Как сделать портфолио на работу образец. Руководство по созданию выдающегося портфолио

  • Перевод
  • Tutorial

В UX дизайне портфолио значат больше чем высшее образование. Работодатели и менеджеры по набору персонала будут использовать ваше портфолио чтобы определить ваш опыт, эстетичность и, что более важно, вашу способность решать проблемы бизнеса в реальном мире.

Создание своего первого портфолио может показаться невероятно сложной задачей. Я собрал всеобъемлющее руководство чтобы помочь начинающим UX дизайнерам создать портфолио, которое покажет их уникальные истории.

1. Создайте сайт

Это очевидный шаг при создании хорошего онлайн портфолио. Ваш сайт, это непросто описание вашей работы - это ваша работа. Сделайте все возможное чтобы сделать его идеальным.

1.1 Подключите веб-аналитику

Добавьте Google Analytics на ваш сайт чтобы собирать статистику посещений. Это поможет вам составить профиль ваших посетителей: кто недавно посетил ваш сайт (местоположение), как долго и какие ваши проекты он просматривал. С помощью этих данных вы сможете оптимизировать результативность своего сайта на максимум.

1.2 Сделайте вашу навигацию предельно понятной

Не экспериментируйте и сделайте все по-умному. Убедитесь что пользователи точно знают как узнать о вас больше: страница о вас, портфолио, контакты и т.д.

Очень заманчиво для лучшей конкурентоспособности указывать что вы хороши во всём, но вам следует избегать этой мысли. Вместо этого, уделите особое внимание вашим основным навыкам и используйте ваш опыт чтобы донести почему они так важны.

3. Думайте о там как структурировать ваши проекты

Несмотря на ваш подход и эстетичность вашего сайта, большинство работодателей хотят знать как вы решаете проблемы. Потратьте некоторое время размышляя о том, как вы будете презентовать ваши проекты чтобы максимизировать их ценность.

3.1 Расположите наиболее подходящие проекты сначала (вместо последних)

Пусть сначала отображаются ваши наиболее впечатляющие проекты, вместо расположения в хронологическом порядке. Это особенно важно если у вас небольшой опыт и вы хотите получить свою первую работу в UX. Учитывайте что ваше портфолио должно не только показывать ваши прошлые работы, но и указывать направление развития. Удостоверьтесь что вы добавили в портфолио только тот тип проектов, с которым вы хотите работать больше.

3.2 Создайте многообещающие превью

Начальные стадии отбора кандидатов могут быть безжалостными. Менеджер по набору персонала или работодатель должен пересмотреть десятки(если не сотни) портфолио чтобы отобрать несколько. Не удивляйтесь что они часто принимают решение меньше чем за минуту. Трой Парк и Патрик Неэман утверждают что люди тратят примерно 10-15 секунд , просматривая UX портфолио. Старайтесь кратко донести детали проекта используя текст и проверьте доступна ли основная информация на вашем сайте, используя 60-секундный тест .


Портфолио Алана Шена имеет хорошее превью для каждого проекта.

3.3 Преодолейте NDA (соглашение о неразглашении)

Для многих дизайнеров NDA является наибольшей угрозой для их портфолио. Тем не менее NDA не должно стать причиной исключить проект из портфолио. Вот несколько способов решить проблему с NDA:
  • Спросите разрешение. Если у вас хорошие отношения с клиентом, вам могут разрешить опубликовать проект, особенно если вы уберете все деликатные детали.
  • Обезличьте работу. Не указывайте определенную информацию и используйте размытие чтобы скрыть наводящие на клиента элементы. Потенциальному работодателю будет более интересно увидеть общую картину (на что вы способны), нежели определенные детали другой компании.
  • Пересоздание. Если вы не можете показать реальный проект, пересоздайте его чтобы показать что вы сделали. Просто не забудьте указать что это пересозданная работа.

3.4 Только не говорите что у вас нет проектов для портфолио

У всех недавних выпускников появляется одна и та же проблема - они не могут получить опыта работы без портфолио, и не могут получить портфолио без опыта работы. Я рекомендую показывать свой потенциал любыми возможными путями. Например, вы можете участвовать в Daily UI Challenge и добавить несколько лучших в ваше портфолио. DailyUI (99designs тоже хорошо подойдет - прим. пер.) особенно хорош для начинающих, потому что он не только помогает развить ваши навыки, но и делает вас заметнее в сообществе дизайнеров. Дополнительно, я рекомендую добавлять в портфолио академические работы и концепт проекты.

3.5 Делайте акцент на качестве, вместо количества

Меньше это лучше для вашего портфолио. Выберите 2 или 3 проекта и опишите их детально. Исключите слишком похожие друг на друга проекты, будет достаточно и одной истории. Вполне нормально будет иметь портфолио из всего одного проекта, если это будет хороший проект.


Все портфолио Майкла Еверсона построено вокруг одного проекта - SoundCloud для iOS. Он детально описывает все этапы разработки и подкрепляет их отличными превью, таким образом он ясно дает понять как он работает.

4. Описывайте в деталях

В то время как в других отраслях будет достаточно показать только финальный продукт или описать результаты, в UX же все по-другому. Больше чем увидеть просто готовый продукт, работодатели/заказчики хотят узнать как вы решили поставленную проблему. Очень важно показать какой процесс прошла ваша работа и что она не просто появилась как по волшебству. Хотя формат описания может варьироваться в зависимости от проекта, в основном, я рекомендую делить каждый проект на два этапа: обзор и UX процесс. Сначала идет обзор. Посетитель должен иметь возможность сразу понять о чем этот проект и его цели. Вот темы, которые можно добавить:
  • Задачи проекта - Для чего проект был начат?
  • Цель - Какие результаты нужно получить?
  • Длительность - Сколько времени было затрачено?
  • Команда - С кем вы работали над проектом? Добавьте имена и ссылки на их LinkedIn профили.
  • Ваша роль - Какой вклад в проект вы сделали?
  • Результат - Изображения/видео или ссылки на скачивание приложения, просмотр прототипа, исходных кодов.


Каждая работа из портфолио Итуна Чжана начинается с краткого обзора.

Этап «UX процесс», пожалуй, наиболее важная часть вашего портфолио. Как UX дизайнер вы должны очень серьезно отнестись к объяснению всего процесса, поскольку вас будут по нему оценивать.


Пример UX процесса. Изображение: Zurb .

Вы должны понимать то, что вашу работу можно оценивать только в контексте. Опишите проблему и её решение, покажите процесс который вы прошли чтобы получить финальный продукт.

  • Проблема/вызов в дизайне - Это может быть что-то простое, например, несколько предложений которые расскажут о проблеме (бизнеса) которую вы решали.
  • Исследование пользовательской аудитории - Опишите ваших пользователей и их нужды, мотивацию и проблемные моменты. Эта часть может включать инструменты с помощью которых вы собирали эту информацию (например персонажи и карты симпатий). Также можете упомянуть анализ конкурентов (рассмотрите сильные и слабые стороны конкурентов в решении потребностей пользователей).
  • Решение - В этой части дайте ответы на следующие вопросы: Как вы решили проблему? Почему вы выбрали это решение и что повлияло на ваш выбор?
  • Дизайн - Обязательно опишите как вы прошли путь от идей к конкретному решению. Покажите блок-схемы, макеты и работающие прототипы (да, это все разные вещи - прим. пер.). Работодатели должны знать что вы можете это сделать и можете смотреть на проект с точки зрения разработчика. По возможности, добавьте интерактивный прототип (например как InVision) чтобы дать возможность посетителям поиграть с ним.
  • Тестирование - Как вы определяете успех/провал? Как вы тестировали ваше решение? Какие вопросы вы задавали?

4.1 Создайте сильную историю

Ваши проекты это история о вас и ваших проектах, повествование о вашем путешествии, ваши успехи и проблемы, ваши препятствия на пути.
  • Определите приоритеты для разной информации о вашем проекте и давайте её читателям в нужном месте, чтобы сделать рассказ интереснее.
  • Продемонстрируйте ваши навыки решения проблем. Описывая разные части вашей работы в портфолио, убедитесь что вы ясно рассказали о проблеме которая была и как вы её решили.
  • Покажите свою способность применять в процессе решения проблемы подходящие инструменты.
  • Покажите свою способность лаконично выражаться с помощью слов и изображений. Объясните процесс шаг за шагом и дайте изображениям контекст.
  • Попытайтесь явно показать чему вы научились в процессе работы над проектом.


Саймон Пен преподносит каждую часть дизайна как отдельную историю, дополненную превосходными изображениями. История разработки Amazon Prime Music из портфолио Саймона.

4.2 Опишите влияние вашей работы

Покажите ценность которую вы принесли нанявшей вас компании. Если можно, опишите как ваш дизайн привел компанию к успеху. Если есть позитивные результаты, обязательно расскажите о них: подчеркните почему проект был успешен (целевые метрики поднялись на X%) и укрепите свою роль в его достижении.


Другой пример из портфолио Саймона. Результат проекта ILC NSW ‘AT Magic’

4.3 Не зацикливайтесь на визуальном представлении

Не делайте вид что вы визуальный дизайнер (если вы не он). Запомните, что целью портфолио не является показать ваши потрясающие навыки дизайнера. Наличие компетентных навыков визуального дизайна определенно будет плюсом, но не путайте их с главной задачей вашей должности - «решением проблем бизнеса разрабатывая опыт взаимодействия».


Портфолио Слава Кима уделяет слишком много внимания изображениям и не предоставляет основной информации о UX процессе.

4.4 Не концентрируйтесь только на конечной цели

Достаточно часто UX дизайнеры в своих портфолио концентрируются на финальном продукте, а не «путешествии» проекта. Однако менеджеров по найму меньше интересует финальный продукт, они больше заинтересованы в процессе создания этих продуктов. Хорошее портфолио всегда дополняют исследования, стоящие за финальным результатом.


Майкл Щепаньский представляет каждую часть как волнующую историю которая подчеркивает его проницательность.

4.5 Не переоценивайте свой вклад

Не врите. Несложно присвоить себе все заслуги за проект, над которым работала целая команда. Запомните, честность - это наилучшая стратегия: если вы что-то не умеете делать или у вас в этом нет опыта - не говорите об этом в вашем портфолио! Четко и честно обозначьте свою роль и тех, кто с вами работал. Добавить метки

Непонятное пока ещё для многих слово «портфолио» прочно входит в нашу жизнь. Теперь оно сопровождает человека с самого раннего детства. Мы попытаемся рассказать, что это такое и для чего оно нужно школьнику. Сам термин «портфолио» пришёл к нам из итальянского языка: portfolio в переводе означает «папка с документами», «папка специалиста».

Когда начинать создавать портфолио?

В последние годы практика оформления портфолио школьника получила большое распространение. Сегодня во многих общеобразовательных учреждениях оно является обязательным. Даже дошкольные учреждения вводят в свою работу деятельность по сбору успехов ребёнка. Первокласснику уже необходимо приступить к оформлению своей папки достижений. Конечно, ребёнку, который учится в начальной школе, сделать самостоятельно это очень сложно, поэтому чаще приготовление данной папки выполняется родителями. Вопросы и удивления родителей вполне естественны, потому что в своё время они не сталкивались с подобным требованием. В нашей статье мы постараемся ответить на вопрос, как сделать портфолио для школьника.

Зачем нужна «папка с документами» школьнику, и что в ней должно находиться?

Отслеживание всех успехов и результатов любой деятельности ребёнка - хорошая практика, ведь это помогает взрослым раскрыть многогранность личности ребенка. Да и маленькому человеку важно осознавать свои первые достижения, чтобы развиваться дальше. Информация о ребёнке, его семье, окружении, успехи учёбы в школе, грамоты и дипломы, полученные за участие в различных школьных и внешкольных мероприятиях, фотографии, творческие работы, показывающие знания, умения, навыки ребёнка - всё это является своеобразной презентацией умений, интересов, увлечений и способностей ребёнка. Собранная информация пригодится при переходе в другую школу или при дальнейшем выборе профильных классов и при поступлении в высшее учебное заведение. Основной целью портфолио школьника начальных классов является выявление всех достоинств ребёнка и раскрытие его внутреннего потенциала через структурное собрание его работ, оценок и достижений. Это помогает сформировать у ребенка мотивацию к деятельности, научить его ставить цели и добиваться успеха.

Портфолио - продукт творческий

Решив приступить к оформлению портфолио школьника 1 класса, необходимо для начала продумать его составные части, решить, какие разделы или главы в него войдут, как они будут называться. Очень часто учителя начальных классов предпочитают однородную структуру для всех учеников, а потому, сообщая вам о том, что нужно оформить портфолио, заодно предложат и его примерный план. В этом случае родителям не придётся ломать голову над составляющими самостоятельно. По большому счёту, портфолио школьника - творческий документ, и ни в одном нормативном акте нет чётких, прописанных государством требований к нему.

Каждый родитель понимает, что первый класс - это важный период в жизни ребенка: знакомство с учителями и одноклассниками, постепенное взросление и повышение самостоятельности. Переходя из условий детского сада в школу, где всё ново и непривычно, ребёнок испытывает небольшой стресс, быстрее освоиться на новом месте помогает портфолио школьника. Образец его составления может варьироваться в зависимости от класса и школы, но в нём обязательно должна находиться информация о ребенке и его родителях (законных представителях), о его увлечениях и хобби. Все эти данные помогут детям быстро найти себе новых друзей и общие интересы с одноклассниками, а учителю - легче организовать учебный процесс и беседы с детьми.

Общая форма - индивидуальное наполнение

В каждой школе или даже в каждом классе может быть разработано свое портфолио школьника, образец которого будет предложен учителем детям и родителям, но всё же эта папка - что-то вроде «визитной карточки» ребёнка, а потому она должна отражать его индивидуальность.

Выбор шаблона

Детям неинтересны будут простые листы, записи, фотографии, их гораздо больше привлечёт весёлое красочное оформление. Поэтому для начала подберите для портфолио школьника шаблоны, которые сегодня можно найти без труда. А затем вместе с ребёнком выбрать подходящий. Если ничего нужного найти не удалось, то можно самостоятельно создать шаблон, который будет максимально отвечать задуманному вами. Создать шаблон самостоятельно сможет не каждый родитель, а даже если и справится с этой задачей, то придётся потратить много времени. Именно поэтому такой популярностью пользуются готовые шаблоны для портфолио школьника, которые можно редактировать быстро и легко.

В оформлении могут быть использованы обожаемые детьми персонажи. Мальчишки, например, любят автомобили. Портфолио с гоночными машинами подойдут как раз для тех, кто любит гонки и скорость. Девчонкам больше по душе принцессы или феи в качестве элемента оформления. Нужно помнить, что картинки с любимыми героями не должны отвлекать от содержания, их роль - настраивать на позитивный лад при открытии папки.

Что рассказать о себе

Первый раздел портфолио школьника начальных классов, как правило, включает личные данные. Это и титульный лист, где указываются имя, фамилия, а также размещается фотография ребёнка, которую он должен выбрать сам. Также этот раздел может включать автобиографию, рассказ о себе, список долгосрочных и краткосрочных планов учебы. Ребёнка необходимо привлечь к заполнению, поощряя его инициативу. Пусть он напишет о качествах характера, которые есть у него, о своих любимых занятиях и увлечениях, расскажет о городе, в котором живёт, о родных и близких, о тех, с кем дружит, о своем имени или фамилии, о школе и о классе. Можно написать и мечту о том, кем хочет стать ученик, когда вырастет. Школьник может даже разместить режим дня, которому он следует. Он должен описывать всё то, что ему интересно, и то, что он считает важным.

Ребёнок, заполняя папку, может сделать небольшие открытия - например, впервые прочитать о происхождении имени и фамилии.

Описать свой мир непросто

Первая часть может иметь свои подразделы. Возможно, они войдут в готовое портфолио школьника, которое вы создадите самостоятельно, учитывая индивидуальность ребёнка. Если ребёнок увлечён чтением, создайте раздел «Мои любимые книги». Увлечение природой можно отразить в части «Мои домашние животные».

Портфолио заполняется не навсегда, оно будет с течением времени пополняться, меняться. Если ребёнок напишет ответы на вопрос «Что я умею и люблю делать», то к четвёртому классу информация, занесённая первоклассником, точно потеряет свою актуальность. Поэтому больше пользы принесёт регулярная работа по заполнению хотя бы несколько раз в год.

Раздел успехов и достижений

Если у ребёнка уже накопились грамоты и дипломы, полученные за участие в различных школьных конкурсах, то родителям не остаётся ничего другого, кроме как сделать портфолио для школьника. Можно размещать их в хронологическом порядке или делить их на разделы, например, «Успехи в учёбе» и «Заслуги в спорте», хотя для младшего школьника важны все его свершения. В этой части будут содержаться сведения, касающиеся в основном учёбы и творческой деятельности. Пополняться эти данные будут постепенно за годы учёбы в школе.

В достижения первоклассника можно приложить первую пропись, удачный рисунок или аппликацию.

Если мероприятие, участником которого стал ребёнок, освещалось в средствах массовой информации, для портфолио школьника можно сделать вырезки из газет или распечатать интернет-страницы с сообщением.

Дети выбирают себе занятия и посещают занятия в кружках, секциях и клубах. Информацию о них также можно вынести в особый раздел. Здесь может быть информация об учреждении, которое посещает школьник.

Как я учусь?

Учебной деятельности, как основной в жизни ребёнка младшего школьного возраста, должен быть отведён отдельный раздел. Здесь может быть не только таблица вроде школьного табеля, но и успешно выполненные проверочные работы, первые тетради, лист с первой пятёркой. Сюда можно также включить показатели техники чтения.

Безусловно, пригодится не всем. Этот документ будет хорошим помощником только активным, перспективным и предприимчивым студентам.

Многие крупные компании готовы взять на работу молодых специалистов, и для получения перспективной работы грамотно оформленные достижения – незаменимый инструмент. Для этих целей больше подойдет электронное портфолио студента в виде презентации. В нем следует в первую очередь выделить именно те моменты, которые, на ваш взгляд, были бы интересны работодателю.

Наличие портфолио может повлиять на размер стипендии, некоторые ВУЗы выплачивают дополнительную академическую стипендию наиболее успешным студентам и выбирают таких учащихся, анализируя их успеваемость, достижения и социальную активность. Кроме академической стипендии существует еще президентская стипендия, которую тоже получает далеко не каждый желающий, тут тоже портфолио может пригодиться.

Любителям участвовать в конкурсах и олимпиадах иногда требуется портфолио. Это касается, в первую очередь, престижных конкурсов, таких как «Студент года». Целью такого конкурса является выявление и поддержка талантливой молодежи, победители награждаются дипломами и ценными подарками.

Портфолио – секрет успешного студента!

Каждому студенту хочется добиться успеха, получить признание и хорошую, достойно оплачиваемую работу. Создав собственное портфолио, мало кому будет интересно оставить его листы наполовину пустыми. Чтобы сделать презентацию, способную произвести впечатление, придется относиться к учебе внимательнее - писать научные работы, публиковать статьи, участвовать в научных конференциях, олимпиадах.

Если с наукой возникнут трудности, бросать оформление своих заслуг не стоит, можно обратить внимание на творческие конкурсы или спортивные соревнования. Это поможет и самоопределению, в процессе участия в конкурсах может оказаться, что специальность выбрана неправильно и ваше призвание, например, дизайнер, а не механик. Еще не поздно сменить профессию, пройти обучение на дополнительных курсах.

Добиваясь успеха в выбранной сфере образования, продолжая пополнять портфолио студента грамотами, наградами, дипломами, подтверждая профессиональную компетенцию, можно значительно увеличить шансы устроить свое будущее наилучшим образом и получить хорошую работу. А опыт участия в конкурсах и соревнованиях поможет быстрому движению по карьерной лестнице.

Большинство фрилансеров (и копирайтеров, в частности) не являются техническими специалистами. И сделать портфолио на собственном сайте под силу далеко не каждому. В результате люди размещают свои работы на сайтах бирж, что недальновидно. Посудите сами: потенциальный клиент получает ссылку на портфолио, смотрит его, а затем отправляется смотреть примеры работ других исполнителей. И кого он выберет — еще вопрос.

Но это еще полбеды. Большинство копирайтеров совершенно не умеют оформлять портфолио. 9 из 10 авторов подходят к вопросу так: вот, дескать, я покажу текст, а там потенциальный заказчик пусть сам смотрит, нравится ему работа или нет. При этом люди совершенно не понимают, что большинству заказчиков не нужен просто текст. Им нужно решение тех или иных задач.

  • SEO-специалистам нужен текст по ТЗ, чтобы разместить его на сайте, и он привлекал аудиторию из поисковиков.
  • Предпринимателям нужен коммерческий текст, который будет продавать товары или услуги.
  • Крупной компании нужен имиджевый текст, который будет нравиться директору и, типа, производить впечатление на партнеров и клиентов.

И так далее. Но авторы на биржах этого не учитывают и показывают просто примеры работ, т.е. просто наборы букв. В худшем случае — каждую работу представляет некая абстрактная картинка, при нажатии на которую человек попадает на страницу с еще большей картинкой, где нужно найти ссылку на скачивание документа с материалом (сомневаюсь, что у заказчиков хватает терпения сделать столько телодвижений). В результате портфолио получается абстрактным, малоинформативным и выглядит примерно так.

Но и это еще не все. Гораздо хуже обстоит дело у начинающих копирайтеров, у которых еще нет заказов. Здесь вообще замкнутый круг: без заказов нет портфолио, а без портфолио — нет заказов. Что делать? Ответ на этот вопрос я записал в коротком трехминутном видео.

Если времени смотреть нет, то существуют две вещи при создании портфолио, на которые нужно обратить внимание.

Два аспекта при создании портфолио

Первый важный момент: чтобы сделать портфолио Вам не нужны заказы. Хотя бы потому что заказчик может просто не разрешить публиковать классный текст. Вы можете создать примеры работ, решая постановочные задачи. Кроме того, так гораздо проще адаптироваться под потребности целевой аудитории.

Если самостоятельная постановка задач вызывает трудности, есть хитрость. Отправляетесь на биржу, берете задание, и по этому заданию решаете задачу. При этом сдавать работу не нужно. Вы делаете ее для себя. В таком подходе есть сакраментальный смысл. Получается, что не Вы работаете на заказчика, а заказчик — на Вас и Ваше портфолио. В конце концов, он же создал для Вас ТЗ (причем бесплатно), которое стало отправной точкой в решении задачи. И осознание этого факта безумно повышает самооценку.

Когда осознаешь, что не ты работаешь на заказчика, а заказчик — на твое портфолио.

Второй важный момент: в портфолио лучше размещать не примеры работ, в которых заказчику еще предстоит разобраться, а кейсы — примеры решенных задач. Так Вы наглядно показываете, что умеете решать проблемы, а значит потенциальному клиенту на порядок проще сделать выбор в Вашу пользу. Давайте покажу на примерах.

Два показательных примера из портфолио копирайтера

Поставьте себя на место заказчика. Хотя, нет. Давайте предметно. Вы — SEO-специалист, и Вам нужен автор, который сможет писать SEO-тексты под нужные Вам поисковые запросы по Вашим ТЗ. В поисках исполнителя Вы открыли портфолио двух исполнителей.

Первое выглядит так.

Как видите, это просто текст. И понять, что здесь к чему непросто. Нужно читать. Нужно вникать. А времени на это нет. И желания — тоже. А теперь сравните со вторым вариантом.

Здесь копирайтер явно показывает, что он умеет решать задачи SEO-специалиста. И такой исполнитель, положа руку на сердце, стоит 10 обычных текстописцев. Чувствуете разницу?

Где сделать портфолио фрилансеру

Хорошо. Допустим. С кейсами все более-менее понятно. Но остается открытым вопрос: где разместить портфолио. На биржах — не лучший вариант, потому что потенциальный заказчик пойдет смотреть конкурентов. Свой сайт делать — это долго, дорого, да и навыки для этого нужны. Готовые конструкторы либо платные, либо имеют ограничения. Да и осваивать их нужно. Что делать?

Для быстрого решения этой задачи, без заморочек, я рекомендую использовать систему Google Сайты. Конечно, идеальный вариант — это свой сайт, на своем доменном имени и платном хостинге. Но если портфолио нужно здесь и сейчас, то на Google Сайтах его можно разместить за 30 минут. Разумеется, при условии, что у Вас есть что размещать. Если нет — смотрите чуть выше в районе картинки с Робертом Дауни младшим.

Как бесплатно разместить портфолио в интернете за 30 минут: по шагам

А теперь — небольшая пошаговая инструкция с наглядным образцом и примерами. Все, что Вам нужно для ее реализации — это учетная запись в Google.

Шаг 1: Заходим на гугл диск и создаем сайт

Для этого вводим в адресной строке drive.google.com. Нажимаем кнопку “Создать” в левом верхнем углу, выбираем “Еще” и Google Сайты.

Шаг 2: изучаем элементы и возможности

Перед нами заготовка сайта, которая состоит из шапки и основного контентного поля. В правой колонке элементы, которые мы можем использовать. Поскольку сервис постоянно развивается, со временем здесь будут появляться новые элементы. Но и текущего набора нам хватит за глаза.

Шаг 3: делаем шапку сайта

Я изменил изображение в шапке и текст. В идеале — сделать уникальную картинку, плюс, нарисовать на ней контактные данные, мессенджеры, фотографию и т.д. Мне же все это делать было лень, поэтому я ограничился штатным изображением. Вы сможете сделать лучше.

Шаг 4: заполняем контентную часть

Далее, у Вас карт-бланш. Контентную часть можно заполнять как угодно. Для примера я решил сделать блок “О себе”, где копирайтер может рассказать о своих знаниях, навыках (все это вкупе называется “экспертиза”), убеждениях и просто о том, какой он человек. По желанию можно использовать .

Чтобы реализовать этот блок, я разделил контентную часть на две зоны. В одну добавил фотографию (ее можно либо добавлять как изображение, по ссылке или с Google Диска), либо как файл с компьютера, через инструмент “Загрузить”. Во вторую часть я добавил текстовое описание. А чтобы текст смотрелся веселее, я разбавил его эмодзи.

Блок «О копирайтере».

Чтобы блоки в контентной части не сливались, я буду разделять их горизонтальной линией и подзаголовками. К слову, блоков может быть сколько угодно, и в них можно размещать любую информацию: цены, награды, дипломы, сертификаты, отзывы и т.д. В качестве демонстрации мы ограничимся лишь несколькими дескрипторами (именно так называются блоки с контентом).

Шаг 5: создаем портфолио

Самый ответственный шаг — это размещение самого портфолио (кейсов или примеров работ). И здесь Google Сайты раскрываются в полной мере, т.к. в них можно быстро размещать контент в разных форматах.

Обратите внимание: каждую работу я публикую не как пример, а как кейс — в виде задачи с описанием решения и демонстрацией результата.

В данном примере я использую три формата. Первый — текстовый документ из Google Docs. Он интерактивный. В нем можно даже выделить текст или, при желании, перейти на страницу документа (откроется в новом окне). Чуть ниже будет ссылка на сайт, сможете сами все испробовать.

Второй формат — это изображение. Но его для раскрытия кейса недостаточно. Поэтому я в описании решения задачи сделал ссылку на дополнительную страницу, которую создал на этом же сайте (правая колонка, сверху вкладка “Страницы”). На этой странице я описываю кейс подробно и сопровождаю его дополнительными изображениями.

Наконец, третий формат отображения задач — это презентация из Google Презентаций. Вообще, очень удобный формат, потому что представляет собой слайдер, в котором можно уместить практически любой контент, начиная с отзывов и заканчивая изображениями других кейсов.

Шаг 6: описываем преимущества

В качестве дополнительного блока я сделал блок преимуществ. Пусть, так сказать, у потенциального заказчика будут дополнительные аргументы для принятия решения.

Шаг 6: призыв к действию и/или контакты

Если посмотреть внимательно на то, что получается, то мы немного перестарались. Вместо обычного портфолио у нас выходит полноценный коммерческий сайт-визитка. А раз пошла такая пляска, то почему бы не сделать все по модели AIDA?

Добавляем призыв и возможность на этот призыв среагировать. По хорошему — здесь должны быть просто контакты. Но я пошел немного дальше и встроил контактную форму (на демо-сайте она неактивна!). Сделать такую же (только рабочую) можно, используя инструмент “Встроить → Встроить код”.

В завершении я вставил нижний колонтитул. Здесь, по хорошему, тоже нужно разместить логотип, контакты. Но я ограничился предупреждением о запрете копирования.

Вот так выглядит портфолио фрилансера (копирайтера) целиком. Конечно, его можно много чем еще дополнить, но это я уже оставляю на Ваше усмотрение.

Сайт с портфолио копирайтера целиком.

Когда все готово, самое время опубликовать сайт, чтобы его мог увидеть любой желающий в интернете. Для этого нажимаем большую кнопку “Опубликовать” в правом верхнем углу. Появляется окно, в котором нужно выбрать настройки приватности и уникальный домен (вида https://sites.google.com/view/ivanovstudio). К слову, по этой же ссылке можете посмотреть сайт “вживую”.

Главные преимущества такого сайта:

  1. Быстро. За полчаса можно создать и запустить страницу с портфолио.
  2. Просто. Не нужны технические навыки. Легко может освоить любой желающий.
  3. Бесплатно. Для кого-то это один из решающих факторов.
  4. Адаптивно. Сайт сразу удобен для просмотра как на компьютерах, так и на смартфонах.
  5. Функционально. Портфолио решает свои задачи и, более того, индексируется поисковыми системами.

Главные недостатки такого сайта:

  1. В самом низу стоит пометка, что портфолио сделано на Google Сайтах
  2. Ограничения штатных функций и возможностей сервиса
  3. Сайт вроде как Ваш, но в то же время Вам не принадлежит (что, впрочем, характерно для любых конструкторов)
  4. Нет красивого домена, хотя это решаемо в перспективе через Google Domains

Достоинства в данном случае явно перевешивают недостатки. Особенно если нужно быстро разместить контент, пока Вы осваиваете HTML, CSS и работу с основными CMS, например, WordPress.

Что еще можно сделать

Если Вам кажется все это простым и понятным, возможно, даже примитивным, то можете усложнить задачу и связать созданный сайт с системой Google Analytics. Выйдет 2 в 1: и польза, и практика интернет-маркетинга. С помощью аналитики Вы можете настроить цели и измерять конверсию. Более того, Вы анализируете, откуда на портфолио приходят люди, как они себя ведут на Вашем сайте, и насколько им вообще все это интересно.

Чтобы связать сайт с метрикой, нужно нажать на значок трех точек, выбрать “Открыть статистику” и связать страницу с идентификатором в Google Analytics. О том, что такое идентификатор, и где его брать, выходит за рамки этой статьи и остается на факультативное изучение. Если интересно — пишите в комментариях, я расскажу.

Резюме

Любой копирайтер (равно как и любой другой фрилансер) может сделать портфолио в Google Сайтах. По возможностям с полноценным сайтом сравнение не идет, конечно. Однако для быстрого решения задач и размещения контента в Сети вариант более чем подходит. В конце концов, что лучше: потратить 30 минут времени, создать портфолио и работать над привлечением клиентов, параллельно осваивая новые технологии, или потратить месяц на изучение всех возможных систем и сидеть все это время без денег? Ответ каждый выбирает для себя сам.

Сложного, как видите, ничего нет. Но я еще раз призываю: не показывайте просто примеры работ. Показывайте кейсы. Ваши потенциальные заказчики ищут Вас, чтобы решать свои насущные задачи, а не для того, чтобы на досуге почитать пару-тройку гениальных строк.

И, да, для создания портфолио Вам не нужны клиенты. Вы можете создать его сами. Для себя. И, поверьте, оно будет на порядок лучше, чем клиентские проекты.

Словом, пробуйте, и у Вас все получится!

Говорят, что скромность украшает человека, но кто же лучше знает о ваших профессиональных возможностях и уникальных умениях, которыми вы обладаете? Чтобы быть востребованным в современном мире, нужно суметь качественно и эффектно рассказать о себе или своей организации окружающим. Для успешного решения такой задачи ознакомьтесь с подробной информацией, как оформить портфолио, какие есть виды такого досье, каковы правила его заполнения. Просмотрев примеры оформления таких работ, вы сможете выбрать нужный шаблон и сделать отличную презентацию своих достижений.

Что такое портфолио

Систематизированное собрание выполненных работ конкретного человека или организации называется портфолио. Как правило, такое досье выполняется в виде папки и/или электронного файла. Просмотрев содержимое, можно увидеть, какие достижения есть у человека, и сложить представление, какие услуги могут быть выполнены предъявителем этого документа и на каком уровне. Наличие информации о профессиональных возможностях человека ассоциируется с людьми творческих профессий – дизайнерами, художниками, фрилансерами.

На сегодняшний день из-за очевидного удобства структурирования данных такими книгами стали пользоваться люди разных профессий – врачи, учителя, воспитатели. Зачастую сокращенная версия перечня результатов человека может быть отображена в резюме, фактически являя собой подробно заполненную графу «Достижения». Для студента, который после окончания вуза не имеет профессионального опыта, но указавшего на успехи во время учебных семинаров или практики, шансы трудоустройства намного выше. Красиво, логично оформленный анализ выполненных заданий будет полезен даже школьнику.

Школьное портфолио

Школа – это место, где как будто встречаются два мира: сведущий учительский, который имеет базу знаний, и пытливый детский ум, который начал свой путь обучения. Но и для педагогов, и для учеников очень пригодятся папки, которые будут отображать их успехи. В каждой школе выработаны определенные шаблоны, перечни рекомендаций, разъясняющие, как оформить папку достижений для школьника, какие разделы сюда следует включить. Далее вы можете ознакомиться с особенностями составления и посмотреть примеры готового портфолио учителя, первоклассника, ученика старших классов или целого класса.

Педагога

Такая папка должна говорить об успехах педагога, о повышении им своей квалификации, свидетельствовать об активном участии не только в учебном процессе, но и во внеучебной деятельности в школе. Сформировать такое досье стоит не только для позитивного прохождения аттестации, но и для объективного самоанализа и планирования конкретных действий, направленных на улучшение профессиональных навыков.

Рассмотрите пример с указанием основных разделов документа.

Класса

Такое досье – результат совместной творческой деятельности педагога и учеников. Начать стоит с общей фотографии класса, списка детей с указанием контактных данных, обязанностей, какие они выполняют в школе. Далее оформить отдельные листы на каждого ученика с указанием его анкетных сведений, информации о семье, указать достижения в учебе, занимается ли он в кружках.

Ознакомьтесь с примером портфолио класса. В нем стоит указать следующие разделы.

  • планы работы и отдыха обучающихся;
  • особые достижения в обучении (участие в олимпиадах);
  • спортивные свершения;
  • творческие успехи (какие хобби у учеников, участие в выставках и т. п.);
  • общественная деятельность (например, субботники);
  • совместные развлечения (информация вместе с фото).

Школьника начальных классов

Самостоятельно с созданием визитной карточки ребенок из начальных классов не справится. Родителям нужно помочь, но не делать все самим, ведь даже первоклассник сможет вспомнить первые удачи в учебе. Портфолио ребенка, который ходит в 1 класс, выглядит красочно. Такая папка отличается по внешнему виду в зависимости от интересов и предпочтений ребенка. Например, девочки в оформлении любят изображать принцесс, а мальчиков больше заинтересуют машинки. Скачайте готовые шаблоны на бесплатных онлайн-ресурсах.

Ученика старших классов

В этом возрасте у подростка уже сложился круг интересов, проявляются профессиональные склонности. Ученик или ученица готовятся к поступлению в ВУЗ, и визитка выпускника – это способ собрать воедино основные достижения за школьные годы, проявить стремления, сориентироваться при выборе профессии. Такую индивидуальную папку надо оформить четко структурировано, строго и лаконично.

Рассмотрите пример оформления портфолио с наработками старшеклассника. Помните, что цель – объективно представить проделанную вами работу, для этого сюда стоит включить разделы:

  • Мой портрет – автобиография.
  • Достижения – копии сертификатов, свидетельств, грамот, заверенные администрацией школы.
  • Курсы по выбору – предпочитаемые предметы, пройденные курсы по выбору, например, иностранного языка.
  • Олимпиады, конкурсы.
  • Исследовательская деятельность.
  • Мои увлечения – в каких секциях, кружках ученик участвует, примеры рисунков, стихов, эссе и т.п.

Для детского сада

Если говорить о том, как правильно подготовить портфолио в детском саду, то стоит отметить, что более регламентированным будут деятельность воспитателя детского сада и группы, которую он ведет. Такие папки должны свидетельствовать о профессиональном уровне педагога. Что касается иллюстрации навыков дошкольника, то это для ребенка и родителей творческий процесс. Одновременно малыш учится отслеживать развитие своих навыков. Далее рассмотрены примеры оформления портфолио для детского сада.

Воспитателя

Такая папка для педагога – важный атрибут при приеме на новую должность и для аттестации. Четких правил ее подготовки нет, и досье старшего воспитателя или методиста ДОУ будут отличаться между собой в силу разной категории и специфики работы. Прежде чем рассмотреть пример портфолио воспитателя, ознакомьтесь с разделами, которые можно в него включить:

  • девиз педагога, цели деятельности;
  • краткая трудовая биография;
  • повышение квалификации;
  • самообразование;
  • данные о проведении открытых занятий;
  • участие в мероприятиях, проводимых в детском саду.

Группы

Папку для групп надо делать накопительной, так ребята смогут через каждые несколько месяцев оценить проделанный им путь. Вот примерное содержание:

  • знакомство с группой – указать девиз, разместить общее фото группы, кратко написать обо всех воспитанниках;
  • установленный распорядок дня;
  • путешествие по группе – фото интерьера комнаты, иллюстрированные рисунками и рассказами детей;
  • творческие выставки детей;
  • фоторепортажи о проведенных мероприятиях;
  • успехи группы;
  • страничка для отзывов родителей.

Дошкольника

Портфолио- хороший инструмент для отслеживания динамики развития ребенка, но для малышей дошкольного возраста это должно быть еще и интересной творческой деятельностью, которая фиксирует навыки и способности малыша. Данные собирают воспитатель и родитель, но ребенку разъясняется, почему ему важно самостоятельного заполнять эти странички. В дальнейшем просмотр страниц возможен только с согласия дошкольника.

  • о личности и окружении ребенка – семье, друзьях, родном городе;
  • режим дня;
  • в какие игры любит играть, чем любит заниматься;
  • какие мечты есть у ребенка, чего бы хотел достичь;
  • данные о физическом развитии;
  • какие познавательные и творческие навыки приобретены – например, выучены буквы, научился танцевать;
  • достижения ребенка – грамоты, благодарности, фото с участия в конкурсах, состязаниях;
  • впечатления ребенка – от поездок, посещения кинотеатра и т.п.,
  • отзывы и пожелания родителей.

Как сделать портфолио студента

Молодым людям, поступившим в ВУЗы, стоит очень серьезно подойти к формированию систематизированного сборника своих достижений и приобретенных навыков. Грамотно оформленное портфолио поможет обрести первое рабочее место, а для некоторых профессий, например, для архитектора, без такого собрания работ трудоустройство по специальности фактически невозможно.

Как правильно оформить это досье студенту? В деловом стиле, лучше в виде бланков. Студенту надо указать:

  • на титульном листе – свои анкетные данные, название учебного заведения;
  • какие выполнялись курсовые, исследовательские работы;
  • перечень достижений за время учебы, к которому приложить заверенные копии документов, подтверждающие их;
  • уровень знаний;
  • как он проявлял свои профессиональные навыки и умения, например, во время семинаров, при написании рефератов и т.п.;
  • как участвовал во внеучебной деятельности вуза;
  • отзывы и рецензии педагогов.

Профессиональное портфолио работ

Такой способ систематизации наработок часто применяется представителями творческих профессий, ведь их деятельность подразумевает изыскание свежих решений, создание новых направлений в выбранной сфере деятельности. Чтобы не прерывать творческий полет мысли, такие профессионалы зачастую не любят, чтобы им устанавливали строгие рамки подготовки своего портфолио по специализации, но соблюдение определенных рекомендаций при систематизации результатов творческой работы должно присутствовать.

Далее рассмотрены примеры и общие правила, которые пригодятся для фрилансера в сфере дизайна, программирования, фотографии и для представителей других творческих профессий. Примерные разделы такого вида портфолио:

Копирайтера

Такое собрание работ, ранее сделанных для других заказчиков – хороший способ рекламы и продвижения своих услуг. Как оформить портфолио копирайтера? Обязательно надо рассказать об опыте работы, количестве написанных статей. Сделайте скриншоты с сайтов, где опубликованы ваши самые удачные статьи. Постоянно обновляйте свое досье, размещая там новые работы, чтобы заказчик имел понятие об уровне вашего профессионализма. Рассмотрите пример оформления аналогичных папок других копирайтеров.

Дизайнера

Понятие «портфолио дизайнера» весьма обширно, ведь такая папка или электронное досье есть и у оформителя интерьера домов, и у web-дизайнера, который проектирует интерфейс сайтов. Систематизирует свои наработки и графический дизайнер, сферой деятельности которого является создание визуально-коммуникативных образов. Если перефразировать известную поговорку, можно сказать, что книга работ дизайнера кормит, потому, кроме хорошо оформленного печатного варианта, досье стоит размещать на разнообразных тематических веб-ресурсах или персональном сайте.

Можно делать несколько портфолио, например, в одном поместить разнонаправленные работы с целью увеличения числа клиентов, а в другом собрать задания, интересные конкретному заказчику, с которым бы хотелось сотрудничать на постоянной основе. Отбирайте для всеобщего обозрения только лучшие проекты, можете даже включить работы, не принятые заказчиком, но в которых вы точно уверены, что в них есть смысл и они вас характеризуют как уникального специалиста.

Архитектора

Как оформить архитектурное портфолио? Для представителей такой точной профессии печатный сборник наработок лучше оформить в сдержанном деловом стиле, а для создания цифрового досье лучше выбрать формат и размер файлов, который будет удобно пересылать электронной почтой. Структурировать наработки рекомендуется по таким разделам:

У архитектора говорить должна графика, изображения, а не слова, поэтому минимально включайте в структуру портфолио текст, пользуясь им только для необходимых пояснений. Включайте зарисовки, сделанные от руки, они подчеркнут вашу индивидуальность. Грамотно систематизированные и правильно, последовательно изложенные наработки архитектора – это своеобразный графический рассказ о достижениях и творческих планах.

Модели

Готовый бук модели – это ее визитная карточка и обязательное условие, с него начинаются переговоры о ее участии в проектах, показах или съемках. Такое досье складывается не за одну съемку, оно состоит из набора фотографий, которые лучше заказать у профессиональных фотографов. Снимки должны отображать достоинства девушки, ее умение перевоплощаться. Мужской модельный бук менее распространен.

В такое качественно сделанное досье входят:

  • минималистические фото для оценки внешних данных девушки (такие снимки делают на нейтральном фоне, портретные и в полный рост в нижнем белье или купальнике);
  • портрет с необычной прической, макияжем;
  • снимки, показывающие, как модель умеет позировать, с акцентом на выгодные ракурсы тела;
  • фото рекламных постеров, журнальные снимки и фото для каталога, отображающие умение рекламировать товары.

Художника

Как оформить книгу работ представителю этой креативной профессии? Сборник художника может быть очень разным, потому что каждый из представителей этой профессиональной сферы имеет свое видение, а также заказчики требуют создания самых разнообразных изображений. Самым лучшим выходом будет портфолио, которое легко изменить в зависимости от аудитории. Как общую схему можно использовать такой примерный план досье художника, в котором указано:

  • резюме с автобиографией;
  • какой творческой концепции составитель придерживается;
  • образцы выполненных работ.

Маркетолога

Самое главное в презентации своих профессиональных знаний специалистами этой сферы – взять хороший для портфолио и четко объяснить преимущества сотрудничества конкретно с ним. Графики и диаграммы, приведенные далее, должны дополнять указанную информацию. Включите в портфолио материалы, свидетельствующие об умении разрабатывать маркетинговые стратегии для продвижения аналогичных продуктов. Претендуя на определенную должность, следует ссылаться на проекты, в которых вы принимали участие, с конкретным указанием вашей роли при их осуществлении.

Программиста

Сборник доказательств мастерства такого специалиста должен включать много скриншотов – примеров сделанных работ. Еще надо не забывать разъяснять специальные термины, чтобы тексты были легко читаемыми. Нужно говорить об используемых технологиях. Оставляя ссылки на сайты, в создании которых вы принимали участие, обязательно указывайте, какую часть работы делали вы. Если уже есть определенный опыт в этой профессии, создайте сайт-визитку, где в выгодном свете отобразите свои профессиональные данные.

Фотографа

Как фотографу оформить портфолио своих работ? Хотя эти специалисты зачастую принимают участие в создании досье такого рода для других людей, им тоже будет полезно узнать некоторые нюансы удачной презентации своего творчества. Говорить о мастерстве фотографа будут сделанные им снимки, но первое, что надо сделать – выбрать их оптимальное количество, чтобы клиент имел возможность сложить впечатление о работе мастера, но и не заскучал, листая объемный альбом однотипных снимков.

Делайте портфолио не за один день: отобрав удачные снимки, отложите их на несколько дней, а затем снова отфильтруйте похожие фото. Сделайте качественную печать фото, оформите их в альбом и одновременно сделайте электронную презентацию своих работ, например, как слайд-шоу. Можно сделать несколько разнонаправленных портфолио, например, детское фото, свадебная фотосъемка. Не забывайте менять и обновлять свое досье, помещая в него новые, стильные, удачные фотографии.