Маршрут кругосветного плавания дрейка. Дрейк, фрэнсис


Дрейк, Фрэнсис
Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Сэр Фрэнсис Дрейк (англ. Francis Drake; около 1540 - 28 января 1596) - английский мореплаватель и корсар времён Елизаветы I. Первый англичанин, совершивший кругосветное путешествие (в 1577-1580 гг.) Разгромил испанский флот (Непобедимую Армаду) в Гравелинском сражении 1588. Владел усадьбой Баклэнд-Эбби в Йелвертоне.

Биография

Детство и юность
Фрэнсис Дрейк родился в Кроундейле, недалеко от Тейвистока, в Девоншире в семье фермера (отец - Эдмунд Дрейк), впоследствии ставшего священником. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Френсис был старшим. В 1549 Семья Дрейка перебралась в Кент. С 13 лет стал моряком, был помощником капитана, а в 16 лет принял командование кораблём - небольшим барком. Первые плавания - в Северном море.

Взрослая жизнь
В 1567 году отправился в плавание в Гвинею и Вест-Индию, командуя кораблём в работорговой экспедиции своего родственника Джона Хокинса. В ходе этой экспедиции корабли англичан подверглись нападению испанцев, и большая их часть была потоплена. По разным сведениям уцелело от одного (корабль Дрейка) до трёх кораблей.

В 1572 году отправился в собственную экспедицию в Испанские владения в Вест-Индии, захватил город Номбре де Диас на Панамском перешейке, захватил корабли в гавани Картахены, сжёг Портобелло. В ходе этого рейда Дрейк несколько раз пересёк по суше Панамский перешеек и захватил испанский «Серебряный караван» (около 30 тонн серебра). 9 августа 1573 Дрейк вернулся в Плимут знаменитым.

15 ноября 1577 года Дрейк был отправлен королевой Елизаветой в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. Официальной целью путешествия было открытие новых земель, в частности Австралии. На самом деле Дрейк должен был награбить как можно больше испанского золота и с этим грузом вернуться в Англию. Френсис отправился в это путешествие на 100 тонном флагмане «Пеликан», который сопровождали ещё четыре корабля. Не заходя в Магелланов пролив, Дрейк первым обошёл Огненную Землю, тем самым выяснив, что она не является частью южного континента (хотя первенство Дрейка оспаривается).

После того, как флагман «Пеликан» единственный из всех судов «пробился» к Тихому океану, он был переименован в «Золотую лань». Дрейк прошёл вдоль тихоокеанского побережья, атакуя испанские порты, такие как Вальпараисо, и исследовал побережье значительно севернее испанских колоний, приблизительно до современного Ванкувера. 17 июня 1579 Дрейк высадился, как предполагается, в районе Сан-Франциско (по другой гипотезе, в современном Орегоне) и объявил этот берег английским владением («Новый Альбион»).

После пополнения провизии и ремонта, Дрейк пересёк Тихий океан и вышел к Молуккским островам. Обойдя Африку, Дрейк вернулся в Англию 26 сентября 1580 года, привезя сокровищ на 600 000 фунтов. За эту экспедицию Дрейк был удостоен рыцарского звания. В 1588 году был одним из английских адмиралов, которые разбили испанскую «Непобедимую армаду». После этого Дрейк предложил Елизавете I английской напасть на Лиссабон. Англичане, возглавляемые Дрейком, захватили бы Лиссабон, но у него не было осадных орудий. После этого он потерял благосклонность королевы. Умер от дизентерии, на рассвете, 28 января 1596 года.

Дрейк и карта Мира
Дрейк известен также в географии. Его именем назван пролив между Огненной Землей и Антарктидой.

История самого успешного пирата Фрэнсиса Дрейка

Сэр Фрэнсис Дрейк (рожд. 13 июля 1540 г. - смерть 28 января 1596 г.) - английский мореплаватель, пират, вице-адмирал (1588 г.). Первый англичанин, который совершил кругосветное плавание (1577-1580 гг.). Активный участник разгрома испанского флота (Непобедимой Армады) (1588 г.)

История жизни Фрэнсиса Дрейка изобиловала самыми невероятными приключениями. Именно он был первым англичанином, который совершил кругосветное путешествие. Это произошло в 1577-1580 гг., когда его «Золотая Лань» прошла три океана и возвратилась в Англию с полными трюмами золота и драгоценностей, Дрейк сражался против испанских эскадр и штурмовал береговые форты, форсировал Магелланов пролив, занимался грабежами в Южной и Северной Америке. За свои подвиги он, бывший по сути самым настоящим пиратом, был удостоен рыцарского звания. Королева Елизавета возложила на него меч прямо на палубе корабля. Вместе с этим имя Дрейка стало известным и в Испании, где его проклинали все от мала до велика.

Пират Фрэнсис Дрейк

Фрэнсис Дрейк — именем этого пирата-путешественника даже назван пролив на южной оконечности Южной Америки.

XVI столетие ознаменовалось прославленными путешествиями целой плеяды знаменитых английских капитанов. Фробишер и Хокинс, Рэйли и Девис, Дрейк и много других блестящих мореходов бороздили волны Северной Атлантики и Карибского бассейна, Индийского океана и Полинезии. Увы, этот период времени являлся одновременно и эпохой расцвета пиратского промысла. Потому все перечисленные выше капитаны прославились в первую очередь как «джентльмены удачи».

Самым известным англичанином XVI столетия, без сомнения, был сэр Фрэнсис Дрейк – пират и работорговец, кругосветный мореплаватель и талантливый флотоводец, который сыграл решающую роль в разгроме испанской «Непобедимой армады».

Являясь близким родственником известного пирата и торговца «живым товаром» Джона Хокинса, Фрэнсис с 23-х лет ходил на его кораблях к берегам Западной Африки, возвращаясь оттуда с трюмами, полными невольников.

Пират и королева Елизавета

Потом Дрейк решил самостоятельно заняться пиратским ремеслом. Он стал нападать на испанские суда, перевозившие сокровища. Так, в разбойничьих трудах и заботах, прошло 12 лет. За это время капитан Дрейк накопил немалый мореходный опыт и кое-какой капитал, что позволило ему предложить королеве и ее приближенным дерзкий проект пиратской экспедиции в испанские колонии на Тихоокеанском побережье Америки. Здесь никто не ожидал нападения англичан, и добыча могла быть в значительной степени больше, чем в порядком ощипанных пиратами портах Карибского моря.

Английская королева благосклонно отнеслась к планам Дрейка и даже соизволила внести свою лепту в финансовое обеспечение экспедиции в размере, 1000 крон. Более весомый вклад сделали высокопоставленные королевские чиновники: граф Эссекс, Уолсингем и Берли. Впрочем, досточтимые лорды не собирались оставаться внакладе и в действительности не просчитались. По возвращении Дрейка они получили свою долю добычи, и прибыль их составила. 5 000 % на вложенный капитал. Но все это случится позже. А мы хотим вам рассказать о кругосветном путешествии капитана-пирата…

Кругосветное путешествие Дрейка (1577-1580 гг.)

Корабль Френсиса Дрейка Золотая Лань

1577 год, декабрь — 5 кораблей флотилии Дрейка вышли из порта Плимут и взяли курс на юг. Сам Дрейк командовал флагманским кораблем «Пеликан», поздней переименованным им в «Золотую лань». Экипаж всей флотилии состоял всего из 160-ти человек. Поразбойничав вначале у африканских берегов, Дрейк захватил и ограбил больше десятка испанских и португальских кораблей с богатым грузом. Кроме этого, в его руки попалась и иная добыча – португальский лоцман, ходивший раньше в Южную Америку.

1578 год, июнь — флотилия Дрейка подошла к бухте Сан-Хулиан, находящейся относительно недалеко от Магелланова пролива. Бухта эта, печально известная бунтом, произошедшем во время стоянки здесь экспедиции Магеллана, и на этот раз оправдала свою дурную славу. На одном из судов вспыхнул мятеж, распространившийся на команду. Все завершилось тем, что Дрейк казнил одного из капитанов – Доути, обвинив его в подстрекательстве к мятежу и предательстве. Оставив в бухте два сильно поврежденных корабля, поредевшая флотилия двинулась дальше.

Однако на входе в Магелланов пролив сильнейший шторм обрушился на корабли и на протяжении 50-ти дней гнал их на юг. Итогом стало открытие Дрейка, что Огненная Земля – остров, а не выступ Южно-Американского материка, как считалось раньше. Широкий пролив, отделяющий этот остров от Антарктиды, носит ныне имя Дрейка.

Шторм нанес флотилии серьезный урон: одно судно утонуло, а другое из-за повреждений вынуждено было возвратиться в Англию. Но Дрейк не привык отступать. На одном оставшемся корабле – «Золотой Лани» – он направился на север, к побережью Чили. Дальше начинается полоса активных и удачных пиратских похождений Дрейка.

1578 год, 5 декабря — англичане напали на порт Вальпараисо, в результате чего захватили корабль с ценным грузом и грабят побережье. 1579 год, 5 февраля – налет на порт Арика и новые трофеи. Потом – нападение на перуанский город Кальяо. Из-под носа Дрейка ушел галеон с грузом золота и серебра. Последовала яростная погоня, и 1 марта галеон удалось захватить после пушечного обстрела. Драгоценные слитки перекочевывают в трюм «Золотой лани».

Пират Дрейк выполнил поставленные перед собой задачи. Добыча его была огромной. Однако возвращение домой прежним путем стало невозможным. Слух о наглых нападениях и грабежах дошли до испанских властей, и военные корабли Испании караулили «Золотую лань», чтобы расквитаться с пиратом за все его злодеяния.

Тогда Дрейк ушел на север, напал на мексиканский порт Гуатулко, разграбил его, заодно пополнил запас провианта. Потом он направил «Золотую лань» еще северней, надеясь найти пролив, соединяющий Тихий океан с Атлантикой. Судно Дрейка дошло до 49-го градуса северной широты! Настолько далеко на север вдоль Тихоокеанского побережья не забирался еще ни один мореплаватель! Но никаких признаков пролива обнаружить не удалось, и английский пират вынужден был повернуть к югу. И тут ему улыбнулась удача: у берегов Никарагуа англичане захватили корабль, на котором нашли карты Тихого океана и Филиппинских островов. Это подсказало пирату идею возвратиться в Европу через Тихий и Индийский океаны.

1579 год, июль — «Золотая лань» взяла курс на запад. Сделав только 4 остановки в пути (на Филиппинах, Молуккском архипелаге, острове Ява и в Сьерра-Леоне), Дрейк в 1580 г. с триумфом вернулся в Англию. Так, спустя 60 лет после путешествия Магеллана еще одному кораблю удалось обойти вокруг света. При этом Фрэнсис Дрейк стал первым капитаном, который от начала до конца командовал кораблем в кругосветном плавании.

Рыцарский титул для пирата

Кругосветное путешествие Фрэнсиса Дрейка — маршрут

Но для встречавших в Плимуте «Золотую лань» сановников главным было не это. На корабле Дрейка было золота и драгоценностей на сумму, равную двухгодичному доходу всей королевской казны! Королева приказала своему капитану лично прибыть в Лондон с наиболее эффектными драгоценностями и удостоила его шестичасовой беседы. В скором времени Елизавета пожаловала Фрэнсису Дрейку рыцарский титул.

Став дворянином, разбойник и грабитель стал уважаемым членом общества. Он купил себе поместье и женился на богатой наследнице. Дрейк был выбран мэром Плимута и членом парламента. Но спокойная жизнь была моряку явно не по душе. Им были организованы еще две пиратские экспедиции в Карибское море, а в промежутке между ними он успел принять участие в войне с Испанией. Также не раз он отправлялся к берегам Америки грабить «Золотой флот» испанцев. Потом дерзко разбойничал в Европе, прямо под носом у короля Испании Филиппа II. Как говорил сам Дрейк – «подпаливал ему бороду».

Вице-адмирал британского флота (1588 г.)

Сэру Фрэнсису Дрейку назначенному вице-адмиралом британского флота, принадлежит главная заслуга в триумфальном сражении с «Непобедимой армадой», отправленной Филиппом II против англичан. Несмотря на двойной перевес в численности кораблей и пушек, испанцы потеряли 60 кораблей из 130 и вынужденно отступили.

Смерть сэра Фрэнсиса Дрейка

Отправившись в 1596 г. к берегам Панамы, сэр Фрэнсис Дрейк заболел желтой лихорадкой, а попросту говоря дизентерией, и скончался на борту своего корабля. Как и положено у моряков, его тело, в соответствии с завещанием самого Дрейка, поместили в свинцовый гроб и опустили в Карибское море, которое было свидетелем первых подвигов знаменитого английского «джентльмена удачи».

Погибла в море и «Золотая лань». Но не от шторма или ядер противника. Ее деревянный корпус превратил в труху крошечный червячок – торедо.

После смерти

Но вот относительно не так давно репутация легендарного английского пирата получила неожиданный удар. Министерство обороны Великобритании не стало финансировать операцию по извлечению его гроба со дна Карибского моря. А британская королевская почта отказалась выпустить серию почтовых марок, посвященных 400-летию со дня его смерти.

Чем же мотивировали власти свое нежелание чествовать земляка? Почтовики объяснили свой отказ тем, что в 1973 г. уже выпускались марки с профилем сэра Фрэнсиса. Военные же сослались на дороговизну предстоящей операции по извлечению гроба. Но скорей всего, англичане не хотят оскорблять чувства испанцев, чьи предки пострадали от рук Дрейка, а также американцев: ведь именно с Дрейка ведет начало рабство на Северо-Американском континенте, куда он регулярно поставлял «черное золото».

А возможно, англичане вспомнили, как противились латиноамериканские страны празднованию 500-летнего юбилея открытия Америки , с чьим именем у многих связано начало жестокого истребления южно-американских народов.

Фрэнсис Дрейк продавший душу

Согласно испанской легенде, сэр Фрэнсис Дрейк продал душу дьяволу в обмен на удачу на морях. Удивительно, но эту легенду сразу переняли и боготворившие Дрейка соотечественники, при этом говорили о сделке Дрейка с нескрываемым восторгом, будучи в своем подавляющем большинстве истинно верующими людьми. Говорили, что Дрейк смог навлечь жесточайшие штормы на испанскую «Армаду» при поддержке дивонских ведьм, с которыми он якобы дружил с раннего детства и которые ему всегда помогали.

Даже сегодня, через более четырех столетий, англичане твердо верят, что тех давних «дрейковских» ведьм, сторожащих проход к Девонпорту, и сейчас еще можно увидать ненастной темной ночью на мысе Дьявола. Есть поверье, что дьявол был до такой степени доволен подвигами Дрейка, что в награду за все им содеянное буквально за три дня построил своему любимцу дом в Бакленд-эби. Дом Дрейка стоит и по сей день, и каждый любопытствующий может, лично оглядев апартаменты легендарного адмирала-пирата, проникнуться обаянием его личности.

Жизненный путь этого человека удивителен: в 16 лет капитан корабля, удачливый пират, совершивший вторым после Магеллана кругосветку, английский сэр и адмирал, ставший подлинным грозой морей и разгромивший «Непобедимую армаду». А все началось в середине XVI столетия в местечке Тависток английского графства Девоншир, где в семье фермера примерно в 1540 году родился первенец, названный Френсисом. Впоследствии в семье добавилось еще 11 детей, и отец, Эдмунд Дрейк, чтобы прокормить большое семейство, стал проповедником и в 1549 году перебрался в Кент, сдав свои земли в аренду.

Френсис с детства мечтал о дальних морских походах, славе и богатстве. Путь к осуществлению своей мечты он начал в 13 лет, нанявшись юнгой на небольшой корабль. Малый оказался толковым моряком, и уже вскоре стал помощником капитана, а в 16 (по другим сведениям в 18) лет купил небольшой барк, на котором стал перевозить товары. Но обычные торговые плавания дают мало прибыли, то ли дело пиратский промысел и торговля рабами. И Френсис в 1567 году, командуя кораблем в эскадре своего дальнего родственника Джона Хокинса, отправляется в дальнее плавание к берегам Африки за рабами, а затем в Вест-Индию, где можно заняться грабежом побережья и захватом испанских кораблей.

Этот поход, хоть и закончился провалом, дал молодому капитану опыт дальних плаваний. Когда на потрепанных штормами кораблях Хокинса занимались ремонтом в порту Веракрус, что на восточном побережье Мексики, их блокировала испанская эскадра. Вырваться с боем удалось только нескольким кораблям, в том числе и кораблю под командованием Дрейка. Вернувшись в Англию, Дрейк стал готовиться к новым походам.

Он совершил несколько удачных плаваний в Вест-Индию, где грабил суда в Карибском море, сжег несколько прибрежных городков и поселков, захватил испанские корабли в гавани Картахены. Наиболее удачными оказались его высадки на Панамском перешейке, где пиратам удалось разгромить несколько испанских караванов, доставлявших добытое серебро к побережью.

Теперь удачливого капитана хорошо знали в Англии, и в ноябре 1577 года Дрейк был отправлен в официальную экспедицию к побережью Америки в Тихий океан. Ему поручалось открытие и приведение под власть английской королевы новых земель, а главное – грабеж испанских территорий и кораблей, перевозивших серебро и золото. Чтобы сбить с толку испанцев, был распространен слух, что эскадра Дрейка направляется в Александрию.
В этот раз под командованием Дрейка было уже пять кораблей, свой флаг он поднял на 100-тонном флагмане «Пеликане». Корабль Дрейка нес 18 пушек, имел три мачты – фок и грот с прямыми парусами и бизань с косым парусом. Это было что-то среднее между караккой и галеоном. При сравнительно небольших размерах корабль обладал прекрасными мореходными качествами.

Стоит отметить, что в подготовке похода приняла участие королева Елизавета, которая в надежде на солидную прибыль даже преподнесла Дрейку подарки: расшитую морскую шапку, шелковый шарф, на котором золотом были вышиты слова: «Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог», а также изысканные продукты, сладости и благовония.

Плавание началось удачно. К концу января 1578 года корабли подошли к побережью Марокко, где захватили город Могадар, получив в качестве выкупа большое количество различных товаров. Затем отправились к берегам Америки, где занялись грабежами. Здесь на нескольких кораблях созрел заговор, их команды решили отделиться от Дрейка и заняться самостоятельным пиратством. Но заговор был раскрыт и жестоко подавлен, Дрейку даже пришлось повесить одного капитана. Переформировав команды и бросив два наиболее пострадавших корабля, Френсис отправился на юг к Магелланову проливу.

Пролив эскадра прошла успешно, но после него попала в жестокий шторм, разметавший корабли, которым уже не суждено было собраться. Один корабль разбился о скалы, другой вынесло назад в пролив и его капитан решил самостоятельно вернуться в Англию. А корабль Дрейка, который он к этому времени переименовал за прекрасные мореходные качества в «Золотую лань», унесло далеко на юг. Невольно Дрейк сделал важное географическое открытие, оказалось, что Огненная Земля не является выступом неведомого Южного материка, а всего лишь крупный остров, за которым продолжается открытое море. Впоследствии широкий пролив между Антарктидой и Огненной Землей назвали именем Дрейка.

Плыть далее на юг Дрейк не решился и отправился на север, захватывая и грабя по пути прибрежные города. Особо крупный куш ждал его в Вальпараисо. Здесь пиратам достался стоявший в гавани корабль, груженый золотом и дорогими товарами, а в городе оказался большой запас золотого песка. Но главное – на испанском корабле оказались секретные морские карты с подробным описанием западного побережья Америки.
Испанские города на побережье не ждали нападения англичан и не были готовы к его отпору. Идя вдоль берега, корсары Дрейка захватывали город за городом, набивая трюм золотом. А недалеко от Панамского перешейка им удалось взять на абордаж крупный испанский корабль «Карафуэго», на котором оказалось более 1,5 тонн золота и большое количество серебра.

Дрейк не только грабил испанцев, он прошел вдоль побережья Америки значительно севернее испанских территорий. В середине июня он пристал к берегу для ремонта и пополнения провизии, а заодно исследовал регион в районе современного Сан-Франциско, объявив его английским владением и дав ему название «Новый Альбион». В 1936 году в этом месте, названном бухтой Дрейка, нашли медную пластинку с датой 17 июня 1579 года и надписью, что эта территория является.
Рейд вдоль западного побережья Америки оказался необычайно удачен. Корабль Френсиса Дрейка был перегружен богатейшей добычей, пора было подумать о возвращении в Англию. Но идти к Магелланову проливу капитан не рискнул, понимая, что там его уже ждут испанские корабли. Решив обмануть испанцев, Дрейк отправился в неведомый путь через Тихий океан.

Ему повезло, погода благоприятствовала плаванию, и вскоре он достиг Марианских островов. В Индонезии у острова Целебес пришлось сделать длительную остановку, чтобы отремонтировать корабль перед длительным рейдом вдоль берегов Африки. Дальнейшее плавание прошло спокойно, и 26 сентября 1580 года «Золотая лань» вошла в порт Плимут. Так закончилось второе после Магеллана кругосветное плавание, совершенное пиратом и авантюристом Френсисом Дрейком. В Плимуте капитана ждала торжественная встреча. Королева Елизавета прибыла на «Золотую лань» и прямо на палубе произвела Френсиса Дрейка в рыцари. И королеве было за что его награждать, ведь Дрейк привез добычу, почти в два раза превышавшую годовой доход английской казны. Кстати, в Англии в тот период только около 300 человек имели звание рыцаря. Стоит учесть, что формально Дрейк стал первым капитаном, организовавшим и совершившим кругосветку, так как Магеллан погиб до окончания плавания, а берегов Испании достигли только остатки его экипажа - всего 21 человек.

Поход Дрейка вызвал крупный международный скандал, так как официального состояния войны в этот период между Англией и Испанией не было. Испанский король даже потребовал, чтобы королева Англии примерно наказала Дрейка за пиратство, возместила ущерба и принесла извинения. Естественно, что ни наказывать Дрейка, ни возмещать ущерб королева Елизавета не собиралась. Испанскому королю ответили, что он не может «воспрепятствовать посещению Индий англичанами, а посему последние могут совершать туда путешествия, подвергаясь риску, что их там схватят, но уж если они возвращаются без ущерба для себя, Его Величество не может просить Ее Величество их наказывать».

Дрейк теперь мог почивать на лаврах. Он получил пост мэра Плимута, стал инспектором королевской комиссии, занимавшейся проверкой состояния флота, а в 1584 году был избран членом палаты общин. Но сухопутная жизнь Френсиса Дрейка явно тяготила. Когда в середине 80-х годов отношения Англии с Испанией обострились, он предложил королеве свои услуги и получил указ сформировать большой флот для удара по Испании.
В короткий срок Дрейку, получившему чин генерал-адмирала, удалось подготовить к походу 21 корабль. В 1585 году эскадра Дрейка вышла в море. Это была внушительная сила, но идти к берегам Испании Дрейк не решился, а испанские владения на островах и в Америке основательно пограбил, захватив ряд крупных городов, в том числе Санто-Доминго и Картахену. Правда, ему пришлось забрать из Америки английских колонистов, которым после ухода эскадры грозило уничтожение. В Плимут Дрейк снова вернулся с богатой добычей.

Соперничество Англии и Испании на море возрастало, и испанский король решил нанести упреждающий удар, подготовив крупный флот с десантом - «Непобедимую армаду». Он надеялся полностью разгромить английский флот и заставить королеву пойти на перемирие на выгодных для себя условиях. Он не мог и предполагать, что все его планы будут сорваны Дрейком, а Англия благодаря бывшему пирату вскоре станет «Владычицей морей».

Готовясь к удару по Англии, испанцы сосредоточили в Кадисе и Лиссабоне порядка 150 кораблей и транспортных судов. Но подготовка кораблей и десанта затягивалась, и англичане нанесли удар первыми. Дрейк с небольшой эскадрой в 13 кораблей 19 апреля 1587 года внезапно атаковал испанские корабли в порту Кадиса. Соотношение 60 к 13 не испугало бывшего пирата. Его моряки действовали смело, слаженно и дерзко. Им удалось прямо в бухте потопить 30 кораблей, а часть кораблей, включающую и мощнейший 1200-тонный галеон, захватить и увести с собой. Эскадра Дрейка даже предприняла рейд к Лиссабону, но атаковать город, в гавани которого стояли боевые корабли, не решилась, ограничившись разорением окрестностей и захватом торговых судов.
Испанскому флоту был нанесен серьезный удар, но мощь его еще не была подорвана, и Англия стала готовиться к обороне. Вопреки прогнозам, королева в 1588 году назначила главнокомандующим английским флотом не Дрейка (который флот собственно и подготовил), а лорда Хауарда, поручив Френсису быть при нем главным советником. Несмотря на начавшуюся блокаду, английский флот вырвался в море и нанес «Армаде», серьезно потрепанной штормом, несколько болезненных поражений, заставив её начать отступление.

В ходе преследования Дрейк, командовавший частью эскадры, 29 июля у Гравлина разгромил большую часть из остатков испанского флота. Но затем он совершил серьезный просчет, когда, не имея осадных орудий, начал блокаду Лиссабона, где укрылись остатки «Армады». Город ему взять не удалось, а большую часть своих сил он потерял. Относительная неудача вызвала гнев королевы, и Дрейка отстранили от военно-морских дел, но он продолжал оставаться мэром Плимута и депутатом парламента. Чтобы не быть окончательно оторванным от флота он в этот период основал в Чатеме приют и госпиталь для раненных моряков.

В 1594 году Англии снова понадобился опытный адмирал, чтобы возглавить оборону острова от очередной экспедиции испанцев. Адмирал Дрейк и в этот раз действовал успешно, испанцы были отбиты. А на следующий год он возглавил небольшую эскадру из 6 кораблей и двух десятков торговых судов к берегам Америки. Но на этот раз фортуна Дрейку изменила. Его десант на Канарских островах был отбит, попытки захватить Сан-Хуан также оказались безуспешными. Дрейк смог потопить несколько испанских кораблей и разграбить поселки на побережье, но большего достичь не удалось.
Неудачи преследовали эскадру, в экипажах распространились болезни. Началась лихорадка и у Дрейка. Справиться с болезнью ему уже было не суждено. Близ Порто-Бельо утром 28 января 1596 года адмирал скончался. По традиции Френсиса Дрейка, положив тело в свинцовый гроб, похоронили в море. Остатки эскадры под командованием Томаса Баскервиля вернулись в Плимут без своего адмирала.

В Англии чтут память адмирала Френсиса Дрейка. В Плимуте ему установлен памятник, создан музей его имени, а воссозданный корабль «Золотая лань», на котором он совершил кругосветку, снова прошел тем же маршрутом и теперь является туристической достопримечательностью.

Фрэнсис Дрейк - мореплаватель, первооткрыватель и любимый корсар английской королевы. Его подвиги и путешествия заставляли многих стремиться в бескрайние просторы океана. Однако лишь единицам удалось достичь того уровня богатства и известности, которым обладал Фрэнсис Дрейк.

Биография

Будущий мореплаватель родился в Средней Англии, в семье зажиточного фермера. Дрейк Фрэнсис был старшим ребенком в многочисленной семье. Как старшему сыну ему прочили дело отца, но сердце юного Фрэнсиса принадлежало морю. Уже в 12 лет он становится юнгой на торговом корабле одного из своих многочисленных родственников. Прилежное и быстрое обучение морским наукам выделило его из сверстников. Хозяину так понравился юный Дрейк Фрэнсис, что, умирая, он оставил бывшему юнге корабль в наследство. Так в свои 18 лет Дрейк становится капитаном собственного корабля.

Первые плавания

Поначалу, как и все капитаны торговых судов, Дрейк Фрэнсис возил различные грузы коммерческого назначения в Британское королевство. В 1560 году дядя Дрейка, Джон Хокинс, обратил внимание на катастрофическую нехватку рабочих рук на плантациях Нового Света. Идея привлечь американских аборигенов к принудительному труду не увенчалась успехом - индейцы работать не желали, не боялись пыток и смерти, а их родственники имели неприятную привычку мстить белым людям за похищенных и замученных краснокожих.

Другое дело - рабы. Их можно было завозить с Черного континента, покупать за безделушки, продавать или обменивать. Для нас, живущих в 21 веке, эти слова звучат кощунственно. Но для англичанина 16 века это был всего лишь бизнес - такой же, как и любой другой.

Торговля живым товаром

Законы Нового Света позволяли торговать только теми рабами, которые поставлялись Торговым Домом Севильи. Но спрос на рабов значительно превышал возможности этой коммерческой организации, а колонисты терпели большие убытки. Владельцы плантаций чая, кофе, хлопка и табака готовы были платить хорошие деньги за дешевую рабочую силу.

Хокинс решил рискнуть. Он поделился своим замыслом с несколькими торговыми предприятиями, и те дали ему денег для начала работы. Уже первый рейс в Новый Свет с живым товаром с лихвой окупил вложенные в предприятие средства. Хотя считалось, что в действиях Хокинса нет ничего предосудительного, старый моряк прибегал к пушкам и ружьям, когда какой-либо губернатор не соглашался с методами его работы. Налоги с предприятия исправно вносились в казну Англии. Несколько рейсов из Африки в Новый Свет сделали Хокинса и его покровителей очень богатыми людьми.

Предприятие Хокинса-Дрейка

В третье плавание Хокинс взял своего племянника и как обычно направился к берегам Африки за живым товаром. К этому времени Дрэйк Френсис был опытным капитаном, плавал в и пересекал Атлантику вместе с бывалым контрабандистом Джоном Ловелом. Совместная экспедиция закончилась трагически - корабли корсаров застала буря, эскадра сбилась с курса, причем флагманский корабль пострадал больше остальных. Джон Хокинс решил стать на ремонт и направились в порт Сан-Хуан-де-Улуа, находящийся на территории Гондураса. Следом за ним отправился и Фрэнсис Дрейк. Что он открыл - так это крайне недружелюбный прием, который оказал этот городишка двум мореплавателям. Пушки порта недвусмысленно предупредили, что приближаться очень опасно, а переговоры с местными властями не увенчались успехом. В это время на горизонте показались паруса испанской береговой эскадры. Контрабандистам пришлось вступить в неравный бой. Корабль Фрэнсиса Дрейка «Лебедь» менее пострадал во время шторма, и корсару удалось скрыться от преследователей, бросив компаньона на произвол судьбы.

Добравшись до английских берегов, Дрейк всем рассказал, что его дядя погиб в неравном бою. Но уже через несколько недель корсара ждала неприятная встреча: как оказалось, Хокинсу удалось выжить, и он с несколькими спасшимися матросами смог вырваться из гондурасской ловушки. Неизвестно, о чем разговаривали дядя и племянник, но уже через несколько лет они организовали новую экспедицию и стали снова совершать рейды в Новый Свет.

Пират Фрэнсис Дрейк

После этого случая Дрейк поклялся отомстить испанской короне за неудачный гондурасский рейд. Он постоянно преследовал испанские суда, причинив короне немалый ущерб. О том, насколько испанцы были обеспокоены постоянными нападениями Дрейка, свидетельствует тот факт, что за голову английского пирата было назначено вознаграждение в 20 тыс. дукатов. Его первая экспедиция возмездия вышла из Портсмутских доков в 1572 году. На двух кораблях - «Лебедь» и «Паша» - направился в Новый Свет и сумел захватить колумбийский порт Номбре де Диос. Здесь ему удалось ограбить несколько испанских кораблей и захватить богатую добычу. Затем Дрейк пересек Панамский перешеек, чтобы увидеть Тихий океан.

Наверное, вид бескрайнего пространства побудил пирата создать определенные планы, которые он смог осуществить несколькими годами позже.

Война с Ирландией

В это время на родине бравого капитана вспыхнула война. Ирландия сделала очередную попытку обрести свою независимость. Дрейк соглашается поступить на службу графу Эссексу и принимает участие в морских сражениях против ирландцев. В его эскадре находились три правительственных фрегата, с помощью которых он нападал на прибрежные ирландские поселки и топил корабли противника. За службу в правительственном флоте Дрейк Фрэнсис был представлен королеве как лучших из капитанов.

Направление - Южная Америка

Неизвестно, на первой ли встрече дерзкий капитан изложил свои планы королеве Елизавете или это произошло во время одной из последующих встреч. Дрейк напирал на то, что гегемонию Испании в Новом Свете нужно разрушить, а побережье южноамериканского континента идеально подходит для этой цели. Он собирался разрушить испанские колонии, расположенные в этой части света и сложить к ногам Елизаветы огромную добычу. Английская королева нашла предложение Дрейка очень интересным и даже выделила ему пять правительственных кораблей.

Кругосветная экспедиция

В декабре 1577 года начал свою трехлетнюю экспедицию Фрэнсис Дрейк (1577 - 1580). Его корабли взяли курс на Южную Америку. После сражения возле Рио-де-ла-Плата он отправился дальше на юг и на двух кораблях обогнул Патагонию. После нескольких стычек с туземцами ему удалось достичь пролива Магеллана, который был открыт в 1520 году. Во время шторма он потерял из виду второе свое судно, которое, в конце концов, вернулось к английским берегам самостоятельно. А флагманский корабль «Золотая лань» продолжал свой путь вокруг света.

Другие берега

На тихоокеанских берегах Южной Америки Дрейк основательно разграбил богатые порты Перу и Чили, захватывая торговые суда и нагружаясь добычей. Самой большой его удачей был захват великолепного испанского судна «Нуэстра сеньора де Консепсьон» - лучшего корабля испанской эскадры. Захваченное Дрейком судно перевозило богатейший груз золотых и серебряных слитков, который оценивался в 150000 фунтов - баснословные по тем временам деньги. Понимая, что обозленные испанцы будут поджидать его на обычных маршрутах, Дрейк решил обогнуть Тихий океан и вернуться домой новой дорогой. Пополнив свои запасы в 1579 году, он двинулся на запад.

Во время плавания Дрейк наносил на карту острова и береговые линии, налаживал отношения с туземцами, тем самым закладывая основы для торговли Англии с азиатскими странами.

Встреча в Англии

Почти трехлетнее плавание подошло к концу. В сентябре 1580 года Дрейк прибыл в Плимут. Он привел в порт не только свое судно, но и захваченный испанский корабль, переименованный в «Какафуэго». Королева очень тепло приняла Дрейка, ведь его пиратские вылазки ощутимо пополняли ее казну. торжественно поднялась на борт «Золотой Лани» и произвела капитана Дрейка в рыцари. Так пират получил титул сэр Фрэнсис Дрейк, а также, по утверждениям современников, он снискал личную благосклонность королевы и был ее фаворитом.

Карьера корсара не окончилась после такого триумфа. 1585 год застал его в Карибском море, где он командовал флотом из 25 кораблей Ее Величества. Он захватывает богатый город Сан Доминго и привозит на английское побережье табак и картофель. Карьера капитана Дрейка завершилась в 1595 году после неудачной попытки захватить Лас-Пальмас. В том сражении погиб дядя Дрейка - Джон Хокинс, а сам капитан, заболев малярией, отправился домой. Но, к сожалению, болезнь прогрессировала, и знаменитый пират умер в Портобелло. Его смерть стала счастливым днем в Испании, где известие гибели Дрейка встречали колокольным звоном.

Трудно переоценить тот вклад, который внес в историю сэр Фрэнсис Дрейк. Что он открыл, можно найти на любой карте мира. Среди множества нанесенным им изображений береговых линий и мелких островов красуется большой пролив между Южной Америкой и Антарктидой. Этот пролив на всех картах мира носит имя Френсиса Дрейка - знаменитого пирата и корсара Ее Величества.

Добавлено: 17.05.2011 г.

В начале пути

Фрэнсис Дрейк (Francis Drake) родился в 1540 г. (в 1543 по другим данным) на ферме близ Тавистока в Девоншире (Tavistock, Devonshire). Он был старшим из 12 детей в семье небогатого сельского священника Эдмунда Дрейка (Edmund Drake). По всей видимости, Эдмунд Дрейк каким-то образом с морем был связан - вероятнее всего, он проходил службу корабельным священником.

Уже в возрасте 9-10 лет Фрэнсис Дрейк поступает юнгой на торговый корабль, совершавший рейсы в континентальную Европу. В юном возрасте Дрейк столь прекрасно зарекомендовал себя, что уже в 1561 г. получает в наследство от старого капитана свой первый корабль 50-тонный Юдифь (Джудит).

В 1561-1567 г. Дрейк в качестве капитана-владельца судна ведет торговую деятельность, в том числе и торговлю рабами (по тем временам бизнес сам по себе вполне легальный). В 1567 г. он принимает участие в экспедиции Джона Хокинса (John Hawkins) в Вест-Индию. Предприятие закончилось катастрофой. В гавани Сан-Хуан-де-Улоа (современная Мексика близ Веракрус), куда англичане зашли для того чтобы оправиться от сильного шторма, их заперла и разгромила испанская эскадра. Из пяти английских кораблей в Англию вернулась лишь Юдифь Дрейка.

(Впрочем, Хокинс тоже уцелел - он еще сыграет свою роль в судьбе Дрейка).

Здесь необходимо заметить, что эта экспедиция Хокинса сама по себе не была пиратской в нынешнем смысле этого слова. Англичане везли в Вест-Индию рабов для продажи. Но так как Новый Свет испанцы считали своей вотчиной, им такая деятельность понравиться не могла.

Так или иначе разгром в Сан-Хуан-де-Улоа стало знаковым событием для Френсиса Дрейка. Он становится непримиримым врагом испанцев.

Королевский корсар.

В конце 60-х, начале 70-х годов ХVI века Дрейк на двух маленьких кораблях - Паша и Лебедь охотится за испанскими караванами и грабит испанские корабли в Карибском море (а заодно собирает информацию об испанцах и набирается опыта)

4 июля 1569 г. Дрейк женился на Мэри Ньюмен (Mary Newman). Этот брак был бездетным. Мэри Ньюмен умерла через 12 лет.

В 1572 году Дрейк предпринимает первые наземные операции по захвату и грабежу населенных пунктов на Панамском перешейке от Атлантического до Тихоокеанского побережья (а заодно и сухопутных караванов). Особых доходов эти предприятия Дрейку не принесли, но его имя становится широко известным.

В 1572 г. Фрэнсис Дрейк получает от королевы Елизаветы лицензию на приватирскую деятельность.

В 1573 г. в кооперации с французским пиратом Гийомом Ле Тетю (Guillaume Le Testu) Дрейк совершил набег на испанский серебряный караван. В ходе вылазки пираты потеряли более тридцати человек, в том числе и братьев Дрейка - Джона и Джозефа. Но добыча была очень значительной. Это позволило Дрейку по возвращению домой приобрести поместье и стать судовладельцем трех кораблей.

Железный пират.

По совету Джона Хокинса Френсис Дрейк поступает на королевскую службу, участвует в усмирении ирландского восстания 1575 г., обзаводится нужными знакомствами и связями, тогда же Дрейк был рекомендован государственному секретарю Фрэнсису Уолсингему (Francis Walsingem) и представлен королеве. Он получил возможность изложить Елизавете I свой план экспедиции к западному побережью Америки и получил поддержку.

Конечно, участие английской королевы, а также других «сильных мира сего» спонсоров экспедиции Дрейка старательно скрывалось.

13 декабря 1577 г. Френсис Дрейк во главе эскадры из 5 кораблей на флагманском Пеликане (Pelican) вышел из Плимута в свой самый известный поход. К этому времени его уже окружала слава «железного пирата», опытного навигатора и прекрасного военно-морского тактика.

Доподлинно не известно, какие главные цели ставились перед экспедицией Дрейка двором Елизаветы I - Англия была в состоянии мира с Испанией, и участие государства в предприятии Дрейка не афишировалось.

Зато хорошо известны итоги этого плаванья.

26 сентября 1580 года Золотая Лань (Golden Hind) , закончив свой кругосветный переход, бросила якорь в Плимуте. Помимо чисто материальной добычи (а это почти 2 годовых бюджета Англии), были и другие не менее важные исторические и политические итоги этого плаванья. Королева Елизавета I 4 апреля 1581 года на борту Золотой Лани произвела Фрэнсиса Дрейка в рыцари.

По словам историка Дж. М. Трэвэлиэна (G. М. Trevelyan.) «Это было самое важное рыцарство, когда-либо дарованное английским государем, ибо оно было прямым вызовом Испании и призывом к народу Англии обратиться к морю и искать свою силу там»

Сэр Фрэнсис Дрейк купил поместье в Букленде (Buckland Abbey, Devon) - рыцарское звание обязывало иметь свой замок, был избран мэром Плимута, назначен инспектором королевской военно-морской комиссии, а в 1584 г. стал членом палаты общин британского парламента.

В феврале 1585 г. Дрейк женился на 20-летней Элизабет Сайденхэм (Elizabeth Sydenham), происходившей из богатого и знатного рода. Впрочем, и этот брак был бездетным.

Адмирал королевского флота

В 1585 - 1586 г. Дрейк командовал большим соединением из 21 корабля. Под его командованием находилось 2300 солдат и матросов. Вице-адмиралом Дрейка был известный капитан Мартин Фробишер (Sir Martin Frobisher). Поход в Вест-Индию, разграбление Картахены и Сан-Аугустина на Кубе принесли Англии более 300 тыс. фунт. ст. и около 240 орудий.

Еще один знаменательный поход был совершен Дрейком в апреле 1587 г. Во главе эскадры из 13 кораблей он внезапно напал на испанский Кадис, где формировалась знаменитая Непобедимая Армада. Флотилия Дрейка потопила и сожгла 30 из 60 кораблей испанцев, в том числе 40-пушечный 1000-тонный испанский галеон, еще один крупный галеон испанцев был взят на абордаж во внутренней гавани Кадиса. В завершении этого похода был разрушен замок Сагриш, потоплено и захвачено около 50 мелких каравелл и других мелких судов, а также захвачена каракка Сан Фелипе, возвращавшаяся из Ост-Индии с богатым грузом.

По всеобщему признанию этот поход Дрейка как минимум на год отодвинул нападение Непобедимой Армады на Англию, что, несомненно, позволило последней лучше подготовиться к вторжению испанцев.

Конечно же, сэр Фрэнсис Дрейк был непосредственным и активным участником разгрома Непобедимой Армады (132 корабля!) в 1588 г. На своем корабле Возмездие (Revenge) он участвовал в сражениях у Плимута, при Портленде, у острова Уайт, близ Кале и при Гравелине.

Выдающуюся роль Фрэнсиса Дрейка в противостоянии с Испанией отмечали даже противники и враги Англии. Римский папа Сикст V писал: «Слышали, как Дрейк со своим флотом навязал бой Армаде? С каким мужеством! Думаете, он выказал хоть какой-то страх? Он - великий капитан!»

По всей видимости, после этого удача отвернулась от сэра Френсиса Дрейка. Его последующие походы и предприятия были или малоудачными, или просто провальными.

Свое последнее плаванье сэр Фрэнсис Дрейк совершил совместно с Хокинсом в Вест-Индиию. Однако подготовленные и многому научившиеся за последние годы испанцы, сумели дать отпор англичанам. Особого успеха это плаванье не имело. Более того эскадра англичан страдала от тропической лихорадки и дизентерии.

В ноябре 1595 на рейде Сан-Хуана (остров Пуэрто-Рико) после тяжелой болезни умер Джон Хокинс. А 28 января 1596 г. в Номбре-де-Дьос (там, где в 1572 был ранен в ногу) скончался от дизентерии и сам Фрэнсис Дрейк.

Летописец пишет, что, почувствовав приближение смерти «железный пират» облачился в доспехи, чтобы принять смерть как положено воину и рыцарю.

Под залпы корабельных орудий свинцовый гроб с телом сэра фрэнсиса Дрейка опустился на дно моря.