К числу ошибок допускаемых начинающими ораторами. Об ошибках публичного выступления

Вы тщательно подготовились к выступлению, смогли преодолеть скованность, но отчего-то выступление получилось неудачным. Возможно, вы допустили некоторые ошибки. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение начинающих докладчиков и профессиональных ораторов. Их советы я хочу предложить вашему вниманию: используя приведенные ниже рекомендации на практике, вы сможете обрести уверенность, а ваше выступление пройдет намного удачнее, чем в прошлый раз.

Ошибка 1: несоответствие.

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, -- у слушателей сразу появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям.

Ошибка 2: оправдания.

Публике зачастую все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Посыл честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим?».

Ошибка 3: мимика.

Контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Особенно важно следить за выражением глаз и бровей, потому что этой области лица публика уделяет наибольшее внимание. Кроме того, брови -- главный элемент вашей мимики, они не только указывают на эмоции, но и управляют ими. Высоко поднятые брови -- признак неуверенности и некомпетентности.

Ошибка 4: отсутствие юмора.

Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность -- слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Смех помогает расслабиться и приводит к образованию в мозгу такой химической среды, в которой лучше происходит восприятие новой информации -- это доказано нейропсихологами.

Ошибка 5: всезнайство.

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов -- ораторы надменные. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас.

Ошибка 6: суетливость.

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией.

Найдите подходящее место и займите позицию. Вы можете сидеть или стоять -- это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и прочих факторов. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Перемещайтесь, но перемещайтесь осознанно, контролируя пространство. Различные части доклада маркируйте сменой позиции. Этим вы улучшите восприятие информации и облегчите ее запоминание. Например, вы меняете позицию при переходе от введения к основной части выступления, при выделении его ключевых частей, а потом при переходе к заключению. Когда заканчиваете доклад и начинаете отвечать на вопросы слушателей, вы снова спокойно и неторопливо перемещаетесь в пространстве в следующую точку и т.п. Таким образом вы ориентируете слушателей в структуре вашего публичного выступления.

Ошибка 7: отсутствие пауз.

Когда нечего сказать -- лучше помолчите, пока придут нужные слова. Иногда оратору необходимо время, чтобы подумать, сверится со своими записями, или просто попить воды. А публике нужны паузы, чтобы осмыслить сказанное вами.

Ошибка 8: никакой кухни!

Ошибка заключается в следующем: выступающий, полагая, что речь еще не началась, встает с места, идет на сцену, по дороге поправляя одежду, судорожно поводя плечами, застегиваясь, почесывая затылок, потирая подбородок и причесываясь пятерней. Затем он торопливо вытирает нос, одергивает одежду на ходу. К тому времени, пока он дойдет до места, можно считать, что выступление уже закончилось. Психологами подсчитано, что первое впечатление формируется всего лишь за первые семь секунд появления человека перед людьми, а далее только закрепляется. И какое впечатление складывается в эти семь секунд? Любая подобная суета работает против оратора. Люди в зале не должны видеть никакой «кухни» и никаких приготовлений.

Ошибка 9: правило 90 градусов

Ошибкой будет начинать говорить где-нибудь сбоку, не в центре сцены. Особенно часто так бывает, когда выступление короткое и выступающий внутренне для себя это оправдывает маленьким временем на речь. Что он транслирует в зал в этом случае? Он делает аудитории такое невербальное сообщение -- извините, я тут с краю постою, я здесь ненадолго, я вообще случайно тут зашел, ничего, что я вас отвлекаю…? Кроме центрального расположения, главное место должно удовлетворять «правилу девяносто градусов». То есть сектор охвата аудитории должен быть примерно 90 градусов, если вы вытянете, стоя в центре, руки по флангам аудитории. Если подойдете слишком близко, угол обзора будет уже под 180 градусов, и в этом случае боковые зрители будут выпадать из вашего поля зрения и влияния, а слушатели на первом ряду слишком напрягутся. Если вы отойдете слишком далеко, угол обзора будет примерно 45 градусов и расстояние для выступления будет слишком далекое и неудобное.

Ошибка 10: неправильное положение тела

Оратор выходит и становятся в позу с руками за спиной. Впечатление, что руки связаны за спиной, но он молчать все равно не может. Ощущение закрытости, скованности, жестикуляция работать не будет. Также есть впечатление, что человек что-то там прячет. Если зритель не видит руки, облик оратора подсознательно ассоциируется с некой опасностью.

Другая ошибка. Оратор выходит и становится в позу с руками, скрещенными на груди. Такое положение оратора будет опять же подсознательно восприниматься как подчеркнутая демонстрация превосходства.

И еще одна ошибка - руки в карманах. Это выглядит вульгарно, является грубым нарушением этикета, после которого докладчик просто упадет в глазах публики, да и просто проявлением неуважения к аудитории.

Что нужно для эффектного и яркого выступления? Тщательно продумать речь и отрепетировать ее? Да, но только этого мало. Люди хотят хлеба и зрелищ, поэтому публичное выступление – это, в первую очередь, шоу, в котором важно заботиться не только о том, ЧТО говорить, но и КАК . Истинный оратор обладает необыкновенным магнетизмом, он зажигает слушателей и умело ведет их за собой. Ваше выступление непременно запомнится, если Вы внимательно отнесетесь к своему имиджу и манере держаться, избежав ошибок, которые способны загубить самую лучшую речь.

Ошибка 1. Неопрятный внешний вид

А именно: жирные волосы, жеваный пиджак, перекрученные колготки, безвкусное сочетание цветов, нечищеная обувь и пр.

Как Вы думаете, в какой момент начинается Ваше выступление? – Сразу, как только Вы попали в поле зрения аудитории. Слушатели буквально сканируют Вас, и им достаточно 7 секунд, чтобы составить о Вас первое впечатление.

У Вас никогда не будет второй возможности произвести первое впечатление.

Недопустимо приводить себя в порядок, идя на сцену. Представьте себе, что Вы включили канал новостей, а там телеведущая красит губы, готовясь к эфиру. Выглядит это, как минимум, странно.

До публичного выступления тщательно подберите костюм, позаботьтесь о прическе, отработайте уверенную походку без раскачиваний и подпрыгиваний.

Помните: в Вашем облике заключено не меньше красноречия, чем в Ваших словах.

Ошибка 2. Заигрывание с аудиторией

Возможно, Вам доводилось видеть такую картину: ведущий представляет автора выступления, он встает из зала, и, идя к сцене, начинает во все стороны кивать, улыбаться, приветливо помахивать руками, здороваться со знакомыми, присутствующими в зале?

Если Ваше выступление – не вручение премии “Оскар”, то такое поведение Вам не подойдет. Столь легкомысленное кокетство сразу же снижает Ваш авторитет, оно демонстрирует Вашу зависимость от аудитории.

Не ищите признания публики, Вы же не актер заезжего цирка, добивайтесь доверия и уважения аудитории своим имиджем, походкой, манерой держаться. Оставайтесь сдержанным и спокойным, пока не начнете говорить.

Ошибка 3. Игра в прятки

Публичное выступление – это не тот случай, когда скромность украшает. Всегда занимайте на сцене центральное место, не обесценивайте себя речью с краю. Вы должны быть в центре внимания и в зоне видимости слушателей, они хотят не только слышаться Вас, но и видеть.

Правило 90 градусов гласит: сектор охвата аудитории должен составлять прямой угол в 90 градусов, если Вы встанете в центре сцены, вытянув руки по флангам аудитории.

Старайтесь до выступления не сидеть лицом к Вашим будущим слушателям. Лучше появляться перед публикой в качестве нового “экспоната”. Если Вам во время выступления нужно сесть на стул, то заранее позаботьтесь и о стуле, и о том, как на него садиться.

Дейл Карнеги так описывает то, что происходит с тем, кто не подумал об этом заблаговременно:

“Вам приходилось видеть людей, которые глядят по сторонам в поисках стула, сопровождая это движениями, напоминающими английскую гончую, укладывающуюся спать. Они вертятся вокруг, а когда обнаруживают, наконец, стул, то скручиваются и проваливаются в него, словно мешок с песком. Человек, знающий, как следует садиться, поворачивается спиной к стулу, нащупывает его ногами и непринужденно, выпрямив тело от головы до бедер, плавно опускается на стул, тщательно контролируя движение своего тела”.

Не положено уважающему себя оратору быть “английской гончей” в поисках стула или “мешком с песком”, садясь на него.

Ошибка 4. Лишние движения

А именно: судорожное перебирание украшений, складок на одежде, застегивание и расстегивание пуговиц на пиджаке, заламывание рук и пр.

Нервные движения рук способны полностью лишить оратора уверенности, создав впечатление об отсутствии у него самоконтроля. Если Вам никак не удержаться от суетливых движений, положите руки за спину и двигайте пальцами так, чтобы никто этого не видел, или шевелите пальцами ног.

Не существует нейтральных движений. Движение, которое ничего не добавляет к Вашей внешности, только ухудшает впечатление о Вас.

Ошибка 5. Сытый оратор

Плотный прием пищи притупляет эмоции, снижает жизненную активность и способен лишить Вас энергии, которую излучают харизматичные ораторы. Для того, чтобы оставаться полным сил во время всего выступления, ограничьтесь легким перекусыванием.

Съешьте несколько долек лимона до выступления, лимон отлично стимулирует слюноотделение, и Вам не придется отвлекаться на то, чтобы попить воды.

Ошибка 6. Я не волшебник, я только учусь

Наверняка, Вы слышали такое начало речи: “Вообще-то выступать – не мое призвание” или “Я – не оратор”. Сразу хочется спросить: “А зачем тогда Вы здесь?” Такую ошибку часто делают новички.

Никогда не начинайте свою речь с извинений. Даже если это Ваше первое выступление, об этом должны знать только Вы. Помните, что все хорошие ораторы выросли из плохих ораторов. Зачем же тогда рубить сук, на котором сидите?

Ошибка 7. Ушел в себя, буду не скоро

Монолог с самим собой – не лучший вариант для публичного выступления. Для оратора очень важно ощущение контакта с аудиторией. Слушатели должны чувствовать, что от Вас идет послание к их умам и сердцам.

Говорите так, словно Вы ждете, что они вот-вот начнут с Вами диалог. Например, представьте себе, что кто-то из аудитории задал Вам вопрос, и Вы на него отвечаете.

Скажите вслух: “Вы спросите, откуда я это знаю. И вот, что я Вам отвечу…”.

Ошибка 8. Ну, вот, собственно, и всё

Хуже плохого начала выступления может быть только плохой финал. Слушатели дольше помнят именно то, что прозвучало в конце речи. Помните, как в анекдоте: “Штирлиц знал, что запоминается последняя фраза”.

Замечали ли Вы, с какими одухотворенными лицами выходят из кинозала люди после просмотра проникновенного фильма? Что мешает Вам добиться того же эффекта своей речью?

Завершая выступление, никогда не говорите о том, что Вы закончили. Никогда не заключайте свое выступление словами: “Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, я на этом закончу”.

Говорят, что существует три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать. В Вашей власти стать тем, кого не слушать невозможно.

Оксана Гафаити,
автор сайт и Trades.сайт

Понравился👍 пост? Оставьте свой комментарий ниже👇.
Получайте мои идеи по рынку в Telegram📣:

Публичное выступление требует определённого мастерства. Лишь в этом случае можно завоевать аудиторию и заинтересовать её своими мыслями, взглядами и суждениями. Но случатся, что ораторы допускают оплошности во время общения со слушателями. Как результат, нарушается невидимая связь с присутствующими, что приводит к отчуждение и непониманию. Ниже приведены самые распространённые ошибки публичного выступления, которые мешают выступающим добиться профессионализма в таком сложном деле как ораторское искусство.

Первая ошибка - отсутствие соответствия между содержанием речи и манерой её изложения. Тут всё упирается в искренность. Рассказывая о чём-то, нужно самому в это верить. Если же говорить о каких-то вещах неуверенным тоном, запинаясь, постоянно заглядывая в конспект, то аудитория мгновенно почувствует фальшь. Соответственно, выступление провалится в самом начале. Поэтому необходимы уверенность и убежденность даже в том случае, если вы сами сомневаетесь в достоверности и правдивости излагаемого материала.

Вторая ошибка - монотонная речь, лишённая эмоциональной составляющей. Оратор скучным безликим голосом выдаёт какую-то информацию. Слушатели начинают ёрзать на стульях, зевать, прикрывая из приличия рот ладонью, а некоторых тянет в сон. Особенно опасно такое выступление в конце рабочего дня. Аудитория может просто заснуть, что будет полным крахом для выступающего.

Публику необходимо держать в тонусе. Поэтому во время выступления необходимо менять тональность и громкость голоса. Он должен быть живым и играть всеми возможными голосовыми оттенками. Это и значительность, и напряжённость, и драматизм, и радость. Лишь в этом случае можно заинтересовать людей даже после тяжёлого рабочего дня.

Третья ошибка - игнорирование юмора во время выступления. Следует сказать, что юмор вносит элемент оживления в любой разговор. Особое же значение он имеет во время публичной речи. Тут дело в том, что люди не могут долго находиться в сосредоточенном состоянии. Внимательно слушать они способны не более 20 минут, после этого наблюдается резкое снижение концентрации внимания. Так уж устроен человеческий мозг, которому необходимо какое-то разнообразие. Таким разнообразием как раз и является небольшое юмористическое отступления. Это своеобразная разрядка, после которой слушатели опять могут сосредоточиться на главном.

Четвёртая ошибка - состояние суетливости. Есть расхожая фраза: "Не суетись под клиентом". Её обязательно нужно вспоминать тем ораторам, которые во время своей речи торопливо ходят из стороны в сторону, вертят в пальцах ручку, осуществляют какие-то другие нервные манипуляции. При такой манере поведения слушатели очень быстро начинают понимать, что докладчик неуверен в себе. Двигаться, конечно, надо, но только в спокойной и неторопливой манере. Движения и жесты должны источать уверенность. Это придаст дополнительный вес и убедительность словам.

Пятая ошибка - самоуверенность и всезнайство. Это по меньшей мере смешно считать себя самым умным и всезнающим. Среди слушателей может найтись гораздо более эрудированный человек. Поэтому проявляйте скромность, но ни в коем случае не преуменьшайте свои знания. На каверзные вопросы следует отвечать искренне и открыто. Если чего-то не знаете, то честно признайтесь в этом. А чтобы не уронить авторитет в глазах присутствующих, нужно ярко и интересно изложить ту информацию, которой владеете в совершенстве.

Седьмая ошибка - неправильная мимика. Полезно знать, что аудитория уделяет значительное внимание выражению лица оратора и сосредотачивается в основном на бровях и глазах. Если глаза широко раскрыты, то это указывает на страх и неуверенность. А поднятые брови ассоциируются с некомпетентностью. Во время выступления взгляд должен быть спокойным и слегка ироничным. Что касается бровей, то их следует удерживать в нормальном состоянии. Такое лицо выглядит вполне адекватно и вызывает не только доверие, но и симпатию.

Работайте над вышеперечисленными ошибками публичного выступления, старайтесь их не допускать, и тогда ваше ораторское мастерство заметно повысится. Как следствие, ваш авторитет станет непререкаемым, а число благодарных слушателей увеличится .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Ошибки публичного выступления

2. Правила успешного публичного выступления

Заключение

Список литературы

Введение

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

Оратор - мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Оратор воздействует на слушателей, прежде всего своим красноречием, высокой речевой культурой, словесным мастерством.

И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. Немыслимо, чтобы проповедник новой религии не был в тоже время и увлекательным оратором. Все лучшие люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в тоже время и лучшими ораторами. «Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, искусство говорить считалось обязательным. Смотря на успешные результаты красноречия того времени, мы ставим перед собой цель данного реферата - изучить все возможные ошибки ораторов, что приведет к освоению мастерства публичного выступления. Ведь на ошибках учатся.

1. Ошибки публичного выступления

Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, мы должны научиться избегать распространенных ошибок.

Ошибка 1: Несоответствие

Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть....» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме -- будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему. Поэтому вместо «Я рад...» -- радуйтесь на самом деле! Делайте все, чтобы действительно испытывать радость, выступая перед публикой. Осознанно передавайте ваше позитивное настроение слушателям. Люди в хорошем настроении легче воспринимают информацию, им хочется продолжать контакт

Ошибка 2: Оправдания

Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно...» Именно так многие начинают свою речь, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление. Посыл, казалось бы, честный, но он приводит к противоположному результату. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим?».

Ошибка 3. Извинения

Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за... (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком (короткую) длинную речь и т.д. и т.п.)». Если действительно есть нечто, о чем вы сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!». Но лучше всего -- умение превратить недостаток в достоинство: «У меня сегодня простуженный голос, поэтому прошу вас сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким образом, сплотившись еще больше, мы продемонстрируем, что мы все -- одна команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка 4: Глаза и брови

Большинству новичков только кажется что они хорошо управляют своей мимикой. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки.

В область глаз оратора публика уделяет в 10-15 раз больше внимания, чем любой другой части лица. Смеющиеся глаза и прямые брови -- это как раз то, что нужно.

Ошибка 5: Подбор слов

Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. В связи с этим, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «...не принесет убытков», «...не плохо», «...не боимся прилагать усилия», «...не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Лучше информативной речи -- только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность -- слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Высококлассные педагоги знают, что юмор и хорошее настроение только прибавляют желания учиться и делают процесс более эффективным.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов -- ораторы с завышенной самооценкой собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас, вам могут отплатить той же монетой. ораторский публичный выступление рассказ

Открыто признаваясь в своем знании или незнании, вы завоевываете еще большую симпатию аудитории.

Ошибка 8: Суетливость

Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Найдите подходящее место и займите позицию. Вы можете сидеть или стоять -- это зависит от длительности публичного выступления, особенностей помещения и проч. факторов. Главное, чтобы со своего места вы могли установить зрительный контакт со всей аудиторией. Или осознанно перемещайтесь, контролируя пространство.

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Монотонно бубнящие, быстро вызывают раздражение и усталость аудитории, слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать. Чтобы держать публику «в тонусе» надо постоянно варьировать громкость и силу своего голоса, придавая ему живости.

Обратите внимание на звучание своей речи. Выделяете ли вы голосом ключевые моменты публичного выступления, цитаты, утверждения? Повышаете ли высоту звука в конце вопроса? Изменяется ли темп речи в зависимости от ее содержания? Выражайте голосом свои чувства, и вы завоюете публику!

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Когда нечего сказать -- лучше помолчите, пока придут нужные слова. Обычно публика воспринимает длительность пауз гораздо короче, чем это кажется самому докладчику.

2. Правила успешного публичного выступления

1. Подготовка речи

Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным.

Вначале сделайте основу будущего публичного выступления:

· Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?

· Выделите главную идею вашей речи.

· Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей.

· Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание)

Подготовив основу, начинайте наращивать на нем «мускулы».

· Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые используете в процессе выступления.

Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать -- это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.

· Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.

Особенность введения в том, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления.

Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи.

Главное это время. Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть). От вас ожидают коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории.

2. Место выступления.

Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Нужно следить, чтобы оратор был виден по грудь.

3. Одежда

Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?». Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание.

4. Успешное публичное выступление -- несколько секретов.

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Обязательно займите место в центре расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией и приступайте говорить.

Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации. Не кладите руки в карманы, не прячьте их за спину, не занимайте их посторонними предметами. Нельзя скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим.

Если вы пользуетесь записками, то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию.

Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать -- чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано. Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что мастерство публичного выступления состоит в умении использовать обе формы человеческого мышления: логическую и образную. Овладев мастерством публичного выступления люди, поймут всю прелесть и красоту нашего языка.

Стать мастером публичного выступления это большое достижение для того, кто этого пожелает и не постоит ни перед чем, так как достигнутое им откроет ему двери во все сферы нашей жизни. А возможно и поможет изменить некоторые негативные стороны этого наисложнейшего бесконечного процесса, который мы сейчас успешно изучили. Наша цель осуществилась и мы научились благодаря ошибкам. Ведь на ошибках - учатся!

И как сказал А.П. Чехов: - «Учитесь владеть языком, настоящие и будущие ораторы! Язык - ваша база и ваше профессиональное оружие».

Список литературы

1. Александров Д.Н. Риторика. - М.: 1999.

2. Введенская Л.А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. - Ростов - н/Д, 1996.

3. Делецкий Ч. Практикум по риторике. - М.: 1996.

4. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М.: 1978.

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Мастерство публичного выступления - умение использовать обе формы человеческого мышления: логическую и образную. Распространенные ошибки ораторов. Правила успешного публичного выступления: подготовка речи, место выступления, одежда, мимика и жесты.

    контрольная работа , добавлен 15.09.2009

    Главные составляющие выступления. Подготовка речи: выбор темы, цель выступления. Структура ораторской речи. Способы подготовки публичного выступления. Логические и интонационно-методические закономерности речи. Особенности речевого этикета, имидж оратора.

    реферат , добавлен 12.02.2012

    Сущность и этапы публичного выступления. Анализ ошибок начинающего оратора. Определение темы и цели выступления. Оценка аудитории и обстановки, выбор места. Управление голосом и скоростью речи, подбор фраз. Правила оптимального поведения докладчика.

    презентация , добавлен 12.11.2013

    Вступление как вводная часть публичного выступления: понятие, особенности, виды. Основная часть публичного выступления: характеристика, основные правила построения и аргументации. Заключение: выводы, предложения и правильное окончание публичной речи.

    курсовая работа , добавлен 08.07.2014

    Структура публичного выступления, формулировка его темы и цели. Основные части публичной речи. Типы речи и способы раскрытия тем. Подготовка публичного выступления. Основные приемы поиска материала. Характеристика аргументов, их виды и доказательство.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2015

    Понятие публичного выступления и подготовка к нему. Способы завоевания и удерживания внимания аудитории. Начало и завершение выступления. Понятие групповой дискуссии. Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи - условия делового общения.

    реферат , добавлен 09.05.2009

    Подготовка к выступлению: определение темы, формулировка цели, составление плана и композиция, подбор литературы. Характеристика основных методов изложения материала. Личность оратора, приёмы управления аудиторией. Самоорганизация публичного выступления.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2012

    Логические и эмоциональные аргументы, используемые для воздействия на аудиторию. Основные требования к ораторской речи во время публичного выступления. Особенности установления контакта с аудиторией, "фактор адресата". Понятие "нравственный долг оратора".

    реферат , добавлен 25.11.2014

    Оратор как мастер публичного выступления, блестяще владеющий языком. Структура и особенности ораторской речи, ее целостность и композиция. Подготовка к публичному выступлению и его репетиция. Композиционно-стилистическое оформление ораторской речи.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Ознакомление с основами организации публичной речи. Изучение особенностей подготовки обстановки для выступления, информационного обеспечения. Спичрайтинг - "написание речи", его развтие на современном этапе. Репетиция устного публичного выступления.

Говорите хотя бы немного громче, чем звучит ваша обычная речь. Во первых – это придает речи эмоциональную окраску, во вторых - привлекает внимание.

Медленная речь . Еще один шанс вздремнуть. Если ваши слушатели думают быстрее, чем вы говорите, слушать они вас не будут. Они будут думать о своем, а ваш голос, в лучшем случае, будет звучать, как фоновый шум.

Если вам приходится подыскивать слова - старайтесь готовиться к выступлению заранее. Если вы от природы флегматичны, ни чего не поделаешь, темп речи придется ускорять искусственно.

«Смотри на Джона Смита». В пособиях, для ораторов часто встречается совет – выбрать в аудитории симпатичное лицо и всю лекцию обращаться именно к этому человеку. Авторы утверждают, что это помогает снять нервозность. На самом деле ваш «Джон Смит» став объектом пристального внимания начинает нервничать и выражение его лица точно не даст вам адекватной обратной связи. А остальные присутствующие, в это время, чувствуют себя «третьим лишним», потому что обращаются явно не к ним.

Ни чего страшного не случится от того, что вы будете поворачивать голову. Чем меньше аудитория, тем больше внимания нужно каждому члену группы. При работе с большой группой, не пробуйте охватить взглядом аудиторию целиком, а переводите взгляд с одного на другого.

Слишком сложно - слишком скучно? Даже, если вы говорите об очень серьезных вещах, не стоит перегружать речь терминами, формальными оборотами, цитатами. Не становитесь похожим на словарь. Информация может быть очень полезной, но аудитория быстро утомится и начнет отвлекаться.

Не бойтесь использовать живой, разговорный язык, приводите примеры.

И пара полезных советов в заключении:

Вы читаете эту лекцию в тысяча первый раз. Вам смертельно надоело. Аудитория тоже об этом догадывается... Начните жестикулировать. Прохаживайтесь по залу, нарисуйте что-нибудь на доске (зачем то же она там висит). Это оживит речь. А если нарисуете что-нибудь не связанное с темой лекции – это гарантированно оживит аудиторию.

Вы волнуетесь, язык заплетается, постоянно забываете, что хотели сказать. Начинайте следить за дыханием. Мы произносим слова на выдохе, обратите внимание на то, как это происходит, вдыхайте (и говорите) осознанно.