И шум толпы людской спугнет мечту мою. Михаил Лермонтов — Как часто, пестрою толпою окружен: Стих

Творческое наследие Лермонтова – это особый мир, увлёкший и вдохновивший не одно поколение художников. К творчеству Лермонтова обращались в разное время русские живописцы и графики, выполняя иллюстрации и создавая самостоятельные произведения. Среди таких художников Тропинин, Ге, Клодт, Поленов, Васнецов, Маковский, Шишкин, Врубель и многие другие.

В 1885 году поэма «Демон» захватила воображение Михаила Врубеля, и с тех пор эта тема заняла центральное место в его творчестве. Образ демона был очень популярен в литературе первой половины XIX века. Врубелю оказался близок именно лермонтовский Демон, и именно Врубель смог прочувствовать, понять и передать в своих картинах очень непростую по содержанию, сложную для восприятия поэму Лермонтова. Созданные Врубелем живописные произведения стали шедеврами мирового искусства.

Воплощение лермонтовских образов в живописи (за исключением Врубеля) всё же не оставило заметного следа в истории русского искусства. Однако в графике искания художников нашли наиболее полное отображение.

Выставку из собрания Иркутского художественного музея открывают гравюры Симмонса, выполненные по произведениям художника XIX века Михаила Зичи, эти два графических листа входили в коллекцию Владимира Сукачёва, которая положила начало формированию собрания Иркутского художественного музея. Семья Сукачёвых трепетно относилась и к литературным произведениям Лермонтова, сохранились свидетельства о проведении вечеров, на которых звучали стихотворения и отрывки из его поэм.

Неизвестный художник. Иллюстрация к поэме «Измаил-Бей.
С рисунка К. Флавицкого

Академик Зичи среди других художников XIX века смог предпринять попытку целостного осмысления творчества Лермонтова и, в частности, его поэмы «Демон». Мастер безупречного рисунка, блестящий акварелист, он работал и над иллюстрированием произведений, и над созданием отдельных работ. Так, в 1860 году была написана картина «Демон и Тамара», местонахождение которой сегодня неизвестно, и лишь гравюра художника Симмонса сохранила её для нас.

Замечательная русская и советская художница-график Остроумова-Лебедева также была увлечена творчеством Лермонтова. Её иллюстрация к стихотворению «Ангел» отличается чёткостью, продуманностью композиции. Использование в технике ксилографии «негативного рисунка» с изящным белым штрихом создаёт цельный поэтический образ:

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел…

Офорты Татьяны Мавриной к поэмам и стихотворениям Лермонтова отличаются лёгкостью, свободой и непринуждённостью рисунка, за которыми стоят напряжённый труд и строгий отбор изобразительных средств. Виртуозный, живой импрессионистический рисунок, фиксирующий определяющие для композиции детали и в то же время оставляющий пространство для фантазии зрителя, прекрасно дополняет лермонтовские строки.

Одна работа из цикла иллюстраций Татьяны Алексеевны к поэме «Измаил-Бей» (1941) воссоздаёт романтическую стихию поэмы. В офорте к «Тамбовской казначейше» ясно улавливаются иронические и комические ноты.

В иллюстрации к стихотворению «1 января» («Как часто, пёстрою толпою окружён…») проявился интерес художницы к остроте психологических столкновений, романтическому мироощущению в творчестве Лермонтова. Среди изображённых персонажей узнаваем сам поэт, фигура которого композиционно противопоставлена нарядной, праздничной толпе:

…О, как мне хочется смутить

весёлость их

И дерзко бросить им в глаза

железный стих…

Николай Кузьмин. Нина и Арбенин. Иллюстрация к драме «Маскарад»

Настоящей жемчужиной небольшой, но интересной экспозиции является иллюстрация в технике акварели Николая Кузьмина к драме Лермонтова «Маскарад». Выходу многих литературных изданий поме­шала Великая Отечественная война. В 40–50-е годы XX века появились некоторые произведения на сюжеты Лермонтова, была закончена и давно начатая работа Кузьмина («Маскарад», 1949). Художник воспринял «Маскарад» как остросюжетную драму, тонко передал её романтический колорит. Его экспрессивные рисунки полны трагедийной напряжённости, психологические характеристики персонажей проникновенны и точны. Его Арбенин надменен и холоден, он сознательно идёт на преступление. Но и он, как Нина, жертва порочного, лицемерного общества. В противоположность Арбенину образ Нины дан в светлых тонах, что подчёркивает её искренность, возвышенную любовь к супругу, обречённость.

Выставка дополнена изданием «Полного собрания сочинений М.Ю. Лермонтова» 1912 года, томом русского художественного альбома «Северное сияние» 1863 года с иллюстрациями к поэмам, а также репродукциями живописных полотен художника Лермонтова, включая его ранний автопортрет.

Истолкование наследия Лермонтова мастерами графики и живописи помогает нам, читателям, лучше понять и постигнуть смысл его произведений. В то же время мир произведений Лермонтова породил целый ряд оригинальных, глубоких и запоминающихся художественных образов в русском изобразительном искусстве.

Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен» в основе своей имеет реальные события, имевшие место в жизни поэта. Поставленная Лермонтовым перед текстом стихотворения дата 1-е января была весьма загадочной. Появление в печати этого стихотворения вызвало ярость Николая I, а также Бенкендорфа. Это известно давно. Но почему ярость – это понятно не было. Оказывается, стихотворение направлено против самого Николая I – с ненавистью и презрением.
Николай I очень любил маскарады вообще, и в частности маскарады, которые устраивались в петербургском Большом театре. Лишний раз ему хотелось покрасоваться перед раболепной толпой, еще раз продемонстрировать все свое величие. Но дело было не только в этом. В одной из своих статей Н.А. Добролюбов писал: «Великий царь могущественной и обширной державы нередко также являлся в маскарадах и без зазрения совести волочился за масками».
На новогоднем маскараде в Большом театре, который состоялся первого января 1840 года, присутствовал сам Николай I. Самодержец предстал здесь в своей обычной роли искателя легких знакомств. Когда Лермонтов говорит в своем стихотворении о желании «смутить веселость их», «дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью», он имеет в виду прежде всего самого Николая I. Царь прекрасно понял, в кого метил Лермонтов. Это и явилось причиной его ярости.
Как и во многих других стихах поэта, здесь сатирические мотивы находятся в соседстве с элегическими. Вначале несколькими точными штрихами поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски». Отвратительные Лермонтову и лживые и неискренние отношения между мужчиной и женщиной в свете. Здесь нет настоящей любви, все решают деньги и чины:
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки …
Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», поэт погружается в воспоминания о близкой сердцу поре детства и юности:
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей …
Здесь сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тарханские места. Когда-то здесь поэт мечтал о встрече с прекрасной девушкой, о сильной и чистой любви, которую он сможет пронести через всю жизнь. Поэт думал «о ней», плакал и любил юное «созданье с глазами, полными лазурного огня …»
Прием «погружения» в воспоминания о далеком прошлом, о прекрасных былых днях – тема в поэзии не новая. К ней обращались поэты-романтики 20-х годов XIX столетия. В отличие от тех поэтов, которые идеализировали прошлое, Лермонтов убежден в том, что невозможно жить одной привязанностью «к недавней старине». Приятные мечты о прошлом являются обманом, вернее самообманом. Вот почему Лермонтов восклицает: «… опомнившись, обман я узнаю …»
Заканчивается стихотворение гневным вызовом миру ханжества и зла, протестом против бездушного «света»:
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Композиция стихотворения делится на 2 части. В первой – острые и точные характеристики высшего общества, во второй – безмятежный мир юности. Произведение состоит из семи строф, представляющих собой шестистишие, которое четко делится на двустишие с последовательной (смежной) рифмой, и на четверостишие, где поэт использует опоясывающую рифму. Тем самым автор как бы «затворяет», замыкает четверостишие в себе, делая его более законченным, мысль – завершенной. Строфа – одно предложение.
Используются яркие художественные изобразительные средства: эпитеты («пестрая толпа», «затверженные речи», «бездушные образы», «лазурный огонь»), метафоры («железный стих», «облитый горечью и злостью»); сравнения («лечу я вольной птицей»); олицетворения («листы шумят», «луч глядит», «встают вдали туманы»).
Чтобы передать свое волнение, возмущение и злость поэт использует восклицательные предложения, междометия:
О, как мне хочется смутить веселость их …
Стихотворение написано шестистопным и четырехстопным ямбом. Более короткие третья и шестая строка содержит как бы вывод, быструю оценку:
Наружно погружаясь в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки …
Стихотворение волнует не только потому, что в нем обличен высший свет. Нас пленяет богатый духовный мир самого поэта, его глубокие мысли и чувства: «неприязнь» к «бездушным людям», мечта о безмятежной и, увы, скоротечной жизни в юности и осознание бесплодности этой мечты, трезвое понимание невозможности вырваться из «завистливого и душного» светского общества.
Осознание своей обреченности подчеркивает поэт кольцевой композицией произведения. Тон произведения эмоционально-взволнованный, он вызывает у читателя ответное душевное движение.
Известный критик Висковатов в своей книге «М.Ю. Лермонтов» пишет: «Когда в Отечественных Записках появилось стихотворение «Первое января», многие выражения в нем показались не позволительными. Нашли, что поэт в поведении своем заходить за границу дозволенного …Гр. Бенкендорф, расположенный к бабушке поэта и не раз ходатайствовавший за него перед военным министром и государем, теперь крепко невзлюбил Михаила Юрьевича, особенно после случая на маскараде».

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, -
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою;
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин -
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник не́званную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

Анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен» Лермонтова

М. Ю. Лермонтов к концу жизни совершенно охладел к светскому образу жизни. Ему от рождения были присуще стремление к одиночеству, усилившееся увлечением романтизмом. Лермонтов имел твердые убеждения, которые не мог свободно высказывать в высших кругах. Его открытые взгляды вызывали насмешки и подозрения. Это еще больше замыкало поэта в себе, он производил впечатление постоянно угрюмого и мрачного человека. Но дворянское положение обязывало его присутствовать на самых важных светских балах. Один из таких балов-маскарадов проходил в январе 1840 г. Поэт с неохотой побывал на нем и выразил свои ощущения в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…».

Уже с первых строк чувствуется раздражение поэта от происходящего. Балы сопровождались соблюдением строгих приличий и изысканными речами под звуки прекрасной музыки. Характеристика бала Лермонтовым дает совершенно другую картину: «пляска», «дикий шепот», «образы бездушные». Автор знает, что все присутствующие прекрасно понимают ненатуральность происходящего, но никогда в этом не признаются. Любой бал пропитан фальшью и обманом. Разговоры людей не имеют смысла и не касаются хоть сколько-нибудь значимых тем. Взаимная ненависть и злоба скрывается под масками. Причем под масками Лермонтов подразумевает не столько бумажные украшения, сколько ненатуральные лица людей. Общепризнанные красавицы давно утратили свежесть и очарование, их чувства притупились от бесконечных романов.

Единственное спасение Лермонтова во время бала – унестись воспоминаниями в далекое детство с его наивными мечтами и надеждами. Поэт только ребенком мог всей душой отдаваться красоте окружающего пейзажа. Он еще не был знаком с порочным и лживым человеческим обществом. Эти воспоминания будят в сердце автора давно забытое чувство чистой любви к жизни. Они позволяют ему вновь ощутить себя молодым и полным сил. В таком приятном забытьи Лермонтов может находиться долгое время, оградив себя от внешнего мира. Именно за это полное погружение в себя за поэтом закрепилось недобрая слава замкнутого и нелюдимого человека.

Чем дольше поэт пребывает в таком состоянии, тем мучительнее и трагичнее его расставание с ним. «Шум толпы людской» приводит его в чувство. Лермонтов, как после глубокого сна, с ужасом оглядывается вокруг и вновь видит ненавистную картину омерзительного веселья. Это приводит его в бешенство. Поэт мечтает нарушить идиллию какой-нибудь дерзкой выходкой. Понимая, что это приведет к окончательному падению его авторитета, Лермонтов ограничивается «железным стихом», которым и стало произведение «Как часто, пестрою толпою окружен…».