Как сделать чтобы ребенок полюбил читать. Как сделать так чтоб ребенок любил читать

К огромному сожалению, книга не выдерживает конкуренции с гаджетом и компьютерными играми, особенно у ребенка, который читает с трудом и огромными энергозатратами. Поэтому, пока у него есть планшет, телефон или постоянный свободный доступ к компьютеру, мальчик у вас читать не будет.

Девочка, может, и зачитает, они чуть менее зависимы от гаджетов, но с потерей многих значимых месяцев развития. Лучше раньше 13 лет гаджеты ребенку не покупать. А в 13 лет они, боюсь, сами уже в жизнь просочатся, но, может, у подростка уже успеет сформироваться какая-то воля.

Тут, правда, есть тонкий момент, с которым мы сами столкнулись.

Компьютер – это не то однозначное зло, которое нужно во всех случаях кропить святой водой. Он разный.

Компьютер – это и развивающие мультфильмы, и кинофильмы, и познавательные каналы.

Мы для себя решили вопрос так. У нас несколько ноутбуков. У старших детей (примерно с 13 лет) свободный доступ, свои телефоны, компьютеры, пароль к вайфаю. Они вообще сами эти вопросы решают.

Для тех, кто младше – два ноутбука. Один подключен к интернету, но там стоит программа «Тайм-босс». Она ограничивает время пребывания в сети двумя часами в день. Причем для всех вместе. То есть, если один истратил больше времени, другому достанется меньше. Иногда мы выбираем игры, где несколько человек могут играть – один скорость жмет, другой стреляет.

А мультфильмы, фильмы мы скачиваем и смотрим уже на другом ноуте, который в сеть не выходит.

А вот смартфоны под запретом примерно лет до 13. И даже если бы им айфон последний кто-то подарил – я бы его в стиралку отправил купаться. Уже обжигались.

Чем чаще ребенок будет видеть вас с книгой, тем скорее он и сам зачитает. А то мы часто пропагандируем те ценности, которых сами не разделяем. Мама в телефоне сидит, а сын должен читать. С какой радости?

Хороший вариант, который всех спасает – это чтение вслух семейных книг. То есть таких, которые интересны будут и мамам, и детям, и всем. Например, «Папа, мама, бабушка, 8 детей и грузовик» Вестли, «Веселая семейка» Носова, где дети цыплят выводили, у нас идет на ура.

Если из моих – «Бунт пупсиков», «Таинственный Ктототам», «День карапузов».

Есть грустный анекдот, как мама и Ваня идут выбирать Ване питомца.

Ваня: Мам, купи мне хомяка!
Мама: Какой еще тебе хомяк?
Ваня: Купи мне птичку!
Мама: Тебя вообще не спрашивают! Ты хочешь иглистую мышь!

Примерно то же самое и в книжных магазинах происходит. Позвольте ребенку выбрать книгу самому. Пусть даже то, что лично вы не стали бы приобретать, но зато уже с условием, что это будет прочитано. Человек больше ценит то, что выбирает сам. Иногда причем выбирает что-то совершенно неожиданное, не по возрасту. Чуть не «Физику твердого тела». Ну и пускай.

Мальчики очень любят научную познавательную литературу. Книги с опытами, про насекомых, про танки и так далее. Но пусть выбирает сам.

Правда, есть еще вариант, что мальчик будет выбирать книгу с яркими картинками, где двести слов текста и цена, как у вертолета. Но тут уже можно объяснить: «Это дорого – ее мы в библиотеке возьмем лучше, давай еще поищем варианты». Обычно они находятся. А еще можно выбирать в интернет-магазинах – в некоторых цена пониже и много книг маленьких издательств, которых нет в обычных книжных.

Конечно, это неправильно, но многие читают именно так всю жизнь. И, кстати, это считается признаком одаренности. Вдруг, чисто случайно, у вас одаренный ребенок.

В библиотеках есть отличные читальные залы, куча развивающих программ, и в фонды пускают детей довольно свободно, чтобы они выбирали книги.

Умный ребенок быстро понимает плюсы библиотеки. К тому же там работают неравнодушные люди, которые могут заинтересовать даже не очень способного юного читателя и подобрать ему книги по интересам.

Да только долго придется ждать. Чтение ребенок начинает любить примерно через триста часов практики. Первые триста часов он его ненавидит.

Пока чтение не станет свободным, это очень мучительный процесс.

А почти никто из детей не хочет себя утомлять. Поэтому суммарно 300 часов надо ребенка «вычитать».

Можете завести себе блокнот и записывать:

1 января. 10 мин.
2 января. 8 мин.
3 января. 12 мин.
4 января. 21 мин. = ого, уже почти час! Осталось еще 299 часов!!

И пообещайте ребенку за 300 часов что-нибудь значимое, вроде черепахи. Или иглистой мыши, на худой конец.

Например, вы купили ребенку искусственный снег. А там инструкция мелкими буквами, которую надо прочитать. И всякие там сложные слова. Вот пусть и читает всю инструкцию сам до последней буквы. С лупой читает! Вы же видите, что ему интересно! Сами не читайте. И не давайте ему химичить, пока он все не прочитает. Потому что снег – дело важное.

Почти наверняка ребенок проводит у вас в машине не меньше часа в день. А некоторые и по три-четыре часа. Воткните в магнитолу флешку с аудиокнигами.

Лучше подходят полные тексты книг, начитанные одним актером, не аудиоспектакли! Один голос гораздо меньше утомляет, если слушаешь долго. И легче детьми воспринимается. Результат увидите примерно через месяц. И порадуетесь ему, скорее всего.

Моя бабушка говорила: «Делай уроки, а книги будешь читать на пенсии».

Чем больше ребенок читает ВНЕ ШКОЛЫ, тем проще ему дается школа. Человеку, который прочитывает за два-три вечера роман, «Отцы и дети» прочитать – это вообще не проблема. Учителя прекрасно знают, что чем больше ученик читает, даже и не по программе, тем легче у него идет и программное.

Уроки, конечно, никто не отменяет. Их делать надо. Но когда уроки совсем забивают всякое другое развитие, чтение, рисование – это не вариант.

Оптимальное время сделать чтение запойным – до седьмого класса. Золотое время – это 4-й, 5-й, 6-й классы. Не терзайте ребенка школой класса до седьмого. Очень многие успешные люди активно начали куда-то готовиться только класса с 8-го. А до восьмого читали, читали, читали в свое удовольствие. И, поверьте, это не в песок ушло, а стало фундаментом успешности.

10 способов увлечь ребенка чтением

1. Слоговые таблицы

Занятия очень сильно увеличивают скорость чтения. Набор буквенных комбинаций велик, но не безграничен. Всякие вещи типа «здр» или «встр» – нужно учиться читать одним взглядом. После слоговых таблиц это не проблема.

2. Жужжащее чтение

Хорошие учителя начальной школы широко применяют этот метод. Он состоит в том, чтобы дети читали все разом и шепотом, а то если все и вслух, то можно будет оглохнуть.

Обычно в школах читают по 5-10 минут в день жужжащим чтением. Ну а кто вам может помешать читать жужжащим чтением в очереди в детской поликлинике? Это все идет в нашу копилку 300 часов.

3. Вспышечное чтение и отсекающее чтение

МАШАПОШЛАВЛЕСТАМБЫЛВОЛКВОЛКСЪЕЛМАШУНЕТУБОЛЬШЕМАШИТАКАЯВОТГРУСТНАЯСКАЗКА – тут надо понять, где что заканчивается.

Печатайте предложения вроде:

«Ежик живет в лесу».
«Олень съел моржа».

Пусть они будут любой степени бессмысленности. Неважно, что олени моржей не едят. Показывайте их на 2-3 секунды, чтобы ребенок прочитывал их очень быстро. Это хорошо учит схватывать текст.

Пусть один ребенок пишет такую бессмыслицу для другого. Обычно это очень веселит детей, и они не замечают, что учатся.

4. Детские журналы с кроссвордами

Там, кроме кроссвордов, которые дети обычно любят разгадывать, много упражнений в стиле «Найди десять отличий между двумя рисунками» и разных упражнений на внимательность: лабиринт, следы и т.д. Детям обычно нравится. И навык чтения незаметно совершенствуется.

5. Игра «Найди текст»

Возьмите любую страницу текста. Найдите там какое-то предложение в любом месте. Например, «Маша пошла в лес и нашла гриб». Не показывайте ребенку, где оно. Засекайте время. Пусть ребенок его найдет. Ну и получит от вас какой-то приз, когда найдет 10 предложений на разных страницах.

6. Многократное чтение

Если ваш ребенок все время хочет перечитывать одну и ту же книгу, которую хорошо знает, ну и пусть перечитывает. Только все больше и больше страниц за один раз – это тоже большой плюс, даже если ребенок угадывает слова.

7. «Давай поврем!»

Дети часто не умеют пересказывать тексты, но зато порой охотно выдумывают то, чего на самом деле в книге нет. Ну и замечательно! Не мешайте! Это очень полезный навык.

8. Чукча не читатель, чукча писатель

9. Упражнение «Бросок»

Открываем книгу, ребенок кладет руки на колени и начинает читать по команде. Читает 30 секунд. Потом 10 секунд отдыхает. И снова читает. Суть в том, чтобы глазами – глазами! – быстро найти тот участок текста, где он закончил чтение. На начальной стадии это очень тяжело – но потому и упражняемся.

10. Скоростной минимум чтения – 120 слов в минуту

Многие читают по 200-300, но уже про себя, вслух речевой аппарат не потянет. 120 слов – это реально абсолютно для каждого среднего ребенка. Если скорость ниже, то много времени будет затрачиваться впустую на уроки, чтение учебных параграфов и попытку что-то понять.

Чтение - вот лучшее учение.
А.С. Пушкин


К сожалению, сейчас люди читают намного меньше, чем лет двадцать назад. С одной стороны, это неудивительно. Телевидение, компьютеры, интернет стали занимать все больше времени в нашей жизни. Но если родители еще как-то по привычке читают, то многие дети вообще не проявляют интереса к этому занятию. А зря.

Читающий человек всегда на шаг впереди

Давайте мысленно нарисуем портрет человека, который любит читать. Это грамотная, эрудированная личность, с красивой богатой речью, развитой фантазией. Хотите, чтоб в будущем ваш ребенок стал именно таким? Прививайте любовь к чтению.

Меньше времени будет уходить у него на подготовку таких уроков как история, биология, география. Ведь много читающий ребенок быстрее осилит параграф, чем тот, который читает мало. Да и память у книгомана лучше. Даже задачки по математике, прежде чем решать, сначала нужно прочесть. Пока другие вчитываются, ваш ребенок уже половину решит. Вам нравится такая перспектива?

. Покажите пример.
Личный пример - самый лучший стимул. Ребенок с детства должен видеть, что в семье все читают, что это занятие доставляет удовольствие. В доме должно быть много интересных книг.

. Заведите ритуалы чтения.
Обсуждайте прочитанные книги в семье. Относитесь к книгам бережно, с пиететом. Ребенку младшего школьного возраста можно традиционно читать на ночь.

. Обрывайте чтение на самом интересном месте.
Почему фильм прерывают на рекламу всегда в самом интересном месте? Чтобы вы непременно дождались продолжения! Поступайте так, читая увлекательную книгу ребенку. Ему наверняка захочется дочитать быстрее, не дожидаясь вас.

. Выбирайте интересные книги.
Привлекайте к выбору ребенка. Малышам интересны книжки с красивыми иллюстрациями. Ребята среднего возраста обычно любят современные приключения, фантастику. Поделитесь с детьми вашими любимыми книгами, которые читали в их возрасте.

. Ограничьте взаимодействие ребенка с компьютером и телевизором.
Четко обозначьте время, в течение которого ребенок может играть в игры или общаться в социальных сетях. Например, час в будние дни, два - в выходные. Чтение приветствуйте в любое время.

. Покупайте книги по интересам.
Детей, которые совсем не хотят читать художественную литературу, можно попробовать , связанной с их хобби, увлечениями.

. Смотрите фильмы - экранизации книг.
Если ребенку понравился фильм, порекомендуйте прочесть книгу, объяснив, что книга обычно интереснее фильма. Вы не представляете, сколько школьников ринулось читать «Войну Миров» или «Гарри Поттера» после выхода этих фильмов.

. Купите электронную книгу.
Детей постарше можно заинтересовать ридером или электронной книгой. Она очень удобна, не вредит зрению.

Начну с того, что мы - читающая семья, коробки с книгами перемещались с нами во время многочисленных переездов. Конечно, мы хотели, чтобы дочка читала с удовольствием.

Работа в этом направлении началась давно, когда дочка была ещё совсем малюткой. Читали детские стишки, потешки. И всё это сопровождалось забавной мимикой, активной жестикуляцией на смешных моментах.

В тёплое время года мы всегда брали с собой книги на прогулку. Примерно с двух лет у дочки были любимые книжки-малышки «с глазками» (в виде медвежат, котят, щенков). Там обычно не более десяти четверостиший. Когда моя кроха уставала гулять, мы усаживались на лавочку и читали. Причём то, что мы возьмём на прогулку, дочка всегда выбирала сама.

С тех пор в моем рюкзаке поселились детские книги. Они выручали в моменты ожиданий: в банке, техцентре, в городской администрации, поликлинике… Мы выбирали детские книги с крупным шрифтом и красочными картинками. Такими, где заяц похож именно на зайца, а не на плод богатой фантазии художника-иллюстратора. Когда все домашние книжные запасы были перечитаны, мы открыли для себя городскую библиотеку.

Во время дневного отдыха я приносила дочке ворох книг, она их «читала», а потом рассказывала содержание. Разумеется, придуманное (эти истории появились примерно с возраста 2,5 лет).

По мере взросления дочки мы применили эффективный лайфхак: во время чтения перед сном останавливались на самом интересном месте. Очень кстати пришлись произведения Николая Носова . Его рассказы о проделках сорванцов-мальчишек читал дочке муж, укладывая её спать, потом закрывал книжку и говорил: «А продолжение будет завтра». Главное - выдержать поток нытья «Паааааапаааа, давай почитаем ещё немнооооожечко» (Проверено: папы лучше с этим справляются. Мамы могут сжалиться и продолжить чтение).

Когда дочка научилась читать самостоятельно, мы стали покупать ей тонкие детские книжки с короткими рассказами. Такие, чтобы можно было одолеть без труда. Сначала она читала по слогам, но со временем освоила процесс. Мы с мужем очень поддерживали ее, спрашивали: «А что дальше было? Как интересно!»

А потом было обсуждение героев, их поступков. Аналитика - наше всё! Сейчас это происходит на примере Незнайки и его друзей. Ребёнку важно делиться прочитанным, ведь многое из того, что она узнаёт в книгах, есть и в реальной жизни. Как зеркало - читаешь интересную историю - и вдруг видишь в героях себя, свои поступки.

А еще мы практикуем чтение абсолютно разных книг. С бабушкой - сказки, с дедушкой - детскую научно-популярную литературу. С ним интереснее: например, прочитать советы по строительству шалаша, а потом взять и построить его.

Поразительно, но ребёнок в семь лет читает… инструкции к игрушкам. Например, к наборам Лего. Или, например, в магазине: выбирали новую сковородку. Пока шли к кассе (дочка ехала в тележке), она первой прочитала о том, что эту сковородку нельзя мыть в посудомоечной машине.

Надеюсь, что любовь к чтению будет расти. Ведь с возрастом детский кругозор расширяется, маленький почемучка растёт и вопросов становится больше. Где искать ответы? Разумеется, в книгах. Заботливо выбранных родителями, так как нынешний книжный рынок периодически удивляет. И не всегда приятно….

Каких трудов стоит научить ребёнка читать, а чего стоит привить ему любовь к чтению. Дети, растущие перед экранами телевизоров, мониторами, планшетами, при напоминании об учебнике, книге придумывают всё новые отговорки. Многие родители находятся в растерянности: Почему мой ребёнок не любит и не хочет читать?

А выход есть. Правда на скорый результат в этом трудном деле, надеяться не стоит, так как сделать так чтобы ребёнок полюбил читать, за один день не получится. Помочь ребёнку полюбить читать можно только благодаря совместному, кропотливому, ежедневному труду. Обычно, дети не любят читать по следующим причинам: им не нравится это делать, они не умеют этого делать и, просто не хотят этого делать. Все эти причины взаимосвязаны. Вот мы и разберём их все, начнём с первой: не нравится читать.

Не секрет, что дети подражают взрослым. Именно поэтому, прежде чем привить своему ребёнку любовь к литературе, родителям самим нужно почаще общаться с книгой. Впустую объяснять ребёнку всю пользу и значимость чтения, важно самим стать примером. Из этого следует: в семье полюбить читать должны все. Итак, когда нужно принимать действия? Как можно раньше. Родители могут начинать читать ещё младенцам, таким крохам желательно читать стихотворные произведения, так как ритм, мелодичность стихотворения на маленького слушателя действует завораживающим образом. Стишками, потешками, считалочками можно развлекать ребёнка во время пробуждения, купания, игры, прогулки и т.д. Пусть чтение будет недолгим, но частым. Маленькие дети не способны долго на чем-то одном акцентировать своё внимание. Зато когда ребёнок будет становиться старше время чтения можно увеличивать. Укладывая ребёнка спать, читайте ему примерно полчаса. Книга на малышей действует успокаивающе. К тому же ему обязательно понравится общение с книжкой и мамой или папой. Не стоит принуждать детей читать те книги, которые ему не нравятся. С ребёнком постарше лучше выбирать книги сообща, прислушиваясь к его мнению. Сделайте так, чтобы приобретение книги было интересным, приятным мероприятием.

Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок имел свободный доступ к книгам. Поговорите с ним о том, как важно бережно относиться книгам. Конечно, этот разговор способны понять только дети постарше. Родитель, читая книгу своему ребёнку, на самом интересном моменте, может прерваться, объяснив это срочными делами. Малыш, умеющий читать, непременно захочет узнать о развитии событий и не станет дожидаться мамы или папы, а сам прочтёт продолжение.

Можно предложить ребёнку читать по очереди. Это поможет развить скоростное чтение и приучить к самостоятельному чтению, а любовь к чтению – привычка. Главное только начать, и интерес к получению результата будет поддерживаться самим процессом.

Стоит отметить, что прививать любовь к книге лучше ещё до поступления в первый класс, т.е. не ждать момента, когда чтение будет необходимостью. Ребёнок, который с малых лет не нашёл общего языка с книгой, вряд ли получит удовольствие от обязательного чтения в школе.

Вторая причина – ребёнок не умеет читать. Речь идёт не о чтении слогов, а о понимании, осмысливании прочитанного. Сами родители могут помочь своему малышу вникнуть в прочитанное. Для этого родители должны комментировать то, что читают: взрослые читают и объясняют значение непонятных слов, анализируют вместе с ребёнком поведение героев.

Современным детишкам порой нелегко понять произведения советских писателей. Поэтому, не ленитесь обсуждать прочитанное, терпеливо отвечайте на вопросы юного книголюба. Постарайтесь стать связующим звеном между ребёнком и книжкой. Сформировать навыки чтения можно, если просить ребёнка сделать своего рода пересказ прочитанного, спрашивайте ребёнка, как он считает, правильно ли поступает герой. Можно предложить ребёнку пофантазировать: пусть он попробует предугадать ход будущих действий. Таким образом, развивается интерес и воображение ребёнка. Родитель же сможет определить, действительно ли ребёнок понимает то, что читает.

Третья причина нелюбви к чтению – ребёнок просто не хочет читать. И тут уже практически ничего не нужно делать. А все потому, что два основных препятствия – неумение и нелюбовь, преодолены. И нежелание проводить время за чтением отпадает само собой.

Так приятно видеть, когда твой ребёнок увлечённо читает не только то, что задают в школе, но и сверх этого, а двухлетний малыш приносит книгу и просит ему почитать.

Книга не только источник знаний, она побуждает фантазировать, развивает воображение, увлекает, воспитывает, учит, пополняет словарный запас, расширяет кругозор, формирует грамотность и развивает речь. А ваша задача, как родителей помочь своему ребёнку полюбить читать.

Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки. Благодаря этим двум святым мы сейчас можем наслаждаться творениями отечественных и зарубежных классиков и современников.

Но что делать, если ваш ребенок не любит читать? О том, как приучить малыша и подростка любить книги рассказывают психолог В.С. Юркевич и библиотекарь Людмила Лукзен.

В чтении существует два этапа: этап технического чтения, так называемый “голый” навык, и этап содержательного чтения, когда сразу ухватывается содержание текста. Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной.

Готовых рецептов научить ребенка или взрослого любить нет. Так что для начала я перечислю лишь то, чего ни в коем случае нельзя делать, когда ваш читать уже научился, но у него еще только техническое - то есть сам еще читать не хочет и по настоящему (для себя, для удовольствия) даже и не может.

Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать - ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые , но должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал.

Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.

Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.

Берите для первого чтения только подходящие книжки - яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.

А теперь о маневрах - их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше, конечно, придумать свой.

Метод Кассиля

Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения. Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что все-таки кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают все-таки с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее. Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Когда ваш научится читать сам, просите его почитать вам. Не урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста - не перебивайте его сразу, не дайте ему потерять увлеченности историей, которую ОН, преисполненный важности, читает ВАМ. Можно вернуться и прочитать слово правильно и позже.

Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его . Никогда не показывайте, что вы слушаете его по необходимости или проверяя задание. Поощряйте его вслух: газеты, журнала, истории, сказки. Вам некогда почитать, и он это делает для вас. Нет лучшего способа поощрить ! Обсудите прочитанное, удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним.

Все это не сложно. И если вы последуете нашим советам, то, незаметно для себя, воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребенку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем занять свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И это обязательно приведет его к успеху!

По материалам сайта: Russianlibrary