Биография а бестужев самое главное. Александр александрович бестужев-марлинский биография

Александр Александрович Бестужев (псевдоним Марлинский, 23 октября (03 ноября) 1797 г. - 07 июня (19 июня) 1837 г.) - прозаик, критик, поэт. Второй сын известного радикального писателя А. Ф. Бестужева. До десяти лет учился дома. В 1806 г. его отдали в Горный кадетский корпус, где он не проявил большого интереса к точным наукам, но увлекся словесностью. Не закончив курса обучения, Бестужев в 1819 г. поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк, в котором служил Бестужев, стоял под Петергофом, в местечке Марли (отсюда и псевдоним - Марлинский). Здесь и началась литературная деятельность Бестужева: в 1818 г. он дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.

В 1818-1822 гг. Бестужев выступает как поэт, переводчик и критик, близкий к карамзинистам и арзамасцам. Он мечтает о своем печатном органе и задумывает издание альманаха «Зимцерла», но не получает разрешения властей. В это время он пишет послание «К К<реницын>у», «Подражание первой сатире Буало», «К некоторым поэтам» и переводит отрывки из «Мизантропа» Мольера и «Метаморфоз» Овидия. Широкую известность приносят Бестужеву его критические статьи о переводе П. А. Катенина трагедии Расина «Эсфирь» и о «Липецких водах» А. А. Шаховского, помещенных в «Сыне Отечества» (1819). Выступления Бестужева были замечены: в 1820 г. его избрали членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, а затем и Вольного общества любителей российской словесности. Значительно расширились его литературные знакомства: он подружился с Дельвигом, Баратынским, Рылеевым, Вяземским, переписывался с Пушкиным.

Тогда же Бестужев пробует себя в жанре путешествия. В 1821 г. он публикует «Поездку в Ревель», навеянную прибалтийскими впечатлениями. Особенностью произведения стало сочетание прозаического текста со стихами, обилие рассуждений на самые разные, в том числе и литературные, темы, непринужденность общения с читателем, который мог ощутить наблюдательность автора и его остроумие.

С января 1825 г. Бестужев стал одним из наиболее активных членов Северного общества. Как и большинство декабристов, Бестужев сначала был приверженцем конституционной монархии, а затем сторонником республики. Вместе с Рылеевым он издает альманах «Полярная звезда» (1823-1825), сыгравший большую роль в пропаганде декабристских идей.

Альманах «Полярная звезда» собрал большие литературные силы. Его значение заключалось как в том, что Бестужев и К. Рылеев стали платить авторам гонорар, т. е. способствовали профессионализации литературы, так и в направлении, определяемом в значительной степени критическими статьями Бестужева. В критических обзорах («Взгляд на старую и новую словесность в России», 1823; «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», 1824; «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов», 1825) Бестужев ратовал за национальную самобытность литературы, ее прочную связь с политическими идеями современности, за романтизм, означавший для него свободу человеческого духа, полноту и естественность выражения чувств. Явный интерес к истории проявляется у Бестужева в жанре повести («Роман и Ольга», «Изменник», «Листок из дневника гвардейского офицера», «Замок Нейгаузен», «Ревельский турнир», «Замок Венден», «Замок Эйзен» - авторское название «Кровь за кровь»), которая проясняет существенные особенности романтизма Бестужева. Романтизм стал для писателя знаменем свободолюбия и общественного протеста. 14 декабря 1825 г. Бестужев агитировал в Московском полку, и благодаря его энергии полк первым вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания Бестужева приговорили к 20 годам (срок сокращен до 15 лет) каторжных работ, а затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 г. он находился на поселении в Якутске. С августа того же года Бестужев был определен рядовым в действующую армию на Кавказ. В боях он показал чудеса храбрости и военного искусства. Неоднократно был представлен к наградам, но всякий раз следовал неизменный отказ императора. И только в 1836 г. ему был присвоен офицерский чин, который он «выстрадал и выбил штыком». Бестужев попытался перейти на статскую службу, так необходимую для занятий литературой, но ему отказали и в этом. В 1837 году в бою за мыс Адлер Бестужев был убит.

Романтические повести принесли Бестужеву всероссийскую известность, которая превзошла, по мнению большинства тогдашней молодежи, даже славу Пушкина. Им зачитывались все, его произведения выходили большими по тем временам тиражами, многие его повести инсценировались. Бестужев остался верным романтизму до конца, о чем свидетельствует и его знаменитая критическая статья «О романе Н. А. Полевого «Клятва при гробе господнем» (1833). В ней автор торжественно провозгласил победу романтизма. По словам Белинского, Бестужев «пролетел в литературе ярким метеором, который на минуту ослепил всем глаза и - исчез без следа...». Но в той же рецензии 1847 г. на собрание сочинений Бестужева Белинский поправил свой суровый приговор: «...Марлинский навсегда останется замечательным лицом в истории русской литературы... Его сочинения останутся навсегда любопытным памятником той литературной эпохи, которая так резко отразилась в них».

Фантастика в творчестве А. А. Бестужева-Марлинского.

Наряду с исторической и военной прозой у Бестужева-Марлинского существует ряд произведений, которые можно отнести к прозе готической. Это повести «Латник», «Лейтенант Белозор», «Вечер на Кавказских водах в 1824 году» и рассказ «Кровь за кровь» («Замок Эйзен»), в котором применяется один из характерных для жанра «готического романа» прием - сверхъестественные, мистические события в финале получают рациональное объяснение. К чисто фантастическим произведениям писателя можно отнести «Страшное гаданье» - классический «страшный» святочный рассказ, в котором автор использует русские фольклорные мотивы: гадание, колдовство, явление нечистой силы. Также содержит фантастические элементы рассказ-фельетон «Объявление от общества приспособления точных наук к словесности», в котором описывается новейшее изобретение - машина для написания литературных произведений.

(Марлинский) Декабрист, член Северного общества, участник восстания 14 декабря 1825. Штабс-капитан, писатель. Соиздатель альманаха "Полярная звезда". Приговорен к 20 годам каторги, с 1829 рядовой в армии на Кавказе. Убит в бою. Романтические стихи и повести ("Фрегат "Надежда", "Аммалат-бек").

Биография

Родился 23 октября (3 ноября н.с.) в Петербурге в знатной, но обедневшей дворянской семье. Получил домашнее образование, с 1806 учился в Горном кадетском корпусе. С юности проявлял интерес к литературному творчеству. В 1819, не закончив курса обучения, поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк стоял под Петергофом, в местечке Марли (откуда и поздний псевдоним — Марлинский). Здесь началась литературная деятельность: дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.

Вступление в "Вольное общество любителей российской словесности" (1820) сблизило его с Кюхельбекером, Рылеевым и др. С 1823 вместе с Рылеевым издает альманах "Полярная звезда". Наряду с Кюхельбекером и Вяземским был наиболее видным литературным критиком начала 20-х годов, сторонником романтизма.

В 20-х годах вышли повести "Роман и Ольга", "Ревельский турнир" и др., положившие начало романтической прозе в русской литературе. Выступал и как поэт.

Декабристские настроения воплотились в боевых "Агитационных песнях", написанных совместно с Рылеевым перед самым восстанием. В Северное общество был принят в 1823.

Бестужев — участник восстания 14 декабря, вывел на Сенатскую площадь Московский полк. После разгрома восставших он сам явился на гауптвахту Зимнего дворца. Находясь под арестом, написал Николаю I письмо, носившее характер трактата и свидетельствовавшее как о его мужестве, так и глубоком знании социального состояния страны. Был приговорен к 20 годам каторжных работ, затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 находился на поселении в Якутске, с августа был определен рядовым в действующую армию на Кавказ, где проявил необыкновенное бесстрашие. На представления его к наградам император каждый раз отвечал отказом, и только в 1836 ему был присвоен офицерский чин.

На Кавказе Бестужев написал самые известные свои произведения в прозе: "Испытание" (1830), "Лейтенант Белозор" (1831), "Аммалат-Бек" (1832), "Мулла-Нур" (1836) и др. Он публиковал их с 1830 в петербургских и московских журналах под псевдонимом А. Марлинский, как и военные рассказы и кавказские очерки.

В сражении за мыс Адлер А. Бестужев-Марлинский был убит. Его тело не было найдено.

Бестужев-Марлинский является одним из виднейших представителей романтического направления в отечественной литературе. Его повести, стихи, а также критические статьи пользовались большой популярностью в свое время, и каждый выход его произведения был событием в литературной жизни нашей страны. Он также известен как участник декабристского восстания и как друг Пушкина.

Некоторые факты жизни

Бестужев-Марлинский, биография которого нам интересна, родился в 1797 году в обедневшей, но знатной дворянской семье. Его отец также был связан с литературой, принимал участие в издательской деятельности, мать происходила из мещанской среды. Их сын обучался в Горном кадетском корпусе, но, не кончив курса обучения, поступил на службу. Он был адъютантом при управляющем путями сообщения, потом поступил на военную службу. Его полк стоял под Петергофом в местечке Марли (по названию которого он впоследствии взял себе писательский псевдоним). К этому же времени относится начало его литературной деятельности.

Первые работы

Бестужев-Марлинский был приверженцем романтического направления, черты которого проявились в его ранних сочинениях «Роман и Ольга», «Ревельский турнир» и другие. Он активно сотрудничал с ведущими журналами того времени, а впоследствии вместе с другим поэтом Рылеевым выпускал собственный альманах «Полярная звезда», на страницах которого размещал свои критические статьи, посвященные размышлениям о современной литературе и произведениях прошлого. Его мысли и идеи всякий раз вызывали оживленную полемику в литературных кругах, поскольку в эти годы как раз шли дискуссии по поводу того, в каком направлении должны развиваться отечественная поэзия и проза.

Литературные взгляды

Бестужев-Марлинский резко выступал против классицизма, утверждая, что данное направление уже устарело. Вместе с тем, он ратовал за утверждение Писатель был поклонником таких поэтов, как Шекспир, Шиллер, а в особенности, Байрона. Он утверждал, что принципы, выдвинутые этими авторами, должны стать основой развития отечественной литературы. Сам поэт предпочитал изображать людей с сильными, незаурядными характерами, с сильными страстями, бунтарей по натуре. В те годы это было действительно новым словом в литературе и критике. Известный публицист Белинский очень высоко оценивал статьи автора.

Участие в декабристском движении

Бестужев-Марлинский входил в «Вольное общество любителей российской словесности», где был постоянным членом. В это же время он входил в общество декабристов и даже принимал участие в событиях на Он сам вывел солдат Московского полка, однако после поражения выступления добровольно сдался властям. За участие в движении он был разжалован и приговорен к двадцати годам каторжных работ, замененных ссылкой в Сибирь. Он был отправлен в Якутск, где занялся изучением быта и культуры местных народов. Впоследствии на основе своих наблюдений он написал ряд статей о жизни в этом регионе.

На Кавказе

Александр Бестужев-Марлинский через некоторое время был переведен на военную службу с правом выслуги. Он отправился служить на Кавказ, где участвовал в сражениях с горцами, проявляя храбрость и бесстрашие, за что был награжден. Этот период знаменателен в истории его творчества тем, что именно здесь он создал свои наиболее известные произведения.

Создал Бестужев-Марлинский повести, которые стали значимым явлением в истории отечественной литературы периода романтизма. К наиболее ярким сочинениям относятся «Лейтенант Белозор», «Аммалат-бек» и другие. Их особенностями является то, что в них писатель вывел совершенно новый тип героя: человека неординарного, с сильными чувствами и темпераментом. Его персонажи несут на себе отпечаток байроновского романтизма. Этим они и привлекали современников, так что каждая новая повесть автора ожидалась с нетерпением. Бестужев погиб в 1837 году в битве, его тело так и не было найдено.

Повесть

Бестужев-Марлинский, краткое содержание повестей которого носит явный отпечаток романтизма, внимание обращал на изображение сильных личностей и необыкновенных приключений. Такова, например, его повесть, «Замок Нейгаузен», которая посвящена описанию дружбы двух противников: рыцаря и новгородского сотника, которые, будучи врагами на поле боя, все-таки уважали друг друга. Такой прием был в целом характерен для романтических произведений. По мотивам этого произведения в советское время был снят фильм, что говорит о том, что произведения писателя еще пользуются популярностью.

Дружба с Пушкиным

Творчество Бестужева-Марлинского следует рассматривать в контексте эпохи, когда большое влияние имели веяния романтизма, проникавшие в нашу страну из западноевропейских стран. На этой почве писатель подружился с Пушкиным, который в ранний период своего творчества также отдал дань данному направлению. Именно поэтому писатель охотно публиковал романтические стихотворения Александра Сергеевича в своем альманахе, а также отрывки из его поэм «Кавказский пленник», «Цыгане». Последнее произведение Бестужев ценил особенно высоко. Однако очень скоро Пушкин стал создавать реалистические произведения, которые отвечали потребностям образованных кругов и читающей публики. Бестужев же остался приверженцем романтизма. Тем не менее, оба поэта сохранили дружеские отношения. Они регулярно обменивались письмами. Известно, что Пушкин очень высоко ценил повести Марлинского, некоторые из них даже оказали на него известное влияние (например, повесть «Метель»).

Значение творчества

Произведения Бестужева оказали большое влияние на современную литературу. В это время наметился переход от классицизма к романтизму. Поэтому образованные круги того времени проявляли неподдельный интерес к его творчеству. По воспоминаниям современником, повести Марлинского открыли новый этап в развитии отечественной литературы. Но уже очень скоро стали выходить произведения реалистического характера. Это, в первую очередь, повести Пушкина и Гоголя, которые отказались от романтизма и перешли к реалистическому изображению жизни.

Их произведения обозначили новую тенденцию в прозе, когда писатели стали описывать жизнь такой, какая она есть. На фоне этих работ сочинения Бестужева-Марлинского затерялись и спустя некоторое время были забыты. Тем не менее, его творчество стало заметным явлением в отечественной литературе. Его работы оказали влияние и на творчество Лермонтова (на роман «Герой нашего времени», а особенно на драмы писателя).

(псевдоним Марлинский, 23 октября (03 ноября) 1797 г. - 07 июня (19 июня) 1837 г.) - прозаик, критик, поэт. Второй сын известного радикального писателя А. Ф. Бестужева. До десяти лет учился дома.

В 1806 г. его отдали в Горный кадетский корпус, где он не проявил большого интереса к точным наукам, но увлекся словесностью. Не закончив курса обучения, Бестужев в 1819 г. поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры. Полк, в котором служил Бестужев, стоял под Петергофом, в местечке Марли (отсюда и псевдоним - Марлинский). Здесь и началась литературная деятельность Бестужева: в 1818 г. он дебютировал в печати переводами стихотворных и исторических сочинений, а затем и критическими статьями.

Великодушное сердце - лучший вдохновитель разума.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович

В 1818-1822 гг. Бестужев выступает как поэт, переводчик и критик, близкий к карамзинистам и арзамасцам. Он мечтает о своем печатном органе и задумывает издание альманаха «Зимцерла», но не получает разрешения властей. В это время он пишет послание «К Ку», «Подражание первой сатире Буало», «К некоторым поэтам» и переводит отрывки из «Мизантропа» Мольера и «Метаморфоз» Овидия. Широкую известность приносят Бестужеву его критические статьи о переводе П. А. Катенина трагедии Расина «Эсфирь» и о «Липецких водах» А. А. Шаховского, помещенных в «Сыне Отечества» (1819).

Выступления Бестужева были замечены: в 1820 г. его избрали членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, а затем и Вольного общества любителей российской словесности. Значительно расширились его литературные знакомства: он подружился с Дельвигом, Баратынским, Рылеевым, Вяземским, переписывался с Пушкиным.

Тогда же Бестужев пробует себя в жанре путешествия. В 1821 г. он публикует «Поездку в Ревель», навеянную прибалтийскими впечатлениями. Особенностью произведения стало сочетание прозаического текста со стихами, обилие рассуждений на самые разные, в том числе и литературные, темы, непринужденность общения с читателем, который мог ощутить наблюдательность автора и его остроумие.

Гораздо легче строить вновь, чем перестраивать старое.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович

С января 1825 г. Бестужев стал одним из наиболее активных членов Северного общества. Как и большинство декабристов, Бестужев сначала был приверженцем конституционной монархии, а затем сторонником республики. Вместе с Рылеевым он издает альманах «Полярная звезда» (1823-1825), сыгравший большую роль в пропаганде декабристских идей.

Альманах «Полярная звезда» собрал большие литературные силы. Его значение заключалось как в том, что Бестужев и К. Рылеев стали платить авторам гонорар, т. е. способствовали профессионализации литературы, так и в направлении, определяемом в значительной степени критическими статьями Бестужева.

В критических обзорах («Взгляд на старую и новую словесность в России», 1823; «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года», 1824; «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начала 1825 годов», 1825) Бестужев ратовал за национальную самобытность литературы, ее прочную связь с политическими идеями современности, за романтизм, означавший для него свободу человеческого духа, полноту и естественность выражения чувств. Явный интерес к истории проявляется у Бестужева в жанре повести («Роман и Ольга», «Изменник», «Листок из дневника гвардейского офицера», «Замок Нейгаузен», «Ревельский турнир», «Замок Венден», «Замок Эйзен» - авторское название «Кровь за кровь»), которая проясняет существенные особенности романтизма Бестужева. Романтизм стал для писателя знаменем свободолюбия и общественного протеста.

Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович

14 декабря 1825 г. Бестужев агитировал в Московском полку, и благодаря его энергии полк первым вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания Бестужева приговорили к 20 годам (срок сокращен до 15 лет) каторжных работ, а затем ограничились ссылкой в Сибирь. До июля 1829 г. он находился на поселении в Якутске. С августа того же года Бестужев был определен рядовым в действующую армию на Кавказ. В боях он показал чудеса храбрости и военного искусства. Неоднократно был представлен к наградам, но всякий раз следовал неизменный отказ императора. И только в 1836 г. ему был присвоен офицерский чин, который он «выстрадал и выбил штыком». Бестужев попытался перейти на статскую службу, так необходимую для занятий литературой, но ему отказали и в этом. В 1837 году в бою за мыс Адлер Бестужев был убит.

Романтические повести принесли Бестужеву всероссийскую известность, которая превзошла, по мнению большинства тогдашней молодежи, даже славу Пушкина. Им зачитывались все, его произведения выходили большими по тем временам тиражами, многие его повести инсценировались. Бестужев остался верным романтизму до конца, о чем свидетельствует и его знаменитая критическая статья «О романе Н. А. Полевого «Клятва при гробе господнем» (1833). В ней автор торжественно провозгласил победу романтизма. По словам Белинского, Бестужев «пролетел в литературе ярким метеором, который на минуту ослепил всем глаза и - исчез без следа...».

Но в той же рецензии 1847 г. на собрание сочинений Бестужева Белинский поправил свой суровый приговор: «...Марлинский навсегда останется замечательным лицом в истории русской литературы... Его сочинения останутся навсегда любопытным памятником той литературной эпохи, которая так резко отразилась в них».

Тот, кто оставил после себя хоть одну светлую, новую мысль, хоть один полезный для человечества подвиг, не умер бездетен.

Бестужев-Марлинский Александр Александрович

Наряду с исторической и военной прозой у Бестужева-Марлинского существует ряд произведений, которые можно отнести к прозе готической. Это повести «Латник», «Лейтенант Белозор», «Вечер на Кавказских водах в 1824 году» и рассказ «Кровь за кровь» («Замок Эйзен»), в котором применяется один из характерных для жанра «готического романа» прием - сверхъестественные, мистические события в финале получают рациональное объяснение. К чисто фантастическим произведениям писателя можно отнести «Страшное гаданье» - классический «страшный» святочный рассказ, в котором автор использует русские фольклорные мотивы: гадание, колдовство, явление нечистой силы.