Акбар, великий могол, император индии. Акбар – великий из Великих

Загадочная личность падишаха Акбара из династии Великих Моголов, правившего в Индии во второй половине XVI в., до сих пор привлекает к себе пристальное внимание не только историков, но и политиков, общественных деятелей, философов. Акбар известен не только в Индии, где его чтут как своего рода национального героя, символ единства страны и примирения разных конфессий, но и далеко за её пределами
Падишах Акбар. Индийская миниатюра

Династия Великих Моголов, к которой принадлежал Акбар, происходит из Средней Азии. Предком Акбара был жестокий завоеватель Тимур (Тимурленг), покоривший значительную часть Азии. Один из его потомков – султан Бабур, воин и поэт, писавший прекрасные стихи на фарси и на тюрки, вторгся со своими войсками в Северную Индию, овладел городом Дели и основал новое мусульманское государство. Его правителей называли Великими Моголами («могол» – монгол, принявший мусульманскую веру). Внук Бабура Акбар родился уже на земле Индостана.
Акбар вступил на престол в возрасте 12 лет. Уже в юности он начал вести военные походы, в ходе которых ему удалось объединить значительную часть Индии. В 1574 г. Акбар перенёс столицу из Дели в построенный им посреди пустыни «Город победителя» (Фатехпур-Сикри), представлявший собой по существу военный лагерь. Но Акбар вошёл в историю не столько как воитель, сколько как духовный реформатор, освободивший немусульман от тяжёлых поборов и создавший весьма странную «религию», ставшую приметной чертой его времени.
По возвращении из похода на Бенгалию в начале 1575 г. Акбар издал указ о строительстве Дома поклонения (Ибадат-хана), предназначенного для проведения дискуссий между представителями различных направлений и религиозно-правовых школ ислама в присутствии самого падишаха. Ибадат-хана находился недалеко от кельи покойного шейха Салима, духовного наставника Акбара. На собрания приглашались шейхи суфийских братств, сайиды – потомки пророка Мухаммеда, богословы-улемы, а также знатные приближённые Акбара, интересующиеся духовной жизнью. Дом поклонения состоял из просторного зала, вмещающего не менее двухсот человек, построенного вокруг остатков жилища отшельника – шейха Абдуллаха, ученика шейха Салима. Падишах заводил дискуссию то с одним, то с другим из авторитетов. «Заседания» начинались обычно вечером, на закате, в четверг и продолжались иногда до полудня пятницы.
Неожиданно произошли изменения в личной жизни Акбара и переворот в его психике. Начало этому положил странный инцидент, произошедший с ним в мае 1578 г., на ежегодной шахской охоте в Панджабе (камарга). Подготовка к охоте велась в течение 10 дней, как вдруг Акбар приказал отозвать ловчих. Среди придворных стали распространяться слухи, что Акбар внезапно пришел к осознанию бренности земной власти и даже собирается отречься от престола. Перемена в характере суверена, до того столь властолюбивого, объяснялась якобы некоей встречей лицом к лицу с самим Аллахом, вызвавшей в душе Акбара сильнейший суфийский экстаз.
Что же произошло с властителем? Возможно, он увидел сон; возможно, с ним случился припадок (он был склонен к эпилепсии).
Страсть Акбара к древнеиранской культуре объясняет то особое положение, которое заняли при его дворе парсы. Говорили, что он носит под своей одеждой священную рубаху и пояс зороастрийцев. Глава индийских парсов Мехерджи Рана обучал Акбара молитвам и обрядам своей веры. Во дворце был зажжён священный огонь, горение которого было поручено поддерживать придворному историку Абуль-Фазлу. В марте 1580 г. Акбар стал публично совершать церемонию поклонения (простирания ниц) пред священным огнём и восходящим солнцем, ввёл празднование 14 доисламских иранских празднеств. Акбар как бы примеривал разные религии на себя, проверял, насколько они пригодны в качестве государственного культа, в какой мере они способны заменить господствующий в империи (но не в душах людей) суннитский ислам.
В 1578 г. Акбар направил письмо к властям португальской колонии Гоа следующего содержания: «Главным служителям ордена св. Павла. Да будет им известно, что я являюсь их большим другом. Я направил прежде Абдуллаха, моего посланника, и Доменико Переса, дабы пригласить вас послать ко мне вместе с ними двух из ваших образованных людей, которые захватили бы с собой книги по Закону, и прежде всего Евангелия, ибо я искренне и серьёзно желаю постичь их преимущества; и я прошу вновь с большой настойчивостью, дабы они прибыли вместе с моим посланником и привезли свои книги, так как от их приезда я получу великое утешение».
Для португальской короны это приглашение было поистине неожиданным и желанным.
С большим караваном купцов миссионеры проделали путь от Сурата до реки Чамбал и, встреченные конным эскортом падишаха, вступили в феврале 1580 г. в Фатехпур-Сикри. Они преподнесли Акбару Королевскую Библию Плантина, напечатанную в 1569–1572 гг. для Филиппа II Испанского. Падишах проявил высочайшую почтительность к Священному Писанию и, принимая его, снял с головы тюрбан и поцеловал книгу. Он приказал своим художникам скопировать изображения Христа и Девы Марии, которые святые отцы привезли с собой.
Ещё в 1579 г. Акбар отстранил от должности имам-хатиба главной мечети Фатехпур-Сикри и сам стал вместо него произносить проповеди с кафедры мечети.
В сентябре 1579 г. шейх Мубарак издал фетву о непогрешимости Акбара. Документ был подписан и другими ведущими улемами, не проявлявшими, однако, большого энтузиазма в этом деле. Практически любое указание Акбара стало считаться истиной в последней инстанции, все улемы должны были воспринимать его как непререкаемый закон. Акбар был провозглашён имамом, чей авторитет не подлежит никакому сомнению. Мысль имама превыше всех других мнений. После этого деятельность Дома поклонения потеряла всякий смысл, ибо все догматические затруднения могли быть решены теперь гением одного человека.
Акбар апеллировал к суфийским понятиям о единстве всех религий и равенстве различных способов поклонения единому Творцу. Но новая религия Акбара была в первую очередь «царской», сосредоточенной на персоне суверена и его божественных полномочиях.
Похоже, что речь шла об особом ордене, объединяющем наиболее преданных сторонников падишаха.
Действия Акбара чем-то напоминали поведение Ивана Грозного двадцатью годами ранее, в момент введения опричнины. Они были ярким проявлением деспотизма абсолютного властителя, стремящегося подчинить и духовную власть.
Разразившаяся в 1582 г. пограничная война между португальцами и Моголами вынудила иезуитов покинуть двор Акбара.
В 1595 г. к Акбару прибыла третья иезуитская миссия из Го а во главе с отцом Жеромом Ксавье, который оставался при могольском дворе в течение 23 лет.
Падишах оказал гостям необычайные знаки внимания, позволив им даже сидеть в своём присутствии во время приёмов, вплоть до того, что выделил им место на своём собственном диване (на подушках). Им было разрешено не простираться ниц перед повелителем. Однажды во время литании Акбар опустился на колени и простоял так всю службу со смиренно сложенными руками. Именно к тому времени относятся копии изображений Девы Марии с младенцем Иисусом, выполненные могольскими живописцами.
Однако действительные намерения Акбара по отношению к португальскому владычеству на берегах Индийского океана были далеко не идиллическими. Излияния чувств по отношению к иезуитам были призваны замаскировать и усыпить их внимание, не дать им разгадать его истинные замыслы. Акбар внимательно следил за происходящим в португальских колониях с помощью многочисленных шпионов. Впрочем, и сами иезуиты действовали скорее как политическая миссия, чем как духовная.
Одновременно Акбар приступил к выполнению своих планов по завоеванию Южной Индии. В письме узбекскому хану Абдулле он писал, что «предпринял бы сокрушение неверных франков, пришедших (и занявших) острова в океане».
В 1601 г. Акбар направил своё посольство в Гоа. Речь больше не шла о наставлении в христианской доктрине: посольство вело переговоры о торговле, о возможных поставках оружия и артиллерии Моголам.
Принц Салим, чьей резиденцией был Аллахабад, поднявший мятеж против своего отца, соревновался с ним в выражении почтения к христианским символам. Он носил медальоны с изображениями Младенца Христа и Девы Марии, изумруд с изображением распятия на золотой цепочке, приказал выбить на своих печатях знак креста.
При преемниках Акбара португальское влияние в Индии уступило место английскому. Правнук Акбара Дара Шукох пытался продолжить усилия своего предка по созданию синкретической религии на основе индуизма, суфизма, христианства. Как и сам Акбар (возможно, отравленный агентами своего сына Салима), Дара Шукох потерпел поражение. Он был казнён по приказу своего брата Аурангзеба, сторонника строгого правоверия.
«Божественная вера» прекратила своё существование вместе со смертью Акбара. Однако его духовные искания свидетельствуют о государственной необходимости в выработке такой идеологии, которая устраивала бы всю многонациональную империю, отражала весь спектр существующих в ней верований. Контакты с католическими миссиями и резко враждебное отношение к мусульманскому правоверию показывают, что целью Акбара было ослабление духовенства и военной аристократии, от контроля которых он мечтал избавиться.
Феномен Акбара оставил глубокий след в индийском самосознании. И в наши дни многие в Индии считают Акбара основателем современной индийской государственности, своего рода предшественником Махатмы Ганди. Ежегодно устраиваются фестивали в честь Акбара возле его гробницы в Сикандаре. Эта пятиэтажная гробница оригинальной формы (тело Акбара было погребено не в земле, как полагалось по мусульманскому обычаю, а на высоте пятого этажа) на века останется памятником причудливому гению могольского падишаха.

(По материалам Ю. Аверьянова, журнал «Восточная коллекция»)

В 1572 году империя Великих Моголов нашла выход к морю. Акбар чувствуя угрозу, исходящую от португальцев, остался доволен получением картаза (разрешения) для плавания в Персидском заливе. Во время осады Сурата в 1572 году, португальцы, видя силу армии Великих Моголов, решили принять дипломатические меры. По просьбе Акбара они отправили его посла для установления дружеских отношений. Из-за неудачной попытки Акбара приобрести у португальцев артиллерийские орудия он не смог качественно вооружить свой флот.

Акбар признал власть португальцев в Индийском океане и вынужден был просить у них разрешения перед любым выходом корабля из порта, в том числе и для совершения паломничества в Мекку.

В 1555 году, когда Акбар был ещё ребёнком, османский адмирал Сейди Али-реис посетил империю Великих Моголов. Позже в 1569 году другой османской адмирал Куртоглу Хизир-реис прибыл на берега Империи Великих Моголов. Эти адмиралы стремились положить конец гегемонии Португальской империи в Индийском океане. Во время правления Акбара он направил шесть писем султану Сулейману Великолепному.

В 1576 году Акбар послал большую группу паломников во главе с Яхьёй Салехом с 600 000 золотыми и серебряными монетами, 12 000 кафтанами и крупной партией риса. В октябре 1576 года Акбар направил в Мекку делегацию, в числе которой были члены его семьи. Два корабля с паломниками из Сурат достигли порта Джидда в 1577 году. В период с 1577 по 1580, год было отправлено ещё четыре каравана с изысканными подарками для властей Мекки и Медины.

Моголы оставались в Хиджазе в течение почти четырёх лет, и четырежды приняли участие в хадже. Помими этого, Акбар финансировал хадж бедных мусульман-дервишей суфийского тариката Кадырия. Возвратиться обратно в Сурат Моголам помогал османский паша в Джидде. В результате попыток Акбара установить присутствие Моголов в Хиджазе, местные шерифы могли быть уверены в финансовой поддержке со стороны Империи Великих Моголов и меньше зависеть от Османской империи.

Сефевиды и Моголы имели долгую историю дипломатических отношений. Сефевидский правитель Тахмасп I дал убежище Хумаюну, когда тот был вынужден был бежать из Индии под натиском Шер-шаха. В XVI и XVII веках Сефевиды и Османы вели борьбу за власть в Азии. Сефевиды отличались от Моголов и Османов тем, что они следовали шиитскому течению ислама, а Моголы и Османы - суннитскому. Сефевиды и Моголы боролись за контроль над городом Кандагар в Гиндукуше. Гиндукуш находился на границе между двумя империями и играл важную стратегическую роль. В течение первых двух десятилетий правления Акбара отношения между двумя империями были тёплыми, однако после смерти Тахмаспа в 1576 году в империи Сефивидов началась гражданская война и дипломатические отношения между двумя империями прекратились. Отношения были восстановлены через десять лет, когда на престол взошёл шах Аббас. После этого Акбар завершил захват Кабула и для укрепления северо-западных границ империи направил войска на Кандагар. 18 апреля 1595 года Кандагар сдался без сопротивления, а его правитель Музаффар Хусейн переехал в дворец Акбара. Кандагар продолжал оставаться под властью Великих Моголов на протяжении нескольких десятилетий, пока в 1646 году его не захватил Шах-Джахан. Дипломатические отношения между Сефевидами и Моголами продолжались до конца правления Акбара.

Жёны и дети

От 30 жён и множества наложниц у падишаха Акбара родилось шесть сыновей и шесть дочерей, половина из которых умерли в раннем возрасте или во младенчестве:

  • (с 1552) Шахзади Рукийа Султан-бегум Сахиба (1542-1626), главная жена падишаха, дочь шахзаде Мухаммада Хиндал-мирзы
  • наложница Биби Арам Бахш
    • шахзаде Хасан-мирза (1564-1564),
    • шахзаде Хусайн-мирза (1564-1564);
  • (с 1562) Вали Нимат Хамида Бану Мариам уз-Замани-бегум Сахиба (ум. 1623), урождённая Раджкумари Хира Кунвари Сахиба (Харша Бай), дочь раджи Дхундхара Бхармала
    • падишах Нур ад-дин Мухаммад Джахангир (1569-1627),
    • шахзаде Султан Даниал-мирза (1572-1604), субадар Берара (1599-1604) и Хандеша (1601-1604), умер от белой горячки;
  • жена Биби Салима Султан (ум. 1599)
    • шахзаде Султан Мурад-мирза (1570-1599), субадар Берара (1596-1599), умер от пьянства;
  • ?
    • шахзаде Султан Хушру-мирза
Место погребения Мавзолей Акбара в Сикандре Род 1) Тимуриды
2) Бабуриды
Отец Хумаюн Мать Хамида Бану Бегум [d] Супруга 36 жён Дети Джахангир ,
Султан Мурад-мирза ,
Султан Даниал-мирза ,
6 дочерей
Акбар I Великий на Викискладе

Абу́ль-Фатх Джалалудди́н Муха́ммад Акба́р (урду جلال الدین اکبر ‎ , араб. جلال الدين أبو الفتح محمد أكبر ‎, хинди जलालुद्दीन मुहम्मद अकबर ), более известный как Акба́р Вели́кий (14 октября 1542 , Умеркот , Синд - 17 октября 1605 , Фатехпур-Сикри) - третий падишах Империи Великих Моголов , внук основателя династии Великих Моголов в Индии Бабура . Акбар укрепил могущество Могольской династии , путём завоеваний значительно расширил границы государства. К концу его правления в 1605 году империя Великих Моголов охватывала бо́льшую часть Северной и Центральной Индии. Осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культуры и искусство Индии.

Ранние годы

Видео по теме

Начало правления

Могольская империя при Акбаре I.

Акбар навёл порядок в сборе податей и налогов и, как и его дед Бабур , способствовал развитию торговли. В 1574 году , завершив в основном территориальное формирование государства, Акбар приступил к проведению внутренних реформ .

Реформы

Целью реформ было создание централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. В первую очередь он усилил контроль за армией, введя систему рангов (мансабов ), провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения (в денежной, а не натуральной форме) . Налоговая реформа имела в своём основании строжайший учёт, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Акбар отменил налоги на немусульман (джизью) и унизительную для индусов подушную подать. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улугбека . Огромное значение падишах придавал развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии.

Культура и искусство

Акбар зарекомендовал себя как покровитель наук, искусства и архитектуры . Исходя из принципа веротерпимости, он собрал вокруг своего престола лучших учёных, поэтов, музыкантов и художников, придерживавшихся разных вероисповеданий. В период правления Акбара была создана школа живописи, а стены его дворцов были украшены фресками. Благодаря ему была собрана богатейшая библиотека, насчитывающая более 24 тысяч томов. В 1569 году вблизи Агры началось строительство новой столицы Фатехпур-Сикри - «города Победы».

Ближайшими сподвижниками Акбара были способные и образованные визири : мусульманин Абу-л Фазл (1551-1602), говоривший на многих языках и оставивший исторические записки о правлении падишаха «Акбарнаме », а также индус-брахман Бирбал (1528-1586), мудрые поступки и афоризмы которого запечатлелись в сборниках народных анекдотов, ставших неотъемлемой частью индийского фольклора.

Сам Акбар перевёл несколько произведений с персидского на санскрит и с санскрита на персидский.

Религия

В первые годы своего правления Акбар проявлял нетерпимость по отношению к индуизму и другим религиям. Однако впоследствии он стал более терпимым, упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание всех религий . Акбар проявлял большой интерес к религиям, включая христианство , о котором ему рассказывали Родольфо Аквавива , Антони де Монсеррат и другие католические миссионеры . Акбар выделял земли и средства для строительства не только мечетей, но и индуистских храмов в Северной и Центральной Индии, а также христианских церквей в Гоа.

Календарь

Акбар ввёл так называемую эру Фазли - одну из последних исторических эр в Индии. Она использовалась только в официальных документах. Началом эры является 10 сентября 1550 года .

Военные реформы

Акбар был очень искусным полководцем, за что его сравнивали с Александром Македонским . За его непобедимость на полях сражений ему был присвоен эпитет «Великий» . Система рангов (мансабов ), введённая Акбаром, усилила контроль за армией и сохранялась с некоторыми изменениями до конца существования империи . В армии моголов появились пушки, фортификационные сооружения и боевые слоны . Акбар проявлял интерес к мушкетам и использовал их во время различных конфликтов. Для приобретения огнестрельного оружия и артиллерии он обращался за помощью к османским султанам и европейцам, особенно португальцам и итальянцам . По количеству огнестрельного оружия армия Акбара превосходила армии соседних государств , в результате чего термин «империя огнестрельного оружия» часто используется учеными и историками в отношении империи Великих Моголов в Индии .

Административные реформы

В первые же годы своего правления Акбар провел налоговую реформу, установил для крестьян величину налога, равную одной трети урожая, и отменив должности откупщиков. Теперь крестьяне отдавали налог прямо государству. Кроме того, налог собирался не со всего владения, а только с обрабатываемого участка. В центральной части страны Акбар перевел крестьян с натурального налога на денежный, но от этого их положение лишь ухудшилось, так как цены на продовольствие были низкие и крестьянам всё равно пришлось бы обращаться к ростовщикам.

Денежная реформа

Завоевания

К началу царствования Акбара владения Великих Моголов включали лишь область вокруг Агры и Дели, восточную часть Пенджаба и район Кабула в Афганистане. К началу XVII века они охватывали всю Северную Индию и некоторые другие области. Большая часть завоеваний была произведена в первую половину царствования Акбара. Были завоеваны султанаты в Мальве и Гуджарате, мусульманские государства в Бенгалии, Синде и Кашмире. Были присоединены и раджпутские княжества, вассальную зависимость которых Акбар упрочил, пригласив их правителей и знать на свою службу. У персов был отвоеван Кандагар, и, таким образом, весь Восточный Афганистан оказался под властью Моголов. Акбар отнял у деканского султаната Ахмаднагар северную часть владений и положил конец независимому государству в Ориссе, существовавшему почти непрерывно в течение более полутора тысяч лет благодаря относительной географической изоляции. Особенно большое значение имело присоединение Гуджаратского султаната в Бенгалии, богатых, отличавшихся развитым ремесленным производством областей, ведших оживленную морскую торговлю.

Внешняя политика

Португалия

К началу правлени Акбара португальцы создали несколько крепостей и заводов на западном побережье Индийского субконтинента. Они контролировали в этом регионе морскую навигацию и торговлю. В результате торговля стала зависеть от Португалии, что вызывало возмущение правителей и торговцев .

В 1572 году империя Великих Моголов нашла выход к морю. Акбар чувствуя угрозу, исходящую от португальцев, остался доволен получением картаза (разрешения) для плавания в Персидском заливе . Во время осады Сурата в 1572 году, португальцы, видя силу армии Великих Моголов, решили принять дипломатические меры. По просьбе Акбара они отправили его посла для установления дружеских отношений . Из-за неудачной попытки Акбара приобрести у португальцев артиллерийские орудия он не смог качественно вооружить свой флот .

Акбар признал власть португальцев в Индийском океане и вынужден был просить у них разрешения перед любым выходом корабля из порта, в том числе и для совершения паломничества в Мекку .

Османская империя

В 1555 году, когда Акбар был ещё ребёнком, османский адмирал Сейди Али-реис посетил империю Великих Моголов. Позже в 1569 году другой османской адмирал Куртоглу Хизир-реис прибыл на берега Империи Великих Моголов. Эти адмиралы стремились положить конец гегемонии Португальской империи в Индийском океане. Во время правления Акбара он направил шесть писем султану Сулейману Великолепному .

В 1576 году Акбар послал большую группу паломников во главе с Яхьёй Салехом с 600 000 золотыми и серебряными монетами, 12 000 кафтанами и крупной партией риса . В октябре 1576 года Акбар направил в Мекку делегацию, в числе которой были члены его семьи. Два корабля с паломниками из Сурат достигли порта Джидда в 1577 году . В период с 1577 по 1580, год было отправлено ещё четыре каравана с изысканными подарками для властей Мекки и Медины .

Моголы оставались в Хиджазе в течение почти четырёх лет, и четырежды приняли участие в хадже. Помими этого, Акбар финансировал хадж бедных мусульман-дервишей суфийского тариката Кадырия . Возвратиться обратно в Сурат Моголам помогал османский паша в Джидде . В результате попыток Акбара установить присутствие Моголов в Хиджазе, местные шерифы могли быть уверены в финансовой поддержке со стороны Империи Великих Моголов и меньше зависеть от Османской империи .

Государство Сефевидов

Сефевиды и Моголы имели долгую историю дипломатических отношений. Сефевидский правитель Тахмасп I дал убежище Хумаюну, когда тот был вынужден был бежать из Индии под натиском Шер-шаха. В XVI и XVII веках Сефевиды и Османы вели борьбу за власть в Азии. Сефевиды отличались от Моголов и Османов тем, что они следовали шиитскому течению ислама, а Моголы и Османы - суннитскому . Сефевиды и Моголы боролись за контроль над городом Кандагар в Гиндукуше . Гиндукуш находился на границе между двумя империями и играл важную стратегическую роль . В течение первых двух десятилетий правления Акбара отношения между двумя империями были тёплыми, однако после смерти Тахмаспа в 1576 году в империи Сефивидов началась гражданская война и дипломатические отношения между двумя империями прекратились. Отношения были восстановлены через десять лет, когда на престол взошёл шах Аббас . После этого Акбар завершил захват Кабула и для укрепления северо-западных границ империи направил войска на Кандагар. 18 апреля 1595 года Кандагар сдался без сопротивления, а его правитель Музаффар Хусейн переехал в дворец Акбара . Кандагар продолжал оставаться под властью Великих Моголов на протяжении нескольких десятилетий, пока в 1646 году его не захватил Шах-Джахан . Дипломатические отношения между Сефевидами и Моголами продолжались до конца правления Акбара .

Жёны и дети

От 30 жён и множества наложниц у падишаха Акбара родилось шесть сыновей и шесть дочерей, половина из которых умерли в раннем возрасте или во младенчестве :

  • (с 1552) Шахзади Рукийа Султан-бегум Сахиба (1542-1626), главная жена падишаха, дочь шахзаде Мухаммада Хиндал-мирзы
  • наложница Биби Арам Бахш
    • шахзаде Хасан-мирза (1564-1564),
    • шахзаде Хусайн-мирза (1564-1564);
  • (с 1562) Мариам уз-Замани-бегум Сахиба (ум. 1623), урождённая Раджкумари Хира Кунвари Сахиба (Харша Бай), дочь раджи Дхундхара Бхармала , главная жена падишаха.
    • падишах Нурад-дин Мухаммад Джахангир (1569-1627),
    • шахзаде Султан Даниал-мирза (1572-1604), субадар Берара (1599-1604) и Хандеша (1601-1604), умер от белой горячки ;
  • жена Биби Салима Султан (ум. 1599)
    • шахзаде Султан Мурад-мирза (1570-1599), субадар Берара (1596-1599), умер от пьянства;
  • ?
    • шахзаде Султан Хушру-мирза

Личность

Смерть

Через 70 лет после смерти Акбара Великого, в 1691 году , восставшие против Великих Моголов джаты ограбили могилу и разрушили мавзолей, построенный над ней. Останки самого Акбара были сожжены .

Наследие

Акбар оставил после себя богатое наследие как для империи Великих Моголов, так и для Индийского субконтинента в целом. Он укрепил авторитет империи Великих Моголов в Индии и за её пределами, обеспечил военное и дипломатическое превосходство. В ходе его правления государство приобрело черты светского и либерального, с акцентом на культурную интеграцию. Он также представил несколько дальновидных социальных реформ, в том числе запрет сати , легализацию повторного брака для вдов и повышение возраста вступления в брак.

Акбар в культуре

В литературе

  • Салман Рушди «Флорентийская чародейка » / «The Enchantress of Florence» ( , рус. перевод ISBN 978-5-367-01063-3)
  • Алекс Ратфорд «Владыка мира»/ «Ruler of the World» (2011)
  • Денис Гербер «Ангел, стоящий на солнце » (ISBN 978-5-4483-3385-9)
  • Шри Чинмой «Могольские императоры»/ Sri Chinmoy «The Moghul Emperors», (), ISBN 978-966-427-044-8) (рус. перевод .)

В кинематографе

  • Джодха и Акбар: История Великой любви (сериал) ()

В компьютерных играх

  • В Age of Empires III: The Asian Dynasties Акбар представлен как лидер играбельной цивилизации Индии
  • В Sid Meier’s Civilization V представлен как один из Великих Генералов

Примечания

  1. Akbar . TENNYSON"S OWN NOTES TO AKBAR"S DREAM. Проверено 18 мая 2011. Архивировано 10 мая 2013 года.
  2. Conversion of Islamic and Christian dates (Dual) As per the date converter Baadshah Akbar’s birth date, as per Humayun nama , of 04 Rajab , 949 AH, corresponds to 15 October 1542.
  3. Eraly, Abraham. Emperors of the Peacock Throne: the Saga of the Great Mughals. - Penguin books, 2000. - P. 123. - ISBN 9780141001432 .
  4. Jahangir . The Tūzuk-i-Jahāngīrī: or, Memoirs of Jāhāngīr, Volumes 1-2 / Henry Beveridge. - Munshiram Manoharlal, 1968. - P. 48.
  5. Gurdas (недоступная ссылка - история ) . Government of Punjab . Проверено 30 мая 2008. Архивировано 27 мая 2008 года.
  6. History Gurdaspur district website.
  7. , p. 226
  8. , p. 337
  9. Fazl, Abul. Akbarnama Volume II.
  10. Prasad, Ishwari. The life and times of Humayun . - 1970.
  11. Akbar . Columbia Encyclopedia (2008). Проверено 30 мая 2008. Архивировано 12 мая 2008 года.
  12. Правление Акбара. Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время . ВикиЧтение .
  13. Maurice S. Dimand (1953). «Mughal Painting under Akbar the Great». The Metropolitan Museum of Art Bulletin 12 (2): 46–51.
  14. , p. 84
  15. Subrahmanyam, Sanjay . Mughals and Franks. - Oxford University Press , 2005. - P. 55. - ISBN 978-0-19-566866-7 .
  16. , p. 85
  17. Календари Индии . [ ]
  18. Esposito, John L. The Oxford History of Islam . - Oxford University Press, 1999. - P. 809. - ISBN 978-0199880416 .
  19. Lal, Ruby. Domesticity and Power in the Early Mughal World . - Cambridge University Press, 2005. - P. 140. - ISBN 978-0521850223 .
  20. Kulke, Hermann. A history of India . - Routledge, 2004. - P. 205. - ISBN 978-0415329200 .
  21. Schimmel, Annemarie. The Empire of the Great Mughals: History, Art, and Culture . - Reaktion Books, 2004. - P. 88. - ISBN 978-1861891853 .
Мать Хамида Бану Бегум [d] Супруга 36 жён Дети Джахангир ,
Султан Мурад-мирза ,
Султан Даниал-мирза ,
6 дочерей
Акбар I Великий на Викискладе

Абу́ль-Фатх Джалалудди́н Муха́ммад Акба́р (урду جلال الدین اکبر ‎ , араб. جلال الدين أبو الفتح محمد أكبر ‎, хинди जलालुद्दीन मुहम्मद अकबर ), более известный как Акба́р Вели́кий (14 октября 1542 , Умеркот , Синд - 17 октября 1605 , Фатехпур-Сикри) - третий падишах Империи Великих Моголов , внук основателя династии Великих Моголов в Индии Бабура . Акбар укрепил могущество Могольской династии , путём завоеваний значительно расширил границы государства. К концу его правления в 1605 году империя Великих Моголов охватывала бо́льшую часть Северной и Центральной Индии. Осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культуры и искусство Индии.

Ранние годы

Начало правления

Могольская империя при Акбаре I.

Акбар навёл порядок в сборе податей и налогов и, как и его дед Бабур , способствовал развитию торговли. В 1574 году , завершив в основном территориальное формирование государства, Акбар приступил к проведению внутренних реформ .

Реформы

Целью реформ было создание централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. В первую очередь он усилил контроль за армией, введя систему рангов (мансабов ), провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения (в денежной, а не натуральной форме) . Налоговая реформа имела в своём основании строжайший учёт, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Акбар отменил налоги на немусульман (джизью) и унизительную для индусов подушную подать. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улугбека . Огромное значение падишах придавал развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии.

Культура и искусство

Акбар зарекомендовал себя как покровитель наук, искусства и архитектуры . Исходя из принципа веротерпимости, он собрал вокруг своего престола лучших учёных, поэтов, музыкантов и художников, придерживавшихся разных вероисповеданий. В период правления Акбара была создана школа живописи, а стены его дворцов были украшены фресками. Благодаря ему была собрана богатейшая библиотека, насчитывающая более 24 тысяч томов. В 1569 году вблизи Агры началось строительство новой столицы Фатехпур-Сикри - «города Победы».

Ближайшими сподвижниками Акбара были способные и образованные визири : мусульманин Абу-л Фазл (1551-1602), говоривший на многих языках и оставивший исторические записки о правлении падишаха «Акбарнаме », а также индус-брахман Бирбал (1528-1586), мудрые поступки и афоризмы которого запечатлелись в сборниках народных анекдотов, ставших неотъемлемой частью индийского фольклора.

Сам Акбар перевёл несколько произведений с персидского на санскрит и с санскрита на персидский.

Религия

В первые годы своего правления Акбар проявлял нетерпимость по отношению к индуизму и другим религиям. Однако впоследствии он стал более терпимым, упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание всех религий . Акбар проявлял большой интерес к религиям, включая христианство , о котором ему рассказывали Родольфо Аквавива , Антони де Монсеррат и другие католические миссионеры . Акбар выделял земли и средства для строительства не только мечетей, но и индуистских храмов в Северной и Центральной Индии, а также христианских церквей в Гоа.

Календарь

Акбар ввёл так называемую эру Фазли - одну из последних исторических эр в Индии. Она использовалась только в официальных документах. Началом эры является 10 сентября 1550 года .

Военные реформы

Акбар был очень искусным полководцем, за что его сравнивали с Александром Македонским . За его непобедимость на полях сражений ему был присвоен эпитет «Великий» . Система рангов (мансабов ), введённая Акбаром, усилила контроль за армией и сохранялась с некоторыми изменениями до конца существования империи . В армии моголов появились пушки, фортификационные сооружения и боевые слоны . Акбар проявлял интерес к мушкетам и использовал их во время различных конфликтов. Для приобретения огнестрельного оружия и артиллерии он обращался за помощью к османским султанам и европейцам, особенно португальцам и итальянцам . По количеству огнестрельного оружия армия Акбара превосходила армии соседних государств , в результате чего термин «империя огнестрельного оружия» часто используется учеными и историками в отношении империи Великих Моголов в Индии .

Административные реформы

В первые же годы своего правления Акбар провел налоговую реформу, установил для крестьян величину налога, равную одной трети урожая, и отменив должности откупщиков. Теперь крестьяне отдавали налог прямо государству. Кроме того, налог собирался не со всего владения, а только с обрабатываемого участка. В центральной части страны Акбар перевел крестьян с натурального налога на денежный, но от этого их положение лишь ухудшилось, так как цены на продовольствие были низкие и крестьянам всё равно пришлось бы обращаться к ростовщикам.

Денежная реформа

Завоевания

К началу царствования Акбара владения Великих Моголов включали лишь область вокруг Агры и Дели, восточную часть Пенджаба и район Кабула в Афганистане. К началу XVII века они охватывали всю Северную Индию и некоторые другие области. Большая часть завоеваний была произведена в первую половину царствования Акбара. Были завоеваны султанаты в Мальве и Гуджарате, мусульманские государства в Бенгалии, Синде и Кашмире. Были присоединены и раджпутские княжества, вассальную зависимость которых Акбар упрочил, пригласив их правителей и знать на свою службу. У персов был отвоеван Кандагар, и, таким образом, весь Восточный Афганистан оказался под властью Моголов. Акбар отнял у деканского султаната Ахмаднагар северную часть владений и положил конец независимому государству в Ориссе, существовавшему почти непрерывно в течение более полутора тысяч лет благодаря относительной географической изоляции. Особенно большое значение имело присоединение Гуджаратского султаната в Бенгалии, богатых, отличавшихся развитым ремесленным производством областей, ведших оживленную морскую торговлю.

Внешняя политика

Португалия

К началу правлени Акбара португальцы создали несколько крепостей и заводов на западном побережье Индийского субконтинента. Они контролировали в этом регионе морскую навигацию и торговлю. В результате торговля стала зависеть от Португалии, что вызывало возмущение правителей и торговцев .

В 1572 году империя Великих Моголов нашла выход к морю. Акбар чувствуя угрозу, исходящую от португальцев, остался доволен получением картаза (разрешения) для плавания в Персидском заливе . Во время осады Сурата в 1572 году, португальцы, видя силу армии Великих Моголов, решили принять дипломатические меры. По просьбе Акбара они отправили его посла для установления дружеских отношений . Из-за неудачной попытки Акбара приобрести у португальцев артиллерийские орудия он не смог качественно вооружить свой флот .

Акбар признал власть португальцев в Индийском океане и вынужден был просить у них разрешения перед любым выходом корабля из порта, в том числе и для совершения паломничества в Мекку .

Османская империя

В 1555 году, когда Акбар был ещё ребёнком, османский адмирал Сейди Али-реис посетил империю Великих Моголов. Позже в 1569 году другой османской адмирал Куртоглу Хизир-реис прибыл на берега Империи Великих Моголов. Эти адмиралы стремились положить конец гегемонии Португальской империи в Индийском океане. Во время правления Акбара он направил шесть писем султану Сулейману Великолепному .

В 1576 году Акбар послал большую группу паломников во главе с Яхьёй Салехом с 600 000 золотыми и серебряными монетами, 12 000 кафтанами и крупной партией риса . В октябре 1576 года Акбар направил в Мекку делегацию, в числе которой были члены его семьи. Два корабля с паломниками из Сурат достигли порта Джидда в 1577 году . В период с 1577 по 1580, год было отправлено ещё четыре каравана с изысканными подарками для властей Мекки и Медины .

Моголы оставались в Хиджазе в течение почти четырёх лет, и четырежды приняли участие в хадже. Помими этого, Акбар финансировал хадж бедных мусульман-дервишей суфийского тариката Кадырия . Возвратиться обратно в Сурат Моголам помогал османский паша в Джидде . В результате попыток Акбара установить присутствие Моголов в Хиджазе, местные шерифы могли быть уверены в финансовой поддержке со стороны Империи Великих Моголов и меньше зависеть от Османской империи .

Государство Сефевидов

Сефевиды и Моголы имели долгую историю дипломатических отношений. Сефевидский правитель Тахмасп I дал убежище Хумаюну, когда тот был вынужден был бежать из Индии под натиском Шер-шаха. В XVI и XVII веках Сефевиды и Османы вели борьбу за власть в Азии. Сефевиды отличались от Моголов и Османов тем, что они следовали шиитскому течению ислама, а Моголы и Османы - суннитскому . Сефевиды и Моголы боролись за контроль над городом Кандагар в Гиндукуше . Гиндукуш находился на границе между двумя империями и играл важную стратегическую роль . В течение первых двух десятилетий правления Акбара отношения между двумя империями были тёплыми, однако после смерти Тахмаспа в 1576 году в империи Сефивидов началась гражданская война и дипломатические отношения между двумя империями прекратились. Отношения были восстановлены через десять лет, когда на престол взошёл шах Аббас . После этого Акбар завершил захват Кабула и для укрепления северо-западных границ империи направил войска на Кандагар. 18 апреля 1595 года Кандагар сдался без сопротивления, а его правитель Музаффар Хусейн переехал в дворец Акбара . Кандагар продолжал оставаться под властью Великих Моголов на протяжении нескольких десятилетий, пока в 1646 году его не захватил Шах-Джахан . Дипломатические отношения между Сефевидами и Моголами продолжались до конца правления Акбара .

Жёны и дети

От 30 жён и множества наложниц у падишаха Акбара родилось шесть сыновей и шесть дочерей, половина из которых умерли в раннем возрасте или во младенчестве :

  • (с 1552) Шахзади Рукийа Султан-бегум Сахиба (1542-1626), главная жена падишаха, дочь шахзаде Мухаммада Хиндал-мирзы
  • наложница Биби Арам Бахш
    • шахзаде Хасан-мирза (1564-1564),
    • шахзаде Хусайн-мирза (1564-1564);
  • (с 1562) Мариам уз-Замани-бегум Сахиба (ум. 1623), урождённая Раджкумари Хира Кунвари Сахиба (Харша Бай), дочь раджи Дхундхара Бхармала , главная жена падишаха.
    • падишах Нурад-дин Мухаммад Джахангир (1569-1627),
    • шахзаде Султан Даниал-мирза (1572-1604), субадар Берара (1599-1604) и Хандеша (1601-1604), умер от белой горячки ;
  • жена Биби Салима Султан (ум. 1599)
    • шахзаде Султан Мурад-мирза (1570-1599), субадар Берара (1596-1599), умер от пьянства;
  • ?
    • шахзаде Султан Хушру-мирза

Личность

Смерть

Через 70 лет после смерти Акбара Великого, в 1691 году , восставшие против Великих Моголов джаты ограбили могилу и разрушили мавзолей, построенный над ней. Останки самого Акбара были сожжены .

Наследие

Акбар оставил после себя богатое наследие как для империи Великих Моголов, так и для Индийского субконтинента в целом. Он укрепил авторитет империи Великих Моголов в Индии и за её пределами, обеспечил военное и дипломатическое превосходство. В ходе его правления государство приобрело черты светского и либерального, с акцентом на культурную интеграцию. Он также представил несколько дальновидных социальных реформ, в том числе запрет сати , легализацию повторного брака для вдов и повышение возраста вступления в брак.

Акбар в культуре

В литературе

  • Салман Рушди «Флорентийская чародейка » / «The Enchantress of Florence» ( , рус. перевод ISBN 978-5-367-01063-3)
  • Алекс Ратфорд «Владыка мира»/ «Ruler of the World» (2011)
  • Денис Гербер «Ангел, стоящий на солнце » (ISBN 978-5-4483-3385-9)
  • Шри Чинмой «Могольские императоры»/ Sri Chinmoy «The Moghul Emperors», (), ISBN 978-966-427-044-8) (рус. перевод .)

В кинематографе

  • Джодха и Акбар: История Великой любви (сериал) ()

В компьютерных играх

  • В Age of Empires III: The Asian Dynasties Акбар представлен как лидер играбельной цивилизации Индии
  • В Sid Meier’s Civilization V представлен как один из Великих Генералов

Примечания

  1. Akbar (неопр.) . TENNYSON"S OWN NOTES TO AKBAR"S DREAM. Проверено 18 мая 2011. Архивировано 10 мая 2013 года.
  2. Conversion of Islamic and Christian dates (Dual) Архивная копия от 1 августа 2009 на Wayback Machine As per the date converter Baadshah Akbar’s birth date, as per Humayun nama , of 04 Rajab , 949 AH, corresponds to 15 October 1542.
  3. Eraly, Abraham. Emperors of the Peacock Throne: the Saga of the Great Mughals. - Penguin books, 2000. - P. 123. - ISBN 9780141001432 .
  4. Jahangir . The Tūzuk-i-Jahāngīrī: or, Memoirs of Jāhāngīr, Volumes 1-2 / Henry Beveridge. - Munshiram Manoharlal, 1968. - P. 48.
  5. Gurdas (неопр.) (недоступная ссылка) . Government of Punjab . Проверено 30 мая 2008. Архивировано 27 мая 2008 года.
  6. History Архивная копия от 2 августа 2005 на Wayback Machine Gurdaspur district website.
  7. , p. 226
  8. , p. 337
  9. Fazl, Abul. Akbarnama Volume II.
  10. Prasad, Ishwari. The life and times of Humayun . - 1970.
  11. Akbar (неопр.) . Columbia Encyclopedia (2008). Проверено 30 мая 2008. Архивировано 12 мая 2008 года.
  12. Правление Акбара. Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время (неопр.) . ВикиЧтение .
  13. Maurice S. Dimand (1953). “Mughal Painting under Akbar the Great”. The Metropolitan Museum of Art Bulletin . 12 (2): 46-51. JSTOR .
  14. , p. 84
  15. Subrahmanyam, Sanjay . Mughals and Franks. - Oxford University Press , 2005. - P. 55. - ISBN 978-0-19-566866-7 .
  16. , p. 85
  17. Календари Индии . [ ]
  18. Esposito, John L. The Oxford History of Islam . - Oxford University Press, 1999. - P. 809. - ISBN 978-0199880416 .
  19. Lal, Ruby.

Характерной чертой правления Акбара было внимание к общественному мнению, и каждое утро он проводил у окна на виду у своих подданных, чтобы они могли возрадоваться пребыванию императора среди них.

Впрочем, те немногочисленные придворные, которые исповедовали значит «божественная вера», встречались тайком и обсуждали религиозные доктрины, обходясь без священных изображений и церковной иерархии . Известно, что Акбар отличался образованностью и видел зерна истины в большинстве религиозных учений , не склоняясь ни к одному из них. Девятнадцать избранных им придворных разделяли его интерес к мистицизму и изобрели собственные религиозные ритуалы , взятые из разных религиозных культов. Свет обожествлялся, убийство животных запрещалось, а тысяча санскритских имен солнца распевались на индуистский манер. Велись горячие дискуссии о лучшем способе очистить душу . Однако для многих, а особенно для мусульман, учение дин-и иллахи находилось в опасной близости к богохульству. Аллах акбар, один из ритуальных молитвенных возгласов в этом узком кругу посвященных, безусловно означал «Бог велик», но критики замечали, что его можно толковать и как «Бог - это Акбар».

Происхождение Акбара

Бабур, дед Акбара, был тюрком из рода Джагатаев, названного так потому, что древняя родина его племени, лежавшая к северу от реки Оксус в Центральной Азии , досталась в наследство сыну Чингисхана Джагатаю. Бабур заявлял о себе как о тринадцатом потомке Чингисхана по материнской линии, однако его монгольское племя давно ассимилировалось с тюрками вследствие долгих лет пребывания среди них. По мужской линии он был пятым потомком Тамерлана (Тимура), и именно это стало источником, из которого он черпал и мощь, и вдохновение.

Фергана, где Бабур был эмиром, лежала к северу от Гиндукуша и была одним из многочисленных государств, которыми правили представители династии Тимуридов, потомки великого завоевателя. Все они соперничали между собой, пытаясь восстановить империи Тамерлана в 1497 г., а потом и в 1501 г. Бабуру удалось завоевать Самарканд, столицу Тамерлана. При этом он оставался вассалом иранской династии Сефевидов, которую с запада теснили османы, а с северо-востока узбеки. Узбекская армия лишила Бабура не только Самарканда, но и Ферганы, и он вынужден был отступить в Кабул, который он занял в 1504 г. и сделал своей столицей. К 1510-м гг. он оставил попытки завладеть Самаркандом. Бабур никогда уже не увидит сверкающих на солнце куполов этого города, украшенных майоликой (глазурованной черепицей) и мозаиками из мрамора и золота. Он должен будет повернуть на юг, чтобы удовлетворить свое тимуридское честолюбие.

Султанат представлял собой конфедерацию афганских и тюркских вождей, правивших Северной Индией (в том числе Пенджабом) из своей столицы Дели. Султан Ибрагим Лоди, афганец, погиб на поле боя, и через несколько дней Бабур был уже в Дели, завоевав его земли. Сопротивление продолжали оказывать раджпуты, индуистская каста воинов-землевладельцев, чьи земли и государства располагались в Центральной и Северной Индии.

Акбар вступает в право наследования

Государство раджпутов Мевар было завоевано армиями Бабура в 1527 г., а в 1535 г. его сын и наследник Хумаюн покорил северо-восточное государство Гуджарат. В 1540 г. Шер Шах, афганский наемник, вытеснил Хумаюна из Индии и основал новую династию, правившую Северной Индией в течение последующих 15 лет. Прибегнув к помощи Ирана, в 1555 г. Хумаюн сначала взял Лахор, а затем Дели и Агру, и его тринадцатилетний сын Акбар стал наместником Пенджаба. В следующем году Хумаюн скончался от травм, полученных при падении с лестницы в библиотеке, и Акбар стал его юным наследником.

Афганские силы под предводительством Хему, полководца-индуиста, который хотел захватить трон для себя, взяли Дели, однако битва в ноябре 1556 г., снова на равнине Панипат, закончилась решительной победой моголов. Поражение афганской армии открыло дорогу в Дели, где Акбар был провозглашен императором. Вначале под его властью были только Пенджаб и область вокруг Дели, нов 1561 г. армия моголов покорила государство Мальва, контролировавшее пути к плато Декан. Территориальная база императора укрепилась.

Военные победы и контроль над аристократией

Военные кампании Акбара распространили власть моголов к западу, где в 1573 г. был завоеван Гуджарат, а потом и к востоку, где тремя годами позже была покорена Бенгалия. В 1562 г. он женился на раджпутской принцессе, дочери раджи Джайпура, который признал его сюзереном; за этим последовали союзы с другими раджпутскими властителями. В 1568 г. армия Акбара вырезала жителей города Читора, столицы раджпутской конфедерации Мевар на северо-западе. Мевар не прекращал сопротивления до конца царствования Акбара, однако жестокий урок склонил раджпутских раджей к подчинению. Раджастан на северо-западе Индии, где в основном правили раджпуты, к 1569 г. смирился с властью Акбара.

Мусульманские правители Северной Индии имели долгую традицию правления при посредстве местной индуистской элиты, однако Акбар сделал это отличительной особенностью своего царствования, что дало империи стабильность и возможность развития. Сотням тысяч воинов и землевладельцев было позволено сохранять свои земельные участки и индуистские традиции до тех пор, пока они служили у Акбара на военной службе и платили ему дань. Раджпутов поощряли пополнять ряды армии и чиновничества. Многие из них стали полководцами и губернаторами провинций; на службе императора, наряду с индийскими мусульманами и индуистами, также состояли персы, выходцы из Центральной Азии, и турки. Как правило, исключались лишь афганцы, непримиримые враги Акбара.

Отношения Акбара с правителями государств были неофеодальными, но областями, над которыми существовал прямой имперский контроль, правил новый класс чиновников, так называемых, разделенных на 33 категории в соответствии с количеством людей, которыми они командовали. Это число варьировалось от 10 до 5 тыс. Эти имперские чиновники были, как правило, иностранцами и снабжали кадрами как армейский офицерский корпус, так и гражданскую администрацию, представителям которой также были присвоены военные звания. Таким образом, все были обязаны хранить верность императору, своему главнокомандующему. Подобно египетским мамлюкам и османским янычарам, не могли передавать свои должности по наследству, а по повелению императора их можно было перебрасывать из одной части страны в другую. У не было возможности установить прочные местные связи, а недостаток средств не позволял им иметь собственную армию.

Пятнадцать индийских провинций

И военные, и гражданские офицеры получали жалованье либо прямо из государственной казны, либо оставляли себе эквивалентную назначенному содержанию часть доходов, получаемых от управляемых ими земель, а остальную часть отправляли в казну. Акбар разделил Индию на 15 провинций, в каждой из которых был наместник, советник по финансам, управляющий по делам религии и судья. За ситуацией на местах следили правительственные агенты, отправлявшие свои донесения непосредственно в центральную администрацию Дели, которая, в свою очередь, была разделена на четыре главных департамента: ведомство первого министра, финансовое управление, генеральное казначейство и верховный суд, занимавшийся также делами религии. Система отличалась эффективностью и позволяла Акбару получать точные статистические данные. К 1580 г. он усреднил данные по урожайности и ценам на продовольствие за десятилетний период и соотнес эти данные с различной плодородностью почв, после чего такая статистика стала основой для установления размера налогов.

Необходимость веротерпимости

Во времена Акбара мусульмане в Индии были лишь незначительным меньшинством, и кампания по массовой была практически неосуществимой. Новая политика религиозной терпимости признавала культурное многообразие Индии, но в то же время это многообразие способно было разорвать империю на части. Терпимость была отражением собственных взглядов Акбара. Однако эта политика служила также его имперским интересам. Соответственно, особый подушный налог, который платили, был отменен, насильственное обращение военнопленных в ислам было запрещено, и налог, которым облагались немусульманские места паломничества, был аннулирован. Исламские суды продолжали функционировать, однако чтились также решения, выносимые индуистскими деревенскими старейшинами.

Императорский эдикт 1579 г. сделал Акбара главным арбитром по религиозным вопросам ислама, но при этом поощрял точку зрения, в соответствии с которой император был средоточием религиозной мудрости для всех свои подданных независимо от их веры. Такое кардинальное нововведение сделало личность Акбара воплощением божественной просветленности, что противоречило традиционному исламу. Согласно тюркско-монгольской и центрально-азиатской традиции властелину следовало делиться властью с узким кругом приближенных, однако Акбар, наоборот, сделал центром правления самого себя, и результатом стал культ его личности.

Убеждения Акбара были неотъемлемой частью его характера, и в итоге унаследованная им разнородная федерация мусульманской знати превратилась в преданную ему этнически пеструю правящую группу. Его центрально-азиатские придворные, опасаясь потери своего влияния, в 1564-1574 гг. подняли ряд крупных мятежей, воспользовавшись в качестве предлога недовольством ортодоксальных мусульман против веротерпимости Акбара. Армия императора жестоко подавила эти мятежи.

Акбар основывает новый город Фатехпурсикри

Политика веротерпимости Акбара воплощена в архитектуре Фатехпур-Сикри, города, основанного им в 1569 г. к западу от города-крепости Агры в Индии. До 1598 г. этот город был столицей, и в его зданиях, особенно в большой мечети Джами-Масджид, чьи массивные Врата Победы напоминают о победе над Гуджаратом в 1573 г., причудливо переплетаются индуистские элементы с монументальностью исламских архитектурных форм.

Завоевательные походы продолжались до конца царствования Акбара. Он укрепил свои позиции на северо-западных границах, в краях, поставлявших фураж для кавалерии. В 1586 г. был покорен Кашмир, пятью годами позже - Синд, а кульминацией военных кампаний в этом регионе стало взятие Кандагара у иранских Сефевидов в 1595 г.

Смерть Акбара

Десятью годами позже после смерти Акбара его армия продвигалась по плато Декан к Южной Индии. Он был первым человеком, объединившим Индию, и власть моголов, наиболее сильная в Северной Индии, продержалась еще почти столетие после его смерти. Его наследие было подорвано религиозной нетерпимостью императора Аурангзеба (правил в 1658- 1707 гг.), не допускавшего индуистов на государственную службу и преследовавшего сикхов. Власть моголов была обречена. Просвещенные беседы, которые велись в узком кругу приближенных Акбара, были, как оказалось, не просто светской болтовней. Порожденные ими социальные установки стали основополагающими для империи Моголов.