Гувер цитаты. Джон эдгар гувер биография

Краткая биография Фалеса Милетского

Основателем философской школы в Милете считается Фалес. Фалес Милетский (конец VII – первая половина VI в. до н. э), первый математик и физик в Ионии, был тесно связан с ближневосточной культурой. Есть даже предание, что философ Фалес был поселившемся в Милете финикийцем , но, может быть, он лишь имел дальних финикийских предков. Он впервые в Ионии предсказал год полного солнечного затмения, произошедшего 28 мая 585 г. до н.э. В 582 г. до н. э. Фалес Милетский был провозглашен первым из «семи мудрецов». Фалес принимал живое участие в политике, советуя ионийским полисам объединиться против внешних врагов: вначале против Лидии, а затем - Персии. Но советам милетского философа не вняли. Во время борьбе Лидии с Персией Фалес, понимая, что Персия для греков опасные лидийцев, содействовал последним как инженер. Он помог Крезу, царю Лидии, перейти через реку Галис, посоветовав вырыть водоотводный канал.

Фалес Милетский

Фалес Милетский дожил до глубокой старости.

В античности ему были приписаны сочинения в прозе: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология». Сами эти названия говорят о Фалесе как об ученом и философе, искавшем физическое начало мироздания. К сожалению, от этих трудов дошли до нас только их названия.

Фалес Милетский как ученый

Поздняя античная традиция единодушна в том, что все свои первоначальные научные и философские знания Фалес почерпнул в Азии и в Африке, т. е. в Вавилонии, Финикии и Египте. Прокл утверждает, что Фалес принес в Элладу из Египта геометрию. Ямвлих говорит, что свою мудрость Фалес Милетский почерпнул у жрецов Мемфиса и Диополиса. Согласно Аэцию, Фалес занимался философией уже в Египте. Он прибыл в Милет уже далеко не молодым человеком.

В античной традиции Фалес Милетский – первый астроном и математик. Младший современник его, Гераклит, знает Фалеса не как философа, а лишь как астронома, прославившегося предсказанием солнечного затмения. Однако, как и вавилоняне и египтяне, он не понимал того, что действительно происходит на небе во время затмений. Его представления о небе были совершенно неверными. Фалес просто опирался на ту периодичность замечаний, которую обнаружили жрецы Аккада, Шумера, Египта.

Фалесу Милетскому приписывалось также открытие годового движения Солнца на фоне «неподвижных» звезд, определение времени солнцестояний и равноденствий, понимание того, что Луна светит (как все философоведы и в том числе историки философии) не своим светом, и т. п. В небесных телах он видел воспламенившуюся землю. Фалес разделил небесную сферу на пять зон. Он ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней и разделил его на 12 тридцатидневных месяцев, отчего пять дней выпадали из месяцев и были помещены в начало года так, как это было принято в те времена в Египте.

В области геометрии Фалес установил ряд равенств: вертикальных углов, треугольников с равной стороной и равными прилегающими к ней углами, углов при основании равнобедренного треугольника, разделенных диаметром частей круга. Фалес вписал в круг прямоугольный треугольник. Ученым жрецам Вавилонии и Египта это было известно, но для Эллады стало открытием. Однако принципиально новое состояло в том, что уже Фалес стал преподавать математику не только в эмпирической, но и в отвлеченной форме.

Как физик Фалес Милетский пытался понять причину летних разливов Нила. Он ошибочно нашел ее во встречном пассатном ветре, который, затрудняя движение воды Нила, вызывал повышение его уровня. Нил же разливается в результате летнего таяния снегов в одном его истоке и летних дождей в другом, эти верховья были найдены с громадными жертвами со стороны энтузиастов-путешественников только в прошлом веке.

Основные идеи философии Фалеса Милетского

Самая ранняя информация о философии Фалеса Милетского пришла к нам от Аристотеля. В аристотелевской «Метафизике» сказано: «Из тех, кто первым занялся философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете уходят, причем основное пребывает, а по свойствам своим меняется, это они и считают элементом и началом вещей. И поэтому они полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегда сохраняется... Количество и форму для такого начала не все указывают одинаково, но Фалес – родоначальник такого рода философии – считает ее водою» (Аристотель. Метафизика. Кн. I. Гл. 3).

Вода Фалеса – философское переосмысление гомеровского Океана, шумеро-аккадского Абзу (Алсу). Правда, название его сочинения «О началах» допускает, что Фалес поднялся до понятия первоначала, иначе он не стал бы философом. Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю – в этой форме он и представляет субстанциальность воды, она буквально пребывает подо всем, на ней все плавает.

С другой стороны, это не просто вода, а вода «разумная», божественная. Мир полон богов (политеизм). Однако эти боги действуют в мире силы, они также души как источники самодвижения тел. Так, например, магнит, согласно философии Фалеса, имеет душу, потому что он притягивает железо. Солнце и другие небесные тела питаются испарениями воды. Сказанное можно подытожить словами Диогена Лаэртского о Фалесе: «Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 71. Далее – ДЛ. С. 71).

Стихийный материализм Фалеса содержал в себе возможность позднейшего раскола. Божество космоса – разум. Перед нами здесь не только антимифологичность Фалеса, поставившего на место Зевса разум, логос, сына Зевса, который отрицал своего отца, но и заложенная в протофилософском учении возможность идеализма.

Онтологический монизм философии Фалеса связан с её гносеологическим монизмом: все знание надо сводить к одной единой основе. Фалес сказал: «Многословие вовсе не является показателем разумного мнения». Здесь Фалес высказался против мифологического и эпического многословия. «Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей». Таков девиз первого древнезападного философа, его философское завещание.

Античный мудрец Фалес, философия которого по сей день изучается в университетах по всему миру, родился в 620 году до н.э. в городе Милете в Ионии. Аристотель, на трудах которого основывались все учения Фалеса, описал своего ученика как первого человека, занявшегося изучением базовых принципов и вопросов происхождения материальных субстанций. Таким образом, мыслитель из Милета стал родоначальником школы естественной философии. Фалес интересовался практически всем, изучая все известные отрасли знания: философию, науки, математику, инженерное дело, географию и политику. Он выдвинул теории, объясняющие множество природных феноменов, первичную материю, опору Земли и причины изменений в мире. философия которого впоследствии послужила источником многих схоластических учений, посвятил свою жизнь не только исследованию окружающего мира через призму научного познания - он также активно развивал астрономические теоремы и изобрел немало объяснений космологических явлений, преимущественно опираясь в своих доводах на естественность процессов, а не на вмешательство сверхъестественных сил.

Именно благодаря этому человеку возникла древнегреческая астрономия - наука, стремящаяся познать и рационально объяснить все, что происходит в далеком небе. В ту эпоху Фалес был признан дерзким новатором; постепенно он отступился от привлечения в теорию божественных сил и стал пропагандировать научный подход к познанию Вселенной. Мыслитель основал Милетскую школу естественной философии и превратился во влиятельную фигуру античного мира.

Вода - это первичный принцип

Аристотель определял мудрость как знание конкретных принципов и причин. Свое исследование мудрости он начал с деятельности мыслителей, работавших до него, и первым объектом изучения Аристотеля стали принципы построения мира, которых придерживался Фалес Милетский. Философия предшественника заставила Аристотеля задуматься о роли природы во Вселенной. Фалес считал, что вся окружающая среда - это вода, "архе", первичный принцип, единая материальная субстанция. Несмотря на то что Платон и Аристотель изобрели более новаторскую терминологию, последний записал доктрины милетского исследователя в тех словах, которыми пользовался сам Фалес в соответствующую эпоху. Известно, что Аристотель не сомневался в правоте своего предшественника, однако при измышлении причин и аргументов, подтверждающих эти доктрины, он все-таки начал проявлять осторожность.

Мифология

Некоторые до сих пор считают, что взгляды мудреца основаны на греческих или ближневосточных религиозных верованиях. Однако такое мнение ошибочно. Фалес, философия которого в древности считалась ультрасовременной, очень скоро отказался от следования традициям и перестал доверять аргументам, базирующимся на мифологическом контексте.

Вероятно, он был знаком с уверениями Гомера в том, что прародителями космоса являются божественные существа, однако Фалес тем не менее никогда не считал, что именно боги организуют или контролируют космос. Изучая теорию о воде в качестве первоприроды всех вещей, Аристотель отметил, что взгляды его предшественника имеют общие черты с традиционными верованиями, но это не означает, что древнегреческая философия Фалеса каким-либо образом зависит от мифологии. Мудрец из Милета высказывал не устаревшие и примитивные, а новые, экстраординарные взгляды, на основе которых впоследствии возник научный подход к изучению природных феноменов. Именно поэтому Аристотель признавал Фалеса в качестве родоначальника естественной философии.

Основные идеи

Проблема природы материи и ее трансформации в миллионы вещей, из которых сотворена Вселенная, волновала всех приверженцев естественного подхода. К последним относился и Фалес Милетский. Философия, кратко сводящаяся к основному принципу "все сущее - это вода", объясняет, каким образом все вещи рождаются из жидкости и затем возвращаются к своему первоначальному составу и состоянию. Более того, Фалес утверждал, что вода обладает потенциалом менять те миллионы объектов, из которых состоит Вселенная, включая ботанический, физиологический, метеорологический и геологический аспекты. Любой циклический процесс основывается на превращениях жидкости.

Доказательная база

Задолго до возникновения основных гипотез Фалеса люди начали практиковать примитивную металлургию, поэтому философ прекрасно знал, что жар способен вернуть металл в жидкое состояние. Вода инициирует рациональные изменения гораздо чаще, чем другие стихии, и может в любой момент наблюдаться в трех состояниях: жидкости, пара и льда. Основное доказательство, которое Фалес как мудрец и родоначальник античной философии приводил в подтверждение своих взглядов, состояло в том, что вода, затвердев, может образовать почву. Город Милет стоял в проливе, в котором с течением времени - буквально из речной воды - вырастал остров. Ныне руины когда-то процветающего города находятся за десять километров от берега, и этот остров давно стал частью плодородной равнины. По берегам Тигра, Евфрата и, разумеется, Нила можно было наблюдать схожую картину: вода постепенно намывала почву, и созерцателям казалось, что земля происходит из жидкости. Фалес, философия которого основывалась на естественных процессах, был убежден в едином принципе: вода способна создавать и питать весь космос.

Убедительная гипотеза

Неизвестно, как именно сам мыслитель объяснял свою идею о всемогуществе воды, так как его письменные работы не сохранились, а большую часть доказательной базы позже предоставил Аристотель. Предполагается, что главным средством убеждения стал тот факт, что Фалес, философия которого в те времена казалась настоящим прорывом в познании, первым стал отрицать причастность олимпийских богов к сотворению мира.

Опровержение

Только в 1769 году убеждение в том, что вода производит почву, было рассеяно экспериментатором Антуаном Лавуазье. В девятнадцатом веке идею о спонтанной генерации материи опроверг Луи Пастер.

греческий математик и философ, род. в Милете (624-548 до Р.Х.). Из Египта в Грецию принес основы геометрии. Аристотель считал его первым ионийским философом. Прославился, предсказав затмение солнца в 585 г. до Р.Х. Его философское учение, называющее воду первоэлементом, от которого берут начало все другие элементы, представляет собой первую попытку создания натурфилософии и первый набросок систематической науки о природе.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Фалес Милетский

(Иония, Малая Азия) - древнегреческий философ и ученый, основатель Милетской школы, один из «семи мудрецов». Согласно «Хронике» Аполлодора, род. в 640 до н. э. (распространенная в литературе дата 625 основана на неприемлемой конъектуре Г. Дильса) и прожил 78 лет (90, по Сосикрату); по современным вычислениям, дата «предсказанного» Фалесом затмения - 28 мая 585 до н. э. Происходил из аристократического рода, был близок к милетскому тирану Фрасибулу и связан с храмом Аполлона Дидимского, патрона морской колонизации. Достоверна традиция о путешествии Фалеса в Египет и знакомстве с древнеегипетской геометрией и космологией. Имя его уже в 5 в. стало нарицательным для «мудреца» (Аристофан. Облака 177); мудрость Фалеса истолковывается то как практическая смекалка и изобретательность, то (особенно в 4 в.) как созерцательная отрешенность (Платон, Гераклид Понтийский). Предание рисует его купцом и предпринимателем, гидроинженером, тонким дипломатом и мудрым политиком, «первым» из 7 мудрецов, провидцем, предсказывающим погоду и затмения, наконец, своего рода культурным героем греческой науки и философии. Аристотель начинает с Фалеса историю метафизики, Теофраст - «естественную историю», Евдем - историю астрономии и геометрии. Отделить историю от легенды, аутентичную традицию от позднейшей «реконструкции» не всегда возможно; письменных сочинений Фалес не оставил. Аристотель (предположительные источники которого - Гиппий и Ксенофан) приводит 4 тезиса, которые могут восходить к устному учению Фалеса: 1) все произошло из воды (в перипатетической формулировке, вода - архе, или материальная причина сущего); 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) «все полно богов» (множественное число имеет собирательно-родовое значение, эквивалентное «божеству» вообще), или «душа-псюхе размешана во Вселенной»; 4) мапдп (по Гиппию, также янтарь) «имеет душу», так как «движет железо» (пример одушевленности неодушевленного). Отношение гидрокосмогонии (тезисы 1-2) к комплексу панпсихизма (тезисы 3-4) проясняется стоической доксографией (11 А 23 DK), истолковывающей панпсихическое божество какдемиургический принцип (нус), оформивший первоначальный водный хаос в упорядоченный мир и «пронизывающий» его в виде дыхания-пневмы. Реконструируемая т. о. система находит близкие параллели в других ближневосточных космогониях и, вероятно, генетически связана с древнеегипетской фиванской теологией Амуна (творящего земной диск из первобытного океана Нун и пронизывающего весь мир как «жизненное дыхание»), переосмысленной в духе милетского натурализма и рационализма. В основе архаической биоморфной онтологии Фалеса лежит отождествление понятий «бытие» и «жизнь»: все, что есть, живет; жизнь необходимо предполагает дыхание и питание; первую функцию выполняет псюхе (божество), вторую (трофическую) - вода, Т. о., «материя», в духе ранних врачей-натурфилософов, понимается как «пища» или «семя» космического организма (ср. Аристотель, «Метафизика» 983Ь22 слл). Эта традиция биоморфного космотеизма идет от Фалеса через Анаксимена, Гераклвда, Диогена Аполлонийского к стоикам.

Архе, или материальная причина сущего); 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) «все полно богов» (множественное число имеет собирательно-родовое значение, эквивалентное «божеству» вообще), или «ду-ша-псюхе размешана во Вселенной»; 4) магнит (по Гиппию, также янтарь) «имеет душу», т. к. «движет железо» (пример одушевленности неодушевленного). Отношение гидрокосмогонии (тезисы 1-2) к комплексу панпсихизма (тезисы З^Г) проясняется стоической доксографией (DK11 А 23), истолковывающей панпсихическое божество как демиургический принцип (нус), оформивший первоначальный водный хаос в упорядоченный мир и «пронизывающий» его в виде дыхания-пневмы. Реконструируемая т. обр. система находит близкие параллели в других ближневосточных космогони-ях и, вероятно, генетически связана с древнеегипетской фиванской теологией Амуна (творящего земной диск из первобытного океана Нун и пронизывающего весь мир как «жизненное дыхание»), переосмысленной в духе милетского натурализма и рационализма. В основе архаической биоморф-ной онтологии Ф. лежит отождествление понятий «бытия» и «жизни»: все, что есть, живет; жизнь необходимо предполагает дыхание и питание; первую функцию выполняет псюхе (божество), вторую (трофическую) - вода. Т. обр., «материя», в духе ранних врачей-натурфилософов, понимается как «пища» или «семя» космического организма (ср. Аристотель. «Метафизика» 983Ь22 сл.). Эта традиция биоморфного космотеизма идет от Ф. через Анаксимена, Гераклита, Диогена Аполлонийского к стоикам. Свидетельства: DK I, 67-81; Maddalena A. Ionici, testimonialize e frammenti. Fir., 1963, p. 1-75; Colli G. La sapienza greca. Vol. 1. Mil., 1977; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 100-115. Лит.: Classen С J. Thaies, - RE, Suppl. 10, 1965, col. 930-947; Mansfeld J. Aristotle and others on Thaies, or the beginnings of Natural-Philosophy, - Mnemosyne, ser. IV, 38, 1-2, 1985, p. 109-129; Лебедев А. В. Демиург у Фалеса? (К реконструкции космогонии Фалеса Милетского), - Текст: семантика и структура. М., 1983, с. 51-66. А. В. ЛЕБЕДЕВ

Отличное определение

Неполное определение ↓