Основные темы ранней лирики маяковского. Основные темы раннего творчества В.В

Что такое хлестаковщина? Появление комедии «Ревизор» в 1836 году вызвало в обществе приподнятое волнующее чувство. Весна этого года подарила зри­телям встречу с настоящим шедевром Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия «Ревизор» не утратила актуальность и своего звучания и сегодня. Не нужно далеко ходить за примерам и. Вспом­ним отрицательных героев популярных «милицейских» сериалов - чем не герои Гоголя, только сделавшиеся более хладнокровными и жестокими?

Сам Гоголь отмечал, что Хлестаков является самым трудным образом в пьесе. В рекомендациях для актера, исполнявшего эту роль, Гоголь достаточно глубоко раскрывает характер этого персо­нажа. Хлестаков совершил все свои подвиги в уездном городе аб­солютно непреднамеренно. Хлестакова можно сравнить с балет­ным танцовщиком - двигаясь по пространству пьесы, он ожив­ляет ход всего действия, выступает настоящим двигателем сюжет­ного развития комедии. Хлестаков блестяще сыграл рольревизора перед уездными чиновниками, только к середине четвертого дей­ствия начиная понимать, что его принимают за несколько «госу­дарственного человека». Что чувствует при этом лжеревизор? Ка­жется, ничего.

Поведение Хлестакова поражает всех чиновников уездного го­рода. По их мнению, ревизор очень хитер и изворотлив и с ним нужно держать ухо востро. Характерно, что никому и в голову не пришло, что Хлестаков просто отчаянный враль. В каждой из со­здавшихся ситуаций он ведет себя, как гениальный актер. Можно себе представить, как трудно было театральному актеру, впервые исполнявшему роль Хлестакова, - актера, играющего ревизора.

Хлестакова не следует расценивать как злого или жестокого человека. Сам по себе он совершенно безвреден, и окружающие могут сделать из него что угодно: хоть инкогнито из Петербурга, да еще с секретным предписанием, хоть ничтожного столичного чиновнишку. Своеобразие характера, точнее, отсутствие характе­ра Хлестакова состоит в том, что у него практически отсутствует память о прошлом и раздумье о будущем. Хлестаков сосредоточен на настоящей минуте, и в пределах этой минуты способен достичь высочайшего артистизма. Он с легкостью и даже некоторой фа­цией меняет свои обличья. Среди целиком списанных с натуры уездных чиновников этот абсолютно вымышленный персонаж производит незабываемое впечатление. Наверное, можно сказать, что для уездных чиновников такое страшное событие, как приезд ревизора из столицы, было похоже на своеобразный праздник: жутковатый, но интересный. Хлестаков им страшен и вызывает их восхищение уже тем, что он на вид вовсе не похож на человека, способного жестоко карать виновных.

Николай Васильевич Гоголь хорошо знал жизнь мелкого петер­бургского чиновничества, что позволило ему дать в образе Хлеста­кова утрированный и собирательный тип поверхностно образован – ного фанфарона. Хлестаков с удовольствием употребляет ради кра­соты слога подхваченные от кого-то и дурно понятые французс­кие словечки, штампы тогдашней художественной литературы. В то же время в речи Хлестакова встречаются и вульгарные выраже­ния. Гоголь сделал реплики Хлестакова отрывистыми: этот персо­наж духовно нищ и совершенно неспособен на чем-либо остано­вить свое внимание. Современник Гоголя Аполлон Григорьев дал характеристику этого персонажа: «Хлестаков, как мыльный пу­зырь, надувается под влиянием благоприятных обстоятельств, ра­стет в собственных глазах и глазах чиновников, становится все сме­лее и смелее в хвастовстве…»

Влияние комедии «Ревизор» на российское общество было огромным. Фамилия Хлестаков стала употребляться как имя на­рицательное, А хлестаковщиной стали называть любое безудерж­ное фразерство, ложь, беззастенчивое хвастовство в сочетании с крайней несерьезностью. Гоголю удалось проникнуть в самую глу­бину русского национального характера, выудив оттуда образ лже- ревизора - Хлестакова. По мнению автора бессмертной комедии, всякий русский человек хоть на минуту делается Хлестаковым, независимо от своего социального положения, возраста, образова­ния и так далее. На мой взгляд, преодоление хлестаковщины в себе самом можно считать одним из основных путей самосовершенство­вания каждого из нас.

Время, в которое жил Маяковский, по его собственному определению, “трудновато для пера”. Революция, гражданская война, строительство нового государства — все это “было с бойцами, или страной”, или в сердце поэта. Про революцию он сказал “Моя революция. Пошел в Смольный. Работал все, что приходилось”. Своеобразным творческим отчетом об этом времени стали такие стихи, как “Левый марш”, поэмы “Владимир Ильич Ленин”, “Хорошо”, “Во весь голос” (вступление к ненаписанной поэме).

Лирический герой Маяковского — рома нтик, максималист, мечтатель, спорщик и задира. Он олицетворяет неравнодушие, активное участие в жизни. Герой многолик (многоэлементная лирическая система). Если в “Левом марше” это романтик, верящий в победу революции (“Коммуне не быть покоренной”; “Клячу истории загоним”), то в сатирических стихах-это человек, тревожащийся за завоеванное революцией (“опутали революцию обывательщины нити”), презирающий сов.мещан.

«Поэт обычно похож на свои стихи». Для того, чтобы понять и представить себе мироощущение В. Маяковского, необходимо проследить его творческий путь.

Ранний Маяковский – смелый поэтический новатор. В отличие от поэтов серебряного века, в его сознании нет кризисности и боязни нового. Более того, он именно в себе видит это новое, что проявляется как в содержании, так и в форме его стихов. В ранней поэзии Маяковского мы сталкиваемся с оригинальными зарисовками городского пейзажа («Ночь», «Утро», «Порт»). Маяковский поражает читателей стихотворными монологами, обращенными прямо к публике («Нате!», «Вам!», «Послушайте!»). Поэт использует в своей лирике качественно новые метафорические приемы: «Земля!/ Дай исцелую твою лысеющую голову», необычные сравнения: «Квакая, скачет по полю канава, зелёная сыщица», «верёвками грязных дорог». Маяковский называет луну «моя любовница рыжеволосая».

Лирический герой В. Маяковского высоко трагичен, что характерно для русской поэзии. Но сам Маяковский на данном этапе жизни не ощущает неизбежной трагичности своего существования. Скорее наоборот, он находится в состоянии эмоционального подъема. Он всецело погружен в уникальность своего предназначения, посланную ему свыше: «Эй, вы! Небо! Снимите шляпу! Я иду!». В творчестве Маяковского прослеживается идея бонапартизма. Не случайно поэт создал стихотворение «Я и Наполеон», где он восклицает: «Мой крик в граните времени выбит и будет греметь и гремит». В поэме «Облако в штанах» Маяковский – тринадцатый апостол, а в стихотворении «Я» он сравнивает себя с самим Богом: «Это душа моя клочьями порванной тучи в выжженном небе на ржавом кресте колокольни!»

Ранний Маяковский чувствует свой ум, силу, талант, стремится, как свойственно любому человеку, оценить мир, найти своё место в нём. И в чем же он находит точку приложения своего потенциала? Любой ответит: «В поддержании и пропаганде революционного пролетариата». Маяковский на пике поэтической деятельности полностью отдает себя рабочему классу. Ломаные строки уже перестали быть чем-то оригинальным. Размер сильно не меняется, внешняя линия сюжета остается очень похожей, обращения к массам кочуют из стиха в стих: «Товарищи, помните: между нами орудует классовый враг», «Товарищи, поспорьте о красном спорте!», «Товарищ Борщина…», «Товарищ, хозяйка…».

Маяковский стал великолепным советским поэтом, руководство страны боготворило его (если данное выражение применимо к советской власти). И все. Неужели в этом и заключается высокое назначение поэта? Возможно этим вопросом, сам того не зная, задавался В. Маяковский. В глубине души он все-таки не считал, что «стихи и революция слились воедино». Поэт осознает, что мощный посыл раннего творчества не совсем оправдывается. Он понимает, что противоречит самому себе. Если в стихотворении «Я» он признавал мощь Бога, то в «Явлении Христа» Бог — буржуй, враг народа и советской власти: «Пока Христос отверзает уста на фоне пальмовых веток, — рабочий, крестьянин, плотнее стань на страже свободы советов».

Урок по творчеству В. В. Маяковского, 11 класс.

На перемене перед уроком демонстрируется клип харьковской группы «Гутен морген, Маяковский», на уроке используется презентации «Биография Маяковского», репродукции картин художников-футуристов.

Тема: Ранняя лирика Маяковского.

Цель:

познакомить учащихся с неординарной личностью поэта-футуриста, показать связь его поэзии с живописью, выявить особенности лирического героя ранних стихотворений,

развивать навык анализа лирического произведения, навык выразительного чтения.

Ход урока:

1. Вступительное слово:

Лапы елок, лапки, лапушки..

Все в снегу, а теплые какие!

Будто в гости к старой, старой бабушке

Я вчера приехал в Киев..

Это Маяковский.

И:

Улица провалилась, как нос сифилитика,

Река - сладострастье, растекшееся в слюни

Отбросив белье до последнего листика,

Сады похабно развалились в июле.

И это Маяковский..

Еще двадцать лет назад этого поэта в нашей стране знали все, от мала до велика. И не только потому, что его, по словам Пастернака, стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине. Маяковский рвался в грядущее:

Я к вам приду

в коммунистическое далеко

не так,

как песенно-есенинный провитязь.

Мой стих дойдет

через хребты веков

И через головы

поэтов и правительств.

Его творчество расходилось на множество подходящих к случаю, везде настигавших советского человека цитат, он долго возвышался над критикой. С восторгом принявший революцию, наивно, как многие художники того времени, верил, что революция социальная совпадет с революцией в искусстве. В поэме «Революция» Маяковский кричал:

Граждане!

Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде»,

сегодня пересматривается миров основа.

Сегодня

до последней пуговицы в одежде

жизнь переделаем снова.

Он был счастлив, он был фаворитом советской власти, но поэта настигают разочарования, что идеи коммунизма - это одна вещь, а партия - совсем другая. И он остался в полном одиночестве. 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился. Ему было 37 лет. Роковой возраст. Именно в этом возрасте умерли Рафаэль, Байрон, Пушкин, Федотов, Ван Гог, Рембо, Хлебников.

Сталин сказал: «Маяковский есть и останется лучшим и наиболее способным поэтом нашей советской эпохи». И именно потому, что стал таким, а не остался просто большим, свободным и независимым поэтом, именно потому Маяковский, создатель новейших форм, которые взбудоражили молодую русскую поэзию, застрелился. Счастливая жизнь никогда не ведет к самоубийству. Каким он был? Попробуем разобраться сегодня на уроке. Поможет нам биография поэта. Прослушаем сообщение. В конце урока необходимо будет выразить в нескольких строчках свое понимание поэта, написать небольшое размышление «Маяковский - это...». Прослушав сообщение, ответьте на вопрос: какие факты биографии поэта повлияли на его творчество.

2. Сообщение учащихся «Биография Маяковского».

Учащиеся называют такие факты, как смерть отца (потеря близкого человека для подростка), переезд в Москву (пришлось самоутверждаться в новых условиях), занятия живописью.

Маяковский был художником-футуристом. Назовите признаки футуризма как литературного течения:

    бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

    отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее,

    бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

    поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;

    культ техники, индустриальных городов;

    пафос эпатажа.

3. Чтение стихотворений «Ничего не понимают», «Скрипка и немножко нервно», «Вот так я сделался собакой».

Определить характер лирического героя. Какой он? Противопоставлен толпе. Какую характеристику дает толпа лирическому герою? «Сумасшедший», «рыжий». Почему? Потому что отличается от других, не такой, как все. Робкая попытка соригинальничать, заявить о себе (постригите мне уши) вызывает гнев.

В «Скрипке и немножко нервно» герой слишком отзывчив, слишком раним. А значит обречен на одиночество.

Чтение стихотворения «Вот так я сделался собакой». Поэт прибегает к гротеску (Гротеск - это специфический прием в искусстве, суть которого составляет сочетание реального и фантастического, объединение резких, неожиданных контрастов, форм).

Сейчас я прочитаю названия стихотворений. На что это похоже? «Ночь», «Утро», «Порт». Словно подписи к картинам. Прослушайте стихотворение и подумайте, какую бы вы нарисовали картину, что изобразили бы на ней?

4. Чтение стихотворения «Ночь». Картина, созданная поэтом-художником. Отдельные мазки, контуры, где читатель сам должен дорисовать картину:

    рассказ о карточной игре, золотые монеты, швыряемые на стол картежниками;

    панорама городских сумерек, багровый - краски заката, желтый - огни, на небе россыпи звезд.

Это словесно-ритмические натюрморты с описанием улиц, площадей, домов, афиш, телеграфных проводов. У Маяковского город - главный предмет, основная тема ранних стихотворений. Почему? Потому что принадлежал к литературному течению футуристов.

5.Просмотр презентации реподукций картин художников-футуристов.

6. Прочитать стихотворения «Из улицы в улицу», «Адище города», «Вывескам» , выписать наиболее яркие выразительные средства, сделать вывод, каким выглядит город, каким показан человек в городе. Какие картины видим? (Город-мучитель, город-враг, город, где человеку тесно, плохо, человек находится в плену у города. Душа обнажена, все бесстыдно обнажается. В стихотворении «Адище города» человек жалок, потерян, унижен. Мир деформирован: « у раненого солнца вытекал глаз», «дряблая луна», «дыры небоскребов».

7. Чтение названий стихотворений «Вам!», «Нате». О чем говорят названия? Это вызов.

Футуризм Маяковского не ограничен созиданием форм, в его стихах все: атеизм, интернационализм, антибуржуазность, революционность. Выпишите из стихотворений яркие образы, которые помогают раскрыть мысль, обозначенную в названии. Каков лирический герой, о чем он думает, что чувствует? Каково внутренне состояние героя?

Сделаем вывод, каков он, лирический герой ранней лирики Маяковского? Это человек большой любви, в его стихах - крик боли, отчаяния, проклятия из-за лжи окружающего мира, герой невероятной фантазии, герой-максималист, который жаждет любви и красоты, творчества, он ранимый и очень одинокий. Человек раздавлен цивилизацией, бросает вызов всем:людям, солнцу, Богу...

Какова основная тема ранней лирики Маяковского? Конфронтация с миром и одиночество человека в нем.

Каковы основные мотивы? Одиночество, ненависть, презрение, сострадание.

8. Чтение стихотворения «Нате!». Переведите на современный язык его название. Какой основной прием использует поэт? (Антитеза).

Выпишите из стихотворения ключевые слова, образы, характеризующие толпу и человека. Как понимаете метафору «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир»? Какую эмоциональную окраску содержат обращения «мужчина», «женщина»?

Что, по мнению Маяковского, главное для человека? (Еда, сытость)

Как понимаете метафору «раковина вещей»?

Каков поэт? Что для него особенно важно?

9. Составление схемы

поэт толпа

запись ключевых слов, характеризующих поэта и толпу, осмысление образов гунна, бабочки и стоглавой воши, раковины.

В чем предназначение поэта? Он должен служить людям, делать их лучше, добрее, чище.

Сегодня на уроке мы попытались разобраться в сложном внутреннем мире удивительно талантливого поэта. Каков он, Владимир Маяковский, каким вы его увидели?

10. Небольшая письменная работа «Маяковский - это...»

11. Домашнее задание : Прочитать поэму «Облако в штанах», найти строки, созвучные «Вам» и «Нате», ответить на вопрос: как изображается любовь в поэме. Индивидуальное задание: выписать неологизмы.

В. Маяковский начал свое творчество в группе футуристов. В футуризме его привлекал анархистский, бунтарский задор, ориентация на быстрый жизненный темп и стремление к новаторству формы. Раннее творчество поэта свидетельствует о сильном, в основном графическом, экпериментаторстве. Будучи не только поэтом, но и художником-авангардистом, он, подобно художникам-кубистам, расчленяет мир на объемы, то есть рассекает отдельные слова на части:

У-
лица.
Лица
у
догов
годов…

Цветовая гамма в ранних стихах Маяковского также похожа на картины художников-кубистов. Так, например, в стихотворении «Ночь» (1912) мы видим типичные для кубистических полотен цвета - черный и желтый:

Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.

За счет игры цвета возникает образ города-игрока. Дукаты напоминают о зеленом сукне игорных столов. Горящие желтые карты - огни фонарей. Зданиям (черным ладоням, оконным стеклам) раздают горящие желтые карты. Перед нами вечерний город, открывающий толпе двери увеселительных заведений.

В поисках художественных средств, которые могли бы дать, возможно, более верную и отвечающую его требованиям картину действительности, Маяковский обращается к смелому соединению различных поэтических пластов и элементов.

Стихотворение «Пустяк у Оки» является примером соединения лирики и сатиры в традициях немецкого поэта Гейне, но с переработкой ее Маяковским. Это стихотворение написано почти в романтическом духе. Его герой - поэт с тонкой, ранимой душой и обычная девушка. Он пытается сказать ей о возвышенной, неземной любви, используя при этом художественные средства романтической поэзии:

А в небе, лучик сережкой вдев в ушко,
звезда, как вы, хорошая, - не звезда, а девушка…
А там, где кончается звездочки точка,
Месяц улыбается и заверчен…

Но девушка в силу своей ограниченной душевной организации не в состоянии понять возвышенных слов поэта. Поэтому романтический настрой лирического героя и всего стихотворения обрывается резко и неожиданно весьма прозаическими словами девушки:

…Ах, зачем вы давите
и локоть и талию.
Вы мне мешаете
у камыша идти.

В этом маленьком стихотворении как нельзя более четко выражена синкретичность стихов Маяковского. С одной стороны, мы видим явно возвышенный настрой души поэта-романтика, который обижен и не понят любимой девушкой и обществом в целом. Можно даже сказать, что ассоциативные нити тянутся к байроническому герою. Тип построения стихотворения, легкость и сам характер использования иронического напоминают Гейне. И уж, конечно, образ шуршащих камышей и звукотип, в основе которого лежит звук «ш», создающий иллюзию ветра, играющего речными камышами, безусловно, связан с русским поэтом-символистом К. Бальмонтом.

Но Маяковский не был бы Маяковским, если бы ко всему заимствованному он не относился с иронией. Так, например, бальмонтовский образ шуршащих камышей поэт намеренно снижает:

Слышите: шуршат камыши у Оки.
Будто наполнена Ока мышами.

Таким образом, соединяется несоединимое: камыши - символ чего-то загадочного и таинственного и простая, обыденная, намеренно бытовая вещь - мышиный шорох, или, лучше сказать, мышиная возня. Как известно, само выражение «мышиная возня» означает нечто несущественное, не имеющее большого смысла. Так, в стихотворение вплетается пародийный элемент. Оно и есть явная пародия на поэзию Бальмонта и вообще на весь символизм со всеми его загадками и условностями.

Однако пародия не самоцель для поэта. Он хочет обратить внимание противоположного ему и не понимающего его мира на то, что он - поэт, что в жизни есть место и чему-то другому, чем обыденные бытовые заботы и проблемы. Поэт бравирует тем, что для него все это не суть важно, и даже использует в названии стихотворения слова «пустяк», однако за этой бравадой угадывается боль тоскующего сердца поэта, который не может быть понят миром, поэта, который жаждет любви и взаимопонимания.

К этому стихотворению очень близко стихотворение «Послушайте!» (1914). Здесь за фамильярными, насмешливыми, пренебрежительными интонациями видна ранимая и одинокая душа. Стихотворение «Послушайте!» - это крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к современникам: «Послушайте!». Именно таким восклицанием мы пользуемся тогда, когда хотим быть услышанными и понятыми.

Лирический герой не просто произносит, а почти «выдыхает» это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на «равнодушную природу», это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, обычным героем его сатирических стихотворений - человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с одиночеством, с безразличием, горем, что нельзя быть таким, каков он есть, современник Маяковского.

Стихотворение построено так, как будто ведется острая дискуссия, но тебя не понимают, и ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься, что тебя поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые точные фразы и выражения. И лирический герой их находит.

Накал страстей, эмоций, переживаемых героем, становится так силен, что иначе их не выразить, как только этим многозначным емким словом «Да?», обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и ирония, и даже надежда.

В другом сатирическом стихотворении «Нате!» (1913) мы не найдем столь выраженной надежды, а здесь все же она видна. Последняя строфа стихотворения начинается так же, как и первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение стихотворения вопросительное:

Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

И, действительно, эту фразу можно рассматривать как утвердительную. Ведь это риторический вопрос, который не требует ответа.

На основную идею стихотворения «работают» и все формальные средства, используемые автором. Так, Маяковский, располагая строки лесенкой, добивается того, что слово становится значимым, весомым. Рифма Маяковского - необычная, чаще всего ее можно определить как внутреннюю. Такие сочетания, как «полуденной пыли», «загоралась звезда», организуют ритм, который у Маяковского, в сущности, и есть мысль, идея и образ.

Конечно, стихотворение «Послушайте!» не характерно для дерзкого, уверенного в себе Маяковского, каким его привыкли считать. Здесь нет четко выраженного антиидеала. Он присутствует лишь между строк, но мы без особого труда нарисуем себе коллективный портрет людей, против которых и направлено острие «лирической сатиры» раннего Маяковского. Это обыватели, пустые и равнодушные; они так похожи на героиню из стихотворения «Пустяк у Оки».

Кроме лирического элемента, в данном произведении присутствует и некоторый фантастический элемент, не связанный особенно с типичным для сатиры гротеском или гиперболой. Поэт

врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку…

Глаголы «врывается», «плачет», «просит», «клянется» передают не только динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова здесь нет, все они очень выразительны и экспрессивны. Но основная интонация стиха все же не обличительная, а доверительная и порой даже робкая и неуверенная.

Стихотворение «Послушайте!» - это развернутая метафора, имеющая большой иносказательный смысл. Кроме поиска хлеба насущного, которым занят весь чуждый поэту мир, нам нужны и высокая жизненная цель, духовность, красота. Нам необходимы «звезды-жемчужины», а не «звезды-плевочки».

Практически все дореволюционные стихи Маяковского посвящены теме поэта и толпы. Не случайно одно из его стихотворений носит название «Не понимают». Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие мечты и действительности порождало недоуменные вопросы. В полном разладе с этим миром появилось стихотворение «Нате!». Маяковский ненавидит мир сытых обывателей, всех тех, кто «смотрит устрицей из раковин вещей», тех, кто не слышит «бесценных слов» поэта.

Как и другие футуристы, Маяковский тяготел к вызывающему антиэстетизму. И здесь мы встречаем шокирующее сравнение толпы со «стоглавой вошью». Он вводит в стихотворение язык улицы: «плюну в лицо вам», «озвереет», «кривляться». Маяковский почти с самого начала отказывается от общепринятой силлабо-тонической системы стихосложения и переходит к свободному, акцентному стиху. Он постоянно ломает строфу и выделяет значимые слова. В этом стихотворении выделено слово «плюну», то есть брошу вам в лицо свой стих.

Каким бы грубым и резким ни казалось это стихотворение, в нем слышится та же боль одинокой и тонко чувствующей души поэта, что и в более лирическом «Послушайте!». За грубыми словами и выражениями скрывается «поэтино сердце» подлинного Маяковского, который мечтал о том, что и люди, и окружающий мир изменятся к лучшему.

Дореволюционное творчество поэта - это лирические и сатирические стихотворения, поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек», трагедия «Владимир Маяковский». Основные темы этого периода - мир большого города («Ночь», «Утро», «Адище города»); война и мир («Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон»); поэт и толпа («Скрипка и немножко нервно», «Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте!»); любовь («Лиличка»), Некоторые современные литературоведы называют раннего Маяковского «поэтом обиды и жалобы» (К). Карабчиевский), другие видят в нём страдающего поэта (А. Михайлов), большинство отмечают тоску невостребованной любви (поэма «Флейта-позвоночник»). Лирический герой Маяковского - бунтарь, который постоянно конфликтует с окружающим миром.

В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» (<1914>) раскрывается важная для всего творчества Маяковского тема поэта и толпы. В оркестре происходит ссора: «Оркестр чужо смотрел, как / выплакивалась скрипка...» «Чужо смотрел» на скрипку весь оркестр и только поэт, который почувствовал духовную близость, похожесть, «шатаясь полез через ноты, / сгибающиеся под ужасом пюпитры, / зачем-то крикнул: / “Боже!”, / Бросился на деревянную шею: / “Знаете что, скрипка? / Мы ужасно похожи: / Я вот тоже / ору -/ а доказать ничего не умею!”» Поэта не задевают насмешки оркестрантов, он находит родную душу и делает скрипке «предложение»: «Знаете что, скрипка? / Давайте - / будем жить вместе! / А?» Это стихотворение - диалог с «толпой», в котором Маяковский всё время говорит о существовании двух разных систем ценностей: материальной и духовной. Приверженцы материальной стороны жизни, «посредственности», вызывают гневные упрёки поэта. Утверждение исключительности своего «я», страдающего в мире пошлости, - это вызов, брошенный миру грубых и недалёких людей.

В ранних стихах Маяковского много декларативного, преувеличенного показа своей значимости. И вместе с тем в его поэзии острое ощущение одиночества, своей ненужности в современном мире:

Пройду,
любовищу мою волоча.
В какой ночй,
бредовой,
недужной,
какими Голиафами я зачат -
такой большой
и такой ненужный?
Себе, любимому, посвящает эти строки автор, <1916>

Лирика Маяковского - это городская лирика XX века. Природа как мир гармонии и красоты, убежище для измученнои души, просто источник эстетического удовольствия, в его стихах практически отсутствует. «Адище города» - единственная среда, в которой его лирический герой может существовать. Он ищет красоту и гармонию, но вокруг себя, в городской суете. Эти поиски перекликаются с темой трагического одиночества поэта в мнре «мещан». Поэт беседует с тем, что его окружает: домами, улицами, трамваями, скрипкой. Все вещи в его поэзии двигаются, говорят, дышат, страдают, сочувствуют: «корчится улица безъязыкая», «смеялся Кузнецкий». Поэт, отринутый миром тех, кто не может увидеть красоту в том, что нельзя «съесть, выпить или продать», находит других собеседников.

Город Маяковского населён не только враждебными людьми, в нём живут несчастные и обездоленные, защитником которых он себя ощущает. Причём Маяковский пишет о социальном «дне» жизни, в его стихотворениях появляются «бульварные проститутки», «сифилитики», «сбитый старикашка». Поэт «кричит» о них, считая свою поэзию их голосом, и высшее своё предназначение видит в служении «униженным и оскорблённым»:

И Бог заплачет над моею книжкой!
Не слова - судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.
А всё-таки, <1914>

Лирический герой поэзии Маяковского - защитник всего мира от «стоглавой вши», и поэтому он поднят до невероятных высот, равен Богу, Луне - «любовнице рыжеволосой». Но это же обрекает его на постоянное, гибельное одиночество. Он испытывает боль и страдание, источником которых является и любовь («Послушайте!», «Флейта-позвоночник», «Люблю»),

Послушайте!
Ведь если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Послушайте! <1914>

В вопросах - философские размышления о смысле жизни, о любви. Почему они возникли у поэта? Возможно, потому, что для обывателя звёзды всего лишь «плевочки». Но есть люди, для которых они - «жемчужины». Вот для этих немногих и «врывается к Богу» лирический герой. Ведь звёзды нужны для того, чтобы кому-то было «не страшно»: «Значит - это необходимо, / чтобы каждый вечер / над крышами / загоралась хоть одна звезда?!» Обратите внимание на знаки препинания в конце стихотворения, выражающие риторический вопрос, уверенность поэта в правильной разгадке смысла существования.

Любовная лирика Маяковского приоткрывает нам ранимую, нежную душу поэта. Лиле Брик, своей поэтической музе, он посвятил большую часть стихотворений о любви. Эта любовь трагична. «Лиличка!» (1916): «...любовь моя - / тяжкая гиря ведь - / висит на тебе, / куда ни бежала б». Но «Кроме любви твоей, / мне / нету моря», «Кроме любви твоей, / мне / нету солнца...».

О лирике Маяковского очень чутко отозвался Б. Пастернак: «Я очень люблю раннюю лирику Маяковского. На фоне тогдашнего паясничания её серьёзность, тяжёлая, грозная, жалующаяся, была так необычна. Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обречённая, гибнущая, почти зовущая на помощь».