Сравнительная характеристика пейзажной лирики фета и тютчева. Сравнительный анализ стихов фета и тютчева

На мой взгляд, поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» - это произведение не о юном послушнике, а о молодом мятежнике, пожертвовавшем жизнью ради свободы. Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.

Еще маленьким мальчиком Мцыри был пленен и увезен из родного села, от друзей и близких. Однако ни тяготы пути, ни тяжелая болезнь не смогли укротить его свободолюбивой души: Он был, казалось, лет шести; Как серна гор, пуглив и дик.

И слаб и гибок, как тростник. Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов. Никогда не покидала взрослеющего юношу мысль о свободе, о возвращении на родину. Хотя, казалось бы, на что молодому горцу было жаловаться? Монах, приютивший мальчика, вылечил его, дал кров и пищу, всячески заботился. Однако мечты и воспоминания звали юного послушника прочь «от келий душных и молитв».

Ему хотелось любить и ненавидеть, побеждать и терпеть поражение, страдать и быть счастливым. Стремление стать свободным неукротимо влекло его В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Только жизнь, наполненная страстью и борьбой, имела смысл для Мцыри. Он сокрушался о том, что годы, проведенные в «сумрачных стенах» монастыря прошли бесплодно, и в результате он превратился в человека, который «душой - дитя, судьбой - монах». Осуществив свою давнюю мечту, Мцыри бежал из монастыря в надежде отыскать дорогу, которая приведет его на родину. Счастье освобождения длилось всего три дня.

В беседе с монахом Мцыри признается, что его жизнь Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Юный послушник не сумел добраться до родных мест, а раны, полученные им в схватке с барсом, оказались смертельными. Мцыри, вернувшийся назад к ненавистным кельям, считал, что потерпел полное поражение. Однако мне его смерть кажется настоящим освобождением.

Вот почему финал поэмы не трагичен, а торжественен. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остатки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди развалин и могильных плит, он увидел дряхлого старика, который рассказал поэту о своей судьбе. Будучи ребенком, он попал в плен. Мальчик тосковал по родине и страстно мечтал вернуться.

Но рутинная жизнь монастыря постепенно приглушила тоску. Пленник втянулся в однообразную жизнь послушника и так и не смог осуществить заветную мечту.

М. Ю. Лермонтов в течение десяти лет до этого события вынашивал идею создания поэмы об иноке, рвущемся на свободу. И рассказ старика был настолько созвучен с мыслями поэта, что помог воплотить замысел в замечательную поэму «Мцыри». Только в отличие от прототипа, Мцыри хотя бы сделал попытку вырваться из прочных стен устоявшейся монастырской жизни.

Повествование ведется в форме монолога, поэтому читатель особенно остро ощущает отчужденность мальчика, его отстраненность от дел житейских, его воспоминания о родине - теплой, яркой, светлой, не идущей ни в какое сравнение с серой, тихой, угрюмой жизнью в теперешней его обители. В первой главе поэмы особенно видны трагические противоречия между душевной силой юноши и жизненными обстоятельствами, загнавшими его в тесные рамки монастырской жизни.

И вот, когда юноша должен принять обет, под покровом ночи он исчезает. Он отсутствует три дня. Его находят изможденным и обессиленным. «И близок стал его конец;/ Тогда пришел. к нему чернец». Начинается предсмертная исповедь - одиннадцать глав, повествующих о трех днях свободы, вместивших всю трагедию и все счастье его жизни. Исповедь Мцыри превращается в проповедь, спор с духовником о том, что добровольное рабство ниже, чем «чудесный мир тревог и битв», открывающийся свободой.

Мцыри не раскаивается в содеянном, не говорит о греховности своих желаний, мыслей и поступков. Как сон, перед Мцыри встал образ отца, сестер, и он попытался найти дорогу домой. Три дня он жил и наслаждался дикой природой. Он наслаждался всем, чего был лишен, - гармонией, единением, братством. Девушка-грузинка, встретившаяся ему, тоже часть свободы и гармонии, слившейся с природой, но он сбивается с дороги домой. На своем пути Мцыри встретил барса. Юноша уже ощутил всю силу и радость свободы, увидел единство природы и вступает в бой с одним из ее творений.

Это было равное соперничество, где каждое живое существо отстаивало право делать то, что предписано ему природой. Мцыри победил, получив при этом смертельные раны от когтей барса. Его находят в бессознательном состоянии. Придя в себя, Мцыри не страшится смерти, он опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. Мцыри, увидевший красоту жизни, не жалеет о кратковременности своего пребывания на земле, он осуществил попытку вырваться из пут, его дух не сломлен, в умирающем теле живет свободная воля.

М. Ю. Лермонтов этой поэмой дал понять нам, что стремления людей выполнимы, надо только страстно желать чего-нибудь и не бояться сделать решительный шаг. Многие, как повстречавшийся Лермонтову старик, не находят в себе сил совершить попытку вернуть себе свободу.

Лирический герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова — Мцыри, является яркой личностью. Его история не может оставить читателя равнодушным. Главным мотивом данного произведения является, безусловно, одиночество. Оно сквозит во всех мыслях Мцыри. Он тоскует по Родине, о своих горах, об отце и сестрах.

Это история о мальчике шести лет, который попадает в заключение к одному из русских генералов, который увез его из аула. Малыш, в связи с трудностями переезда и из-за тоски по родным тяжело заболел, и его приютили в монастыре, воспитали и вылечили монахи. Но главный герой остается одинок, не смотря ни на что. Он тяготится монашеской долей, его душа рвется к жизни, он не хочет надеяться на Бога. Серые стены монастыря давят на него, монахи не говорят ни единого слова, кроме унылых проповедей и молитв, молодому человеку скучно и тесно здесь. Кроме того, его одиночество абсолютное, нет даже родственников, которые бы его ждали или искали. Они наверняка даже не знают, что он жив.

Мцыри вынужденно одинок, не по своей воле. Он мечтает о другой жизни — полной переживаний и тревог, тяготится своим существованием в монастыре, устал от однообразия и скуки. Тоска по свободе побуждает его начать другой путь. Его детское нутро, которое одержало верх над разумом, побуждает его бежать из опостылевшего монастыря. И вот, он ощущает пьянящий дух свободы. Он сбежал из душной кельи, которая душила его свободу, на природу. Это для Мцыри одно и то же — свобода и природа. Он как никто ощущает ее красоту и вольность. и Родина для него — тот великолепный мир, куда стремится душа героя, вырываясь из плена монастыря.

В этой поэме автор применяет свой излюбленный прием контраста — противопоставления двух миров — описывает великолепие и красоту одного, и убожество, мрачность и скуку другого. Мцыри, находясь за стенами монастыря, стремится к нему со всей своей нерастраченной силой. И оказавшись на воле, совершив побег, вдыхает этот пьянящий дух свободы всей грудью.

Стремления лирического героя вполне себе благородны. Он борется для того, чтобы наконец найти свое счастье, покой, обрести смысл жизни. Мцыри хочет найти хоть какого-то человека, только бы он не был монахом. Он бежит из монастыря, из этой трясины, каким он является для героя. В итоге, он обретает успокоение. Покой смерти! Герой, который искал свободу и счастье в жизни, через три дня оказывается вновь у обиталища монахов. В итоге он погибает. Это вполне закономерный исход. Ведь только смерть спасает его от разочарования в собственном порыве. Последним требованием Мцыри было желание быть погребенным вне территории монастыря. Таким образом, он, хоть и после смерти, но все же обрел долгожданную свободу, которую так долго ждал и получил слишком поздно, уже не в жизни этой.

Лейтмотивом этой поэмы является и следующий посыл Лермонтова к читателю — нельзя никогда сдаваться, нужно бороться за свою судьбу, искать счастье, и пусть невыносимо дорогой ценой, но вы обязательно добьетесь своего.

    • Романтическим эпосом называли поэму «Мцыри» литературные критики. И это действительно так, ибо в центре поэтического повествования – свободолюбивая личность главного героя. Мцыри – романтический герой, окруженный «ореолом избранности и исключительности». Ему присуща необычайная внутренняя сила и мятежность духа. Эта незаурядная личность от природы непреклонна и горда. В детстве Мцыри терзал «мучительный недуг», который сделал его «слабым и гибким, как тростник». Но это только внешняя сторона. Внутри же он […]
    • Чем же так необычен Мцыри? Своей сосредоточенностью на огромной, колоссальной страсти, своей волей, своим мужеством. Его тоска по родине приобретает какие-то вселенские, выходящие за привычные человеческие мерки, масштабы: За несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве шрал, Я б рай и вечность променял. Натура гордая, неизмеримо-глубокая... Такие герои привлекают писателей романтиков, которые склонны искать в жизни скорее исключительное, чем обыкновенное, «типическое». Человек, который […]
    • Поэма «Мцыри» написана абсолютно в духе М.Ю.Лермонтова и отражает главную направленность тематики всего творчества автора: романтичные и мятежные настроения, скитания, поиски истины и смысла, вечное стремление к чему-то новому и захватывающему. Мцыри – молодой монах, предпринявший попытку сбежать от службы и начать вольную жизнь. Важно отметить, что бежал он не потому, что к нему плохо относились или ему приходилось жить в неблагоприятных условиях. Как раз наоборот, монахи его спасли, когда он был еще мальчиком, […]
    • В первую очередь, произведение "Мцыри" отображает мужество и стремление к свободе. Любовный мотив присутствует в поэме только в единственном эпизоде - встреча молодой грузинки и Мцыри около горного потока. Однако, несмотря на сердечный порыв, герой отказывается от собственного счастья ради свободы и родины. Любовь к отчизне и жажды воли становятся для Мцыри главнее других жизненных событий. Лермонтов отобразил образ монастыря в поэме как образ тюрьмы. Главный герой воспринимает монастырские стены, душные кельи […]
    • Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее: И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. […]
    • Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы ― это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Герой так жадно вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно […]
    • В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― образ юноши‑горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он «хотел во цвете лет изречь монашеский обет». Сам же Мцыри скажет потом, что он «знает одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Не понимая внутренних стремлений Мцыри, монахи оценивали свое отношение к […]
    • Поэма 1839 г. «Мцыри» ― одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой. Герой поэмы ― могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»: Таких […]
    • Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
    • Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей. Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные […]
    • В любом качественном произведении судьба героев связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его «продуктом». Наглядно мы видим это в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель на примере жизни типичного человека этой эпохи показывает образ целого поколения. Безусловно, Печорин - представитель своего времени, в его судьбе отразилась трагедия этого поколения. М.Ю.Лермонтов первым создал в русской литературе образ "потерянного" […]
    • Историю жизни Печорина рассказывает читателю Максим Максимыч. Психологический портрет, набросанный путешественником, прибавляет к рассказу о жизни Печорина несколько характерных штрихов. Память Максима Максимыча запечатлела отдельные исповеди героя, благодаря чему биография «героя времени» приобрела необычайную убедительность. Печорин принадлежал к высшему петербургскому обществу. Юность его прошла в удовольствиях, которые можно достать за деньги, и они ему скоро опротивели. Светская жизнь с ее обольщениями тоже […]
    • Итак, «Герой нашего времени» - психологический роман, то есть новое слово в русской литературе девятнадцатого века. Это действительно особенное произведение для своего времени - оно имеет поистине интересную структуру: кавказская новелла, путевые заметки, дневник.... Но все- таки главная цель произведения - раскрытие образа необычного, на первый взгляд, странного человека- Григория Печорина. Это и в самом деле необыкновенный, особенный человек. И читатель это прослеживает в течение всего романа. Кто же такой […]
    • «Дума» - одно из таких стихотворений, в которых скептическая и сомневающаяся мысль дворянского интеллигента выливается непосредственно и открыто, минуя сюжетные и изобразительные формы. Скепсис и отчаяние связаны с бездеятельностью и общественной трусостью, с оторванностью от конкретной борьбы. Они появляются в эпохи, когда высокое индивидуальное сознание мечется в поисках достойной жизни, но не находит ее. В такие эпохи мысль становится мученьем и единственной реальной силой, способной возвратить живого челочка […]
    • 1. Введение. Личностное отношение поэта к теме. Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это созидающее чувство”, прекрасное мгновенье”, “божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь и, в конечном счете, скептическое отношение к любви. Любить… но кого же? На время не стоит труда, А вечно любить невозможно…, («И скучно и грустно», 1840) - размышляет лирический […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    • Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышления о «странности» этой любви – становится пружиной движения […]
    • Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно‑философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
    • Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин «Пророк» Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
    • Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый […]
  • Сочинение на тему: свобода в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

    Простой воспитанник природы,

    Так я, бывало, воспевал

    Мечту прекрасную свободы

    И ею сладостно дышал.

    А. С. Пушкин

    В этой поэме есть все о том, чем богата Свобода, и многое о том, что ей мешает. Замечательно об этом сказал В. Г. Белинский: «Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он (Лермонтов) эту поэму..>

    Главный герой поэмы «Мцыри» попал в плен, когда ему было всего шесть лет. Казалось бы, что может знать о свободе такой малыш? Но, по мысли автора, человек свободен изначально, так как он дитя природы, а природа - символ свободы. В том, что герой поэмы - пленник, заложена глубокая философская мысль. А именно: свобода так же естественна для человека, как воздух, которым он дышит. Чтобы ощутить свободу, нужно хоть однажды лишиться ее, узнать неволю. Недавно я видела фильм об одном африканском племени, затерянном в бескрайней пустыне и не встречавшемся с нынешним «цивилизованным» миром. Когда представитель этого племени оказался в закрытом помещении, он чуть не умер, потому что стены были для него неестественны. Так же противна природе Мцыри была монастырская жизнь.

    Все годы заточения Мцыри мечтал вырваться на свободу. И однажды, во время страшной для монахов грозы, юноша почувствовал себя достаточно сильным для побега. Лермонтов создал эпическую картину единения освобожденного человека со свободной стихией. Душа Мцыри чувствовала себя сильной, динамичной и всемогущей, как гроза:

    Я убежал. О, я как брат Обняться с бурей был бы рад!

    Глазами тучи я следил,

    Рукою молнию ловил…

    Это был первый, огромный и освежающий глоток свободы, который вчерашний узник испил до дна. Он не сомневается, что поступил правильно, потому что именно это настоящая жизнь, а за стенами монастыря только медленное угасание:

    Скажи мне, что средь этих стен Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой,

    Меж бурным сердцем и грозой?..

    Второй глоток свободы, волнующий и нежный, юноша вкусил, когда взошло солнце. Гармоничная красота окружающей природы на время успокоила мятежную душу Мцыри, наполнила ее умиротворением:

    …Запели птички, и восток Озолотился; ветерок Сырые шевельнул листы;

    Дохнули сонные цветы,

    И, как они, навстречу дню,

    Я поднял голову мою…

    Но свобода - это не только радость и блаженство. Она посылает человеку испытания на прочность и жестоко насмехается над его слабостью. Она опасна для того, кто к ней не привык. Первое предупреждение Мцыри получил, когда утром открыл глаза:

    Мне стало страшно; на краю Грозящей бездны я лежал…

    Дни, проведенные в плену, лишили его природного чутья, которое подсказывает, с какой стороны исходит опасность. Лермонтов вообще считал, что цивилизация портит человека, ослабляет лучшие черты его натуры. А в случае, когда воспитание ребенка осуществляет неволя, надеяться на то, что он вырастет подготовленным к свободной жизни, нельзя. В схватке с барсом Мцыри пытается отстоять свое право на свободу, но, несмотря на победу, начинает понимать, что не приживется в этом мире. Обреченность слышится в его словах:

    На мне печать свою тюрьма Оставила…

    Мцыри сравнивает себя с «темничным» цветком, для которого лучи живого солнца слишком горячи. А я бы сравнила его с тем самым барсом, но только выросшим в зоопарке. Или с орлом, которому в неволе подрезали крылья. Он был обречен на поражение, но, мне кажется, испытание свободой все-таки выдержал, потому что отдал предпочтение смерти, а не жизни в неволе:

    Я мало жил, и жил в плену.

    Таких две жизни за одну,

    Но только полную тревог,

    Я променял бы, если б смог.

    В процессе рассуждений на тему свободы в поэме «Мцыри» я поняла, что в начале сочинения допустила ошибку. Конечно, эта поэма не может быть гимном страны под названием Свобода! «Мцыри» - это гимн тех, кто находится в плену неблагоприятных жизненных обстоятельств, но вопреки всему продолжает любить Свободу, стремится к Свободе и готов испытать себя в борьбе за право быть свободным человеком.

    VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ШКОЛА № 16» г.о. Самара

    Урок литературы в 10 классе

    Учитель русского языка и литературы

    Клинова Ольга Ивановна

    «Особенности поэтического мира в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета»

    Тип урока : повторно-обобщающий.

    Цель : Совершенствование читательской компетенции старшеклассников при сопоставительном анализе стихотворений А. Фета и Ф. Тютчева.

    Задачи :

    Познакомить учащихся с основными чертами творческой манеры каждого из двух поэтов.

    Развивать навыки сравнительного анализа поэтических текстов.

    Воспитывать эстетически развитого, вдумчивого читателя.

    Оборудование урока:
    Тексты стихотворений А. Фета и Ф. Тютчева, мультимедийная установка для презентации материалов к занятию: презентация включает портреты поэтов, репродукции картин И. Грабаря «Февральская лазурь», В. Борисова-Мусатова «Весна», видеофрагмент «Путешествие в Овстуг», словарную работу, высказывания великих людей о творчестве Фета и Тютчева, тестовое задание для учащихся). На уроке учащиеся звучат на фортепианнные пьесы: К. Дебюсси «Лунный свет», Э. Грига «Лирическая пьеса», Л.В.Бетховена «Соната № 14».

    Ход урока

    Установку на эмоциональное восприятие создает звучащая в начале урока фортепианная музыка (звучит мелодия Грига- музыкальная заставка урока).

    Слово учителя:

    На прошлом уроке вы познакомились с биографией Ф. И. Тютчева (1803-1873) и А.А. Фета (1920-1892). Они были современниками, Тютчев старше на 17 лет. Их имена часто ставят рядом, хотя в их творчестве больше различий, чем сходства.

    «Эта книжка небольшая томов премногих тяжелей»,- так отзывался А. Фет о вышедшем из печати сборнике стихов Ф. Тютчева.

    -« О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии»,- это мнение И. С. Тургенева.
    - А вот как сказал самый авторитетный в литературе человек - Л. Толстой: «Когда-то Тургенев и Некрасов едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато, когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта».

    А. Фет считал: «Поэт – тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит».

    П. И. Чайковский отмечал необычайную музыкальность лирики Фета: «Фет в лучшие свои минуты выходит из, пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область». –

    «Все торжество гения, не вмещенное Тютчевым, вместил Фет», - под этим высказыванием поэта начала ХХ века А. Блока, наверное, могли бы подписаться многие.

    Вы в течение одной недели должны были самостоятельно познакомиться с рядом стихотворений Фета и Тютчева, предложенных учителем. Каковы основные темы и мотивы произведений обоих поэтов? Кто мне ближе и почему? Эти вопросы домашнего задания были направлены на выявление первичного читательского восприятия. (Приводятся примеры наиболее интересных ответов, кратко анализируются). Постараемся вместе углубить ваше понимание художественных произведений обоих поэтов, сопоставляя близкие по тематике тексты, ибо именно в сравнении часто выявляются существенные признаки. И помните, что хороший читатель – это тот, кто способен глубоко чувствовать и анализировать, или, как сказал Александр Сергеевич Пушкин, «мыслить и страдать».
    Перед вами два текста:

    Ф. Тютчев

    Чародейкою Зимою

    Околдован, лес стоит –
    И под снежной бахромою,
    Неподвижной, немою,
    Чудной жизнью он блестит.

    И стоит он, околдован, -
    Не мертвец и не живой –
    Сном волшебным очарован,
    Весь опутан, весь окован
    Легкой цепью пуховой…

    Солнце зимнее ли мещет
    На него свой луч косой –
    В нем ничто не затрепещет,
    Он весь вспыхнет и заблещет
    Ослепительной красой.

    А. Фет
    Какая грусть! Конец аллеи
    Опять с утра исчез в пыли,
    Опять серебряные змеи
    Через сугробы поползли.

    На небе ни клочка лазури,
    В степи все гладко, все бело,
    Один лишь ворон против бури
    Крылами машет тяжело.

    И на душе не рассветает,
    В ней тот же холод, что кругом,
    Лениво дума засыпает
    Над умирающим трудом.

    А все надежда в сердце тлеет,
    Что, может быть, хоть невзначай,
    Опять душа помолодеет,
    Опять родной увидит край,

    Где бури пролетают мимо,
    Где дума страстная чиста –
    И посвященным только зримо
    Цветет весна и красота.

    Прослушайте две мелодекламации: эти стихотворения прозвучат в исполнении двух учениц и в сопровождении фортепианной музыки. Музыка помогает чтецу донести до слушателей настроение лирического героя стихотворения, а у слушателей вызывает свои эмоции и ассоциации. (Звучат две мелодекламации. Музыкальный фон – пьесы «Лунный свет» К. Дебюсси и «Лунная соната» Л. В. Бетховена). Ученица, подбиравшая музыку, объясняет свой выбор тем, что музыка Дебюсси родственна импрессионизму, в ней есть динамика чувства, переданы оттенки настроения, как и в стихотворении Фета, а мелодия «Лунной сонаты» Бетховена завораживает своей таинственностью, как и стихотворение Тютчева).

    Работа с текстами

    Сравните душевное состояние лирическогогероя каждого стихотворения. Статично оно или динамично, т.е. меняется ли на протяжении стихотворения? (Фет : от уныния – к надежде и мечте Тютчев : созерцательность; это состояние наблюдения и размышления)

    В классической русской литературе традиционно противопоставляются ум и сердце, чувство и разум. Каково соотношение чувства и мысли в стихах Тютчева и Фета? (Фет: преобладает чувство . Тютчев: преобладает мысль ).

    Подчеркните ключевые слова и примыкающие к ним в каждом стихотворении, подумайте, как они помогают осознать видение мира лирического героя Фета и Тютчева. (Фет: весна, красота , мечта, надежда, душа, цветет, помолодеет. Тютчев: Чародейка, Зима, чудная жизнь , очарован, неподвижная, немая.)

    Подберите эпитет к слову «грусть» и объясните, почему Зима – существительное собственное. (У Фета грусть сладкая, прекрасная, как у Пушкина -«печаль светла» (оксюморон ); даже в печали есть красота, это «радость страдания». У Тютчева природа одухотворена, используется прием олицетворения ).

    Каким видит мир лирический герой Фета и лирический герой Тютчева? (Фет: мир прекрасный, таинственный и очень красивый, лирический герой любуется этой красотой – обращаем внимание на эмоциональную живописную деталь - метафору: «серебряные змеи»; он любит этот мир. Тютчев : мир загадочный, таинственный).

    Подведем некоторые итоги: как соотносятся человек и природа у Тютчева и Фета? Может ли человек постичь тайну природы? (Фет : «посвященным только зримо цветет весна и красота».Тютчев : тайна природы непостижима для человека.)
    -Иллюстрацией к какому из прочитанных стихотворений могла бы быть картина И. Грабаря «Февральская лазурь? Почему? (Это Фет, т.к. мир такой же светлый; радость жизни, любование красотой, сильное эмоциональное впечатление сближают художника и поэта).

    Послушайте впечатление от этой картины одного из любителей живописи: «Как стремительно энергичны и одновременно грациозны вертикальные линии стволов и веером расходящиеся лучи веток; как ослепительна белизна берез и синева снега; как пронзительно светозарна вся картина, залитая радостной, певучей голубизной! Насколько явственно и музыкально выражено в ней настроение, впечатление художника, испытавшего истинное потрясение от зрелища фантастической красоты, открытого ему природой! Душа художника и душа зрителя, кажется, не могут не устремиться ввысь, в звенящую бездонную лазурь ликующих небес »

    Видение мира Тютчева пантеистично (пантеизм- отождествление природы и бога). Лирику Тютчева называют натурфилософской (натурфилософия – философия природы).
    -В каких стихах Тютчева, прочитанных самостоятельно, есть размышление о тайне природы или ярко проявляется натурфилософское и пантеистическое видение мира?

    Ф. Тютчев
    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик –
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…

    Ф. Тютчев
    Природа – сфинкс. И тем она верней
    Своим искусом губит человека,
    Что, может статься, никакой от века
    Загадки нет и не было у ней.

    Ф. Тютчев
    Обвеян вещею дремотой,
    Полураздетый лес грустит…
    Из летних листьев разве сотый,
    Блестя осенней позолотой,
    Еще на ветви шелестит.

    Гляжу с участьем умиленным,
    Когда, пробившись из-за туч,
    Вдруг по деревьям испещренным,
    С их ветхим листьям изнуренным,
    Молниевидный брызнет луч.

    Как увядающее мило!
    Какая прелесть в нем для нас,
    Когда, что так цвело и жило,
    Теперь. Так немощно и хило,
    В последний улыбнется раз!..

    - Какие стихи Фета, прочитанные вами самостоятельно, передают эстетический восторг перед красотой мира и способность лирического героя слиться с природой в единое целое?

    А. Фет
    Учись у них - у дуба, у березы
    Кругом зима. Жестокая пора,
    Напрасные на них застыли слезы,
    И треснула, сжимаяся, кора.

    Все злей метель и с каждою минутой
    Сердито рвет последние листы,
    И за сердце хватает холод лютый;
    Они стоят, молчат; молчи и ты!

    Но верь весне. Ее промчится гений,
    Опять теплом и жизнию дыша.
    Для ясных дней, для новых откровений
    Переболит скорбящая душа.

    А. Фет
    Я пришел к тебе с приветом
    Рассказать, что солнце встало,
    Что оно горячим светом
    По листам затрепетало;

    Рассказать, что лес проснулся,
    Весь проснулся, веткой каждой,
    Каждой птицей встрепенулся
    И весенней полон жаждой;

    Рассказать, что с той же страстью,
    Что вчера, пришел я снова,
    Что душа все так же счастью
    И тебе служить готова;

    Рассказать, что отовсюду
    На меня весельем веет,
    Что не знаю сам, что буду
    Петь – но только песня зреет.

    Послушайте стихотворение Фета «В дымке-невидимке», Л. Н. Толстой в письме к Фету так выразил свое впечатление от него: «Стихотворение ваше крошечное прекрасно. Это новое, никогда не уловленное прежде чувство боли от красоты выражено прелестно».

    В дымке – невидимке
    Выплыл месяц вешний,
    Цвет садовый дышит
    Яблонью,черешней..

    Так и льнет, целуя
    Тайно и нескромно.
    И тебе не грустно?
    И тебе не томно?

    Истерзался песней
    Соловей без розы.
    Плачет старый камень,
    В пруд роняя слезы.
    Уронила косы
    Голова невольно.
    И тебе не томно?
    И тебе не больно?

    Сравним еще два стихотворения:

    А.Фет
    Шепот, робкое дыханье,
    Трели соловья,
    Серебро и колыханье
    Сонного ручья,

    Свет ночной, ночные тени,
    Тени без конца,

    Ряд волшебных изменений

    Милого лица,

    В дымных тучках пурпур розы,
    Отблеск янтаря,
    И лобзания, и слезы,
    И заря, заря!

    Ф. Тютчев

    О чем ты воешь, ветр ночной?
    О чем ты сетуешь безумно?
    Что значит странный голос твой,
    То глухо жалобный, то шумно?
    Понятным сердцу языком

    Твердишь о непонятной муке –
    И роешь, и взрываешь в нем
    Порой неистовые звуки!..

    О, страшных песен сих не пой
    Про древний хаос, про родимый!
    Как жадно мир души ночной
    Внимает повести любимой!

    Из смертной рвется он груди,
    Он с беспредельным хочет слиться!..
    О, бурь заснувших не буди –
    Под ними хаос шевелится.

    Сравните масштаб изображаемого в двух стихотворениях. (Фет : фиксация внимания на мелких, едва уловимых деталях. Можно ли эти детали сфотографировать? – нет! Все постоянно меняется, переливается, трудно уловить и зафиксировать оттенки, отблески, переливы. Тютчев : космический масштаб, беспредельность, это размышление, стремление постичь тайну мироздания).

    Сопоставьте синтаксические особенности двух стихотворений. Как они связаны с воплощением авторской позиции ? (Фет: одно длинное предложение, состоящее из «нанизанных» на «стержень эмоции» назывных, не ни одного глагола, т. к. важны не действия, но чувства взволнованности, эстетического восторга перед красотой человеческих отношений и красотой природы. Тютчев: Риторические вопросы и восклицания передают напряженность мысли и чувства –«мыслящее чувство»)

    Найдите ключевые образы стихотворений (Фет: нет ключевых образов, есть ряд равнозначных подробностей. Чей шепот? Чье дыханье? Это шепот человека или шепот листвы, самой природы? Человек и природа нераздельно слиты. Каков образ возлюбленной? Он «размыт», нет определенных черт лица, лирического героя волнует «ряд волшебных изменений милого лица». Поэт передает неуловимые душевные движения, тайна этого мира, как и тайна чувств человека – в движении, изменчивости, тонких оттенках и полутонах, запечатлеть эту смену мгновений может лишь посвященный.)

    Для какого направления искусства конца 19- начала 20 века характерно стремление запечатлеть мир в его подвижности, изменчивости, передать впечатление художника-творца, а не реалии действительности? (Импрессионизм. Сегодня на уроке звучала пьеса К. Дебюсси, вы видели репродукцию картины И. Грабаря. И композитор, и художник – яркие представители импрессионизма в живописи и музыке).

    Посмотрите на репродукцию картины русского художника

    В.Борисова – Мусатова «Весна». Согласны ли вы, что это удачная иллюстрация к сборнику стихов Фета? Что общего со стихами Фета можно заметить в этом произведении? (Тема весны, красоты и любви; эмоциональность пейзажа, выражение мечты о прекрасном мире, где человек находится в гармонии с природой).

    Назовите ключевые слова и примыкающие к ним в стихотворении Тютчева. Определите их стилистическую окраску (ночь, ветер, хаос , неистовые, страшных песен, мука, смертной груди, беспредельное. Высокая стилистическая окраска, что характерно для философских размышлений и сущем, онтологическом. Хаос – понятие античной философии, обозначающее первобытное состояние природы.

    Какие понятия можно поставить в один ряд в качестве контекстных синонимов с понятием «хаос» (страх, смерть, бездна, ночь, ветер).

    Найдите контрастные понятия или контекстные антонимы в стихотворении, запишите их парами (глухо - шумно, понятный - непонятный, страшных - родимый, смертное – беспредельное).

    Что же мучит человека, вышедшего из «древнего хаоса родимого»? Каково мироощущение лирического героя? Что передает прием антитезы? (Трагическое мироощущение порождено тем, что загадка мироздания, тайна бытия осмыслена как роковая , она и влечет, и страшит человека, его мучит сознание трагичности собственного существования в этой вселенной).

    Вспомните другие стихи Тютчева, в которых природа – это часть космоса, а существование человека и человечества трагично, даже катастрофично:

    ПОСЛЕДНИЙ КАТАКЛИЗМ

    Когда пробьет последний час природы,
    Состав частей разрушится земных:
    Все зримое опять покроют воды,

    И божий лик изобразится в них!

    -«Последний катаклизм», кажется, о разрушении мира, конце света, а, может быть, перед нами первый акт нового творения Бога, ибо образ всему дает Бог?

    Ф. Тютчев
    Как океан объемлет шар земной,
    Земная жизнь кругом объята снами;
    Настанет ночь – и звучными волнами
    Стихия бьет о берег свой.

    То глас ее: он нудит нас и просит…
    Уж в пристани волшебной ожил челн;
    Прилив растет и быстро нас уносит
    В неизмеримость темных волн.

    Небесный свод,
    горящий славой звездной,

    Таинственно глядит из глубины,-

    И мы плывем, пылающею бездной
    Со всех сторон окружены.

    Послушайте профессиональное исполнение этого стихотворения в записи. (видеозапись: «Как океан…») Как видеоряд помогает прочувствовать стихотворение? (Мы ощущаем масштабность, космизм лирика Тютчева.)

    Ночь. Беспредельное звездное небо. Этот видеоряд выбран не случайно. М говорили, что тайна бытия непостижима у Тютчева, но ночью срывается покров с этой тайны:

    И тайна нам обнажена
    Своими страхами и мглами,
    И нет преград меж ней и нами,
    Вот почему нам ночь страшна.
    («День и ночь»)

    Мы рассмотрели общую для обоих поэтов проблему взаимоотношений человека и природы, места человека в мире. А какова роль любви в этом мире?
    Сравним еще два стихотворения.

    А.Фет
    Я тебе ничего не скажу,
    Я тебя не встревожу ничуть,
    И о том, что я молча твержу,
    Не решусь ни за что намекнуть.

    Целый день спят ночные цветы,
    Но лишь солнце за рощу зайдет,
    Раскрываются тихо листы
    И я слышу, как сердце цветет.

    И в больную усталую грудь
    Веет влагой ночной… я дрожу,
    Я тебя не встревожу ничуть,
    Я тебе ничего не скажу.

    Ф. Тютчев
    ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Любовь, любовь – гласит преданье-
    Союз души с душой родной –
    Их съединенье, сочетанье,
    И роковое их слиянье,
    И… поединок роковой …

    И чем одно из них нежнее

    В борьбе неравной двух сердец,
    Любя, страдая, грустно млея,
    Оно изноет наконец…

    Передайте словами душевное состояние лирического героя (Фет: душевный трепет . Тютчев: страдание ).

    Что вызывает душевный трепет? (Красота природы, чувство любви

    Что необычного в строке «И я слышу, как сердце цветет»? Как называется этот прием? (Метафора основана на явлении синестезии (греч: совместное чувство, одновременное ощущение) - дополнительно возникающие зрительные или слуховые ощущения (например, «цветной слух»). Цветение сердца – это выражение духовного единения с природой, так выражено чувство, пронзительное до содрогания.

    Как композиция помогает передать внутренне состояние лирического героя? («Зеркальная композиция помогает воплотить идею гармонии, благодаря такой композиции, читатель испытывает сильное эмоциональное воздействие стихотворения).

    Послушайте стихотворение, в котором причудливые, завораживающие метафорические образы основаны на явлении синестезии. Понаблюдайте над звукописью стихотворения. Какова ее роль?

    ПЕВИЦЕ
    Уноси мое сердце в звенящую даль,
    Где как месяц за рощей печаль;
    В этих звуках на жаркие слезы твои
    Кротко светит улыбка любви.

    О дитя! Как легко средь незримых зыбей
    Доверяться мне песне твоей:
    Выше, выше плыву серебристым путем,
    Будто шаткая тень за крылом.

    Уноси ж мое сердце в звенящую даль.
    Где кротка, как улыбка, печаль,
    И все выше помчусь серебристым путем
    Я, как шаткая тень за крылом.

    (Аллитерация на звуки З. С, Ц создает сложные звуковые, зрительные и эмоциональные ассоциации; ассонанс на звуки И, Э, А придает напевность, мелодичность стихотворению. Многие стихи Фета стали романсами, которые, по словам С. Щедрина, поет вся Россия).
    -Вернемся к стихотворению Тютчева. Что вызывает страдания лирического героя? (противоречия любви, мучения, неизбежные в отношениях двух людей. Какой образ является ключевым? «Поединок роковой » двух сердец. Почему же любовь так трагична? Не поможет ли это понять другое стихотворение Тютчева:

    О вещая душа моя!
    О сердце, полное тревоги,
    О, как ты бьешься на пороге
    Как бы двойного бытия!..

    Так, ты жилица двух миров,
    Твой день - болезненный и страстный,
    Твой сон – пророчески- неясный,
    Как откровения духов…

    Пускай страдальческую грудь
    волнуют страсти роковые,-
    Душа готова, как Мария,
    К ногам Христа навек прильнуть.

    Какова душа человека? Она тоже тайна, загадка, она разрывается от мучительных, неразрешимых противоречий).

    Почему же человеческая любовь так трагична? (Это объясняется противоречивостью человеческой души).

    Сегодня мы лишь прикоснулись к двум беспредельным мирам. Один из них – Фет, другой – Тютчев. Итоги сейчас подводить рано, но прошу вас выполнить небольшое задание, своеобразный тест, проверяющий понимание того, о чем мы говорили на уроке. Распределите следующие характеристики на две группы:
    1)имеющие отношение к творчеству Ф. Тютчева,
    2)имеющие отношение к творчеству А. Фета.

    1. Логизация хаоса.

    2. «Мысль, чувствующая и живая».
    3. Иррациональность и внелогичность.

    4. Трепет, дрожь, озноб как адекватная передача непознаваемости бытия.

    5. Рациональное обуздание «горя и вдохновения».

    6. Эстетизация окружающего мира.

    7. Трагическое мироощущение.

    8. Полутона и смутные оттенки душевных движений.

    9.Колдовская музыкальность.

    10. «Тайновидец природы».

    12.Ощущение счастья бытия.

    13. Идеализация любви.

    14 Глубокое понимание неразрешимых противоречий человеческой души. 15. Оксюморонное сочетание мучения и восторга.

    А теперь проверьте себя:

    ТЮТЧЕВ
    Логизация хаоса
    «Мысль, чувствующая и живая» (А. Аксаков)
    Рациональное обуздание «горя и вдохновения»
    Трагическое мироощущение
    «Тайновидец природы»
    «Самая ночная душа русской поэзии» (А, Блок)
    Глубокое понимание неразрешимых противоречий человеческой души.
    ФЕТ
    Иррациональность и внелогичность
    Трепет, дрожь, озноб как адекватная передача непознаваемости бытия
    Эстетизация окружающего мира.
    Полутона и смутные оттенки душевных движений.
    Колдовская музыкальность
    -Оксюморонное сочетание мучения и восторга.
    Ощущение счастья бытия
    Идеализация любви

    Домашнее задание:

    1. Выучить понравившиеся стихотворения Фета и Тютчева.

    2. Выбрать стихотворение одного из поэтов для самостоятельной интерпретации из списка, предложенного учителем.

    Индивидуальное задание: сообщение «Фет и музыка» (проиллюстрировать звучанием романсов).

    Стихотворение Афанасия Фета "Весенние мысли" пропитано надеждой, предвкушением весны, ожиданием любви. И если в этом стихотворении весна представлена простым, но прекрасным явлением, то "Весна" Федора Тютчева -

    Светла, блаженно-равнодушна,
    Как подобает божествам.

    Тютчев создал некий возвышенный образ, перед которым никому не устоять.

    Но если искать сходства в этих стихотворениях, то можно увидеть, что и Фет, и Тютчев прославляют весну. Только делают это по-разному.

    У Фета весна приносит с собою любовь, тепло и мир. У людей "Восходит" кровь, человек начинает верить в любовь. При этом у Фета весна может причинить невольную боль "бесконечной любовью".

    У Тютчева весна бессмертна. Она подчиняется лишь своим законам и правилам. Но, хоть она в некоторой степени равнодушна, весна Тютчева помогает людям:

    Приди, струей его эфирной
    Омой страдальческую грудь...

    Эпитеты к стихотворению Фета "Весенние мысли": к берегам, расторгающим лед; солнце теплое; душистого ландыша; восходящую кровь; душою подкупленной; бесконечна любовь; средь природы разнеженной; холодное солнце. Сравнения: как мир, бесконечна любовь.

    Эпитеты к стихотворению Тютчева "Весна": строгим испытаньям; светла, блаженно-равнодушна; отцветших весен; благоухающие слезы; океан безбрежный; бодрый, самовластный, животворный океан; струей эфирной; страдальческую грудь; жизни божеско-всемирной. Сравнения: свежа, как первая весна; жизнь, как океан. Метафоры: гнетет рука судьбины; томит обман; браздят чело морщины; взор сияет; много облак бродит; весен бытия; вздыхают розы(олиц.); соловей поет(олиц.); жизнь разлита; игра и жертва жизни.

    В стихотворении Фета "Весенние мысли" есть вопросительное предложение (последняя строфа стихотворения). Нет ни многоточия, ни восклицательных предложений. Стих плавно льется. В стихотворении много звуков [л"], [л], [р].

    В стихотворении Тютчева "Весна" есть несколько восклицательных предложений, много точек с запятой, одно многоточие в самом начале второй строфы. "Весна..." Автор дает нам возможность подумать, представить ее. Также есть несколько тире. В стихотворении преобладают твердые согласные [д], [р] и шипящие [ш], [щ], [ж].

    И то, и другое стихотворение мне очень понравилось. Каждое имеет свою прелесть. Хотя все же мне ближе стихотворение Фета "Весенние мысли". Уж слишком холодна и равнодушна весна у Тютчева. Читая стихотворение Фета, я представила себе русскую девушку, простую, но все же прекрасную и дарящую любовь и теплоту.