Социальные роли и свобода человека. Личность как субъект общественных отношений

В социологии понятие социальной роли фигурирует с конца 19 века, хотя официально этот термин появился только в конце 20 столетия в рамках теории Р. Линтона.

Данная наука рассматривает общество или другую организованную группу в виде совокупности индивидов с определенным статусом и моделью поведения. Что же подразумевают под понятиями социальные статусы и роли, а также какое значение они имеют для человека, мы расскажем далее и приведем примеры.

Определение

Для социологии термин «социальная роль» означает модель ожидаемого от человека поведения, которое соответствовало бы установленным обществом правам и нормативным обязанностям. То есть это понятие рассматривает связь между функцией личности и ее позицией в социуме либо межличностных отношениях.

Также можно сказать, что социальная роль – это определенный алгоритм действий, предписываемых человеку обществом, которому он должен следовать, чтобы осуществлять в социуме полезную деятельность. Модель поведения или предписанный алгоритм действий человек при этом примеряет на себя либо добровольно, либо принудительно.

Впервые такое определение появилось в 1936 году, когда Ральф Линтон предложил свою концепцию того, как происходит взаимодействие индивида с социумом в условиях ограниченного алгоритма действий, продиктованных конкретным сообществом. Так появилась теория социальных ролей. Она позволяет понять, каким образом человек может себя идентифицировать в определенных социальных рамках и как такие условия могут повлиять на становление его как личности.

Обычно данное понятие рассматривается как один из динамических аспектов статуса индивида. Выступая в роли члена общества или группы и принимая на себя ответственность за выполнение определенных функций, человек должен следовать правилам, установленным этой самой группой. Этого от него ждут остальные участники сообщества.

Если рассматривать понятие социальной роли на примере организации, то можно понять, что управляющий предприятием, обучающий персонал, и получающие знания лица – это действующее организованное сообщество, нормы и правила в котором прописаны для каждого участника. В учебном заведении директор отдает приказы, которым должны подчиняться учителя.

В свою очередь педагоги имеют право требовать от учеников выполнения правил, предписанных для их социального статуса нормативами организации (делать уроки, проявлять уважение к преподавателям, соблюдать тишину во время уроков и т.д.) В то же время для социальной роли ученика допустима определенная свобода, связанная с проявлением его личностных качеств.

Для каждого участника ролевых отношений известны предписанные нормативные требования и индивидуальные оттенки полученного им статуса. Поэтому модель поведения человека в конкретном социальном круге является ожидаемой для остальных членов этой группы. Это значит, что другие участники сообщества в значительной степени могут предсказывать характер действий каждого из его членов.

Классификация и разновидности

В рамках своего научного направления данное понятие имеет свою классификацию. Так, социальные роли делятся на виды:

1. Социальные или конвенциональные роли, обусловленные профессиональной деятельностью или стандартизированной системой взаимоотношений (воспитатель, педагог, ученик, продавец). Они выстраиваются на основании предписанных сообществом правил, норм и обязанностей. При этом не учитывается, кто именно является исполнителем той или иной роли.

В свою очередь этот вид делится на основные социально-демографические модели поведения, где бывают такие социальные роли в семье, как супруг и супруга, дочка, сын, внучка, внук и т.д. Если взять за основу биологическую составляющую, то можно выделить также такие социальные роли личности, как женщина/мужчина.

2. Межличностные – роли, обусловленные взаимоотношениями людей в ограниченных условиях и индивидуальными особенностями каждого из них. К ним можно отнести любые отношения между людьми, в том числе и конфликтные, возникающие на почве эмоциональных проявлений. В этом случае градация может выглядеть следующим образом: кумир, лидер, игнорируемый, привилегированный, обиженный и т.д.

Наиболее наглядные примеры здесь: подбор актера для исполнения конкретной роли с учетом его внешних данных, способностей, специфических социально-типических проявлений. Каждый актер склоняется к определенному амплуа (трагик, герой, комик и т.п.). Личность примеряет на себя наиболее типичную модель поведения или своеобразное амплуа, которое позволяет окружающим в той или иной степени предполагать дальнейшие действия человека.

Эти виды социальных ролей существуют в каждом организованном сообществе, причем наблюдается четкая связь между продолжительностью существования группы и вероятностью типичных для нее проявлений в поведении участников. Стоит заметить, что от сложившегося годами стереотипа, привычного для человека и социума, крайне трудно бывает избавиться с течением времени.

Рассматривая данную тему, нельзя обойти стороной классификацию по характеристикам каждой конкретной роли. Их смог выделить известный социолог из Америки Т. Парсонс, чтобы получить наиболее полное представление о термине «социальная роль личности». Для каждой модели он предложил сразу четыре отличительных свойства.

1. Масштабность. Эта характеристика зависит от широты межличностных отношений, наблюдаемых между участниками конкретной группы. Чем теснее общение между людьми, тем больше в таких отношениях значимости. Здесь можно привести наглядный пример отношений мужа и жены.

2. Способ получения. Ссылаясь на этот критерий, можно выделить роли, достигаемые человеком и приписанные ему обществом. Можно говорить о поведенческих шаблонах, свойственных различным возрастным категориям или представителям определенного пола.

Гендерные представления человека относительно его роли закрепляет школа. Биологические особенности индивидуума и сложившиеся в обществе гендерные стереотипы предопределяют дальнейшее формирование под влиянием окружающей среды.

Уместным будет отметить, что в настоящее время модель поведения не так привязана к характерным проявлениям конкретного пола, нежели ранее. Таким образом, социальная роль женщины теперь включает не только обязанности матери и домохозяйки, но распространяется и на другие области.

В свою очередь с изменением условий современного общества изменилось и понятие мужской социальной роли. Однако семейная модель поведения для обеих сторон теоретически является уравновешенной, а фактически – нестабильной.

Это модели, предписанные социумом для каждого человека, которому для получения оправдания от окружения не придется прикладывать усилий. В качестве достигаемых ролей можно рассматривать результаты деятельности индивида, указывающие на его социальный статус (например, карьерный рост).

3. Степень формализации, от которой зависит становление личности и ее функции. Относительно данного критерия, социальный статус личности может формироваться под влиянием нормативных требований, а может развиваться произвольно. К примеру, взаимоотношения между людьми в военной части регламентируются уставом, в то время как друзья руководствуются личными чувствами и эмоциями.

4. Тип мотивации. Каждый человек при выборе модели поведения руководствуется личным мотивом. Это может быть финансовая выгода, продвижение по карьерной лестнице, желание быть любимым и т.д. В психологии есть два типа мотивации – внешняя, которая возникает под влиянием окружения, и внутренняя, которую определяет для себя сам субъект.

Процесс выбора и становления роли

Роль человека в социальном окружении не возникает спонтанно. Процесс ее становления проходит несколько этапов, завершаясь личности в обществе.

Сначала человек обучается базовым навыкам – практикуясь, применяет полученные в детстве теоретические знания. Также к начальному этапу относится развитие мыслительных способностей, которые будут совершенствоваться на протяжении всей дальнейшей жизни человека.

На следующем этапе развития социальную личность ожидает воспитание. В течение практически всей жизни индивидуум получает новые навыки и знания от воспитателей, учителей, педагогов и, конечно же, родителей. По мере взросления новую информацию индивид будет получать от своего окружения, из средств массовой информации и других источников.

Не менее важной составляющей социализации личности является образование. Здесь главным персонажем выступает сам человек, выбирая наиболее типичные для себя навыки и направление для дальнейшего развития.

Следующий этап социализации – защита. Она подразумевает совокупность процессов, направленных на снижение значимости факторов, которые могли бы травмировать личность в процессе ее становления. Используя определенные социальные приемы защиты, субъект будет ограждать себя от среды и условий, в которых ему будет морально дискомфортно.

Завершающая фаза – адаптация. В процессе социализации человеку приходится приспосабливаться к своему окружению, учиться общаться с другими членами общества и поддерживать с ними контакт.

Процессы, благодаря которым определяется социальная роль и социальный статус индивидуума, очень сложны. Но без них человек не сможет стать полноценной личностью, поэтому они столь значимы в жизни каждого. Социологи утверждают, что есть две фазы, способствующие приспособлению индивида к своей социальной роли:

  • Адаптация. В этом периоде человек познает правила и нормы поведения, установленные обществом. Осваивая новые законы, человек начинает вести себя соответствующе.
  • Интериоризация. Она предусматривает принятие новых условий и правил с одновременным отказом от старых устоев.

Но возможны и «сбои» в процессе социализации личности. Часто они происходят на фоне нежелания либо неумения субъекта выполнять условия и требования, которые предусматривает социальная роль человека в обществе.

Ролевые конфликты также связаны с тем, что каждому участнику общества свойственно исполнять сразу несколько ролей. Например, требования, предъявляемые к подростку родителями и сверстниками, будут разными, а потому его функции в роли друга и сына не могут соответствовать ожиданиям и первых, и вторых.

Определение конфликта в этом случае равносильно комплексу сложных эмоциональных состояний. Они могут возникать у субъекта по причине несовпадения либо противоречивости предъявляемых к нему требований разными социальными кругами, участником которых он является.

В то же время все роли человека очень важны для него. При этом он может совершенно по-разному идентифицировать значимость каждой из них. Индивидуальное проявление социальных ролей субъектом имеет специфический оттенок, который напрямую зависит от приобретенных знаний и опыта, а также от желания и стремления человека оправдать ожидания общества, членом которого он является. Автор: Елена Суворова

Социальная роль является общественно необходимым видом социальной деятельности и методом поведения личности. Понятие социальной роли в первый раз было предложено американскими социологами Мидом и Линтоном еще в тридцатых годах прошлого века.

Основные виды социальных ролей

Многообразие социальных групп и отношений в их группах, а также видов деятельности стало основанием для классификации социальных статусов. В настоящее время выделяются виды социальных ролей, как: формальные, межличностные и социально-демографические. Формальные социальные роли связаны с положением, которое человек занимает в обществе. Имеется в виду род его занятий и профессия. А вот межличностные роли напрямую связаны с различными типами отношений. В данную категорию обычно входят любимчики, изгои, лидеры. Что касается социально-демографических ролей, то это муж, сын, сестра и т.д.

Характеристики социальных ролей

Американским социологом Толкоттом Парсонсом были выделены основные характеристики социальных ролей. К ним относятся: масштаб, метод получения, эмоциональность, мотивация и формализация. Как правило, масштаб роли определяется диапазоном межличностных отношений. Здесь наблюдается прямо пропорциональная зависимость. К примеру, социальные роли мужа и жены имеют очень значительный масштаб, потому что между ними устанавливается широкий диапазон отношений.

Если говорить о способе получения роли, он зависит от неизбежности данной роли для индивида. Так, роли молодого человека или старика не требуют никаких усилий для их приобретения. Они определяются возрастом человека. А другие социальные роли могут быть завоеваны в течение жизни при достижении определенных условий.

Социальные роли могут различаться и по уровню эмоциональности. Для каждой роли характерно свое проявление эмоций. Также некоторые роли предполагают установление формальных отношений между людьми, другие – неформальных, а третьи могут сочетать в себе те и другие отношения.

От потребностей и мотивов человека зависит его мотивация. Различные социальные роли могут быть обусловлены определенными мотивами. К примеру, когда родители заботятся о своем ребенке, они руководствуются чувством заботы и любви к нему. Руководитель же работает на благо какого-то предприятия. Также известно, что все социальные роли могут подвергаться общественной оценке.

Считается, что понятие социальной роли в социологии впервые ввел Р. Линтон, хотя уже у Ф. Ницше это слово фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру». С точки зрения социологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности различающихся ролей. В частности, П. Бергер считает, что «общество представляет собой сеть социальных ролей».

Социальная роль - это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами.

Например, учебное заведение как вид социальной организации предполагает наличие директора, учителей и учеников. Вес это — социальные роли, связанные с конкретным набором обязанностей и прав. Так, учитель обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, ориентировать учеников на социально одобряемое поведение, быть достаточно требовательным и справедливым, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям учеников и т.д. При этом он имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью учителя: ученики должны вставать при его появлении, называть его по имени и отчеству, беспрекословно выполнять его распоряжения, связанные с учебным процессом, соблюдать в классе тишину, когда он говорит, и т.д. Тем не менее выполнение социальной роли допускает некоторую свободу для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровы м и мягким, соблюдать жесткую дистанцию по отношению к ученикам и вести себя с ними как старший товарищ. Ученик может быть старательным или нерадивым, послушным или дерзким. Все это — допустимые индивидуальные оттенки социальных ролей.

Нормативные требования, связанные с социальной ролью, как правило, более или менее известны участникам ролевого взаимодействия, поэтому порождают определенные ролевые ожидания: все участники ожидают друг от друга поведения, вписывающегося в контекст данных социальных ролей. Благодаря этому социальное поведение людей становится в значительной степени предсказуемым.

Однако ролевые требования допускают некоторую свободу и поведение члена группы не определяется механически выполняемой им ролью. Так, из литературы и жизни известны случаи, когда в критический момент берет на себя роль лидера и спасает положение человек, от которого по его обычной роли в группе никто этого не ожидал. Э. Гофман утверждает, что индивид, выполняющий социальную роль, сознает существование дистанции между самим собой и своей ролью. подчеркивал вариабельность нормативных требований, связанных с социальной ролью. Р. Мертон отмечал их «двойственный характер». Например, от ученого-исследователя требуется придерживаться установленных наукой положений и методов и в то же время творить и обосновывать новые идеи порой в ущерб принятым; хороший врач-хирург — это не только тот, кто хорошо делает обычные операции, но и тот, кто может пойти на рискованное нетрадиционное решение, спасая жизнь больного. Таким образом, известная доля инициативы является неотъемлемой принадлежностью выполнения социальной роли.

Индивид всегда выполняет одновременно не одну социальную роль, а несколько, иногда даже много. Положение человека, выполняющего только одну роль, всегда патологично и предполагает, что он живет в условиях полной изоляции от общества (является пациентом психиатрической клиники или заключенным в тюрьме). Даже в семье человек играет не одну, а несколько ролей — он и сын, и брат, и муж, и отец. Кроме того, он выполняет еще ряд ролей в других : он и начальник для своих подчиненных, и подчиненный для своего начальника, и врач для своих пациентов, и преподаватель для своих студентов в медицинском институте, и друг своего друга, и сосед жителей своего дома, и член какой-то политической партии, и т.д.

Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом. Тем не менее они специфичны и действительны только по отношению к тем, кто занимает определенную социальную позицию. Многие ролевые требования абсурдны вне конкретной ролевой ситуации. Например, женщина, пришедшая на прием к врачу, раздевается по его требованию, выполняя свою роль пациентки. Но если с аналогичным требованием к ней обратится прохожий на улице, она бросится бежать или позовет на помощь.

Отношение специальных ролевых норм и общезначимых норм очень сложно. Многие ролевые предписания вообще с ними не связаны, а некоторые ролевые нормы имеют исключительный характер, ставящий исполняющих их людей в особое положение, когда на них не распространяются общие нормы. Например, врач обязан хранить врачебную тайну, а священник — тайну исповеди, поэтому по закону на них не распространяется обязанность раскрывать эту информацию, давая показания в суде. Расхождение общих и ролевых норм может быть так велико, что носитель роли чуть ли не подвергается общественному презрению, хотя его позиция необходима и признана обществом (палач, тайный агент полиции).

Представления о социальной роли

Считается, что понятие «социальная роль» в социологию ввел в первой половине XIX в. американский ученый Р. Линтон. У немецкого философа Ф. Ницше это слово фигурирует вполне в социологическом смысле: «Забота о поддержании существования налагает на большинство европейцев мужского пола строго определенную роль, как говорится, карьеру».

С точки зрения социологии любая организация общества или группы предполагает наличие совокупности отличающихся друг от друга ролей. В частности, американский социолог П. Бергер считает, что современное общество представляет собой «сеть социальных ролей».

Социальная роль представляет собой систему ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами. Например, учебное заведение как вид социальной организации предполагает наличие директора, учителей и учеников. Эти социальные роли несут конкретный набор обязанностей и прав. Учитель обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, ориентировать учеников на социально одобряемое поведение, быть требовательным и справедливым, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям учеников и т.д. При этом он имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью учителя: ученики должны вставать при его появлении, называть его по имени и отчеству, выполнять его распоряжения, связанные с учебным процессом, соблюдать в классе тишину, когда он говорит, и т.п.

Тем не менее выполнение социальной роли допускает некоторую свободу для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровым или мягким, соблюдать дистанцию по отношению к ученикам или вести себя с ними как старший товарищ. Ученик может быть старательным или нерадивым, послушным или дерзким. Все это — допустимые индивидуальные оттенки социальных ролей. Следовательно, поведение индивида в группе не определяется механически выполняемой им социальной ролью. Так, из литературы и жизни известны случаи, когда в критические моменты брали на себя роль лидера и спасали положение люди, от которых по их обычным ролям в группе никто этого не ожидал.

Американский социолог Р. Мертон первым обратил внимание на то, что каждый имеет не одну социальную роль, а несколько, и это положение стало основой теории набора ролей.

Таким образом, индивиды как носители определенных социальных статусов, вступая в общественные отношения, всегда выполняют одновременно несколько социальных ролей, обусловленных тем или иным социальным статусом. Положение человека, выполняющего только одну роль, всегда патологично и предполагает, что он живет в изоляции от общества. Обычно человек в обществе исполняет несколько ролей. Например, социальный статус мужчины позволяет ему иметь множество социальных ролей: в семье он может быть мужем и отцом или сыном и братом; на работе — начальником или подчиненным, причем одновременно начальником для одних и подчиненным для других; в профессиональной деятельности он может быть врачом и одновременно пациентом другого врача; членом политической партии и соседом члена другой политической партии и т.п.

В современной социологии совокупность ролей, соответствующих определенному социальному статусу, получила название ролевого набора. Например, статус преподавателя конкретного учебного заведения имеет свой отличительный набор ролей, связывающий его с обладателями соотносительных статусов — другими преподавателями, студентами, директором, лаборантами, чиновниками министерства образования, членами профессиональных ассоциаций, т.е. с теми, кто так или иначе имеет отношение к профессиональной деятельности преподавателя. В связи с этим в социологии различают понятия «ролевой набор» и «множественность ролей». Последнее понятие относится к разнообразным социальным статусам (набору статусов), которыми обладает индивид. Понятием «ролевой набор» обозначают только те роли, которые выступают динамическими аспектами только данного социального статуса.

В научной литературе, а тем более в обыденной жизни, широко используют понятия: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”, часто не проводя различий, тогда как между ними имеется существенная разница.

Человек — биосоциальное существо, высшая ступень животного типа.

Индивид - отдельно взятый человек.

Индивидуальность - особое сочетание в человеке природного и социального, присущее конкретному, отдельно взятому индивиду, отличающее его от других. Каждый человек индивидуален, образно говоря, имеет свое лицо, что выражается понятием “личность”.

Это сложнейшее понятие, изучение которого проходит на стыке природного и общественного. Более того, представители различающихся школ и направлений рассматривают его через призму предмета своей науки.

  1. Социально-биологическая школа (З. Фрейд и др.), связана с борьбой в нашем сознании бессознательных инстинктов и моральных запретов, диктуемых обществом.
  2. Теория “зеркального Я” (Ч. Кули, Дж. Мид) , в которой “Я” — часть личности, которая складывается из самосознания и образа “Я”. В соответствии с этой концепцией личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое зеркальное Я, которое состоит из трех элементов:
  • представления о том, как его воспринимают другие люди;
  • представления о том, как они его оценивают;
  • как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей.

Таким образом, в теории“зеркального Я” личность выступает как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы .

Как видим, мидовская концепция личности, в отличие от теории З. Фрейда, полностью социальна.

  1. Теория ролей (Я. Морено, Т. Парсонс) , по которой личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые индивид исполняет в обществе.
  2. Антропологическая школа (М. Лундман) , не разделяющая понятия “человек” и “личность”.
  3. Марксистская социология в понятии “личность” отражает социальную сущность человека как совокупность общественных отношений, которые определяют социальные, психологические и духовные качества людей, социализуют их природно-биологические свойства.
  4. Социологический подход , которым руководствуются многие современные социологи, заключается в представлении каждого человека личностью, в меру освоения, приобретения им социально значимых черт и качеств. К ним относятся уровень образования и профессиональной подготовки, совокупность знаний и умений, позволяющих реализовать занимающие в обществе различные позиции и роли.

Исходя из вышеприведенных теоретических положений, можно определить личность как индивидуальное проявление совокупности общественных отношений, социальную характеристику человека .

Как целостная социальная система личность имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из уровней.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

  1. собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень теснее связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;
  2. специфически-культурный (ценностные и иные установки,нормы поведения);
  3. нравственный.

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения. К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.

Потребности — это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности, которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы — это осознанные потребности личности.

Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

Некоторые авторы в структуру личности включают и другие элементы: культуру, знания, нормы, ценности, деятельность, убеждения, ценностные ориентации и установки, составляющие стержень личности, выступающие регулятором поведения, направляя его в те нормативные рамки, которые предписаны обществом.

Особое место в структуре личности занимают ее и роль .

Повзрослев, человек активно вступает, “внедряется” в общественную жизнь, стремясь занять в ней свое место, удовлетворить личные потребности и интересы. Взаимоотношения личности и общества можно описать по формуле: общество предлагает, личность ищет, выбирает свое место, стараясь реализовать интересы. При этом она показывает, доказывает обществу, что находится на своем месте и будет хорошо выполнять определенную отведенную ему роль.

Социальный статус личности

Общественные функции личности и вытекающие из них права и обязанности по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяют её социальный статус , т. е. тот набор действий и соответствующих условий для их исполнения, которые закреплены за данным социальным статусом личности, занимающей определенное место, позицию в общественной структуре. Социальный статус личности является характеристикой социальной позиции , на которой она находится в данной социальной системе координат.

Общество следит, чтобы личность исправно выполняла свои роли, общественные функции. Для чего наделяет ее определенным социальным статусом. В противном случае, оно ставит на данное место другую личность, полагая, что она будет лучше справляться с общественными обязанностями, принесет больше пользы другим членам общества, играющим в нем иные роли.

Социальные статусы бывают предписанными (пол, возраст, национальность) и достигнутыми (студент, доцент, профессор).

Достигнутые статусы закрепляются с учетом способностей, достижений, что дает перспективу каждому. В идеальном обществе большинство статусов достигаемы. В реальном — далеко не так. У каждой личности много статусов: отец, студент, преподаватель, общественный деятель и др. Среди них выделяется главный, который наиболее важен и ценен для общества. Ему соответствует социальный престиж данной личности.

С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае мы говорим о социальной роли личности.

Социальная роль личности

Социальная роль — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Так, семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца. На работе он может одновременно быть инженером, технологом, мастером производственного участка, членом профсоюза и т. д. Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве основных следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Благодаря их своевременному освоению и успешному исполнению членами общества возможно нормальное функционирование общественного организма.

Каждому человеку приходится исполнять и множество ситуационных ролей . Войдя в автобус, мы становимся пассажирами и обязаны выполнять правила поведения в общественном транспорте. Закончив поездку, превращаемся в пешеходов и выполняем правила уличного движения. В читальном зале и в магазине мы ведем себя по-разному, поскольку разными являются роль покупателя и роль читателя. Отклонения от требований роли, нарушения правил поведения чреваты неприятными последствиями для человека.

Социальная роль не является жесткой моделью поведения. Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Однако общество заинтересовано в том, чтобы люди cвoeвpeмeннo овладевали, умело исполняли и обогащали социальные роли в соответствии с требованиями жизни. В первую очередь это относится к основным ролям: работника, семьянина, гражданина и т. д. В данном случае интересы общества совпадают с интересами личности. Социальные роли — формы проявления и развития личности , а их успешная реализация — залогом человеческого счастья. Нетрудно заметить, что поистине счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. В жизни общества, в государственных делах принимают сознательное участие. Что жекасается дружеских компаний, досуговых занятий и увлечений, то они обогащают жизнь, но не в состоянии компенсировать неудачи в осуществлении основных социальных ролей.

Социальные конфликты

Однако достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Этимогут быть внутриролевые , межролевые и личностно-ролевые .

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.

Межролевые конфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта.Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.

Личностно-ролевые конфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль требует от человека не только обширных знаний, нои хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.

Каждый человек, включенный в систему общественных отношений, обладает бесчисленным множеством социальных связей, наделен множеством статусов, выполняет целый набор различных ролей, является носителем определенных идей, чувств, свойств характера и т. д. Учесть все многообразие свойств каждой личности практически невозможно, да в этом и нет необходимости.В социологии существенное значение имеют не индивидуальные, а социальные свойства и качества личности , т. е. качества,которыми обладают многие индивиды , находящиеся в сходных, объективных условиях. Поэтому для удобства исследования личностей, обладающих совокупностью повторяющихся существенных социальных качеств, их типологизируют, т. е. относят к определенному социальному типу.

Социальный тип личности - обобщенное отражение, совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность. Например, европейский, азиатский, кавказский типы; студенты, рабочие, ветераны и др.

Типологизация личностей может проводиться по разным основаниям. Например, по профессиональной принадлежности или виду деятельности: шахтер, фермер, экономист, юрист; по территориальной принадлежности или образу жизни: горожанин, житель села, северянин; по половозрастным признакам: юноши, девушки, пенсионеры; по степени социальной активности: ведущий (лидер, активист), ведомый (исполнитель) и т. д.

В социологии выделяют модальный ,базисный и идеальный типы личности. Модальным называют усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Под базисным понимается тип личности, который наилучшим образом отвечает потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон личности будущего.

В разработку социальной типологии личности большой вклад внес американский социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980), который создал концепцию социального характера. По определению Э. Фромма, социальный характер - это ядро структуры характера,свойственное большинству членов определенной культуры. Значение социального характера Э. Фромм видел в том, что он позволяет наиболее эффективно адаптироваться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Классическому капитализму, по Э. Фромму, присущи такие черты социального характера, как индивидуализм, агрессивность, стремление к накоплению. В современном буржуазном обществе возникает социальный характер, ориентированный на массовое потребление и отмеченный чувством пресыщения, скуки и озабоченности. Соответственно Э. Фромм выделил четыре типа социального характера :рецептивный (пассивный), эксплуататорский , накопительский и рыночный .Все эти типы он считал неплодотворными и противопоставлял им социальный характер нового типа, способствующий формированию самостоятельной, независимой и активной личности.

В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций .

  1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо.
  2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость, критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.
  3. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм — с самодисциплиной и самоконтролем.

Показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя; взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.

Взаимосвязь, взаимозависимость личности и общества

Рассмотрим разные концепции, представленные , — М. Вебером и К. Марксом.

М. Вебер видит в роли субъекта общественной жизни только отдельных индивидов , которые действуют осмысленно. А такие социальные тотальности, как “классы”, “общество”, “государство”, по его мнению, целиком абстрактны и не могут подвергаться социальному анализу.

Другое решение данной проблемы содержит теория К. Маркса . В его понимании субъектами общественного развития являются социальные образования нескольких уровней: человечество, классы, нации, государство, семья и личность. Движение общества осуществляется в результате действий всех этих субъектов. Однако они отнюдь не равнозначны и сила их воздействия изменяется в зависимости от исторических условий. В разные эпохи как решающий выдвигается такой субъект, который является основной движущей силой данного исторического периода.

Тем не менее нужно обязательно иметь в виду, что в концепции Маркса все субъекты общественного развития действуют в русле объективных законов развития общества. Они не могут ни изменить эти законы, ни отменить их. Их субъективная деятельность либо помогает этим законам действовать свободно и тем ускоряет общественное развитие, либо мешает им действовать и тогда тормозит исторический процесс.

Как же представлена в этой теории интересующая нас проблема: личность и общество. Мы видим, что личность здесь признается субъектом общественного развития, правда, не выдвигается на первый план и не попадает в число движущих сил социального прогресса. Согласно концепции Маркса, личность не только субъект , но и объект общества . Она не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она — совокупность всех общественных отношений . Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении, оно не может быть оторвано от истории предшествующих и современных ему индивидов. Таким образом, жизнедеятельность личности в концепции Маркса всесторонне определяется обществом в виде социальных условий ее существования, наследия прошлого, объективных законов истории и т. д., хотя некоторое пространство для ее социального действия все-таки остается. Согласно Марксу, история есть и не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

А теперь вернемся в реальную действительность, жизнь современных россиян XXI в. Советское тоталитарное государство рухнуло. Возникли новые общественные условия, ценности. И оказалось, что многие люди не могут их воспринять, освоить, усвоить, найти свой новый путь в столь сложное время. Отсюда и те социальные патологии, которые являются сейчас болью нашего общества — преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийства.

Очевидно, пройдет время и люди научатся жить в новых социальных условиях, искать и находить смысл жизни, но для этого нужен опыт свободы. Она породила вакуум существования, сломав традиции, сословия и прочее, она же и научит, чем его заполнить. На Западе люди уже делают некоторые успехи в этом направлении — они дольше учились. Очень интересные идеи на этот счет высказывает австрийский ученый доктор В. Франкл. Он считает, что для человека свойственно стремиться к тому, чтобы жизнь его была осмысленной. Если смысла нет — это тяжелейшее состояние личности. Нет никакого общего для всех людей смысла жизни, он уникален для каждого. Смысл жизни, считает Франкл, нельзя придумать, изобрести; его нужно найти, он существует объективно вне человека. Напряжение, которое возникает между человеком и внешним смыслом, — нормальное, здоровое состояние психики.

Несмотря на то, что смысл жизни каждого уникален, путей, которыми человек может сделать свою жизнь осмысленной, не так уж и много: что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); что мы берем от мира (в смысле переживаний, ценностей); какую позицию мы занимаем по отношению к судьбе, если не можем ее изменить. В соответствии с этим можно выделить три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживаний и ценности отношений. Реализация ценностей (или хотя бы одной из них) может помочь осмыслить человеческую жизнь. Если человек делает что-то сверх предписанных обязанностей, привносит что-то свое в работу, то это уже осмысленная жизнь. Однако смысл жизни может дать и переживание, например, любовь. Даже одно-единственное ярчайшее переживание сделает осмысленной прошлую жизнь. Но глубже третья группа ценностей — ценности отношения. К ним человек вынужден прибегать тогда, когда не может изменить обстоятельства, когда попадает в экстремальную ситуацию (безнадежно болен, лишен свободы, потерял любимого человека и т. п.). При любых обстоятельствах человек может занять осмысленную позицию, ибо жизнь человека сохраняет свой смысл до конца.

Вывод можно сделать достаточно оптимистический: несмотря на духовный кризис у многих людей современного мира, выход из этого состояния все-таки найдется по мере того, кaк люди будут осваивать новые свободные формы жизни, возможности самореализации своих способностей, достижения жизненных целей.

Самореализация личности, как правило, происходит не в одном, а в нескольких видах деятельности. Кроме профессиональной деятельности, большинство людей стремятся создать крепкую семью, иметь хороших друзей, интересные увлечения и т. д. Все разнообразные виды деятельности ицели в совокупности создают своего рода систему ориентирования личности на долгосрочную перспективу. Исходя из этой перспективы индивид выбирает соответствующую жизненную стратегию (общее направление жизненного пути).

Жизненные стратегии можно условно разделить на три основные типа:

  1. стратегия жизненного благополучия — стремление создать благоприятные условия жизни, заработать очередной миллион;
  2. стратегия жизненного успеха — стремление получить очередную должность, очередное звание, покорить очередную вершину и т. п.;
  3. стратегия жизненной самореализации — стремление максимально развить свои способности в определенных видах деятельности.

Выбор той или иной жизненной стратегии зависит от трех основных факторов:

  • объективных социальных условий, которые общество (государство) может предоставить личности для ее самореализации;
  • принадлежности индивида к той или иной социальной общности (классу, этносу, социальному слою и т. д.);
  • социально-психологических качеств самой личности.

Например, большинство членов традиционного или кризисного общества, в которых проблема выживания является главной, вынуждены придерживаться стратегии жизненногоблагополучия. В демократическом обществе с развитымирыночными отношениями наиболее популярной является стратегия жизненного успеха . В социальном обществе (государстве),в котором для подавляющего большинства граждан решеныосновные социальные проблемы, весьма привлекательной может быть стратегия жизненной самореализации .

Жизненная стратегия может быть выбрана индивидом однажды и на всю жизнь, а может меняться в зависимости от техили иных обстоятельств. Так, индивид в полной мере реализовал стратегиюжизненного успеха и решил ориентироваться на новую стратегию или индивид вынужден отказаться от ранее избранной стратегии(потерявший работу ученый, обанкротившийся бизнесмен, уволенный в отставку военный и т. д.).

Некоторые люди путают это понятие со статусом. Но данные термины означают совершенно разные проявления. Понятие роли ввел психолог Т. Парсонс. Использовали его в своих работах К. Хорни и И. Гофман. Они раскрыли характеристики понятия более подробно и провели интересные исследования.

Социальная роль - что это?

Согласно определению, социальная роль - это поведение, которое общество сочло приемлемым для людей, находящихся в том или ином статусе. Социальные роли человека меняются, в зависимости от того, кем он является в данный момент. Сыну или дочери общество предписывает вести себя одним образом, нежели, допустим, работнику, матери или женщине.

Что входит в понятие социальная роль:

  1. Поведенческие реакции человека, его речь, действия, поступки.
  2. Внешний вид индивида. Он тоже должен соответствовать нормам общества. Мужчина, одетый в платье или юбку в ряде стран будет восприниматься негативно, ровно, как и начальник офиса, приходящий на работу в грязной робе.
  3. Мотивация индивида. Окружение одобряет и негативно реагирует не только на поведение человека, но и на его внутренние устремления. Мотивы оцениваются исходя из ожиданий других людей, которые выстраиваются на общепринятом понимании. Невеста, выходящая замуж из-за материальных выгод, в определенных обществах будет восприниматься негативно, от нее ждут любви и искренних чувств, а не меркантильности.

Значение социальной роли в жизни человека

Изменение поведенческих реакций может дорого обойтись индивиду. Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей, не оправдывая их, мы рискуем остаться изгоями. Человек, решившийся нарушить эти своеобразные правила, вряд ли выстроит отношения с остальными членами общества. Его будут осуждать, пытаться изменить. В ряде случаев такой индивид воспринимается как психически ненормальный, хотя врач такого диагноза не ставил.


Признаки социальной роли

Данное понятие связывается еще и с профессией и видом деятельности человека. Это тоже влияет на то, в чем проявляется социальная роль. От студента ВУЗа и от школьника мы ждем разного внешнего вида, речи и поступков. Женщина, в нашем понимании, не должна делать того, что входит в понятие нормального поведения мужчины. А врач не имеет права поступать в рабочей обстановке так же, как будет действовать продавец или инженер. Социальная роль в профессии проявляется во внешнем виде, употреблении терминов. Нарушая данные правила можно прослыть плохим специалистом.

Как связаны социальный статус и социальная роль?

Эти понятия обозначают совершенно разные вещи. Но при этом, социальные статусы и роли связаны очень тесно. Первое дает человеку права и обязанности, второе, поясняет, какого поведения ждет от него общество. Мужчина, ставший отцом, должен содержать своего ребенка, и предполагается, что он станет уделять время на общение с отпрыском. Ожидания окружения в этом случае могут быть очень точными или размытыми. Это зависит от культуры страны, где проживает и воспитывается человек.

Виды социальных ролей

Психологи подразделяют понятие на 2 основные категории – межличностные и связанные со статусом. Первые связаны с эмоциональными отношениями – лидер, любимчик в коллективе, душа компании. Социальные роли личности, зависимые от официального положения, больше определяются профессией, видом деятельности и семьей – муж, ребенок, продавец. Эта категория обезличена, поведенческие реакции в них определены четче, чем в первой группе.

Каждая социальная роль отличается:

  1. По степени ее формализации и масштабу. Есть те, где поведение прописано очень четко и те, где ожидаемые поступки и реакции окружением описываются размыто.
  2. По способу получения. Достигаемые часто связаны с профессией, присвоенные с семейным положением, физиологическим характеристиками. Пример первой подгруппы – юрист, лидер, а второй – женщина, дочь, мать.

Индивидуальная роль

У каждого человека есть одновременно несколько функций. Выполняя каждую из них, он вынужден вести себя определенным образом. Индивидуальная социальная роль личности связана с интересами и мотивами человека. Каждый из нас воспринимает себя несколько отличительно от того, как нас видят другие люди,поэтому собственная оценка поведения и восприятие его другими людьми может сильно расходиться. Допустим, подросток может считать себя вполне зрелым, имеющим право принимать ряд решений, но для родителей он все еще будет ребенком.


Межличностные роли человека

Эта категория связана с эмоциональной сферой. Такая социальная роль человека присваивается ему зачастую определенной группой людей. Индивид может считаться весельчаком, любимчиком, лидером, неудачником. Исходя из восприятия личности группой, окружение ожидает от человека некого стандартного реагирования. Если предполагается, что подросток является не только сыном и учеником, но еще и балагуром и хулиганом, его поступки будут оцениваться через призму этих неофициальных статусов.

Социальные роли в семье тоже бывают межличностными. Нередки ситуации, когда один из детей имеет статус любимчика. В этом случае конфликты между детьми и родителями становятся явно выраженными и возникают чаще. Психологи советуют избегать присвоения межличностных статусов внутри семьи, ведь в этой ситуации ее члены вынуждены перестраивать поведенческие реакции, что приводит к изменению личности, причем не всегда в лучшую сторону.

Новые социальные роли молодежи

Они появились в связи с изменением общественного уклада. Развитие интернет-общения привело к тому, что социальные роли молодежи изменились, стали более вариативными. Развитие тоже способствовало этому. Современные подростки все больше ориентируются не на официальные статусы, а на те, что приняты в их обществе – панк, вейпер. Присвоение такого восприятия может быть групповым и индивидуальным.

Современные психологи утверждают, что поведение, считающееся нормальным для окружения, присуще не здоровой личности, а невротику. С этим фактом они связывают все больше увеличивающееся количество людей, которые не и вынуждены обращаться к специалистам за получением помощи.