Теория стратификации сорокина кратко. П.А

По определению П. Сорокина, социальная стратификация - это дифференциация населения на классы и слои в иерархическом ранге. Ее основа и сущность состоят в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии определенных социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества . Конкретные формы социальной стратификации, считает П. Сорокин, разнообразны и многочисленны, однако их многообразие сводится к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, они тесно переплетены: люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот.

Социальная стратификация, согласно П. Сорокину, является постоянной характеристикой любой социально организованной группы. Изменяясь по форме, социальная стратификация существовала во всех обществах и продолжает существовать в науке и искусстве, политике и менеджменте, банде преступников и демократиях "социальных уравнителей" - везде, где существует любая организованная социальная группа, утверждает ученый. Однако она отличается качественно и количественно. Количественный аспект социальной стратификации в ее основных формах предполагает высоту и профиль "социального здания" (расстояние от его основания до вершины, крутизна и пологость склонов социальной пирамиды и т. д.). Предметом качественного анализа являются внутренняя структура социального конуса, его цельность, внутренняя организация .

Экономическая стратификация

Экономическая стратификация, согласно П. Сорокину, содержит два основных типа флуктуаций : первый относится к экономическому подъему или падению группы, второй - к росту или сокращению стратификации внутри группы. Вопрос о том, поднимается ли группа до более высокого экономического уровня или опускается, может быть решен в общих чертах на основе колебаний подушного национального дохода и богатства, измеренного в денежных единицах. Основываясь на этих данных, считает П. Сорокин, можно сравнивать экономический статус различных групп.

Любое общество, переходя от первобытного к более развитому состоянию, обнаруживает усиление экономического неравенства, что выражается в изменениях высоты и профиля экономической пирамиды общества. При этом в нормальных социальных условиях экономический конус развитого общества колеблется в определенных пределах. Его форма относительно постоянна. В чрезвычайных обстоятельствах (например, революция) эти пределы могут быть нарушены, и профиль экономической стратификации может стать, согласно П. Сорокину, или очень плоским, или очень выпуклым и высоким. В обоих случаях такое положение кратковременно. И если экономически "плоское общество" не погибает, то "плоскость" быстро вытесняется усилением экономической стратификации. Если экономическое неравенство становится слишком сильным и достигает точки перенапряжения, то верхушке общества суждено разрушиться или быть низвергнутой. Таким образом, постулирует П. Сорокин, в любом обществе в любые времена происходит борьба между силами стратификации и выравнивания. Первые работают постоянно и неуклонно, последние - стихийно, импульсивно, используя насильственные методы. Иными словами, существуют циклы, в которых усиление экономического неравенства сменяется его ослаблением .

Политическая стратификация

Политическая стратификация, считает П. Сорокин, также подвержена периодическим колебаниям под воздействием различных факторов. Среди огромного их количества ученый выделяет два основных, наиболее существенно, по его мнению, влияющих на политическую стратификацию : размер политической организации; биологическая (раса, пол, возраст), психологическая (интеллектуальная, волевая, эмоциональная) и социальная (экономическая, культурная, политическая) однородность или разнородность ее членов. При этом П. Сорокин выявил следующие закономерности.

  • 1. При общих равных условиях, когда увеличиваются размеры политической организации, т. е. увеличивается количество ее членов, политическая стратификация также усиливается, и наоборот. Например, более многочисленное население диктует необходимость создания более развитого и крупного аппарата управления, а увеличение управленческого персонала приводит к его иерархизации и стратификации.
  • 2. Когда увеличивается разнородность членов организации, стратификация также усиливается, и наоборот, поскольку увеличение неоднородности населения приводит к усилению политического неравенства. Например, размер и разнородность таких европейских политических организмов, как Швейцария, Норвегия, Дания, Швеция, Нидерланды, Болгария, Венгрия и некоторых других, малы, поэтому их политическая стратификация значительно меньше, чем стратификация более крупных политических организмов, таких как Британская империя, Германия, Франция, Россия.
  • 3. Когда оба приведенных фактора работают в одном направлении, то и стратификация изменяется еще сильнее, и наоборот. Когда один или оба фактора возрастают внезапно (например, в случае военного завоевания или добровольного объединения нескольких прежде независимых политических организаций), то политическая стратификация существенно усиливается. При повышении роли одного фактора и уменьшении роли другого они сдерживают взаимное влияние на флуктуацию политической стратификации.
  • 4. Силы политического выравнивания действуют одновременно с силами политической стратификации и циклично (как и в экономической стратификации). Иногда в одном месте одерживают верх силы выравнивания, в другом - стратифицирующие. При этом любое усиление выравнивающих факторов вызывает усиление противодействия со стороны противоположных сил. Так, общество в первый период социальной революции часто напоминает формой плоскую трапецию, без верхних эшелонов власти и их иерархии. Однако такое положение крайне неустойчиво, и спустя короткий промежуток времени устанавливается старая или новая иерархия групп. Таким образом, слишком плоский профиль является лишь переходным политическим состоянием общества. Если же стратификация становится слишком высокой и рельефной, ее верхние слои рано или поздно отсекаются революцией, войной, введением новых законов и т. д. Указанными способами политический организм возвращается к состоянию равновесия тогда, когда форма социального конуса либо очень плоская, либо очень высокая.
  • 5. Не существует постоянной тенденции перехода от монархии к республике, от самодержавия к демократии, от правления меньшинства к правлению большинства, и наоборот. Скорее, существует периодичность политических флуктуаций, цикличность в изменениях политических режимов (разные авторы указывают на существование таких циклов протяженностью в 15-16, 30-33, 100, 125, 300, 500, 700 и 1200 лет). При этом профиль политической стратификации подвижнее и колеблется в более широких пределах, чаще и импульсивнее, чем профиль экономической стратификации .

С точки зрения Питирима Сорокина , социальная стратификация – это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Конкретные формы социальной стратификации весьма разнообразны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратифика­ция.

Экономическая стратификация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения.

Политическая стратификация предполагает существование в пределах какой-то группы иерархически различных рангов, управляющих и управляемых. На политическую стратификацию влияют два основных фактора: размер политической организации; биологическая, психологическая и социальная однородность или разнородность ее членов. Закономерности: когда увеличиваются размеры политической организации, т. е. увеличивается количество се членов, политическая стратификация также усиливается, и наоборот; когда увеличивается разнородность членов организации, стратификация также усиливается, и наоборот.

К профессиональной стратификации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими. Профессиональная стратификация может быть межпрофессиональная и внутрипрофессиональная.

Как правило, все 3 формы стратификации тесно переплетены. Например, представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений. Так, к примеру, самые богатые далеко не всегда находятся у вершины политической или профессиональной пирамиды, также и не во всех случаях бедняки занимают самые низкие места в политической и профессиональной иерархии.

В связи с этим, Сорокин отмечает, что многие исследователи ошибаются, выделяя, например, два социальных класса: "бедные" и "богатые". Это значит, что они принимают во внимание только экономическую стратификацию, считая ее единственной формой социальной стратификации.

Важно и то, что любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, в которой все ее члены были бы равными. Даже в примитивных социальных группах зарождаются черты расслоения.

Под социальной мобильностью понимается любой переход индиви­да или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Среди видов социальной мобильности можно выделить: индивидуальную и групповую, вертикальную и горизонтальную, межпоколенную и внутрипоколенную.

Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Например, перемещение индивида из одного граждан­ства в другое, из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую при сохранении своего профессионального статуса.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумевается движение, связанное с изменением места в социальной иерархии или перемещение индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобиль­ности: восходящая и нисходящая, то есть социальный подъем и социальный спуск.

Восходящие течения существуют в двух формах: проникнове­ние индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; или проникновение всей группы в более высокий пласт. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства.

Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий привычны и понятны.Они не нуждаются в объяснении. Что касается групповой восходящей и нисходящей мобильности, то можно привести такие примеры, как каста брахманов в Индии, которая не всегда занимала высокие позиции и является высшей кастой последние два тысячелетия; ранг высшего духовенства христианской церкви в Риме, который несомненно был высоким в средние века, но гораздо ниже в современное время; большевики в России, не имевшие высокого положения до революции, но занявшие высокие позиции в русском обществе после.

Важно также разграничить внутрипоколенную мобильность , которая предполагает изменение статуса индивида в рамках одного поколения и межпоколенную мобильность , которая имеет место быть при смене поколений и может выражаться либо в межпоколенной преемственности социальных статусов либо в приобретении иного опыта, уровня образования, освоении новых профессий.

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности . Функции социальной циркуляции выполняют различные институты. Важнейшими из ряда этих социальных институтов являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Армия. Данный институт играет особенно важную роль в военное время, то есть в периоды межгосударственных и гражданских войн. В ходе войны эти люди продвигаются в звании прежде всего при наличии таланта. Полученная таким образом власть используется для дальнейшего продвижения по службе. Возможность грабить, мародерствовать, всячески унижать свою жертву, мстить врагам, окружать себя титулами и т. п. предоставляет таким людям новую возможность купаться в роскоши, передавать свою власть по наследству потомкам. В мирное время армия продолжает играть роль канала для вертикальной циркуляции, но в эти периоды роль его значительно меньше, чем в военное время.

Церковь. Вторым каналом вертикальной социальной циркуляции была и есть церковь. Но церковь выполняет эту функцию только тогда, когда возрастает ее социальная значимость. В качестве примера можно привести христианскую церковь, благодаря которой рабы и зависимое крестьянство, люди простого происхождения, став служителями культа, получали свободу и достигали высоких позиций в обществе. Сюда же можно отнести и другие религиозные организации: буддизм, мусульманство, даосизм, конфуцианство, индуизм, иудаизм, несмотря на замкнуто-кастовый характер, играли роль каналов вертикальной циркуляции в соответствующих обществах.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни обретали, во все века были средствами вертикальной социальной циркуляции. В современном западном обществе школы представляют один из наиболее важных каналов вертикальной циркуляции, причем это проявляется в самых разнообразных формах. Не окончив университета или колледжа, фактически нельзя (а в некоторых европейских странах запрещено даже юридически) достичь какого-либо заметного положения среди высоких правительственных рангов и во многих других областях, и наоборот, выпускник с отличным университетским дипломом легко продвигается и занимает ответственные правительственные посты вне зависимости от его происхождения и его семьи.

Правительственные группы, политические организации и политические партии.. Как канал социальной циркуляции, политические организации сейчас очень важны. В демократических странах, где институт выборов играет решающую роль в утверждении правителей, чтобы быть избранным, человек должен каким-либо образом проявить свою личность, устремления и способности, успешно выполнить функции лидера, будь то сенатора, мэра, министра или президента. Самый легкий способ - это политическая деятельность или участие в какой-либо политической организации. Без этого крайне мало шансов привлечь внимание избирателей и быть избранным.

Профессиональная организация . Некоторые из этих организаций также играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные, творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице. Многие ученые, юристы, литераторы, художники, музыканты, архитекторы, скульпторы, врачи, актеры, певцы и прочие творцы простого происхождения социально поднялись именно благодаря этому каналу.

Организации по созданию материальных ценностей . Речь идет о накоплении богатств как одном из самых простых и действенных способов социального продвижения. Если человек богат, то перед ним открыты все двери, вне зависимости от происхождения и источника доходов.

Семья и брак. Брак обычно приводит одного из партнеров или к социальному продвижению, или к социальной деградации. В прошлом брак со слугой или с членом низшей касты приводил к "социальному падению" одного из партнеров, ранее занимавшего более высокое положение, и, соответственно, к понижению социального ранга его детей.

Следует также обратить внимание на понятия интенсивность (или скорость) и всеобщность вертикальной социальной мобильности.

Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев - экономических, профессиональных или политических, - проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени.

Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.

Соединив интенсивность и овсеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества.

В зависимости от показателей интенсивности и всеобщности различают 2 типа общества - закрытое и открытое, которые представляют собой идеальные типы с минимальными показателями интенсивности и всеобщности мобильности в первом случае и максимальными во втором.

Закрытое общество - такое общество, в котором возможности для вертикального перемещения затруднены, ограничены или вообще отсутствуют для некоторых социальных групп. К ним относятся рабовладельческие, кастовые и сословные государства.

Открытое общество - общество, в котором возможности для вертикального перемещения равны и доступны для всех. К открытым обществам относятся современные демократические государства.

Общие принципы вертикальной мобильности:

Первое утверждение . Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность.

Второе утверждение. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления.

Третье утверждение . Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, то есть в пространстве.

Четвертое утверждение . Интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности – экономической, политической и профессиональной – колеблются в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории.

Пятое утверждение . В вертикальной мобильности в ее трех основных формах нет постоянного направления ни в сторону усиления, ни в сторону ослабления ее интенсивности и всеобщности. Это предположение действительно для истории любой страны, для истории больших социальных организмов и, наконец, для всей истории человечества.

В числе первых теоретиков социологии Сорокин ввел понятие социального пространства, кот.представил научному миру как «вселенную неопределенного вида, состоящую из народов населяющих землю». Согласно его теории в пространстве индивидуум занимает определенное место, как в горизонтальном, так и вертикальном измерении. При этом позиция любого члена социума определяется Сорокиным как «социальное положение», кот.в свою очередь представляет собой совокупность связей как внутри групп, так и внешних связей с группами, отличными от группы индивидуума. Ввиду этого вводятся такие понятия, как социальное восхождение и социальный спуск. Среди этих двух понятий образовалась группа горизонтальной мобильности, характеризующаяся движением индивидуума не влекущим за собой изменений в его социальном статусе. Причем горизонтальной мобильностью можно считать любые изменения такие как: изменение места жительства, веры исповедания и тому подобное. Только на основе этих понятий стало возможным выведение Сорокиным определения социальной стратификации.

Проще говоря, согласно теории Сорокина, социальная стратификация – это пространство в социуме с неравными расстояниями по вертикали и горизонтали, где точками отсчета в пространстве являются статусы различных индивидуумов. Исходя из этого, становится очевидным, что нет ни одного общества, и вероятно не будет никогда без влияния стратификации из-за непрекращающегося социального неравенства, характеризующего каждый индивидуум. Обобщенно рассуждая о теории социальной стратификации Сорокина, можно уяснить, что этот теоретик социологии использует многомерную модель стратификации, разделенную тремя основными направлениями: экономикой, политикой и профессиональной деятельностью, которые можно назвать базисными, однако кроме этих существуют такие характеристики, не являющиеся основными и создающими расслоение в обществе как возраст, культура, речь и тому подобные, которые разделяются на простые и из них слагающиеся сложные. В свою очередь сложные группы согласно теории Сорокина бывают типичными и нетипичными, внутренне солидарные и не солидарные. При этом трактовка социальной стратификации этого социолога совпадает с теорией Вебера в следующем: индивидуум, занимающий определенную позицию в экономическом плане общества высшего слоя, одновременно относится к высшим политическим и профессиональным слоям, а низшие слои в иерархии, как правило, лишены гражданских прав. Однако при такой классификации существует и исключение, например, совершенно не обязательно человек, занимающий высокие позиции в финансовых сферах, одновременно относится и к политической и к профессиональной вершинам. Также не всегда индивидуумы, занимающие низкое положение в финансовом плане одновременно занимают такой же уровень в политике и профессиональной иерархии. Политическая стратификация по теории Сорокина имеет следующий вид: в пределах любой группы существуют различные ранги и независимо от терминов их определяющих это означает, что группа имеет политическую дифференциацию, на которую имеет непосредственное воздействие размер политического организма и разнородность населения. Профессиональная стратификация определяется как группы общества, разделенные между собой по роду их деятельности и занятиям притом, что некоторые профессии имеют более престижную окраску по сравнению с другими. Основной мыслью Сорокина следует считать утверждение, что в обществе в целом устойчива тенденция социальной пирамиды с верхушкой из привилегированных слоев и соответственно основанием из имеющих меньшее количество привилегий. Только при условии вытягивания пирамиды вверх в социуме происходят катаклизмы социального плана, перевороты, революции, превращая пирамиду в трапецию. Вслед за этим возникает вновь рост пирамиды благодаря вхождению в нее новых сил и это чередование циклично, то есть общественное развитие соответствует синусоиде.

Для лучшего понимания по Победе:

Стратификация- деление общества на социальные слои(страты) , путем объединения различных соц.позиций с примерно одинаковым соц.статусом, отражающее слождившееся в нем представление о соц неравенстве,выстроенное по вертикали (соц иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям(показателям соц.статуса)

Самая распространенная стратификационная модель-дихотомическая- деление на элиты и массы.

Социальная структуравозникает по поводу общественного разделения труда, а соцстратифик.- общественного распределения результатов труда, т.е.социальных благ.

Социальная мобильность- совокупность соц.перемещений(изменение соц статуса,места,занимающее в стратификац.структуре общества. Вввел Сорокин. Она бывает-вертикальная(в свою очередь делится на восходящую и нисходящую), горизонтальная(переход индивида из одного соц.слоя в другой,расположенном на том же уровне-место проживания,религия).Также мобильность бывает групповой(коллективное перемещение-изменяется статус страты-революция,война,реформа) и индивидуальной(перемещение конкретного человека-уровень образования,карьерная лестница), межпоколенной(дети достигают более высокой соц позиции или опускаются на более низкую,чем родители) и внутрипоколенной(изменение соц позиции одним и тем же индивидом вне сравнения с родителями).

Теория стратификации П. Сорокина была впервые изложена в его работе «Социальная мобильность» (1927), которая считается классическим трудом в этой области.

Соц.стратификация , по определению Сорокина, - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии соц. ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Все многообразие соц. стратификации мб сведено к трем основным формам - экономической, политической и профессиональной, которые тесно переплетены. Это означает, что те, кто принадлежит к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другому параметру; и наоборот. Так происходит в большинстве случаев, но не всегда. По мнению Сорокина, взаимозависимость трех форм соц. стратификации далека от полной, ибо различные слои каждой формы не совсем совпадают друг с другом, вернее, совпадают лишь частично. Это явление Сорокин впервые назвал статусным несовпадением. Оно заключается в том, что человек может занимать высокое положение в одной стратификации и низкое положение в другой. Такое несовпадение болезненно переживается людьми и может служить для некоторых стимулом изменить свое соц. положение, привести к социальной мобильности индивида.

Наиболее глубокое влияние на становление концепции стратификации оказал Карл Маркс . Считая, что экономика играет главную роль в развитии соц. явлений, он заложил в основу своей концепции соц. расслоения понятие производственных отношений, полагая все остальные характеристики классов производными. Маркс отмечал, что при любом экономич. строе есть господствующий класс, владеющий ср-вами производства, и класс угнетенных, работающий на собственников. Часть общ-ва - люмпены - люди, полностью отторгнутые общ-вом. Отсюда у К. Маркса и Ф. Энгельса возникла идея считать неравенство следствием несправедливых соц.-экономич. отношений между эксплуатируемыми и эксплуататорами.

16.Соц.Стратификация:понятие,критерии и виды.

Для описания системы неравенства между группами людей в С. широко применяют понятие “соц.стратификация” (от лат. «stratum» - пласт, слой и «facere» - делать). Соц. стратификация – деление общества на слои (пласты). Понятие “стратификация” пришло в С. из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. С. уподобила строение общ-ва строению земли, расположив соц. слои также по вертикали. Стратификация подразумевает, что определенные соц. различия между людьми приобретают характер иерархич. ранжирования. Очевидно, что люди различаются во многих отношениях, и далеко не все эти различия приводят к неравенству между членами общества. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при кот. они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам мат. и духовного потребления. Общ-во в теории стратификации представляется в виде иерархич. структуры (пирамиды), на вершине кот. находятся наиболее привилегированные слои, а у основания – наименее привилегированные страты. Существует четыре главных измерения стратификации – доход и богатство, власть, образование, престиж. Другие критерии – расовая, этническая, партийная принадлежность и т.д. Соц. стратификация бывает вертикальной и горизонтальной. Выделяют три базисных вида вертикальной стратификации: экономич., полит., проф.. Под горизонтальной стратификацией понимается соц. неравенство, вызванное условиями проживания (географ. положением, природной средой). Известны четыре историч. типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип – открытое. Рабство – экономич., соц. и юр. форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Две формы рабства: патриархальное (примитивное) и классическое (зрелое). На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Кастой называют страту, членством в кот.человек обязан исключительно своим рождением. Классический пример кастового общества – Индия, где 4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшеи (купцы), шудры (рабочие, крестьяне) и около 5 тыс. не основных каст и подкаст. Кастовое положение закреплено индусской религией. Сословие–соц. группа, обладающая закрепленными обычаем или юр. законами и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классическим образцом сословной организации являлась феодальная Европа, где общ-во делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие. Классы – большие группы людей, владеющие либо не владеющие ср-вами производства, занимающие определенное место в системе общ. разделения труда и хар-щиеся специфическим способом получения дохода. Классовая система присуща в основном индустриальному общ-ву.

В современной социологии принято выделять следующие основные критерии соц.стратификации:

    доход – кол-во денежных поступлений за определенный период (месяц, год);

    богатство - накопленные доходы, т.е. кол-во наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

    власть - способность и возможность осущ-ять свою волю, оказывать решающее влияние на деят-ть др- людей с помощью различных ср-в Власть измеряется кол-ом людей, на кот. она распространяется;

    образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;

    престиж - общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Тема:Суть теории стратификации Питерима Сорокина

Введение

П.А.Сорокин – крупный социолог ХХ века, внесший огромный вклад в развитие, как русской, так и американской социологии. Его работы содержат ценный материал, лежащий в основе современной науки об обществе.

Предметом моего внимания стали взгляды П.А.Сорокина о структуре общества.

Элементы общества

Первым необходимым элементом социальной деятель­ности явля­ются живые человеческие индивиды–субъекты дея­тельности, с ко­торыми связаны её пусковые и регуляторные ме­ханизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный “микрокосмос”, он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием.

Вторым элементом является объект социальной дея­тельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

Вещи, “орудия” с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С по­мощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её веще­ственно–энергетической переделки, целенаправлен­ного преобразования.

Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению ре­альности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность.

Теория социальной стратификации

“Социальная стратификация – это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге”, выражается в существовании высших и низших слоев, неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, Власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Так или примерно так мыслил социальную стра­тификацию П. Сорокин - человек, первым в мире давший полное теоретиче­ское объяснение данного явле­ния, причем подтвердивший свою теорию с помощью ог­ромно­го, простирающегося на всю человеческую историю, эмпири­ческого ма­териала.

Существует многочисленные формы стратификации, но стоит выделить 3 основные:

- Экономическая

- Политическая

- Профессиональная

Разумеется, все они тесно переплетены и взаимосвязаны.

Экономическая стратификация

Говоря об экономическом статусе группы, следует выделить 2 основных типа изменений. Первый относится к экономическому падению или подъему группы; второй – к росту или сокращению экономической стратификации внутри самой группы. Первое явление выражается в экономическом обогащении или обеднении социальных групп в целом; второе выражено в изменении экономического профиля группы или в увеличении – уменьшении высоты экономической пирамиды.

Политическая стратификация

Политическая стратификация отличается универсальностью и постоянством, но это не означает, что она всегда и везде была идентичной.

Высота пирамиды политической стратификации изменяется о страны к стране, от одного периода к другому.

Профессиональная стратификация

Ее существование вытекает из двух основных групп фактов. Необходимо отметить, что определенные классы профессий всегда составляли верхушку социального слоя, в то время как другие профессиональные группы всегда находились в низах стратификации. Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, как бы накладываются друг на друга. Кроме этого феномен профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы.

Теория социальной мобильности

Нетрудно найти несколько индивидов, принадлежащих к одним и тем же социальным группам (например, все они могут быть православными, демократами, занятыми в торговле и т.д.), и, тем не менее, по «вертикали» их социальное положение может быть совершенно различным.

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности) из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск.

С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается социальная дистанция, количество слоев, проходимых индивидом в его восходящем или нисходящим периоде за определенный промежуток времени.

Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается число индивидов, которые изменили, свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.

Поскольку вертикальная мобильность присутствует в любом обществе и между слоями должны существовать некие лифты и лестницы, то я считаю важным показать эти каналы социальной циркуляции.

Функции социальной циркуляции выполняют различные институты, каналы социальной мобильности. Их много, но я бы хотела рассмотреть важнейшие из них: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.