Соционика экстраверсия интроверсия. Дихотомии

Мы ощущаем скоротечность жизни и потому ценим ее неповторимость. В минуты раздумий кто не задавал себе вопрос: «Какой я?», «Как воспринимают меня окружающие?», «Каким должен быть?», «Что я могу, а что нет?», «Использую ли все свои возможности, а может, у меня есть такие таланты, о которых я и не догадываюсь?», «Зачем живу?», «Какую пользу могу принести себе и людям?», «Как выбрать свой путь в жизни, какую выбрать профессию, чтобы получать удовольствие от работы, чтобы ценили другие?», »Где и как проявить себя?».

Каждый задает себе вопросы, мучается в поисках истины, не знает, как правильно действовать в тех или иных обстоятельствах. Стремление человека - найти себя, стать собой и делать свое дело. Задача в жизни - раскрыть собственные силы и возможности, которые заложены природой.

Достичь счастья благодаря использованию своих возможностей можно только путем реализации индивидуальности, сформировав и усовершенствовав свою личность. «Когда осознаешь свою роль на Земле - самую скромную и незаметную - тогда будешь счастливым» (Антуан де Сент-Экзюпери).

Проблемы человеческого счастья решает соционика - новая наука о человеке, она является инструментом в руках тех, кто, руководствуясь ее законами, смело действует в жизни.

Как же на практике пользоваться достояниями соционики? Прежде всего, нужно правильно определить свой соционический тип, тогда очень просто раскрываются способности человека.

Соционический тип - это носитель определенной миссии на Земле, и каждый человек вкладывается в один из 16- ти типов. Это утверждает 7-й закон соционики: закон существования 16 соционических типов:

Человечество имеет интегральную психику как интегральный информационно-энергетический орга- низм, который состоит из 16 соционичесних типов, как 16 способов восприятия и обработки информации. Психика каждого человека - это 1/16 часть информационно-энергетического организма человечества. Каждый человек имеет от рождения один из 16 соционических типов, который неизменен на протяжении жизни.

Кстати, люди одного соционического типа имеют не только одинаковую психическую структуру, но и подобную внешность. Отсюда феномен двойников перестает быть феноменом, а воспринимается как вполне закономерное явление.

Если рассматривать соционический тип исходя из закона обмена информацией, согласно присущему ему способу, то можно сказать, что это такое строение информационной структуры, благодаря которому выполняются определенные жизненные функции организма, и причем каждая из них имеет четкую характеристику конкретного информационного инструмента. Это - механизм изготовления и воспроизведения информационной психической энергии. То есть это 16 разных механизмов, «работающих» на разных «видах топлива», на других информационных сигналах, или выполняющих те же сигналы иначе.

По своей природе каждый отдельный человек обладает лишь одним видом восприятия, оценки и обобщения информации. От рождения у каждого человека заложены психические признаки, от которых зависят определенные особенности восприятия окружающего мира и ощущения внутреннего, в своей совокупности они дают целостное особое индивидуальное восприятие и определяют дальнейшее развитие личности.

Психологом К. Юнгом выявлено 8 таких психических признаков и установлено, что каждый человек имеет в своей психической структуре 4 сильных и 4 слабых признаков в определенных вариациях. В основу обмена информацией положены 4 определенные дихотомические пары (дихотомия означает «рассечение на два») психических признаков, из которых состоит структура соционического типа: иррациональность - рациональность, экстравертность - интровертность, интуитивность - сенсорность, этичность - логичность.

В психике человека есть все признаки. Тем не менее, каждый из нас более уверенно и свободно пользуется только одной частью из каждой пары, восприятие по другой происходит неадекватно, неминуемо сопряжено с трудностями. Поэтому в названии соционического типа указан только один, сильный признак из дихотомийной пары. Если первым указан признак этичности или логичности, то человеку присуща рациональность, интуитивности или сенсорности - иррациональность. Все возможные вариации психических признаков группируются в 16 типов, указанных в таблице (1).
Условные обозначения психических признаков по модели - Аушра Аугустинавичюте: экстравертность - Э, интровертность - И, сенсорность - С, интуитивность - И, этичность - Э, логичность - Л.

Эти признаки раскрывают в человеке его способ мышления, а также врожденный темперамент, эмоциональное состояние, самооценку, направленность к профессии.

Условные обозначения психических признаков согласно типологии по индикатору типов Майoрс-Бриггс: иррациональный - P (Perceiving), рациональный - J (Judging), экстраверт - Е (Extravert), интроверт - I (Introvert), интуитивный - N (Intuitive), сенсорный - S (Sensing), этический - F (Feeling), логический - Т (Thinking).

Иррациональность (P)

Имея такой признак, человек быстро принимает и оценивает ситуацию, легко в ней находит свое место, почувствовав внутренний толчок - «пора». Благодаря импульсивности и гибкости непринужденно приспосабливается к непостоянным обстоятельствам. Считает, что развитие событий само все расставит на свои места. Справляется с внезапными и критическими ситуациями. Показывает иные варианты, этапы развития событий.
Может держать несколько ситуаций под контролем. Выбирает на данный момент самую действенную, оптимальную и по необходимости меняет свои планы. Начинает синхронно несколько дел, параллельно делает их, переключается с одного дела на другое, успешно завершая их. К любому делу заранее не готовится. Действует экспромтом, импровизирует, изобретает новые приемы, не повторяется. Отвлечения в процессе работы не мешают. Не пользуется правилами. Склонен к поиску альтернатив и разнообразных подходов. Стимулом является все то, что может принести новизну и разнообразие.

Рациональность (J)

Человек, который имеет такой признак, создает последовательный, планомерный, размеренный ритм жизни. Подчиняет все определенной последовательности, раскладывает «по полочкам». Следует определенным путем, в другом убедить трудно. В каждой ситуации действует по схеме и собственному плану, который составляет заблаговременно и последовательно работает по нему. Четко представляет себе, что будет делать в продолжении дня. Синхронно не будет выполнять несколько дел - работает, не изменяя намеченных действий, новую работу начинает только после завершения предыдущей, ибо иначе это выбивает из колеи. Придерживается принципов, установленных правил, норм. Уважает традиции и обычаи, несколько консервативен.
Соблюдает порядок, пунктуальность, аккуратность на работе и дома, раздражается, когда отвлекают. Любое незапланированное изменение может вызвать бурную реакцию. Незнакомое равноценно неприятному.

Экстравертность (E)

Человек с таким признаком реагирует на события окружаю- щего мира, которые стимулируют и подталкивают к активности. Постоянно в поиске нового, двигатель прогресса. Показывает оптимальный вариант в решении задач и проблем. Ответственен за все, что происходит вокруг, поэтому считает, что нерешенных проблем не существует.

Дружелюбный, внимательный, свободно общается в любом окружении. Имеет много знакомых, среди людей чувствует себя лучше, чем наедине. Склонен первым начинать общение. Доминирует в разговоре, ведя собственную линию, зажигая других, помогает им раскрыться и свободнее чувствовать себя. Решительный и смелый в отстаивании и защите своих интересов, идей, склонен к прямому и откровенному высказыванию собственных взглядов. В курсе последних событий. Мобилен в любой ситуации. Постоянно проявляет инициативу, не может работать на одном месте, расширяет поле своей деятельности. По своей природе лидер.

Интровертность (I)

Человек с таким признаком замкнут, скромный, скрытный. Не сразу раскрывает свой внутренний мир, которым интересуется больше, чем внешним. Черпает вдохновение, углубляясь в чувства, раздумья. С осторожностью относится к различным изменениям, то есть новым начинаниям, знакомствам и тому подобное. Старается их избегать, тяготеет к стабильности. Стремится к размеренному ритму жизни, не терпит толпы, появления нежелательных людей. Навязчивое общество быстро утомляет, нуждается в уединении, ищет возможность побыть наедине. Легко выдерживает работу в одиночестве и на одном месте.
В общении больше молчалив и скромен, откровенным и открытым бывает лишь в тесном кругу своих друзей. Ограничивается старыми знакомыми. Больше склонен к наблюдению, чем к непосредственным действиям, к приспособлению, чем к диктату.

Интуитивность (N)

Человек с таким признаком имеет привычку думать сразу о нескольких вещах, которых в данное время может еще и не быть, но возможны потом. Направляет свои мысли в будущее, планирует и предусматривает перспективы развития событий, углубляется в суть явлений. Дает свободу творческим выдумкам, воображению. Неосмысленное ощущение дает возможность находить новые идеи, которые наталкивают на правильные действия. Находит ответы на вопросы способом догадки. Наблюдает за событиями, которые развиваются во времени, видит их внутренние причины.
Такой человек часто отвлекается, задумывается, поэтому создается впечатление, что он оторван от действительности, не внимательный и якобы «витает в облаках». Развито абстрактное мышление, воображение. Отличается любознательностью. Старается найти взаимосвязь между вещами. В своем лучшем проявлении все интуитивные - творцы нового, ставят перед собою цели и способны увидеть перспективу в ситуациях, которые другим могут казаться безнадежными.

Сенсорность (S)

Человек с таким признаком воспринимает окружающий мир через свои психические и физические ощущения, живет как бы одним организмом с природой. Ощущает гармонию природы. Самочувствие зависит от изменений в погоде. Обостренно реагирует на прикосновения, тембр голоса, вкусовые качества, имеет развитые тактильные ощущения. А также зрение - утонченно выделяет цвета. Чувствует усталость, болезни, проявляет заботу о здоровье. Выявляет недуги, как свои, так и других. Заботится, материально поддерживает. Занимается бытовыми делами для создания комфортности, удобств. Чувствует практическую пользу работы, как своей, так и других. Получает удовлетворение, когда делает что-то своими руками. Имеет раз- витый эстетический вкус. Оперирует фактами, а не идеями. Выбирает ту деятельность, где есть конструктивность и быстрый видимый результат.
Если хочет что-то иметь, то именно «здесь и теперь». Уже сегодня знает, где можно взять необходимое. Поэтому часто считает, что имеет право быть властителем любой ситуации, на любой территории, и вдобавок, будет ее оберегать, отстаивать. Считает, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Этичность (F)

Человек, имея такой признак, ощущает эмоциональное состояние окружающих, их душевные переживания, чувства, волнение, радость или боль. Во всем предоставляет преимущество чело- веку, не отвечает отказом на просьбу, стремится не навредить, отводит от споров, старается все уладить. Не устает в общении, налаживает отношения. Принимает ко вниманию чувства окружающих. Поддерживает хорошее настроение, реагирует на тонкости шуток, юмора. Видит качества человека, его возможности, имеет к нему дипломатический подход и ценит это в других.
Раскрывает качества людей, старается их сплотить, объединить. Чуткий, рассудительно и мягко уравновешивает и успокаивает человека, если он чем-то возбужден. Отстаивает, защищает и показывает достоинство человека, духовное развитие, проявления психического состояния. Переживает за него. Улаживает и улучшает взаимоотношения. Оберегая мораль, проявляет и оценивает при этом поведение каждого. Знает, кто чего хочет или не хочет, поступки других оценивает в категориях хорошо или плохо, нужно или ненужно, гуманно или негуманно.

Логичность (T)

Человек, имея такой признак, рассматривает все явления через причинно-следственные связи, ощущает взаимосвязи. Анализируя все, приходит к самостоятельным выводам. Абстрагируясь, показывает события в их взаимосвязи. Прослеживает развитие мышления человека, четкость формулирования мысли, умение строить заключения. Объясняет истинное состояние вещей, не считаясь с тем, что это может не понравиться. Умело аргументирует свою правоту, отдавая предпочтение внутренней справедливости. Отстаивает свои взгляды, точку зрения. Понимает закономерность взаимосвязей вещей и сравнивает это с собственным понятием правильности.
Приходит к выводу не сразу. Постепенно, основательно обдумывает каждый шаг своих действий для выработки окончательного решения. Для него всегда важно знать: правильно или неправильно, умно или неразумно, справедливо или несправедливо, правдиво или неправдиво, логично или нелогично. Поэтому сбить его с мысли невозможно. Ценит компетентность и знания, стремится к ним.

Кроме того, психические признаки выполняют свою четкую роль и психика человека подчиняется 4-му закону соционики - закону направленной реализации психических признаков:

  1. Закон лидерства: Человек, который имеет признак экстравертности - ведущий, интровертности - ведомый. Занимать руководящую должность интроверту недопустимо.
  2. Человек, который имеет признак рациональности, действует последовательно, иррациональности - гибко приспосабливается к ситуации и действует экспромтом, импровизирует.
  3. Человек, который имеет признак логичности, лучше ориентируется в предметном мире, этичности - в людях.
  4. Человек, который имеет признак интуитивности, лучше ориентируется во времени и возможностях, сенсорности - в пространстве и в материальном мире.

Каждый человек, зная свой соционический тип, лучше всего познает свои качества и характер, качественно реализуя которые, будет естественно проявлять свою суть. Разобщая свою суть, отдавая преимущество лишь уму и пренебрегая психикой, человек теряет самого себя. Главную, ведущую роль играет в жизни не столько достижение дуальности, сколько реализация возможностей своей сути благодаря дуальности. Знание соционических типов других людей полнее раскрывает их возможности, характерные черты и дает возможность предвидеть отношения с ними.

По материалам книги:
Гречинский А. Е «Найди в жизни гармонию. Соционика о человеке»

ЭКСТРАВЕРТ ИЛИ ИНТРОВЕРТ

По типологии К. Г. Юнга (известный швейцарский психолог, психиатр и философ. Основатель глубинной аналитической психологии. Всю жизнь "стремился постичь необъятную проблему души" человека. Его работы простираются от традиционных для психоанализа вопросов терапии психических расстройств до глобальных проблем существования человека в мире. Ввел термины "коллективного бессознательного", т. е. психических первообразов и архетипов. Разработал структуру личности и типологию характеров.) всех людей можно разделить сначала на два типа - экстраверты и интроверты, а затем каждый из этих типов можно подразделить еще на четыре типа. Тогда мы получаем восемь типов, по четыре в каждой группе: в группе экстравертов - экстравертированный мыслительный тип, экстравертированный чувствующий тип, экстравертированный ощущающий тип, экстравертированный интуитивный тип. В группе интровертов соответственно - интровертированныи мыслительный, интровертирован-ный чувствующий, интровертированныи ощущающий и интровертированныи интуитивный типы.

Экстраверт

Экстраверты- это люди, обращенные к объекту, к внешней действительности. Это открытые люди, которые характеризуются интересом к внешнему объекту, готовностью воспринимать все, что происходит вовне, оказывать непосредственное влияние или оказываться под влиянием внешних событий. Экстраверты постоянно находятся в гуще событий, в месте событий, они хотят быть участниками этих событий и находят непосредственное удовольствие и удовлетворение в этом. Эти люди любят шумные компании, вечеринки, заводят много друзей и знакомых, часто без разбора, лишь затем, чтобы иметь ощущение нужности, важности в том окружении, в котором они могут себя показать. У экстравертов нет секретов, потому что они не могут их долго сохранять, так как вынуждены в силу своего характера делиться с другими. Как пишет К. Г. Юнг, они живут в других и через других, любые размышления о себе приводят их в содрогание. Часто их положительные стороны могут превращаться в отрицательные. Так, например, умение быстро ориентироваться в новой ситуации, быстрая пластичность и приспособляемость могут вылиться в неразборчивость связей, чрезмерную общительность, болтливость и назойливость. Чрезмерная активность и напористость экстравертов ведет иногда к тому, что они вмешиваются в чужие дела. Если они увлекаются показом себя, то переходят в позерство и самовыпячивание и т. д. Как известно, слабые стороны - это всегда продолжение сильных сторон, но чрезмерно выраженное.

Интроверт

Интроверт, наоборот, - человек, обращенный вовнутрь, он весь в себе, внешнее его интересует мало, он больше заботится о своем внутреннем мире. Обычно интровертов распознать труднее, их как бы нет иногда, настолько сильно они растворяются в толпе и компании. Это внешне спокойные люди, без эмоций, держащиеся в тени, неразговорчивые. Они не любят компании и редко первыми заводят знакомство. Стараются держаться в отдалении от внешних событий, не вступая с ни с кем в контакт, и проявляют как бы негативное отношение к ним. Часто они выглядят неловкими и неуклюжими в разговоре, нарочито сдержанными, застенчивыми, потому, по обыкновению, в компании производят впечатление как бы отстраненности и пренебрежительности по отношению к людям, которые расположены к ним всей душой. Из-за этого интроверты сами испытывают неловкость и настраивают окружающих на недружелюбный тон. Если для экстравертов мир - это они сами, то для интровертов - это что-то извне, к чему они относятся с некоторым недоверием, подозрением, что этот мир "обманет, проведет, заберет у них сокровенное". Поэтому от внешнего мира интроверт отгораживается оборонительной системой. Эта система позволяет мирно сосуществовать с внешним миром и позитивно строить свои взаимоотношения, но в любом случае этот мир остается как бы не своим, непринятым и непонятным. По К.Г. Юнгу, эта оборонительная система состоит из "...скрупулезности, педантичности, умеренности и бережливости, предусмотрительности, правильности и честности, болезненной совестливости, вежливости и открытого недоверия".

Интроверт, который все самое сокровенное, все свои " самые лучшие качества оставляет для себя, в своих раздумьях и размышлениях находит наибольшую радость и смысл своего существования. Его внутренний мир - это и есть весь мир, который бурлит и в котором он находит безопасность, спокойствие и уединение. В нем он чувствует себя "в своей тарелке" и готов проявить все, на что он способен. Здесь он проделывает огромную работу по собственной инициативе, по собственным законам и добивается прекрасных результатов.. Это его сад, за которым он бережно ухаживает, лелеет и бережно растит, в котором он находит утешение, радость и победу. Внешнее - общественное мнение, какие-либо корпоративные законы, мнение знакомых - никогда ни в чем его не убедит, если его внутренние убеждения не найдут подтверждения в нем самом; только он сам решает, что правильно, а что нет. Можно сказать, что, чем сильнее общественное мнение, тем сильнее интроверт закрывается в своей скорлупе. Полную свою безопасность он находит только в кругу очень ограниченного количества людей, которых у него бывает очень и очень мало, так как в выборе своих друзей и знакомых интроверт весьма разборчив. В случае чрезмерного развития тех или иных черт бывает нетрудно понять, почему таких людей обвиняют, как пишет К.Г. Юнг, в "...холодности, гордыне, упрямстве, эгоизме, самодовольстве, тщеславии, капризности". Но они великолепно находят свое место в обществе там, где нужны характеристики, более сильно выраженные, чем у экстравертов. Например, они обычно более последовательны, более аккуратны и педантичны, более добросовестны, более бережливы, терпеливы и более спокойны и осмотрительны, чем экстраверты.

Татьяна Николаевна Прокофьева.

(Из книги "Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений")


Установки психики

К. Г. Юнг ввел две установки человеческой психики: экстраверсия (мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, объекту, внимание преимущественно направлено во вне, на объекты внешнего мира) и интроверсия (человек, прежде всего, черпает мотивации изнутри, внимание преимущественно направлено внутрь, на субъект). Другими словами, установки психики показывают, как мы взаимодействуем с окружающим нас миром и куда направляем энергию.

Вот как разбирает юнговские установки Аушра Аугустинавичюте : «Юнг разделял людей на экстравертированных и интровертированных. При психологически благоприятном климате индивиды по своей внешней активности почти не отличаются. С увеличением психологического дискомфорта одни «интровертируются», что называется «уходят в себя». Это – уход от непризнающих. Другие в тех же условиях «экстравертируются», становятся заметно и неуравновешенно активными в поиске признающих. Эта замеченная Юнгом тенденция стала причиной появления терминов экстраверсия и интроверсия».

«В психологической литературе взамен громоздких экстравертированный – интровертированный прижились термины экстраверт – интроверт . К сожалению, например, индивиды с экстравертированной установкой у Юнга и экстраверты у других авторов часто являются различными понятиями» . Аушра отмечает, что по тесту Айзенка в категорию интровертов попадает большинство интуитивно-логических экстравертов лишь потому, что они сравнительно трудно устанавливают контакты с людьми. В то время как общительный сенсорно-этический интроверт чаще всего попадает в группу экстравертов. Карл Леонгард в книге «Акцентуированные личности» определяет Дон Кихота как интроверта-мечтателя, а Санчо Панса как практического экстраверта. По соционической типологии «первый полностью обращен к внешнему миру, экстравертированный интуитивный тип, второй – очень практичный сенсорный интровертированный» .

А. Аугустинавичюте предложила называть такие типы ИМ экстратимами и интротимами. В последнее время в соционике наряду с этими терминами бытуют привычные термины экстраверт – интроверт, но с оговоркой, что они употребляются в соционическом и юнговском смысле, а не в распространенном айзенковском.

Определения

Экстравертная установка сознания предполагает видение объекта с «внешней» стороны. Учитываются свойства объектов, а мотивы, отношения отходят на задний план. Внимание уделяется возможности или целесообразности совместных действий, силе, энергичности объекта.

Объект – объектные взаимодействия - это действия

Экстраверту важнее получить обратную связь с объектом, чем ставить себя на его место. Поэтому для экстраверта характерен внешний диалог непосредственно с человеком, устная речь. Важно знать его мнение для последующих умозаключений и для оценки возможности совместных действий. Разные точки зрения имеют право на существование независимо друг от друга: чужая точка зрения воспринимается как самостоятельный объект, ее не обязательно принимать или отвергать, субъект не обязан с ней взаимодействовать.

Мир воспринимается как сумма объектов. Расширение интереса легче, чем углубление, замечать новые объекты более естественно, чем вглядываться в отношения между ними. Экстраверт не только замечает объекты, но и считаются с их правом быть такими, как они есть.

Для экстравертов первичен объект, вторичны отношения , поэтому экстраверт скорее будет изменять отношения, чем изменять объект. Экстраверты не склонны воспитывать, переделывать. Можно не воздействовать на человека, но поменять отношение к нему или отношения с ним. Если экстраверта не устраивает объект, то он не поддерживает отношения с ним. Объект принимают таким, каков он есть, он «может только то, что может», воздействовать на него нет смысла. Легче определить уровень взаимодействия с ним.

«Для экстраверта объекты и субъекты пользуются определенным правом неприкосновенности: другой объект имеет право быть таким, как он хочет. Если он мне мешает, я меняю с ним отношения, но не сам объект. Это потому, что для экстраверта объекты и субъекты – точка опоры сознания. Самовольно изменять эти объекты – это терять точку опоры. При этом рушится мир, что грозит развалом сознанию. Это то же самое, что пилить сук, на котором сидишь. Из-за этого экстраверты болезненно реагируют на разные «перевоспитывания», изменения субъекта против его воли. Экстраверт и так уверен, что все стремятся к самоусовершенствованию» .

Интровертная установка сознания предполагает субъектный подход к миру. Каждый объект в восприятии интроверта выступает как субъект. Поставить себя на его место – это и есть превращение объекта в субъект.

Субъект – субъектные взаимодействия – это отношения

Поэтому для интровертов характерен внутренний диалог, а вместе с ним и письменная речь, ведение дневников. Внесение точки внимания внутрь интересующего объекта. Восприятие мира со своей, в крайнем случае, с его точки зрения. Это способ познания мира для интроверта. В одной картине мира не совмещаются разные точки восприятия. Эти картины как бы мигают. Углубление интереса для интроверта легче, чем расширение, так как вглядываться с одной позиции легче, чем с разных одновременно. Мир воспринимается не как совокупность объектов, а как совокупность отношений, похожих на сеть, где объекты – только узелки.

Для интровертов первичны отношения, а объект вторичен .

Интроверты скорее станут изменять объект, воздействовать на него, воспитывать. Интровертные дела – переделывать одежду, копать землю, преобразовывать природу. Отношения объективны, они могут только уточняться, но не меняться кардинально. Если отношения не устраивают интроверта, то он вытесняет объект из поля зрения. «Объектом ориентации во внешнем мире для интроверта являются отношения и чувства других людей» . Поэтому он уверен, что все стремятся к улучшению взаимоотношений.

«Очень важно понять, что сосредоточенность интроверта – это погруженность не в себя, а в отношения внешнего мира. То есть, наблюдение за отношениями между субъектами и объектами, которых он – в противоположность экстраверту – не хочет и не может нарушать» .

Аушра Аугустинавичюте писала о том, что

«у экстраверта отношения между людьми по отношению к самим людям – вторичное: отношения должны быть такими, какие нужны людям.

У интроверта, наоборот, не отношения следует приспосабливать к людям, а людей к отношениям: если появились противоречия, должны меняться люди, их поведение, а не отношения» .

Другими словами, экстраверту легче приспособиться к объекту, а интроверту – к отношениям. «Ошибочная идея интроверта, что нет незаменимых людей, что человека как винтик, можно менять, как только он нарушает гармонию отношений». Перегиб экстравертов в том, что «любые отношения, которые не подходят личности, индивидуальности, можно заменить». На самом деле «человеку как личности необходима и уверенность в том, что он пользуется уважением и правом быть собой, и уверенность в постоянстве благожелательных отношений с окружающей средой, постоянство в жизни» .

Экстраверты и интроверты. Разница в поведении

Экстраверты творят новые отношения, интроверты творят новые объекты. Поэтому, как пишет Аушра Аугустинавичюте «качественно новая конструкция появляется лишь в голове интроверта. Но быть творцами качественно новых социальных отношений могут быть только экстраверты, какими и были все классики марксизма» . Ее мысль развивает директор Новосибирского института соционики Н. Р. Якушина, «интроверты – изобретатели принципиально новых вещей, экстраверты – синтезируют новое из уже знакомых элементов, их творчество – работа на стыке наук». «Юнг (интроверт) изобрел новую типологию, Аушра Аугустинавичюте (экстраверт) ввела в нее кодирование и обозначила связи между типами. Это привело к созданию теории интертипных отношений». Справедливости ради отметим, что экстраверт может сотворить «новый порядок» (Гитлер), а интроверт – «изобрести велосипед», не интересуясь, что было изобретено до него. Экстраверты в своих работах чаще ссылаются на авторов идей, интроверты – не принимают новое мнение, пока не ассимилируют его, потом оно уже прочно сливается с их собственным, поэтому могут забыть, кто его автор.

О разнице в поведении экстравертов и интровертов на работе можно прочитать у А. Аугустинавичюте , где, в частности, отмечено: «Многие экстраверты гордятся тем, что много работают. Интроверты с удовольствием рассказывают, как им удалось отвертеться от дополнительных нагрузок. Между прочим, для большинства интровертов слово «лентяй» – комплимент, а для экстравертов – оскорбление. … Интроверты лучше понимают долг, а экстраверты – ответственность».

Экстраверты чаще выступают перед большим количеством народа, легче знакомятся с новыми людьми; интроверту удобнее беседовать с глазу на глаз или в тесном кругу знакомых людей. В общении экстраверт более открыт, чаще рассказывает о себе, так как недооценивает того отношения, которое при этом вызывает. «Широта души» – это чаще про экстравертов.

Интроверт не стремится открыть свою душу каждому, он сначала убедится, что уже сложились достаточно благоприятные отношения для этого. «Гласность – вещь экстравертная, а в такой интровертной стране, как Россия, информация часто доступна лишь узкому кругу людей»,– пишет Н. Р. Якушина . Она же приводит интересный тест: если попросить человека нарисовать себя во вселенной, то интроверт начинает рисовать с себя, а экстраверт – с других.

В. В. Гуленко описывает характерные черты экстравертов и интровертов. Он отмечает, что для экстравертов свойственны: активный затратный стиль, открытость.

Экстраверт понимает себя через мнение окружающих, испытывает трудности самосовершенствования, т. к. не очень большое внимание уделяет собственному внутреннему миру. Он не боится противопоставить себя остальным, более заметен в социуме.

Интроверт больше копит, бережет свои ресурсы. Он несколько отделен от мира, может обходиться без обратной связи, но более защищен, т.к. не торопится открыться. У интровертов чаще может быть замыкание на себе, но и самосовершенствование легче. Для них характерна детализация материала, их открытия очень сложны для неспециалистов.

Важное отличие в характерах экстравертов и интровертов отметил А.В. Букалов. Он утверждает, что для экстраверта характерна «тенденция к сжатию, исчезновению под воздействием объекта», для интроверта – «тенденция к расширению, к ассимиляции, подчинению объекта» .

Основные различия экстравертных и интровертных типов приведены в таблице, составленной на основе данных вышеуказанных авторов, а также Ф. Я. Шехтера и Д. Кейрси (табл. 3).


Таблица 3 Различия экстравертов и интровертов


Внешние различия экстравертов и интровертов

Экстраверты отличаются широкой жестикуляцией. Даже при хорошем воспитании экстраверт с трудом сдерживает жесты. Жесты экстравертов широкие, от плеча. Интроверты обычно не жестикулируют, а если есть жестикуляция, то от локтя. То же с мимикой: лица экстравертов более подвижные, эмоции ярко выражены. Интроверты держатся более сдержанно, из-за этого они производят впечатление более скромных, но это не внутренняя скромность, а просто способ выражения активности. Проиллюстрируем эти различия с помощью портретов работы известных художников

Рис.1. Д. Левицкий. Портрет Нелидовой Рис.2. Д. Веласкес. Дама с веером

[Здесь важно понимать, что "внешность обманчива". 20-30% населения не вписывается в эти внешностные рамки]

Взаимная дополняемость экстравертных и интровертных типов

Экстраверсия и интроверсия – дополняющие параметры. Партнеры с разными установками могут помочь друг другу, расширить представления о мире и о себе, решить сложные для другого проблемы. «Экстраверт дает интроверту чувство уверенности в себе как в объекте с определенными качествами. Интроверт экстраверту – реальное знание того, какие чувства к нему питают окружающие, а если нужно, то и как эти чувства изменить» [ 3 ]. Вот чем могут помочь друг другу люди дополняющих типов (на основе данных Р. К. Седых [ 7 ]).

Экстраверт учится у интроверта : замечать и ценить свой внутренний мир, наводить в нем порядок и гармонию, что дает новые успехи во внешнем мире, в развитии объективных качеств.

Интроверт учится у экстраверта: замечать и ценить свои и чужие объективные качества, узнает им истинную цену, что дает возможность принять себя и других, такими как есть.

Виды деятельности для экстравертов и интровертов

Экстраверты и интроверты достигают максимального успеха в деятельности, соответствующей их собственным установкам. Работа, требующая «чужой» установки, приводит к усталости и не приносит удовлетворения. Приводим ориентировочные данные о предпочтительных видах деятельности на основе рекомендаций В. В. Гуленко [ 25 ].

Экстраверты лучше справятся с задачами:

Интроверты лучше справятся с задачами:

крупномасштабными, предполагающими широкое поле деятельности;

локальными, ограниченными по масштабу или разбитыми на этапы;

требующими повышенной активности и интенсивных энергозатрат;

допускающими постепенность и неспешность в своем решении;

первоочередными, требующими оперативного решения.

требующими углубления, глубокой проработки.


Прокофьев В.Г.:

Для экстраверта: целый мир - его дом.

Для интроверта: его дом - целый мир.

Вкругу моих знакомых долгое время употреблялись довольно странные выражения, типа: "Что ж вы от него ждали, это ж типичный Дюма!" или "У нее как у всякого Габена есть вот эти слабости". Понятно, что фамилии этих известных людей в данном контексте употреблялись как своеобразные классификаторы, нарицательные имена, даже прозвища, которые обозначали в людях... что?

Явплотную этим заинтересовалась и открыла для себя интереснейший раздел психологии под названием соционика. Ее основы заложил старина Юнг, увидевший интровертов и экстравертов. Он же явил миру этиков и логиков, а также интуитов и сенсориков. Позже к этим параметрам человеческой личности добавили рациональность и иррациональность.
Между прочим, Юнг определял экстравертность и интравертность человека не так, как это привыкли делать мы, непсихологи, на бытовом уровне. Современная соционика,кстати, его точку зрения поддерживает. так вот, Юнг под экстравертностью и интравертностью понимал не какие-то характерные черты поведения, а общую направленность внимания и энергии человека. Он рассмотрел, что одни люди направляют внимание и энергию на мир вокруг себя, на внешние объекты, и собственно эти объекты для них важны. Другие, наоборот, сосредоточены на своем внутреннем мире, и внешние события воспринимают через свое внутреннее восприятие и реакцию. Первые, соответственно, экстраверты, вторые - интроверты. При этом внешняя активность, по которой как правило определяют экстравертов и интровертов большинство обывателей, далеко не всегда является показателем - есть спокойные и флегматичные экстраверты, и жутко активные и общительные интроверты.
В общем, экстравертность или интровертность - это такая себе фундаментальная жизненная позиция человека. А кроме нее в человеке есть еще много интересных вещей. Вот например, что определяет восприятие человека? Чем он в первую очередь воспринимает мир? Оказывается, ответ на этот вопрос не такой уж и однозначный. Да, без сомнения, есть люди, которые в своем восприятии полностью доверяются своим органам чувств. Это сенсорики. Для них этот мир - разнообразие ощущений - зрительных, слуховых, вкусовых и т.д. Эти люди любят комфорт и ценят красоту, они живут здесь и сейчас, пока видят глаза, слышат уши, руки чувствуют. Это как правило очень деятельные люди, они любят работать руками. Но... есть и люди, которые добывают информацию о мире как будто из ниоткуда. Они тоже видят, слышат, улавливают запахи, ощущают вкус, но решающими в их познании мира являются не эти ощущения, а что-то другое. Это что-то другое есть интуиция (что это такое, точно не может сказатьь никто), она позволяет узнавать то, что не ощутишь никакими органами чувств, проникает глубже, позволяет делать прогнозы на будущее. Правда, сами интуиты при этом как-бы несколько оторваны от реальности, они всегда немного "не здесь", витают в облаках. Они часто отличаются потрясающей прозорливостью, граничащей порой с ясновидением. Но при этом если надо хоть как-то упорядочить реальность вокруг себя, они теряются. Это интеллектуалы, многие даже по телосложению не годятся для физической работы. "Что такое беспорядок в квартире по сравнеию с мировой революцией"!

В соответствии с общей жизненной позицией - интровертной или экстравертной - восприятие, а именно сенсорика и интуиция могут быть тоже интровертными или экстравертными. Сложно, правда? Потому есть две сенсорики и две интуиции, которые довольно сильно отличаются друг от друга. Чем?

Экстравертная сенсорика (ее еще называют волевой): обладающий этим качеством человек отличается огромным стремлением изменять внешние объекты этого мира: "пришел, увидел, победил". Это прирожденный командир и организатор, "захватчик пространства". Из таких людей как правило выходят превосходные лидеры, авторитеты (у них помимо воли к власти имеется еще и недюжинная сила, физическая в том числе, позволяющая осуществлять свои желания). Большинство диктаторов были именно волевыми сенсориками.

Интровертная сенсорика (или эстетическая): если волевой сенсорик обеспокоен в первую очередь тем, чтобы распространить свое влияние на как можно большую часть пространства, то интровертные сенсорики заняты, в основном, упорядочиванием своего маленького мирка (который есть у любого интроверта, и которым он неимоверно дорожит). В этом мирке существует идеальная гармония, в соответствии с которой человек стремится изменить пространство, в котором живет. Если волевой сенсорик, к примеру, для улучшения жилищных условий будет захватывать новую территорию (например, купит квартиру побольше, а потом еще одну), то эстетический сенсорик постарается привести в гармонию с собой ту квартиру, в которой живет - создаст красивый интерьер, например. Дизайнеры, художники, кулинары, дегустаторы - всем им нужна именно эстетическая сенсорика. Эстетические сенсорики обожают комфорт и красоту и могут создавать прекрасные вещи сами.

Экстравертная интуиция: направленный во внешний мир поток интуиции позволяет обладателю этого качества мгновенно считывать информацию об окружающих объектах мира, иногда даже без использования органов чувств. Экстравертные интуиты - это новаторы, которым неинтересна нынешняя, известная реальность, их захватывает то, что еще неизвестно, но может стать известным им, если использовать эту самую интуицию. Интуитам легко учиться, они могут усваивать огромные объемы информации, схватывают на лету, домысливая детали самостоятельно. это качество незаменимо для ученых, исследователей, а также для студентов:)

Интровертная интуиция: поскольку этот мир мало интересует интровертных интуитов, они направляют свой интуитивный поиск в иные миры, пытаясь соприкоснуться с параллельными реальностями, "услышать музыку звезд". И им это часто удается! В своем поиске они могут заглядывать в прошлое и будущее, выуживать новые знания чуть ли не из космоса. Иногда это качество развито настлоько сильно, что граничит с ясновидением. Именно эти люди приносят в нашу реальность новые, революционные образы, почерпнутые в процессе созерцания или медитации. Это качество очень пригодится композиторам, религиозным деятелям, а также всем, кто занят духовным поиском и развитием.

В соционике выделяют два глобальных типа личности: экстраверт и интроверт. Экстраверт в своем поведении, мыслях преимущественно ориентируется на внешний мир, а интроверт – на внутренний. Экстравертированные типы в соционике условно называются «черными», а интровертированные – «белыми».

Интуиты, сенсорики, этики и логики в соционике

Типы экстраверт и интроверт в соционике подразделяются – каждый – еще на 4 типа:

  1. Интуит
  2. Сенсорик
  3. Логик

Интуиты ориентируются на мир идей, на мир нематериальных сущностей, сенсорики – напротив – предпочитают взаимодействовать с миром вещей, материальным миром. Логикам легче обрабатывать информацию, а этикам – общаться с другими людьми, взаимодействовать, поддерживать контакт.

Экстравертированные и интровертированные типы личности в соционике

В итоге получаем четыре экстравертированных типа и четыре интровертированных:

  1. Экстравертированный интуит,
  2. Экстравертированный сенсорик,
  3. Экстравертированный логик,
  4. Экстравертированный этик,
  5. Интровертированный интуит,
  6. Интровертированный сенсорик,
  7. Интровертированный логик,
  8. Интровертированный этик.

Экстравертированные интуиты ориентированы на идеи, описывающие законы жизни окружающего мира, интровертированные интуиты обращаю внимание на свой внутренний мир, на образы, состояния, переживания, населяющие его.

Экстравертированные сенсорики комфортно чувствуют себя во всех сферах, связанных с активным освоением физического пространства. Интровертированные сенсорики прекрасно ориентируются в мире собственных телесных ощущений.

Экстравертированные логики любят факты, списки, алгоритмы. Интровертированные логики заинтересованы, в первую очередь, в поиске внутренних взаимосвязей между фактами.

Экстравертированные этики – эксперты в сфере влияния на большие массы людей, умеют привлечь к себе внимание, с помощью эмоций выражают свое отношение к происходящему. Интровертированные этики отлично разбираются в отношениях между людьми, у них развиты эмпатические способности, они умеют подстраиваться под собеседника.

16 типов личности в соционике

Однако соционический тип строится таким образом, что в его структуре из восьми обозначенных позиций ведущие – всегда две. Но при этом лидировать может либо одна, либо вторая.

  • При этом одна из ведущих позиций в соционическом типе всегда экстравертированная, а вторая - интровертированная.
  • Сочетаться между собой в паре ведущих позиций могут интуиция с логикой или этикой, сенсорика с логикой или этикой.
  • Слово "экстраверт" или "интроверт" в названии соционического типа личности всегда относится к первой позиции. Например, если тип называется "Интуитивно-логический экстраверт", это значит, что первая позиция в этом типе - экстравертированная интуиция, а вторая - интровертированная логика.

В итоге мы получаем 16 возможных типов личности в соционике:

  1. Интуитивно-логический экстраверт (Дон Кихот)
  2. Логико-интуитивный интроверт (Робеспьер)
  3. Сенсорно-этический интроверт (Дюма)
  4. Этико-сенсорный экстраверт (Гюго)
  5. Интуитивно-логический интроверт (Бальзак)
  6. Логико-интуитивный экстраверт (Джек Лондон)
  7. Сенсорно-этический экстраверт (Наполеон)
  8. Этико-сенсорный интроверт (Драйзер)
  9. Интуитивно-этический экстраверт (Гексли)
  10. Этико-интуитивный интроверт (Достоевский)
  11. Сенсорно-логический интроверт (Габен)
  12. Логико-сенсорный экстраверт (Штирлиц)
  13. Интуитивно-этический интроверт (Есенин)
  14. Этико-интуитивный экстраверт (Гамлет)
  15. Сенсорно-логический экстраверт (Жуков)
  16. Логико-сенсорный интроверт (Максим Горький)

Каждый из 16 соционических типов личности имеет свои специфические особенности, благодаря уникальному строению соционического типа.