Я гимны прежние пою. Мандельштам осип - слух черный парус напрягает

В стихотворении «Арион», анализ которого нас интересует, художественной целью является оценка действий тех из ровесников лирического героя, кого он может объединить в понятие «мы» («Нас было много на челне...»). Создается образ, являющийся аллегорией. Аллегория (от греч. «иносказание») — это развернутое уподобление примет реальности деталям картины, имеющей переносное значение, причем в ней важны не индивидуальные характеристики лиц, а обрисовка отвлеченных понятий, идей, качеств.

Предметный план, находящийся перед глазами воспринимающего, в действительности не так важен, хотя может быть обрисован с ощутимостью и конкретизацией (вспомните героев басен И.А. Крылова, у которых изображены внешние признаки и манера поведения, например, Лиса в басне «Ворона и лисица», 1808, выглядит как «плутовка», приближается к жертве «на цыпочках», говорит «чуть дыша», а ворона, неуклюже «взгромоздясь» на ель, простодушно вслушивается в ее «сладкие» похвалы, готовая каркнуть во все горло и выронить кусок сыра, который ей «Бог послал», лишь бы подтвердить, что она и вправду «хороша» и обладает «при красоте такой» певческим дарованием).

В стихотворении Пушкина «Арион» зримо видится плывущий в море челн, т. е. лодка, идущая на веслах и под парусом. На ней большая команда: « Иные парус напрягали ,/ Другие дружно упирали / В глубь мощны веслы ...» Работой руководит « кормщик умный », в молчании , сосредоточенно сидящий у руля. Находится место и беспечному сладкогласному певцу — он поет для пловцов (так названы моряки на «грузном челне»). Занятые делом, они не замечают надвигающегося вихря. Он нежданно, «с налету», прерывает путь, сметая с корабля « и кормщика , и пловца ». В буре пострадал и певец, его «риза влажная» (риза — верхнее облачение священника, показатель возможности для него служить в храме), он сушит ее « на солнце под скалою ».

В каждой детали полотна содержится обобщенный смысл: дело поколения — это плавание по бурному, грозящему непогодой морю, где их корабль похож на маленький, беззащитный перед «вихрем» челнок. В бедствиях моряков нельзя обвинять ни море, ни бурю, т. е. в целом законы мирозданья, они сами выбрали свою судьбу, стремясь к неведомой, манящей издали цели. Особое внимание уделяется месту художника среди пловцов — он вместе с ними, но не должен отказываться от своего предназначения. «Таинственный певец» — образ, имеющий автобиографическую основу: он «пел» для единомышленников, «разбив изнеженную пиру» и вслушиваясь в грохот «грозы» (образы из оды Пушкина «Вольность»), а после кораблекрушения остался жив, « На берег выброшен грозою ». Потеряв товарищей, сподвижников, он не утратил веры в идеалы, его гимны остались прежними.

Эти особенности мироощущения легко восстанавливаются из контекста, однако сопоставление предметного и переносного планов стихотворения «Арион» Пушкина при анализе порождает и множество вопросов, ответы на которые превращают аллегорическую картинку в обрисовку индивидуальной трактовки событий, присущей лирическому герою. Возникает м ногозначность, не характерная для аллегории, показывающая, что среди образов стихотворения появляются символы. Символ (греч.) в литературе — это вид иносказания, где сквозь предметный план «просвечивает» переносное значение, допускающее разные толкования, зависящие от субъективного восприятия. Так, символом является центральный образ стихотворения, певец Арион, имеющий такие характеристики: он один из пловцов: у него на челне несвойственное другим занятие — он «пел», а не «напрягал» парус, не принимал участие в «дружной» работе, которая совершается другими «в молчаньи» (несмотря на то что эта форма в современной орфографии выглядит по-другому — «в молчанье», менять окончание при написании цитаты нельзя, так как в стихотворении важно сохранить все звуковые особенности; если пренебречь одной этой буквой, не будет слышно фонического повтора, организующего поэтическую речь: упирали, молчаньи правил). Кроме этого, если для кормщика его вера в успех — плод раздумий, он «умный» глава команды «грузного челна», это его основная характеристика, то Арион беспечен, полон эмоциональных впечатлений от пути по волнам. Его участь «таинственным» образом отличается от доли остальных: он остался жив, хотя и пострадал от «грозы». Наконец, в его мироощущении (оно обрисовано конспективно, только намечен контур, но от этого повышается значение каждой подробности) важна преданность «гимнам прежним».

Необходимо вспомнить и о том, что Арион — герой античного мифа, поэт и художник, спасенный от гибели в море дельфином. В стихотворении «Арион» Пушкина, анализ которого нас интересует, из всех мифологических мотивов выбирается один: герой таинственным образом спасается от смерти в волнах. Каждая из черт Ариона может доминировать в восприятии читателя, которому будет важно провести аналогии между реальными обстоятельствами и поэтическим образом. Нельзя сказать, какая из них является главной, в многозначности и состоит суть символического (в отличие от аллегорического) обобщения. В контексте пушкинских раздумий о судьбе поколения, о его вкладе в историю, несомненно, является важной аналогия с древними преданиями. Молодые борцы, современники автора, оказавшиеся за «мрачными затворами» (послание «Во глубине сибирских руд...») ставятся в один ряд с мифологическими героями, что способствует возвышению их роли. Они, пострадав от могущественного «вихря шумного», доказали способность человека противостоять судьбе, двигаться вперед, не боясь своенравия волн, полагаясь на «мощны веслы», дружные усилия, ум и волю.

Стихотворение строится как лирический монолог от имени одного из «нас», певца, который не только может воспроизвести свое ощущение общей «дружной» работы, видя ее изнутри, но и обобщить, оценивая последствия шторма, где погибли друзья (в стихотворении единственное восклицание передает эмоциональное потрясение от того, что «Погиб и кормщик, и пловец!..»). Единство лирического излияния подчеркнуто отсутствием деления текста, написанного четырехстопным ямбом, на строфы. В нем пятнадцать строчек, рифмуются все из них, для чего используются параллельные рифмы (строчки 6, 7, 8; 10, 11; 13, 14), а также знакомая подругам произведениям опоясывающая рифмовка (первое и последнее четверостишия, не выделенные строфически, но очевидные в связи с метрическими особенностями, т. е. из-за того, как группируются строчки по ритму и рифмовке).

Благодаря такой особенности, как перенос, некоторые строчки не завершены, требуют продолжения, оставляют впечатление вынужденной остановки из-за того, что взволнованному человеку не хватает дыхания (строчки 4,5, 7, 8,11,14). Перенос способствует также выделению слов, находящихся на границе поэтических строк, но входящих в предложение, смысл которого выясняется только после знакомства с последующим текстом, являющимся продолжением этих строчек. Особое значение имеет строчка 11, расположенная перед последним четверостишием и рифмующаяся с восклицанием. В ней содержится расшифровка образа лирического героя, он «таинственный певец», внимание к которому привлекают его «гимны», являющиеся выражением общих для «пловцов» чувств:

Погиб и кормщик, и пловец!..

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою,

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

Гимны тоже становятся символом (слово "гимн" происходит от греч. «хвала, торжественная песнь»), выражающим суть отношения к идеям, одушевившим деятельность декабристского поколения. Под заслугой певца понимается в контексте стихотворения воспевание свободолюбия и самоотверженности, помогающее движению «челна» вперед. Он выполнил задачу, которую ставил в первых «гимнах». Вспоминая о том, что началом вольнолюбивой лирики Пушкина считается ода «Вольность», где обозначение жанра перекликается со смыслом термина «гимн», так как «ода» — это произведение торжественного характера, греч. «песня», в которой воспеваются общественные и нравственные идеалы, а также образы других стихотворений, например, «К Н.Я. Плюсковой», где лирический герой называл содержанием своего «гимна простого» прославление свободы («Свободу лишь учася славить...»), можно сказать, что автобиографический план стихотворения «Арион» включает еще одну цель. В нем подводится итог целого периода в творчестве, завершается развитие образа лирического героя, чьи черты продолжали друг друга, формируя внутренний облик одного из новых героев, борца и «мстителя» за поруганные общественные идеалы. Однако политический оттенок был одним из аспектов в понимании свободы. Выдвижение на первый план битвы за приход «вольности святой» (образ присутствует в оде «Вольность» и в послании «К Чаадаеву», являясь сквозным для свободолюбивой лирики Пушкина) роднило стихотворения поэта с основными мотивами декабристской лирики.

В начале 1820-х годов тема свободы у Пушкина трансформируется, в чем немаловажную роль сыграл интерес автора к романтизму. Если в поэзии будущих участников восстания (К.Ф. Рылеев, А.А. Бестужев) возвышаются революционные настроения, то в пушкинской лирике свобода приобретает черты недостижимого идеала.

Пособие для начинающих критиканов.

А что было бы, если бы А.С. Пушкин ненароком осмелился опубликоваться на СтихиРе.
Ох и не завидую я ему…

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я - беспечной веры полн, -
Пловцам я пел... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный...
Погиб и кормщик и пловец! -
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.(с))

Анализ стихотворения "Челн".

Что значит напрягали парус? Как я ни напрягаюсь, не могу себе представить процесс напряжения паруса. Они растягивали полотнище что ли? Зачем?
Кто такие иные? Те, которые не другие? Или первые эти?
Как можно упирать вглубь весла? Ведь там же вода! Она же льется!
Почему кормщик склонился на руль? Засыпает? Почему его не сменяет вахтенный? Это что, пропаганда дедовщины?!
Руль? На морском транспортном средстве нет руля. Есть штурвал. Ну еще бывает румпель. Автор явно не в теме.
Там, кроме гребцов, были еще и пловцы? Так кому же он все-таки пел – пловцам или гребцам?
Лоно волн... да уж... эротикой попахивает! Ну, никак не могу себе представить лоно у волны...
И это лоно измял вихрь? Это как это вообще?!
Кормщик и один пловец погибли. А как же остальные пловцы? А что сталось с гребцами?
Певца выбросило грозой... Наверное, автор путает понятия бури и грозы.
Произошла катастрофа, погибли люди, а он продолжает, как ни в чем ни бывало, петь прежние гимны. Не гуманно как то...
И наконец, как там можно сушить под скалой влажную ризу?! Ведь там же тень от скалы!

Ритм и рифма в целом соблюдаются, но присутствует неприятный сбой ритма в четвертой строке.

Тема произведения раскрыта не полностью. Не понятно зачем, куда, с какой целью они плавали на челне. Если это были рыбаки, то автор не отразил наличие у них лицензии на ловлю рыбы. Если же это были браконьеры (а намек на это есть - "грузный челн", то есть до верху нагруженный рыбой), то попытка автора поэтизировать незаконный лов рыбы совершенно не понятна и не может быть принята благопристойным читателем. Возможно, это была туристическая прогулка. Но тогда встает вопрос о безопасности туристов. Не был учтен прогноз погоды, хромала дисциплина (гребцы плавали), кормщик вообще спал...
И наконец, это устаревшее, совершенно не информативное слово "челн"! Непонятно на каком морском транспортном средстве все это происходило. Если бы автор заменил слово челн на, например, бриг (барк, шлюп и т.д.), то все бы прояснилось. Стало бы ясно, какова была численность экипажа, вооруженность парусами, количество весел, гребцов и т.д. Но, к сожалению для читателей, автор этого не сделал.
Автору следовало бы еще поработать над своим произведением.
Но, в целом, написано не плохо.
20.03.2012г.

Осип Мандельштам
Слух чуткий парус напрягает... (1910)

Слух чуткий парус напрягает,
Расширенный пустеет взор,
И тишину переплывает
Полночных птиц незвучный хор.

Я также беден, как природа,
И также прост, как небеса,
И призрачна моя свобода,
Как птиц полночных голоса.

Я вижу месяц бездыханный
И небо, мертвенней холста, -
Твой мир, болезненный и странный,
Я принимаю, пустота!

Мандельштам Осип Эмильевич - поэт, прозаик, эссеист.
Осип Эмильевич Мандельштам (1891, Варшава – 1938, Владивосток, пересыльный лагерь), русский поэт, прозаик. Отношения с родителями были весьма отчуждёнными, одиночество, «бездомность» – таким Мандельштам представил своё детство в автобиографической прозе «Шум времени» (1925). Для социального самосознания Мандельштама было важным причисление себя к разночинцам, острое чувство несправедливости, существующей в обществе.
Отношение Мандельштама к советской власти с конца 1920-х гг. колеблется от резкого неприятия и обличения до покаяния перед новой действительностью и прославления И. В. Сталина. Самый известный пример обличения – антисталинское стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны…» (1933) и автобиографическая «Четвёртая проза». Наиболее известная попытка принять власть – стихотворение «Когда б я уголь взял для высшей похвалы…», за которым закрепилось название «». В середине мая 1934 г. Мандельштам был арестован и сослан в город Чердынь на Северном Урале. Его обвиняли в написании и чтении антисоветских стихотворений. С июля 1934 по май 1937 г. жил в Воронеже, где создал цикл стихов «Воронежские тетради», в которых установка на лексическое просторечие и разговорность интонаций сочетается со сложными метафорами и звуковой игрой. Основная тема – история и место в ней человека («Стихи о неизвестном солдате»). В середине мая 1937 г. вернулся в Москву, но ему было запрещено жить в столице. Он жил под Москвой, в Савёлове, где написал свои последние стихи, затем – в Калинине (ныне Тверь). В начале марта 1938 г. Мандельштам был арестован в подмосковном санатории «Саматиха». Спустя месяц ему объявили приговор: 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Умер от истощения в пересылочном лагере во Владивостоке.

ЮРСКИЙ, СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ, (р. 1935), актер, режиссер, писатель, поэт, сценарист. Народный артист Российской Федерации.

Нас было много на челне; Иные парус напрягали, Другие дружно упирали В глубь мощны веслы. В тишине На руль склонись, наш кормщик умный В молчанье правил грузный челн; А я - беспечной веры полн,- Пловцам я пел... Вдруг лоно волн Измял с налету вихорь шумный... Погиб и кормщик и пловец! - Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.

Стих «Арион», написан на третий день после годовщины казни декабристов.
В основу стихотворения Пушкин положил известный античный миф о древнегреческом поэте и певце, обладавшем столь высоким искусством пения и игры на лире, что когда, спасаясь от посягавших на его жизнь корабельщиков, он бросился в море, то подплывший дельфин принял его на свою спину и вынес невредимым на берег.
Пушкин решительным образом изменил ситуацию античной легенды. Пушкинский певец на челне окружен друзьями, а не враждебными корабельщиками.

Герои стихотворения – пловцы, отправившиеся в путешествие. У каждого на корабле своя работа: «иные парус напрягали, иные дружно упирали вглубь мощны весла…» Корабельщики дружно преодолевают препятствия, их ведет «кормщик умный», а герой, «беспечной веры полн», поет им, уверенный в том, что его талант, его песни помогают пловцам в их нелегкой работе. Лирический герой, доверчивый, открытый, свободный, безусловно, очень близок автору. Пушкин тоже «пел, беспечной веры полн», не зная о готовящемся восстании, о замыслах его руководителей, не зная о том, какое «плавание» готовят его друзья.

Центральное событие стихотворения - «вихорь шумный», разбивший корабль, унесший жизни и кормщика, и пловцов. Это метафорическое изображение восстания декабристов, его разгрома. Для Пушкина события 1825 года были трагедией, штормом, кораблекрушением. Так же, как и поэт, Арион избежал гибели в шторме, он «на берег выброшен грозою». Но эта случайность не сломала героя, не заставила его отречься от друзей. «Я гимны прежние пою» - в этих словах и верность декабристам, и верность своим убеждениям, вере в справедливость.

Прежде, чем читать стих «Арион»Пушкина Александра Сергеевича, необходимо обратить внимание учеников на дату, когда он был создан. А было оно написано в 1828 году. В 1825 году Россия пережила серьезные политические события. После восстания декабристов прошло три года. Однако трагедия участников восстания оставила глубокий след в душе Пушкина. Урок по литературе в шестом классе необходимо начать с небольшого исторического экскурса. Как известно, многие участники восстания были близкими друзьями поэта. Из истории мы знаем, что кто-то из декабристов был казнен, а кто-то сослан в Сибирь. Пушкин поддерживал восстание, но по ряду причин не был участником этих событий. Тем не менее, печальную участь декабристов он воспринял, как личную трагедию.

Текст стихотворения Пушкина«Арион», использует аллегорический прием. А именно в его сюжет закладывается легенда о поэте из Древней Греции Арионе. Однако Пушкин несколько меняет сюжет сказания. И по смыслу получается, что и певец, и пловцы и кормчий находятся в одной связке. Их объединяло одно общее дело. Но путешествие, в которое отправился тяжелый челн, было опасным.

Догадаться с учетом исторических событий, о ком ведется повествование в произведении не сложно. Здесь он ясно дает понять, что с пловцами и кормчим у него нет вражды. Что он, Пушкин, продолжает петь гимны событиям и участникам тех трагических для России дней. Более того он остается верен своим друзьям и делу, ради которого многие из них пошли на гибель. Существует предположение, что от Пушкина просто скрыли дату восстания, сохранив тем самым для России талантливого поэта. Учить стихотворение школьникам будет интересно, если погрузить их в те далекие исторические события прошлого, которым оно и посвящено. Скачать его полностью можно в режиме онлайн на нашем сайте.

Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонись, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я – беспечной веры полн,-
Пловцам я пел… Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный…
Погиб и кормщик и пловец! –
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.