Решение уравнений с помощью замены.

Урок и презентация на тему: "Метод замены переменной. Примеры"

Дополнительные материалы
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания! Все материалы проверены антивирусной программой.

Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 11 класса
1С: Школа. Решаем задачи по геометрии. Интерактивные задания на построение в пространстве для 10–11 классов
Алгебраические задачи с параметрами, 9–11 классы

Этот метод довольно часто встречается при решении уравнений, и мы с вами им не раз пользовались.Его можно использовать в следующих случаях:

  • Если исходное уравнение $f(x)=0$ имеет сложный вид, но его удалось преобразовать к уравнению вида $h(g(x))=0$.
  • Нужно произвести замену переменных $u=g(x)$.
  • Решить уравнение $h(u)=0$, найти корни $u_1$, $u_2$, … $u_n$.
  • Ввести обратную замену $g(x)=u_1$, $g(x)=u_2$, … , $g(x)=u_n$.
  • Решить каждое из уравнений $g(x)=u_1$, $g(x)=u_2$, … , $g(x)=u_n$. Корни каждого из уравнений и будут решениями исходного уравнения.
Метод замены переменной, требует хорошего навыка и опыта работы с уравнениями. После решения большого количества уравнений общий вид этих уравнений хорошо запоминается и придумать замену, приводящую к уже известным уравнениям, становится гораздо проще. Стоит также проверять все корни, полученные при замене уравнений и только после этого возвращаться к исходной переменной.

Пример.
Решить уравнение: $8x^6+7x^3-1=0$.

Решение.
Введем замену $y=x^3$. Тогда наше уравнение сводится к квадратному уравнению:
$8y^2+7y-1=0$,
$(8y-1)(y+1)=0$,
$y_1=\frac{1}{8}$ и $y_2=-1$.

На данном этапе при решении более сложных уравнений следует проверить полученные корни.
Введем обратную замену: $x^3=\frac{1}{8}$ и $x^3=-1$.
Корни данных уравнений найти легко: $x_1=\frac{1}{2}$ и $x_2=-1$.

Ответ: $х=0,5$ и $х=-1$.

Пример.
Решить уравнение: $\sqrt{\frac{2x+3}{2x-1}}+4\sqrt{\frac{2x-1}{2x+3}}=4$.

Решение.
Проведем равносильные преобразования:
$\sqrt{\frac{2x-1}{2x+3}}=(\frac{2x-1}{2x+3})^{\frac{1}{2}}=(\frac{2x+3}{2x-1})^{-\frac{1}{2}}=((\frac{2x+3}{2x-1})^{\frac{1}{2}})^{-1}=\frac{1}{\sqrt{\frac{2x+3}{2x-1}}}$.

Введем замену: $u=\sqrt{\frac{2x+3}{2x-1}}$, тогда наше уравнение сводится к $u+\frac{4}{u}=4$. $u^2-4u+4=0$, откуда $u=2$.

Введем обратную замену: $\sqrt{\frac{2x+3}{2x-1}}=2$.

$2x+3=4(2x-1)$, решив линейное уравнение $х=1\frac{1}{6}$.

Пример.
Решить уравнение: $2^x+2^{1-x}=3$.

Решение.
Наше уравнение сводится к равносильному уравнению: $2^x+\frac{2}{2^x}=3$.

Введем замену: $t=2^x$.
$t+\frac{2}{t}=3$,
$t^2-3t+2=0$,
$(t-2)(t-1)=0$,
$t_1=2$ и $t_2=1$.

Введем обратную замену: $2^x=2$ и $2^x=1$. Откуда: $х=1$ и $х=0$.

Ответ: $х=1$ и $х=0$.

Пример.
Решить уравнение: $lg^2(x^2)+lg(10x)-6=0$.

Решение.
Преобразуем наше уравнение.
$lg^2(x^2)=(lg(x^2))^2=(2lg(x))^2=4lg^2x$.
$lg(10x)=lg10+lgx=1+lgx$.

Исходное уравнение равносильно уравнению: $4lg^2x+lgx-5=0$.

Введем замену: $u=lg(x)$.
$4u^2+u-5=0$,
$(4u+5)(u-1)=0$.

Введем обратную замену: $lgx=-1,25$ и $lgx=1$.
Ответ: $x=10^{-\frac{5}{4}}$ и $x=10$.

Пример.
Решить уравнение: $sin(x)cos(x)-6sin(x)+6cos(x)+6=0$.

Решение.
Введем замену: $cos(x)-sin(x)=y$.

Тогда: $(cos(x)-sin(x))^2=1-2sin(x)cos(x)$.
$sin(x)cos(x)=\frac{1-y^2}{2}$.

Исходное уравнение равносильно:
$\frac{1-y^2}{2}+6y+6=0$,
$1-y^2+12y+12=0$,
$y^2-12y-13=0$,
$(y-13)(y+1)=0$.

Введем обратную замену: $cos(x)-sin(x)=13$ - очевидно, что решений нет, так как косинус и синус ограничены по модулю единицей.

$cos(x)-sin(x)=-1$ - умножим обе части уравнения на $\frac{\sqrt{2}}{2}$.
$\frac{\sqrt{2}}{2}cos(x)-\frac{\sqrt{2}}{2}sin(x)=-\frac{\sqrt{2}}{2}$.
$sin(\frac{π}{4}-x)=-\frac{\sqrt{2}}{2}$.
$\begin {cases} \frac{π}{4}-x=-\frac{π}{4}+2πn, \\ \frac{π}{4}-x=-\frac{3π}{4}+2πn. \end {cases}$
$\begin {cases} x=\frac{π}{2}+2πn, \\ x=π+2πn. \end {cases}$

Ответ: $x=\frac{π}{2}+2πn$ и $π+2πn$.

Задачи для самостоятельного решения

Решить следующие уравнения:
1. $x^8+3x^4-4=0$.

2. $\sqrt{\frac{5x-1}{x+3}}+5\sqrt{\frac{x+3}{5x-1}}=6$.

3. $5^x+5^{2x+1}=-4$.
4. $2cos^2(x)-7cos-4=0$.
5. $5sin(2x)-11sin(x)=11cos(x)-7$.

Перейти на... Новостной форум Новостной форум РП 19.03.01 РП_18.03.02 РП_18.03.02-доп.главы математики Рабочая программа 19.03.03 Задания для студентов заочного отделения Подготовка к контрольной работе "Интегралы" Подготовка к контрольной работе "Интегралы"-2 Тема 1.1 Линейные системы двух уравнений с двумя неизвестными Тема 1.2. Системы линейных алгебраических уравнений Тема 1.3. Метод Гаусса Тема 1.4. Определители и их свойства Тема 1.5. Формулы Крамера. Тема 1.6. Матрицы и действия над ними. Тест 1 "Линейная алгебра" к темам 1.1-1.6 Тест 2 "Линейная алгебра.Системы линейных алгебраических уравнений" к темам 1.1-1.6 Обучающий тест 1 Линейная алгебра Тема 2.1. Скалярное, векторное и смешанное произведения. Тема 2.2 Смешанное произведение Тест 3 "Векторная алгебра" к темам 2.1.-2.1 Тема 3.1. Прямая на плоскости Тема 3.2. Плоскость в пространстве Тема 3.3. Прямая в пространстве Тема 3.4.Кривые второго порядка. Обучающий тест по теме "Аналитическая геометрия" Тест 5 "Аналитическая геометрия" к темам 3.1-3.4 Тест 4 "Аналитическая геометрия" к темам 3.1-.3.4 Презентация на тему "Аналитическая геометрия" Тема 4.1. Функции одной переменной Тема 4.2. Предел последовательности. Предел функции в точке Тема 4.3. Свойства пределов функции Тема 4.4. Бесконечно большие и бесконечно малые функции Тема 4.5. Сравнение бесконечно малых Тема 4.6.Вычисление пределов Тема 4.8. Логарифмическое дифференцирование Тема 4.7Дифференциальное исчисление функции одной переменной. Тема 4.9. Дифференциал функции Тема 4.10 Производные и дифференциалы высших порядков Тема 4.13 Правило Лопиталя Тема 4.11. Производная функции, заданной параметрически Тема 4.12. Производные неявной функции Тема 4.18 Построение графиков функций Тема 5.2 Частные производные Тема 5.3 Дифференциал функции двух переменных Тема 5.4 Производные сложных функций. Комплексные числа. Тест 1 Тема 6.1 Неопределенный интеграл Интегралы. Тест 1 Интегралы. Тест 2 Тест "Определенный интеграл" Обучающий тест за второй семестр Тест по темам "Комплексные числа" и "Неопределенный интеграл" Тема 6.3 Интегрирование по частям Тема 6.4 Интегрирование рациональных дробей с помощью разложения на простейшие дроби Тема 6.5 Универсальная тригонометрическая подстановка Тема 6.6 Определенный интеграл Тема 6.7 Формула Ньютона- Лейбница Тест "Определенный интеграл-усложненный" Тема 6.8 Метод замены переменной в определенном интеграле Тема 6.9 Интегрирование по частям в определенном интеграле Тема 6.10 Геометрические и физические приложения определенного интеграла Приложения определенного интеграла Тема 7.1 Основные понятия о дифференциальных уравнениях Тема 7.2 Дифференциальные уравнения 1-го порядка с разделяющимися переменными Тема 7.3 Линейные уравнения Тема 7.4 Линейные однородные дифференциальные уравнения 2-го порядка с постоянными коэффициентами Тема 7.5 Линейные неоднородные дифференциальные уравнения 2-го порядка с постоянными коэффициентами Тема 8.12 Дисперсия случайной величины. Тест 6 "Пределы функции одной переменной" к темам 4.1-4.6,4.13 Тест 7 "Пределы функции одной переменной" к темам 4.1-4.6,4.13 Тест 8 "Производные" к темам 4.7-4.18 Тест 9 "Дифференциальные исчисление функции одной переменной" к темам 4.7-4.18 Тест 10 "Пределы и производные функции одной переменной" к темам 4.1-4.18 Тест 11 "Функции нескольких переменных" к темам 5.1-5.5 Вопрос 1.59 Неопределенный интеграл Интегралы Тест №1 Интегралы Тест №2 Интегралы Тест№3 Интегралы Тест№4 Определенный интеграл Дифференциальные уравнения Тест 2 Дифференциальные уравнения Тест 3 Дифференциальные уравнения Тест 4 Дифференциальные уравнения Тест 5 Двойной интеграл- Тест 1 Двойные интегралы - Тест 2 Двойные интегралы - Тест 3 Криволинейные интегралы Тест -1 Криволинейные интегралы Тест-2 Криволинейные интегралы Тест-3 Теория поля Тест 1 Теория поля - Тест 2 Тест 1 на тему:"Ряды" Тест 2 на тему:"Ряды" Элементы теории вероятностей Тест 1 Элементы теории вероятностей Тест 2 Практика для тем 11.1-11.2 Экзамен 1 Билет 1 Экзамен 1 билет 1С (на повышенную оценку) Глоссарий Литература

Математика – это скважина, через которую логический ум может подглядывать за идеальным миром.

Кротов Виктор

В школе ведущее место в курсе алгебры занимают рациональные уравнения. Именно на их изучение времени отводится больше, чем на любые другие темы. Связано это в первую очередь с тем, что уравнения имеют не только важное теоретическое значение, но и служат многим практическим целям. Огромное количество задач реального мира сводятся именно к решению различных уравнений, и только после того, как вы овладеете способами их решения, вы найдете ответы на различные вопросы науки и техники.

Для формирования умения решать рациональные уравнения самостоятельная работа ученика имеет огромное значение. Однако перед тем как переходить именно к самостоятельной работе, необходимо четко знать и уметь применять на практике все возможные методы решения рациональных уравнений.

Рассмотрим подробно на примерах метод замены переменных для решения рациональных уравнений.

Пример 1.

Решить уравнение (2x 2 – 3x + 1) 2 = 22x 2 – 33x + 1.

Решение.

Перепишем уравнение в виде

(2x 2 – 3x + 1) 2 = 11(2x 2 – 3x) + 1. Сделаем замену. Пусть 2x 2 – 3x = t, тогда уравнение примет вид:

(t + 1) 2 = 11t + 1.

Теперь раскроем скобки и приведем подобные, получим:

t 2 + 2t + 1 = 11t + 1;

В получившемся неполном квадратном уравнении вынесем общий множитель за скобки, будем иметь:

t = 0 или t = 9.

Теперь необходимо сделать обратную замену и решить каждое из полученных уравнений:

2x 2 – 3x = 0 или 2x 2 – 3x = 9

x(2x – 3) = 0 2x 2 – 3x – 9 = 0

x = 0 или x = 3/2 x = 3 или x = -3/2

Ответ: -1,5; 0; 1,5; 3.

Пример 2.

Решить уравнение (x 2 – 6x) 2 – 2(x – 3) 2 = 81.

Решение.

Применим формулу квадрата разности (a – b) 2 = a 2 – 2ab + b 2 . Запишем исходное уравнение в виде

(x 2 – 6x) 2 – 2(x 2 – 6x + 9) = 81. Теперь можно сделать замену.

Пусть x 2 – 6x = t, тогда уравнение будет иметь вид:

t 2 – 2(t + 9) = 81.

t 2 – 2t – 18 – 81 = 0;

t 2 – 2t – 99 = 0.

По теореме Виета корнями полученного уравнения будут числа -9 и 11.

Сделаем обратную замену:

x 2 – 6x = -9 или x 2 – 6x = 11

x 2 – 6x + 9 = 0 x 2 – 6x – 11 = 0

(x – 3) 2 = 0 D = 80

x = 3 x 1 = 3 + 2√5; x 2 = 3 – 2√5.

Ответ: 3 – 2√5; 3; 3 + 2√5.

Пример 3.

Решить уравнение (x – 1)(x – 3)(x + 5)(x + 7) = 297 и найти произведение его корней.

Решение.

Найдем «выгодный» способ группировки множителей и раскроем пары скобок:

((x – 1)(x + 5))((x – 3)(x + 7)) = 297;

(x 2 + 5x – x – 5)(x 2 + 7x – 3x – 21) = 297;

(x 2 + 4x – 5)(x 2 + 4x – 21) = 297.

Cделаем замену x 2 + 4x = t, тогда уравнение будет выглядеть следующим образом:

(t – 5)(t – 21) = 297.

Раскроем скобки, приведем подобные слагаемые:

t 2 – 21t – 5t + 105 = 297;

t 2 – 26t – 192 = 0.

По теореме Виета определяем, что корнями полученного уравнения будут числа -6 и 32.

После обратной замены будем иметь:

x 2 + 4x = -6 или x 2 + 4x = 32

x 2 + 4x + 6 = 0 x 2 + 4x – 32 = 0

D = 16 – 24 < 0 D = 16 + 128 > 0

Нет корней x 1 = -8; x 2 = 4

Найдем произведение корней: -8 · 4 = -32.

Ответ: -32.

Пример 4.

Найти сумму корней уравнения (x 2 – 2x + 2) 2 + 3x(x 2 – 2x + 2) = 10x 2 .

Решение.

Пусть x 2 – 2x + 2 = t, тогда уравнение примет вид:

t 2 + 3xt – 10x 2 = 0.

Рассмотрим полученное уравнение как квадратное относительно t.

D = (3x) 2 – 4 · (-10x 2) = 9x 2 + 40x 2 = 49x 2 ;

t 1 = (-3x – 7x) / 2 и t 2 = (-3x + 7x) / 2;

t 1 = -5x и t 2 = 2x.

Так как t = x 2 – 2x + 2, то

x 2 – 2x + 2 = -5x или x 2 – 2x + 2 = 2x. Решим каждое из полученных уравнений.

x 2 + 3x + 2 = 0 или x 2 – 4x + 2 = 0.

Оба уравнения имеют корни, т.к. D > 0.

С помощью теоремы Виета можно сделать вывод, что сумма корней первого уравнения равна -3, а второго уравнения 4. Получаем, что сумма корней исходного уравнения равна -3 + 4 = 1

Ответ: 1.

Пример 5.

Найти корень уравнения (x + 1) 4 + (x + 5) 4 = 32, принадлежащий промежутку [-5; 10].

Решение.

Пусть x = t – 3, тогда x + 1 = t – 2; x + 5 = t + 2 и исходное уравнение принимает вид:

(t – 2) 4 + (t + 2) 4 = 32. Для возведения выражений в четвертую степень можно воспользоваться треугольником Паскаля (рис. 1);

(t – 2) 4 = t 4 – 4t 3 · 2 + 6t 2 · 2 2 – 4t · 2 3 + 2 4 ;

(t + 2) 4 = t 4 + 4t 3 · 2 + 6t 2 · 2 2 + 4t · 2 3 + 2 4 .

После приведения подобных слагаемых получим:

2t 4 – 2 · 6t 2 · 2 2 + 2 · 2 4 = 32;

t 4 + 6t 2 · 2 2 + 2 4 = 16;

t 4 + 24t 2 + 16 = 16;

t 4 + 24t 2 = 0;

t 2 (t 2 + 24) = 0;

t = 0 или t 2 = -24.

Второе уравнение не имеет корней, а значит t = 0 и после обратной замены

x = t – 3 = 0 – 3 = -3. Корень уравнения -3 принадлежит промежутку [-5; 10].

Ответ: -3.

Как видим, при решении рациональных уравнений необходимо знать приведенные выше формулы и уметь правильно считать. Ошибки же чаще всего возникают при выборе замены и при обратной подстановке. Чтобы этого избежать, нужно расписывать подробно каждое действие, тогда ошибок в ваших решениях не будет.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.