Вольнолюбивая лирика. Вольнолюбивая лирика: стихи (примеры и особенности)

Основные мотивы лирики А. С. Пушкина. Чтение наизусть одного из стихотворений.

ПЛАН ОТВЕТА

1. Слово о поэте.

2. Вольнолюбивая лирика.

3. Тема поэта и поэзии.

4. Философская лирика.

5. Пейзажная лирика.

6. Тема дружбы и любви.

7. Значение лирики А. С. Пушкина.

1. В историю России А. С. Пушкин вошел как явление необычайное. Это не только величайший поэт, но и основоположник русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы. «Муза Пушкина», по словам В. Г. Белинского, «была вскормлена и воспитана творениями предшествующих поэтов». На протяжении всего своего творческого пути поэт был с «веком наравне», оставаясь великим оптимистом, светлым жизнелюбцем, великим гуманистом, объединяющим людей высокой нравственности, благородства, возвышенных чувств.

Поэзия, драматургия, проза, критические статьи, заметки и письма - все виды литературы, к которым прикасался А. С. Пушкин, несут на себе печать его гения. Поэт оставил потомкам неувядаемые образы вольнолюбивой, философской, любовной, пейзажной лирики. Но никто не писал так много в прозе и стихах о Поэте, о его гражданской позиции, об отношениях с миром, как Пушкин. Он первый показал читающей публике «поэзию во всей ее очаровательной красоте», научил уважать и любить литературу.

Вольнолюбивая лирика.

Первая четверть XIX века - время появления новых политических идей, зарождения декабристского движения, подъема общественной мысли после победы в войне 1812 года.

В 1812 году А. С. Пушкин поступает в Царскосельский лицей. Именно здесь начинается творческая жизнь юного поэта. Настроения, вызванные войной 1812 года, идеи освободительного движения были близки Пушкину и находили благодатную почву в среде лицеистов.

На развитие свободомыслия Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева, сочинения французских просветителей XVIII века, встречи с Чаадаевым, беседы с Карамзиным, общение с друзьями-лицеистами - Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом.

Лицейские стихи Пушкина проникнуты пафосом свободы, мыслью о том, что народы благоденствуют только там, где нет рабства. Эта идея ярко выражена в стихотворении «Лицинию» (1815).

Свободой Рим возрос, а рабством погублен!

В петербургский период лирика Пушкина особенно насыщена свободолюбивыми политическими идеями и настроениями, ярче всего выраженными в оде «Вольность», в стихах «К Чаадаеву» и «Деревня». Ода «Вольность» (1817) с сокрушительной силой обличала самодержавие и деспотию, властвовавшие в России:

Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Читают на твоем челе

Печать проклятия народы,

Ты ужас мира, стыд природы,

Упрек ты Богу на земле.

Поэт призывает «на тронах поразить порок» и к воцарению Закона:

Владыки! вам венец и трон

Дает Закон - а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас закон.

Ненавидя тиранию, он восклицает:

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Ода «Вольность» написана стихом, близким к одам Ломоносова и Державина,- это высокий, торжественный стих, подчеркивающий важность темы. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) внутренний сюжет развивает мысль о гражданском взрослении человека. Любовь, надежда, тихая слава, одушевляющие юношу, уступают место самоотверженной борьбе с «самовластьем»:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Пушкин видит силы, препятствующие освобождению отчизны. «Гнет власти роковой» противостоит порывам «нетерпеливой души». Лучшее время жизни поэт призывает посвятить отчизне:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

В стихотворении «Деревня» (1819) Пушкин страстно заклеймил основы крепостного строя - беззаконие, произвол, рабство, обнажил «страдание народов». В стихотворении контрастно противопоставлены идиллическая первая часть и трагическая вторая. Первая часть «Деревни» - приготовление к гневному приговору, который произнесен во второй части. Поэт поначалу замечает «везде следы довольства и труда», так как в деревне поэт приобщается к природе, к вольности, освобождается «от суетных оков». Безграничность горизонта - естественный символ свободы. И только такой человек, которому деревня «открыла» свободу и которого сделала «другом человечества», способен ужаснуться «барству дикому» и «рабству тощему».Поэт негодует:

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Этот «грозный дар» мог бы заставить очнуться Россию, разбудить народ, приблизить свободу, которой достоин человек.

Не призывом, а вопросом завершается стихотворение

«Деревня»:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Свобода уже видится поэту не далекой «звездой пленительного счастья», а «прекрасной зарей». От пылкого послания «К Чаадаеву» и горького гнева «Деревни» Пушкин движется к сомнению, продиктованному нетерпением («Кто, волны, вас оставил...»), к кризису 1823 года («Сеятель»), вызванному тем, что Пушкин оказывается свидетелем подавления и гибели европейских революций. Он не уверен в готовности народов к борьбе за свободу:

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя -

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды...

К петербургским годам относятся и эпиграммы Пушкина на Аракчеева и других реакционных деятелей александровского царствования. Именно в эти годы Пушкин становится выразителем идей передовой молодежи своего времени, прогрессивных национальных чаяний и антикрепостнических народных настроений. В период южной ссылки поэзия Пушкина отразила подъем революционных настроений в среде декабристов, она полна откликов и намеков, связанных с освободительным движением. В послании «Дельвигу» (1821) Пушкин подтверждает:

Одна свобода мойкумир...

В послании «В. Л. Давыдову» (1821) он выражает надежду на близость революции. В том же году поэт пишет стихотворение «Кинжал». Призывающее к борьбе с самовластием путем прямого, революционного насилия:

Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона,

Свершитель ты проклятий и надежд,

Ты кроешься под сенью трона,

Под блеском праздничных одежд.

……………………………………

Немое лезвие злодею в очи блещет,

…………………………………

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.

И вслед за ним, как бури шум,

Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец...

В элегии «К морю» жажда свободы-стихии сталкивается с трезвым сознанием «судьбы людей», которые живут по своим законам. А пока поэту остается только одно - сохранить память о прекрасной неукротимой стихии:

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

Тема свободы в самых разных вариациях проявляется и в стихотворениях «Зачем ты послан был и кто тебя послал?», «К Языкову», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Заступники кнута и плети» и др. На протяжении всей жизни А. С. Пушкин был верен идеалам декабризма. Он не скрывал своей духовной связи с декабристским движением. И поражение декабристов 14 декабря 1825 года не подорвало преданности поэта свободе. Друзьям-декабристам, сосланным в Сибирь, он пишет послание «Во глубине сибирских руд» (1827), в котором выражает веру в то, что

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

А в стихотворении «Арион» свою преданность друзьям он подтверждает словами:

Я гимны прежние пою...

Хотя поэт и остался один, он верен друзьям, верен идеалам свободы.

В стихотворении «Памятник», подводя итог своей жизни, творчеству, поэт говорит, что потомки будут его помнить за то, что «в жестокий век восславил... свободу и милость к падшим призывал».

Понятие «свобода» находит свое отражение в творчестве многих поэтов, в том числе и у Александра Сергеевича Пушкина. Отметим, что Пушкин ее возводит в Абсолют, он исследует разные виды свободы, сопоставляет их содержание.

Большое влияние на становление Пушкина как поэта оказали годы, проведенные в Царскосельском лицее. Именно под влиянием юношеских идей автор создает «Лицинию», потому что Александр Сергеевич питает большой интерес к древнеримской истории. И не случайно, ведь в годы республики и империи в римском государстве царил рабовладельческий строй и сам понимание свободы для варварских племен в призме римского права не предусматривалось. Поэт отмечает, что Рим креп и рос во времена свободы, а крушение империи произошло при торжестве рабства.

В 1817 году Пушкин пишет «Вольность», где выдвигает постулат неразделимости таких понятий как «закон» и «свобода». На следующий год он пишет «К Н.Я. Плюсковой» и обозначает свое место в обществе, декларируя свою значимость и назначение не в развлечении монархов, а в служении и любви к народу и его отражением в литературной деятельности. В 1819 году молодой Пушкин пишет стихотворение «Деревня». В нем находится отражение мыслей Пушкина касательно того, что человек может разрушить уклад окружающего мира, ведь он нарушает ее законы, появляясь на свет свободным.

Спустя 4 года Пушкину суждено будет пережить душевный застой, отражением которого станет стихотворение «Свободы сеятель пустынный». Поэт осознал преждевременность своих взглядов и идей. Они не могли правильно восприниматься страдающим от закрепощенния народом. Он осознавал безнадежность своих призывов. Исчерпав все средства к пробуждению в людях чувств, подобных своим, он сузил понятие «свобода» до небольшого радиуса вокруг себя.

Теперь свободой для поэта являлась его независимость, возможность жить так, как он хочет. В стихотворении «Анчар» поэт не использует конкретизации мест и времени, отождествляя покорного раба с русским народом и его тяжелой судьбой.

Со временем понятие свободы у поэта изменяется до критерия независимости нравственной жизни. С этим пониманием и уйдет из жизни величайший поэт России.

Сочинение Свободолюбивая лирика Пушкина

Пушкин - великий русский поэт, в творчестве которого нашли отражение многие проблемы, волнующие каждого человека и актуальные по сей день. Одной из таких является тема свободы. Она звучит в его произведениях на протяжении всего его творческого пути.

В разные периоды своей жизни поэта волновали различные стороны этой проблемы: социально-политическая свобода, личная свобода человека и свобода слова и творчества.

Для раннего творчества Пушкина характерна тема социально-политической свободы. Писатель выражал свое несогласие с политическим порядком того времени, а именно, неограниченной власти царя и крепостной зависимости. Решение данных проблем он видел в идее просвещенной монархии. Это отразилось в стихотворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». Пушкин хотел свободы для каждого человека, независимо от слоя населения, к которому он принадлежит. Он считал, что все люди должны обладать равными правами и привилегиями, и чтобы воля одного человека не ограничивала свободу другого. Свобода для Пушкина – не своеволие и анархия, а осмысленное подчинение разуму и справедливому закону («Вольность»).

В зрелом возрасте для поэта становится наиболее важна свобода личности. В этот период происходит переосмысления им темы социально-политической независимости, и он начинает задаваться вопросом о том, кто достоин свободы, всем ли она необходима. Данная мысль лежит в основе произведений «Свободы сеятель пустынный», «Из Пиндемонти». На первый план в его творчестве выходит свобода самовыражения, которая тесно связана с темой поэта и поэзии. Пушкин считает, что настоящий деятель искусства не должен следовать за мнением толпы, а должен творить от души и сердца, независимо от оценки окружающих. Также под свободой творчества он понимал отсутствие ограничений со стороны власти, снижение цензуры. Примерами стихотворений, содержащих данную проблему являются «Поэту», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг…» и др.

Итак, можно сделать вывод о том, что тема свободы – одна из главных в творчестве А. С. Пушкина. Поэт освещает множество граней этой проблемы, но в основе каждой из них стоит гуманность и уважение к человеку и людям в целом.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Петра Гринева из повести Капитанская дочка Пушкина сочинение 8 класс

    Петр Гринев является главным и положительным героем повести «Капитанская дочка». Он молодой дворянин из состоятельной семьи. Целыми днями мальчик гонял голубей и играл с дворовыми мальчишками.

Первая четверть XIX века - время появления новых политических идей, зарождения декабристского движения, подъема общественной мысли после победы в войне 1812 года.

В 1812 году А. С. Пушкин поступает в Царскосельский лицей. Именно здесь начинается творческая жизнь юного поэта. Настроения, вызванные войной 1812 года, идеи освободительного движения были близки Пушкину и находили благодатную почву в среде лицеистов. На развитие свободомыслия Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева, сочинения французских просветителей XVIII века, встречи с Чаадаевым, беседы с Карамзиным, общение с друзьями-лицеистами - Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом.

Лицейские стихи Пушкина проникнуты пафосом свободы, мыслью о том, что народы благоденствуют только там, где нет рабства. Эта идея ярко выражена в стихотворении «Лицинию» (1815).

Свободой Рим возрос, а рабством погублен!

В петербургский период лирика Пушкина особенно насыщена свободолюбивыми политическими идеями и настроениями, ярче всего выраженными в оде «Вольность», в стихах «К Чаадаеву» и «Деревня». Ода «Вольность» (1817) с сокрушительной силой обличала самодержавие и деспотию, властвовавшие в России:

Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Читают на твоем челе

Печать проклятия народы,

Ты ужас мира, стыд природы,

Упрек ты Богу на земле.

Поэт призывает «на тронах поразить порок» и к воцарению Закона:

Владыки! вам венец и трон

Дает Закон - а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас закон.

Ненавидя тиранию, он восклицает:

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Ода «Вольность» написана стихом, близким к одам Ломоносова и Державина,- это высокий, торжественный стих, подчеркивающий важность темы. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) внутренний сюжет развивает мысль о гражданском взрослении человека. Любовь, надежда, тихая слава, одушевляющие юношу, уступают место самоотверженной борьбе с «самовластьем»:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Пушкин видит силы, препятствующие освобождению отчизны. «Гнет власти роковой» противостоит порывам «нетерпеливой души». Лучшее время жизни поэт призывает посвятить отчизне:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

В стихотворении «Деревня» (1819) Пушкин страстно заклеймил основы крепостного строя - беззаконие, произвол, рабство, обнажил «страдание народов». В стихотворении контрастно противопоставлены идиллическая первая часть и трагическая вторая. Первая часть «Деревни» - приготовление к гневному приговору, который произнесен во второй части. Поэт поначалу замечает «везде следы довольства и труда», так как в деревне поэт приобщается к природе, к вольности, освобождается «от суетных оков». Безграничность горизонта - естественный символ свободы. И только такой человек, которому деревня «открыла» свободу и которого сделала «другом человечества», способен ужаснуться «барству дикому» и «рабству тощему».Поэт негодует:

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Этот «грозный дар» мог бы заставить очнуться Россию, разбудить народ, приблизить свободу, которой достоин человек.

Не призывом, а вопросом завершается стихотворение

«Деревня»:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Свобода уже видится поэту не далекой «звездой пленительного счастья», а «прекрасной зарей». От пылкого послания «К Чаадаеву» и горького гнева «Деревни» Пушкин движется к сомнению, продиктованному нетерпением («Кто, волны, вас оставил...»), к кризису 1823 года («Сеятель»), вызванному тем, что Пушкин оказывается свидетелем подавления и гибели европейских революций. Он не уверен в готовности народов к борьбе за свободу:

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя -

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды...

К петербургским годам относятся и эпиграммы Пушкина на Аракчеева и других реакционных деятелей александровского царствования. Именно в эти годы Пушкин становится выразителем идей передовой молодежи своего времени, прогрессивных национальных чаяний и антикрепостнических народных настроений. В период южной ссылки поэзия Пушкина отразила подъем революционных настроений в среде декабристов, она полна откликов и намеков, связанных с освободительным движением. В послании «Дельвигу» (1821) Пушкин подтверждает:



Одна свобода мойкумир...

В послании «В. Л. Давыдову» (1821) он выражает надежду на близость революции. В том же году поэт пишет стихотворение «Кинжал». Призывающее к борьбе с самовластием путем прямого, революционного насилия:

Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона,

Свершитель ты проклятий и надежд,

Ты кроешься под сенью трона,

Под блеском праздничных одежд.

……………………………………

Немое лезвие злодею в очи блещет,

…………………………………

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.

И вслед за ним, как бури шум,

Другой от нас умчался гений,

Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец...

В элегии «К морю» жажда свободы-стихии сталкивается с трезвым сознанием «судьбы людей», которые живут по своим законам. А пока поэту остается только одно - сохранить память о прекрасной неукротимой стихии:

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

Тема свободы в самых разных вариациях проявляется и в стихотворениях «Зачем ты послан был и кто тебя послал?», «К Языкову», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Заступники кнута и плети» и др. На протяжении всей жизни А. С. Пушкин был верен идеалам декабризма. Он не скрывал своей духовной связи с декабристским движением. И поражение декабристов 14 декабря 1825 года не подорвало преданности поэта свободе. Друзьям-декабристам, сосланным в Сибирь, он пишет послание «Во глубине сибирских руд» (1827), в котором выражает веру в то, что

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

А в стихотворении «Арион» свою преданность друзьям он подтверждает словами:

Я гимны прежние пою...

Хотя поэт и остался один, он верен друзьям, верен идеалам свободы.

В стихотворении «Памятник», подводя итог своей жизни, творчеству, поэт говорит, что потомки будут его помнить за то, что «в жестокий век восславил... свободу и милость к падшим призывал».

Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии проходит через все творчество А. С. Пушкина, получая с годами различную трактовку, отражая изменения, происходящие в мировоззрении поэта.

Знаменательно, что в своем первом печатном произведении, послании «К другу стихотворцу» (1814), Пушкин говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом:

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет

И, перьями скрипя, бумаги не жалеет.

Хорошие стихи не так легко писать...

Да и судьба, уготованная истинному поэту, нелегка, и путь его тернист:

Судьбой им не даны ни мраморны палаты,

Ни чистым золотом набиты сундуки.

Лачужка под землей, высоки чердаки -

Вот пышны их дворцы, великолепны залы...

Их жизнь - ряд горестей...

Пушкину-лицеисту чужд образ казенного «угрюмого рифмотворца» («К Галичу», 1815), «скучного проповедника» («Моему Аристарху», 1815) и мил образ вольнолюбивого поэта-мыслителя, огненно-сурового обличителя пороков:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок...

В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824) поэт и книгопродавец в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии. Взгляд автора на литературу, на поэзию здесь несколько приземлен. Возникает новое понимание задач поэзии. Герой стихотворения поэт говорит о поэзии, приносящей душе «пламенный восторг». Он избирает свободу духовную и поэтическую. Но книгопродавец заявляет:

Наш век торговли; в сей век железный

Без денег и свободы нет.

И книгопродавец и поэт по-своему правы: законы жизни распространились и на «священную» область поэзии. И поэта вполне устраивает позиция, которую предлагает ему книгопродавец:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Пушкин рассматривает свой труд-поэзию не только как «детище» вдохновения, но и как средство к существованию. Однако же на вопрос книгопродавца: «Что ж изберете вы?» - поэт отвечает: «Свободу». Постепенно приходит понимание того, что никакая политическая свобода невозможна без свободы внутренней и что только духовная гармония даст человеку почувствовать себя независимым.

После расправы с декабристами Пушкин пишет стихотворение «Пророк» (1826). Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: «Глаголом жечь сердца людей». Очищать мир от скверны невозможно без страданий. Поэт - избранник, провидец и учитель, призванный служить своему народу, быть вещим, мудрым, поднимать на борьбу за правду и свободу. Мотив избранничества звучит здесь особенно сильно. Поэт выделяется из общей массы. Он выше ее. Но это избранничество покупается муками творчества, ценой великих страданий. И только «Бога глас» дарует герою его великий путь.

Процесс преображения человека есть не что иное, как рождение поэта. «Открылись вещие зеницы» для того, чтобы видеть окружающий мир, «жало мудрыя змеи» дано вместо языка, а вместо трепетного сердца - «угль, пылающий огнем». Но и этого недостаточно, чтобы стать избранником. Нужна еще высокая цель, идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл всему тому, что он так чуткослышит и видит. «Бога глас» повелевает «жечь сердца людей» поэтическим словом, показывая подлинную правду жизни:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Стихотворение имеет аллегорический смысл, но в данном случае поэт утверждает божественную природу поэзии, а это значит, что и ответственность поэт несет только перед Творцом.

В стихотворении «Поэт» (1827) также появляется мотив божественного избрания поэта. И когда нисходит вдохновенье, «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт ощущает свою избранность,ему становятся чужды суетные забавы света:

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы...

В стихотворениях «Поэту», «Поэт и толпа» Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от «толпы», «черни», понимая под этими словами «светскую чернь», людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит никаких материальных благ:

Как ветер, песнь его свободна,

Зато как ветр она бесплодна:

Какая польза нам от ней?

Такое отношение «непосвященной» толпы вызывает раздражение поэта, и он с презрением бросает толпе:

Молчи, бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот!

Несносен мне твой ропот дерзкий,

Ты червь земли, не сын небес...

……………………………………

Подите прочь - какое дело

Поэту мирному до вас!

В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас!

Поэзия - удел избранных:

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Так формулирует Пушкин цель, во имя которой поэт приходит в мир. «Звуки сладкие» и «молитвы», красота и Бог - вот те ориентиры, которые ведут его по жизни.

Тем же настроением проникнуто стихотворение «Поэту» (1830). Пушкин призывает поэта быть свободным от мнения толпы, которая никогда не поймет избранника:

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Пушкин призывает поэта быть требовательным к своему творчеству:

Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд...

Размышляя о назначении поэзии в судьбе поэта, Пушкин сравнивает себя с эхом (стихотворение «Эхо», 1831). Эхо откликается на все звуки жизни, оно, как и поэт, влюблено в мир:

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

В этих словах слышится готовность принять мир во всех его проявлениях, даже тогда, когда «нет отзыва». Для поэта главное - служение вечным ценностям: добру, свободе, милосердию, а не прихоти «толпы» и «черни».

Именно об этом напишет Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836):

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Пушкин в этом стихотворении ставит поэзию выше славы царей и полководцев, ибо она ближе к Богу:

Веленью Божию, о муза, будь послушна.

Человек смертен, а творения его духа обретают вечную жизнь:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит.

Философская лирика

Предметом поэзии Пушкина всегда была сама жизнь. В его стихах мы найдем все: и реальные портреты времени, и философские размышления о главных вопросах бытия, и вечное изменение природы, и движения человеческой души. Пушкин был больше чем прославленный поэт мирового масштаба. Это был историк, философ, литературный критик, великий человек, являющий собой эпоху.

Жизнь поэта в лирике увидена «сквозь магический кристалл» прекрасного и человечного. Мера прекрасного для него заключалась в самой жизни, в ее гармонии. Пушкин чувствовал и понимал, сколь несчастлив человек, не сумевший построить свою жизнь по законам красоты. Философские раздумья поэта о смысле и цели существования, о жизни и смерти, о добре и зле звучат в стихотворениях «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Телега жизни» (1823), «Анчар» (1828), «Сцена из Фауста» (1825), «О нет, мне жизнь не надоела...» и других. Поэта преследует неотвратимая грусть и тоска («Зимняя дорога»), мучает душевная неудовлетворенность («Воспоминание», 1828; «Безумных лет угасшее веселье», 1830), страшит предчувствие надвигающихся бед («Предчувствие», 1828).

Но все эти невзгоды не привели к отчаянию и безысходности. В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» поэт говорит:

Печаль моя светла.

В стихотворении «Элегия» (1830) трагические нотки первой части

Мой путь уныл,

Сулит мне труд и горе

Грядущего волнующее море...

сменяются порывом к жизни несмотря ни на что:

Но не хочу, о други, умирать,

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) отражены мечты Пушкина о переменах в России:

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Тема бесконечности бытия и преемственности поколений, нерасторжимой связи прошлого, настоящего и будущего звучит в стихотворении «...Вновь я посетил...» (1835), которое Пушкин написал во время своего последнего приезда в Михайловское. Созерцание родных мест, русской природы рождает в нем воспоминания и настраивает на философские размышления. Вид трех сосен, «молодой семьи», «племени младого, незнакомого», навеял Пушкину мысли о вечности бытия. Это не только радость вечного обновления жизни, но и уверенность в том, что человеку дано возрождение в следующих поколениях. В лирике 30-х годов, когда творческие силы поэта достигли высшего расцвета, переживания лирического героя Пушкина стали особенно разнообразны: сердечная тоска и светлое прозрение, боль одиночества и мысли о поэтическом призвании, наслаждение природой и нравственно-философские искания. Но лирику последних лет пронизывает печаль:

Мне не спится, нет огня;

Всюду мрак и сон докучный.

Ход часов лишь однозвучный

Раздается близ меня...

Но поэт не поддается унынию и находит опору в «лелеющей душу гуманности», видя в ней проявление общечеловеческого жизненного опыта:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главуих заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум...

Пушкин был не только гениальным поэтом, но и зрелым человеком, гражданином, наделенным широтой философского, трезвостью политического и конкретностью исторического мышления.

Пейзажная лирика.

Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире А. С. Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил прекрасный мир природы, но и открыл его красоту читателям.

Поэзия для Пушкина - это не только слияние с миром природы, но и полная гармония, растворенная в «вечной красоте» этого мира. Именно природа в ее вечном круговороте творит самого художника. В своих стихах поэт так же многозвучен и сложен, как природа. К романтическим произведениям А. С. Пушкина, содержащим картины природы, можно отнести такие стихотворения, как «Редеет облаков могучая гряда», «Погасло дневное светило...», «К морю» и другие. В стихотворении «Погасло дневное светило» (1820) поэт передает грустное состояние души лирического героя, стремящегося в своих воспоминаниях к «брегам печальным туманной родины». Сумрак вечера превратил море в «угрюмый океан», который навевает грусть, тоску и не излечивает «прежних сердца ран».

А в стихотворении «К морю» (1824) поэт рисует «торжественную красу» моря, вдохновляющую поэта:

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Свободной стихии моря противостоит «скучный, неподвижный брег». Стихия моря олицетворяла свободу, приверженцем которой был Пушкин. Прощаясь со «свободной стихией», поэт дает клятву в верности ей:

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы...

В стихотворении «Зимнее утро» (1829) отражена гармония состояния природы и настроения человека. Когда вечером «вьюга злилась», подруга поэта «печальная сидела», но с изменением погоды настроение тоже меняется. Здесь Пушкин рисует замечательную картину зимнего утра:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А. С. Пушкин был настоящим поэтическим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта. В стихотворении «Осень» (1833) А. С. Пушкин многозвучен и сложен, как и сама природа. Поэт не любит времен года, кажущихся ему однотонными, однообразными. Зато каждая строка, создающая образ любимого времени года - осени, наполнена любовью и восхищением:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

Поэту осень мила «красою тихою, блистающей смиренно», «из годовых времен он рад лишь ей одной». Осенью поэт испытывает подъем душевных, физических и поэтических сил:

И забываю мир - и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне...

……………………………………………

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

«Гаснет краткий день», но «пробуждается поэзия». «Пробуждается поэзия» только тогда, когда сам поэт «жизни полон».

А. С. Пушкин написал стихотворение «...Вновь я посетил...» (1835) во время своего последнего приезда в Михайловское. Созерцание знакомых, родных мест русской природы рождает в нем воспоминания и настраивает на философские размышления. Он рисует реальный пейзаж Михайловского, но не ради деталей, а для подготовки читателя к восприятию своих размышлений. Природа вдохновила поэта на написание этого стихотворения, навеяла Пушкину мысли о вечности бытия.

Поэт обращается к потомкам с надеждой, с верой в их лучшее предназначение. Он завещает им те благородные стремления, высокие идеалы, служению которым была посвящена жизнь лучших умов его поколения. И финал стихотворения открывается строфой, в которой звучит радость:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое!..

Обращение поэта к свежей сосновой поросли передает эстафету воспоминаний - эту «связь времен» - грядущим поколениям.

Стихотворение «...Вновь я посетил...» пронизано чувством связи разных эпох человеческой жизни, поколений, природы и человека.

Свободолюбивая лирика Пушкина.

Свобода - ключевое понятие у П-на. Эта тема возникает в его творчестве постоянно. Он исследует разные виды свободы, переосмысливает и видоизменя-ет их содержание. В течение всего творческого пути взгляды П-на на свободу менялись. На раннее творчество П-на оказала влияние особая атмо-сфера Лицея. Там внушали высокие принципы, пропо-ведовали естественное право каждого человека на свободу, независимость суждений и поступков. Под влиянием этих идей в 1815 году П пишет стихо-творение "Лицинию". Судьба Рима представляет для поэта большой интерес. Через его историю он пытается понять общие законы развития челове-чества. В этом произведении П пишет: "Свободой Рим возрос, а рабством погублен". Очень важна для понимания творчества раннего П-на ода "Вольность" (1817 г). В этом произведении П говорит о том, что такие понятия, как Свобода и Закон, неотделимы друг от друга. В 1818 году П пишет стихо-творение "К Н.Я. Плюсковой", в котором изложит своё полити-ческое кредо тех лет: "Свободу лишь учася славить… я не рож-ден царей забавить… любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой, и неподкупный голос мой был эхо русского народа". В творчестве юного П-на определяющими являются граж-данские мотивы. Он часто раз-мышляет о России, о её истори-ческой судьбе, о русском наро-де. В 1819 году под впечатле-нием от поездки в Михай-ловское П пишет стихотворение "Деревня", которое делится на две части. В первой он описывает красоту природы, её гармоничность. Лицезрение этих спокойных, мирных картин умиротворяет его душу, служит источником вдохновения. Во второй части стихотворения "Деревня" поэт показывает, как человек разрушает гармонич-ность природы, нарушая её закон - каждый человек рож-дается свободным. Перед ним возникают картины "рабства тощего" и "барства дикого": Здесь тягостный ярем до гроба все влекут, Надежд и склонностей в душе питать не смея, Здесь девы юные цветут Для прихоти бесчувствен-ной злодея. Поэтому стихотворение закан-чивается мучительным вопрос-ом: "Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный…" В 1823 году П переживает глубокий кризис, выражение которого мы находим в стихо-творении "Свободы сеятель пустынный…". В отличие от декабристов, П понял всю преждевеременность своих при-зывов к свободе, которые не были и не могли быть услышаны забитым народом: Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды… Поэт осознал безнадежность устремлений будущих декабрис-тов и отошел от образной систе-мы их поэтики. Исчерпав её воз-можности, он перестал интере-соваться прежним, более узким понятием свободы. Теперь главным предметом его забот становится осознание своего гения, своего "я", то есть стремление самому строить свою жизнь независимо от общества и государства, чтобы человек сам мог воплотиться и развиться. П-ну нужна была не столько политическая свобода, сколько личная независимость. И с 1826 года прежних гимнов свободе в его творчестве мы не найдем. Однако П не мог не откликнуться на те важные для России события, которые про-изошли 14 декабря 1825 года. Восстание декабристов застало поэта в Михайловском, в ссылке, но он искренне пере-живал за своих друзей и поддер-живал их в своих произведе-ниях. В 1827 году он пишет стихотво-рение "Арион". В этом стихотворении П-н размышляет о своей судьбе, которая убе-регла его от каторги и смерти, ибо он - поэт. Погибли все ("и кормщик и пловец"), лишь он, "таинственный певец, на берег выброшен грозою" и "гимны прежние" поет. Это идеалы свободы, не оставлявшие его никогда. Постепенно в лирике П-на темы свободы и рабства становятся более философски-ми. Из них исчезает прямая социальная и политическая ок-раска. Стихотворение "Анчар" (1828 г) сознательно лишено поэтом всяческих конкретных примет места и времени, но в рабе, который "послушно в путь потек" и покорно умер "у ног непобедимого владыки", мы видим русский народ, его трагичекую судьбу. П остро чувствовал ту истину, которую сформулировал Герцен: "Невоз-можно освободить человека извне, пока он не свободен изнутри". И понятие свободы у поэта с годами становится именно понятием внутренней, духовной свободы. Особенно это ярко выражено в стихотворении "Из Пинде-монти" (1836 г). В этом произведении утверждается независимость и самоценность нравственной жизни человека. Его интеллектуальная и духов-ная проблематика заключается в размышлениях над темой поли-тической, моральной, личной и духовной свободы. К этому времени поэт понял, что даже полная свобода слова бессмыс-ленна в обществе, где отсут-ствует мораль, совесть и страх перед Богом. Всякая попытка государственного служения в ситуации морального зла, господствующего в обществе, оказывается смешной. Представление о счастье у П-на теперь ассоциируется с возможностью "по прихоти своей скитаться здесь и там, дивясь божественным природы красотам…". "Вот счастье! вот права…" - восклицает П в конце стихотворения. Так П изобразил концепцию идеального пути и идеальной свободы.

Посвященная проблемам воли, свободы в различных ее проявлениях, провозглашающая идеи гуманизма и стремления к независимости. В отечественной литературе, пожалуй, она наиболее богато представлена в творчестве великого русского поэта 19 века Александра Сергеевича Пушкина.

"Анчар"

В написанном в 1828 году стихотворении обличает проявления тирании, что позволяет говорить о том, что оно также относится к разделу "вольнолюбивая поэзия". Это произведение трагично по существу. Анчар стоит во вселенной один, как грозный часовой, в скупой и чахлой пустыне. Даже природа его отвергает, не приемлет это "древо яда", "древо смерти". Но вот к анчару послал "человека человек", и тот вернулся с ядом. Раб не протестует против воли своего владыки, приумножившего зло, использовав ядовитый сок дерева для своих стрел и разославшего их в соседние пределы.

Стихотворения 1829-1835 годов

Философские мотивы лирики, связаные с темой свободы, отражают такие вольнолюбивые стихи Пушкина, как "Брожу ли я..." (1829 год), "Элегия" (1830 год), "Вновь я посетил" (1835 год).

В первом стихотворении Пушкин думает о "дубе уединенном", которому суждено пережить его век, как он пережил уже "век отцов".

"Памятник"

Своеобразный итог своей творческой деятельности подводится поэтом в написанном в 1836 году стихотворении "Я памятник себе воздвиг...". И здесь уже несколько иначе звучит вольнолюбивая поэзия. Это произведение - перевод одной из од Горация. Александр Сергеевич отмечает свои заслуги перед потомками и народом в том, что он славил идеалы свободы и призывал "милость к падшим".

Жанровые особенности вольнолюбивой поэзии

Необходимо отметить жанровое многообразие лирики поэта, называемой вольнолюбивой: это и элегия, и ода, и сонет, и послания, и лирические стихотворения. В этих произведениях Пушкину удалось объединить книжные и разговорные на основе живого народного языка. В стихотворениях Александр Сергеевич исповедовал стиль призывной ораторской речи, и для этой цели включал в тексты обращения, а также глаголы в повелительном наклонении. Используются такие как символы (океан, море, звезда - символы свободы), сравнения, анафоры и др.

В лирике этого автора мотивы свободы многообразны и воплощены оригинально в художественной форме его стихотворений. Благодаря этому его произведения пережили столетия и обессмертили имя их создателя. Вольнолюбивая поэзия - это и есть, говоря коротко, призыв к свободе, мечта о ней.

Значение вольнолюбивой поэзии Пушкина

Жизнь и творчество Александра Сергеевича не прошли бесследно. Вольнолюбивая лирика Пушкина сыграла очень важную роль в общественно-политической жизни того времени. Его творчество сильно повлияло на дальнейшее развитие гражданской поэзии: дело Пушкина продолжили Михаил Юрьевич Лермонтов, Николай Алексеевич Некрасов и другие.

Вот что такое вольнолюбивая лирика Пушкина. В данной статье указаны не все стихотворения, относящиеся к этому разделу, поэтому изучение творческого наследия Александра Сергеевича можно продолжить, опираясь на другие источники.