Состояние грустно. Грусть – отрицательно окрашенная эмоция или … возможны варианты?! Что же такое грусть

Учение, обучение, научение, учебная деятельность, их сопоставительный анализ и взаимосвязь. Научение как результат учебной деятельности школьника. При помощи каких видов научения возможно усвоение ребенком нового материала на уроках. Проблема выбора наиболее рациональных механизмов научения (от чего зависит выбор механизмов научения).

Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это - научение, учение, обучение.

Науче́ние - приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта.

Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого его социокультурного опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта, рассматривается как разновидность научения. В учебной деятельности участвуют два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим.

Обучение означает целенаправленную, последовательную передачу социокультурного опыта другому человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося.

В зарубежной психологии понятие "научение" употребляется как эквивалент "учения". Если "обучение" и "учение" обозначают процесс приобретения индивидуального опыта, то термин "научение" описывает и сам процесс, и его результат.

Рассматриваемую триаду понятий ученые трактуют по-разному. Например, точки зрения А.К. Марковой и Н.Ф. Талызиной таковы: (см.рисунок)

Таким образом, психологические понятия "научение", "обучение", "учение" охватывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, навыков, умений в процессе активного взаимодействия субъекта с предметным и социальным миром - в поведении, деятельности, общении.

Итак, научение/обучение/учение - это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта, является "научение".

Учебная деятельность – деятельность субъекта, направленная на освоение общих способов действия и саморазвития в процессе реализации и контроля, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Учебная деятельность - это, прежде всего, индивидуальная деятельность. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования, характеризуется целями и задачами, мотивами. Как и взрослый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать, зачем, как, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. В процессе учебной деятельности школьник не только осваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами или мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт - знания, умения, навыки. Как всякое приобретение опыта, научение включает протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (запоминание непроизвольное).

Важнейший фактор научения - место усваиваемого материала в соответствующей деятельности.

Научение, изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта. В том частном случае, когда приобретение опыта - знаний, навыков, умений - определяется познавательными мотивами и целями, говорят об учении (и соответственно об учебной деятельности как о процессе).

Можно сделать вывод, что учебная деятельность это процесс усвоения новых знаний умений навыков, опыта, соответственно научение – это результат учебной деятельности.

Виды научения

Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное.У человека имеются пять видов научения. Три из них свойственны также животным

1. Научение по механизму импринтинга. Представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения – безусловных рефлексов. Через импринтинг формируются инстинкты, генетически запрограммированные и мало поддающиеся изменению.

2. Условно-рефлекторное научение. В его рамках жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов.

3. Оперантное научение. В этом случае индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок».

4. Викарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения

5. Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки. Для этого они должны быть выражены в словах, понятных обучающемуся, а значение непонятных слов нуждается в разъяснении.

Научения реализуется за счет следующих интеллектуальных механизмов: формирования ассоциаций (установления связей между отдельными знаниями или частями опыта), подражания (в основном в области формирования умений и навыков), различения и обобщения (в сфере формирования понятий), инсайта («догадки», т. е. непосредственного усмотрения какой-либо новой информации в уже известном по прошлому опыту), творчества (основы для создания новых знаний, предметов, умений и навыков).

Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого его социокультурного опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Учение рассматривается как разновидность научения.

Обучение означает целенаправленную, последовательную передачу социокультурного опыта другому человеку в специально созданных условиях. Рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося.

"Научение" и "обучение" относятся и к человеку и животным, в отличие от понятия "учение". Если "обучение" и "учение" обозначают процесс приобретения индивидуального опыта, то "научение" описывает и сам процесс, и его результат.

Итак, научение/обучение/учение - это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой является "научение". Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение.

Термин "научение" применяется преимущественно в психологии поведения. Охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление).

Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами или мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт - знания, умения, навыки (у человека) и новые формы поведения (у животных).

Как всякое приобретение опыта, научение включает протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (запоминание непроизвольное). У животных научение - основная форма приобретения опыта. Направленное учение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации, подражание).

Учебная деятельность - индивидуальная деятельность. Сложна по структуре и требует специального формирования. Характеризуется целями и задачами, мотивами.Ученик должен знать, что делать, зачем, как, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. В процессе учебной деятельности школьник не только осваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Виды научения.

Характерным для ассоциативного научения является образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическим процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной).

Психологи подробно исследовали ассоциативное научение методом парных ассоциаций : вербальные единицы (слова или слоги) заучиваются парами; предъявление впоследствии одного члена пары вызывает вспоминание о другом. Этот тип научения имеет место при овладении иностранным языком: незнакомое слово образует пару со своим эквивалентом на родном языке, и эта пара заучивается до тех пор, пока при предъявлении иностранного слова не будет восприниматься тот смысл, который передает слово на родном языке.

При интеллектуальном предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.

Условнорефлекторное предполагает возникновение нов.форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, кот.раньше реакции не вызывал.

Оперантное умения и навыки приобретаются по методу проб и ошибок. Задача у индивида пораждает комплекс реакций, организм пробует каж.из них. Та реакция, кот.привела к наилучшему резкльтату обеспечивает оптимальное приспособление организма к сложившейся ситуации.

Викарное научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате кот.чел.перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения.

Вербальное приобретение нов.опыта чрез язык. Научение через знак

ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ

  • К первой группе относятся теории зарубежной психологии:
    • теории бихевиоризма (Дж. Уотсон), где научение трактуется как не связанный с психикой и познанием процесс случайного, слепого ассоциирования стимулов и реакций на основе готовности, упражнения, подкрепления или смежности во времени. Подобные теории противоречат позднее установленным фактам, говорящим о возможности научения без подкрепления, без упражнений и пр.;
    • теории, где научение рассматривается как процесс изменения психического отражения условий деятельности и поведения по принципу пассивного установления новых связей (ассоцианизм), реструктурирования исходно целостного опыта в виде образцов (гештальтпсихология) или планов (необихевиоризм). Сюда же в большой мере относятся теория Ж. Пиаже (Женевская школа) и теории некоторых представителей информационного подхода и когнитивной психологии. Когнитивные психологи интересуются тем, какие психологические структуры формируются во время научения. Многие из них пытаются смоделировать процесс научения в виде компьютерных программ

Ко второй группе относятся теории отечественных психологов и ряда зарубежных авторов. У человека научение и учение рассматриваются ими как познавательный процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. У животных научение трактуется как процесс изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям.
Р.Г. Аверкин, проанализировав все многообразие теорий научения, выделил общие положения, с которыми, по его мнению, соглашается большинство исследователей:
1. Научение - это постепенное или скачкообразное изменение поведения. Существуют два типа временного протекания процесса научения. Такие формы научения, как классическое или оперантное обусловливание, протекают постепенно, а такие, как импринтинг или инсайт - моментально.
2. Научение - это изменение поведения, не являющееся непосредственно следствием созревания организма, хотя развитие всегда сопровождается научением. Проблема научения тесно связана с проблемой развитияи созревания. Иногда в молодом организме сложно отличить результат научения от результата созревания, поэтому научение предпочитают исследовать у взрослых.
3. Научением не является изменение поведения при утомлении или в результате употребления психоактивных веществ.
4. Упражнение улучшает процесс научения.
5. Видовая принадлежность организма определяет возможности его научения

Грусть - отрицательно окрашенная эмоция. Возникает в случае значительной неудовлетворённости человека в каких-либо аспектах его жизни. Понятие грусти считается противоположным радости и близко по значению таким, как печаль, тоска, уныние, скорбь, меланхолия. Иногда эти слова считаются синонимами. В клиническом состоянии грусть переходит в депрессивные состояния организма. Это может повлечь за собой постоянные приступы меланхолии, плохого настроения, неспособность делать обычные повседневные дела.
Грусть характеризуется несильным, неглубоким и кратковременным переживанием. В отличие от сходных эмоций, грусть имеет наименьшую неприятность переживания. В некоторых случаях она может быть приятна (так называемая «светлая грусть»). Грусть не обязательно является следствием сильного потрясения или психотравмы, зачастую это обыденное неклиническое явление. В отличие от более сильных эмоций, грусть не нарушает нормальную работоспособность человека, она лишь снижает его оживление.
Тоска
Тоска является наиболее сильным, интенсивным и продолжительным чувством. Она характеризуется наибольшей неприятностью переживания.
Уныние
Уныние (лат. acedia), в отличие от грусти и тоски, заведомо не имеет мотивационной силы. Если грусть и тоска могут сопровождаться желанием изменить ситуацию к лучшему, то при унынии такого желания нет. Уныние характеризуется наибольшей двигательной заторможенностью и снижением работоспособности. Уныние, в отличие от тоски и грусти, в некоторой степени определяется предрасположенностью человека к плохому настроению. Оно может обозначать длительное хроническое плохое настроение.
В Википедии записано: "Уныние (лат. acedia) - отрицательно окрашенное настроение, подавленное состояние духа, сопровождающееся общим упадком сил. Сильное уныние характерно для депрессии и может предварять самоубийство".
Печаль
Печаль является в данном аспекте более неопределённой. Она занимает промежуточное положение между тоской, унынием и грустью, склоняясь ближе к одному или другому.
Скорбь
Скорбь, как правило, возникает в результате утраты или потери дорогого человека. Любая утрата, даже потеря какой-либо ценности, вызывает тяжелые чувства, но самая большая боль связана со смертью любимого человека и потерей физических или умственных возможностей - инвалидностью (Википедия).

Ошо (Ocho) о печали.

Депрессия это подавленный гнев. Слово депрессия – слово говорящее. Пресс – значить давить. Когда ты слишком часто подавляешь гнев, он превращается в печаль. Печаль негативная ипостась гнева. Печаль больше присуща женщинам. Если ты перестанешь её подавлять, она превратится в гнев. Мы на что-то злились,- возможно, даже в детстве, но никак не выражали; отсюда депрессия. У депрессии нет проблемы. Настоящая, истинная проблема – гнев. Продолжая осуждать депрессию, мы боремся с тенью. Откуда происходит депрессия. В нас заключён гнев – по отношению к матери, отцу, к самому себе, к окружающему миру. Так как считается, что гневаться плохо, с самого детства мы стараемся улыбаться. Нас научили этому хорошо. Мы натягиваем на себя улыбку, мы подавляем гнев. Теперь мы не можем от него избавиться – вот что такое депрессия.

Давайте гневу выход. Как только гнев выйдет на поверхность, депрессия исчезнет. Замечали ли вы когда-нибудь, насколько хорошо иногда становится после вспышки гнева?
Выполняйте медитацию гнева каждый день …достаточно 20 минут. На третий день вы уже будете приступать к выполнению этого упражнения с нетерпением. Это принесет вам огромное облегчение…вы увидите, ваша депрессия исчезнет. Вы впервые по-настоящему улыбнетесь. В состоянии депрессии вы не могли улыбаться, вы притворялись. Так как человек не может не улыбаться, он вынужден притворяться - но это очень ранит. Это не делает вас счастливым; но это напоминает вам, насколько вы несчастны. Если вы это осознаёте - хорошо.Всё, что причиняет нам боль, приносит пользу. Люди настолько больны, что даже то, что приносит им пользу, причиняет им боль. Но это хорошо.
А.С. Пушкин писал:
* * *
"На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может".

Е.П. Ильин в книге "Эмоции и чувства" пишет:
"Печаль

Печаль, согласно «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, - состо­яние душевной горечи. Она хорошо описана С. Есениным:

Грустно... Душевные муки
Сердце терзают и рвут,
Времени скучные звуки
Мне и вздохнуть не дают.

Ляжешь, а горькая дума
Так и не сходит с ума...
Голову кружит от шума.
Как же мне быть... и сама

Моя изнывает душа.
Нет утешенья ни в ком.
Ходишь едва-то дыша.
Мрачно и дико кругом.

Доля, зачем ты дана!
Голову негде склонить,
Жизнь и горька и бедна,
Тяжко без счастия жить.

Печаль может быть вызвана разлукой, психологической изоляцией (так называемым чувством одиночества) и неудачей в достижении це­ли, разочарованием, т. е. несбывшейся надеждой. Последняя означаетне что иное, как утрату мечты. Таким образом, главной и универсаль­ной причиной печали является утрата чего-либо значимого для чело­века: непосредственного психологического контакта с дорогим чело­веком или с другими людьми (ощущение одиночества), утрата перс­пективы в достижении желаемой цели.

Роль печали в духовной жизни человека, в формировании устой­чивых связей с людьми, которыми мы дорожим, очевидна (напри­мер, проявление печали в виде скорби о смерти любимого человека; см. п. 7.8). Правда, хотя печаль относят к негативным эмоциям, она может сопровождать и положительные переживания и чувства чело­века. Недаром в одной песне поется, что «любовь никогда не бывает без грусти», потому что разлука с любимым человеком приводит к пе­чали. Тихая печаль может быть приятна человеку.

Как отмечает Изард, «печаль, замедляя общий темп жизни челове­ка, дает ему возможность "оглянуться назад". Замедление психиче­ских и соматических процессов, которыми сопровождается эмоция пе­чали, позволяет по-новому взглянуть на мир, увидеть его иначе. Эта новая перспектива может усугубить печаль, но она же может освежить взгляд на вещи, позволит понять то, о чем человек прежде не задумы­вался. Так, в печали вы вдруг осознаете, сколько драгоценных возмож­ностей, предоставленных вам жизнью, вы упустили. Подчас, только потеряв близкого человека, мы начинаем понимать, что значат в на­шей жизни родственные и семейные узы. Печаль может напомнить вам, как важно оказывать знаки внимания дорогим людям, позволит остро оценить ценность жизни» (2000, с. 201). Важна и сигнальная роль эмоции печали: выражая печаль, человек показывает другим людям, что ему плохо, он нуждается в помощи, поддержке. И действи­тельно, выражение печали вызывает сочувствие со стороны окружа­ющих, даже если эта печаль - печаль преступника (Savitsky, Sim, 1974).

При печали происходят сдвиги, обратные тем, которые наблюда­ются при радости: торможение моторики, сужение кровеносных сосу­дов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосу­дов легких приводит к оттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм и человек начинает ощущать не­достаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди. Стараясь облегчить это состояние, он начинает делать продолжительные и глубокие вздохи. Внешний вид тоже выдает печального человека. Его движения мед­ленные, руки и голова опущены; голос слабый, а речь замедленная, растянутая. Печаль может сопровождаться плачем или рыданиями.

У опечаленного человека внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, уголки рта опущены. Ха­рактерно при этом, что отчетливо мимика печали может выражаться всего несколько секунд, а ее переживание может длиться очень долго. Правда, при этом кое-какие мимические признаки все же остаются: лицо выглядит поблекшим, лишенным мышечного тонуса, глаза ка­жутся тусклыми.

Характерным для переживания печали является ощущение тяже­сти во всем теле. Воспринимая окружающий мир, человек видит во­круг себя только мрак и пустоту, жизнь кажется ему серой и унылой. При сильной печали у человека появляются болезненные ощущения в груди.

Печаль замедляет не только физическую, но и умственную актив­ность человека. Эмоция печали лежит в основе такого психического расстройства, как депрессия.

По С. И. Ожегову, безнадежная печаль - это уныние, а легкая пе­чаль - грусть.
Уныние

Данное эмоциональное состояние С. И. Ожеговым (1985) понимает­ся двояко: как гнетущая скука и как безнадежная печаль. Мне пред­ставляется это понимание уныния с психологической точки зрения не совсем точным. Понимание уныния как скуки скорее бытовое, что иллюстрирует, например, устойчивое словосочетание «унылый пей­заж», т. е. однообразный, наводящий скуку, Вспомним А. С. Пушки­на, писавшего про осень: «Унылая пора! Очей очарованье!» Другое дело уныние как эмоциональное состояние человека. Конечно, в ка­кой-то степени в нем может присутствовать и скука как потеря инте­реса к происходящему, но главной когнитивной составляющей данной эмоции представляется оценка безысходности ситуации, связанной с удовлетворением потребности, влечения, с достижением задуманно­го и желаемого. Уныние охватывает болельщиков после проигрыша их любимой командой матча, который являлся важным для завоева­ния призового места. Уныние испытывает абитуриент, получивший на первом вступительном экзамене в институт низкую оценку, остав­ляющую ему мало шансов на общий успех. Таким образом, уныние связано с неблагоприятным прогнозом на исход еще не закончивше­гося процесса, когда все же остаются какие-то шансы на успех, дости­жение цели. Когда же человеком завладевает ощущение безнадежно­сти или итог становится окончательно ясным, возникают другие эмо­ции - разочарование, отчаяние, печаль, горе" (1, с. 183-186).

Литература:
1.Ильин Е.П. Эмоции и чувства, СПб,:Питер, 2008.
2. Ошо. О чувствах М.:ООО София, 2010.

В каждом из нас намешано много разных эмоций, к счастью, как положительных, так и отрицательных. Я думаю, ты тоже задумывался над тем, какой была бы наша жизнь, если бы в ней была только радость и мы бы не знали, почему бывает так грустно? Но без зла мы не знали бы и добра. Без грусти не было бы и счастья. Почему? Потому что не с чем было бы сравнивать. С другой стороны, постоянно ощущать радость тоже невозможно. Это достаточно скучно. И все же, почему становится грустно?

Что такое грусть

Одним словом невозможно описать эту эмоцию, потому что у грусти много масок. Она близка по значению к печали, тоске, унынию, скорби, меланхолии, но в менее глубоком и более кратковременном переживании.

Грусть - подавленное состояние человека, который в чём-то разочаровался. Также грусть - это некое состояние души, когда ты можешь отказаться от своих самых любимых занятий и когда все надоело. Иногда даже самый мелкий пустяк может погрузить человека в состояние грусти. Может быть, это всего одна фраза, которая случайно вырвалась у собеседника, или какой-нибудь нелепый поступок, вызвавший у человека определённые воспоминания. Он будет прокручивать их в голове снова и снова, неосознанно заставляя себя погружаться в состояние грусти ещё сильней. Грусть тяжело скрыть от окружающих. Подавленный вид, рассеянность и пустой взгляд выдадут вас.

Почему нам бывает грустно

Почему человеку грустно? Очень часто грусть связана с неоправданными амбициями или несбывшимися мечтами. Вот вроде бы всё идёт как надо, и ты готов уже сорваться с места и закричать от радости, но тут что-то резко меняется, появляются неожиданные обстоятельства, которые сильно расходятся с твоими ожиданиями. В голове сами собой всплывают другие варианты развития событий, те, которых ты так ждал. И ты чувствуешь грусть, которую можно прочесть в твоих глазах.

Почему глаза грустные? Нередко мы встречаемся взглядом с незнакомыми людьми на улице, в кафе или в супермаркете. И мы можем заметить, что некоторых людей вокруг нас что-то тревожит. Не нужно быть хорошим психологом, чтобы определить эмоциональное состояние человека. Верно говорят: «Глаза – зеркало души».

Почему становится грустно? От недостатка внимания и любви, от нереализованных желаний и одиночества? Без причины бывает грустно от скуки или просто когда все надоело. Или ты не можешь позвонить, потому что не хочешь навязываться? Когда уезжаешь оттуда, где было хорошо? Может быть, ты только что посадил любимого человека в такси, а тебе уже чего-то не хватает? Мне кажется, этот список можно продолжать еще много страниц. Но всегда ли грусть с отрицательным оттенком? Я могу ответить «нет».

Приятная грусть

В некоторых случаях она может быть и приятной. Почему так грустно? Перелистывая фотоальбом, вы вспоминаете незабываемые яркие минуты вашей жизни. Это может быть тоска по старым отношениям, теплому морю или солнечному лету, которая, несомненно, вызывает улыбку в каждый раз на вашем лице.

Отчего бы вам ни становилось грустно или одиноко, вы можете сами поднять себе настроение. Эта статья поможет вам увидеть мир в цветных красках: «