Что такое зависть определение для детей. Что такое зависть

Зависть – это отрицательное чувство досады, которое вызвано чужим успехом, материальными или духовными благами. Этот комплекс ощущений деструктивен, так как приносит желание не развиваться самостоятельно, а лишь обладать чем-то.

Почему возникает

В народе широко используются устойчивые выражения «белая зависть» и «черная зависть». Считается, что белая зависть несет в себе более доброжелательный посыл. Но, по большому счету человек в обоих случаях испытывает чувство раздражения и неудовлетворенности, но в разной степени выраженности.

Зависть в той или иной мере испытывал каждый человек. Причины довольно прозаичные: материальная или бытовая неудовлетворенность, отсутствие личного роста, неудовлетворенность собственной внешностью и многое другое. Так что под желанием обладать чем-то чужим кроется отсутствие удовлетворенности своей собственной жизнью или некоторыми ее аспектами.

Есть версия, что зависть – генетически обусловленное чувство. Сторонники этой теории считают, что именно она стала причиной, по которой наши предки учились самосовершенствоваться. В этом случае зависть сыграла конструктивную роль.

С точки зрения психологии зависть – это сигнал, который означает, что человек не умеет любить и развивать себя. В большинстве случаев такой психологический барьер берет свое начало из детства. Многие родители в процессе воспитания допускают одну очень страшную ошибку: ставят в пример других детей. Многие слышали фразу: «А вот Вася получил за контрольную пять/помогает маме мыть посуду/хорошо кушает». Вариантов много, а суть одна. Ребенок не учится развивать собственные достоинства, а учится жить с оглядкой на чужие успехи.

Такой ребенок вырастает в окружении собственных комплексов. И из-за отсутствия поддержки уже в раннем детстве он не умеет просить ее и получать во взрослой жизни. Самоограничения, неспособность любить и принимать себя со всеми недостатками по прошествии времени только усугубляет ситуацию, а чувство зависти растет и крепнет.

Виды

Зависть очень условно можно разделить на несколько форм:


Феномен палача и жертвы

Психологи считают зависть очень интересным и многогранным чувством. С библейской точки зрения это один из смертных грехов, которому сложно не поддаться.

Интересной особенностью является то, что зависть проявляется только в социуме. Люди могут завидовать только кому-то другому. Во многих случаях ревность замечают все окружающие, но не тот человек, который ее испытывает. В данном случае психологическая защита особенно сильна.

Желание получить что-то чужое часто является дополнительным стимулом для работы над собой или совершения дополнительных усилий. В таком контексте зависть выступает в качестве сильного внутреннего мотиватора. Но здесь и кроется самый большой подвох!

Не всегда то, что есть у других идеально подходит именно нам. Поэтому жажда и стремление добиться чужих успехов частенько тормозит собственное личностное развитие. Да и достижение должности «не хуже, чем у Машки» никогда не принесет столько счастья и радости, сколько осознание собственных успехов.

Выделяют несколько компонентов:

  • Сравнение на социальном уровне. Такое часто можно встретить среди людей, которые обсуждают успехи или приобретения общих знакомых. Чужие достижения примеряются на себя;
  • Осознание чужого превосходства, которое возникает при непосредственной близости субъекта;
  • Возникающее чувство досады или обиды за собственную неудачу на фоне чужого успеха;
  • Неприязнь или даже ненависть к человеку, который достиг большего. Сюда можно внести и желание причинить ему вред и лишить его предмета превосходства.

Степень выраженности зависти во многом зависит от уровня личностного роста человека и его критического отношения не только к своим и чужим успехам, но и собственным порывам.

Как распознать

В большинстве случаев те, кто завидует окружающим, пытаются это скрыть. Но даже самых искусных лжецов могут выдать мимика и жесты. Чаще всего зависть пытаются прикрыть доброжелательностью и фальшивой радостью. Улыбка в этом случае напоминает маску клоуна, когда мимические мышцы рта задействованы, но «лучиков» вокруг глаз не появилось.

Также чрезмерный наклон туловища, скованные движения, нервные движения руками – все это говорит о том, что собеседнику неприятно вести беседу, несмотря на все его ухищрения это скрыть.

Методы борьбы с собой

Зависть – отрицательное чувство, которое способно разрушить хорошие побуждения и стремления человека. Полностью избавиться от этого ощущения будет крайне сложно, так и от любого стереотипа поведения.

В первую очередь необходимо осознать проблему. Психолог поможет найти источник ощущения неудовлетворенности, из-за которого и возникло чувство зависти. Ведь по сути ревность и зависть – это модифицированные проявления собственной неуверенности в своих силах, неудовлетворенности своей жизнью, глубокое разочарование в себе и достижениях.

Также психологи советуют перестать идентифицировать себя с объектом зависти. Если отстраниться и постараться посмотреть на него со стороны, то можно увидеть и явные недостатки, комплексы, неудовлетворенность собственными успехами и многое другое, что делает общую картинку менее привлекательной.

Стоит научиться критически относиться к своим мыслям и поступкам. Любой порыв, особенно, отрицательный или агрессивный необходимо постараться «разобрать» на более мелкие детали. Это поможет в будущем не завидовать чужим успехам, а стараться развивать себя и достигать собственным высот.

чувство досады или горечи, возникающее по отношению к другому человеку, обладающему к.-л. благом или преимуществом, и сопровождающееся желанием, чтобы он их лишился. Это желание ведет, как правило, не к попыткам "социально полезными способами" обрести данное благо (т.н. "соревновательная" или "подражательная" З.), а к стремлению к воображаемой или реальной депривации другого, что и служит дополнительным признаком З. как порока. Выделяется т.н. белая З., которая является лишь одной из форм признания высокого статуса определенного блага. К эмоциональным реакциям, связанным с З., относится злорадство (радость по поводу неприятностей у человека, вызывавшего З.).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЗАВИСТЬ

чувство неприязни к др. лицу (общности, организации) по отношению к его счастью, благополучию, успеху, нравств., культурному уровню или материальному превосходству. 3. родственна ревности и также основывается на эгоизме, себялюбии и т. п., но в отличие от нее всегда направлена на реальные преимущества др. лица. Как правило, завистливый человек желает предмету своей 3. всяческих неудач (унижения его достоинства, дискредитации в глазах общественности, несчастья и др.). 3. может стать причиной злодеяний (очернительства, клеветы, преступления). Мн. мыслители прошлого рассматривали 3. как чувство, свойственное в первую очередь неимущим слоям об-ва. Ист. опыт доказывает, что 3. носит всеобъемлющий и все-проникающий характер и может возникнуть у любого человека. Природа 3. противоречива: вызывая аморальные поступки, она в определенных условиях приводит к положительным прагматич. результатам (но не моральным), напр. способствует развитию соревноват. возможностей людей. Желание добиться того же, чего достиг др. человек, заслуживает морального одобрения только в том случае, если этот человек и его достижения не вызывают 3., а выступают как образец для подражания. Преодолевая чувство 3., человек нравственно самосовершенствуется.

Дет. 3. существенно отличается от 3. взрослых, хотя имеет ту же основу. Не обладая достаточным социальным опытом, развитыми моральными чувствами и волей, ребенок распространяет свои желания и притязания на все, что видит. Не получив соответств. воспитания, он в дальнейшем ожесточается, и 3. может перерасти в отрицат. черту характера. Предотвратить зарождение 3. невозможно за счет попыток удовлетворить все притязания ребенка, вызванные стремлением обладать тем же, что и др. ребенок. Подкрепляемый 3.-каприз («И я хочу!») со временем неизбежно натолкнется на предел материальных возможностей родителей. Но тогда уже будет слишком трудно объяснить подросшему сыну или дочери, почему родители не могут купить ему, напр., автомобиль, если этому предшествовала череда менее ценных подарков. Достижение всех возможных успехов и обладание всеми желаемыми вещами - задача для отд. человека нереальная. Каждый человек в чем-то уступает другому, но в чем-то и превосходит. Сознание преимущества другого должно побуждать ребенка устранить свое отставание путем достижения тех же целей либо, если это недостижимо, - путем переключения на иные цели и ценности, к-рые реально доступны при определенном усилии. Важно, чтобы ребенок умел добиваться конкретных, поставленных перед собой целей и ценить результаты их достижения. Следует подкреплять у ребенка мотивацию достижения успеха, к-рая в психологии противопоставляется мотивации избегания неудачи. Внутр. лень и страх перед неудачным результатом парализуют «избегающего» ребенка, лишают его надежды подняться до обладателя, и он начинает завидовать. Родители и воспитатели должны демонстрировать детям примеры доброжелательного и бескорыстного отношения к др. людям, пресекать возникающие на почве 3. неприязнь и конфликты.

Недовольство по поводу того, что другой обладает чем-то, чем индивид хотел бы обладать сам. Характеризуется чувством недовольства по поводу удачливости другого лица, враждебностью по отношению к нему;

досадой и подавленностью из-за собственной предполагаемой неполноценности, жаждой обладать недостающим свойством. Поскольку объект зачастую недостижим, зависть обычно разрешается посредством отказа от желаний и принятия реальности. Психоаналитический прототип зависти - зависть к пенису, но зависть может быть направлена на самые разные атрибуты. Так, мальчики, в доэдипов период идентифицирующиеся с матерью, могут желать инкорпорации в образ собственного тела определенных любимых женских атрибутов; они испытывают зависть к груди. Старшие дети могут завидовать недоступным талантам или физическим данным братьев и сестер или других лиц, например росту, цвету волос или глаз, физической силе.

Хотя зависть часто сочетается с соперничеством и ревностью, эти три феномена следует различать.

ЗАВИСТЬ

envy) "Недоброжелательное отношение к более удачливым людям" (С.О.Д.). Согласно McDougall (1931), это двойственное соединение отрицательного самоощущения и гнева". Согласно Фрейду, зависть к пенису занимает центральное место в психологии женщин (см. ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ) тогда как Мелани Клейн считает, что врожденная ЗАВИСТЬ к ГРУДИ МАТЕРИ и ее КРЕАТИВНОСТИ является первопричиной всех психических заболеваний (см. КЛЕЙНИАНСКИЙ). Оба предположения больше создают проблем, нежели решают. Первое предположение ставит вопрос о том, как в неповрежденном теле может возникнуть чувство телесного несовершенства, т.е. поднимает проблему ОБРАЗА ТЕЛА у девочек, тогда как второе ставит вопрос о том, как ЭМОЦИЯ, причем достаточно сложная, может быть врожденной и присутствовать с момента появления на свет. Взгляды Фрейда на зависть к пенису являются примером его ФАЛЛОЦЕНТРИЧЕСКИХ представлений о женщинах и связаны с убеждением, что вагинальные ощущения (см. ВАГИНА) не знакомы женщинам до наступления половой зрелости. См. КАСТРАЦИЯ.

ЗАВИСТЬ

проявление мотивации достижения, при коей чьи-то реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ - материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств и прочего - воспринимаются субъектом как угроза ценности Я и сопровождаются аффективными переживаниями (-> аффект) и действиями. Согласно К. Марксу, социально-исторические истоки зависти обнаруживаются в общественно-экономических системах, основанных на принципе потребления, отчего в обществе происходит отчуждение личности человека как таковой. Психологическая основа зависти - несформированное у индивида нравственное чувство гуманности (отношения к другому, как к себе самому) и отсутствие сорадования его успехам. Феноменология зависти представлена спектром хорошо известных проявлений. Это так называемая "белая зависть" - мотивация достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. Крайняя форма выражения зависти - "черная зависть" - негативная эмоция, побуждающая совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости. Возникающие при этом у субъекта мотивы блокировки чужого успеха или его дискредитация, а порой и прямая агрессия в адрес объекта зависти ("синдром Сальери") оказывают деструктивное влияние на самого завидующего, приводят к развитию невротической симптоматики. В онтогенезе зависть как ситуативная реакция появляется достаточно поздно в результате морального эгоцентризма ребенка, конкурентного характера игр, депривации потребности в признании. Устранению зависти в детстве способствуют повышение уровня идентификации со значимыми другими, наличие позитивно окрашенных переживаний детей в ходе деятельности совместной и общения.

Задание вербальное, задание, требующее участия словесных операций или знаний, ранее приобретенных человеком. Содержит упражнения на оперирование со словами и предлагают, например: определение понятий; сравнение объема и содержания различных понятий умозаключения; логическое оперирование с понятиями, и пр.

ЗАВИСТЬ

англ. envy) - чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого; в крайнем выражении 3. доходит до ненависти (злобы) по отношению к удаче др. и жажды его падения. Б. Спиноза определял 3. след. образом: "3. есть ненависть, поскольку она действует на человека т. о., что он чувствует неудовольствие при виде чужого счастья, и наоборот - находит удовольствие в чужом несчастье". (Б. М.)

ЗАВИСТЬ (Envy)

Одна из наиболее примитивных и фундаментальных эмоций, проявляющаяся в виде деструктивных импульсов ребенка, действующих с первых дней его жизни. Кляйн полагало, что зависть имеет конституциональную основу в качестве проявления в психике влечения к смерти. Впервые она возникает по отношению к хорошей груди - источнику пищи, теплому и комфортному, в отличие от младенца, переживающего стресс из-за болезненных чувств беспомощности и зависимости и желающему самому быть тем, кто обеспечивает благополучие. Поэтому он испытывает деструктивное стремление устранить источник зависти с помощью фантазий об оральных или анально-садистских нападениях на объект, чтобы "испортить" или "похитить" его лучшие качества. Завистливые "атаки" ребенка на грудь трансформируют ее в опороченный и обесцененный объект, который сам уже нуждается в удовлетворении и зависимости.

Выраженное чувство зависти препятствует появлению внутренних репрезентантов хороших объектов, поскольку они обесценены; подобная зависть может помешать попыткам преодоления паранояйльно-шизоидной позиции. В таких случаях образ груди, трансформируясь под влиянием процессов расщепления и проективной идентификации в карательный внутренний объект, может сформировать ядро "завистливого Сверх-Я", нарушающего или устраняющего любые попытки репарации и созидания. Другим способом защиты от зависти являются фантазии об обладании всеми ценными качествами объекта. Поскольку такая защита предполагает идентификацию с идеализированным объектом, она может вести к нарциссической переоценке себя.

Зависть следует отличать от жадности, нацеленной но обладание всеми ценными свойствами объекта. Жадность по своей природе является более либидинозной, чем зависть, окрашенная влечением к смерти.

Чувство ревности, предполагающее наличие отношений по типу "треугольника", появляется лишь после формирования образов целостных объектов. Это чувство, в отличие от предыдущих, нацелено на обла-

221дание любимым объектом и устранение соперника. Для сравнения, зависть предполагает двусторонние отношения, связанные с желанием обладать отдельными качествами объекта.

ЗАВИСТЬ

Обычно определяется как особая форма тревоги, зависть основывается, как предположил Макдугалл, на "недобром созерцании более счастливых людей". Обычно различается с ревностью, при которой имеется третье лицо, как правило, любимый человек.

Зависть

Качество личности, основанное на неприязненно-враждебном чувстве, возникающем, когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет (это качество, это достижение, этот успех), либо желает непременно лишить предмета зависти другого человека.

ЗАВИСТЬ

чувство недовольства, вызванное желанием обладания личными качествами, социальным статусом, продуктами материальной и духовной деятельности, имеющимися в распоряжении других людей, но отсутствующими у человека.

Зависть может быть нормальной и патологической. В первом случае она служит стимулом для достижения желаемого, во втором – порождает недоброжелательное отношение к людям, обладающим тем, чего нет у человека или чего ему недостает. Можно завидовать тому, что кто-то из знакомых приобрел дорогостоящую престижную машину, но нормальное проявление зависти будет сопровождаться желанием сделать такую же покупку благодаря более интенсивной деятельности, связанной с необходимостью заработать определенную сумму денег, в то время как при проявлении патологической зависти у человека будут доминировать фантазии и желания, в которых его знакомый попадает в аварию и его машина превращается в груду металла.

При патологическом проявлении зависти человек одержим постоянной оценкой чужих успехов, его размышления о том, что о нем думают другие, и о том, чего кто-то добился, сопровождается собственной заниженной самооценкой и постоянной неудовлетворенностью жизнью. Разнообразными проявлениями такой зависти являются симптомы неудовлетворенного тщеславия и желания иметь больше, чем есть у других людей. При этом зависть может выражаться в самых отвратительных формах, часто сопровождающих ненависть, насилие, агрессивность.

С точки зрения А. Адлера, выраженной им в работе «Понимание природы человека» (1927), зависть следует рассматривать «как фактор современного состояния человеческой психики». Иногда она накладывает отпечаток даже на внешний вид человека: не случайно, используя аллегорию, говорят, что кто-то «позеленел от зависти». Ее невозможно уничтожить полностью, но можно найти ей полезное применение, не нарушающее душевного равновесия человека.

В психоанализе проблема зависти чаще всего рассматривается в плане высказанной З. Фрейдом идеи о «зависти к пенису» как основе формирования женской сексуальности. Объектом анализа становятся также представления М. Кляйн о «зависти к груди», как мужском эквиваленте зависти к пенису, и размышления К. Хорни о зависти мужчин к беременности, деторождению и материнству, что является одной из движущих сил, побуждающих их к творчеству, созданию культурных ценностей. Что касается зависти женщин к пенису, то, по мнению многих аналитиков, при благоприятных условиях она перерастает в стремление иметь мужа и ребенка.

ЗАВИСТЬ

проявление мотивации достижения, при которой чьи-л. реальные или воображаемые преимущества воспринимаются субъектном как угроза ценности «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями. Подобно др. психическим состояниям, З. м. б. осознаваемой и неосознаваемой. Неосознаваемая (или вытесняемая) З., маскируясь под «плохое настроение», недовольство жизнью, раздражительность, депрессию и др. симптомы, лежит в основе многих неврозов, личных и семейных драм, «немотивированных» поступков и действий людей. В любом обществе З. социально осуждаема, поэтому осознаваемая З. сопровождается для человека чрезвычайно неприятными и мучительными переживаниями, вызывая стремление избавиться от них. Преодоление З. идет по двум сценариям: 1) позитивному (конструктивному), при котором нравственный человек способен справиться со своими негативными чувствами, более того – признание чужих успехов может послужить толчком для его собственных творческих достижений («белая» зависть); 2) негативному («черная» зависть), при котором человек, слабый духом, стремясь любым способом избавиться от мучительного состояния, прибегает к попытке уничтожить источник своей З. Это м. б. либо аутоагрессия («самоедство», агрессия, направленная на себя, поскольку моральные запреты не позволяют человеку выплеснуть раздраженность ситуацией на др.), либо вовне направленная агрессия в виде конфликта с целью устранить чужой успех, благополучие, желание уничтожить источник мучительных переживаний. Уничтожение м. б. символическим (ритуальным), психологическим (через унижение или принижение соперника), физическим («устранение с дороги», разорение и т. п. действия) и фатально-биологическим (устранение через убийство). Любое из этих деяний ведет к разрушению и деградации личности, поскольку у такого индивида нет духовной самозащиты из-за несформированного нравственного чувства и отношений гуманности.

Зависть – это неприятное чувство человека, вызывающееся раздражением, а также неудовольствием от благополучия и достижений других людей. Зависть – это постоянное сравнение и желание обладать чем-либо нематериальным или материальным. Завистливое чувство свойственно всем людям независимо от характера, национальности, темперамента и пола. Проведенные социологические исследования показали, что данное чувство ослабевает с возрастом. Возрастная категория от 18 до 25 лет остро испытывает зависть, а ближе к 60-ти годам это чувство ослабевает.

Зависть причины

Причины данного состояния: неудовлетворенность или потребность в чем-либо, нехватка денег, нужда, недовольство собственным внешним видом, отсутствие личных достижений.

Зависть и ее причины кроются в тяжелом детстве по вине родителей, если ребенка не учили принимать себя таким, каким он есть, если ребенок не дополучил безусловной любви, а лишь получал похвалу за выполнение определенных требований (мытье посуды, игра на скрипке). Если родители ругали ребенка за любое отклонение от правил, используя обидные фразы, а также применяя физическую силу. Если родители приучали своего ребенка, что бедность, ограничения, жертвенность – это нормально, а быть богатым – это плохо. Если родители заставляли делиться и не позволяли свободно ребенку распоряжаться своими вещами, если давили чувством вины за достигнутое счастье, радость, если приучили открыто бояться проявлений личного счастья, чтобы избежать сглаза. Если родители не дали установки ждать от жизни хорошее, а внушили личные жизненные установки, как «тяжело жить» или «жизнь — это большая проблема».

В результате вырастает человек не умеющий радоваться жизни, имеющий огромное количество комплексов, убеждений, самоограничений, норм, перенятых от родителей. Завистливое чувство вселяется в того, кто внутренне несвободен, кому привили самокритику, жертвенность, кого держали в строгости и не приучили ждать светлого и позитивного от жизни. Такой человек вырастает в ограничениях и далее сам себя ограничивает, не дает себе свободу, не позволяет себе проявлять радость.

Что значит зависть? Завидовать – значит жить постоянно в системе сравнения и отождествления. «Лучше - хуже» выступает главным критерием сравнения. Завистливый человек, сравнивая себя, начинает осознавать, что он хуже в чем-то другого. На самом деле сами по себе эти два понятия не существуют, они живут в наших головах.

Причина зависти объясняется еще и тем, что с собой мы общаемся круглосуточно, а кому завидуем — наблюдаем лишь мгновение. Вот и сталкиваются противоречия: линия собственной жизни и вспышки яркости чужой жизни.

Признаки зависти

Зачастую, рассказав кому-то о личной радости, мы чувствуем, что с нами искренне не радуются, хотя и пытаются это проявить.

Как научится распознавать признаки зависти? Язык жестов поможет осознать и увидеть признаки зависти вашего собеседника. Следите внимательно за лицом собеседника. Натянутая улыбка отражает двойственное состояние человека. Легче простого сымитировать улыбку. О неискренней улыбке говорит кривая улыбка рта и отсутствие блеска в глазах. Если вы заметили улыбку собеседника одним ртом – это неискренняя мимика, а всего лишь маска. Завистливая улыбка открывает или закрывает зубы, может быть менее широкой, чем обычная. Губы при этом напряженные, уголки рта зачастую неестественно растянуты. Человек вовсю пытается показать радость, преодолевая при этом собственное сопротивление. Улыбка визуально выглядит как приклеенная, живущая отдельно от лица, уголки губ при этом опущены вниз, глаза колкие и внимательно наблюдающие. Человек неосознанно сам гасит свою улыбку. Иногда человек улыбается только одной стороной, показывая скорее ухмылку, чем саму улыбку. Голова при этом наклонена в сторону. Такое поведение проявляют скорее скептики. Иногда человек прищуривает глаза, а руки держит возле рта, прикрывая его. Закрытые позы (руки, спрятанные за спину, в карманы) говорят о желании человека отгородиться.

Наклон корпуса также о многом говорит во время беседы. Если человек во время беседы отстраняется, это свидетельствует о том, что он желает ее приостановить, возможно, ему неприятно. Степень искренности определяется по изменению степени свободы, а также амплитуды движений. Если собеседник крайне скован и сдержан, то есть вероятность, что он сдерживает мысли и при возможности не показывает их собеседнику.

Исследование зависти

Многие люди утверждают, что завистливое чувство им незнакомо. Это спорное утверждение. Философы рассматривали зависть как общечеловеческое явление, отмечающееся в деструктивных функциях, а также в стремлении обладать чужим имуществом или присвоении достижений другого. Спиноза отнес завистливое чувство к неудовольствию от чужого счастья. Демокрит отметил, что завистливое чувство дает начало раздору среди людей. Гельмут Шек представил всесторонний анализ зависти, включая весь социально-психологический и социальный аспект поведения человека. Зависть приводит к «эго-истощению», дает состояние психической усталости. Г. Шек относит ее к болезни. Единожды укоренившись, это состояние становится неизлечимым.

Исследования Национального института радиологии (NIRS) Японии выявили, что реакция мозга в период зависти отмечается в передней части поясной извилины и эта же область реагирует на болевые ощущения.

Мелани Кляйн отмечает, что зависть является противоположностью любви и завистливому человеку некомфортно при виде удовольствия у людей. Такому человеку хорошо только от страданий других.

Христианство относит завистливое чувство к семи смертным грехам и сравнивает с родственным ему унынием, однако оно отличается предметностью и определяется скорбью о благополучии ближнего. Основная причина зависти в христианстве это гордость. Гордец не может выносить равных себе, или тех, кто выше и находится в более благополучном положении.

Зависть рождается при возникновении благополучия другого, а с прекращением благополучия, прекращается. Выделяют следующие этапы в развитии завистливого чувства: неуместное соперничество, рвение с досадой, злословие в отношении завистливого индивида. Ислам осуждает зависть в Коране. Согласно исламу Аллах создал людей испытывающих чувство зависти, как часть мирского испытания, однако предупредил их, что они должны избегать возникновения этого чувства. Существуют советы, упреждающие возникновение завистливого чувства.

Зависть – это неоднозначное чувство, стоящее у истоков войн и революций, пускающая стрелы острот. Это чувство поддерживает тщеславие, а также запускает черный маховик общественных движений, выступая изнанкой плаща гордыни.

Исследование зависти открыло и другую функцию – стимулирующую, побуждающую к созидательной активности человека. Испытывая завистливое чувство, люди стремятся к превосходству и совершают открытия. Мысль о создании чего-то чтобы все обзавидовались, зачастую приводит к неплохим результатам. Однако стимулирующая функция тесно связана с разрушительной активностью человека.

Как защититься от зависти? Чтобы избежать завистливого к себе отношения, люди стараются скрыть сведения своего благосостояния.

Имеются интересные данные: 18 % респондентов никогда и никому не рассказывают о своих достижениях и успехах, до 55,8 % респондентов сообщают другим об успехах, если доверяют собеседникам.

Отдельные философы, а также социологи считают, что завистливое чувство очень полезно для общества. Зависть порождает скромность. Типичный завистник никогда не становится тем, кому он завидует, и зачастую не получает то, чему он завидует, но скромность, спровоцированная страхом перед завистливым чувством имеет важное социальное значение. Зачастую такая скромность неискренна и фальшива и дает людям низкого социального положения ощущение иллюзии, якобы они не прибывают в этом положении вынужденно.

Во времена Каина и Авеля завистливое чувство притерпело сплошные нападки. Христиане отнесли его к смертным грехам, ведущим к гибели души. Иоанн Златоуст причислил завистников к зверям, демонам. А толпы проповедников, мыслителей, общественных деятелей отнесли проблемы со здоровьем, озоновые дыры, гражданские войны к концентрации зависти в крови землян. Только ленивый не высказался негативно в адрес завистливого чувства.

Как зависть влияет на человека? По-разному, в чем-то она и полезная штука. Список достоинств завистливого чувства: конкуренция, соревнование, механизм выживания, установление рекордов. Недостаток зависти приводит к тому, что человек так и остается неуспешным, не требует справедливости для себя.

Шек утверждает, что индивиды неспособны излечиться от завистливого чувства, а также это чувство не позволяет обществу развалиться. Зависть по его мнению выступает естественной реакцией индивида на . Возникшие отрицательные эмоции в адрес объекта зависти (злость, досада, ненависть) выступают защитными механизмами, маскирующими чувство собственной неполноценности, при этом находя недостатки в объекте зависти, что позволяет снизить значимость объекта зависти и уменьшить напряжение. Если человек осознает, что предмет зависти перед ним не виноват, то агрессия разворачивается во внутрь самого завистника, при этом трансформируясь в эмоцию вины.

Г. Х. Зайдлер считает, что завистливое чувство приводит к эмоциональным труднопереносимым переживаниям (отчаянию). Завистнику свойственно наличие стыда – это несоответствие идеальному Я и результат саморефлексии. Эмоция зависти имеет физиологические проявления: человек бледнеет или желтеет, повышается артериальное давление.

Виды зависти

Зависть можно охарактеризовать такими эпитетами: едкая, враждебная, жгучая, лютая, жестокая, затаенная, злобная, злая, беззлобная, хорошая, почтительная, бессильная, свирепая, дикая, невыразимая, неимоверная, сильная, мучительная, безграничная, легкая, безудержная, безграничная, глубокая, невольная, острая, неутоленная, простая, ревнивая, рабская, робкая, страшная, смертельная, тайная, тихая, откровенная, унизительная, хитрая, черная, холодная, белая, всемогущая, щемящая, сальерическая, сатанинская.

М. Шелер исследовал бессильную зависть. Это ужасный вид зависти. Она направлена против индивидуального, а также существенного бытия незнакомого индивида, это экзистенциальная зависть.

Виды зависти: кратковременная (ситуативная или зависть-эмоция) — победа на соревнованиях, долговременная (зависть-чувство) — одинокая женщина завидует успешной замужней, а завистливый коллега успешному сотруднику.

Бэкон выдел два типа зависти: приватную и публичную. Публичной формы не стоит стыдиться или скрывать в отличие от тайной (приватной).

Чувство зависти

Зависть – это комплексное чувство, которое возникает в процессе сравнения. Она является смесью раздражения, обиды, агрессии, озлобления. Завистливое чувство возникает при сравнении своего здоровья, себя, своей внешности, положения в обществе, способностей, своих успехов с теми людьми, которые незаслуженно и заслуженно имеют больше. Частая зависть вызывает стресс, изнашивая нервную систему. Психика подключает предохранительный алгоритм и вызывает презрение к объекту зависти.

Зависть гложет и недовольство нарастает, если кто-то обладает чем-то, что желанно для индивида. Недовольство по поводу удачливости другого индивида выражается во враждебности по отношению к нему. В некоторых случаях проявляется досада, подавленность из-за предполагаемой собственной неполноценности, жажды обладать недостающим свойством. В связи с тем, что желанный объект зачастую недостижим, то завистливое чувство разрешается через отказ от желаний, а также принятия реальности.

Чувство зависти условно делят на черное и белое. В первом случае оно отмечается осознанным желанием косвенного или прямого вреда индивиду, которому мы завидуем. Религии чувство зависти не разделяют, относя его к смертным грехам. Существует и другая сторона этого чувства, толкающая к личным достижениям, являясь стимулом к прогрессу.

Психология зависти

Людская зависть проявляется в чувстве досады и раздражения, враждебности и неприязни, вызванное успехом, благополучием, превосходством другого человека. Завистливый человек относит объект своей зависти к победителю, а себя считает проигравшим. Никакие разумные доводы неспособны остановить негативные эмоции. Людская зависть превращает чужой успех в собственную неполноценность, чужая радость провоцирует собственную досаду и недовольство.

Людская зависть вынуждает индивида испытывать букет негативных эмоций: недоброжелательность, обиду, злобу, агрессию. Проявление белой зависти позволяет радоваться за чужие успехи.

Психология зависти и ее возникновение связывают с несколькими теориями. Первая относит данное чувство к врожденному, заложенному генетически и доставшееся нам в результате эволюции от предков. Полагают, что людская зависть первобытного общества являлась толчком к самосовершенствованию. Мужская зависть толкала на совершенствование своих рыболовецких снастей, оружия, а женская для привлечения мужчин через постоянное украшение себя.

Подростковая зависть

Подростковая зависть может направляться на самые разные атрибуты: талант, физическая сила, рост, цвет волос, телосложение, обладание гаджетами. Взрослые должны с пониманием относиться к подростковой зависти, которая обостряется именно в этот период. Не следует сразу реагировать на все просьбы подростка и удовлетворять его желания, угождая тем самым. Ошибка родителей заключается в том, что они сразу приобретают желаемую вещь, отмахиваясь от проблемы, а в следующий раз ситуация повторяется и завистливое чувство укореняется, переходя в привычку.

Никто из нас не рождается завистливым, в процессе жизни данное чувство развивается. Когда взрослые приводят пример более удачливого сверстника, тем самым они взращивают собственного озлобленного завистника, а не создают здоровую конкуренцию. Ни в коем случае не прибегайте к таким сравнениям. В каждом таком случае у ребенка возникнет завистливое чувство, которое перейдет в раздражение. Подросток испытает свою ущербность, а также навесит на себя ненавистный ярлык неудачника. Мир ребенка станет восприниматься в искаженной реальности, а сравнение с другими подростками приобретет доминирующий характер.

Как побороть зависть? Задача родителей помочь подростку самоутвердиться, а также определить личную жизненную позицию. Объясните ребенку, что завистливое чувство в первую очередь наносит вред своими переживаниями. Эти переживания отражаются не только на психике подростка, но и на физическом состоянии. К завистливому чувству необходимо относиться как к личному врагу и не давать возможность одержать победу над собой.

Зная причины и поводы, которые провоцируют завистливое чувство, а это чужое богатство, красота другого человека, крепкое здоровье, благосостояние, талант, ум, можно подготовить себя к встрече с этим. Необходимо для себя выявить личные достижения, таланты, ни в коем случае не сравнивать себя с другими. Человек несовершенен, поэтому умные стремятся довольствоваться тем, что имеют и тем, что сами могут достичь, а завистливым всегда будем мало. Если в раннем возрасте донести до ребенка все эти простые истины, то подросток будет расти счастливым и свободным. Поэтому важно помочь детям во время определиться, сделав правильный выбор. Родители должны на личном примере это доказывать и ни в коем случае не обсуждать при нем завистливо успешность родственников, а также соседей.

Как зависть влияет на человека? Завистливое чувство выступает средством манипулирования и представляет опасность для слабых духом. Такие личности пойдут на любые поступки, чтобы достичь желаемое. Зависть подобна гневу, однако гнев, активизировавшись, выплескивается наружу, а завистливое чувство таится и губит человека изнутри. Завистливое чувство, осуждаемое обществом, должно осуждаться также и самим человеком. Только так возможно освободиться от него. Подросток должен самостоятельно научиться распознавать завистливое чувство, которое старается переманить на свою сторону, разрушая тем самым отношения с друзьями, делая его безрадостным, угрюмым.

Распространенной выступает теория, которая отмечает возникновение зависти у человека в процессе социальной жизни. Эта теория придерживается мнения, что завистливое чувство — это последствие неправильного воспитания ребенка, возникающее при сравнении с другими детьми.

Как избавиться от зависти

Ваша жизнь должна включать контроль и самоанализ. Контролируйте собственные эмоции, мысли, желания негативные. Как только возникают первые признаки зависти – пытайтесь разобраться в себе, ищите корни этого чувства. Постарайтесь понять, что вам действительно хочется для себя. В этом ничего плохого нет. Подумайте, что для этого не хватает вам и, например, увеличьте свою продуктивность, станьте пунктуальным, займитесь саморазвитием, и вы добьетесь тех же успехов, что и ваш объект зависти. Если ваше завистливое чувство несет разрушительный характер, и вы желаете, чтобы человек чего-либо лишился, то спросите себя, что мне это даст? Завистники зачастую не знают о существующих проблемах тех, кому они завидуют. Не судите о благополучии человека по внешним признакам, поскольку это видимая сторона чужой жизни, зачастую мнимая.

Как избавиться от зависти? Сосредоточение на своих делах и жизни позволит переключиться с завистливого чувства. Перестаньте думать о чужих достоинствах и успехах, не сравнивайте себя, думайте о собственной уникальности. Думайте как стать первым в своем любимом деле. Займитесь саморазвитием и . Внезапные приступы зависти вас покинут, если вы займетесь медитацией, . Обижаясь на судьбу и завидуя, мы тем самым копим плохое настроение. Делаем по жизни ошибки, осложняем свою жизнь. Вырваться из замкнутого круга поможет воспитание чувства благодарности, за то, что имеем. Цените, что у вас есть.

От чужой зависти помогут избавиться следующие советы: с завистливыми людьми не делитесь успехами, просите помощи у завистливых, это их обезоружит, войдите к ним в доверие, не опускайтесь до выяснения отношений при открытом завистливом чувстве. Дистанцируйтесь от завистника и не вступайте с ним в контакт.

Добавить в избранное

Зависть - это отрицательное качество личности и склонность испытывать, горечь и печаль и сожаление, неудовлетворенность от благополучия или успеха другого человека

Зависть проявления и свойства
Зависть проявляется в желании воспользоваться чужим счастьем, или испытывать глубокое сожаление, что кто-то другой лучше тебя с материальным положением и счастьем.

Первоисточником и основной причиной Зависти является целый клубок более глубоких и отрицательных свойств характера человека. Называется это . Зависть это и один из семи

Это корень неисчислимых Зол, червь, подтачивающий любое добро! Взгляд с любой стороны на Зависть, выделяет в ближнем окружении только и .

Завистливый человек любит сравнивать себя, свое материальное благополучие с другими людьми. Сравнение становится неотъемлемой частью его жизни, глубокой отрицательной привычкой.

Свойство зависти - это абсолютно все отрицать в свой адрес! Зависть не принимает обвинений, она и во всем права, на все есть оправдание. Переубедить завистливого человека невозможно.

Виды зависти - корыстная, бескорыстная, благостная

Зависть это такое, как бы, особое чувство справедливости, двух видов: корыстная и бескорыстная.

Корыстная говорит - Хочу, чтобы и у меня это было! Бескорыстная и подлая - За что ему так повезло? Хочу, чтобы у него этого не было! Тем не менее бескорыстная Зависть это энергетический посыл неудовольствия и посыл принижения другого.

Корыстная Зависть это страшное зло, полное лицемерия. Она наполнила вселенную бесчисленными бедами. От нее страсть к славе и деньгам, от нее властолюбие.

Благостная зависть у благостных людей проявляется в приятном пожелании добра и хвалебных высказываниях. Благостная личность, заметив в поведении окружающих что либо неправильное, подавляет в себе желание резкой критики и, тем самым, достигает не завистливости. Подумав и взвесив только после этого сильная Личность дает оценку. Основное отличие Благостной зависти в бескорыстии.

Когда она встречает достойного человека, то старается перенять у него достоинства, мастерство, навыки и не желает, чтобы учитель их лишился.

Цель Зависти

Цель Зависти в том, чтобы того, кому она завидует, увидеть в неблагополучии. Направленная отрицательная энергия, мощная и зависит от глубины чувства Зависти.

Зависть – это конфликт двух эгоистичных свойств характера Эгоизма и Корысти. Когда человека направляет на действия и поступки Эгоизм и Корысть и преследует свои интересы, он всегда сталкиваться с интересами окружающих вызывая конфликт с желаниями других.

Может быть Зависть испытывает Оргазм? Физиология Зависти

Как сильное порочное чувство, Зависть должна была бы вознаграждать человека, Может он должен, что то получает взамен? Может быть вопрос именно в этом? Может человек при глубоком и удовлетворенном чувстве Зависти испытывает оргазм? подсознательно мозг себя стимулирует гормонами? Ответ - нет, нет таких данных или исследований не подтверждают эту версию!

Зависть ничего не таит в себе, кроме огорчений, ненависти и злобы. Зло разъедает изнутри, как морально так и физически. Есть данные некоторых исследований о зависимости болезней
На биологическом уровне у завистников часто страдает печень, поскольку печень перерабатывает все яды. Гипертония также часто преследует завистников.

Если Вы заметили, что испепеляющий взгляд Зависти направлен в Вашу сторону, сразу нужно дистанцироваться от этого человека .
Прежде всего уберите открытость Вашей души . Захлопните рот на замок. Опущенный взгляд, дистанция . Поберегите себя для более достойных собеседников! Зависть разрушает все вокруг здесь, сейчас и на перспективу. Поэтому нужно ее избегать. Она, прежде всего, пожирает завистника, но оказывает сильное негативное влияние и на того, кому завидуют.

Еще одна концепция современной жизни. Большей частью она касается современных Женщин, ощутивших силу свободы которую дают материальные блага, такие как автомобиль, квартира, деньги. Самодостаточность - как концепция демократии и феминизма, это полный бред! Счастье женщины в том, что именно она дарит людям, мужу и детям!

И жить для себя – означает, мешать другим жить для себя. Отсюда зависть, а за нею злоба и ненависть, одиночество, старость и глубокое разочарование жизнью!

Взгляд на Зависть по эзотерическим законам

По эзотерическим законам Вселенной взгляд на Зависть следующий: Завистник вызывает Cмерть на себя. Зависть – это высшая форма проявления насилия относительно другого человека, и только Смерть может избавить человека от Зависти. Так действует зависть, разрушая человека и причиняя ему сильные страдания.

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

Сортировать Тип публикации

Post Page Категория

Твои Сильные Стороны Чувства Характер и качество Личности Положительные Свойства Характера Положительные Чувства Положительные Эмоции Обязательные знания Источники счастья Самопознание Простые и сложные понятия Что значит Что такое Что значит Смысл жизни Законы и государство Кризис в России Вымирание общества О ничтожестве женщин Мужчинам к обязательному прочтению Биологические механизмы Геноцид мужчин в России Юношам и мужчинам к обязательному прочтению Андроцид в России Основные ценности Отрицательные свойства Характера 7 Смертных Грехов Мыслительный Процесс Физиология Счастья Как Красота Женская красота Цели Эзотерика Чо такое Жестокость Что такое Настоящий мужчина ДВИЖЕНИЕ ЗА ПРАВА МУЖЧИН Убеждения Основные ценности в жизни Основные цели человека Сортировать Название Похожие