Народ поэмы кому на руси жить хорошо. Изображение народа в поэме некрасова "кому на руси жить хорошо"

Сочинения по литературе: Народность поэмы Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо»

Поэма Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" была написана в 1860-1870 годы. В этом произведении автор изобразил русское общество в пореформенный период. Он размышляет над вопросами о том, куда идет Русь, что ждет ее в будущем, раскрывает основные социальные проблемы, не исчезнувшие с отменой крепостного права. Автор показывает, что реформа ударила "одним концом по барину, другим - по мужику".

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - поистине народная поэма. писал для народа, о народе, и сам считал себя частью народа. Повествование ведется от лица крестьянства. Все проблемы рассматриваются также с точки зрения крестьянина, показывая мужицкое видение современного ему мира. Все суждения исходят не от самого автора, а от народа.

Некрасов симпатизирует крестьянам, сочувствует им. Помещики же, купечество, духовенство изображены сатирически и вызывают презрение. Автор видит будущее страны за крестьянином. Смерть князя Утятина-Последыша символична. Она показывает, что крепостничество доживает свои последние деньки. В то же время автор показывает постепенное освобождение крестьянского сознания от крепостного гнета, осознание народом своих прав. Так, например, Савелий, богатырь святорусский, выступающий в роли народного философа, после долгих размышлений, должен ли народ и дальше терпеть свое нищенское и угнетенное положение, приходит к выводу, что лучше "недотерпеть", чем "перетерпеть". Таким образом, Некрасов показал, что крестьяне - великая сила, за которой будущее России:

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

Поэма написана народным языком. Речь крестьян изобилует поговорками, пословицами, постоянно перемежается песнями. Песни играют в поэме большую роль: они раскрывают народное мировосприятие, описывают тяжелую жизнь крестьян, подчеркивают типичность образов. Для описания своей жизни Матрена Тимофеевна находит много песен. Это говорит о том, что ее судьба - типичная судьба русской крестьянки. В поэме есть и несколько легенд: легенда про Якова верного, про двух "злодеев-грешников". Роль легенд в поэме дублирует роль песен.

Нужно отметить, что в поэме присутствуют мотивы народной сказки: сюжет связан с дорогой, с путешествием, материальные проблемы решаются при помощи введения сказочных элементов, например скатерти-самобранки, животные одушевлены, говорят человеческим голосом и помогают людям... Мотив правдоискательства также широко используется в народном творчестве.

В поэме присутствует и былинный мотив. Например, практически вся глава о Савелии, богатыре святорусском, написана былинным языком: Некрасов использует гиперболы, инверсию, повторы: "...и гнется, да не ломится, не ломится, не валится...".

В поэме много пословиц и поговорок, особенно отчетливо изображающих тяжелую жизнь народа: "добра, ты, царская грамота, да не про нас ты писана", "высоко бог, далеко царь", "с работы, как ни мучайся, не будешь ты богат, а будешь ты горбат", "хвали траву в стогу, а барина в гробу" и т. д.

Некрасов широко использует в поэме народные приметы, загадки. Он не стесняется в использовании грубых выражений при изображении тяжелой жизни крестьян:

Иди скорей, да хрюкалом

В канаву ляг, воды испей!

Авось, соскочит дурь!..

Симпатизируя крестьянам, писатель отображает их речь более меткой, .точной, искренней, чем речь помещиков. Он как бы соглашается с тем, что "...брань господская, что жало комариное, мужицкая - обух".

Итак, изобразив русскую действительность через призму крестьянского мировосприятия, Некрасов создал поистине народную эпопею - поэму ("Кому на Руси жить хорошо".

Поэма "Кому на Руси жить хорошо" задумывалась Некрасовым как народная эпопея. В ней отражены думы и чувства, жизнь простого народа в пореформенной России. Вместе с тем из рассказов крестьян мы узнаем об их жизни до 1861 года. Например, Савелий рассказывает о жестокостях своего бывшего помещика Шалашникова, который порол своих крепостных. Наглядным примером барина-крепостника в поэме является старый князь Утятин, показанный в главе "Последыш". Поэма раскрывает на примерах образов крестьян особенности русского национального характера, "к положительные его качества, так и отрицательные.

Автор произведения изображает крестьян всесторонне. Мы видим, как они отдыхают (глава "Сельская ярманка"), узнаем, как живут и трудятся. Поэт дает право крестьянам самим рассказать о своей жизни, труде и заботах. Причем у читателя не возникает ни малейшего сомнения в том, что крестьянин говорит именно так:

А горе наше мерили?

Работе мера есть?

Вино валит крестьянина,

А горе не валит его?

Работа не валит?

Мужик беды не меряет,

Со всякою справляется,

Какая ни приди.

Мужик, трудясь, не думает,

Что силы надорвет...

Крестьяне в поэме делятся на рабов и тех, кто протестует против такой жизни. Это Яким Нагой и Савелий, богатырь святорусский. Яким защищает интересы народа, выражает протест, который до конца еще не созрел. Он - выходец из самых низов народа и знает тяжесть крестьянской жизни не понаслышке. Савелий также крестьянин, который ценит свободу: "Клейменный, да не раб!" - говорит он о себе.

Крестьянское терпение

Выносливо, да временем

Есть и ему конец.

Но часть крестьян свыклась со своим рабским положением и не хочет ничего менять. Таков Ипат, лакей князей Утятиных, а также Яков, "холоп примерный".

В многочисленных образах крестьян Некрасов показал такие их черты, как трудолюбие, гуманность, ум, честность, стойкость и терпение. Но автор также показывает и отрицательные черты народа: пассивность, покорность, необразованность.

Некрасов, являясь знатоком русского народного творчества, ввел в поэму множество вставных элементов: песен, пословиц, поговорок. Это придало языку произведения подлинную народность, а автору дало возможность глубже раскрыть мировоззрение и чувства крестьян.

"Хвали траву в стогу, а барина в гробу", - говорит крестьянин Влас, используя пословицу. Как известно, именно в устном народном творчестве заключена мудрость народа.

Грусть и тоска слышится в народных песнях, представленных в поэме. Их названия говорят сами за себя: "Голодная", "Барщинная".

Стоит мужик -

Колышется,

Идет мужик -

"Кому на Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей. В центре ее - изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течении двадцати лет, собирая материал для нее "по словечку". Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта.

Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии произведения: "Кому на Руси жить хорошо" - проблема счастья.

Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" начинается с вопроса: "В каком году - рассчитывай, в какой земле угадывай". Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет ввиду реформу 1861 года, по которой "освободили" крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.

Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого "тоска-беда измучила" звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым "Голодная". Причем поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.

Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. "Мужицкое счастье,- с горечью восклицает поэт,- дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!" Как и прежде, крестьяне - люди "досыта не едавшие, несолоно хлебавшие". Изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной.

С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина "искать правду", но не все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского "праведника". Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная,

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям,

А все вином кончается.

Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.

Но лишь в главе "Савелий - богатырь святорусский" крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений.

Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, "богатырь святорусский", Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждающимся сознании крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить "искру сокрытую" могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:

Рать поднимается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и "счастливую" крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение "губернаторшею", и людей холопского звания, например, "холопа примерного Якова верного", который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы "Последыш", которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.

Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса.

В центре картины мира, созданной Некрасовым в поэме, находится народ. Народ - то солнце, вокруг которого вращается все, лучи которого ложатся на весь мир, созданный в поэме. Народ может заблуждаться, проявлять ограниченность, глупость, жестокость, и тем не менее его внутренняя мощь, его величие никогда не подвергаются в поэме сомнению. Дедушка Савелий посвящает целую речь русскому «богатырству», последнее определение Руси в песне Гриши Добросклонова - «всесильная».

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!

Это и есть портрет русского народа в сжатом виде. Силы, скрытые в народе, искупают его убожество, забитость, непреодоленное рабство, и именно эти силы и должны привести народ к «счастью».

Народная правда. В поэме конструируется особая народная система ценностей. В этой системе складываются особые представления о сущностных вопросах бытия - в первую очередь о праведности и грехе - заметно отличающиеся от традиционных, выработанных христианской культурой.

Почему, например, народный любимец Ермил Гирин готов повеситься? He потому, что совершил просто бесчестный поступок - «повыгородил» из рекрутчины младшего брата Митрия. Духовное родство с крестьянством стоит выше родства по крови. В конце концов Ермил Гирин сознает свой поступок как грех против всего мира, против своего же брата-крестьянина. Ведь вместо Митрия на службу вне очереди должен идти сын Ненилы Власьевны. Вот почему раскаяние Гирина так глубоко.

В рассказе странника Ионушки «О двух великих грешниках» раскаявшийся разбойник Кудеяр получает от Бога прощение. Ho не после тяжкого, многолетнего подвига (долгие годы он должен был резать ножом ствол громадного дуба), а лишь убив народного притеснителя, пана Глуховского. Глуховский хвастается Кудеяру, что «мучит, пытает и вешает» своих холопов, и убийство его превращается в добродетель, поскольку защищает интересы народа - дуб рушится. В той же главе «Пир -- на весь мир» рассказывается история и о старосте Глебе, который скрыл, что восемь тысяч крестьян получили вольную, - его грех назван Иудиным грехом. Как вы помните, Иуда предал Иисуса Христа, Бога и Человека. Глеб предает народ, который в поэме помещен в центр мироздания. Праведниками, грешниками, иудами герои становятся лишь при соотнесении с народной правдой и народными интересами.

Массовые сцены. Образ народа в поэме обладает внутренней цельностью и вместе с тем распадается на множество лиц. Массовые сцены в поэме оттеняют единство народа, его готовность собраться, объединиться, задышать одним дыханием. С исключительной выразительностью Некрасов описывает, как весь крестьянский мир помогает своему любимцу Ермилу Гирину расплатиться за мельницу:

И чудо сотворилося -
На всей базарной площади

У каждого крестьянина,
Как ветром, полу левую

Заворотило вдруг!

Нa сельской «ярмонке», в пьяную ночь (Первая часть поэмы), на покосе в «Последыше» народ также описывается как единое целое, как одно существо. Между прочим, и странники легко вливаются в общий строй - берутся за косы во время покоса, обещают сжать рожь Матрене Тимофеевне, подхватывают песни, которые она поет. Все это тоже подчеркивает, что перед нами единый организм; странники и крестьяне, которых они встречают по пути, живут одной жизнью.

Совсем не обязательно народ сливается в целое в общем благородном порыве, во время песни или сенокоса - роль объединяющего начала может сыграть и жестокое пьянство (глава «Пьяная ночь»), и избиение человека. В главе «Пир - на весь мир» есть страшноватый эпизод с Егоркой Шутовым, которого весь мир осудил бить, все послушно следуют приговору, хотя некоторые даже не знают, в чем провинность Егорки. Когда странники выражают удивление по этому поводу - «Чудной народ! / Бьют сонного, / За что, про что не знаючи...» - в ответ они слышат резкий окрик: «Коли всем миром велено: / Бей! - стало есть за что!» Воля мира не обсуждается, мир всегда прав. Готовность народа к слиянию, к единству оказывается для Некрасова гораздо важнее того, ради чего это объединение произошло и куда будут направлены объединенные силы.

«Люди холопского звания» . В массовых сценах различия между крестьянами стерты. Вместе с тем народ в поэме многолик. Здесь множество различных типов - праведники, правдоискатели, странники, солдатики, труженики, балаганные артисты, народные заступники... Всей этой пестрой и разнообразной среде противостоит группа дворовых. Нравственный облик дворовых, то есть крестьян, оторванных от земли и живущих при помещике, искажен, дворовые прониклись холопством, духом нерассуждающего рабства и слепого подчинения барину. Дворовый князя Переметьева, появляющийся в главе «Счастливые», Ипат, «холуй чувствительный» из «Последыша», староста Глеб и Яков, «холоп примерный» из главы «Пир - на весь мир» - каждый из них на свой лад представляет уродливые лики рабства. Один гордится тем, что болен «болезнью благородною» и допивал из господских рюмок иностранные вина, другой с умилением вспоминает, как барин купал его зимой в двух прорубях, третий скрывает от крестьян вольную. Лишь четвертый, Яков, «холоп примерный», решает отомстить барину за несправедливое обращение - вешается на его глазах.

Люди холопского звания -
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказание,
Тем им милей господа.

Сквозь истории о холопах яснее проступает идеал крестьянского счастья - оно невозможно не только при внешнем, но и при внутреннем, духовном рабстве.

Народ и помещики. Вопрос о народном счастье неотделим от жизни помещиков, бывших хозяев крестьян. В поэме дано несколько помещичьих типов. Первый из них - Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев, к которому мужики обращаются с вопросом о счастье. Фамилия помещика, сгущение вокруг его образа уменьшительноласкательных суффиксов заранее компрометируют его.

Какой-то барин кругленький,
Усатенький, пузатенький,
С сигарочкой во рту.

Все, что будет исходить от этого «усатенького, пузатенького» барина, изначально лишается основательности, делается несерьезным и незначительным.

Оболт-Оболдуев живет воспоминаниями о благословенных прошлых временах, когда он чувствовал себя настоящим барином, задававшим шумные праздники, ездившим на охоту, вершащим расправу над своими крепостными. Его речь завершается похоронным звоном: в селе Кузьминском был убит крестьянин, но Оболт-Оболдуев придает звучанию колоколов символическое значение.

Звонят не по крестьянину!
По жизни по помещичьей
Звонят!..

Печать тления, смерти лежит в поэме не только на помещичьей жизни, но и на самих помещиках, смерть подкашивает их одного за одним. Погибает на войне помещик Шалашников, нещадно дравший своих крестьян («Крестьянка»), разбойник Кудеяр убивает пана Глуховского, умирает от удара князь Утятин.

Князь Утятин прозван Последышем (последыш - самый младший в семье). И хотя у Утятина есть наследники, он младший в семье помещиков. Если Оболт-Оболдуев сожалеет об ушедшей эпохе, то Утятин не желает расставаться с ней и живет в иллюзорном мире, созданном для него окружающими. Признаки вырождения помещичьего сословия в Утятине налицо. Это старик, выживший из ума, не желающий признавать очевидных вещей, не способный смириться с отменой крепостного права.

Право суда над помещиком отдано в поэме крестьянину. Скептическое замечание семи странников: «Колом сбивал их, что ли, ты / Молиться в барский дом?» - немедленно разрушает нарисованную Оболтом-Оболдуевым благополучную картину «духовного родства» барина и его крестьян. В «Последыше» крестьяне и вовсе потешаются над своим бывшим хозяином.

Порвалась цепь великая,

Порвалась-расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику! -

говорит Оболт-Оболдуев. Отмена крепостного права и в самом деле взрывала привычный российский уклад. Однако перемены, ожидавшие барина и мужика, были принципиально разные: барина ожидало угасание, вырождение, смерть, мужика - туманное, но великое будущее.

Поэт поставил перед собой задачу понять и в пределах одного произведения запечатлеть крестьянскую Русь, русский народный характер во всей его многогранности, сложности и противоречивости. И жизнь народа в «Кому на Руси...» предстает во всем многообразии ее проявлений. Мы видим русского крестьянина в труде (речь Якима Нагого, косьба в «Последыше», рассказ Матрены) и борьбе (история Якима и Ермила, тяжба вахлаков, расправа с Фогелем), в минуты отдыха («Сельская ярмонка», «Пир») и разгула («Пьяная ночь»), в годину горя («Поп», рассказ Матрены) и минуты радости («До замужества», «Губернаторша», «Пир»), в семье («Крестьянка») и крестьянском коллективе («Последыш», «Пир»), во взаимоотношениях с помещиками («Помещик», «Последыш», «Савелий, богатырь святорусский», сказы в «Пире»), чиновниками («Демушка», рассказ о Ермиле) и купцами (история Якима, тяжба Ермила с Алтынниковым, драка Лавина с Ереминым).

Поэма дает яркое представление об экономическом положении пореформенного, «свободного» крестьянства (названия деревень и уездов, рассказы попа и «счастливцев», сюжетная ситуация главы «Последыш», песни «Веселая», «Соленая», «Голодная» и ряд деталей в главе «Пир») и юридических «переменах» в его жизни («...вместо барина / Драть будет волостной»).

Народный быт рисуется Некрасовым строго реалистически. Автор не закрывает глаз на отрицательные явления народной жизни. Он смело говорит о порожденных «крепью» и условиями жизни крестьянства темноте и неразвитости (неграмотность, вера в «бедокурные» приметы), грубости («Уж будто не колачивал?»), ругани, пьянстве («Пьяная ночь»), тунеядстве и холуйстве дворовых (лакей Переметьева, Ипат, дворовые в «Прологе» главы «Крестьянка»), грехе социального предательства (Глеб-староста, Егорка Шутов). Но теневые стороны народного быта и сознания не заслоняют в поэме главного, того, что составляет основу народной жизни, является определяющим для народного характера. Такой основой народной жизни в поэме Некрасова выступает труд.

Читая «Кому на Руси...», мы ощущаем величие трудового подвига русского крестьянства, этого «сеятеля и хранителя» русской земли. Мужик «до смерти работает», его «работе меры нет», с натуги от непомерного труда «трещит крестьянский пуп», «потуги лошадиные» несут односельчане Матрены, «труженицами вечными» предстают женщины-крестьянки. Трудом мужика весной одеваются зеленью злаков, а осенью раздеваются поля, и хотя труд этот не спасает от нищеты, крестьянин любит трудиться («Последыш»: косьба, участие в ней странников; рассказ Матрены). Русский мужик, в изображении Некрасова, умен, наблюдателен, любознателен («комедия с Петрушкою», «им дело до всего», «кто видывал, как слушает...», «он жадно ловит новости»), упорен в стремлении к поставленной цели («мужик, что бык...»), остер на язык (примеров множество!), добр и отзывчив (эпизоды с Вавилушкой, с Брмилом на ярмарке, помощь вахлаков Овсянникову, семье дьячка Добросклонова), обладает признательным сердцем (Матрена о губернаторше), чуток к красоте (Матрена; Яким и картиночки). Нравственные качества русского крестьянства Некрасов характеризует формулой: «золото, золото — сердце народное». Поэма раскрывает свойственную русскому крестьянству жажду справедливости, показывает пробуждение и рост его социального сознания, проявляющиеся в чувстве коллективизма и классовой солидарности (поддержка Ермила, ненависть к Последышу, избиение Шутова), в презрении к холуям и предателям (отношение к лакею князя Переметьева и Ипату, к рассказу о Глебе-старосте), в бунтарстве (бунт в Столбняках). Народная среда в целом рисуется в поэме как «почва добрая» для восприятия освободительных идей.

Народная масса, народ и является главным героем эпопеи «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов не только нарисовал яркие портреты отдельных представителей народной среды. Новаторский характер замысла Некрасова проявился в том, что центральное место в произведении занимает коллективный образ русского крестьянства.

Исследователи неоднократно отмечали большую «плотность населения» поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Кроме семи странников и главных героев в ней нарисованы десятки и сотни образов крестьян. Одни из них кратко охарактеризованы, в образах других подмечен лишь какой-то характерный штрих, третьи лишь названы. Одни из них присутствуют «на сцене», включены в действие, о других странники-правдоискатели и читатель узнают лишь из рассказов «сценических» персонажей. Наряду с индивидуальными, автор вводит в поэму и многочисленные групповые образы.

Постепенно, от главы к главе, поэма знакомит нас с различными вариантами народных судеб, различными типами характеров героев, с миром их чувств, их настроениями, понятиями, суждениями и идеалами. Разнообразие портретных зарисовок, речевых характеристик, обилие массовых сцен, их многоголосье, введение в текст народных песен, поговорок, присловий и прибауток — все подчинено единой цели создания образа крестьянской массы, постоянное присутствие которой ощущается при чтении каждой страницы «Кому на Руси жить хорошо».

На фоне этой крестьянской массы крупным планом выписаны автором эпопеи образы лучших представителей русского крестьянства. В каждом из них художественно запечатлены какие-либо стороны, грани народного характера и мировоззрения. Так, образ Якима раскрывает тему героического народного труда и пробуждения народного сознания, Савелий — воплощение богатырства и свободолюбия крестьянства, его бунтарских порывов, образ Ермила — свидетельство правдолюбия, нравственной красоты народа и высоты его идеалов и т. д. Но это общее раскрывается в неповторимой индивидуальности судьбы и характера каждого. Любой персонаж в «Кому на Руси...», будь то Матрена, «раскрывшая» странникам всю свою душу, или мелькнувший в толпе «желтоволосый, сгорбленный» крестьянин-белорус, реалистически точен, жизненно полнокровен, и в то же время каждый составляет какую-то микрочасть общего понятия «народ».

Все главы эпопеи объединены сквозным образом семи мужиков-правдоискателей. Эпический, обобщенно-условный характер этого образа придает всем изображаемым в ней реально-бытовым событиям особую значительность, а самому произведению — характер «философии народной жизни». Так, несколько абстрактное в «Прологе» понятие «народ» постепенно, по мере знакомства читателя со странниками, Якимом, Ермилом, Матреной, Савелием, многоликой и пестрой крестьянской массой, наполняется для него яркостью жизненных красок, конкретно-образным реалистическим содержанием.

В «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов хотел показать процесс пробуждения в народных массах самосознания, желание их осмыслить свое положение и найти пути выхода. Поэтому произведение автор построил так, что его народные герои странствуют, наблюдают, выслушивают и судят, притом, по мере расширения круга их наблюдений, их суждения становятся все более зрелыми и глубокими. Картины жизни в поэме преломлены через восприятие их мужиками-правдоискателями, то есть автор избирает эпический путь или способ изображения действительности.

Эпическая широта изображения жизни в «Кому на Руси жить хорошо» проявляется и в том, что наряду с крестьянством здесь представлены все общественные группы и классы России (попы, помещики, чиновники, купцы, буржуазные предприниматели, интеллигенция), притом в большом разнообразии типических индивидуальностей, переплетении их судеб, борьбе их интересов.

В творчестве Н. А. Некрасова центральное место занимает тема народа. В своих стихотворениях он рассказывает о судьбах русских крестьян, об их бедах и радостях, надеждах и разочарованиях. Особенно интересна в этом плане поэма «Кому на Руси жить хорошо» - это масштабное, эпическое полотно народной жизни, с размышлениями о прошлом и настоящем русского крестьянства, с попытками заглянуть в его будущее.

Царский манифест 1861 года отменил в России крепостное право, покончил с позорной рабской системой и, казалось бы, открыл новую страницу в истории русского народа. Но в действительности все оказалось не так просто. «Народ освобожден. Но счастлив ли народ?» - спрашивает себя и своих читателей Некрасов; и тот же вопрос пытаются решить его мужики-правдоискатели, решившие выяснить «кому живется весело, вольготно на Руси».

Не так легко получить ответ на этот вопрос, он складывается постепенно, из рассказов самых различных людей, которых встречают наши искатели в своем путешествии по России.

В поэме очень много массовых народных сцен. Вот мы попадаем на «сельскую ярмонку» с ее пестрой, яркой, постоянно меняющейся атмосферой. Здесь шумит, гуляет народ; мы видим самые разные персонажи - вот мужик, сломавший топор, вот другой, пробующий ободья, вот дед, торгующий внучке башмаки, вот крестьяне, которые угощают актеров « щедрее барского ». Ярко и красочно нарисована картина народной жизни с ее радостями и заботами. Шумит, гудит ярмарка, и ее особенный, заразительный праздничный настрой лучше всяких слов свидетельствует о неизбывной жизненной силе, заключенной в народе, умеющем не унывать ни при каких обстоятельствах.

В главе «Пьяная ночь» народная стихия рисуется несколько иначе. Здесь снова звучит множество рассказов, иные даны только намеками, но такими выразительными, что и неркольких слов оказывается достаточно, чтобы понять весь трагизм судьбы, которая за ними стоит. Не просто пьяный разгул видим мы в показе Некрасова, но и ту громадную силу, которая скрыта в народе. Да, народ может быть и пьяной толпой, но это и народ-поэт, народ-труженик.

Именно во время этой « пьяной ночи » мы впервые слышим оценку, данную мужиками царскому манифесту:

Добра ты, царска грамота,

Да не при нас ты писана...

Изменилась жизнь на Руси после отмены крепостного права, но крестьянская доля легче не стала. Это особенно явствует из главы «Счастливые», которая, вопреки названию, полна рассказов о тяжелом крестьянском житье-бытье:

Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями...

Просто провозгласить свободу недостаточно - необходимо еще выкорчевать из сознания людей дух рабства, сложившийся за века. Нет, немногое изменилось в России с отменой крепостного права. Многие помещники не желают перестраиваться и продолжают творить произвол по-прежнему. Таков, например, деспот и самодур Оболт-Оболдуев, который заявляет:

Закон - мое желание!

Кулак - моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный...

Не склонен идеализировать Некрасов и народ, он показывает, что рабская психология крепко въелась и в души крестьян: некоторые продолжают посылать своим помещикам отмененный уже оброк, другой гордится своей «барской» болезнью, желая хоть таким образом ощутить свою причастность к «господам». Не стал пока еще свободным русский народ, и в этом его великая трагедия.

Однако Некрасов свято верит, что эта свобода не за горами. Ведь русский народ силен, если из него выходят такие люди, как дедушка Савелий, «богатырь святорусский», который даже в остроге ощущает себя внутренне свободным, утверждая: «Клейменный, да не раб!»

Силен русский народ, если рождает таких дочерей, как Матрена Тимофеевна! Могучая сила чувствуется в этой простой крестьянке, и в то же время она не уникальна, ее можно назвать типичной представительницей народа, недаром рассказ о выпавших на ее долю испытаниях невольно перерастает у Некрасова в собирательное повествование о страшной доле русской крестьянки. Характерно то, что, несмотря на тяжелейшие испытания, Матрена Тимофеевна не сломлена, она выстояла, вынесла все и никогда не ощущала себя рабыней.

Интересны и другие персонажи поэмы - Ермило Гирин и Яким Нагой - незаурядные, наделенные не только силой духа, но и готовностью постоять «за дело правое». Так, например, Ермило Гирин защищает интересы народа, тягаясь с богатым купцом Алтынниковым, и побеждает, опираясь на поддержку крестьян. Да, многое может сделать русский народ, если он выступает «всем миром». Крестьяне поверили Гирину и пошли за ним, выбрав его как бы своим «царем». И Гирин верой и правдой служил крестьянам, а когда однажды совершил неправое дело, пожертвовав справедливостью ради личной выгоды, то добровольно предстал перед народным судом.

Несгибаемый дух непокорности живет в Якиме Нагом несмотря на его преклонный возраст и физическую немощь. Вот уж кого никак не назовешь забитым и бессловесным существом!

Яким, старик убогонький,

Живал когда-то в Питере,

Да угодил в тюрьму:

С купцом тягаться вздумалось!

Как липочка ободранный,

Вернулся он на родину

И за соху взялся.

Много пришлось вынести этому борцу за справедливость, жизнь била его нещадно, и удары судьбы тяжелой печатью легли на Якима:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

Кто же такой, этот Гриша Добросклонов? Это один из тех народных заступников, которых немало было в истории русского общества, вспомнить хотя бы Добролюбова и Чернышевского, «хождение в народ» русской интеллигенции. Будучи обобщенным и собирательным, образ Гриши Добросклонова имеет все же вполне жизненные, исторически конкретные прототипы. Он сам - плоть от плоти народа и борьбе за его счастье готов посвятить всю свою жизнь.

С появлением таких Добросклоновых связывает поэт грядущее освобождение русского

народа, и потому финал некрасовской поэмы глубоко оптимистичен. Он устремлен в будущее, которое, как верил Некрасов, будет гораздо лучше, чем день сегодняшний.