами был показан пейзаж. Странник (с помощью поэта) пытается (6 и 7 строфы) найти утешение в том, что природа обновится, сезонные изменения – это закон природы. Но за этим оптимистическим подъемом настроения следует (8строфа) резкий спад: мысль о бренности человека, земная жизнь которого, в отличие от природы обрывается навсегда.

Это и есть основная идея стихотворения : ощущение скорой зимы должны подготовить человека к завершению жизни .

Этому колебанию настроения подчинена организация поэтической речи: более длинные нечетные и короткие четные стихи, причем все оканчиваются укороченной (недописанной на один слог) дактильной стопой.

"Осень" написана белым стихом. Несмотря на отсутствие рифм оно очень мелодично, так как дактильные стихи напевны.

Эпитеты в мрачной дубраве, седые туманы, в тихой долине бледную осень создают печальный образ осени. Такого же характера они и для изображения образа печального странника: унылый взор, томный вздох.

Весну, противопоставленную осени, характеризуют эпитеты другого смыслового ряда: гордая улыбка, брачные одежды. Торжество и красота брачного обряда метафорически выражает красоту весеннего расцвета обновляющейся природы.

Мне кажется, что автор намекает на то, что не надо сетовать о конце земной жизни, хотя мысли о смерти пугают и удручают. Ведь мы только странники в этом мире. Человека тоже ждет вечная жизнь. Я вижу явные ассоциации с Евангельскими образами: в брачных одеждах должна предстать перед Женихом-Христом душа человека, заботившегося о ее чистоте. Настойчивое упоминание птицах, их плавном полете, горних пределах и небе – это же о стремлении душ к небу, аллегория .

Природа едина и одушевлена : природа восстанет с гордой улыбкой , но сейчас холмы сетуют !

Лексика стихотворения имеет тенденцию к возвышенному стилю. Употребляются устаревшие слова (станица – стая, горний – высокий, высший) и формы (малое время, хладная зима, ветхия жизни), "ся" вместо "сь".

Имеются риторические обращения к страннику, утешающее его и читателя и риторическое восклицание в последней строфе, усиливающее ее эмоциональность. А инверсии в первых строфах добавляют выразительности описания осени, создавая впечатление его сиюминутности.

Из фонетических особенностей хочется отметить частое обращение к звуку "у"("ю"), добавляющее протяжности стихам, и "с", вызывающие ассоциации с ветром, шорохом листьев, выдохом.

Мне очень понравилось стихотворение. Его очень интересно анализировать, вслушиваясь в мысли автора и сопоставляя свое ощущение осени с его.