Получение чувственного наслаждения. Как возникает пристрастие к чувственным удовольствиям? Что такое чувственный массаж

Большинство людей используют тело как машину для получения удовольствий. Зачем ещё поддерживать жизнь в этом теле, если не ради плотских наслаждений? Например, зачем большинству из нас нужен язык? Чтобы наслаждаться вкусом пищи. Половые органы - для приятных сексуальных ощущений, высшее из которых - оргазм. С помощью глаз, ушей, носа мы тоже хотим видеть, слышать, обонять приятное. Богаты мы или бедны, образованны или неграмотны, цивилизованны или нет - как правило, мы стараемся удовлетворять требования чувств. И причина этому - ошибочное отождествление себя с телом.

Если вы считаете, что вы тело, вы будете пытаться достичь удовлетворения, угождая телу. Вы будете думать: «Я - тело, и хочу быть счастливым, удовлетворённым». Поэтому вы постараетесь удовлетворить желудок, язык, гениталии, уши, глаза, нос и т.д., думая, что это принесёт вам то внутреннее удовлетворение и счастье, которого вы жаждете.

Но телесные удовольствия не приносят удовлетворения. Это ещё одно свидетельство того, что вы не тело. Сколько ни угождай чувствам, всё равно никогда не испытаешь внутреннего удовлетворения.

Это вовсе не значит, что чувственные удовольствия - это плохо, и вместо них нужно стремиться к телесным страданиям. Механическая замена «плюса» на «минус» не приведёт ни к чему хорошему. Мы просто хотим обратить внимание на тот факт, что телесные удовольствия не делают нас счастливыми, и поэтому глупо считать их целью жизни.

Часто люди так усердно стараются найти счастье в объектах чувств, что могут даже пытаться наслаждаться с помощью нескольких или всех органов чувств сразу. Например, кто-то может смотреть телевизор и одновременно с этим слушать радиоприёмник, жевать картофельные чипсы, потягивать пиво и курить сигарету, а во время рекламных пауз ещё и листать журнал. Мы стараемся наполнить себя всевозможными ощущениями, но по-прежнему не удовлетворены; нам всё равно чего-то не хватает.

Вы можете съесть столько, что у вас заболит желудок, но вам всё равно хочется ещё. Хотя желудок набит так, что это причиняет физическую боль, вы (ваше «я») - не наполнены, вы по-прежнему хотите поглощать. Тот факт, что тело может быть наполнено, удовлетворено, а вы при этом - ощущать пустоту, свидетельствует о том, что вы - не тело.

У тех, кто богат и известен, достаточно денег, власти и влияния, чтобы отправиться в погоне за счастьем куда угодно и делать почти всё, что им хочется. Обычные люди часто завидуют такой роскоши. Большинство «неимущих» убеждены, что те, у кого «всё есть», счастливы. Поэтому «неимущие» всячески стараются стать «имущими».

Однако сформированный в сознании большинства людей образ «счастливого богача» является всего лишь иллюзией. За деньги можно купить только телесные «радости», а не настоящее счастье и удовлетворение. Это очень убедительно показывает история Фредди Принца, телезвезды, всего за несколько лет поднявшегося из нью-йоркского гетто к ярким огням Голливуда. Принц вырос в Нью-Йорке в бедной пуэрториканской семье, но вскоре после окончания школы стал известным комиком. За несколько лет у него появилась собственная телепередача и киноконтракты на много миллионов долларов. Личные шофёры возили его по Голливуду на роскошных лимузинах; у него было в буквальном смысле всё самое лучшее из того, что можно купить за деньги. Но хотя он мог предоставить своим чувствам все мыслимые удовольствия, внутри себя он чувствовал пустоту. В отчаянии Принц спросил своего менеджера: «Есть ли в жизни ещё что-то кроме этого [богатства, славы и прочего]?» Менеджер ответил: «Это и есть жизнь, Фредди. Ты - звезда!» Вскоре после этого двадцатидвухлетний Принц совершил самоубийство, приложив к виску пистолет двадцать пятого калибра и нажав курок.

История знает множество других примеров богатых и известных людей, которые, несмотря на исключительные возможности для чувственных наслаждений, приходили в такое отчаяние, что совершали самоубийство. Ещё длиннее список тех, кто закончил психбольницей. И действительно, ощущение разочарования, пустоты и бесцельности, которое часто посещает сердца сотен миллионов богатых людей, слишком хорошо известно в развитых странах Запада. Огромное большинство их жителей усердно стараются угодить своим чувствам (и имеют для этого все возможности), но, тем не менее, по-прежнему несчастливы. Об этом свидетельствует высокий и постоянно растущий уровень алкоголизма, наркомании, разводов и самоубийств.

Таким образом, даже удовлетворив все насущные потребности тела и испытав бесчисленное множество чувственных удовольствий, вы по-прежнему не будете удовлетворены. Богатые гедонисты из «Роллинг Стоунз» всё ещё поют: «Я никак не получу удовлетворения».

Если бы тело было самой личностью, чувственные удовольствия приносили бы настоящее удовлетворение. Если бы тело было вами, исполнив желания тела, вы были бы полностью удовлетворены. Если бы личность, наше «я», было материальным, то мы были бы удовлетворены материей (материальным наслаждением). Гедонистический образ жизни привёл бы к полному удовлетворению и счастью, а не к разочарованию, пустоте и потере смысла жизни, которые мы сегодня наблюдаем в материально развитых странах мира.

Собеседник: Я согласен, что чувственные удовольствия и материальное богатство не могут удовлетворить личность. Но я не уверен, что люди в менее развитых странах также смогли бы это понять.

Учитель: Это могут понять все, независимо от того, бедны они или богаты. Бедные тоже на своём личном опыте убеждаются, что телесные удовольствия не приносят им удовлетворения. Вы думаете, бедняки не наслаждаются с помощью своих чувств? Вы не знаете, испытывают ли бедные люди удовольствие от вкуса пищи или сексуальный оргазм? Конечно, испытывают. Само по себе материальное богатство - ещё не наслаждение. Оно лишь предоставляет возможности для более утончённого чувственного удовольствия. Например, за деньги можно купить хорошую квартиру с большой искусно сделанной кроватью и шёлковыми простынями. Богатство увеличивает число доступных вам предметов потребления. За деньги можно купить много разнообразной пищи и всего остального. Но деньги сами по себе - ещё не удовольствие. У «бедных» людей тоже есть половые органы, язык и прочее, и они тоже получают удовольствие от пищи, секса и т.п. Может быть, «бедный» человек испытывает половой оргазм на матрасе, лежащем на полу в глинобитной лачуге, а «богатый» - в роскошной кровати, стоящей в хорошей квартире. Но, по существу, это всё равно одно и то же ощущение. Поэтому как «богатый», так и «бедный» могут задать себе вопрос: «Удовлетворён ли я, испытав оргазм?»

Собеседник: То есть, чтобы понять, что телесные радости не принесут удовлетворения, нет необходимости становиться материально обеспеченным?

Учитель: Верно. До известной степени обеспеченность облегчает понимание, но необходимым условием не является. К тому же, если вы посмотрите вокруг, то увидите, что большинство несчастливых богачей не знают, почему они несчастливы. Они всё равно не знают, что деньги и чувственные удовольствия не могут их удовлетворить. Так что, богаты люди или бедны, они нуждаются, прежде всего, в просвещении. Им нужно осознать, что их собственные попытки достичь счастья, угождая своим чувствам, провалились. И нужно увидеть, что так же провалились аналогичные попытки других.

Телесные удовольствия подобны коротким вспышкам. Они появляются и исчезают. Не успеешь оглянуться - уже ничего нет. Вот почему гедонисты, прежде чем приступить к удовлетворению желаний тела, так сильно стараются насладиться предвкушением чувственных удовольствий. Они знают, что как только они погрузятся в само наслаждение, оно исчезнет.

Поэтому, обозначенное явление нужно рассматривать в рамках первичных потребностей человека. Из чего следует, что это необходимая физиологическая функция и должна быть регулярно реализована.

Способы достижения оргазма:

— Самостоятельно можно? Конечно же, да.

— В партнерской паре (сексуальные отношения или секс)? Возможно, как в половом акте, так и без него. Может быть достигнуто чувственное завершение и в однополых контактах.

— С помощью «инструментария» или различных приспособлений.

— В тренинговых занятиях или специализированных сеансах.

— Иные методы достижения оргастических ощущений от «экзотических» и до так называемых «извращенных» методов.

Возможны различные способы реализации физиологической функции – достижение чувства наслаждения, ощущения удовлетворения.

Почувствовать оргазм, возможно, лишь лично , за тебя этого никто не сможет сделать. Достичь кульминации поможет только познание собственных ощущений. Путь к чувственному завершению это собственное достижение, а не старания постороннего.

В общественном сознании культивируется сексуальная модель удовлетворения чувственной потребности. То есть за основу принимаются парные сексуальные отношения. В этом случае ожидание от партнера, что тот поможет удовлетворить сексуальную потребность, зачастую приводит к разочарованию.

Уровень притязаний для удовлетворения собственной сексуальности , ведет к трагедии.

— Хочу только с таким или с такой-то своей мечтой. Только «любовь» и никак иначе.

Пытаемся первичную потребность в чувственном наслаждении превратить в общественно значимое явление.

А, нужно лишь понять и принять то, что сексуально-чувственная потребность, детородная функция и любовь — это разные самостоятельные понятия . Они не взаимосвязаны между собой и выполняют различные функции и находятся в различных сферах жизнедеятельности человека.

— любовь — сфера чувств;

— секс – физиологическая потребность;

— деторождение – включение в общественно значимую деятельность.

Мужчина и женщина, как разумные особи самостоятельны, автономны в своем биологическом и социальном функционировании.

— Лишь рождение ребенка требует участия обоих носителей пола. Это условие для сохранения человечества как вида (потребность видовая, а не индивидуальная).

— Любовь отражает мое личное эмоциональное отношение к противоположному полу.

Сексуальные отношения, как один из способов достижения оргазма, но не самый надежный.

Достаточно понятно стремление иерархических структур (как политических, так и общественных, особенно религиозных) к объединению личных устремлений с якобы общественной необходимостью (легче управлять). Физическое желание, чувства и продолжение рода хочется выдать за пирамиду потребностей на уровне отдельного человека.

Стремление на личностном уровне к «предлагаемому идеалу» может привести лишь к утрате смысла и разочарованию.

Но, когда понимаешь происходящее и можешь разделить понятия по их функциональной принадлежности, то нет и душевного разлада. Приходит осознание того, что это лишь твои чувства, твоя способность получать чувственное наслаждение и твое желание общения. И как ими пользоваться и как сочетать зависит лишь от тебя.

Однажды вы впервые откусили яблоко или увидели снег. И немедленно сложилось впечатление об этом объекте. Затем в дело вступило эго или «Я», порожденное незнанием и заявило: «Это было прекрасно, и мне хочется его сохранить, или это ужасно, и я хочу избежать его в дальнейшем». Но невозможно ни то, ни другое. В сущности желание обладать чем-то - обман. Мы не владеем даже тем, что едим; мы всего лишь поддерживаем круговорот энергии….

Чувства

Пять стихий - эфир, воздух, огонь, вода и земля - наделили нас соответственно пятью чувствами: слухом, осязанием, зрением, вкусом и обонянием.

Душа (наша истинная сущность) обладает собственным светом, она является тем источником мудрости, который дает жизнь телу, разуму и чувствам. Без жизненной силы души тело, разум и чувства были бы не способны выполнять свою функцию.

Чувства (это видно на примере детей) являются первыми инструментами накопления познаний мира и средством его восприятия. Я намеренно использую выражение «накопление познания», поскольку осознание чувственных восприятий возникает лишь тогда, когда доставленная органами чувств информация достигает разума. Без разума не может быть зафиксированного восприятия - в этом случае чувства становятся бесполезными.

Получив собранную органами чувств информацию, разум изучает ее, анализирует, оценивает, после чего действует соответствующим образом.

Но что движет чувствами?

Что побуждает чувства собирать информацию? Этим двигателем является любопытство. Следовательно, в разуме должно существовать любопытство, которое побуждает его отправить чувства на сбор информации, способной удовлетворить это любопытство. Но чем больше усилий тратится на удовлетворение любопытства пытливого ума, тем больше любопытства в нем рождается, поскольку каждая порция сведений порождает все новые вопросы.

Ум обладает любопытством, потому что ему требуется постичь смысл. Он стремится расширить объем сведений настолько, чтобы стал ясен смысл ситуации. Таким образом, любопытство, или желание что-то выяснить и узнать, представляет собой поиск смысла.

Почему же попытки разума и чувств отыскать смысл жизни так часто оказываются тщетными? Чувства - это средства обретения опыта. Опыт можно разделить на приятный и привлекательный, и неприятный и отталкивающий. Каждое чувственное восприятие оставляет в сознании определенное впечатление. Когда, например, у вас впервые оказывается яблоко и вы касаетесь его, вдыхаете запах, пробуете на вкус, в результате у вас складывается представление о яблоке, В подсознании немедленно формируется впечатление (санскара), и в любой момент сан-скара способна воспроизвести воспоминание об объекте: принести на память яблоко и имеющиеся знания о нем.

Чувства и Эго

После того как накопится ряд одинаковых впечатлений, ум составляет общее представление о них. Затем вдело вступает эго или «Я», порожденное незнанием и само являющееся незнанием; оно пренебрегает истиной или реальностью, тем, что все эти впечатления преходящи.

Эго заявляет: «Это было прекрасно, и мне хочется его сохранить, а то ужасно, и я хочу избежать его». Но невозможно ни то, ни другое. Если увиденной вещи нет с нами рядом, ум, «записавший» опыт в память, продолжает желать эту вещь; еще более достойно сожаления то, что в памяти откладываются также и неприятные впечатления, и в сознании живет боязнь повторения их. Ситуация уже изменилась, но вы знаете, что существует вероятность повторения неприятного опыта, хотя, возможно, подобное и не повторится никогда. Однако в сознании удерживается отпечаток опыта (приятного или иного), и на основе этого рождается желание или неприязнь. Если краткий приятный опыт сумел оставить в сознании впечатление (отпечаток), то сознание «окрашивается» им, и в дальнейшем это впечатление продолжает будоражить сознание мыслями: «Я хочу это, я должен обладать этим» или «Мне хочется этого, но я боюсь, что мое желание неосуществимо».

Постепенно настойчивые усилия повторить приятный опыт и избежать неприятных впечатлений ведут к отказу от исходной задачи разума: поиска смысла. Постепенно у человека возникает пристрастие к удовольствию и комфорту; он не понимает, что удовольствие заключено не в конкретных предметах, а в состоянии сознания, и что счастье существует не вне человека, а внутри него, в нем самом. Нашей жизнью начинают повелевать желания, привязанности и так называемая потребность защищать то, чем, как нам кажется, мы обладаем.

Не менее затрудняет познание и притупление чувств, обусловленное чрезмерным повторением опыта. Например, пристрастие к наркотикам начинается с употребления марихуаны, затем ее заменяют более сильные наркотики, такие, как кокаин и героин; курильщики постепенно выкуривают все больше сигарет. Любитель спиртного постепенно пьет больше и со временем превращается в алкоголика. Если же в отношениях без любви, основанных на удовлетворении физических желаний, все больший акцент делается на секс, то вскоре такие отношения приедаются и перестают удовлетворять людей. Тогда оба партнера (или один из них) устремляются за более мощными сексуальными стимулами - партнер при этом воспринимается всего лишь как объект стимуляции. Идет ли речь о наркотиках, алкоголе, сексе, табаке, кофе или сахаре, результат один и тот же. Потворство жажде удовлетворений снижает остроту чувственного восприятия и угнетает нервную систему. В конечном счете то, что было удовольствием, надоедает вам или окончательно порабощает вас, и в этом случае уже ни о какой свободе, красоте или радости говорить не приходится. Первоначальный стимул оказывается не способным приносить удовольствие; прежняя яркость ощущений тускнеет, и чувствам требуется все более сильный опыт, чтобы доставить эго настолько насыщенное удовольствие, насколько оно хочет.

Отношение эго к опыту столь же неверно - речь идет о желании эго обладать предметами привязанностей. Эго не устраивает непостоянство удовольствия, и оно стремится закрепить его, сделать своей собственностью. Но в сущности, обладание чем-либо есть обман. Мы не владеем даже тем, что едим; мы всего лишь поддерживаем круговорот энергии (который тоже происходит бессознательно). Собственнические устремления, направленные на вещь или человека, «замораживают» отношения с людьми или вещами.

Вместо того чтобы, пользуясь чувствами, постичь смысл, изучая взаимосвязь явлений, мы хотим извлечь из этих связей тот или иной опыт, и при этом теряется смысл, значение получаемых знаний. Мы преднамеренно обращаемся к эго, а не к своему истинному «Я».


Смотрите фильм, приятного просмотра, это тренинг...

В отличие от физического наслаждения, чувственное наслаждение не предполагает удовлетворение потребности организма в материальных источниках его функционирования. Чувственное наслаждение возникает при повторном рассматривании картин, прослушивании музыки, прочтении книг и других способах восприятия уже известной информации. Причиной чувственного наслаждения является совпадение трансверсальных скоростей чувственного образа в динамике его изменения с трансверсальными скоростями образа, извлеченного из памяти. Многократное повторное восприятие чувственного образа увеличивает энергетику состояния памяти, соответствующего ему. Это состояние памяти является базовым для программной установки действий человека с целью повторного восприятия чувственного образа. Возникает положительная обратная связь. Разум человека попадает в зависимость от чувственного наслаждения.

Опасность зависимости от чувственных наслаждений признается не всеми. Для земной жизни это наслаждение многие считают благом. Действительно, ее можно воспринимать как награду за пассивность, которая способствует стабильности общества. Но, как и всякая привязанность к материальному, она объективно вредна. Разум человека только миг в процессе вечной жизни существует в воплощенном состоянии в материальном мире, и эти привязанности будут ему обузой.

Можно ли считать выполнившим свою задачу Разум коллекционера марок, картин, других произведений искусства? Развитие его односторонне и по земным меркам. При жизни в условиях Рая его интеллект получит развитие, увеличивающее дисбаланс. О гармонии, хорошей погоде на планете памяти, не может быть и речи. Получение сверхчувственной информации и развитие Интеллектуальной сферы Разума в области низших измерений будет затруднено. Всегда сохранится опасность проявления программных установок привязанности в какой-либо ситуации.

Привязанность к чувственным наслаждениям является одним из звеньев кармы и вызывает необходимость повторного воплощения. Коллекционирование произведений искусства имеет смысл для более широкого распространения их информационного содержания, выраженного больше в обстоятельствах создания и мотивации деятельности, содержащейся в них, чем в самих эстетических формах. Коллекционирование для личного пользования, наслаждения прекрасным ничего кроме рождения черной кармы вызвать не может.

Возникает вопрос: что же, и гениальные художники и музыканты, поэты и писатели взрастили черную карму и потому обречены на повторное воплощение и новые страдания? Нет, их творчество не является источником черной кармы. Творческие достижения гениев основаны на сверхчувственной информации, получаемой от Сущности. Среди чувственных восприятий присутствует только творческое вдохновение, экстаз, который сродни чувствам, испытываемым при достижении Просветления. Эти чувства содержит программная установка стремления к сверхчувственному знанию, которая сохранится навсегда и станет основой при формировании макропрограммы личности в процессе будущей вечной жизни в невоплощенном состоянии. У них не возникает привязанности к собственным произведениям. Наоборот, они, как правило, склонны к их критической оценке. Такое же отношение у них и к достижениям их коллег.

У многих гениев проблема кармы заключается в другом - в привязанности к употреблению алкоголя. Творческий процесс идет интенсивнее при снижении потенциальных барьеров, препятствующих проникновению Разума низших измерений в область сознания. Но ликвидация порочной зависимости потребует нового воплощения уже в ином качестве, с иной, может быть очень трудной судьбой, когда кармическое звено привязанности к алкоголю будет разорвано.

Сказанное не означает, что нужно быть безразличными к произведениям искусства. Гениальные творения отражают достижения цивилизации, являются примером для подражания, направляют творческую мысль, движут прогрессом общества. Они составляют основное материальное содержание достижений коллективного Разума. Их влияние на духовную жизнь нельзя переоценить. Примером для подражания должен стать процесс создания гениального произведения и программная установка деятельности, которая в нем содержится, а не формы самого этого произведения.Произведения искусства - это материальные объекты. Их созерцание усиливает энергетику базовых состояний памяти. Но лишь программные установки, содержащиеся в них, оказывают положительное влияние на рождение белой кармы.

Чувственное восприятие произведений искусства помогает преодолеть многие программные установки воспроизводства черной кармы. Однако нужно иметь в виду, что после разрушения черной кармы белая карма потеряет белый цвет. Дальнейшее наращивание энергетики ее программных установок может создать новое кармическое звено привязанности к чувственному материальному объекту. Тогда она приобретет черный цвет. Точную грань между белой и черной кармой провести невозможно. Человек всю жизнь вынужден балансировать между ними, но иного пути нет. Не представляют опасности изменения цвета кармы лишь произведения, направленные на совершенствование духовности, овладения истинными знаниями. На пути духовного совершенствования карма не меняет своего белого цвета, потому что этот путь бесконечен. (с)

Недавно мне в полной панике позвонила моя знакомая Рита. Последние пять лет она была строгим веганом и сидела на жесткой диете. Однако на протяжении нескольких месяцев ей очень хотелось съесть мороженое, пиццу и другую запрещенную пищу. Она ее ела — и беспокоилась, что потакает своим желаниям.

Первое, что подсказала мне интуиция: организм Риты жаждет баланса. Страстное желание какого-то определенного удовольствия говорит о том, что человек слишком долго себя в нем ограничивал.

У меня много знакомых йогов, которые не чувствуют границу между удовольствием и потаканием своим желаниям. И это понятно, так как отношение к удовольствию в разных традициях йоги отличается. В классической йоге и веданте, например, считается, что между йогой и удовольствием существует некое базовое противоречие. Эта точка зрения выражена в «Катха-Упанишаде»:

«И благое, и приятное приходят к человеку; разумный, поразмыслив, различает их. Ибо разумный предпочитает благое приятному, глупый ради мирского благополучия выбирает приятное». (Перевод А.Я. Сыркина)

Целые поколения йогов восприняли это как призыв отказаться от мягкого ковра в угоду твердого бетонного пола и от секса в пользу воздержания. (Возможно, вернее было бы трактовать это как призыв выбрать раннюю утреннюю практику вместо того, чтобы поспать лишний часок!) Если отвлечься от бетонного пола, то в этом тексте есть истина, особенно если заменить слово «приятное» на словосочетание «зону комфорта». Трансформация требует движения за пределы своей зоны комфорта.

В древних тантрических текстах «Виджняна-Бхайрава-тантры» и «Спанда-Карики» мы находим гораздо более тонкое понимание удовольствия. Если классическая йога и веданта видят мир как нечто фундаментально иллюзорное, а его удовольствия — как нечто отвлекающее, что нужно превзойти, тантра рассматривают тело и мир как шакти, или божественную космическую энергию. Одна из самых прекрасных тантрических идей состоит в том, что тело, чувства, и мозг — инструменты, посредством которых дух (или сознание) получает удовольствие от самого себя. Когда вы смотрите на жизнь именно так, то удовольствие — при его осознанном переживании — становится способом чествования Божественного. Известная тантрическая мудрость гласит: «Некоторые люди считают, что там, где есть йога, не может быть удовольствия, а там где есть мирские удовольствия, не может быть йоги. Но на этом пути и йога, и мирские удовольствия приходят и располагаются в твоей ладони».

Конечно, для того чтобы совместить йогу и мирские наслаждения, требуется дисциплина. Один из моих учителей однажды посоветовал ученице с лишним весом, которая не мыслила себе жизни без шоколада, предлагать самой себе крошечные кусочки шоколада, как будто она предлагала сладости внутреннему божеству, и жевать их очень медленно. Я сама многие годы использовала эту практику, когда хотела насладиться сладостями, и при этом не переедать. Дисциплина и ощущение священного — вот что здесь самое главное, но и удовольствие тоже.

5 уровней удовольствия

С точки зрения йоги, величайшее удовольствие приходит от величайшей глубины. Именно когда вы погружаетесь в удовольствие через осознанность, глубокое наслаждение или капитуляцию эго, становится очевидным его божественное начало. Это происходит независимо от источника удовольствия — будь то шоколад, занятия любовью, энергичная виньяса или пение мантр. Есть пять базовых уровней удовольствия, которые варьируются от относительно поверхностного до очень тонкого:
1) чувственное удовольствие;
2) удовольствие от близости с любимым;
3) удовольствие от какого-то важного дела;
4) удовольствие от творчества;
5) удовольствие от погружения в Дух.
Наиболее тонкие уровни удовольствия — самые глубокие, и больше всего соответствуют тому, что «Упанишады» называют благом. Это что-то, что мы часто интуитивно понимаем, но не можем описать словами. Смысл в том, что постижение тонких удовольствий требует больше усилий и практики.

Эти уровни не взаимозаменяемы, именно поэтому нам нужны все виды удовольствия.

1. Чувственные удовольствия

Это и вкус еды, и объятия любимого человека, и вид завораживающе красивого лица, и созерцание шедевра. Чувственные удовольствия могут быть примитивными и изысканными. Более грубой части вкусовых рецепторов пончик кажется привлекательнее, чем идеально сбалансированный десерт крем-брюле. Однако оба утоляют голод, оба стимулируют центры удовольствия, хотя когда волны удовольствия от вкушения блюда вели кого шеф-повара достигают высших центров в коре головного мозга, то удовольствие может вызвать ни с чем не сравнимые волны радости.

Что нужно для того, чтобы сделать чувственные удовольствия более глубокими? Полностью присутствовать в том моменте, в котором ощущается вкус, прикосновение или аромат.

Самый большой враг удовольствия — отвлеченность. Когда мы отвлекаемся, мы склонны заменять качество количеством и берем себе еще одну порцию еды или заводим еще одного любовника. Поэтому, когда вы ощущаете дефицит удовольствия, великие знатоки этой темы рекомендуют обратить свое внимание вовнутрь и начать смаковать запахи, тактильные ощущения и вкусы.

2. Удовольствие интимности

Если практикой для углубления физического удовольствия является внимательность, то практикой для переживания удовольствия от любви является доверие и принятие. Глубокое удовольствие от близких отношений возникает, когда вы можете сохранять свое ощущение интимной соединенности с другим человеком, даже если он не удовлетворяет ваши потребности. Как все формы внутренней йоги, йога интимности начинается с осознанности. Осознайте те ожидания, которые вы с собой приносите в отношения. Замечайте, когда вы захвачены ожиданиями какого-то определенного исхода и когда вы держитесь за обиды. Все это мешает удовольствию интимной любви. Именно поэтому прощение — одна из самых великих йоговских практик для того, чтобы открыть сердце. Одна моя подруга работает со своего рода мантрой, которая помогает ей (по крайней мере, на какое-то время) взаимодействовать со своей семьей: «Я прощаю вас, пожалуйста, простите и вы меня, давайте простим самих себя».

3. Удовольствие от погруженности в работу

В мифе о Каме (индийском боге удовольствия) в пересказе Генриха Зиммера первое, что говорит бог, когда рождается в этот мир: «Скажите, что я должен здесь сделать, так как без цели у жизни нет смысла!» Ни чувственное удовольствие, ни удовольствие интимной любви не могут заменить то удовольствие, которое вы получаете от осмысленной деятельности; когда посвящаете себя делу, в которое вы глубоко верите и которое, по вашему мнению, делает мир лучше.

Двое моих учеников до сих пор помнят то ощущение магии, которое они испытали, когда помогали жертвам землетрясения в Азии. Начав помогать, они поняли, что интуитивно чувствуют, что нужно делать, и что каждое их действие эффективно и гармонично. Эта полная преданность всего их существа чему-то, что казалось им жизненно важным, не только позволила им помочь людям, но также подарило им переживание невероятного удовольствия.

Йоговская практика для достижения этого уровня удовольствия состоит в том, чтобы делать то, что вы делаете, ради самого дела, а не ради похвалы или славы. Это один из законов жизни: когда вы работаете ради признания, а не ради самого дела, вы никогда не получите настоящего удовольствия от того, что вы делаете.

4. Удовольствие от вдохновения и творчества

Ощущать вдохновение — значит войти в пространство, где идеи, движения, слова, музыка текут через вас. Удовольствие истинного творчества соединяет вас напрямую с высшим «Я», с креативностью самого универсального сознания. Бог — художник, говорит один из мудрецов кашмирского шиваизма, и когда мы творим, мы на связи с Всевышним. Вдохновение может присутствовать во время разговора, все участники которого открыты и согласны быть каналами для чего-то, что больше их самих. Оно может возникнуть, когда вы просите внутреннего руководства в решении проблемы. Или оно может прийти само, как дар. Что нужно, чтобы пережить удовольствие вдохновения? Во-первых, нужно иметь желание и способность ему отдаться — отпустить страхи, сомнения и верования, которые мешают вам его получать. Во-вторых, нужно иметь терпение и навыки для того, чтобы превратить вдохновение в действие. И, в-третьих, нужно уметь быть внимательным и избегать гордыни, которая возникает, когда появляется соблазн присвоить это вдохновение себе. Чтобы испытать всю глубину радости вдохновения, нужно отпустить чувство «Я это сделал» и признать, что творческое вдохновение приходит из сути, из «я». Практика для переживания удовольствия творчества — неделание; то, что в даосизме называется делание в неделании.

5. Удовольствие чистого духа

Самый тонкий и глубокий уровень удовольствия — это чистое общение с сутью, Богом, с внутренним «Я». Вы можете испытать это как пребывание в чистом осознании. Но вы также можете пережить это в форме интимного общения с личной формой божества. Йога преданности, или Бхакти-йога, известна как путь глубокого мистического удовольствия. Она обладает чувственностью наивысшего типа физического удовольствия, сладостью интимности, бескорыстным участием в чем-то, что больше, чем ты сам. Удовольствие чистого духа наступает, когда растворяется ощущение «я» и вы входите в состояние чистого бытия. Ключ к этому — позволить эго раствориться в присутствии, которое является его источником. Существует практика, которая открывает чистое осознание. Ее можно выполнять где угодно и когда угодно.

Попробуйте. На секунду оставьте мысль о том, что вы являетесь отдельным «я». Признайте, что ваше тело, ум и эмоции продолжают отлично функционировать и без ощущения того, что есть некое «я», которое их ощущает. Отметьте, что вы чувствуете. Попробуйте вкусить редкое удовольствие свободы. Когда чувство «я» вновь возвратится, опять его отпустите. Продолжайте чувствовать то, что остается, когда чувство «я» на секунду уходит. Посмотрите, сможете ли вы стать настоящим ценителем тонкого удовольствия, которое возникает, когда расслабляется эго. Полное погружение

Когда вы даже на секунду ощутите отсутствие эго, вы можете привнести это осознание в любое переживание удовольствия. Каждый уровень удовольствия может быть дверью к истинному «я», если вы знаете как полностью погружаться в него без того разделения, которое создает эго. Это секрет, на который нам указывает тантра. Что бы вы ни делали — едите ли вы что-то очень вкусное, наслаждаетесь обществом друга, полностью посвящаете себя какому-то делу или цели, или наслаждаетесь потоком творчества - вы можете превратить любое из этих удовольствий в путь к безмятежности истинного «я».

10 правил осознанного удовольствия
1. Не отказывайтесь ни от каких удовольствий. Учитесь отличать удовольствия от потакания своим желаниям.
2. Чтобы сделать чувственные удовольствия более глубокими, нужна внимательность.
3. Когда вы ощущаете дефицит удовольствия, обратите внимание на свои ощущения и начните смаковать запахи, тактильные ощущения и вкусы.
4. Чтобы получить удовольствие от общения с человеком, осознайте все свои ожидания и следите за своими реакциями на те или иные его поступки. Обиды мешают удовольствию интимной любви. Чтение мантры прощения поможет вам сохранить доверие, открытость, а значит, и чувство радости от происходящего.
5. Начав делать какое-то дело, делайте его ради самой работы, а не ради похвалы.
6. Занимаясь работой, думайте о чем-то большем, чем комфорт, и посвящайте свои действия Высшему.
7. Чтобы пережить удовольствие вдохновения, нужно отпустить страхи, сомнения и верования, которые мешают вам его получать. Наберитесь терпения и учитесь превращать вдохновение в действие.
8. Чтобы испытать всю глубину радости вдохновения, нужно отпустить гордыню и признать, что вдохновение дано вам свыше, а вы его просто транслируете.
9. Когда вы едите спелый персик, или смотрите на восход солнца, или ощущаете прикосновение любимого, фокусируйтесь на внутреннем ощущении удовольствия, а не на том явлении, который его вызвал. Позвольте ощущению расширяться.
10. Внутренняя сфокусированность, приятие и полное присутствие в любой форме удовольствия могут открыть вам дверь в самадхи.

В погоне за радостью

Удовольствие — главная эмоциональная составляющая нашего бытия и мотиватор нашей жизни. Невозможно придерживаться какой-либо практики, если она не приносит удовольствия. С мистической точки зрения, способность получать удовольствие является признаком изначального блаженства мирозданифя. С точки зрения науки, мы сотворены для удовольствия. Центры удовольствия расположены в среднем мозге, вместилище эмоций. Еда, секс и активные упражнения «запускают» центры удовольствия, посылающие такие вещества, как допамин и серотонин, в область коры головного мозга. В здоровой ситуации высший мозг выбирает удовольствия, которые полезны для выживания индивида и общества в целом. В нездоровой ситуации система выходит из строя из-за дисбалансов — будь они генетические, химические или вызванные стрессом. Это то, что происходит в нашем обществе, в котором преобладает стресс, в котором многие привыкли получать удовольствие от фастфуда, наркотиков и алкоголя.

Центры удовольствия также задействуются и более тонкой деятельностью, например йогой, пранаямой, медитацией и такими чувствами, как эмпатия, благодарность и любовь. Итак, наука подтверждает то, что мудрецы йоги понимали интуитивно: удовольствие не только помогает нам выжить, но также имеет несколько уровней. Существуют относительно поверхностные уровни удовольствия и более глубокие, на которые можно попасть, только сделав усилие к пробуждению: практика осознанности, действие с любовью, отказ от тех уз, которые эгоистичное «я» прикрепляет к любому опыту. Парадоксальным образом такие действия часто требуют того, чтобы мы двигались за пределы комфорта.

Это не удовольствие противостоит благому. Благому противостоит наша зависимость от комфорта. Это идея, которая пришла к нам из школы Мусар, системы этического воспитания в мистической еврейской традиции. Это как раз то, о чем гласит «Катха-Упанишада». Когда мудрец и автор этого труда говорит нам, что мудрый человек предпочтет благо, а не удовольствие, он имеет в виду, что мудрец выберет благое, а не просто комфортное. Иными словами, мудрый человек выберет усилие и глубину, отдав предпочтение им, а не лености и поверхностности.