Основные темы творчества некрасова. Основные темы и мотивы лирики Н.А.Некрасова

http://rupoem.ru/nekrasov/all.aspx(Все стихи)

http://briefly.ru/nekrasov/komu_na_rusi/ Кому на руси жить хорошо

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии - ее патриотизма, гражданственности и гуманности.

1.Тема о назначении поэзии - одна из основных в лирике Некрасова.Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. Каким должен быть поэт? Какова его роль в обществе? Каковы задачи поэзии? В стихотворении "Поэт и гражданин" Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил взгляды на общественный долг поэта. Он писал о том, что истинный поэт не может быть равнодушен к горю и мукам "не имущих хлеба".

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденность, за любовь...

Иди и гибни безупречно,

Умрешь не даром - дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

В нем - драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством».

Движение чувств у Гражданина: от требования «громить» пороки смело, «обличать зло» к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.

В литературу XIX века вошлаМуза Некрасова - сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа(«Вчерашний день, часу в шестом...»). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.

2. Тема народа и женской судьбы традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его «человеком с народным сердцем». По словам Достоевского, поэт «любил всех тех, кто страдал от насилья».

Стихотворение «Тройка» написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую «заглядеться не диво». Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: «знать, забило сердечко тревогу». Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: «будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть». Конец стихотворения полон грусти («и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь»). Тройка - образ-символ, часто появляющийся в народных песнях («Вот мчится тройка почтовая»), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье - это только мечта: «не догнать тебе бешеной тройки». Стихотворение "Родина" открывает еще одну сторону личности Некрасова. Вчитаемся в строки о величественной душе терпеливой женщины, матери поэта:

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна,

И все, что вынести в тебе достало сил,

Предсмертный шепот твой губителю простил!..

Милый сердцу образ матери Николай Алексеевич пронес через всю свою жизнь. Спустя пять лет после ее смерти он скажет о трагической судьбе дорогого человека, созвучной с судьбами многих русских женщин. Некрасов всегда вспоминал свою мать как сильную женщину. Беззаветная любовь к своим детям, милосердие и способность прощать, но в то же время стойкость, мужество, верность, - этими характерными чертами матери поэт наделил многих своих героинь.

3.«Лирическая эпичность» как феномен лирики Некрасова .

Одним из феноменов поэзии Н. А. Некрасова, является феномен «лирической эпичности». Этот феномен напрямую проходит через всё творчество поэта, зарождаясь ещё в раннем сборнике «Мечты и звуки», где

отразилось постепенное изменение его идейных творческих представлений…

В стихотворении«Размышления у парадного подъезда» преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика «парадного подъезда» и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: «деревенские люди», «армячишко худой на плечах», «крест на шее и кровь на ногах». Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к «владельцу роскошных палат», которое звучит то взволнованно-патетически («Пробудись!.. Вороти их! в тебе их спасенье!»), то скорбно и гневно («Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?»), то зло и иронично («и сойдешь ты в могилу... герой»).

В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение («За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой...»). Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:

Ты проснешься ль, исполненный сил?

Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая«покаянная лирика» - «Умру я скоро», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...» , именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.

Умру я скоро... Жалкое наследство,

О родина, оставлю я тебе...

Особое место в «покаянной лирике» занимаеттема нравственного идеала , в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России («На смерть Шевченко», «Памяти Добролюбова», «Пророк») . Народный заступник - страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся «звездой падучей», но без которых «заглохла б нива жизни». В образе «народных заступников» проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.

Не хуже нас он видит невозможность

Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,

В его душе нет помыслов мирских.

Узкий круг лирической тематики он дополнил новой темой- социальной. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний во многих стихах Некрасова..

Ярчайшим проявлением новой лирической темы - социальной стало
стихотворение "Еду ли ночью по улице темной" (1847). Это
душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть
ребенка выгнали на панель. "Беззащитная, больная и бездомная",
женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной
жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие
стихотворения 40-50-х годов: "В дороге". "Перед дождем", "Тройка",
"Родина", "Псовая охота", маленький цикл "На улице", "Несжатая
полоса". "Маша". "Тяжелый крест достался ей на долю", " В больнице".
Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируется и
обобщается в небольшой поэме "Рыцарь на час" (1862), особенно в
знаменитых строках:
"От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви," - обращается поэт к матери.

Второй художественный принцип Некрасова-лирика - социальный
аналитизм
. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у
Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного
возраста мы помним стихи "Однажды, в студеную зимнюю пору" - про
мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в
стихотворении "Крестьянские дети", где герой оборачивает "другой
стороною медаль крестьянского детства.

Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения
"Размышления у парадного подъезда" (1858) и "Железная дорога" (1864).
В "Размышлениях..." конкретный единичный факт - приход мужиков с
просьбой или жалобой к министру государственных имуществ -
возводится в ранг типичного явления.

Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике
закономерно выходили на третий принцип - революционность.
Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная,
крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его
стихам агитационно-пропагандистский характер.
Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в
стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по
революционно-демократическому движению, другим вождям этого
движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву.
" В стихотворении "Памяти Белинского " поэт делится с читателями печальными воспоминаниями о друге, чья "наивная и страстная душа" стремилась "к одной высокой цели". Перед читателем реальный образ человека, который жил, мечтал и боролся, "упорствуя, волнуясь и спеша", а вовсе не каменный памятник, воздвигнутый на могиле друзьями.

Ты нас любил, ты дружеству был верен -

И мы тебя почтили в добрый час!


Похожая информация.


Лирика Некрасова – новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, настроения, взгляды человека новой социальной эпохи – представителя демократических разночинных кругов, пережившего тяжелые противоречия периода распада крепостничества и зарождения буржуазных капиталистических отношений.

Лирические стихи Некрасова знаменовали собой прежде всего новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности, дотоле лишь намечавшейся. По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие.

Осмысливая свое творчество, дискутируя с апологетами чистого искусства. Некрасов неоднократно выступал с поэтическими декларациями, в которых подчеркивал демократический и революционный характер своей поэзии. В 1848 году он пишет стихотворение, тема которого стала лейтмотивом всего его творчества. В этом стихотворении образ Музы вырастает в трагический символ порабощенного и измученного народа.

Вчерашний день, часу в шестом
Зашел я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди.
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гпяди!
Сестра твоя родная!»

Поэзии Некрасова чужды условность, отвлеченность. Образ Музы запечатлен не в традиционной символике античной мифологии, а е образе страдающей крестьянской женщины подвергаемой жестокой и позорной казни. Это Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению.

Взгляды Некрасова на роль поэта и назначение поэзии в обществе нашли свое отражение в другом, более позднем стихотворении «Поэт и гражданин», ставшем поэтическим манифестом нового, демократического направления в литературе. В этом программном произведении утверждается социально значимая направленность поэзии, ее активное участие в жизни определяет саму роль поэта – гражданина, общественного деятеля:

Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди и гибни безупречно –
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь…

Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жизнью, требует от поэта гражданского подвига, но и бичует пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином назначении поэзии:

Поэтом можешь ты не быть.
Но гражданином быть обязан.

Некрасов не отрывает поэта от служения искусству, но требует подчинять это служение высоким и гуманным задачам. Эту программу и осуществлял Некрасов в своем творчестве.

Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.

Лирическим пафосом и сатирическим бичеванием проникнуто одно из наиболее известных его стихотворений – «Размышления у парадного подъезда», резко разоблачающее самодержавно-крепостнический режим.

Владельцу роскошных палат, считавшему «жизнью завидной волокитство, обжорство, игру», поэт противопоставляет жизнь крепостных крестьян; фальшивой парадной стороне бюрократически-дворянского общества с его внешним благополучием противопоставляется нищая крестьянская Россия, народ. С большой изобразительной силой поэт наглядно показывает примеры нищеты, забитости, обездоленности мужицкой России:

И пошли они солнцем палимы.
Повторяя: «Суди его Бог!»
Разводя безнадежно руками.
И покуда я видеть их мог.
С непокрытыми шли головами.

Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится оттенить Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбах России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущим. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями: «Ты проснешься ль исполненный сил?»

Безжалостные правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей, создаваемые поэтом, приобретают типический характер в цикле стихов «На улице».
Простая будничная сценка, будничная «физиология» столицы, казалось бы, случайно увиденный эпизод раскрывают социальные противоречия столицы, трагизм повседневности. Голодного бедняка, укравшего у торговца калач, ведет в участок городовой. Старуха мать в слезах провожает своего Ванюшу, которого забрали в рекруты – все это эскизные зарисовки уличных впечатлений, но они типичны для будней города, в каждом из этих эскизов кроется жизненная драма.

Судьба мужика была тяжела, но еще более тяжелой была судьба крестьянской женщины, описание которой занимает значительное место в лирике Некрасова. В стихотворении «Еду ли ночью по улице темной* поэт рисует типичную картину нужды, страданий, горя, выпавшего на долю простои русской женщины. Это рассказ о безрадостной любви бедняков, о зловещей нищете, калечащей самые светлые, чистые чувства человека.

Рисуя страшные картины страданий и бедствий народа и видя единственный путь переустройства жизни в революции, Некрасов создает образы людей, способных встать во главе восставших масс. Изображению революционеров-демократов посвящен целый цикл. В стихотворении «Памяти Добролюбова», одном из лучших в этом цикле, Некрасов рисует портрет человека новой социальной формации, передает черты революционера. В облике Добролюбова он прежде всего выделяет подчинение личной жизни высоким общественным целям, интересам народа, готовность к самопожертвованию:

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы.
Но болев, учил ты умирать.

Духовную чистоту, веру в высокий идеал, революционный патриотизм Добролюбова Некрасов раскрывает в следующих строках:

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил…
Как женщину, ты родину любил…

Дабы передать духовное величие Добролюбова, поэт обращается к возвышенно-одическому стилю. Это стихотворение – поэтический памятник новому человеку, революционеру, облик которого Некрасов увидел в Добролюбове.

Таким образом, мы видим, что Некрасов широко раздвинул границы лирики. Прежде всего, необычайно раздвинул круг тем: не только личные переживания поэта стали достоянием его поэзии, но и все многообразие окружающего мира.

Это лирика жизни, лирика действия. Ей чужды пассивность, созерцательность, недоговоренность. Центральное место в ней – народ в своем стремлении к счастью, красоте, справедливости. Это стремление у Некрасова; приобретает конкретный, социальный характер.

Некрасов отдал дань романтизму сбор-ником стихотворений «Мечты и звуки» (1840), жестоко осужденным, даже высме-янным тогда же Белинским. Зрелый Некра-сов, начиная со стихотворения «В дороге» («Скучно? скучно!.. Ямщик удалой...»), яв-ляется продолжателем пушкинской линии в русской поэзии — по преимуществу реа-листической. В некрасовской поэзии есть лирический герой, но единство его опре-деляется не кругом тем и идей, связанных с определенным типом личности, как у Лермонтова, а общими принципами отно-шения к действительности. И здесь Некра-сов выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую лири-ческую поэзию, расширивший горизонты действительности. Тематика лирики Не-красова разнообразна.

Первый из художественных принципов Не-красова-лирика можно назвать социаль-ным. Узкий круг лирической тематики он дополнил новой темой — социальной. Вспом-ним хрестоматийные строки «Вчерашний день, часу в шестом». В своем последнем стихотворении «О Муза, я у двери гроба...» поэт в последний раз вспомнит «эту блед-ную, в крови, кнутом иссеченную Музу...» Источник вдохновения поэта, Муза, у Некра-сова — родная сестра несчастных, подвер-гаемых насилию и угнетению. Не любовь к женщине, не красота природы, а страда-ния замученных нуждой бедняков — вот ис-точник лирических переживаний во многих стихах Некрасова. Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любов-ной лирики. «Ночь. Успели мы всем насла-диться. Что ж нам делать? Не хочется спать», — начинается стихотворение 1858 го-да. И герой предлагает помолиться за тех, «кто все терпит», «чьи работают грубые ру-ки, предоставив почтительно нам погру-жаться в искусства, в науки, предаваться мечтам и страстям». Ясно, что дворянин по происхождению, Некрасов выражает здесь сознание разночинца, истинного демокра-та, знающего темные стороны обществен-ного бытия, испытавшего на себе голод и холод, не умеющего, не способного дво-рянски брезгливо и спесиво отвернуться от изнанки жизни.

В то же время лирический герой Некрасо-ва не просто разночинец, а разночинный ин-теллигент. Вот еще один шедевр некрасов-ской любовной лирики «Я не люблю иронии твоей...» (датируется предположительно 1850 годом и, тоже предположительно, об-ращенное к К. Я. Панаевой). Одновременно это и образец интеллектуальной поэзии: ге-рой и героиня культурные люди, в их отно-шениях — ирония и, главное, высокий уро-вень самосознания. Они знают, понимают судьбу своей любви и заранее грустят. Вос-произведенная Некрасовым интимная ситу-ация и возможные пути ее разрешения на-поминают отношения героев Чернышевского « Что делать?»

Ярчайшим проявлением новой лиричес-кой темы — социальной стало стихотворе-ние «Еду ли ночью по улице темной». Это душераздирающая история женщины, кото-рую нужда, голод и смерть ребенка выгнали на панель. «Беззащитная, больная и без-домная», женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной жертве со-циальной неустроенности. Из этого же ряда многие стихотворения 40—50-х годов: «В дороге». «Перед дождем», «Тройка», «Ро-дина», «Псовая охота », цикл « На улице», « Не сжатая полоса», «Маша», «Тяжелый крест достался ей на долю», «В больнице». Пафос этих стихотворений, источник лиризма, в них суммируется и обобщается в неболь-шой поэме «Рыцарь на час», особенно в зна-менитых строках:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви! — обращается поэт к матери. Эти строки вол-нуют и сегодня.

Второй художественный принцип Некрасо-ва-лирика — социальный аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствую-щим и у Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного возраста мы помним стихи «Однажды, в студеную зим-нюю пору...» — про мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в стихотворении «Крестьянские дети», где показана «другая сторона» крестьянского детства: «Положим, крестьянский ребенок свободно растет, не учась ничему, но вырас-тет он, если Богу угодно, а сгибнуть ничто не мешает ему». То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл воспроизводимых явлений. Иными словами, но-сителем, субъектом социальной типизации оказывается не только автор, но и его лири-ческий герой. Социальный аналитизм прони-зывает два известнейших стихотворения — «Размышления у парадного подъезда» и « Железная дорога». В «Размышлениях» конкрет-ный единичный факт — приход мужиков с просьбой или жалобой к министру государ-ственных имуществ — возводится в ранг ти-пичного явления: «Знать, брели-то долгонько они из каких-нибудь дальних губерний». Ли-рический герой домысливает то, что на уви-денных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То же в четверостишии «За за-ставой, в харчевне убогой...» и, на конец, знаменитый финал стихотворения «Назови мне такую обитель...»

За «Железную дорогу» редактор «Совре-менника», где она впервые была напечатана, и он же автор стихотворения получил второе, предпоследнее предупреждение о возмож-ном закрытии журнала от самого министра внутренних дел Валуева, известного автора либерально-реформаторских проектов. Осо-бые нарекания цензуры вызвал на первый взгляд вполне невинный эпиграф: цензоры поняли, что все «страшно эффектное», как вы-разился один из них, стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и бросает тень не только на руководившего

строительством Николаевской железной до-роги бывшего главноуправляющего железны-ми дорогами графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне царст-вующего сына. Вторая и четвертая части сти-хотворения, проведенный в них социальный анализ выливались в страшное обвинение правительства в геноциде, как сказали бы се-годня, и спаивании собственного народа. Столь же социально заострено и презритель-ное отношение Ванюшиного папаши-генера-ла к каторжному труду простого народа.

Два принципа отражения действительнос-ти в некрасовской лирике закономерно вы-ходили на третий принцип — революцион-ность. Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная, крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Революционность сознания ли-рического героя Некрасова придавала его стихам агитационно-пропагандистский ха-рактер.

Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в стихотво-рениях, посвященных сподвижникам Некра-сова по революционно-демократическому движению, вождям этого движения: Белин-скому, Добролюбову, Чернышевскому, Пи-сареву. Некрасов в обрисовке их личностей исходит из того, что революционно-демо-кратическая деятельность является самым завидным и желанным уделом, и вообще роль «народного заступника» для Некрасова есть, используя формулу Фета, «патент на благородство» для любого честно мысляще-го современника. Черты вождей революци-онной демократии приобретают иконопис-ный характер, их жизненный путь представ-ляется в традициях жития мученика-аскета, подвижника за народ.

Таково стихотворение «Памяти Добролю-бова». В его содержании не стоит выиски-вать реальных или вымышленных черт, в нем воспроизведено преимущественно должное. Безвременно скончавшийся кри-тик в некрасовском стихотворении не есть конкретный, живший когда-то человек, а «идеал общественного деятеля, который од-но время лелеял Добролюбова», как позд-нее признавался сам автор.

Обычно Некрасова представляют поэтом деревенско-крестьянской тематики. Но есть у него и урбанистическая лирика, т. е. стихи о городе, в которых он выступает достой-ным продолжателем петербургских страниц «Евгения Онегина» и «Медного всадника» и предшественником Блока. Гениальным об-разцом стихотворения о большом городе с его социальными драмами является «Ут-ро». Но три первые строфы в нем не город-ские. Сначала поэт обращается к «ней», свя-зывая ее грусть и душевные страдания с «окружающей нас нищетою», с которой «здесь природа сама заодно». Затем следу-ют две «сельские» строфы с характерными, эмоционально окрашенными эпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные, «кляча с крестьянином пьяным, через силу бегущая вскачь», туман, мутное небо, и вывод авто-ра: «Хоть плачь?», «Но не краше и город богатый». В стихотворении воскрешаются мо-тивы ранних «городских» стихов: «Еду ли ночью», «На улице», «Убогая и нарядная», цик-ла «О погоде». Жизнь города ужасна, ника-кой отрады для измученной души героя в ней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла, трудовые усилия обитателей столицы отчуждены от них, дела их нали-цо — лиц, людей не видно: «железной лопа-той... мостовую скребут», «начинается всю-ду работа», «возвестили пожар с каланчи», «на позорную площадь кого-то провезли» — преобладают безличные и неопределенно-личные конструкции. То же и в последних строках: «кто-то умер», «где-то раздался вы-стрел — кто-то покончил с собой».

Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденность людей друг от друга и от жизни. Первыми, если не ли-цами — лиц нет, — то первым родом дея-тельности, встречаемым в стихотворении, оказывается работа палача. Сейчас они произведут гражданскую казнь, т. е. ритуал публичного лишения гражданских и полити-ческих прав. Затем мы видим офицеров, едущих на дуэль. Еще целый ряд образов проходит перед нами.

Торговля, этот двигатель буржуазного прогресса, у поэта революционной демокра-тии — торжество бессмыслицы:

Торгаши просыпаются дружно

И спешат за прилавки засесть:

Целый день им обмеривать нужно,

Чтобы вечером сытно поесть.

Всего лишь. Понятно, что певец капитали-стического Петербурга не был поклонником и сторонником капитализма. А вот отголос-ки литературных предшественников Некра-сова: «Чу! из крепости грянули пушки! Наводненье столице грозит» — эхо «Медного всадника», но в совершенно другой эмоци-ональной окраске. Избиение вора дворни-ком уже не вызывает в душе героя тех чувств, того сочувствия, которым проникну-та сценка поимки вора в цикле «На улице». Слова «колотит» и «попался» — низкая лек-сика, просторечие: «Опять вор! Опять бьют». «Гонят стадо гусей на убой» — понятно: чтоб есть. И заключительный аккорд — са-моубийство на чердаке — лучше не приду-маешь в этой юдоли!

Впрочем, нет ни заключения, ни аккорда, ибо в конце стихотворения не точка, а мно-готочие, т. е. этот бессмысленный ряд мож-но длить бесконечно. Некрасов оборвал свое гнетущее, сводящее с ума и в могилу обозрение столичной жизни на полуслове... Под стать эмоциональному колориту стихо-творения размер — трехстопный анапест, напевно-тягучий и заунывный. Поется тяже-ло, мелодия скрипит и буксует: размер нарушают сверхсхемные ударения в начале стиха: «Верю — здесь не страдать мудрено »; «В даль сокрытую...», «Жутко нервам...»; «Чу! из крепости...»; «Выстрел — кто-то покончил с собой...»

Большинство произведений русской клас-сики сочетают художественную неувядаемость с глубиной и поистине неисчерпаемо-стью смысла.

«Я лиру посвятил народу своему», - с полным правом сказал о себе Н. А. Некрасов. Поэт жил в эпоху великих преобразований, когда общественно- политические реформы потребовали реформ в искусстве, в том числе и поэзии. Такой глубочайшей реформой было по своей сути творчество Н. А. Некрасова, который повернул поэзию лицом к народу, наполнив ее народным мироощущением и живым народным языком. Он один из первых, кто проложил дорогу демократической поэзии.

Тема поэта и поэзии

Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Кюхельбекера, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Н. А. Некрасов не исключение. Если у Кюхельбекера, Пушкина поэт - «пророк» находится над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, идет к людям «глаголом жечь сердца», то у Лермонтова пророк уже другой: он бежит от людей в пустыню. Видя их пороки, он не находит в себе сил для борьбы. Поэту Некрасова - это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали», его путь тернист, потому что поэт проходит этот путь с карающей лирой в руках, негодуя и обличая. Поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно.

Поэтическим манифестом поэта стало стихотворение «Поэт и гражданин» (1856), написанное в форме диалога поэта с читателем - гражданином, демократом по своим убеждениям, который предъявляет поэту требования от имени лучших людей страны - эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:

Будь гражданин! Служи искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви...

Перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Стихотворение «Элегия» - поэтическое завещание поэта-гражданина, выполнившего свой долг:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Тема народа и нравственного идеала

Народ и идея народного служения стали для Некрасова главной очищающей силой, источником нравственного обновления, духовной опорой. «Он как бы лечился народом», - скажет о нем К. Чуковский. В 1845 году выходит стихотворение Некрасова «В дороге». Оно стало настоящим потрясением для русской поэзии. Некрасов сделал крестьянина главным героем лирического стихотворения, изобразив его как человека с индивидуальной судьбой. Таким образом, уже в первом зрелом произведении поэта проявились новаторские тенденции: глубокое раскрытие внутреннего мира крестьянина, сочетание индивидуального и типического, эпические элементы, народный язык, социальный критицизм, новизна способов выражения авторского сознания.

Чтобы понять себя, осветить так или иначе историю своей души, поэт обращается к поре детства. Стихотворение «Родина» (1846) - это попытка проанализировать влияние крепостничества на формирование детской души. Деспотизм и рабство не только оставляли в детской душе страшные следы - они рождали ненависть, сопротивление, стремление вырваться из этого мира.

Само название дано стихотворению не без яда, так как родные места - это прежде всего разнузданно-эгоистическая жизнь господ и прозябание задавленных страхом и нуждою рабов. Такая родина вызывает горькие воспоминания:

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,

Отрадного душе воспоминанья нет...

Но не только жизнь русского крестьянства описывает Некрасов, но и жизнь городской бедноты. Он подчеркивает трагизм городской повседневности и обыденности. В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858) Некрасов с гневом и негодованием говорит о судьбе народа. Владельцу

Понять нужды народа и повести его за собой призваны «народные заступники», «учителя народа», «сеятели» правды:

Сейте разумное, доброе, вечное...

Тема заступничества за народ звучит и в стихах, посвященных памяти Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Гоголя. Некрасов воспевает их высокие нравственные качества, мудрый ум и волю. Народные заступники- страдальцы, несущие в себе боль о человеке, боль о России, идут ради общего блага на жертвы. Они проносятся «звездой падучей», но без них «заглохла б нива жизни».

Что же является залогом будущего благополучия? Русский национальный характер, богатырские силы народа, который:

Вынесет все - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе...

Пейзажная лирика

Вся лирика Некрасова проникнута чувством любви не только к русскому народу, «которому пределы не поставлены», но и к родной земле, с ее бескрайними нивами, зелеными лесами, суровыми зимами. Некрасовский мир - это не только «страшный» мир, есть в нем и другая сторона. Мир света и надежды связан у Некрасова прежде всего с природой.

Любовь к полям и лесам своей родины зародилась у Некрасова в ранние детские годы. Он восхищался родной ярославской природой, красотой ее зеленых просторов…

Трепетной любовью и проникновенным чувством наполнено у Некрасова описание весны в стихотворении «Зеленый шум»:

Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Тихохонько шумят;

Пригреты теплым солнышком,

Шумят повеселелые

Сосновые леса…

В пейзажной лирике Некрасова картины природы то подчеркивают страдания крестьянства, то контрастируют с гнетущими картинами жизни людей. В стихотворении «Железная дорога» прекрасны картины осени:

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор! -

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Пейзаж русской земли соответствует в поэзии Некрасова размаху русской ьдуши: та же безграничность, широта. Природа возвращает «гармонию жизни».

Любовная лирика

Лирика Некрасова во многом автобиографична. В цикле стихов, обращенных к жене Авдотье Яковлевне Панаевой («Поражена потерей невозвратной...», «Я не люблю иронии твоей...», «Да, наша жизнь текла мятежно...» и др.), поэт правдиво раскрывает свои душевные переживания.

В любовной лирике герой берет на себя вину в наступлении охлаждения, мучительно кается в разрыве отношений, трагически переживая страдания любимой им женщины.

Однако личную судьбу, личные слезы Некрасов в своей поэзии смог слить с судьбой и слезами всего народа.

Стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин». Пушкинская традиция в стихотворении и новизна постановки вопроса.

Тема поэта, поэзии, музы, наверное, ни у одного поэта не занимает такого места, как у Некрасова. Важно увидеть два аспекта этой темы. С одной стороны, Некрасов - продолжатель традиций гражданской лирики, декабристского решения темы. В программном его стихотворении «Поэт и гражданин» слова Гражданина:

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать...

совпадают с претензиями декабристской поэзии к элегической и любовной:

Любовь ли петь, где брызжет кровь? (В.Ф.Раевский)

Любовь никак нейдет на ум...

Увы, моя Отчизна страждет! (К.Ф.Рылеев)

Тема гражданского служения (быть «обличителем толпы, / Ее страстей и заблуждений») звучит и в стихотворении «Блажен незлобивый поэт...», посвященном Гоголю и развивающем лирическое

отступление из «Мертвых душ». Ново то сложное чувство, которое развивается от строфы к строфе в стихотворении Некрасова, - чувство ненависти, рожденной любовью. «Питая ненавистью грудь», «Он проповедует любовь / враждебным словом отрицанья» и, наконец, финальная строка: «И как любил он - ненавидя») - создают афористически яркий оксюморонный образ любви_ненависти. Поэт Некрасова противоположен тем основным образам поэта,

которые были созданы лирикой первой половины века - и элегическому одаренному судьбой свободному счастливцу, преданному задумчивой творческой лени, и гражданскому образу пророка, призванного «глаголом жечь сердца людей». И тот и другой образ воплощают романтическую антитезу поэта и толпы. Некрасов противопоставляет себя и первому:

Праздник жизни - молодости годы -

Я убил под тяжестью труда

И поэтом, баловнем свободы,

Другом лени - не был никогда

и второму: роль пророка отдается борцам_демократам («Памяти Добролюбова, «Пророк»), а себя, поэта, Некрасов не отделяет от толпы.

Я от костей твоих и плоти,

Остервенелая толпа.

И муза его создается по контрасту с привычной музой. Стихотворение о ней и начинается с отрицания:

«Нет, Музы ласково поющей и прекрасной

Не помню над собой я песни сладкогласной!

Он отталкивается от пушкинского стихотворения о музе «В младенчестве моем она меня любила...», создавая образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, / Печальной спутницы печальных бедняков...» В его Музе то же противоречивое соединение ненависти и мстительности с любовью и нежностью, о котором мы говорили раньше. В других стихах он назовет ее «музой мести и печали». И еще одно сближение и одновременно отталкивание от Пушкина. В «Евгении Онегине» муза предстает не в некой поэтической условности,а в реальности женского образа - Татьяны: «И вот она в саду моем /Явилась барышней уездной, / С печальной думою в очах, / С французской книжкою в руках». И у Некрасова муза - женщина, но отнюдь не «мечтательница нежная». В стихотворении «Вчерашний день часу в шестом...» он создает образ молодой крестьянки, преданной позорному наказанию, и называет ее родной сестрой своей музы. И в последних своих стихах он вернется к этому раннему (1848 год) образу: «Не русский - взглянет без любви / На эту бледную, в крови, / Кнутом иссеченную Музу...» Лирический герой представлен в лирике Некрасова не менее ярко, чем у Лермонтова. В стихах звучит его голос с конкретными чертами его жизни и личности.

Некрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений "Мечты и

звуки" (1840), жестоко осужденным, даже высмеянным тогда же

Белинским. Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения "В дороге"

("Скучно? скучно!... Ямщик удалой...") 1845 года, является

продолжателем пушкинской линии в русской поэзии - по

преимуществу реалистической. В некрасовской лирике есть лирический

герой, но единство его определяется не кругом тем и идей, связанных с

определенным типом личности, как Лермонтова, а общими

принципами отношения к действительности. И здесь Некрасов

выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую

лирическую поэзию, расширивший горизонты действительности,

охваченной лирическим изображением. Тематика Некрасова-лирика

разнообразна.

Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можно

назвать социальным. Узкий круг лирической тематики он дополнил

новой темой- социальной. Вспомним хрестоматийные строки 1848 года

"Вчерашний день, часу в шестом". В своем последнем стихотворении "О

Муза, я у двери гроба" поэт последний раз вспомнит "эту бледную, в

крови,/ Кнутом иссеченную Музу". Источник вдохновения поэта, Муза,

у Некрасова - родная сестра несчастных, подвергаемых насилию и

угнетению. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания

замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний

во многих стихах Некрасова. Причем эта социальная тема меняет

характер и собственно любовной лирики Некрасова. "Ночь. Успели мы

всем насладиться. Что ж нам делать? Не хочется спать", - начинается

стихотворение 1858 года. И герой предлагает помолиться за тех, "кто

все терпит", "чьи работают грубые руки,/ Предоставив почтительно

нам/ Погружаться в искусства, в науки,/ Предаваться мечтам и

страстям". Ясно, что дворянин по происхождению, Некрасов выражает

здесь сознание разночинца, истинного демократа, знающего темные

стороны общественного бытия, испытавшего на себе голод и холод, не

умеющего, не способного дворянски брезгливо и спесиво отвернуться

от изнанки жизни.

В то же время лирический герой Некрасова не просто разночинец, а

разночинный интеллигент. Вот еще один шедевр некрасовской

любовной лирики "Я не люблю иронии твоей" (датируется

предположительно 1850 годом и тоже предположительно обращенное к

К.Я.Панаевой). Одновременно это и образец интеллектуальной поэзии,

герой и героиня культурные люди, в их отношениях ирония и, главное,

высокий уровень самосознания. Они знают, понимают судьбу своей



любви и заранее грустят. Воспроизведенная Некрасовым интимная

ситуация и возможные пути ее разрешения напоминают отношения

героев Чернышевского "Что делать?".

Ярчайшим проявлением новой лирической темы - социальной - стало

стихотворение "Еду ли ночью по улице темной" (1847). Это

душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть

ребенка выгнали на панель. "Беззащитная, больная и бездомная",

женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной

жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие

стихотворения 40-50-х годов: "В дороге". "Перед дождем", "Тройка",

"Родина", "Псовая охота", маленький цикл "На улице", "Несжатая

полоса". "Маша". "Тяжелый крест достался ей на долю", " В больнице".

Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируется и

обобщается в небольшой поэме "Рыцарь на час" (1862), особенно в

знаменитых строках:

"От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви," - обращается поэт к матери. Эти строки

волнуют и сегодня.

Второй художественный принцип Некрасова-лирика - социальный

аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у

Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного

возраста мы помним стихи "Однажды, в студеную зимнюю пору" - про

мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в

стихотворении "Крестьянские дети", где герой оборачивает "другой

стороною медаль" крестьянского детства: "Положим, крестьянский

ребенок свободно \Растет, не учась ничему, \Но вырастет он, если богу

угодно, \А сгибнуть ничто не мешает ему".

То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл

воспроизводимых явлений и придавать его своим вполне лирическим

излияниям. Иными словами, носителем, субъектом социальной

Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения

"Размышления у парадного подъезда" (1858) и "Железная дорога" (1864).

В "Размышлениях..." конкретный единичный факт - приход мужиков с

просьбой или жалобой к министру государственных имуществ -

возводится в ранг типичного явления: "Знать, брели-то долгонько они/

Из каких-нибудь дальних губерний". Лирический герой домысливает то,

что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То

же в четверостишии "За заставой, в харчевне убогой...", строки 86-89 и,

наконец, знаменитый финал стихотворения "Назови мне такую

обитель...".

За "Железную дорогу" редактор "Современника", где она впервые была

предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от

самого министра внутренних дел Валуева, известного автора

либерально-реформаторских проектов. Особые нарекания цензуры

вызвал, на первый взгляд, вполне невинный эпиграф: цензоры поняли,

что все "страшно эффектное", как выразился один из них,

стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и

бросает тень не только на руководившего строительством Николаевской

железной дороги бывшего главноуправляющего железными дорогами

графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне

царствующего сына. Вторая и четвертая части стихотворения,

проведенный в них социальный анализ выливались в страшное

обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и

спаивании собственного народа. Столь же социально заострено и

презрительное отношение Ванюшиного папаши-генерала к каторжному

труду простого народа.

Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике

закономерно выходили на третий принцип - революционность.

Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная,

крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Два

разобранных выше стихотворения вполне ясно иллюстрируют этот

принцип: отрывок "Назови мне такую обитель" из "Размышлений" и

последние три строфы второй части "Железной дороги".

Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его

стихам агитационно-пропагандистский характер.

Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в

стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по

революционно-демократическому движению, другим вождям этого

движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву.

Некрасов в обрисовке их личностей исходит из того, что

революционно-демократическая деятельность является самым завидным

и желанным уделом, и вообще роль "народного заступника" для

Некрасова есть, используя формулу Фета, "патент на благородство" для

любого честно мыслящего современника. Черты вождей

революционной демократии приобретают иконописный характер, их

жизненный путь представляется в традициях жития мученика-аскета,

подвижника за народ.

Таково стихотворение "Памяти Добролюбова" (1864). В его содержании

не стоит выискивать реальных или вымышленных черт, в нем

воспроизведено преимущественно должное. Безвременно скончавшийся

критик в некрасовском стихотворении не есть конкретный, живший

когда-то человек, а "идеал общественного деятеля, который одно время

лелеял Добролюбова", как позднее признавался сам автор.

Обычно Некрасова представляют поэтом деревенско-крестьянской

тематики. Но есть у него и урбанистическая лирика, т.е. стихи о городе,

в которых он выступает достойным продолжателем петербургских

страниц "Евгения Онегина" и "Медного всадника" и предшественником

Блока. Гениальным образцом стихотворения о большом городе с его

социальными драмами является "Утро" (1872-73 гг.). Но три первые

строфы (из 9) в нем не городские. Сначала поэт обращается к "ней",

связывая ее грусть и душевные страдания с "окружающей нас

нищетою", с которой "здесь природа сама заодно". Затем следуют две

"сельские" строфы с характерными, эмоционально окрашенными

эпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные, "кляча с крестьянином

пьяным,/ Через силу бегущая вскачь", туман, мутное небо, и вывод

воскрешаются мотивы ранних "городских" стихов: "Еду ли ночью", "На

улице", "Убогая и нарядная" (1859), цикла "О погоде" (1858-65 гг.).

Жизнь города ужасна, никакой отрады для измученной души героя в

ней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла, трудовые усилия

обитателей столицы отчуждены от них: дела их налицо - лиц, людей не

видно: "железной лопатой... мостовую скребут", "начинается всюду

работа", "возвестили пожар с каланчи", "на позорную площадь кого-то

провезли" - преобладают безличные и неопределенно-личные

конструкции. То же и в последних строках: "кто-то умер", "где-то

раздался выстрел -Кто-то покончил с собой".

Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденность

людей друг от друга и от жизни - смерть. Первыми, если не лицами -

лиц нет, - то первым родом деятельности, встречаемым в

стихотворении, оказывается работа палача. Сейчас они произведут

гражданскую казнь, т.е. ритуал публичного лишения гражданских и

политических прав. Затем мы видим офицеров, едущих на дуэль. Еще

целый ряд образов проходит перед нами.

Торговля, этот двигатель буржуазного прогресса, у поэта

революционной демократии - торжество бессмыслицы:

"Торгаши просыпаются дружно

И спешат за прилавки засесть:

Целый день им обмеривать нужно,

Чтобы вечером сытно поесть".

Всего лишь. Понятно, что певец капиталистического Петербурга не был

поклонником и сторонником капитализма. А вот отголоски

литературных предшественников Некрасова: "Чу! из крепости грянули

пушки! Наводненье столице грозит", - эхо "Медного всадника", но в

совершенно другой эмоциональной окраске. Избиение вора дворником

уже не вызывает в душе героя тех чувств, того сочувствия, которым

проникнута сценка поимки вора в цикле "На улице". Слова "колотит" и

"попался" -- низкая лексика, просторечие: "Опять вор! Опять бьют".

"Гонят стадо гусей на убой" - понятно: чтоб есть. И заключительный

аккорд - самоубийство на чердаке - лучше не придумаешь в этой

Впрочем, нет ни заключения, ни аккорда, ибо в конце стихотворения

не точка, а многоточие, т.е. этот бессмысленный ряд можно длить

бесконечно. Некрасов оборвал свое гнетущее, сводящее с ума и в

могилу обозрение столичной жизни на полуслове... Под стать

эмоциональному колориту стихотворения размер - трехстопный

анапест, напевно-тягучий и заунывный. Поется тяжело, мелодия

скрипит и буксует: размер нарушают сверхсхемные ударения в начале

стиха: "Верю - здесь не страдать мудрено"; "В даль сокрытую...", "Жутко

нервам..."; "Чу! из крепости..."; "Выстрел - кто-то покончил с собой...".

Большинство произведений русской классики сочетают

художественную неувядаемость с глубиной и поистине

неисчерпаемостью смысла. К сожалению, поэма "Кому на Руси жить

хорошо?" не из их числа. Она прямолинейна в своей однозначности и

однопланова, трудно заключить о глубине ее содержания. Поэтому мы

экзаменом или иным образом освежить в памяти ее содержание.