Как узнать изучает ли тебя человек. Как определить характер человека по его внешности и поведению

Рассмотрим общие представления о безусловных рефлексах. Бе­зусловный рефлекс - это врожденная видоспецифическая реакция организма, возникающая с обязательным участием нервной системы в ответ на воздействие биоло­гически значимого раздражителя, адекватного для данно­го вида деятельности. Безусловные рефлексы связаны с жизненно важными биологическими потребностями и осуществляются в пределах стабильного рефлекторного пути (рефлекторной дуги). Рефлекторная дуга безуслов­ного рефлекса генетически детерминирована. Она состоит из пяти звеньев. 1). Рецептор - морфофункциональная структура, воспринимающая раздражение и формирующая возбуждение. 2).Афферентный путь , по которому воз­никшее в рецепторах возбуждение, поступает в ЦНС. 3). Участок ЦНС , где возбуждение с афферентного нейрона передается на эфферентный нейрон, через вставочные. 4). Эфферентный путь , по которому возбуждение достигает исполнительного (рабочего) органа. 5). Исполнительный орган, или эффектор . Таким образом, безусловные реф­лексы осуществляются на основе врожденных нервных связей, отражающих филогенетический опыт приспособ­ления к условиям существования. Безусловные рефлексы относительно постоянны, стереотипно проявляются в от­вет на адекватное раздражение определенного рецептив­ного поля и служат основой для формирования много­численных условных рефлексов, связанных с индивиду­альным опытом.

К безусловным рефлексам относятся, например, выде­ление желудочного сока при попадании пищи в рот, от­дергивание руки при болевом раздражении, питье жидко­сти при изменении кислотно-щелочного равновесия в орга­низме, мигание при попадании струи воздуха в глаз и т.д.

Каждое животное к моменту своего рождения обла­дает сложной системой безусловных рефлексов как гене­тически детерминированных ответов организма на воздей­ствия факторов внешней среды. Безусловные рефлексы нельзя представлять себе в виде простых единичных дви­гательных реакций на раздражение - это сложная систе­ма актов, совершаемых в определенной временной после­довательности.

Осуществление безусловнорефлекторной деятельнос­ти обеспечивает возможность существования биологичес­кой особи в относительно стабильных условиях среды обитания.

Безусловные рефлексы характеризуются довольно жесткой программой. У низших животных эта программа выполняется несмотря на возможные изменения условий внешней среды. Примером тому является поведение осы- наездницы при кладке яиц в обычных условиях и при их изменении. Оса роет норку для откладывания яиц, затем находит гусеницу (живые консервы для питания будуще­го потомства), парализует ее уколом жала в нервное сплетение и затаскивает в норку. Затем оса производит кладку яиц, замуровывает норку и улетает. Но если на­меренно убрать из норки парализованную гусеницу, то оса все равно отложит яйца в норку, замурует ее и обре­чет тем самым свое потомство на неминуемую голодную смерть.

У высших животных программа безусловного реф­лекса в ходе его выполнения может быть изменена в ре­зультате изменения эмоционального статуса; у человека к этому добавляется возможность изменения программы рефлекса посредством сознания, проявлением челове­ческой воли.

Система безусловных рефлексов окончательно фор­мируется (дозревает и изменяется) в онтогенезе. На этот процесс накладывает отпечаток внешняя среда. Например, если щегла выращивать в неволе без контакта с другими птицами в условиях полной звуковой изоляции, то он все равно будет петь свои брачные песни после созревания его половой системы. Но эти песни будут лишены той живости и выразительности, которая характерна для сво­бодно вырастающих птиц.

Некоторые рефлексы, проявляющиеся у новорожден­ных детей, со временем исчезают, другие возникают. На­пример, у детей к 6 месяцам исчезают рефлексы Моро, Бабинского, а к концу первого года жизни - сосатель­ный рефлекс. К моменту половой зрелости проявляются половые рефлексы.

По предложенной П.В. Симоновым классификации, безусловные рефлексы могут быть разделены на следую­щие три группы: витальные , ролевые , или зоосоциальные, и рефлексы саморазвития .

Рассмотрим витальные безусловные рефлексы. Они обеспечивают физическое выживание особи. Это питьевые рефлексы, пищевые, рефлексы сна, оборонительные рефлексы - ак­тивные и пассивные, рефлекс экономии сил. На рефлексе экономии сил как на очень интересной форме деятельно­сти следует остановиться более детально. У животных, как и у человека, имеется потребность в достижении цели поведенческого акта наиболее экономным путем. Проявление этой потребности у конкретной особи зави­сит от социальной среды. Поэтому в данном сообществе могут быть особи с развитой потребностью в экономии сил и особи с заторможенной данной потребностью. От­сюда, если содержать в клетке крыс и предоставить животным возможность получать пищу посредством нажатия на педаль кормушки, то крысы сразу разделятся на осо­бей-добытчиков пищи и особей-потребителей пищи. Если же собрать в одну клетку крыс-добытчиков пищи и вновь создать им подобные условия добывания корма, то сообщество вновь разделится на животных-добытчиков и животных-потребителей. Рефлекс экономии сил может проявляться также и в человеческом обществе.

Рассмотрим ролевые, или зоосоциальные, безусловные рефлексы. Рефлексы данной группы могут быть осуществлены толь­ко в кругу себе подобных. Это половые и родительские рефлексы, рефлексы лидера в стае и подчиненного самца, рефлексы хозяина занимаемой территории и рефлексы пришельца, рефлекс эмоционального резонанса. У стад­ных и стайных животных проявление этих рефлексов за­висит от иерархического положения конкретной особи. Так, доминантные самцы в стае обезьян убивают соб­ственных детенышей, если последние привлекают к себе внимание стаи и дестабилизируют ее. Субдоминантные самцы таких действий не производят. Очень интересен рефлекс эмоционального резонанса, или рефлекс эмоцио­нального отклика. Доминантные животные обычно не на­носят болевых раздражений своим сородичам. Но если случайно доминантные животные причиняют своим пове­дением боль партнеру, то, слыша его крики, они сразу же меняют свою форму поведения, т.е. проявляют свое­образный альтруизм. Субдоминантные животные наносят болевые раздражения сотоварищам по стае, испытывая, вероятно, наслаждение от криков боли жертвы (типичное проявление садизма).

Рассмотрим безусловные рефлексы саморазвития . Посредством осуществления рефлексов саморазвития достигается при­способление особи к каким-то новым для него формам существования. К числу рефлексов саморазвития от­носятся рефлекс свободы (или рефлекс рабства), подра­жательные и игровые рефлексы, а также ориентировоч­ный рефлекс. Последний осуществляется при воздействии на организм любого нового раздражителя и является практически наиболее сильным среди всех безусловных рефлексов. Животное и человек при воздействии на орга­низм нового раздражителя не могут осуществлять даже витальные рефлексы до той поры, пока не будет достиг­нута убежденность в том, что данный новый раздражи­тель является индифферентным для организма, не предс­тавляет собой угрозы для существования особи. Подра­жательный и игровой рефлексы направлены на удовлет­ворение потребности в постоянном вооружении знаниями и навыками. Подражательное поведение обеспечивает пе­редачу опыта от поколения к поколению негенетическим путем, но оно же обеспечивает передачу опыта в преде­лах популяции. Например, в клетку поместим двух крыс, одна из которых имеет доступ к двум кормушкам с пи­щей (животное-демонстратор), а вторая имеет только воз­можность наблюдать за действиями первой крысы (жи­вотное-наблюдатель). Если затем животному-наблюдателю дать несмертельную дозу хлористого лития, то после выздоровления такое животное будет питаться только из той кормушки, из которой получал пищу животное-де­монстратор. У человека подражательные рефлексы очень сильны. С первых дней своей жизни ребенок бессоз­нательно имитирует поведение родительской пары, далее он будет имитировать поведение сверстников, занимаю­щих по отношению к нему доминирующее положение. Посредством осуществления игрового рефлекса животные овладевают навыками, которые им понадобятся в бу­дущем - навыки охоты, правила поведения в стае или стаде и т.д. Например, молодые хорьки только во время игры со сверстниками приобретают и закрепляют приемы охоты на крыс. У человека наблюдается нечто подобное - например, подражая взрослым, девочки используют полученные навыки поведения в социальном обществе, играя в дочки-матери, тем самым закрепляя их.

Таким образом, подражательные рефлексы на ранних стадиях онтогенеза формируют зоосоциальные потребнос­ти у животных и социальные потребности у человека. Осуществление игровых рефлексов уточняет и закрепляет формы поведения, направленные на удовлетворение но­вых формирующихся потребностей.

На основании изложенного можно сделать заключе­ние, что система безусловных рефлексов, направленных на удовлетворение как биологических, так и зоосоциальных потребностей, представляет собой очень обширную платформу сложноповеденческих реакций, выполняемых по генетически детерминированным программам. Система безусловных рефлексов обеспечивает выживание особи в относительно стандартных, мало меняющихся условиях внешней среды, но в то же время, в результате осуществ­ления рефлексов саморазвития дает возможность особи подготавливать саму себя к осуществлению новых форм поведения, которые незначимы для нее на данной стадии онтогенеза, но будут безусловно полезны и значимы в будущей жизни.

Огромная и очень сложная система безусловных рефлексов как высших животных, так и человека, явля­ется той функциональной основой, на которой базирует­ся их высшая нервная деятельность, основывающаяся на формировании и реализации условных рефлексов.

Инстинкты

Донастоящего времени не существует общепринятого определения понятия инстинкт, которое бы в полной мере отражало все стороны этого сложного физиологического явления, в котором пе­реплетаются врожденные и приобретенные в процессе ин­дивидуального развития организма компоненты. Нет также четкого понимания различия терминов «инстинкт» и «ин­стинктивное поведение», в связи с чем многие авторы пред­почитают не дифференцировать эти понятия.

Ведущими российскими физиологами (Словарь физи­ологических терминов, 1987) предлагается рассматривать инстинкт (лат. instinctus - побуждение) как жизненно важную целенаправленную адаптивную форму поведения, обусловленную врожденными механизмами, которая реа­лизуется в ходе онтогенетического развития и характери­зуется строгим постоянством (стереотипностью) своего внешнего проявления у данного вида организмов и воз­никающая на специфические раздражители внешней и внутренней среды организма. В литературе даются и дру­гие определения этого термина. Например, инстинкты - это генетически детерминированные формы поведения, направленные на удовлетворение биологических, соци­альных и идеальных потребностей. Инстинкты - это та часть поведения животных и человека, которая характер­на для организмов данного вида и закреплена за ними генетически. Инстинкт - это комплекс безусловных реф­лексов. Инстинкты - это комплекс фиксированных (т.е. сложных, стереотипных) действий, отражающих видовой опыт поколений. Инстинкт - это комплекс двигательных актов, или последовательность действий, свойственных организму данного вида, реализация которых зависит от функционального состояния животного (определяемого доминирующей потребностью) и сложившихся в данной ситуации условий. Инстинкт - это врожденная и строго координированная форма поведения, осуществляемая под влиянием основных биологических потребностей и отра­жающая полезный опыт предыдущих поколений данного биологического вида. Важно подчеркнуть, что все ин­стинкты, реализуемые в поведенческих реакциях живот­ного, направлены на получение полезного результата. Все авторы едины в том, что способность к инстинктивному поведению передается по наследству, причем, как отмечал Ч. Дарвин, особенности этих жестко запрограммирован­ных действий столь же характерны для животных оп­ределенного вида, как и особенности строения их тела. Необходимо отметить, что инстинктивная деятельность человека, в силу того, что его поведение во многом опре­деляется социальными законами общества, значительно преобразована и находится под контролем сознания. Од­нако, в ряде случаев, когда контроль со стороны коры головного мозга за нижележащими подкорковыми струк­турами ослабевает (например, в состоянии сна, опьяне­ния, при действии наркотиков и т.д.), инстинктивная дея­тельность людей проявляется в яркой форме (например, в форме повышенной сексуальности, агрессивности и т.д.).

В целом, в эволюционном аспекте, инстинкты следу­ет рассматривать как переход от безусловнорефлекторной деятельности к условнорефлекторной.

Критерии инстинкта . В 1964 году немецкий зоолог Г.Э. Циглер описал следующие критерии инстинкта: 1) в основе инстинкта лежат побуждение и способность к действию, являющиеся наследственными свойствами вида; 2) инстинкт не требует предварительного обучения; 3) инстинкт выполняется одинаково у всех нормальных представителей вида; 4) инстинкт соответствует морфоло­гической и физиологической организации животного; 5) инстинкт приспособлен к экологическим условиям обита­ния вида.

Как уже отмечалось выше, в инстинкте сосредоточен опыт поколений, т.е. инстинкт представляет собой своего рода квинтэссенцию видового опыта. Но если под ин­стинктом понимать лишь генетически детерминированную программу сложных поведенческих действий, то в стро­гом смысле слова инстинктивные акты можно наблюдать у животных только при первом проявлении инстинкта. При каждой последующей реализации инстинкта добавля­ется множество новых только что приобретенных услов­ных рефлексов, которые приводят к индивидуальной мо­дификации наследственно запрограммированного поведен­ческого акта. Таким образом, сложное инстинктивное по­ведение - это сплав наследственно закрепленных ста­бильных актов и актов, приобретенных в ходе индивиду­ального развития, т.е. индивидуальная адаптация видово­го опыта. Другими словами, животное рождается с зало­женной в нем наследственной поведенческой программой, но на протяжении всего периода постнатального онтоге­неза оно учится правильно применять эту программу со­ответственно требованиям окружающей среды. Многие наблюдения показывают, что инстинкты способны к ин­дивидуальной изменчивости. Принято выделять наиболее «ритуализированные» действия и наиболее изменчивые его элементы.

Целесообразность инстинктов. Как правило, инстинк­тивные реакции целесообразны, но эта целесообразность проявляется в относительно постоянных условиях суще­ствования. При резком изменении условий окружающей среды инстинкты становятся нецелесообразными. Например, инстинктивная оборонительная реакция ежа (сверты­вание в колючий клубочек) теряет свое назначение, когда он оказывается застигнутым автомобилем на шоссе.

Морфологически инстинктивная деятельность высших животных и человека строится на врожденных связях подкорковых центров с корой головного мозга. На этой основе образуются в индивидуальной жизни различные новые связи, накапливается жизненный опыт, форми­руется высшая нервная деятельность. Любая форма обу­чения человека и животных строится на основе инстинк­тов, которые постепенно отступают на задний план, а ве­дущую роль начинают играть уже приобретенные формы деятельности, т.е. условные рефлексы. С этих позиций воспитать человека - означает, прежде всего, выработать способность подавлять и направлять инстинктивную дея­тельность в необходимое русло.

Этапы осуществления инстинктов . В основе инстинк­тивного поведения сложного характера выделяют три основных этапа его осуществления - подготовительный, поисковый и завершающий. Прежде всего, для реализа­ции инстинкта необходимо формирование соответствую­щего биологического влечения, т.е. мотивации. Напри­мер, появление чувства голода. Это является подготови­тельным этапом инстинктивной деятельности, направлен­ной на удовлетворение потребности в пище. Затем жи­вотное начинает активно исследовать окружающую сре­ду, отыскивая с помощью органов чувств внешние сигна­лы, которые бы свидетельствовали о наличии пищи в окружающей среде. Это - поисковый этап инстинктив­ного поведения, направленного на добывание пищи, ко­торый продолжается до тех пор, пока не будет найден пусковой раздражитель - внешний сигнал, запускающий жестко запрограммированную и строго координирован­ную инстинктивную деятельность, т.е. завершающий этап. Например, вид или голос добычи является тем пус­ковым раздражителем, который вызывает у хищника опре­деленную последовательность двигательных реакций (под­крадывание, нападение, схватывание, умерщвление жертвы, а иногда и перенос туши в другое место). Инстинктивные действия, происходящие на завершающем этапе, т. е. соб­ственно акт еды, практически одинаковы для всех живот­ных данного вида.

Условия реализации инстинктов . Для проявления ин­стинктивного поведения необходимо действие внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы - это нару­шение гомеостаза, или постоянства внутренней среды организма, которое может проявляться, в частности, в нарушении содержания гуморальных компонентов орга­низма. В процессе эволюции роль внутренних факторов в индукции инстинктов постепенно снижается. Внешние факторы - это так называемые ключевые, или пусковые, стимулы (релизеры). Очень часто при отсутствии таких ключевых стимулов, но при наличии соответствующей по­требности животное активно ищет эти стимулы (напри­мер, поиск партнера в период полового возбуждения, по­иск материала для построения гнезда и пр.). Таким обра­зом, инстинктивное поведение животных в полной мере реализуется только при наличии внешних и внутренних факторов.

Классификация инстинктов. П.В. Симонов разделил все инстинкты на три группы - витальные (биологичес­кие), социальные (зоосоциальные, или ролевые) и идеаль­ные , или инстинкты саморазвития. Таким образом, в ос­нову классификации положены виды потребностей, кото­рые удовлетворяются при реализации соответствующих инстинктов.

Витальные инстинкты

Реализация витальных инстинктов обеспечивает сохра­нение индивидуума ивида. К нимотносятся пищевые, пи­тьевые, оборонительные инстинкты, инстинкты, направлен­ные на регуляцию цикла «сон - бодрствование», инстинк­ты экономии силы идругие. Для данной группы инстинк­тов характерно, что неудовлетворение соответствующей по­требности ведет к гибели особи и что удовлетворение по­требности не требует участия другой особи того же вида.

Достаточно подробно изучен пищевой инстинкт (инстинкт пищедобывания, инстинкт питания), который направлен на активный поиск пищи и ее потребление. Для этого инстинкта большое значение имеет условно-рефлекторный компонент пищевого поведения, приоб­ретаемый животным и человеком в процессе индивиду­ального развития.

Важными для многих животных являются оборо­нительные инстинкты, в основе которых лежит потреб­ность в самосохранении, а также борьба за самку, за территорию или потомство. Реализация этих инстинк­тов зависит от вида животного и конкретных условий среды. Так, функцию защиты от нападения выполняют некоторые подстерегающие действия, например звуки, издаваемые гремучей змеей, или агрессивные позы, принимаемые многими млекопитающими (при этом сле­дует отметить, что у животных не существует агрессив­ности ради агрессивности).

Особо выделяют в группе витальных инстинктов рефлексы экономии сил. Если установить в клетке два рычага, нажатие на которые требует разных усилий, но дает одинаковое количество пищи, то крысы выбирают более легкий рычаг.

Под интеграцией понимают объединение информационных сигналов, различных процессов, ответных реакций, необходимых для реализации физиологических функций и достижения конечного полезного результата.

    Как правило результат является приспособлением живого организма к изменяющимся условиям существования

    Интеграцию функций можно наблюдать на различных уровнях организации живых систем:

Ч. Шеррингтон выделил 4 уровня интеграции:

  1. Нейронный ансамбль (модуль)

    Нервный центр

Первым уровнем интеграции является нейрон, клеточная мембрана которого интегрирует синаптически влияния.

    Интеграция на уровне нейрона осуществляется взаимодействием возбуждающих (ВПСП) и тормозных (ТПСП) постсинаптических потенциалов, которые генерируются при активации синаптических входов нейрона.

Вторым уровнем интеграции являются элементарные нервные сети.

В нейронных сетях происходит:

дивергенция,

иррадиация,

конвергенция,

суммация,

реверберация,

окклюзия и облегчение

распространения возбуждения.

Третий уровень координации осуществляется в процессе деятельности нервных центров и их взаимодействии.

    Нервные центры формируются объединением нескольких локальных сетей и представляют собой комплекс элементов, способных осуществить определенный рефлекс или поведенческий акт.

    Динамика изменений возбуждения и торможения в центрах коры мозга, их распостранение с одних областей коры на другие лежат в основе механизмов функционирования коры большого мозга называют аналитико-синтетической деятельность

Четвёртый уровень - Высший

Высший уровень объединяет все центры регуляции в единую регулирующую систему, а отдельные органы и системы в единую физиологическую систему – организм. Это достигается взаимодействием главных систем ЦНС: лимбической, ретикулярной формации, подкорковых образований и неокортекса – как высшего отдела ЦНС, организующего поведенческие реакции и их вегетативное обеспечение.

2.Безусловные рефлексы и инстинкты.

Первые теоретические представления о рефлекторном характере деятельности коры и других высших отделов мозга были даны И.М.СЕЧЕНОВЫМ.Он обосновал природу безсознательной деятельности.Открыл явления центрального торможения в 1863 г вышла его книга "Рефлексы головного мозга".

Иван Михайлович является основоположником учения о ВНД.Он полагал, что вся психическая деятельность человека основана на рефлексах.

Высшая нервная деятельность - деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающих приспособляемость животных и человека к условиям среды.

Еще И. М. Сеченов выделял два рода рефлексов:

    Потоянные, врожденные

    Изменчивые, приобретенные в индивидуальной жизни.

И.П.Павлов развил такое разделение рефлексов на два принципиально различных рода.

И.П.Павлов экспериментально подтвердил справедливость взглядов И.М.Сеченова и создал учение об условных и безусловных рефлексах.

Примером безусловного рефлекса является слюноотделение у собаки с фистулой слюнной железы . При попадании пищи в ротовую полость, возбуждаются рецепторы языка, по отросткам чувствительных нейронов возбуждение передается в продолговатый мозг, где находится слюноотделительный центр, затем возбуждение по двигательным нейронам передается к слюнной железе и начинается слюноотделение.

Принципы рефлекторной теории И.П.Павлова

    1. Принцип детерминизма - любой нервный процесс запускается в результате какого-нибудь воздействия

    2. Принцип структурности - любая функция организма обеспечивается строго определенной структурой

    3. Принцип анализа и синтеза-ответная реакция на раздражитель начинается с разделения его на элементы, а затем происходит синтез этих элементов и осуществляется ответ на раздражитель

    4. Сигнальность - превращение индифферентного раздражителя в сигнальный

    5. Подкрепление - сохранение рефлекса при подкреплении условного раздражителя безусловным

Совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих формирование приобретенных поведенческих реакций и научение

    Термин «безусловный рефлекс» введен И. П. Павловым для обозначения рефлексов, безусловно возникающих при действии адекватных биологически значимых раздражителей на определенное рецептивное поле.

    Безусловный рефлекс - относительно постоянная, видоспецифическая, стереотипная, генетически закрепленная реакция организма на внутренние или внешние раздражители, осуществляемая при посредстве центральной нервной системы.

    Имеют готовую генетически детерминированную рефлекторную дугу. Созревают постепенно

    Лежат в основе врожденных комплексов – ИНСТИНКТОВ

По анатомическому строению- степени сложности :

Простые(спиномозговые)

Усложненные (с участием продолговатого мозга)

Сложные (с участием среднего мозга)

Сложнейшие(с участием подкорковых структур и коры полушарий большого мозга) - (инстинкты)

идивидуальные (пищевой активности, пассивно-оборонительный, агрессивный, рефлекс свободы, исследовательский, рефлекс игры ).

видовые (половой инстинкт и родительский инстинкт )

Уровни замыкания безусловных рефлексов: - спинной мозг и - подкорковые ядра головного мозга. В формировании безусловного рефлекса кора мозга непосредственного участия не принимает , но осуществляет свой высший контроль над этими рефлексами, что позволило И.П. Павлову утверждать о наличии «коркового представительства» каждого безусловного рефлекса.

Как отмечает академик Павел Васильевич Симонов, определение безусловного рефлекса как наследственного, неизменного, реализация которого машинообразна, обычно преувеличено. Его реализация зависит от наличного функционального состояния организма, соотносится с доминирующей в данный момент потребностью. Он может угасать или усиливаться. Нейронные цепи подкорковых структур, "запускающие" безусловные рефлексы, находятся под достаточно сильным тормозным влиянием со стороны коры, нашего сознания, т.е., используя терминологию Фрейда, "запрещены". Под влиянием раннего индивидуального опыта врожденные рефлексы претерпевают значительные изменения. Примером этого служит исчезновение в онтогенезе некоторых рефлексов, присущих новорожденному ребенку и их появление у взрослого в условиях, когда тормозится контролирующая функция коры головного мозга.

Хватательный рефлекс выражается в том, что при попадании предмета (например, маминого пальца) в кисть малыш сгибает пальчики и обхватывает предмет, при этом происходит разгибание мышц руки. В некоторых случаях малыш так крепко обхватывает вложенные ему в ладошку пальцы, что его можно приподнять (рефлекс Робинзона). Аналогичный хватательный рефлекс присущ и пальчикам стопы: если надавить пальцем на подушечку стопы малыша у основания пальчиков, они сгибаются, как бы пытаясь захватить палец взрослого. Этот рефлекс утрачивает силу к 2-3 месяцам, когда начинает развиваться осознанное хватание. (Рефлекс Робинзона – можно поднять ребенка.)

Джон Ватсон – отец американской психологии поведения (бихевиоризма)

Рефлекс Бабинского до 2-2,5 лет. Выявляется у 90 % новорожденных.

Угасание р. Бабинского у новорожденного с возрастом обусловлено завершением миелинизации нервных волокон кортикоспинальных трактов и соответственно установлением тормозного контроля экстензоров со стороны ЦНС.

Нейронные цепи подкорковых структур, "запускающие" безусловные рефлексы, находятся под достаточно сильным тормозным влиянием со стороны коры, нашего сознания, т.е., используя терминологию Фрейда, "запрещены ". Под влиянием раннего индивидуального опыта врожденные рефлексы претерпевают значительные изменения. Примером этого служит исчезновение в онтогенезе некоторых рефлексов, присущих новорожденному ребенку.

Классификация безусловных рефлексов

В соответствии с характером действующего раздражителя

пищевые (глотание, сосание и т.п.);

половые («турнирные бои», эрекция, эякуляция и т.п .);

защитные (кашель, чихание, мигание и т.п.);

ориентировочные (настораживание, прислушивание, поворот головы к источнику звука и т.п.) и др.

    по характеру ответной реакции:

1-двигательные или моторные

(к мышцам),

2-секреторные (к железам),

3-сосудодвигательные (к сосудам ).

    Врожденные формы поведения

ИНСТИНКТ более совершенные врожденные безусловно-рефлекторные акты

(это генетически сложившаяся форма поведения осуществляемая под влиянием основных биологических потребностей- переходная форма)

Факторами инициирующими инстинктивное поведение, не только внешние, но и внутренние, воздействия, метаболические и гормональные, колебания показателей гомеостаза, связанные с возникновением биологических потребностей

Виды инстинктов Классификация инстинктов (по П.В.Симонову)

    Витальные (неудовлетворение потребности ведет к гибели особи, реализация не требует участия другой особи)

    Ролевые или зоосоциальные (направлены на выживание вида, эффективное существование группы - «что хорошо виду, то хорошо и тебе»

    Инстинкты саморазвития (обращены в будущее, направлены на совершенствование психической деятельности)

Однако биологическое значение безусловных рефлексов не сводится исключительно к индивидуальному и видовому самосохранению. П.В. Симонов предложил оригинальную классификацию инстинктов как сложнейших безусловных рефлексов, составляющих потребностно-эмоциональную основу поведения.

Первую самостоятельную группу рефлексов составляют витальные рефлексы , которые обеспечивают сохранение индивидуума и вида. Сюда относятся пищевой, питьевой, регуляции сна, оборонительные (включая рефлекс «биологической осторожности»), рефлекс экономии сил и многие другие. Определяющими для отнесения рефлексов в данную группу являются два признака:

      Неудовлетворение соответствующей потребности ведет к гибели особи;

      Удовлетворение потребности не требует участия другой особи того же вида.

Вторую группу поведенческих реакций составляют ролевые (зоосоциальные) безусловные рефлексы, которые возникают при взаимодействии с особями своего вида. Эти рефлексы лежат в основе полового, родительского, территориального поведения, в основе феномена сопереживания и формирования групповой иерархии. При этих формах поведения отдельная особь выступает в качестве брачного партнера, родителя или детеныша, хозяина территории или пришельца, лидера или ведомого, т.е. «примеряет» на себя различные зоосоциальные роли.

Третью группу поведенческих актов именуют рефлексами саморазвития . Сюда относят разные формы ориентировочно-исследовательского поведения, рефлексы сопротивления (рефлекс свободы, по Павлову) и рефлексы «превентивной вооруженности» - имитационный и игровой. Для рефлексов саморазвития характерны два момента:

Они не связаны с индивидуальной или видовой адаптацией к существующей в данный момент ситуации, эти рефлексы обращены к будущему;

Эти рефлексы самостоятельны и невыводимы из других потребностей живого организма.

Важную роль при рождении играет импритинг – запечатлевание .

Импринтинг- временная избирательность по отношению

к некоторым внешним стимулам (напр. родитель, детеныш, половой партнер).

У животных проявляется в реакции следования новорожденных за первым движущимся объектом. Например, К Лоренц и гуси….

Класиффикация форм обучения

. стимулзависимое поведение Импринтинг - Конрад Лоренц.

эффектзависимое обучение

когнитивное

Рассмотрим теперь закономерности образования индивидуального опыта, т.е. формирования приобретенных форм поведения. Проследим различные этапы развития различных форм обучения в онтогенезе животных и человека. Начиная с первых дней постнатального развития у детенышей животных и человека развивается т.н. стимулзависимое поведение . Ответная реакция организма возникает в ответ на какой-либо стимул, который никак не связан с целостной деятельностью организма в данный момент времени. К стимулзависимому обучению у человека относится, в частности, имитационное /подражательное/ обучение. В результате имитации /подражания/ животное или человек выполняет типичные действия, обучаясь путем непосредственного наблюдения за поведением других, взрослых представителей своего вида. Имитация основана на принципе "делай как я". Имитационное поведение не дает обучаемому никакого ощутимого результата - поощрения или наказания, т.е. Такая форма обучения не связана с каким-либо эффектом от ее применения. Импринтинг - Конрад Лоренц.

Позже, по мере созревания нервной системы, развиваются более сложные формы обучения - т.н. эффектзависимое обучение . К эффектзависимому обучению относят выработку классических /павловских/ услов­ных рефлексов и инструментальных /оперантных/ условных рефлексов. Термин "эффектзависимое" показывает, что в результате обучения приобретается такой опыт, такие ответные реакции, которые приносят индивиду какую-то пользу /поощрение/, либо позволяют избежать вредоносного воздействия /наказания/. Условные рефлексы, таким образом, носят сигнальный, приспособительный характер, позволяют изменить свое поведение в зависимости от конкретной обстановки.

И, наконец, у человека получили наибольшее развитие высшие формы обучения - когнитивное /познавательное/ обучение. К когнитивным формам обучения относят, в частности, психонервную деятельность, которая интегрирует элементы внешней среды в одно целое переживание, формирующее целостный образ, и направляет поведение животных. К когнитивным формам поведения относят также рассудочную деятельность, позволяющую понимать различные эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды и оперировать этими законами для выработки программы поведения в конкретных условиях, т.е. выстраивать стратегию будущего поведения; большое значение имеет и инсайт-обучение /интуиция, догадка/, когда какое-то решение приходит без предварительного обучения в новой для человека ситуации: если такое решение верно, оно закрепляется. Одна из самых важных форм познавательного обучения - вероятностное прогнозирование. Человек способен прогнозировать развитие не зависящих от него событий, результаты своей деятельности, наиболее вероятные действия своих партнеров и т.д. Прогнозы живого организма призваны оптимизировать результаты его действия с учетом вероятности развития независимых от субъекта событий, актуальности результатов деятельности, поведения своих активных партнеров и собственных энергетических затрат. Обучение вероятностному прогнозированию представляет собой наиболее сложную задачу, которая требует от обучаемого высокой степени развития интегративных систем мозга.

Инсайт (от англ. insight – проницательность, проникновение в суть ). Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации.

В опытах с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению.

Когда требуется объяснить какие-либо действия человека или животного, необходимо вспомнить о понятиях «инстинкт» и «рефлекс». Что означают эти слова? И чем отличается инстинкт от рефлекса? Попытаемся в этом разобраться.

Определение

Инстинкты – заложенные природой побуждения, которые в целом управляют поведением человека. Инстинкты наследуются людьми от предков и проявляются независимо от окружающих условий и воспитания. Их значение неоценимо. К примеру, благодаря действию инстинктов самосохранения и продолжения рода жизнь на Земле не перестает существовать.

Рефлексы – автоматические реакции организма на возбуждающие факторы. Есть рефлексы, которыми человек обладает с рождения, называемые безусловными. Так, новорожденный, оказавшись в положении на животе, рефлекторно отворачивает голову в сторону, что позволяет ему свободно дышать. Параллельно с развитием и приобретением опыта человек «наживает» условные рефлексы. Например, маленький ребенок, не зная, что крапива жжется, может спокойно потрогать ее руками. Но, испытав неприятные ощущения, в следующий раз он будет отдергивать руку, даже не дотронувшись до растения.

Сравнение

Исследователями определено, что в основе жизненной активности человека (или животного) на глубинном уровне лежат инстинкты. Они являются руководством для всех совершаемых действий. Второй уровень составляют безусловные рефлексы, с которыми человек уже рождается. На третьем уровне в поведении участвуют условные рефлексы, формирующиеся на разных этапах жизни.

Отличие инстинкта от рефлекса состоит в самой сути этих понятий. Инстинкт сам по себе не является действием. Он лишь подает организму определенный сигнал. Скажем, при появлении опасности активизируется инстинкт самосохранения. Это выражается в том, что человек внутренне напрягается (испуг), силы его организма мобилизуются. Но за действия в данной ситуации отвечают уже рефлексы. Они подсказывают, как именно можно преодолеть угрозу: убежать, вступить в схватку и т. д. Причем действия выполняются автоматически, без какого-либо анализа ситуации – на это просто нет времени.

В чем разница между инстинктом и рефлексом? В том, что отдельный рефлекс – это простая реакция. Инстинкт же выражается в целой череде рефлекторных действий. Кроме того, проявление инстинкта может в какой-то мере контролироваться сознанием. К примеру, подчиняясь инстинкту исследования, человек совершает определенные действия, но по своему желанию активность в этом направлении он способен на время приостановить. Между тем коленный рефлекс непременно даст о себе знать в случае удара по соответствующему участку ноги, хотим мы того или нет.