Семья была большущая сварливая. Семья мужа

Странники

хором


Стучит, гремит, стучит, гремит,
Снохе спать не дает:
Встань, встань, встань, ты - сонливая!
Встань, встань, встань, ты - дремливая!
Сонливая, дремливая, неурядливая!
* * *

«Семья была большущая,
Сварливая… попала я
С девичьей холи в ад!
В работу муж отправился,
Молчать, терпеть советовал:
Не плюй на раскаленное
Железо - зашипит!
Осталась я с золовками,
Со свекром, со свекровушкой,
Любить-голубить некому,
А есть кому журить!
На старшую золовушку,
На Марфу богомольную,
Работай, как раба;
За свекором приглядывай,
Сплошаешь - у кабатчика
Пропажу выкупай.
И встань и сядь с приметою,
Не то свекровь обидится;
А где их все-то знать?
Приметы есть хорошие,
А есть и бедокурные.
Случилось так: свекровь
Надула в уши свекору,
Что рожь добрее родится
Из краденых семян.
Поехал ночью Тихоныч,
Поймали, - полумертвого
Подкинули в сарай…

Как велено, так сделано:
Ходила с гневом на сердце,
А лишнего не молвила
Словечка никому.
Зимой пришел Филиппушка,
Привез платочек шелковый
Да прокатил на саночках
В Екатеринин день,
И горя словно не было!
Запела, как певала я
В родительском дому.
Мы были однолеточки,
Не трогай нас - нам весело,
Всегда у нас лады.
То правда, что и мужа-то
Такого, как Филиппушка,
Со свечкой поискать…»

«Уж будто не колачивал?»

Замялась Тимофеевна:
«Раз только», - тихим голосом
Промолвила она.

«За что?» - спросили странники.

«Уж будто вы не знаете,
Как ссоры деревенские
Выходят? К муженьку
Сестра гостить приехала,
У ней коты разбилися.
„Дай башмаки Оленушке,
Жена!“ - сказал Филипп.
А я не вдруг ответила.
Корчагу подымала я,
Такая тяга: вымолвить
Я слова не могла.
Филипп Ильич прогневался,
Пождал, пока поставила
Корчагу на шесток,
Да хлоп меня в висок!
„Ну, благо ты приехала,
И так походишь!“ - молвила
Другая, незамужняя
Филиппова сестра.

Филипп подбавил женушке.
„Давненько не видались мы,
А знать бы - так не ехать бы!“ -
Сказала тут свекровь.

Еще подбавил Филюшка…
И всё тут! Не годилось бы
Жене побои мужнины
Считать; да уж сказала я:
Не скрою ничего!»

«Ну, женщины! с такими-то
Змеями подколодными
И мертвый плеть возьмет!»

Хозяйка не ответила.
Крестьяне, ради случаю,
По новой чарке выпили
И хором песню грянули
Про шелковую плеточку,
Про мужнину родню.

* * *

Мой постылый муж
Подымается:
За шелкову плеть
Принимается.

Плетка свистнула,
Кровь пробрызнула…
Ах! лели! лели!
Кровь пробрызнула…

Свекру-батюшке
Поклонилася:
Свекор-батюшка,
Отними меня
От лиха мужа,
Змея лютого!
Свекор-батюшка
Велит больше бить,
Велит кровь пролить…


Плетка свистнула,
Кровь пробрызнула…
Ах! лели! лели!
Кровь пробрызнула…

Свекровь-матушке
Поклонилася:
Свекровь-матушка,
Отними меня
От лиха мужа,
Змея лютого!
Свекровь-матушка,
Велит больше бить,
Велит кровь пролить…


Плетка свистнула,
Кровь пробрызнула…
Ах! лели! лели!
Кровь пробрызнула…
* * *

Филипп на Благовещенье
Ушел, а на Казанскую
Я сына родила.
Как писаный был Демушка!
Краса взята у солнышка,
У снегу белизна,
У маку губы алые,
Бровь черная у соболя,
У соболя сибирского,
У сокола глаза!
Весь гнев с души красавец мой
Согнал улыбкой ангельской,
Как солнышко весеннее
Сгоняет снег с полей…
Не стала я тревожиться,
Что ни велят - работаю,
Как ни бранят - молчу.

Да тут беда подсунулась:
Абрам Гордеич Ситников,
Господский управляющий,
Стал крепко докучать:
«Ты писаная кралечка,
Ты наливная ягодка…»
- «Отстань, бесстыдник! ягодка,
Да бору не того!»
Укланяла золовушку,
Сама нейду на барщину,
Так в избу прикатит!
В сарае, в риге спрячуся -
Свекровь оттуда вытащит:
«Эй, не шути с огнем!»
- «Гони его, родимая,
По шее!» - «А не хочешь ты
Солдаткой быть?» Я к дедушке:
«Что делать? Научи!»

Из всей семейки мужниной
Один Савелий, дедушка,
Родитель свекра-батюшки, -
Жалел меня… Рассказывать
Про деда, молодцы?

«Вали всю подноготную!
Накинем по два снопика», -
Сказали мужики.

Ну, то-то! речь особая.
Грех промолчать про дедушку.
Счастливец тоже был…

Глава 3. Савелий, богатырь святорусский


С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно как из лесу,
Согнувшись, выходил.
Дугой спина у дедушки, -
краткое содержание других презентаций

«Некрасов «Русские женщины»» - М.Н.Волконская. Музыкальное сопровождение. Диалог. Дом Лавалей. Дом-музей Трубецких. П.Е.Анненкова. К.П.Ивашева. Граф Лаваль. Декабристка. Доводы генерала. Позади остался Петербург. Градация. Н.А.Некрасов. Образок. Заповеди семейной жизни. Образы России. Титры фильма. Ирина Купченко. Е.П.Нарышкина. Пленительные образы. Е.И.Трубецкая.

«Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»» - Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин. Проблематика. Матрёна Тимофеевна. Жанровое своеобразие. Фольклор в поэме. Повторяем термины. Спор. Эпопея- художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи. Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего. Н.А. Некрасов Особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Положение русского народа. Характеристика главных образов.

«Крестьянские дети» - Стихи для детей. Картины Маковского. Счастливый народ. Детство. Грибные набеги. Красное детство. Н. А. Некрасов. Поэт-охотник. Мужичок с ноготок. Некрасов. Крестьянские дети. Страсть к охоте и творчество. Детство на Волге. Родные места. Зависть. Образы крестьянских детей.

«Произведения Н.А.Некрасова» - Цикл стихов. Лирический герой. Литературный цвет. Свобода. Я не люблю иронии твоей. Праздный народ. Добрый папаша. Дороженька. Насмешливый ум. Размышления у парадного подъезда. Нравственный человек. Тройка. Некрасов Николай Алексеевич. Литературный салон Панаевых. Железная дорога. Хороший повар. Мысль о бесправии. Некрасов. Вред. Народ. Мотивы лирики Некрасова. Герой. Муза Некрасова. Хлеб. Бестолковые люди.

«Некрасов «Крестьянские дети»» - Поэт ввёл в произведение голоса многих ребят. Рассмотрим портрет кисти художника Венецианова А.Г «Захарка». Довольно, Ванюша. Цели урока. Работа с текстом. Положим, крестьянский ребёнок свободно растет, не учась ничему. О, милые плуты. Крестьянские дети. Автор любит детей. Работа с учебником.

«Поэма «Кому на Руси жить хорошо»» - Дворовый человек. Пир на весь мир. Каменотес-олончанин. Мужик с одышкою. Весенний пейзаж. Счастье. Глава «Крестьянка». Биография Якима. Савелий. Горькое время. Дьячок. Волнующий вопрос. Семья мужа. Революционный оптимизм. Почёт. Оборванные нищие. Путь Гриши. Счастье в девках выпало. Решение находится неожиданно. Художественные детали. Крестьянин-белорус. Эпопея. Герои поэмы путешествуют по земле русской.

Татьяна ГОРБАТОВА, Москва

Сейчас происходит как бы “второе открытие” многих писателей второй половины XIX века: Толстого, Достоевского, Лескова, Салтыкова-Щедрина... В их произведениях находят новые мотивы, образы, сюжеты, так или иначе связанные с христианской культурой, как она была усвоена на Руси. Некрасов не является исключением из их числа. В последние годы выходит всё больше работ, посвящённых влиянию на его творчество народного христианства. Однако большее внимание уделяется лирике поэта, а “Кому на Руси жить хорошо” привлекается для исследований лишь фрагментарно. Мне хочется хотя бы частично восполнить этот пробел, проинтерпретировав образы “народных заступников”.

Основополагающей единицей моего анализа будет категория “концепта”. Рабочее определение этого термина следующее: некое слово-понятие, наполненное характерными для определённой культуры устойчивыми значениями, ассоциациями и получающее символическую значимость. Выделим важнейшие для понимания идейно-художественной структуры поэмы концепты: “мiръ”, “трудничество”, “странничество”, “подвижничество”, “жертва”, “страдание”, “терпение”, “грех”. Всё это краеугольные камни православия, и моей задачей будет доказать, что именно на его каноны ориентированы герои Некрасова.

ервым в галерее “народных заступников” оказывается Ермил Гирин. Сам он в действии не участвует, мы узнаём о нём из рассказов крестьян, которые мiром проверяются и мiром дополняются (что способствует объективности образа). Ермил решил купить мельницу. Он долго спорил на торгах с купцом Алтынниковым и в конце концов назвал большую сумму. Но подьячие стали требовать задаток, который составлял около тысячи рублей. Денег при Гирине не было, но он попросил час времени, отправился на торговую площадь и обратился к людям за помощью. В своей речи он подчёркивает, что ему важна не столько материальная выгода, сколько сам принцип, потому что подьячие были настроены против него:

Богат купец Алтынников, А всё не устоять ему Против мирской казны - Её, как рыбу из моря, Века ловить — не выловить… Не дорога мне мельница, Обида велика!

Деньги, которые крестьяне несут Ермилу, имеют огромную ценность - опять же не материальную, а этическую. Здесь проявляется способность к добру. Неважно, сколько даёт человек, важно, что он хочет помочь, пусть даже последним имеющимся у него: “Ермило брал - не брезговал // И медным пятаком. // Ещё бы стал он брезговать, // Когда тут попадалася // Иная гривна медная // Дороже ста рублей!” Позже, когда Ермил отдаёт одолженные деньги, особое внимание уделяется честности:

Однако споров не было, И выдать гроша лишнего Ермилу не пришлось.

“Чем же заслужил Ермил любовь и доверие народа? - спрашивают странники. - Каким же колдовством // Мужик над всей округою // Такую силу взял?” А им отвечают, что “не колдовством, а правдою”, и рассказывают, что, когда Ермил служил писарем, он помогал всем по мере возможностей, не требуя за это никакой благодарности, он даже отказывался от вознаграждения. В конце концов Ермила Гирина по просьбе всех крестьян барин назначил бурмистром. Он “царствовал” по чести, по совести, но всё же крестьяне вспоминают за ним один грех:

Был случай, и Ермил-мужик Свихнулся: из рекрутчины Меньшого брата Митрия Повыгородил он.

Но Ермил после этого стал “тосковать, печалиться”. Кончилось тем, что отец нашёл его собирающимся повеситься. Крестьяне судили так: вернуть сына Ненилы Власьевны, а Митрия отправить служить, да взять с Гирина штраф - часть рекруту, часть Власьевне, часть миру на вино. Так и поступили. Но после этого Ермил “с год как шальной ходил”, уволился от вотчины и “снял в аренду мельницу”, вновь начав жить “по правде”.

Дальнейшая судьба Ермила связана, видимо, с желанием искупления своего греха. Хотя прямого указания на то, что он не пожелал выдать бунтовщиков вотчины помещика Обрубкова, и нет, но предыстория позволяет сделать именно такой вывод. Он сидит в остроге, страдает (именно готовность и способность к страданию являются у Некрасова основным критерием внутренней состоятельности человека).

ажным для понимания сути “народного заступника” персонажем представляется Савелий, богатырь святорусский. В его рассказе появляется народный образ утраченного рая:

Во времена досюльные Мы были тоже барские, Да только ни помещиков, Ни немцев-управителей Не знали мы тогда… Недаром есть пословица, Что нашей-то сторонушки Три года чёрт искал. Кругом леса дремучие, Кругом болота топкие, Ни конному проехать к нам, Ни пешему пройти!

В рассказе о Корёжине возникают особое, замкнутое легендарное пространство и время, максимально отдалённые от реальности. Там не было ни помещиков, ни управителей, ни барщины, ни оброка. “Купцами жили мы...” - говорит Савелий. Жизнь в Корёжине была общинная, о праве личной собственности ничего не говорится. Напротив, подчёркивается, что все решения, все действия принимаются и проводятся коллективно (“И тешилась над барином // Корёга в свой черёд!”; “Подходит лето красное, // Ждём грамоты…”; “Осьмнадцать лет терпели мы”; “...а всей гурьбой // Христьяна Христианыча // Поталкивали бережно // Всё к яме...” и так далее). “Своё” означает “наше”, “корёжинское” (“Не явились мы, // Притихли, не шелохнемся // В болотине своей...”), местоимение “я” практически не используется, постоянно употребляется “мы”. Так создаётся образ “мужицкого рая”, где нормой жизни является соборность. Это утопическая картина жизни крепостных (формально), но не рабов (по сути, духовно). Однако такое состояние - дело случайных обстоятельств. Зло крепостной системы потому не коснулось их душ, что они не знали о нём. Здесь возникает определённый парадокс: узнать, что такое свобода, можно, лишь утратив её. Именно так, почти по пословице “Не было бы счастья, да несчастье помогло”, всё и происходит. Когда корёжинцы обладали свободой, они сами не отдавали себе в этом отчёта, справедливо воспринимая своё положение как абсолютно нормальное, естественное. Потеряв её, они получили представление о ней. Таким образом, понятие “свобода” может существовать лишь в оппозиции с “рабством”, иначе оно теряет всякий смысл.

В этой главе обобщается образ “страдающего мужика”, который предстает не просто как богатырь (этот мотив представлен и в лирике Некрасова), но как богатырь святорусский. Этим “свято-” Некрасов как бы подчёркивает, на кого он ориентируется, создавая своих героев-мирян. Савелий замечает в разговоре с Матрёной Тимофеевной:

А потому терпели мы, Что мы — богатыри. В том богатырство русское.

Вот как изображён Святогор в рассказе Леонтия Богданова о встрече двух богатырей. Остановился неизвестный прохожий по просьбе Святогора, снял суму и положил её на землю. “Говорит Святогор-богатырь: “Что у тебя в сумочке?” - “А вот подыми с земли, так увидишь”. Сошёл Святогор с добра коня, захватил сумочку рукою, не мог и пошевелить; стал здымать обема рукамы, только дух под сумочку мог подпустить, а сам до колена в землю угряз”. Неизвестный прохожий был Микулой Селяниновичем. Он легко и быстро нёс в суме перемётной непосильную для Святогора тягу земную. Смысл этой былины-загадки очень точно раскрыт Г.Успенским в его очерке “Власть земли”: ““Тяга” в этой самой… земле… оказывается столь огромной, что с ней не в силах совладать богатырь, которому ничего не стоит разнести в пух и прах, от нечего делать, целую “державу”. Этот богатырь… едва-едва мог только на волос поднять мужицкую сумочку - ту ношу, которую народ носит за плечами, и так легко, что богатырю не догнать его на добром коне”.

Странно, что богатырство современного мужика в сознании Савелия Корчагина связывается с образом былинного богатыря Святогора, а не Микулы Селяниновича. Народ, подняв тягу страшную, “в землю сам ушёл по грудь”; “по лицу его не слёзы - кровь течёт!” (в фольклорном источнике сказано: “По колена Святогор в землю угряз, // А по белу лицу не слёзы, а кровь течёт”. Видимо, сравнение русского мужика с былинным богатырем Святогором выявляет его (мужика) противоречивость: с одной стороны, силы необъятные, с другой - недостаток их, даже в определённом смысле бессилие.

В этом совмещении проявляется вся сложность, загадочность и парадоксальность “русского богатыря”. Его нельзя взять силой, но можно хитростью. “Господин Шалашников” с его “воинской силою” оказывается бессильным против Корёжины. Зато “тихонький” “шельмец” Фогель сумел сделать так, что корёжинцы сами же себя закабалили. Савелий говорит Матрёне: “Ну, словом: спохватились мы, // Как уж дорогу сделали, // Что немец нас поймал!” Богатырство русского мужика - “богатырство духа”, а заключается оно в терпении, во внутреннем смирении, готовности принять мир таким, каков он есть. Человек должен чувствовать себя способным преодолеть любое испытание, налагаемое на него жизнью и Богом. Именно поэтому можно быть “клеймёным”, но не “рабом”. Савелий наказан потому, что решился изменить самому себе: пошёл на насилие, то есть выбрал богатырство внешнее. Сам он произносит такую фразу: “Недотерпеть - пропасть, перетерпеть - пропасть!..” Нужно найти золотую середину между “богатырством духа” и “богатырством внешней силы”, а Савелий её не находит.

Эпизод с убийством Фогеля соотносится с последующей по сюжету легендой о Кудеяре, в которой задаётся тот же вопрос: где проходит граница между преступлением и подвигом? Почему “перетерпеть - пропасть” и “недотерпеть - пропасть”? Что вообще это такое - “перетерпеть” и “недотерпеть”? Видимо, “недотерпеть” здесь значит допустить, чтобы личная обида стала поводом для мщения; лишиться позиции внутреннего духовного смирения (то есть подвижничества); поставить свою волю выше воли Бога (нарушив его заповеди “Не убий” и “Прощай врагов своих”). “Перетерпеть” - значит проигнорировать уже не свою собственную обиду, а обиду Бога, нарушение Его заповедей; не встать на защиту своей веры.

дин из наиболее значительных образов в поэме - русская крестьянка Матрёна Тимофеевна. Ещё с детства она привыкла к работе: “…Сама я в стадо бегала, // Отцу носила завтракать, // Утяточек пасла. // Потом грибы да ягоды, // Потом: “Бери-ка грабельки // Да сено вороши!” // Так к делу приобыкла я…” К труду героиня относится с какой-то особой нежностью (используются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: “утяточек”, “грабельки”), воспринимает его как норму жизни.

После замужества она оказывается в чужой семье. В своей исповеди она говорит странникам: “Семья была большущая, // Сварливая... попала я // С девичьей холи в ад!” Сначала вся работа по дому кажется ей каторгой (“…На старшую золовушку, // На Марфу богомольную, // Работай, как раба…”). Но после рождения сына её жизнь как бы вновь приобретает смысл, всё возвращается на круги своя. Матрёна Тимофеевна рассказывает странникам:

Весь гнев с души красавец мой Согнал улыбкой ангельской… Не стала я тревожиться, Что ни велят - работаю, Как ни бранят - молчу.

Теперь вся работа по дому не в тягость ей, потому что она старается не для себя, а для близких ей людей. Она открывает для себя новый принцип жизни - “жизни ради других”. Поэтому её труд облагораживается, наделяется особым смыслом: физическая работа из наказания превращается в праведное дело.

Сюжет об её сыне очень показателен и в другом плане. Такие мотивы, как рождение младенца, способного “творить чудо” (Савелий рассказывает Матрёне: “Окаменел я, внученька, // Лютее зверя был. // Сто лет зима бессменная // Стояла. Растопил её // Твой Дёма-богатырь! // Однажды я качал его, // Вдруг улыбнулся Дёмушка... // И я ему в ответ! // Со мною чудо сталося: // Третьеводни прицелился // Я в белку: на суку // Качалась белка... лапочкой, // Как кошка, умывалася... // Не выпалил: живи!..”), смерть невинного Дёмушки и особенно издевательство над его телом (“Из тонкой из пелёночки // Повыкатали Дёмушку // И стали тело белое // Терзать и пластовать...”) позволяют соотнести образ русской крестьянки с Богородицей.

Смерть Дёмушки не стала последним горем Матрёны: она лишилась родителей; её сына Федотушку чуть не высекли за то, что он отдал голодной волчице уже мёртвую овцу (мать наказали вместо сына); супруга её отдали в рекруты, и она, будучи беременной, отправилась морозной ночью из дома, чтобы просить губернатора о муже. Кроме того, Матрёна Тимофеевна рассказывает о том, что дважды они погорели, трижды Бог посетил их “сибирской язвою”, что приходилось самой пахать, так как не было лошадей. Вся её жизнь представляется нескончаемым потоком мучений, страданий, причём не столько за себя, сколько за других людей. Это образ русской женщины-матери, приобретающий черты святой великомученицы. Заканчивается “Крестьянка” “Бабьей притчей” - жанром, характерным для религиозной литературы. Тема женского горя в рассказе Матрёны приобретает фатальный, неразрешимый характер.

Такова вообще судьба русской крестьянки (этот образ формируется в творчестве Некрасова ещё до “Кому на Руси жить хорошо” - в поэмах “Мороз, Красный нос”, “Коробейники”, “Орина, мать солдатская”, стихотворениях “Мать”, “В полном разгаре страда деревенская…” и других). Но несмотря на это, в образе Матрёны Тимофеевны очень много поэтичного. Она, как и Дарья из поэмы “Мороз, Красный нос”, близка к идеальному типу “величавой славянки”. Необыкновенна её творческая одарённость: она не только хранит в памяти многие фольклорные произведения, но и обновляет их.

Образ Матрёны Тимофеевны, кажется, выпадает из круга “народных заступников”. Но если приглядеться к нему, то можно увидеть те же черты, что были у Ермила Гирина и у Савелия: любовь к людям и готовность её доказать. Необходимо отметить и новые черты, которые вносит в общий образ “народного заступника” русская крестьянка. Во-первых, несчастье её предначертано самой судьбой (о чём мы узнаём из “Бабьей притчи”). Её путь - путь мученицы, призванной своим страданием облегчить муки других людей. Во-вторых, страдание это физическое. Но плотская боль не способна отвести Матрёну от высшей идеи жертвы. Напротив, она счастлива тем, что может отвести горе от близких ей людей, приняв его на себя. Если будет необходимо, она отдаст и свою жизнь. Кроме того, Матрёна Тимофеевна вносит в образ “народного заступника”, до сих пор представленного мужским (сильным, волевым, решительным) началом, начало женское (мягкое, ласковое, кроткое), материнское, готовое принять детей (людей) под своё крыло, защитить их.

ледующий “народный заступник” - Влас Ильич, появляющийся в главе “Последыш”, - воплощает идею невозможности пойти против совести. Помещик Утятин привык распоряжаться своими людьми как ему вздумается. Когда отменили крепостное право, он не поверил этому; однажды, после бурного спора с губернатором, его хватил удар и левую часть парализовало. Приехали наследники; старик в гневе сказал им, что они “трусы подлые”, предавшие “свои дворянские, веками освящённые” права, что они не его дети, а подкидыши. Молодые испугались, что отец лишит их наследства. Тогда они сказали князю, что “мужиков помещикам // Велели воротить!”, и обратились к крестьянам с просьбою до смерти Утятина “помалчивать” и “кланяться” перед хозяином, а за это обещали отдать им “луга поёмные по Волге”. Эти луга, водка “да с три короба посулов” сделали своё дело - “мiр решил помалчивать”.

Влас Ильич, бывший бурмистром, отказался. Он не против, чтобы мир “покуражился”, но сам быть “шутом гороховым” не хочет. Влас поступил по чести, ведь это преступление перед собой и перед Богом - добровольно, хотя и в шутку, отказаться от полученной свободы. Мужики, согласившиеся на этот позорный обман, сами себя закабалили (этот эпизод перекликается с рассказом Савелия о корёжинцах). Причём, в отличие от последних (которые стали рабами лишь формально), утятинские вахлаки превратились в рабов духовных. Они роняют своё достоинство, предают свою божественную сущность за материальные блага, за что в итоге и наказаны.

Влас не изменил себе, остался в стороне. Он живёт по совести, но дальше этого его стремления не идут. То, что он не убедил крестьян в низости их намерений, не вмешался в “мiрскую” судьбу, - его ошибка и вина.

Все вышеназванные персонажи - Ермил Гирин, Савелий, Матрёна Тимофеевна, Влас Ильич - объединяются в единый образ “народного заступника”. Этот герой живёт в миру и является частью крестьянского мира, но он как бы возвышается над толпой, стремится воздействовать на людей, являясь для них нравственным ориентиром. Он предельно открыт миру, способен на неизбирательную любовь ко всем. Его характерной чертой можно назвать готовность жить и трудиться во имя других людей. Всё это черты героя-подвижника. Тем не менее ни одного из этих “народных заступников” нельзя признать олицетворением нравственного идеала. Гирин, Савелий, Влас Ильич - у каждого из них есть свой грех. Кроме того, все эти персонажи (включая Матрёну Тимофеевну) обладают ещё одной общей чертой: они следуют высоким жизненным принципам, нравственному закону, но делают это, если можно так выразиться, неосознанно. Сами они не осмысливают свою жизнь как служение другим людям, они просто живут так, как принято жить в “мiру”, по его законам. Круг их забот так или иначе ограничивается близкими, знакомыми, соседями.

риша Добросклонов - принципиально иной герой в этом ряду. Немаловажно, что он ещё очень молод. Это, во-первых, мотивирует его чистоту и безгрешность, а во-вторых, ассоциируется с обновлением жизни вообще. Гриша Добросклонов - новый человек в русской истории, он - как первое доброе семя, которое должно взойти и дать урожай. Именно с ним (и такими, как он) связывает Некрасов надежды на обновление России и её будущее.

Его образ окружён в поэме особой любовью и участием. Его судьба предначертана заранее - мученичество во имя всеобщего Спасения (это сближает его с христианскими святыми, подвижниками, а в широком смысле - и с самим Иисусом Христом):

Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.

Не случайно в размышлениях о миссии Гриши Добросклонова появляются особые мифологические образы: “демона ярости” (который царил на Руси) и “ангела милосердия” (который явился, чтобы свергнуть зло). С приходом Гриши

Над Русью оживающей Иная песня слышится: То ангел милосердия, Незримо пролетающий Над нею, - души сильные Зовёт на честный путь.

Необычно здесь используется автором мотив песни. С его помощью происходит своеобразное распространение, мифологизация идеи Счастья. Песня заключает в себе идеалы, чаянья, надежды русского народа. То есть если появляется добрая песня, значит, это “доброта”, свет разливаются по всей России. Песня делает бесплотные образы зримыми, реальными; можно сказать, что она воплощает идею в материю - звуки. Не случайно Гриша Добросклонов приходит, чтобы допеть недопетые песни его матери и создать для народа новые. Кроме этого, нельзя забывать об особой функции слова в фольклорной песне - магической, заклинательной. Песня есть не только отражение мира, но и своеобразное его моделирование. Через неё человек наделяется огромной силой и может влиять на происходящее.

Одно из главных качеств Гриши - стремление научить всех “мужиков” жить по совести, быть людьми, а не “холопами”, обрести счастье (у предыдущих “народных заступников” не было такой глобальной задачи). Он мечтает, чтобы “каждому крестьянину // Жилось вольготно-весело // На всей святой Руси!”

Важнейшим является здесь осознание своего пути. В Грише развито не только сердце, но и ум, не только эмоциональное, но и рациональное начало. В этом образе соединяются и обобщаются все лучшие качества - доброта, ум, чувство собственного достоинства, человеколюбие, готовность страдать ради счастья других. В то же время он является натурой цельной, гармоничной, не знающей противоречий. Именно такой человек нужен России, только он сможет повести за собой людей, чтобы те обрели на земле рай.

сновной формальной связью между частями поэмы является участие в действии семи странников. Но в последней главе “Пира...” (“Доброе время - добрые песни”) героем становится Гриша Добросклонов. Его песен странники не слышат. Возможно, линия Гриши должна была далее соединиться с линией странников (Некрасов не успел этого сделать), возможно, автор намеренно не делает этого, потому что земная, прижизненная слава снижает величие жертвы, вероятно, даже лишает её этого величия вообще. Неизвестный, не требующий вознаграждения подвиг - вот истинный идеал. В литературоведении, правда, высказывается такая точка зрения, что странники в принципе не могли знать, “что творится с Гришею” (то есть что “народный заступник” далёк от самого народа). Но она вряд ли отвечает действительности, особенно если вспомнить, каким вниманием и уважением народа окружён герой в поэме.

Тест по творчеству Некрасова (10 класс) 1 ВАРИАНТ 1) Некрасова звали а) Иван Алексеевич б) Алексей Николаевич в) Сергей Алексеевич г) Николай Алексеевич

2) Некрасов а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»б) участвовал в обороне Севастополя в) был редактором журнала «Современник» г) был влюблен в П. Виардо

3) Некрасов учился а) в Царскосельском Лицее б) в Нежинской гимназиив) в Московском университете г) в Петербургском университете

4) Произведение «Кому на Руси жить хорошо» а) роман-эпопея б) рассказ-эпопея в) поэма-эпопея г) повесть-эпопея

5) Какое произведение не принадлежит Некрасову: а) «Железная дорога» б) «Невский проспект» в) «Памяти Добролюбова г) «Русские женщины»

6) Какую деревню не упомянули в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? а) Заплатово б) Дырявино в) Неурожайка г) Безруково

7) Кого искали мужики в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? а) счастливого б) богатого

в) ученого г) скатерть-самобранку

8) Кто из животного мира помог мужикам в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо», подарил им скатерть-самобранку? а) лисица б) волк в) пеночка г) синичка

9) Кто в поэме счастьем считал «покой, богатство, честь»? а) помещик Оболт-Оболдуев б) поп в) Григорий Добросклонов г) князь Утятин

10) Действие «Кому на Руси жить хорошо» происходит а) в Москве б) в Калинове в) «в каком селе – угадывай» г) в Петербурге

11)Черты какого жанра использует Некрасов в «Прологе» «Кому на Руси жить…»? а) былины б) песни в) бывальщины г) сказа

12) Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо» в прошлом был каторжником? а) Савелий б) Ермила Гирин в) Яким Нагой г) Гриша Добросклонов

13) Какова доля русской женщины, представленная в поэме «Кому на Руси…» а) женская доля так же тяжела, как мужская б) женская доля тяжелее мужской в) женская доля легче мужской г) женщина вообще никакой доли не имеет

14) Кого Некрасов называет счастливым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? а) купчину толстопузого б) Григория Добросклонова в) попа г) мужиков

15) Кто из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» прямо не участвует в действии? а) Савелий б) Яким Нагой в) Ермил Гирин г) Одинцова

16) Кто рассказал о себе:"Семья была большущая,Сварливая... попала я С девичьей холи в ад!В работу муж отправился,Молчать, терпеть советовал…»? а) Матрена Тимофеевна б) Ненила Власьевна в) княжна Переметьева г) старуха старая, рябая, одноглазая

17) О каком персонаже идет речь? Осанистая женщина,Широкая и плотная,Лет тридцати осьми.Красива; волос с проседью,Глаза большие, строгие, а) проворная Орефьевна, бурмистрова кума б) Ненила Власьевна в) княжна Переметьева г) Матрена Тимофеевна

18) Как называется литературное направление, возникшее в русской литературе в 30-40 годы XIX века, стремящееся объективно изобразить окружающую действительность?

Тест по творчеству Некрасова (10 класс) 2 ВАРИАНТ 1) Годы жизни Н Некрасова: а) 1814 - 1841 б) 1809 - 1852 в) 1821 - 1877 г) 1799 - 1837

2) В жизни Некрасова а) была ссылка на Кавказ в действующую армию б) были испытания в Петербургском университете (вопреки воле отца), которые он не выдержал в) было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина г) было произведение, сожженное из-за жестокой критики

3) Некрасов учился в а) Петербургском университете б) Царскосельском лицее в) Нежинской гимназии г) Симбирском университете

4) Поэма «Кому на Руси жить хорошо» создавалась а) два года б) пять лет в) десять лет г) двадцать лет

5) Какое произведение не принадлежит Некрасову: а) «Дворянское гнездо» б) «Памяти Добролюбова» в) «Железная дорога» г) «Русские женщины»

6) Произведение «Кому на Руси жить хорошо» а) рассказ-эпопея б) поэма-эпопея в) роман-эпопея г) повесть-эпопея

7) Сколько мужиков встретились на «столбовой дороженьке» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? а) пять б) шесть в) семь г) десять

8) В какой главе «Кому на Руси жить хорошо» это происходит: «Роман тузит Пахомушку,/Демьян тузит Луку. /А два братана Губины /Утюжат Прова дюжего» а) «Пролог» б) «Поп» в) «Счастливые» г) «Помещик»

9) Кого первого встретили мужики из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? а) купчину толстопузого б) помещика в) крестьянку, Матрену Тимофеевну г) попа

10) Кто сказал: «Напутствуешь усопшего/ И поддержать в оставшихся/ По мере сил стараешься/ Дух бодр! А тут к тебе/Старуха, мать покойника,/
Глядь, тянется с костлявою, / Мозолистой рукой…»? а) поп б) купец Алтынников в) Оболт-Оболдуев г) князь Утятин

11) В какой главе «Кому на Руси жить хорошо» происходило? А день сегодня праздничный,/Куда пропал народ?/Идут селом - на улице/Одни ребята малые,/В домах - старухи старые… а) «Пролог» б) «Поп» в) «Сельская ярмонка» г) «Счастливые»

12) Какую роль в поэме «Кому на Руси жить хорошо» играет образ Якима Нагого? а) показывает трудолюбие русского крестьянства б) показывает роль красоты в жизни русского крестьянства в) показывает роль юродивого в жизни русского крестьянства г) показывает протест русского крестьянства

13) Какие черты помещичьего класса не отразились в образе Оболта-Оболдуева? а) глупость б) любовь к родине в) мудрость г) вседозволенность

14)) Кому адресованы строки: «Ему судьба готовила/ Путь славный, имя громкое/ Народного заступника/ Чахотку и Сибирь» а) Григорию Добросклонову б) Ермилу Гирину в) Якиму Нагому г) деду Савелию

15) Кто из героев поэмы говорит о себе: «"Клейменый, да не раб!"? а) Яким Нагой б) Григорий Добросклонов в) Ермил Гирин г) Савелий

16) Чья портретная характеристика? И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, а) Яким Нагой б) Григорий Добросклонов в) Ермил Гирин г) Савелий

17) Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной Н. Некрасовым картины мира?


18) Кто счастлив в поэме? Какой герой является народным заступником?

ОТВЕТЫ:

1 вариант
1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-б, 6-г, 7-а, 8-в, 9-б, 10-в, 11-г, 12-а, 13-б, 14-а, 15-б, 16-г, 17-а, 18-г, 19-"Памяти Добролюбова", 20-реализм
2 вариант
1-в, 2-б, 3-а, 4-г, 5-а, 6-б, 7-в, 8-а, 9-г, 10-а, 11-в, 12-б, 13-в, 14-а, 15-г, 16-а, 17-а, 18-г, 19-"Элегия", 20-реализм


Цель урока:

Оборудование:

  • портреты: А.В. Кольцова, П.А. Вяземского, А.С. Пушкина, В.Г. Белинского, Н.В. Станкевича;
  • выставка книг А.В.Кольцова;
  • газеты, посвящённые биографии и творчеству А.В.Кольцова;
  • презентация с видеофрагментами (Приложение );
  • мультимедийное оборудование для демонстрации презентации к уроку.

Словарная работа: прасол – в 19 в. – торговец, скупавший оптом в деревнях рыбу или мясо для розничной торговли и производивший их засол, в 60-е годы 19 в. – скупщик скота.

Пишу не для минутной славы:
Для развлеченья, для забавы,
Для милых, преданных друзей,
Для памяти минувших дней.

А.В.Кольцов.

План урока:

I. Заочная экскурсия «Кольцовские места г. Воронежа».

II. Выдающиеся деятели 19 в., оказавшие влияние на развитие творческих способностей Кольцова.

III. Автобиографические моменты лирики Кольцова:

1. «...Расскажу по-дружески повесть о самом себе...»

2. «...Отец мой всех был богатей,
Всяк знался с нашей хатой,

Был хлеб,был скот рогатый...»

3. «...сердце в первый раз
И полюбило не на час...»

4. «...Напрасно, девы милые,
Цветёте красотой,
Напрасно добрых юношей
Пленяете собой, –
Когда обычьи строгие
Любить вас не велят...»

5. Кольцов – песенник.

6. Народно-поэтическая основа лирики А.В.Кольцова.

7. «Ах, ты степь моя,
Степь широкая...»

8. «Певец страданья и полей –
Чьи песни, как река,
В сердца вливаются людей
Любовно, на века».
Григорий Иванович Люшнин.

IV. Итоги урока. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Заочная экскурсия «Кольцовские места г. Воронежа»

Слово учителя: Тема нашего урока – «Жизнь А.В.Кольцова в стихах, песнях и памяти народной». Сегодня мы познакомимся с личностью и поэтическим наследием Алексея Кольцова; поговорим о темах лирики поэта и автобиографическом характере его творчества; ответим на вопрос: современен ли Кольцов сегодня и что привлекает читателя 21 века в стихах Алексея Васильевича?
2009 год – год А.В.Кольцова в Воронежской области. 15 октября 2009 исполняется 200 лет со дня рождения поэта. Поэтому именно памяти Кольцова мы посвящаем наш урок (слайд 3) .
Улицы, скверы, здания Воронежа хранят память о великом земляке. Сегодня мы отправимся на литературную экскурсию по местам нашего города, неразрывно связанным с именем поэта.

Ученица: Я приглашаю вас на экскурсию по Кольцовским местам нашего города (слайды 4-21) .

  1. Дом, где родился А.В.Кольцов. К сожалению, само здание не сохранилось. Об этом напоминает только мемориальная доска.
  2. Живописная Ильинская церковь, где крестили будущего поэта.
  3. Здание Воронежского уездного училища, где учился Кольцов. Оно было разрушено во время Великой Отечественной войны.
  4. Дом Тулинова, где Кольцов встречался с В.А. Жуковским, который специально для этого приехал в Воронеж. Местные обыватели с удивлением наблюдали, как воронежский мещанин гуляет по городу с самим воспитателем наследника престола.
  5. В 1868 г. был открыт памятник Алексею Кольцову в сквере, названном Кольцовским. Бюст был изготовлен из белого каррарского мрамора петербургским скульптором Антонио Трискони. Памятник был создан на пожертвования горожан. Сначала памятник находился в центре сквера, а при реконструкции сквера в 30-е г.г. памятник передвинули на несколько метров от границы сквера и развернули на 180 градусов.
    В 1942 г. фашисты, оккупировавшие Воронеж, устроили в сквере кладбище для немецких солдат и офицеров. Так Кольцовский сквер выглядит сегодня.
  6. Драматический театр им. А.В. Кольцова – один из старейших в России. Сейчас он находится на реставрации. Здесь выступали Щепкин, Мочалов, Комиссаржевская, Остужев, звучал голос Маяковского.
  7. В 1996г. здание старого театра пришло в аварийное состояние, а труппа театра справила новоселье. Современное здание театра им. Кольцова знакомо всем жителям города.
  8. В 1976г. в Воронеже появился ещё один памятник Кольцову. Это 10-метровая фигура, высеченная из серого гранита. Установлен памятник на Советской площади. Автор – народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР П.И. Бондаренко.
  9. Центральная улица города носит имя Кольцова. Кольцовская – старинная и современная – хранит память о поэте.
  10. Воронежская кондитерская фабрика тоже связана с именем Кольцова. Здесь нас встречает запах конфет с символичным названием «Песни Кольцова».
  11. Рядом со зданием цирка находится литературный некрополь, где покоится прах А.Кольцова. Здесь ежегодно проводятся Кольцовско-никитинские чтения.
  12. На улице Володарского, д.41 уютно расположилась гимназия им. Кольцова.
  13. В городе работает библиотека, носящая имя Кольцова. Сотрудники библиотеки познакомят вас с книгами о жизни и творчестве поэта.
  14. В Воронеже существует музыкальная гостиная «Кольцовский уголок», где студенты и выпускники музыкального училища им. Ростроповичей исполняют свои произведения

На этом наша экскурсия закончена. Спасибо за внимание!

II. Выдающиеся деятели 19 в., оказавшие влияние на развитие творческих способностей Кольцова.

Слово учителя: Судьбу любого человека определяют люди, его окружающие. В полной мере это верно и для людей творческих. Неизвестно, как сложилась бы судьба Кольцова, если бы на его жизненном пути не было В.Г.Белинского, Н.В.Станкевича, В.А.Жуковского, П.А.Вяземского, А.С.Пушкина (слайд 22) .

Сообщение учащегося: В.Г. Белинский – лучший судья произведений Кольцова, поэт с благодарностью принимал советы критика. Белинский много писал о творчестве Кольцова, их связывала большая сердечная дружба. Получив известие о смерти любимого им поэта, Белинский писал: «...пал друг и брат». Белинский пишет о стихах Кольцова как о примечательном явлении в нашей литературе. Кольцов жил в квартире Белинского в октябре-ноябре 1840 года. Обращение Белинского «мой милый Алексей Васильевич» свидетельствует о нежной дружбе.
А.С.Пушкин писал: «Кольцов обратил на себя общее и благосклонное внимание...» Пушкин в Кольцове видел действительно одарённого художника слова. Называл его человеком, хотя и «бедным образованием, но с большим талантом, с широким кругозором». Получив разрешение на издание «Современника», Пушкин сразу же привлёк к участию в нём Кольцова. В 1835 г. в «Современнике» было опубликовано стихотворение Кольцова «Урожай».
Н.В. Станкевич – литератор, сын богатого воронежского помещика, получил университетское образование, возглавлял московский литературно-философский кружок в 30-е гг. 19в. Высоко оценил творчество начинающего поэта, познакомил его с московскими литераторами. За свой счёт издавал стихотворения Кольцова. В 1835 г. напечатал 18 пьес Кольцова. Это принесло большую известность Кольцову в мире литературы.
П.А.Вяземский – князь, снабжал Кольцова рекомендательными письмами к важным особам, доступ к которым иначе был бы для Кольцова невозможен.
В.А.Жуковский – очень высоко оценил стихи поэта. В 1837 г. специально приехал в Воронеж, чтобы встретится с Кольцовым и выразить своё восхищение ему лично. Их связывали самые нежные отношения.

III. Автобиографические моменты лирики Кольцова:

Слово учителя: Лирика Кольцова – это проникновенный и очень искренний рассказ о себе самом: о юности, о взаимоотношениях с родителями, о первой любви, размышления о своём месте в мире... Это те жизненные впечатления, которые он получил дома, на службе, это встречи и разлуки, радости и горести, пережитые им. История его жизни в его стихах (слайд 23) .

«...Расскажу по-дружески
Повесть о себе самом...»

Чтец:

Скучно и нерадостно
Я провёл век юности:
В суетных занятиях
Не видал я красных дней.
Жил в степях с коровами,
Грусть в лугах разгуливал,
По полям с лошадкою
Один горе мыкивал.
От дождя в шалашике
Находил убежище,
Дикарём, степникою
Я в Воронеж езживал
За харчами, деньгами
Чаще – за отцовскими
Мудрыми советами.

Учитель: А.Кольцов родился в Воронеже 3(15) октября 1809 года. С юности видел мелочную торговлю, слышал грубые и непристойные речи. К счастью, к благородной натуре Кольцова не пристала грязь, среди которой он родился. Он жил в своём особенном мире – ясное небо, леса, поля, степь, цветы. Это противопоставлялось удушливой атмосфере его домашней жизни.
В литературоведении Кольцов характеризуется как крестьянский поэт, поэт-самоучка, поэт-прасол. Запись в тетрадь значения слова «прасол».
Сложные отношения были у поэта с отцом.

«...Отец мой всех был богатей,
Всяк знался с нашей хатой,
Обширен был наш круг полей, –
Был хлеб, был скот рогатый...»

Сообщение учащегося: Отец поэта – воронежский мещанин, человек не богатый, но зажиточный скотовод (слайд 24). Отец считал учёбу сына бесполезной тратой времени и денег. Т. к. Кольцов умел читать и писать, его отец решил, что больше ему ничего не нужно знать и что образование его окончено, и забрал его из Воронежского уездного училища.
С отцом Кольцова связывали сложные отношения. Кольцов писал: «Он простой купец, спекулянт, вышел из ничего, век рожь молотил, грудь его черства, интересуют его только дела своей торговли. Постоянно ворчит, сердится, скупится, даёт 1000 рублей содержания в год».
Уже больного Кольцова отец поселил в мезонине, который зимой не топился. Кольцову приходилось по ночам добывать дрова, как вору. Узнав об этом, отец обещал выгнать его из дому. Не давал чая, сахара, свечей. Мать украдкой от отца доставляла ему обед и ужин

Слово учителя: В 17 лет (1828 г.) произошло событие, имевшее могущественное влияние на всю жизнь поэта. В семейство Кольцовых вошла молодая девушка Дуняша в качестве служанки. Несмотря на низкое происхождение, она была щедро одарена от природы красотой, умом, добрым сердцем. Кольцов влюбился, он испытывал к ней глубокое и сильное чувство, она была для него идеалом женщины. Они строили планы на будущее.

«...Сердце в первый раз
Так пламенно, так нежно полюбило –
И полюбило не на час...»

Демонстрируется отрывок из фильма «На заре туманной юности» (слайд 25)

Учитель: Отцу Кольцова не понравилась эта связь, и он продаёт Дуняшу донскому помещику. Скоро она зачахла и умерла в тоске разлуки и от жестокого обращения. Алексея поразило это несчастье, он заболел сильной горячкой, пытался разыскать любимую, но безрезультатно. Дуняша умерла, но она навсегда поселилась в его творчестве. Кольцов посвятил ей большое число красивых стихотворений: «Ничто, ничто на свете...», «К милой», «Не шуми ты, рожь...». Сегодня мы услышим ещё одно стихотворение «Утратив то, что было мило...» (слайд 26) .

Учитель:

– Какие переживания вложил Кольцов в эти строки?
– Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

Вывод: Здесь горечь потери, утраты; он оплакивает потерю любимой; сердце его полно боли и тоски, он осознаёт невосполнимость утраты, готов отдать свою жизнь ради любимой. Жаль влюблённого юношу. Что ждёт его впереди? Безрадостное существование и горькие слёзы.

Слово учителя: Много проникновенных поэтических строк посвятил Кольцов русским девушкам и женщинам. Его стихи рисуют безрадостные картины жизни поселянок с нелюбимым мужем, в чужой семье, где нет теплоты и понимания. Судьбы русских женщин иллюстрируют расхожее народное выражение: «Стерпится-слюбится!» (слайд 27)

Чтец:

Без ума, без разума
Меня замуж выдали,
Золотой век девичий
Силой укоротали.
Для того ли молодость
Соблюдали, нежили,
За стеклом, от солнышка,
Красоту лелеяли,
Чтоб я век свой замужем
Горевала, плакала,
Без любви, без радости
Сокрушалась, мучилась?....

Учитель: Какой рисуется судьба лирической героини поэтом?

Вывод: Перед нами правдивое, неприукрашенное повествование. Кольцов пишет то, о чем знает и чему свидетелем был сам: неравный брак, нелюбовь мужа и его родни, пустое и безрадостное житьё замужней женщины.

Слово учителя: Кольцов не одинок в изображении женской доли. Похожие мотивы звучат в пьесах Островского, в поэмах Некрасова. Некрасов как бы вторит Кольцову: «Не дело между бабами счастливую искать!» Такова судьба Марфы Тимофеевны из поэмы «Кому на Руси жить хорошо.»
Предварительный вопрос к классу: Сопоставьте два стихотворения: «Без ума, без разума...» Кольцова и монолог Марфы Тимофеевны:

(Стихотворение читает учитель)

Семья была большущая,
Сварливая... попала я
С девичьей холи в ад!
В работу муж отправился,
Молчать, терпеть советовал:
Не плюй на раскалённое
Железо – зашипит!
Осталась я с золовками,
Со свёкром, со свекровушкой,
Любить-голубить некому,
А есть кому журить!

Учитель: Что общего между стихами Некрасова и Кольцова?

Вывод: Стихи близки мотивами горечи, неудовлетворённости своей судьбой, общностью судеб героинь.

Слово учителя: Кольцов – поэт-песенник. Песни Кольцова стали проникать в народ ещё при жизни поэта, «их пели крестьяне в захолустных сёлах и деревнях», – сообщает «Воронежский телеграф» в 187 2г. На слова поэта создано более 700 романсов и песен, написанных 300 композиторами (Алябьевым, Римским-Корсаковым, Мусоргским, Варламовым, Балакиревым, Пожарским и др.)
Мы представляем вашему вниманию песню «Дума Сокола» – слова Кольцова, музыка Пожарского.
Исполняется песня учениками в костюмах. На экране демонстрируются отрывки из фильма «На заре туманной юности» (слайд 28) .

Долго ль буду я
Сиднем дома жить,
Мою молодость
Ни за что губить?
Долго ль буду я
Под окном сидеть,
По дороге вдаль
День и ночь глядеть?
Иль у сокола
Крылья связаны,
Иль пути ему
Все заказаны?...

Учитель:

– Что символизирует сокол в народной поэзии? (Это образ – символ свободы, воли)
– Как вы понимаете слова: «Иль у сокола крылья связаны?» (Нет свободы выбора, люди, обстоятельства грузом ложатся на плечи человека, он сам уже ничего не решает и от этого страдает)
– Почему судьбу называет мачехой? (Она к нему жестока, как мачеха к нелюбимому дитя)
– О чём мечтает, к чему стремится лирический герой стихотворения? (Жить полноценной жизнью, дышать полной грудью, сбросить с себя груз несвободы, «лететь» туда, куда стремится душа, держать ответ только перед Богом)
– Какие художественно-изобразительные средства использует автор? (Кольцов использует постоянные эпитеты, сравнения, риторические вопросы. Мы можем говорить о народно-поэтической основе его творчества, поэтому многие стихотворения Кольцова стали народными песнями.)

Учитель: Народно-поэтический образ – это образ степи, постоянно появляется в стихах поэта. Как вы думаете, с чем это связано? (Отец поэта – торговец скотом, Кольцову часто приходилось перегонять стада с места на место. Кроме того, что это тяжёлый, утомительный труд, это прекрасная возможность быть на природе, любоваться её красотой.)
Гимном степи является стихотворение Кольцова «Степь» (слайд 29).
И, конечно, знаменитый «Косарь» (слайд 30) .

Учитель: Какой представляется степь в произведениях Кольцова?

Вывод: Степь Кольцов любил страстно и восторженно. Она для него – отрада, ласковый друг, к которому можно обратиться за утешением «в минуту жизни трудную», и предмет восхищения. Во всех стихах Кольцова есть что-то степное, широкое, раздольное. Читая их, понимаешь, что степь воспитала и взлелеяла его. Ученица подготовила иллюстрации к стихам Кольцова.

Учитель: Что ты хотела выразить в своих картинах?

Итоговые вопросы к классу:

– Какое настроение вызывают у вас стихи Кольцова?
– С интересом ли вы читали и слушали стихотворения Кольцова сегодня? Что вас в них привлекает?
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что показалось особенно интересным?

Вывод по уроку: Поэтическое наследие Кольцова невелико, но, бесспорно, ценно. Его стихи дают заряд правды и красоты, без которого трудно представить себе русскую литературу. Мы благодарны поэту за его песни, полные любви к женщине, человеку труда, природе, Родине.
Кольцовские песни – с их грустью и тоской, жаждой счастья, надеждой на лучшее – трогают умы и сердца и сегодня. Они волнуют нас, таких разных. Почему? Наверное, потому что это песни о земле, которая нас кормит, о душе русского народа.

IV. Итоги урока. Домашнее задание

Слово учителя: Закончить урок я хотела бы словами Григория Ивановича Люшнина, которые отражают то, что я чувствую, и очень хотела, чтобы почувствовали и вы:

Певец страданья и полей,
Чьи песни, как река,
В сердца вливаются людей
Любовно, на века.