Термы каракаллы в риме описание. Термы Каракаллы в Риме – грандиозные общественные бани

Африка — самый жаркий материк Земли. Это определяется прежде всего её положением в экваториальных и тропических широтах (за исключением крайних северных и южных районов, лежащих в субтропических поясах). В Африке почти повсеместно отмечаются высокие значения суммарной солнечной радиации (180— 200 ккал/см2 в год), а величины теплового баланса положи-тельны повсюду (кроме вершин высочайших гор) и дости-гают 60—70 ккал/см2 в год. Исключительно велики термические ресурсы Африки, на большей частью её территории суммы активных температур достигают 8—10 тыс. градусов (лишь на северных и южных окраинах материка, а также в горах Восточной Африки суммы снижаются до 4—6 тыс. градусов).

Расположение материка по обе стороны от экватора при-водит к тому, что времена года в северной и южной частях Африки проти-воположны: летнему периоду в Северном полушарии соответ-ствует зимний в Южном и наоборот. Температурные разли-чия при этом сравнительно невелики, но характер и вели-чина увлажнения в течение года меняются очень сильно, причём большей частью Африка испытывает недостаток влаги, и на значительной

территории отчётливо выделяются сухой и влажный сезоны различной продолжительности. Компактность материка и нали-чие обширных пространств суши (главным образом в Северном полушарии) усиливают континентальность климата, чему способствует и близость огромных аридных территорий в Азии. На климат Африка заметно влияют постоянные области высокого давления — Азорский и Южно-Атлантический антициклоны над Атлантическим океаном и Южно-Индийский над Индийским океаном.

Основной циркуляционный процесс над Африкой — перенос тропического воздуха пассатами (северо-восточным в Северном полушарии, юго-восточным — в Южном), оттекающими от областей высо-кого давления в тропиках к ложбине низкого атмосферного давления, протягивающейся вдоль экватора. В экваториальной ложбине в течение всего года преобладают западные ветры, зона распространения которых отделена от зоны пассатов обоих полушарий сравни-тельно неширокими внутритропическими зонами конвергенции (ВЗК), где происходит встреча тропического и экваториального воздуха. Для ВЗК характерны волновые возмущения, которые иногда оформляются в местные депрессии атмосферного давле-ния. Циклонические циркуляция вокруг центров депрессий часто приводит к бурному развитию кучевой облачности и грозо-вым ливням. Грозовые шквалы особенно характерны для Западной Африки, где их называют торнадо. Они перемещаются с боль-шой скоростью с Восток на Запад к берегам Гвинейского залива. К Востоку от оз. Чад подобные шквалы почти не приносят осадков, но поднимают огромные тучи пыли и песка; в Судане такие пыльные бури называют хабуб .

Из-за больших размеров суши Африка и вследствие сезонных изменений термобарических условий экваториальная ложбина низкого дав-ления испытывает смещения в течение года. С апреля по июнь она сдвигается на Север. Прохождение северной ВЗК сопрово-ждается выпадением обильных грозовых ливней (так называемыми зенитальные дожди, соответствующие по времени положению Солнца в зените, но не имеющие генетической связи с этим явлением). Чем дальше на Север, тем позднее туда смещается ВЗК и тем меньше становится вертикальная мощность полосы низ-кого давления. Соответственно с удалением от экватора укорачивается сезон дождей и уменьшается количество осад-ков. Северная ВЗК достигает 18° северной широты, а к Северу от 20° северной широты дождей в июле почти не бывает. Южная ВЗК в эти месяцы (летние в Северном полушарии) также смещается к Северу и в июле распола-гается приблизительно вдоль 4° южной широты. С октября по март экваториальная ложбина низкого давления смещается на Юге и в основном находится в Южном полушарии. В январе, когда она занимает самое южное положение, северная ВЗК проходит вдоль 5° северной широты, а южная — протягивается примерно от устья р. Конго (на Западе) до Южного тропика (у восточного побережья Африки). С удалением к Югу от экватора в эти месяцы (лето Южного полушария) постепенно укорачивается влажный сезон и уменьшается количество осад-ков. Благодаря сезонным смещениям ВЗК в годовом ходе осадков между 10° северной широты и 10° южной широты обычно отмечается 2 максимума.

В целом в экваториальных широтах годовая сумма осадков на большей частью территории Африки превышает 1000 мм, несколько уменьшаясь лишь в восточных районах, куда западные ветры приходят обеднёнными влагой. На побережье Гвинейского залива и в басейне р. Конго выпадает свыше 1500 мм, на наветренных склонах гор Атлантического побе-режья Западной Африки, в Либерии и Сьерра-Леоне, а также на восточном побережье о. Мадагаскар, подверженном воздействию юго-восточного пассата, увлажняющегося над Индийским океаном, — свыше 3000 мм. Самым влажным местом в Африке считается Дебунджа — у подножия г. Камерун (9655 мм осадков в год). Значи-тельно увлажнены также наветренные (западные и южные) склоны Эфиопского нагорья. Сравнительно узкая полоса с избыточ-ным в течение всего года увлажнением протягивается от западного побережья (между дельтой Нигера и экватором) через среднюю часть басейна Конго до системы рифтов в Восточной Африке. Хотя и здесь отмечаются месяцы, когда осадков выпадает немно-го, климатические условия допускают круглогодичную вегетацию растений. Наиболее сухим районом экваториального пояса Африка является её восточная окраина — так называемый Африканский Рог. В Сомали на большей частью территории выпадает менее 500 мм осадков в год, здесь вдоль побережья Индийского океана от 5° южной широты в направлении Индии летом Северного полушария дует юго-западный муссон. Однако он лишь незначительно увлажняет юго-восточные склоны Эфиоп-ского нагорья. Более заметно муссон проявляется в районах, прилегающих к северному побережью Гвинейского залива, однако в целом муссонная циркуляция атмосферы для Африки не харак-терна.

Постоянно жаркий климат с температурами воздуха 25—26° С в течение всего года отмечается на побережье Гвинейского залива и во впадине Конго. Разница между самым тёплым и самым холодным месяцем здесь составляет от 1—2 до 4—5° С, тогда как в течение суток температура может меняться в пре-делах 10—15° С (дневные температуры обычно близки к 30°С, ночные выше 20°С). Нагорья Восточной Африки имеют более прохлад-ный климат. Так, в Аддис-Абебе на высоте 2400 м средне-месячные температуры в течение года меняются от 14 до 18°С, а вершины самых высоких гор (Килиманджаро, Рувензори) даже несут ледники (снеговая линия на выс. 4400—5000 м).

По мере удаления от экваториальных широт к тропическим количество осадков быстро снижается (от 1500—1800 мм в год в зоне влажных экваториальных лесов до 250—300 мм у внешних границ саванн). В зоне преобладания пассатной циркуляции (в основном между 18—30° северной широты и, в меньшей степени, в Южном полушарии в тех же широтах) выпадает ничтожное количество осадков — обычно менее 100 мм, в Восточной Сахаре 10—20 мм в год, а в Асуане дожди выпадают не каждый год. В тропических пустынях внутренних частей Африки облачность крайне мала, продолжитель-ность солнечного сияния превышает 3000 ч в год (примерно в полтора раза больше, чем на низменных равнинах экваториального пояса) и поверхность получает наибольшее количество тепла (во время летнего солнцестояния до 650—750 ккал/см2 в сутки). В тропиках Северной Африки отмечаются самые высокие на материке температуры воздуха. Летом на Севере Судана и в Сахаре средние температуры июля поднимаются до 30—32° С, местами до 38° С, дневные температуры часто превышают 40° С. Если в зоне саванн таких дней в году немногим более 50, то в Сахаре между нагорьем Ахаггар и южными отрогами Атласа их свыше 100. Термический экватор располагается в это время года между 20—25° северной широты (в январе примерно соответствует географическому экватору). Самая высокая температура 57,8° С зарегистрирована в Эль-Азизии (Ливия). Это одно из самых жарких мест земного шара. По сравнению с экваториальным и субэкваториального поясами в тропиках возрастают месячные и суточные колебания температур. В пустынях они нередко превы-шают 20° С. Сухость воздуха и малая облачность способ-ствуют сильному дневному нагреванию подстилающей поверхности (в пустынях песок нагревается до 70° С, а ино-гда до 90° С) и её выхолаживанию ночью. Зимой севернее и южнее тропиков (за исключением морских побережий), а также в некоторых горных районах бывают заморозки, которые огра-ничивают пределы распространения многих тропических культур.

Большая часть пустынь Северной Африки находится под воздействием преоб-ладающих северо-восточных пассатных ветров. Эти сухие и горячие ветры (харматан ) нередко достигают побережья Гвинейского залива. Они обычно несут с собой много пыли, которая долго держится в воздухе и по окончании действия ветра, об-разуя близ побережья пыльный туман, в связи с чем моря-ки прозвали его «берег туманов». Другой из ветров, не-сущий много пыли, — хамсин почти ежегодно весной отме-чается на Северо-Востоке континента. Отсутствие в пустынях сом-кнутого растительного покрова приводит к тому, что даже слабые ветры часто значительно усиливают запылённость воз-духа.

Весьма своеобразен климат тропических побережий Африки, испы-тывающий сильное воздействие морских течений. Холодные Канарское и Бенгельское течения, проходящие вдоль западных берегов Африки в направлении к экватору, охлаждают находя-щийся над ними воздух настолько, что его нижние слои (до 500 м) оказываются заметно холоднее вышележащих. Это резко ограничивает развитие восходящих токов воздуха и выпадение осадков. Поэтому у западных берегов Сахары и в Намибии формируются приокеанические пустыни с более низ-кими температурами, чем во внутренних частях материка (пустыня Намиб — самое сухое место Африки в Южном полушарии, где выпа-дает местами всего 25 мм осадков в год). Основной источник влаги в этих пустынях — скрытое увлажнение поверхности росами и туманами. На Канарских островах практикуется сбор влаги с листьев деревьев. С приближением к экватору увлажнение западного побережья Африки возрастает. На Юго-Западе мате-рика в сухой и прохладный сезон (июнь — август) над побе-режьем постоянно висит слой низких облаков, из которых осе-дает тонкая морось. В Анголе она называется качимбо и даёт доста-точно дополнительной влаги, благодаря чему здесь могут расти вечнозелёные леса, а плантации кофейного дерева обхо-дятся без искусственного орошения. Восточный и юго-восточный берега Африки к Югу от экватора омываются тёплыми течениями Мозамбикским (южная ветвь Южно-Пассатного течения) и Игольного мыса, направленными из экваториальных широт к Югу и Юго-Западу. Эти течения увлажняют прибрежные районы Танзании, Мозамбика и ЮАР, повышают и выравнивают температуры воздуха вдоль побе-режья.

Северные и южные окраины Африки расположены в субтропических поясах и находятся под воздействием субтропических циркуляций атмо-сферы. На Севере климат средиземноморский, осадки выпадают преимущественно в холодную половину года, что связано с прохожде-нием циклонов из внетропических широт. В тылу таких циклонов потоки холодного воздуха могут проникать далеко в глубь суши. В горах Атласа и Синайского полуострова зимой местами образуется снежный покров, а температура понижается до отрицательных значений (в Атласе местами до -8°С). Летом на побе-режье Средиземного моря и в близлежащих районах господствует сухой тропический воздух. В целом, влагосодержание воздуха в прибрежных районах по мере удаления от Атлантического океана к Востоку снижается, в этом направлении уменьшается количество осад-ков (от 500—1000 мм в год в Марокко и Алжире до 100— 250 мм в Египте). Летом далеко на Восток смещается восточный отрог Азорского антициклона, поэтому на Севере Египта и в близлежа-щих районах осадков выпадает мало. Температуры летних месяцев близ побережья Средиземного моря обычно составляют 20— 25°С, зимних — 10—15°С.

В Южном полушарии средиземноморский тип климата выра-жен только на Юго-Западе материка, а восточнее отмечается лет-ний максимум осадков. В целом, увлажнение здесь доста-точное, на наветренных склонах Драконовых гор выпадает до 2000 мм осадков в год. Фронтальные циклонические осадки зимой вызывают иногда сильные снегопады на их вершинах, а морозы могут достигать -6 °С. В прибрежных районах на Юге материка температуры примерно такие же, как и у берегов Средиземного моря.

Засушливость климата Африки ограничивает во многих районах воз-можности земледелия. Устойчивые урожаи получают при осадках свыше 800 мм в год. Если их выпадает 600—800 мм, урожаи неустойчивы, а если меньше 600 мм — почти везде требуется орошение полей. Многие районы Африка страдают от засух. В полосе, прилегающей к Сахаре (Сахель), а также по окраи-нам пустыни Калахари сильные засухи повторяются в среднем через 30 лет.

Оригинал взят у spqr_ru в Термы Каракаллы

Довольно большое пространство в городе занимают развалины Терм Каракаллы. В Древности у них было ограждение, внутренний парк и собственно здание терм. Внутри во многих местах сохранились напольные мозаики, с разнообразными узорами, а вот мозаики стен практически не сохранились.




A - Shops
B - Garden of xystus
C - Stairway
D - Cisterns
E - Stadium (?)
F - Library
G - Caldarium
H - Halls
I- Sauna room
L - Gym


M - Dressing room
N - Swimming pool
O - Frigidarium
P - Tepidarium
Q - Entrance
R - Mythraeum
S - Undegraund levels
T - Furnaces
U - Water mill

Термы Каракаллы, или Антониновы термы. Сооруженные на отроге Авентина, между Аппиевой и Ардеатинской дорогами, эти термы стали самыми роскошными из всех терм Города, уступив по величине только построенным позднее Термам Диоклетиана. Сооружение Терм начинается во времена императора Септимия Севера (193 - 211) и получает продолжение в период власти Марка Аврелия Антонина (211 - 217), известного под прозвищем Каракаллы (откуда и оба названия Терм), до их посвящения в 216 г. К уже возведенному зданию при Гелиогабале (218 - 222) и Александре Севере (222-235) пристраиваются портики. Кроме того, Термы реставрируются во времена Аврелиана (270 - 275), Диоклетиана (284 - 305) и Теодориха Великого (475 - 526).
Термы Каракаллы были способны вмещать в себя одновременно до 16 тыс. моющихся и при этом обеспечивать их достаточным для мытья количеством воды, собираемой в 64 вместительных цистернах. Размещение столь большого числа посетителей, а также всякого рода вспомогательных средств для мытья и отдыха требовало обширной территории, поэтому неудивительно, что она достигала 10 га. Ансамбль терм образовывали две постройки, в плане представляющие собой два прямоугольника, из которых один вписан в другой. Главная из них - внутренняя: великолепное здание, предназначенное для собственно ванн. Оно занимает площадь 214 х 110 м и имеет полукруглый выступ на противоположной входу стороне. Между тем постройка, ее обрамляющая и дополненная двумя выступами экседр по бокам, это высокая стена, которая ограждает обширный (337 х 328 м) двор вокруг главного здания, или перибол, основанием которого служит искусственная терраса. Основное (оно же - банное) здание своим главным фасадом обращено к воротам двора и расположено относительно близко от них. Оба входа в Термы, - как во двор, так и в банное здание - обращены к северо-востоку.

Хотя имя архитектора, проектировавшего Термы, неизвестно, его высокое профессиональное мастерство не вызывает никаких сомнений. Ибо весь ансамбль размещен им так, что делает максимально облегченным и удобным последовательное осуществление всех банных процедур, рекомендовавшихся врачами того времени. Не менее очевидна в композиции Терм и верность их создателя римским архитектурным традициям, ибо здесь общая структура Терм Траяна, построенных примерно столетием ранее, между 104 и 109 гг., предстает как хорошо усвоенная и по-своему развитая. Зеркальная симметрия, свойственная обоим компонентам ансамбля - двору и банному зданию - призвана тут сделать рас¬положение мест легко просматриваемым и тем самым облегчить посетителю пространственную ориентацию.
Путь, который обычно проходил посетитель Терм, был примерно таким. Пройдя через ворота в ограде, он оказывался перед большим, но внеш-не скромным, лишенным каких-либо украшений фасадом банного здания с тремя входами.


Пройдя затем через один из них, посетитель входил в ближайший из двух аподитериев (раздевалок), расположенных симметрично, по обе стороны от входов; там он снимал одежду и оставлял ее на храпение рабу-гардеробщику. Оттуда он шел, - если был здоров физически, - в палестру (также в одну из двух, симметрично расположенных), чтобы там согласно советам римских врачей размять тело упражнениями перед принятием ванн. Из палестры посетитель Терм обычно переходил в лаконик, или судаторий, где перед мытьем парился в сухом и горячем пару, после чего стригилем очищал себе кожу от пота и грязи. Затем из лаконика (или, если был не очень склонен к телесным упражнениям и горячему пару, то сразу от входа) он проходил в расположенный в задней
части здания кальдарий, или калидарий, где жар достигал предположительно 50 или 55 градусов и где посетители мылись горячей водой.


Надо заметить, что, пройдя в кальдарий, посетитель покидал боковые помещения и оказывался в первом из анфилады залов центральной оси. По этим залам он перемещался дальше уже в направлении обратном тому, в котором шел ранее, т.е. в сторону входа. От зала к залу жар снижался. Выйдя из кальдария, моющийся человек попадал в промежуточное помещение, из-за более низкой температуры называвшееся тепидарием. Отсюда, в свою очередь, открывался вход во фригидарий - обширный зал, воздух и вода которого охлаждали разгоряченное тело. Завершалось мытье погружением в бассейн, называвшийся натацией и наполненный холодной водой, где можно было плавать. После всего этого посетитель с приятным чувством физического комфорта шел гулять по широкому двору, предаваясь там различным играм и музам. Таков был обычный банный цикл в Термах Каракаллы, равно как и в других больших римских банях.

Теперь коротко скажем о наиболее примечательных местах этого памятника.
Залы, предназначенные для банных процедур, были вместительными и необычно высокими: высота их стен составляла 20 м. Перекрытый огромным куполом кальдарий в плане имел форму широкого (диаметр 34 м) круга, на три четверти выступающего из основного прямоугольника банного здания, и был наделен большими арочными окнами, что давало возможность солнечным лучам максимально долго в течение дня освещать и согревать зал. Опорой купола служили восемь мощных столбов (из них сегодня остается лишь четыре). Середину кальдария занимал широкий круглый бассейн.


Если дойти до центра предыдущей фотографии и затем повернуть направо.



Другим из наиболее примечательных залов здания был фригидарий, или Базилика. Его площадь - 58 х 24 м. Этот весьма вместительный зал расположен в месте пересечения двух главных осей здания, продольной и поперечной, из которых последняя акцептирована особой длиной самого зала. Фригидарий был перекрыт тремя сводами; они опирались на восемь больших столбов, украшенных приставными колоннами из серого гранита, - по одной перед каждым. В двух концах фригидария находилось по одной большой ванне из серого гранита (обе они являются ныне частью ансамбля Пьяцца Фарнезе в Риме). Что же до натации, имевшей 53 м в длину, то этот бассейн лежал под открытым небом, без всякого перекрытия.



В задней части двора стояли шестьдесят четыре цистерны, вмещавшие 80 тыс. л воды, доставляемой акведуком Аква Марция через акведук Аква Антониниана. По обе стороны от цистерн располагались библиотеки - греческая и латинская. Перед цистернами и параллельно им простирался стадион. По краям двора, летом изобилующего зеленью, были проложены прогулочные дорожки. Ограда двора снаружи была обрамлена портиками и лавками, расположенными в два этажа. Внизу же, в грандиозном и сложном комплексе подземных помещений, размещались службы и приспособления, необходимые для того, чтобы обеспечивать бесперебойную работу бань. Центральным моментом всей этой системы, ее, так сказать, сердцем был огромный очаг, подогревавший для нужд принимающих ванны как воду, так и воздух, который распределялся через гипокауст (т.е. систему пустот в стенах и полах) для подогрева каждого банного помещения до требующейся в ней температуры. Также под землей, точнее говоря, под большой левой экседрой, располагался Митреум - одиy из наиболее значительных из Митреумов Города.


Небольшой бассейн во Фригидариуме. Ему в некотором смысле повезло сохраниться, потому что он быстро ушел под землю. Как и напольные мозаики.



В древности Антониниевы гермы были обильно украшены произведениями различных искусств: статуями богов и героев, портретными образами
императоров, мозаика¬ми полов и росписями стен. Их значительная часть вновь увидела свет благодаря раскопкам разного времени. Среди найденных там статуй давно и широко известны Геркулес Фарнезе и Флора Фарнезе, обе колоссальных размеров, мраморные, обе хранящиеся ныне в Археологическом музее Неаполя. Первая из них представляет героя обладающим развитыми сверх всякой меры мускулами, нагим и отдыхающим, опершись на свою дубину, скорее всего после одного из своих подвигов. Это произведение Гликон Афинянина, созданное в начале II в. до н.э., представляет собой, как считается, вольное истолкование образца работы Лисиппа



Равен им своей известностью, подобен материалом (мрамором), а также археологическим происхождением (Термы Каракаллы) и нынешним) местонахождением (музей в Неаполе) так называемый Бык Фарнезе, который существенно реставрирован и является, по всей видимости, копией с произведения, созданного во II или в I в. до н. э. на Родосе. Ее сюжетом является казнь, которой Зет и Амфион предают Дирку, привязывая ее к рогам разъяренного быка и мстя ей таким способом за преследование их матери Антиопы. Авторами оригинала Плиний Старший (XXXVI, 34) называет двух скульпторов, Аполлония и Тавриска из Тралл, и говорит, что это произведение, созданное из единого куска мрамора, в его время находилось среди Памятников Азиния Полиона.

Три эти статуи были найдены в годы правления папы Павла III Фарнезе (1534 - 1549) и перед их транспортировкой в Неаполь в 1786 г. хранились в собрании рода Фарнезе, откуда и произошло их прозвание. Четвертой из наиболее известных статуй, найденных в Термах Кара¬каллы, следует упомянуть Бельведерский торс, который, будучи открыт в эпоху Возрождения, долго пленял своим совершенством фантазию великих художников. Изначально статуя, вероятно, изображала сидящего Геркулеса, от фигуры которого дошли, однако, лишь торс с бедрами и без головы и сиденье героя с выгравированным на нем именем автора, некоего Аполлония, сына Нестора, Афинянина. Эта статуя, по мнению специалистов, была создана в I в. до и. э.; хранится она в Ватиканских музеях.


Примечательны также открытые в ходе раскопок мозаики, особенно те, которые украшали экседры палестр и изображают атлетов; они были найдены в 1824 г. и находят ся ныие также в Ватиканских музеях. Интересны и другие мозаичные работы, особенно двуцветные (черно-белые), строго и выразительно представляющие морских божеств, водяных животных и людей.
Конец работе Терм Каракаллы положили остготы: осаждая Город в 537 г., они разрушили акведук, обеспечивавший водой это гигантское банное предприятие.



Затем наступает долгий период запустения и постепенного разрушения, когда Термы, подобно многим иным древним памятникам Города, превращают ся в обильные и легко доступные каменоломни. В XVI в. здесь находят много произведений искусства, из которых наиболее известные нами упомянуты выше. Примерно в то же время этот памятник стали усердно измерять и описывать
архитекторы.


Но проводимые согласно научным методам раскопки начинаются в Термах только в 1824 г., и первым их результатом становится открытие мозаик. С начала XX в. исследуются подземные части Терм. В 1938 г. эта работа приводит к открытию под одной из больших экседр вышеупомянутого Митреума. Впоследствии, на протяжении примерно полувека, руины Терм используются как сцена для оперных спектаклей, проходящих с большим успехом. Эти спектакли, однако, вызвали протесты компетентных специалистов, озабоченных сохранностью памятника.


Бельведерский торс (ныне Рим, Ватиканские музеи).

Построенные по приказу императора Каракалла термы в Риме являлись грандиозным сооружением для того времени и предназначались для купания граждан. Термы Каракаллы вполне могут считаться прообразом современных спортивно-развлекательных центров с бассейнами и саунами.

Септимий Бассиан Каракалла - путь к власти

Септимий Бассиан (186-217) — изначальное имя римского императора, которого позднее прозвали Каракалла за то, что он ввел в обиход в Риме широкий галльский плащ-каракаллу, вернувшись из похода против германцев в 213 г. Он был старшим сыном римского полководца, а затем императора Септимия Севера (родился в Африке) и Юлии Домны (родилась в Сирии). Получив хорошее образование и знания в греческой литературе, впоследствии стал военным и с презрением относился ко всем ученым.

Его отец Север, став императором в 196 г., провозгласил себя приемным сыном Марка Аврелия, и тогда его сына Септимия стали именовать Марком Аврелием Антонином как наследника. Еще юношей он поочередно получил все звания и почетные римские титулы: в 196 г. — цезарь, в 198 г. — август.

После смерти отца Септимий и его брат Гета совместно унаследовали власть. Однако спустя год Каракалла обманом заманил брата для переговоров к матери и убил его на ее глазах. Септимий Бассиан был очень жестоким человеком, идущим к своей цели — стать императором — через трупы всех своих родственников: жены и ее родных, брата и 20 тысяч его сторонников. Из-за этого римского императора иногда представляют психически неуравновешенным, однако другие сведения отмечают его незаурядные умственные способности и талант оратора.

Каракалла — римский император (211-217 гг.)

Начало своего правления император Каракалла отметил в 212 г. провозглашением эдикта, объявлявшим всех жителей Римской империи свободными. Однако тут же ввел налоги на граждан, необходимые для снабжения армии.

Одним из исторических сооружений, благодаря которым император оставил память о себе, стали воздвигнутые под его руководством и названные именем Каракалла термы (общественные бани). Их строительство было начато в 206 г.

Император провел несколько военных походов: в 213 г. в Германию и Рецию, где победил алеманов и хаттов и построил оборонительные сооружения на границе Римской империи, в 214 г. — на Средний Дунай. Лелея тщеславные помыслы завоевания Парфянского царства по примеру Александра Македонского, начал готовить поход, во время которого в 217 г. был убит при заговоре преторианского префекта Оппелия Макрина и его сподвижников. Мраморный бюст императора Каракаллы хранится в Пергамон-музее (Берлин, Германия).

История строительства терм

Вопросам мытья и личной гигиены в Римской империи граждане уделяли большое внимание, находя в этом источник наслаждения. Во времена расцвета империи существовала даже наука об устройстве купален и проведении всех процедур в них.

Строительные работы по возведению терм были начаты в 206 г. по приказу императора Септимия Севера, а затем продолжены его сыном Каракаллой.

Одно из важнейших сооружений и достояний Рима, которым ознаменовалась эпоха Каракаллы, — термы Антониниана, которые были достроены к 216 году. Стены терм укладывали из кирпича и тщательно бетонировали, для отделки был использован мрамор (всего 6,3 тыс. кубометров). В работе участвовали более 10 тыс. рабочих и почти 2 тыс. мастеров работали над отделкой всех сооружений. Своим долгим строительством термы нанесли значительный урон государственной казне Рима.

Как политик римский император пытался завоевать расположение народа Рима, у которого в те времена главными развлечениями были состязания в Колизее и купание в банях. В городе насчитывалось почти 80 общественных бань.

Даже после разрушения термы считались одним из чудес света Римской империи и получили свое историческое название - термы Каракаллы.

Термы Каракаллы в Риме: описание

Огромное здание терм по назначению являлось общественными банями, в которых римские граждане получали не только банно-купальные услуги, но и некоторые развлечения, спортивные и интеллектуальные. Это общественное здание поражало размерами, богатством архитектуры и декоративной отделкой.

Размеры всего сооружения составляли 337х328 м, высота его - 38,5 м. В нем могли одновременно находиться 1,5 тыс. человек. По подсчетам современников, ежесуточно в термах купались 6-8 тыс. жителей города. Здание располагалось посреди парка, а вокруг размещались дополнительные постройки. Стены сооружения были выполнены из полированного мрамора и упирались вверху в высокий свод. Как выглядели термы Каракаллы в Риме, фото ниже наглядно демонстрирует.

По заключению ученых-историков, в термах были две библиотеки — просторные залы, находившиеся напротив центрального входа - в отдалении, в парковой зоне. В них располагались ниши со свитками на латинском и греческом языках, к которым подходили небольшие ступени.

Между библиотечными залами установили ряды амфитеатра с сидениями. Перед рядами скамеек был сделан стадион, который просматривался даже из отдаленных комнат термального комплекса.

Просторный парк окружал все сооружения терм, в нем было множество мест для отдыха и философствования. Также на территории располагались художественная галерея, рестораны и магазины.

На территории терм стояло 64 цистерны для воды, приходящей по акведуку. Внизу, в подвалах здания, проходили еще 2 уровня водоснабжения. В первом подогревали воду, во втором был сделан сток для уже использованной. Длина подземных сооружений составляла 4 км.

Устройство терм и внутреннее оформление

Главное здание терм имело размеры 228х116 м и включало 3 помещения для купания:

  • фригидарий — большое неотапливаемое помещение и бассейн с холодной водой;
  • тепидарий (теплый бассейн);
  • кальдарий (бассейн с горячей водой).

В двух последних помещениях стены и пол прогревались с помощью подачи горячего воздуха по специальным пустотам и проемам.

В императора Каракалла термы существовало 4 входа: два из них — с обеих сторон фригидария и два вели в крытые залы. Вокруг широкого кальдария располагались небольшие комнаты для индивидуального мытья. Рядом — большие помещения для общественных собраний.

Все полы были украшены красивой мозаикой, а стены облицованы мрамором. Также внутри термального комплекса стояло множество скульптур: в разное время там находились Фарнезский бык, статуи Аполлона Бельведерского, Геркулеса и Флоры.

По сторонам от главного входа располагались полукругом глубокие ниши-экседры, напротив каждой был гимнастический зал (палестра). Здесь проводились конкурсы, тренировки и игры.

Термы были общественным и культурным центром Рима, в который приходили и бедные люди, и богатые патриции для отдыха и спортивно-познавательного досуга. Здесь были гимнастический зал и стадион для спортивных состязаний, красивый парк, библиотека и театр.

Как купались римляне в термах

При входе в банный корпус посетителей обслуживали рабы, которые их раздевали. Через проемы в большом зале можно было зайти в спортивный зал и сауну. После приема банных процедур римляне проходили во фригидарий с бассейном под открытым небом. Отсюда можно было пройти по лестнице в главный зал, вверху которого был огромный купол. Свод поддерживали 8 больших красных колонн.

В главном зале на полукруглых окнах для украшения были вделаны полупрозрачные пластины из камня, с помощью которых внутри создавалось необычное золотистое освещение. Как выглядели тогда термы Каракаллы? Фото реконструкции главного зала смотрите ниже.

Кальдарий был круглой формы (35 м в диаметре), по его периметру стояли лежанки, на которых можно было отдохнуть или получить сеанс массажа от специально обученных рабов с использованием ароматических масел. Посередине располагался горячий бассейн, вокруг зала - комнаты для индивидуального мытья.

Затем следовали тепидарий и фригидарий — такой план водных процедур (постепенное снижение температуры) был рекомендован древними докторами.

Раскопки терм Каракаллы

Первые археологические раскопки начались по указанию папы Павла Третьего Фарнезе еще в XIV веке: тогда были обнаружены многие произведения искусства, а также подземный храм Митры. Целью раскопок была добыча строительного материала для нового папского дворца.

В результате первых работ были найдены 2 статуи Геракла и 2 порфировые ванны, одну из которых преобразовали в чашу фонтана на площади Форнезе, а другую перевезли в Ватикан. Из земли была выкопана гранитная колонна и затем подарена герцогам Медичи.

По записям в исторических источниках, императора Каракалла термы еще в древние времена периодически использовались для проведения концертов, что было данью уважения исторической памяти этого архитектурного сооружения.

Подземные туннели в термах

В процессе проведения раскопок в подземной части территории, где расположены термы императора Каракаллы, были обнаружены тоннели и Митреум — храм культа Митры, который является самым большим в Риме. Его реставрация стоимостью 400 тыс. евро, во время которой были реконструированы фрагментами своды и пол с мозаикой, длилась несколько лет. Были также восстановлены подземные переходы и соседние помещения.

Митреумы, храмы индоиранского божества договора и согласия, были популярны в Риме в III в., строили их всегда под землей, посередине храма располагался священный зал с ямой для жертвоприношений. Храм Митры в термах Каракаллы был обнаружен в 1912 г.

Сейчас эти подземные переходы и храм открыты для посетителей, но только 2 месяца в году (из-за продолжения реставрационных работ) туда запускают туристов группами по 25 человек.

Что осталось сейчас от знаменитых терм

Термы Каракаллы в Риме действовали более 300 лет и даже прошли реконструкцию. Однако в 537 г. готы разрушили акведук, через который поступала вода, и работа терм была остановлена.

Время, несколько случившихся за эти столетия землетрясений, а также халатность и мародерство некоторых жителей и туристов превратили здания терм в руины.

Но сейчас это не просто развалины эпохи римской империи, которые посещают ежедневно толпы туристов. Начиная с 1937 года, огромные развалины превратились в сцену оперного театра длиной 22 м. В качестве премьеры там была исполнена опера Доницетти.

Самый знаменитый концерт состоялся в 1990 г., выступили три известных оперных тенора: Доминго, Паваротти и Каррерас.

В зрительном зале, под который используют бывший тепидарий, могут находиться после реконструкции 20 тыс. зрителей.

Современное возрождение терм Каракаллы

В память о знаменитом банном комплексе в Италии запущена профессиональная линия косметических средств, называемые Terme Di Caracalla (термы Каракаллы). Косметика для ухода за кожей лица и тела предназначена для использования в спа-салонах и спа-центрах. Женщинам в возрасте она рекомендуется для насыщения кожи витаминами и минералами с добавлением антиоксидантной защиты. Скрабы и гоммажи для тела позволяют освободить дерму от грязи и старых клеток. Очищающая линия «Розовый грейпфрут» способствует регуляции жироотделения кожных клеток. Антицеллюлитные грязи с натуральными составляющими тонизируют ткани с высокой эффективностью.

Воспользовавшись косметикой с таким древним названием, любая женщина почувствует себя особой, приближенной к римскому императору, или представит, как она отдыхает на итальянском курорте.

Как добраться к термам, время работы

Императора Каракалла термы расположены в центральной части Рима по адресу: Via delle Terme di Caracalla, 52. Ближайшая станция метро — CIRCO MASSIMO (линия В), также рядом проходят маршруты автобусов № 160, 188, 628, 671, 714.

Туристов, которые хотят посетить Рим (термы Каракаллы), время работы музея очень заинтересует: открывается он всегда в 9.00, а вот время закрытия зависит от времени года. В апреле-августе — до 19.15, в осенне-зимний период — до 16.30 и 17.00, по понедельникам работает до 14.00. Цена входного билета — 6 евро.

Термы в Древнем Риме были не столько баней, сколько развлекательным центром. Так императоры боролись со скукой своих малоимущих граждан. Впадая в беспросветную печаль и меланхолию, римляне даже пытались устроить революцию, чтобы хоть как-то развлечься. Императоры знали об этой проблеме и старались разнообразить общественную жизнь столицы самыми разными зрелищами и удовольствиями.

От некогда великолепных, поражающих воображение граждан терм императора Каракаллы остались лишь руины, но и сегодня они передают атмосферу былого величия и роскоши.

На карте любого римского путеводителя Термы Каракаллы обозначены, как одна из основных достопримечательностей «вечного города». Добраться до руин «банно-развлекательного» комплекса можно на метро (остановка Circo Massimo , линия В), или на автобусах 118, 160 и 628.

Входной билет стоимостью в 6 евро даёт право на осмотр ещё двух римских достопримечательностей - вилла Квинтиле и мавзолей Цецилии Метеллы . Дети до 17 лет допускаются бесплатно.

Комплекс Терм Каракаллы открыт для посещения круглый год с 9 часов утра по 18:30 часов (по понедельникам до 14:00 часов).

В кассе посетителям предлагают аудиогид (5 евро). Экскурсовода придётся оплачивать отдельно - желающих просветить вас хоть отбавляй. Перед тем, как согласиться на услуги (просят от 10 до 20 евро) частного гида, попросите предъявить сертификат.

Теперь пора окунуться в древнюю историю «банного дела» в Древнем Риме.

Каракалла - коварный, трусливый, но щедрый

Отец Каракаллы Септимий Север завещал своим наследникам жить в дружбе, заботиться о развлечении пролетариев и щедро одаривать легионеров. Первое наставление строитель терм выполнил странным образом - уничтожил всех своих конкурентов и друзей: отца отравил, брата зарезал, остальные сами перестали «дружить» с жестоким владыкой. Остальные пункты поучения выполнял неукоснительно. Солдатам платил щедро, хлеб неимущим раздавал часто, бои и состязания устраивал регулярно. Боясь, что всех благодетельств недостаточно (он всю жизнь этого боялся), решил построить грандиозные термы.

Строительство продолжалось пять лет. Римляне приходили посмотреть на стройку, подобный размах и для них был удивителен.

Открытие в 217 году проходило уже без Каракаллы. Его успели зарезать бывшие друзья, недовольные скверным характером императора. А вот банно-развлекательный комплекс до сих пор считается самым щедрым подарком императора народу Рима.

Термы: баня, клуб, салон красоты, концертный зал, стадион

Далеко не все римляне могли себе позволить личную виллу с бассейном. Для большинства жителей имперской столицы единственной возможностью почувствовать все преимущества римского гражданства было посещение терм. Здесь можно было провести весь день, провести насыщенно и интересно.

К услугам посетителей были открытый бассейн с прохладной водой, горячие ванны, ложе для отдыха, залы для философских бесед, площадки для гимнастических упражнений и «тихих игр», богатая библиотека. Обслуживала посетителей армия специально обученных рабов. Они раздевали, одевали, делали массаж, умащивали пахучими маслами, инструктировали желающих заняться спортом, служили библиотекарями и консультантами для спорщиков (это чаще всего были рабы-греки с энциклопедическими знаниями).

На одной из открытых площадок терм выступали артисты, гимнасты, жонглеры. Их выступления были совершенно бесплатными, но в случае успеха в банях, им была гарантирована безбедная жизнь в Риме, приглашения на частные вечеринки и государственные праздники. Творческие люди со всей Европы стремились выступить именно здесь, чтобы получить «путевку в жизнь».

Внутренняя отделка терм была изысканной и монументальной: специально для главного зала из Греции были доставлены статуи Геракла, отдыхающего после подвигов. Полы и стены украшали мозаики, вместо окон - тончайшие пластины из полупрозрачного камня. Свет, проникающий через эти окна, окрашивал стены и полы в золотистый цвет, что делало обстановку в термах еще шикарнее.

Римская баня - это смесь из собственно бани, дома культуры, клуба по интересам, фитнесс-центра и салона красоты. В период расцвета заведения здесь проводили время до 1300 римлян одновременно.

Термы Каракаллы в Риме снискали жестокому и вероломному императору добрую славу и благодарность горожан. Более трёх веков служили они имперской столице, пока варвары не перекрыли акведуки, по которым сюда поступала чистейшая вода из горных источников. Термы Каракаллы медленно, но верно разрушались.

Остатки былой роскоши

Современное состояние Терм Каракаллы - могучие руины. Монументальность развалин, в которых угадывается имперский размах и неограниченные финансовые возможности, заставляют туристов засомневаться в искусственном происхождении постройки. Многие даже не воспринимают это как архитектуру.

В каждом зале, у каждой стены или опоры есть таблички с пояснениями. Сохранились фрагменты внутренней отделки и мозаичных полов. Бродить самостоятельно, без сопровождения гида, особого удовольствия не доставит. Вся прелесть этого места «оживает» только в сопровождении рассказа профессионального гида , который украсит свой рассказ легендами, преданиями и забавными фактами.

Аудиогид поможет в том случае, если английский (немецкий, французский и т.д.) для вас не проблема.

Несмотря на то что в Древнем Риме имелись огромные проблемы с водоподачей, римляне прослыли чистоплотным народом. Римский государственный деятель Марк Агриппа, соратник императора Октавиана Августа, первым озаботился строительством акведуков, что позволило снабжать город чистой водой. Первые бани были, разумеется, только у знатных римлян, но чуть позже в городе стали строиться первые общественные бани – термы.

Что это такое

Древние термы – это римские бани . Построенные по греческим образцам, они довольно быстро завоевали популярность среди римской знати. Сюда можно было прийти не только для того, чтобы помыться или согреться, но и для обсуждения наиболее животрепещущих вопросов общественной жизни.

По сути, термы – это ряд помещений, построенных в определенном порядке и имеющих различную температуру.

Из раздевалки (аподитерия) посетители попадали в «холодную баню» (фригидарий) – большой зал с холодным бассейном. Далее температура шла по нарастающей, чтобы организм постепенно привыкал к более высоким температурам. После «холодной» бани шла «теплая» (тепидарий) – предварительный этап разогрева, затем «горячая» баня (кальдарий), а самое жаркое место в термах называлось судаторий – воздух мог раскаляться до 85 градусов.

И завершающий этап – это зал омовений , где римляне обливались водой, отдыхали и натирались ароматическими маслами.

Изначально в судатории стояла огромная печь-жаровня, на решетке которой нагревались крупные камни. Позже стали делать двойной пол и прокладывать специальные каналы для поступавшего из печей горячего воздуха – аналог современных полов с подогревом.

Некоторые римские бани в подогреве не нуждались – они строились вблизи горячих природных источников, и в термы подавалась уже теплая, а то и горячая вода, которая менялась в течение дня дважды или трижды.

В архитектурном плане Terme di Caracalla были первыми общественными сооружениями, рассчитанными на большое количество посетителей (около 1500 человек) . Постройкой подобных сооружений властители планировали завоевать расположение населения.

Бани строились с неописуемой роскошью: полы инкрустировали мозаикой, бассейны были из ценных пород мрамора, а все краны и сосуды изготавливались из золота и серебра с отделкой из драгоценных и полудрагоценных камней.

Хотите окунуться в эпоху Ренессанса? Предлагаем вам познакомиться с одной из главных достопримечательностей Флоренции — .

История строительства

Начало строительства Terme di Caracalla пришлось на время правления Септимия Севера , а завершено было при его сыне, деспотичном Марке Аврелии Антонине (в народе его прозвали Каракалл).

Прозвище свое он получил от слова «caracalla» — туника с капюшоном, какие в ту пору носили галлы.

Строительство продолжалось около 11 лет – с 206 по 217 гг. нашей эры. Назывались термы всегда по имени того правителя, при котором строились.

Если первоначальная задумка Септимия Севера состояла в том, что это будут просто роскошные термы, то с приходом к власти Каракалла ситуация немного изменилась.

Рим начинает ощущать финансовую стесненность из-за многочисленных войн и походов. Даже знатные римляне уже не могли позволить себе роскошные дома с бассейнами, поэтому термы для них были отличным выходом из ситуации .

В целях предотвращения массовых беспорядков из-за ситуации в городе римлянам стали все чаще раздавать на улице бесплатный хлеб, устраивать бесплатные зрелища.

Именно по этой причине, чтобы склонить римлян на свою сторону, Каракалла повелел немного расширить функционал бань. Просто обычная баня не впечатлила бы избалованную римскую знать – их на то время в Риме функционировало уже порядка 800.

Значит, нужно было построить такую, которая бы в корне отличалась от предыдущих. Теперь в Каракаллах, кроме самих купален, располагались еще залы для занятий спортом (гимнасии), библиотеки, залы для общения и помещения для театральных постановок.

Был и свой амфитеатр, где проходили состязания – выступить на его арене считалось весьма престижным, и многие соперничали за честь быть принятым на арене терм. Каракаллы стали первым развлекательным комплексом.

Описание достопримечательности

Термы представляли собой огромное здание , обрамленное красивой парковой зоной. Огромный банный комплекс Каракалла занимает территорию более 12 гектаров. Строители подошли к возведению здания весьма своеобразно: часть его они просто решили вырезать в Авентинском холме.

Основа стен – бетон и кирпичная кладка , а снаружи стены облицовывались редкими сортами мрамора, украшались орнаментом, мозаикой, расписывались сценами античной жизни. Полы выложены мозаикой, изображающей сцены из римской мифологии, а также сценами борьбы римских гладиаторов.

Сама архитектура здания примечательна: для того, чтобы помещения не выпускали тепло, коридоры и переходы между ними были не прямыми, а слегка изогнутыми.

Войдя в огромную арку, которая служила входом в термы, посетитель сразу попадал в большой зал с бассейном. Вдоль стен были расположены маленькие ниши, куда также подавалась вода – прообраз современных ванных комнат.

В этих нишах можно было помыться в одиночестве , не присоединяясь к собеседникам в общем бассейне. Кстати, этот зал не имел потолка – римляне верили, что купание в воде под открытым небом – залог здоровья.

В вечерние часы здание терм освещалось через отверстие, проделанное в куполе.

Термы прекратили работу в 537 году после массового набега на город варваров , которые перекрыли все акведуки и заставили римлян страдать от нехватки воды.

Не хватало даже питьевой воды, что уж было говорить о банных удовольствиях. Постройки со временем пришли в упадок и частично разрушились, а неиспользуемая земля стала частью городского кладбища.

В XVI веке Рим чуть не лишился такой богатой достопримечательности – в ту пору шло строительство дворца для Папы Римского, и строители хотели позаимствовать материал, оставшийся от терм. Но по мере разбора каменных завалов были найдены предметы искусства и быта эпохи Древнего Рима, после чего разбор был прекращен, а само место объявлено памятником римской культуры.

Все найденные предметы, книги, скульптуры находятся сегодня в Латеранском музее.

Банный комплекс сегодня

Если бы не строительные технологии, прочные строительные материалы и работа «на совесть» мастеров той эпохи, вряд ли бы мы в наши дни любовались на былое величие .

Банный комплекс не пустует и сегодня . Он открыт для ежедневных посещений туристами, а одно крыло терм переделано под… оперный зал. Это произошло в 1937 году по распоряжению мэра Рима Пьеро Колонны, и первой постановкой стала опера Доницетти.

Самой масштабной постановкой считается постановка «Аиды» Джузеппе Верди. В настоящее время зрительный зал немного расширен, реконструирован, оснащен современным световым оборудованием. Зал этот может одновременно вместить до 20 тысяч человек.

Желающим посетить подобные мероприятия в стенах древних термах Каракаллы лучше всего планировать поездку в Рим на осенние месяцы.