Святослав игоревич полководец. Святослав храбрый - князь и полководец

С лёгкой руки Карамзина князь Святослав считается древнерусским Александром Македонским. Сведения о проведённых и выигранных им сражениях за давностью лет небогаты подробностями, но ясно одно: к своим тридцати годам Святослав успел организовать с десяток военных походов, и в большинстве победил.

Битва с древлянами

Впервые Великий князь Святослав Игоревич участвовал в сражении в мае 946 года, правда, возглавлял он войско лишь формально, поскольку был всего четырёх лет от роду. Когда его воины выстроились на поле битвы против древлян, воеводы Свенельд и Асмуд вывели коня, на котором сидел малолетний Святослав, дали мальчику копьё, и тот бросил его в сторону врагов. «Князь уже начал, потянем, дружина, за князем!» - крикнули полководцы, и воодушевлённое киевское войско пошло вперёд. Древляне были разбиты, заперлись в городах. Через три месяца, благодаря хитрости княгини Ольги, был взят Искоростень, и первый же из военных походов Святослава завершился победой.

Битва под Саркелом

965 год. Первый самостоятельный поход Святослава. Пройдя земли вятичей, единственного из восточнославянских племён, которое ещё не платило дани Киеву, спустившись по Волге к землям Хазарского каганата, Святослав разгромил давнего врага Руси. Одно из решающих сражений состоялось под Саркелом, форпостом Хазарии на западе.

На берегах Дона сошлись две армии, Святослав разгромил хазарское войско и оттеснил в город. Осада продлилась недолго. Когда Саркел пал, его защитники были беспощадно побиты, жители разбежались, а сам город был сожжён до основания. На его месте Святослав заложил русский форпост Белая Вежа.

Второе взятие Преслава

Подначиваемый Византией, Великий князь вторгся в Болгарию, взял её столицу Преслав и стал считать её серединой (столицей) своей земли. Но набег печенегов на Киев заставил его оставить завоёванные земли.
Когда Святослав вернулся, то обнаружил, что провизантийская оппозиция в столице взяла верх, и весь город восстал против князя. Ему пришлось во второй раз брать Преслав.

20-тысячному войску руссов противостояли превосходящие силы противника. И битва под стенами города сначала складывалась в пользу болгар. Но: «Братья и дружина! Умрем, но умрем с твердостию и мужеством!» - обратился к воинам князь, и решающая атака увенчалась успехом: ход битвы был переломлен, Святослав занял Преслав и жестоко расправился с предателями.

Осада Филиппополя

Главным соперником Руси была Византия, именно по Константинополю Святослав намечал свой главный удар. Чтобы достичь границ Византии, нужно было пройти южную Болгарию, где, питаемые греками, были сильны антирусские настроения. Редкие города сдавались без боя, и во многих Святослав был вынужден устраивать показательные казни. Особенно упорно сопротивлялся один из древнейших городов Европы, Филиппополь. Здесь на стороне восставших против русского князя болгар сражались и византийцы, чьё основное войско находилось в нескольких десятках километров к югу. Но и войско Святослава было уже коалиционным: в союзе с ним выступали болгары, венгры, печенеги. После кровопролитных боёв город пал. Его гарнизон, воеводы, пленные греки и непримиримые к русским болгары были казнены. 20 тысяч человек по приказу Святослава было посажено на кол.

Два генеральных сражения в Византии

Дальнейшее продвижение вглубь Византии Святослав вёл двумя армиями: одной, состоявшей из лучших русских воинов, закалённых в боях дружинников, он руководил сам, другая – руссы, болгары, венгры и печенеги – находилась под началом киевского воеводы Сфенкела.

Коалиционное войско столкнулось с основной армией греков под Аркадиополем, где состоялось генеральное сражение. Рассчитав, что слабым звеном в армии союзников являются печенеги, византийский полководец Варда Склир направил основной удар войска на их фланг. Печенеги дрогнули и побежали. Исход битвы оказался предрешён. Руссы, венгры и болгары бились упорно, но оказались в окружении и потерпели поражение.

Битва святославова войска оказалась не менее тяжёлой. 10-тысячной дружине князя противостоял отряд под командованием патрикия Петра. Как и прежде, Святослав сумел переломить ход битвы в критический для себя момент: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут. Если же побежим - позор нам будет». Он бросился вперёд, и за ним последовало войско. Греки бежали с поля боя, а Святослав продолжил победное шествие к Константинополю. Но, узнав о разгроме второй армии, вынужден был пойти на перемирие с византийским императором: сил на осаду у союзников не было.

Защита Доростола

Нарушив мирный договор, греки в 971 году напали сначала на Преслав, затем, разоряя города, направились на Дунай, к городу Доростол, в котором находился Святослав. Его положение оказалось более чем тяжёлым. Кровопролитное сражение под стенами города длилось с утра до самых потёмок и заставило руссов с болгарами отступить за крепостные стены. Началась длительная осада. С суши город окружила армия под командованием императора, Дунай блокировал греческий флот. Руссы, несмотря на опасность, совершали дерзкие вылазки. В одной из них был обезглавлен высокопоставленный чиновник Магистр Иоанн. Другую дружинники совершили ночью в сильнейший дождь: на лодках обошли вражеский флот, собрали запасы зерна в деревнях и побили множество спавших греков.
Когда положение его армии стало критическим, Святослав посчитал позором сдаваться или убегать и вывел войско за стены города, приказав запереть ворота. Два дня с перерывом на ночь его воины сражались с византийцами. Потеряв 15 тысяч человек, Великий князь вернулся в Доростол и согласился на мир, предложенный императором Цимисхием.

Битва с печенегами

Согласно условиям мира, остатки святославова войска беспрепятственно вышли из Болгарии и достигли порогов Днепра. По нему планировал князь добраться до Киева, но путь преградили недавние союзники печенеги, узнавшие то ли от болгар, то ли от греков, что везут руссы большие сокровища. Дожидаясь помощи, Святослав провёл здесь зиму. Но помощь не подоспела, и Великий князь предпринял попытку прорвать блокаду. Попытка оказалась успешной: часть войска миновала печенегов, но сам Святослав пал в битве. Как известно, печенежский хан сделал из его черепа кубок, инкрустировал его и очень гордился своей победой.

славянин киевская русь княжество

Из летописной характеристики Святослава: «...легко ходил в походах, как барс, и воевал много. В походах не брал с собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или дичь, или говядину, зажарив ее на углях, ел. Не имел шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, и таковы же были его воины. Посылал он в чужие земли, объявляя: хочу на вас идти». Византийский историк Лев Диакон, лично видевший князя, так обрисовал его: «умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос -- признак знатности рода, крепкий затылок и широкая грудь... одежда его была белая и отличалась от одежды приближенных только чистотой... он сидел на веслах и греб вместе с приближенными».

Обращает внимание в этой характеристике не только стремление не отделять себя от воинов, но и привычность Святослава к степным походам, верхом на коне. Между тем известно, что русы той поры предпочитали сражаться пешими и ходили в походы на ладьях. Следовательно, Святослав приобрел эти необычайные привычки скорее всего в то время, когда он, пока его мать занималась государственными делами, «мужал» в степных походах. Тем самым он заранее подготовил себя к политическим актам, к которым приступил сразу после отстранения Ольги от власти.

Его устремления были направлены в степь, на восток, где еще господствовали хазары, взимая дань со славян-вятичей. В течение двух лет Святослав не только освободил вятичей от хазарской дани, но и разгромил войско хазарского кагана, занял столицу Хазарин Семендер и другие города, заставив хазарского кагана бежать в Хорезм, взял хазарскую крепость Саркел (Белую Вежу) на Дону, а затем воевал в Подонье и Прикубанье с ясами (аланами) и касогами (адыгами). Очевидно, в эти годы (965--966) он захватил Тмутаракань, крепость на Таманском полуострове, закрывавшую вход в Азовское море.

Однако такие действия не понравились и византийцам, которые к тому же рассчитывали использовать воинственного князя в своих интересах на Балканах. В Киев прибыло посольство во главе с уроженцем Крыма Калокиром, предложившее Святославу выступить в поход против дунайских булгар, с которыми греки сами справиться не могли. Святослав разгромил булгар, но... сам решил закрепиться на Балканах, перенеся центр своего государства на Дунай. Такой поворот событий, разумеется, не пришелся грекам по вкусу, и они натравили на Киев печенегов. Кочевники обложили русскую столицу, где находилась престарелая Ольга с внуками. С большим трудом удалось дать весть воинственному князю о грозящей его семье опасности. Святослав вернулся, разбил печенегов и некоторое время пребывал в Киеве, где его мать находилась при смерти.

Есть основания полагать, что по крайней мере Нижнее Поволжье какое-то время находилось под контролем Руси (до смерти Святослава?). Однако сам князь, похоронив мать, опять ушел на Балканы. Эта вторая война Святослава длилась более трех лет и, несмотря на доблесть русского войска, закономерно закончилась его поражением. Русские войска оказались далеко от родины, во враждебной среде (болгары большей частью оказались на стороне Византии). К тому же новый византийский император Иоанн Цимисхий оказался опытным полководцем, сумевшим собрать все военные силы империи (он был армянин и в составе его войска были отряды соотечественников императора). В конечном счете Святослав был вынужден заключить почетный мир, который обеспечивал ему право увести остатки войска на родину. При возвращении князь не внял совету опытного Свенельда и с частью дружины решил пробираться на Русь по Днепру (Свенельд конным строем шел более западным путем). У днепровских порогов Святослава подстерегли печенеги, убили князя, а из его черепа печенежский предводитель Куря сделал себе, по обычаю кочевников, чашу и пил из нее на пирах. Так закончил свою жизнь князь-воитель, каковым выглядит Святослав (972 или 973).

Языческий князь Киевской Руси Святослав Игоревич

Святослав Игоревич (942–972), великий князь Киевской Руси, стал править сразу после гибели своего отца в 945 году, то есть с трёх лет. В полную силу же он вошёл в середине 60-х годов.

Христианская вера была ему чужда, как воину, воспитанному в варяжской дружине воеводой Свенельдом. И он, обретя настоящую власть и будучи ревнителем старой веры, разрушил церковь Святого Николая, возведённую ещё самим Аскольдом, однако потом она была восстановлена.

Святослав решил расширить границы Киевской Руси на востоке, ходил на Оку и Волгу, воевал также в Болгарии, а столицу хотел перенести на берега Дуная, в град, названный им Киевец, дабы быть подальше от Киева на Днепре, где уже крещёное боярство опиралось на византийцев и хазар.

В те годы Святослав собрал вокруг себя много храбрых русичей, призвал и наемников варягов.

Святослав никогда не нападал тайно, не нарушал заключённые договоры. Перед походом он предупреждал врага словами: «Хочу идти на вы».

В 964 году Святослав повёл рать из 50 тысяч русичей и 20 тысяч варягов (согласно Булгарской летописи) в земли вятичей и кривичей, что были частью под булгарами, а частью под хазарами.

И первым освободил древний русский город Ростов. Наместник тех земель Гусман не оказал сопротивления (очевидно, потому что ростовчане, русичи и меряне, просто открыли врата войску Святослава). Гусману ничего не оставалось, как бежать в Булгар, где на Оке к нему присоединился и воевода Саин с остатками булгарской рати.

Кстати, и сами булгары не воспринимали Святослава захватчиком. Тем более что под его властью уже была Болгария на Дунае, он был ведь и болгарским царём. А болгары и булгаре по сути были одним народом, только одних (на Дунае) христианизировали византийцы, а другие (на Волге) с 900 года подвергались исламизации. Да и от русичей они отличались по большей части лишь верой. Они, как народ, смешанный из славян и тюрок, всегда свободно говорили и на древнерусском.

И тут нужно понимать главное: Святослав не только восстанавливал старые пределы Руси-Русколани, но также и древнюю ведическую веру, общую для русичей и булгар. Не потому ли и многие булгары, недовольные исламизацией, стали переходить тогда под стяги Святослава?

Один из булгарских воевод, Хаддад, присягнул тогда Святославу и привёл под его знамёна своё войско. Затем он взял город Муром, древнюю столицу финно-угорского племени мурома, как утверждает булгарская летопись «для вятичей». Вятичей в сем городе было уже много больше, чем муромы. Желая отличиться и доказать верность Святославу, Хаддад устроил резню в сём городе, по преимуществу уже вятичском.

Великий князь Руси Святослав. Рис. XIX в.

Сие потом аукнулось и самому Святославу, ибо действовал тот от его имени. Вятичи, только что отошедшие под руку Святослава, повсюду подняли восстание. И князь потом едва усмирил страсти, направив свою рать уже против Хаддада и сына его Алып-бея, севшего наместником в Муроме и даже объявившего себя в гордыне непомерной «Великим князем Руси». Алып-бей в страхе перед Святославом даже заявил, что будто бы он вырезал Муроме не вятичей, а варягов (тамошние вятичи были и в самом деле потомками варягов-готов, взявших в жёны местных женщин). Но это Алыпу не помогло. Святослав выбил его оттуда и установил в Муроме русскую власть.

Тогда же варяги и русы Святослава без боя взяли и Галич Мерьский, откуда, только завидев передовые отряды варягов, «бежал в панике вместе со всей своей свитой» булгарский наместник Мухаммед, «а оставленные ими на огне котлы достались русам, и они с удовольствием закусили с дороги».

Видя, что рати Святослава уже не остановить, булгарский эмир Талиб решил пойти на переговоры. Бежавших от русичей воевод он отправил обратно с предложением Святославу о мире и союзе для совместного завоевания Хазарии в обмен на все те земли, которые тот уже отобрал у Булгара и присоединил к Киеву, то есть в обмен на Ростов, Муром и западную часть Московии. Замечу, Москва уже в то время была значительным поселением из семи крепостей на Москве-реке и она тоже отошла в 964 году крепнувшей Киевской Руси.

Переговоры между Святославом и Талибом состоялись на волжском острове Пчелиный и союз был заключён. Торг шёл относительно дани с Ростова (её предлагалось теперь выплачивать Святославу), а также о том, как делить земли Хазарии – этот вопрос был отложен на время после её разгрома.

В Булгарии этот союз приветствовали далеко не все. Так беллакский хан Булат (правивший близ современного Саратова) пошёл на тайный сговор с Хаддадом и Алып-беем, опасаясь, что раздел Хазарии между Булгаром и Русью урежет его власть. Но Талиб пообещал ему всю близлежащую территорию Хазарии за исключением Саркела.

Да и делиться со Святославом хазарской добычей Талиб вовсе не собирался: «Хазария – не болотные кочки Московии, Ростова и Мурома. Взятие Хазарии сделает Булгар самой могучей державой, ибо поставит под нашу власть все пути из стран неверных в страны Востока. И делиться этим могуществом с кем-либо было бы настоящим безумием», – так сказал Талиб своему воеводе Кукче перед войной с Хазарией.

Для усиления войска Талиб заключил союз с туркменами, которые первыми ударили по Хазарии и осадили Итиль. Опережая Святослава (тот собирал рати в Киеве), туркмены явились в Саркеле и объявили о предстоящем походе Святослава, расписав жестокости якобы творимые русами в Муроме (резню же там устроил Хаддад, а не Святослав). Талиб пообещал защиту, если те покинут Хазарию. Калмыки тут же со своими кибитками двинулись в Булгарию, ослабив тем Саркел.

Хазарский воевода Кубара бросился наперерез калмыкам, но булгарский воевода Кукча сему помешал. Только после ухода калмыков хазарскому хану Кубаре открыли дорогу и тот занял Саркел.

Зная, что Саркел является главным препятствием Святославу на пути к Итилю, Кубара укрепил его сильным гарнизоном и решил во что бы то ни стало удержать.

И вот летом 965 года князь Святослав начал поход против Хазарии. Он собрал великое войско из язычников русичей и варягов – воинственных почитателей Перуна и Перкунаса.

К той многотысячной рати, что была у него прежде при походе на Булгарию, он присоединил ещё и рать галичан. Тогда же Святослав обезопасил Русь с юга, заключив мир с Византией. И в уплату сего мира он призвал на русскую службу также отряды византийских наёмников и их военных инженеров со стенобитной техникой.

К Святославу присоединился и флот причерноморских городов (крымские готы и греки). Все они, помня о хазарских притеснениях и, главное, иудейской угрозе их вере (да и торговле), стали союзниками Святослава. Так христиане объединились с язычниками (православные и ведославными) против иудеев-хазар. Это была грозная сила (около 50 000 ратников, флот), которая и повернула в те годы колесо мировой истории.

Святослав атаковал Саркел, проплыв к нему из Киева по Днепру, Славянскому морю (Понту) и Дону. Византийские орудия при штурме Саркела пробили стены в трёх местах, и тогда варяги, крымские готы и галичане ворвались в город и вырезали в крепости всех бывших там хазар.

Поклонение киевлян Перуну. Рис. XIX в.

И это, между прочим, было решающим, главным столкновением ратей Святослава с хазарами в эту компанию. Оно завершилось блистательной и очевидной победой русов над Хазарским каганатом. Хотя каганат был всё ещё грозен и обладал сильным войском, имевшим численное превосходство над русами, но оно уже уступало силам всех ополчившихся тогда против хазар соседей.

После победы Святослав повелел своим послам передать в Булгарию, что завоюет Хазарию и сам, и Талибу ничего не оставалось, как пообещать не препятствовать сему.

Кубара, придя в ужас при вести о падении Саркела, бросил туда все свои рати и осадил город. И надо полагать те силы были более многочисленными чем рати Святослава (т. е. около 100 000 осаждающих!). Но русы и варяги укрепились и не позволили хазарам вернуть крепость, отбив все атаки.

А в это время булгары и туркмены подошли и осадили столицу Хазарии Итиль, оставшуюся без защиты. Булгары здесь так же как и в Саркеле призвали итильцев-мусульман спасаться от язычника Святослава в Булгаре. И те, не дожидаясь прихода русской рати, покинули город под охраной курысбая.

Оставшийся в Итиле хан Узбек (номинально тогда у Итиле после многих переворотов правил мусульманин), а также связанные с ним хазары и туркмены, не решились помешать переселению и в ужасе перед Кукчей заперлись в цитадели города.

Кубаре так и не удалось отбить Саркел. И в это время к Саркелу подошли донские славяне (казаки) и с их помощью Святослав вынудил Кубару отступить к волоку, по которому перевозили суда с Дона на Волгу.

В это время внезапно печенеги напали на опустевший Саркел и взяли его.

Сие вынудило Святослава отложить поход на Итиль, вернуться и вновь брать сей город. После вторичного взятия Саркела Святослав зазимовал там, и его войско снабжалось всю зиму византийцами из Тмутаракани.

Следующим летом, в 966 году, Святослав двинулся с 50-тысячной ратью из Саркела в Итиль.

Сметя хазарские заставы, он прорвался к городу, и тут выяснил, что хазары Кубары вместе с ханом Узбеком покинули его, уплыли на кораблях в Хорасан через Каспий и Мангышлак.

И, как утверждает далее Булгарская летопись, эти хазары потом обосновались в Бухаре, «от них пошли так называемые бухарские яхуды-иудеи, которые вскоре стали процветать и на новом месте и наладили самые тесные торговые связи с булгарскими хазарами-мусульманами».

Святослав обнаружил в Итиле только немногочисленный хазарский гарнизон. Войско, не найдя в городе никакой добычи и запасов, в ярости перебило всех оставшихся там хазар-иудеев.

Затем Святослав направил жаждущих битв воинов на печенегов, решив отомстить им за нападение на Саркел. Он направил 20-тысячную рать на Самандар, а ещё 30 тысяч – на хазарских печенегов. Самандар был разрушен до основания, после чего рати Святослава двинулись в обратный путь пешими и при помощи сакланов-славян и казаков разгромили ещё шесть печенежских городов.

После этого по всей степи от Киева до Дона и Итиля стали господствовать саклане-донцы, казаки и ростовцы. Святослав заключил с казаками союз и передал им отнятые у печенегов и хазар города. Тогда же уцелевшие после побоища печенежские торговцы и мастера бежали в Булгар, а оставшиеся занялись скотоводством.

Сакланы (донские славяне), казаки и ростовцы были очень довольны сими приобретениями, но их ещё не раз приходилось отстаивать в битвах.

Когда 50-тысячное войско Святослава ушло, в Мухтасаре (столице хазарской Буртасии) подняли восстание буртасы, которые намеревались также вступить в союз с отрядами вятичей, всё ещё воюющиими против Святослава и Булгарии, и мстящих за резню в Муроме.

Походы Святослава на булгар и хазар. Из Радзивилловской летописи

Но соединиться восставшим не удалось, все они были разгромлены казаками и русами.

Вятичей тогда пришлось снова усмирять, ибо Муром снова взяли булгары и вновь там устроили резню, как объяснил потом Талиб Святославу за то, что тот не уплатил ему обещанной «ростовской дани». Святослав же оправдывался перед послами тем, что он надеялся расплатиться хазарской добычей, но та ушла на кораблях из Итиля в Хорасдан.

Святослав, видя ненадежность власти русов в Болгарии на Дунае (там язычники вновь столкнулись с христианами), и не желая войны «на два поля» одновременно ещё и с Булгаром на Волге, решил занять золота у Византии в обмен на военные услуги и мир с империей. Тем золотом он и расплатился с Булгаром. И так Муром и вся Московия вновь и отныне навеки отошли русичам, т. е. тогда – Киевской Руси.

Вот так в боях и с помощью дипломатии Святослав и создавал Великую Русь, возрождённую Русколань: от Волги до Дуная.

В том же 966 году, Святослав повёл русичей в земли болгар, стремясь и там укрепить древнюю ведическую веру.

Византийская империя, видя разгром Хазарии, решила столкнуть болгар и русов, опираясь на «византийскую партию» при дворе болгарского царя Бориса, а самой остаться в стороне, откупившись от Святослава.

Битвы с мятежными болгарами, коих поддерживали и подкупали византийцы, шли на Дунае, под Доростолом, Переяславцем, и были они тяжёлые и кровопролитные. Болгары тогда выступали на стороне Византии, ибо та обещала им независимость. Но, как водится в большой политике, впоследствии обещания так и остались обещаниями.

«Братья и дружина! Умрём, но умрём с твёрдостию и мужеством!» – обратился тогда Святослав к дружине. И храбрость русов привела к победе. Святослав взял приступом Переяславец.

В то же самое время печенеги, мстя за разгром своих городов и подкупленные византийцами, пришли к Киеву и окружили его. Княгиня Ольга с внуками укрылась за городскими стенами, послав к сыну в Болгарию гонца. Святослав с конницей поспешил на Русь и отогнал печенегов прочь.

И тут, наконец, княгиня Ольга поняла вполне, что под маской христианского благочестия византийцы скрывают намерения, враждебные Руси.

И тогда она разорвала мирные договоры с Византией, и объявила христианскую веру вне закона. По свидетельству скандинавских саг, Ольга, «мать конунга Вальдемара из Гардарики», вернулась к вере предков и почиталась пророчицей и «духом фитона», то есть языческой пророчицей, отойдя от иных дел, в весьма уже преклонном в ту пору возрасте.

Возможно, дату её отказа от греческой веры, 969 год, Русская православная церковь и почитает датой её смерти. В самом деле, несмотря на свою «смерть», княгиня Ольга в русских летописях появляется и позднее этой даты.

А после кончины (либо возвращения к вере предков) княгини Ольги её сын Святослав снова отправился на Дунай, где восставшие болгары изгнали его дружину из Переяславца.

Кончина Святослава. Рис. XIX в.

«Не любо мне в Киеве сидеть, хочу жить в Переяславце, там середина земли моей», – рёк тогда Святослав и вновь захватил город.

Новый император Византии Цимисхий был испуган явлением грозного союза языческих царств болгар и русов по соседству и готовился к войне.

Рать Святослава, даже вместе с союзниками болгарами и венграми, числом была много меньше войск Византии, но благодаря мужеству русичи всегда побеждали.

Тогда же в одной из битв Святослав произнёс знаменитые слова: «Да не посрамим земли русской, но ляжем костьми, ибо мёртвые сраму не имут».

Затем, после неудачной для союзников русов и болгар битвой при Аркадиополе, Святослав остался один с малой дружиной против всей армии империи. И несмотря на это русская рать как нож рассекла противника и дошла до стен Царьграда.

Там Святослав пошёл на заключение мира с Цимисхием, оставшись непобеждённым, но малыми силами уже не имея возможности взять стены столицы. Согласно договору, русские должны были оставить Балканы и не нападать на греческие города в Крыму. Византия обязывалась выплачивать киевским князьям дань и быть союзницей Руси.

Существует легенда, что Святослав остался равнодушен к богатым дарам византийцев, но принял меч и доспехи.

Встреча Святослава и Цимисхия произошла на Дунае. Цимисхий, окружённый великолепной свитой, был поражён простой одеждой грозного князя, который сидел в лодке с веслом, как и остальные его дружинники.

Святослав захватывает Доростол (Дрестер). Миниатюра из Хроники Манасии. XIV в.

«Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды приближённых только чистотой». (Впрочем, полагаю, что это описание не совсем достоверно, ибо оно весьма напоминает описание внешности вождя гуннов Аттилы, не оттуда ли оно взято византийским летописцем, который лично не видел Святослава?)

Мир всё же был заключён, однако после сего византийский посол архиерей Феофил предупредил болгар и печенегов о том, что Святослав, не подозревая о предательстве, возвращается в Киев с малой дружиной.

И тогда печенеги во главе с князем Курей напали на Святослава у днепровских порогов и убили его. Это была измена болгарского боярства, принявшего крещение.

И так маски были сброшены, противостояние византийского христианства и древней веры славян, ведославия и арианства (т. е., в современном толковании, – язычества), подошло к решающей черте.

Из книги Войны языческой Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

36. ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ Юному Святославу мать выделила собственный удел - Новгород. Здесь он рос, под руководством боярина Асмуда учился быть правителем, постигал военную науку. Из таких же молодых людей, как князь, формировалась его дружина. Для воспитания

Из книги История Российская. Часть 2 автора Татищев Василий Никитич

30. КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ В МАЛОЙ РУСИ СВЯТОСЛАВ III, СЫН ВСЕВОЛОДА II Святослав Всеволодич, получив сие от киевлян весьма приятное посольство, въехал в Киев июля 20-го дня и послал брата своего и сынов к Белгороду, чтоб Романа принудить в Смоленск возвратиться. Но оные, пойдя и не могши

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ (ок. 942 - 972) Древнерусский полководец. Великий князь киевский. Одна из самых прославленных в истории Древней Руси личностей - князь Святослав был истинным героем славянского мира. То есть тем князем, который не знал в битве для себя иного места, как

Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Святослав Игоревич († 972) В 964 г. Святославу исполнилось двадцать два года. Князь возмужал, и на сцену мировой истории вырвалась та сила, которая была призвана утвердить восточнославянское государство как мощнейшую державу. Недаром летописец посвятил юному Святославу

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Святослав Игоревич? Святослав Игоревич 1176 Рождение Святослава 942 Рождение Святослава 234 1206 Святослав становится князем Владимиро–Волынским 945 Святослав становится князем Киевским 261 1210 Святослав становится князем Перемышльским 967 Святослав становится князем

Из книги Рюриковичи. Исторические портреты автора Курганов Валерий Максимович

Святослав Игоревич В год рождения Святослава (942 год) Игорю не могло быть намного меньше 70 лет, так как во время похода Олега в Киев (879 год) он не мог быть старше 10–12 лет, иначе бы тогда поход возглавлял не Олег, а сын Рюрика, Игорь. Если принять расчеты В.Н. Татищева, то

Из книги Русские князья автора Шишов Алексей Васильевич

КНЯЗЬ-ВИТЯЗЬ СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ, СЫН ОЛЬГИ Точных данных о годе рождения великого воителя земли Русской Святослава Игоревича нет. Летописные источники не сохранили для нас эту дату. Хотя некоторые исследователи считают годом рождения великого князя Киевского

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Рюриковичи. Семь веков правления автора Блейк Сара

Глава 7. Святослав Игоревич Святослав Игоревич – великий князь Киевский, сын княгини Ольги и князя Игоря Святославовича.В 945 году после смерти отца Святослав в раннем возрасте остается с матерью Ольгой и приближенными воспитателями Асмудом и Свенельдом.Святослав рос

Из книги Великие русские полководцы и флотоводцы. Истории о верности, о подвигах, о славе... автора Ермаков Александр И

Святослав Игоревич (942–972) Святослав был и остается любимым героем русской и мировой истории, идеалом воина и правителя.Тридцать три года княжил в Киеве Игорь Рюрикович после смерти в 912 году воспитателя своего Вещего Олега. С трудом преодолевал Игорь опасности,

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

173. СВЯТОСЛАВ I ИГОРЕВИЧ, великий князь киевский и всей Руси Родился около 933 г. в Киеве от брака Игоря I Рюриковича, великого князя киевского и всей Руси, с св. Ольгой (Еленой), взятой замуж из г. Пскова.Впервые был в бою против древлян в 946 г.; принял от матери правление около

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Олег Вещий - князь Киевской Руси Годы жизни? - 912 Годы правления 879–912 После смерти Рюрика за малолетнего его сына Игоря стал править Олег, прославившийся умом и воинственностью. С большой дружиной он пошел вниз по Днепру, где взял Смоленск, Любеч. В 882 году Олег захватил

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Святослав Игоревич - Великий князь Киевский Годы жизни 942–972 Годы правления 966–972 Сын Игоря и Ольги - князь Святослав - с ранних лет закалил себя в походах и войнах. Он отличался суровым характером, честностью и прямотой. Святослав был необычайно выносливый в походах и

Из книги История православия автора Кукушкин Леонид

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ (г. р. неизв. - ум. 972)Князь киевский (945–972). Сын Игоря и Ольги, выдающийся полководец. Святослав уже носил славянское имя, но как ни убеждала его мать креститься, отказывался: «Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною», -

#историяроссии #история #народ #святослав #князь #воитель

Из летописной характеристики : «…легко ходил в походах, как барс, и воевал много. В походах не брал с собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или дичь, или говядину, зажарив ее на углях, ел. Не имел шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, и таковы же были его воины. Посылал он в чужие земли, объявляя: хочу на вас идти».

Византийский историк Лев Диакон , лично видевший князя, так обрисовал его: «умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода, крепкий затылок и широкая грудь… одежда его была белая и отличалась от одежды приближенных только чистотой… он сидел на веслах и греб вместе с приближенными».

Обращает внимание в этой характеристике не только стремление не отделять себя от воинов, но и привычность Святослава к степным походам, верхом на коне. Между тем известно, что русы той поры предпочитали сражаться пешими и ходили в походы на ладьях. Следовательно, Святослав приобрел эти необычайные привычки скорее всего в то время, когда он, пока его мать занималась государственными делами, «мужал» в степных походах. Тем самым он заранее подготовил себя к политическим актам, к которым приступил сразу после отстранения Ольги от власти.

Его устремления были направлены в степь, на восток, где еще господствовали хазары, взимая дань со славян-вятичей. В течение двух лет Святослав не только освободил вятичей от хазарской дани, но и разгромил войско хазарского кагана, занял столицу Хазарин Семендер и другие города, заставив хазарского кагана бежать в Хорезм, взял хазарскую крепость Саркел (Белую Вежу) на Дону, а затем воевал в Подонье и Прикубанье с ясами (аланами) и касогами (адыгами). Очевидно, в эти годы (965-966) он захватил Тмутаракань, крепость на Таманском полуострове, закрывавшую вход в Азовское море.

Однако такие действия не понравились и византийцам, которые к тому же рассчитывали использовать воинственного князя в своих интересах на Балканах. В Киев прибыло посольство во главе с уроженцем Крыма Калокиром, предложившее Святославу выступить в поход против дунайских булгар, с которыми греки сами справиться не могли. Святослав разгромил булгар, но… сам решил закрепиться на Балканах, перенеся центр своего государства на Дунай. Такой поворот событий, разумеется, не пришелся грекам по вкусу, и они натравили на Киев печенегов. Кочевники обложили русскую столицу, где находилась престарелая Ольга с внуками. С большим трудом удалось дать весть воинственному князю о грозящей его семье опасности. Святослав вернулся, разбил печенегов и некоторое время пребывал в Киеве, где его мать находилась при смерти.

Есть основания полагать, что по крайней мере Нижнее Поволжье какое-то время находилось под контролем Руси (до смерти Святослава?). Однако сам князь, похоронив мать, опять ушел на Балканы. Эта вторая война Святослава длилась более трех лет и, несмотря на доблесть русского войска, закономерно закончилась его поражением. Русские войска оказались далеко от родины, во враждебной среде (болгары большей частью оказались на стороне Византии). К тому же новый византийский император Иоанн Цимисхий оказался опытным полководцем, сумевшим собрать все военные силы империи (он был армянин и в составе его войска были отряды соотечественников императора). В конечном счете Святослав был вынужден заключить почетный мир, который обеспечивал ему право увести остатки войска на родину. При возвращении князь не внял совету опытного Свенельда и с частью дружины решил пробираться на Русь по Днепру (Свенельд конным строем шел более западным путем). У днепровских порогов Святослава подстерегли печенеги, убили князя, а из его черепа печенежский предводитель Куря сделал себе, по обычаю кочевников, чашу и пил из нее на пирах. Так закончил свою жизнь князь-воитель, каковым выглядит Святослав (972 или 973).

А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века

Среди харизматических личностей, которыми так богата история человеческой цивилизации, были те, кто совмещал в себе черты правителя и полководца. Именно о таких сложена русская поговорка: «Кому война – кому мать родна». Их сложно представить дожившими до глубокой старости, убеленными сединами. Они, как правило, погибают в героическом неравном бою и остаются навеки молодыми, полными сил. Таков и русский князь Святослав Игоревич.

Святослав, сын Игорев, первый князь славянского имени, был еще отроком. Бедственный конец родителя, новость державы, только мечом основанной и хранимой; бунт древлян; беспокойный дух войска, приученного к деятельности, завоеваниям и грабежу, честолюбие полководцев варяжских, смелых и гордых, уважавших одну власть счастливой храбрости: все угрожало Святославу и Руси опасностями. Но провидение сохранило и целость державы и власть государя, одарив его мать свойствами души необыкновенной. Такой была княгиня Ольга.

Биография князя Святослава

Уже первые годы жизни Святослава были омрачены страшной трагедией: его отец, князь Игорь , был убит древлянами во время сбора дани. Согласно легенде, он был привязан к двум деревьям, стволы которых сначала согнули, а потом отпустили.

Вдова Игоря, княгиня Ольга, стала, по сути, регентшей при малолетнем сыне. Она жестоко отомстила древлянам за смерть мужа.

Четырехлетний Святослав, по преданию, открыл сражение тем, что бросил копьё в направлении древлян. Юный князь воспитывался боярином Асмудом: Свенельд повелевал войском. Вплоть до совершеннолетия Святослава Ольга управляла Русью единолично. Большая часть сознательной жизни самого Святослава прошла в военных походах.

Возмужав, Святослав создал дружину из лучших воинов своего окружения, У него и потом не будет войска, соединяющего представителей различных племён. А будет немногочисленная, но отборная дружина, способная переносить с ним тяготы походной жизни, бесстрашно и доблестно участвовать в бою. Не брал князь с собой в поход ни шатра, ни постели, ни котлов для приготовления пищи, ни больших продовольственных запасов. Он так же, как и его воины, питался кониной и мясом диких животных, испечённых на углях костра. А спал он на потнике, положив под голову седло. Так что обоза он не имел, и передвигаться ему было легко. «Он ходил на неприятеля с быстротой барса», – отмечалось в летописи. Но никогда Святослав не нападал внезапно, предупреждал: «Иду на вас!»Его фраза «Иду на вы!» стала крылатой. В отличие от матери он не пожелал перейти в христианскую веру, оставшись язычником. Был дважды женат и имел троих сыновей. Последний, Владимир , получивший прозвище Красно Солнышко, станет крестителем Руси.

Внутренняя и внешняя политика князя Святослава

В середине X в. далеко не все восточные славяне были под властью киевского князя. Начинала налаживаться система налогов, но были племена, которые не окончательно примирились со своим данническим положением. Некоторые из них платили дань не Киеву. Защитить Русь от внешних врагов, укрепить единство Руси стало одной из главных задач молодого Святослава.

В это время восточнославянское племя вятичей платило дань хазарам. Святослав пошёл на хазар и взял их главный город на Дону – Белую Вежу. Затем В. О. Ключевский, Н. И. Костомаров, О. П. Федорова… «Лица эпохи. От истоков до монгольского нашествия (сборник)» 78 он победил ясов и косогов в Прикавказье, волжских булгар. Спустившись по Волге, дружина Святослава взяла древнюю столицу хазар – Итиль и город Семендер. Освобождённые от хазар вятичи стали платить дань киевскому князю. Хазария потерпела тяжкое поражение. Святослав же в это время был на Дунае. Выйдя к Азовскому морю, он основал в районе Кубани крепость Тмутаракань (она находилась на Таманском полуострове), ставшую впоследствии столицей древнерусского Тмутараканского княжества. Объединение восточнославянских племен завершилось. А Русь могла уже установить контроль за торговыми путями по Волге и Дону. С. М. Соловьёв считал, что после этого «начинаются подвиги Святослава, мало имеющие отношение к нашей истории». Некоторые историки Русской церкви неодобрительно говорят о последующих заграничных походах этого князя: «Рыскал по чужим землям».

Но с большим уважением о нём как о защитнике Русского государства будет отзываться первый киевский митрополит русского происхождения Иларион (XI в.). С не меньшим почтением о его заслугах в разгроме хазар напишет покойный ныне митрополит Ладожский и Петербургский Иоанн. А историк Н. М. Карамзин в своих заметках «О случаях и характере истории, которые могут быть предметом художеств» восклицал: «Никто из древних князей российских не действует так сильно на моё воображение, как Святослав, не только храбрый витязь, не только ужас греков… но и прямодушный витязь…» Почему Святослав оказался далеко за пределами своего государства? Только ли желание ратных подвигов отдалило его от Киева? Существует предположение, что на самом деле всё было гораздо сложнее. По утверждению Л. Н. Гумилёва, Святослава уже тогда тяготило общение с матерью и особенно с её христианским окружением. А после победы над иудейской Хазарией число христиан в Киеве росло. Но при этом нельзя отрицать любовь и уважение Святослава к матери. Хотя действительно нелегко было ужиться этим двум родным незаурядным личностям с сильным характером. А между тем патрикий Калокир как посол греческого императора Никифора предложил Святославу захватить беспокоившую греческие границы Болгарию и сделать её частью Русского государства. Святослав охотно согласился с этим предложением – к тому же Русь, окружённая со всех сторон врагами, тоже нуждалась в сильном союзнике, например в лице Византии. Другое дело, как потом оправдывались их взаимные надежды на поддержку предполагаемого союзника…

Византия к тому времени постоянно подвергалась нападению со стороны арабов, булгар. Ольга когда-то посылала русских воинов в Византию, и они помогли разбить арабов и вернуть грекам Крит. Вот тогда-то будущий посланник Никифора к Святославу Калокир, общаясь с русскими союзниками, выучил их язык. Договаривался он потом со Святославом по-русски. В этом, конечно, было своё обаяние, а главное – проявление уважения к Киеву. Святослав довольно быстро завладел Болгарией. Ему понравилась эта земля и своим мягким теплым климатом, и своей природой, а главное, наверное, тем, что она давала князю- победителю ощущение покоя вдали от сложных отношений в Киеве. Он надолго остался в болгарской столице городе Переяславце. По преданию, однажды он получил послание киевлян, недовольных его долгим отсутствием. Они упрекали его в том, что ему не жалко Отчизны, матери-старухи, детей своих малых. И действительно, однажды, пока он был в Болгарии, только случай спас Киев, а заодно и престарелую Ольгу с внуками от осаждавших город печенегов. Её воевода Претич обманул печенежского князя, окружившего Киев, сказав ему, что приближается Свято- слав со своей дружиной. Святослава враги боялись. Печенеги не только отошли от Киева, но в знак примирения печенежский князь обменялся оружием с Претичем. Кстати, описание древним автором подробностей этого обмена дало возможность историкам определить и сравнить типы вооружения русских и печенегов. Печенег подарил саблю, стрелы, лук, коня – азиатское вооружение. Русский же воевода дарит ему броню, щит, меч – но тому времени это было военное снаряжение европейского типа. А Святослав, узнав о происходящем на родине, немедленно прибыл в Киев. Он наподдал печенегам, загнав их в степь, а матери признался, что хочет перенести столицу государства в завоёванные им придунайские земли, в Переяславец. Ольга не одобрила этого решения Святослава. Кроме того, она опять попыталась обратить его в христианскую веру, но и на этот раз убедить его не смогла. Тогда она упросила его остаться в Киеве хотя бы до её смерти, которая явно приближалась. Святослав выполнил просьбу матери. Святослав с помощью оружия пытался создать государство на землях придунайских славян. Там и появилась новая столица Переяславец. А территорию Руси, созданную ещё при Олеге, передал в управление своим ещё довольно юным сыновьям. После смерти Ольги, которую похоронили по её просьбе по христианскому обряду, старшему сыну, Ярополку, достался Киев, а младшему, Олегу, – земля древлян. А в Новгород был отправлен младший сын Святослава Владимир, мать которого, Малуша, Ольгина ключница, была когда-то взята в плен при покорении древлян. В летописи утверждается, что сыновья Святослава Ярополк и Олег не любили Север и отказались ехать в Новгород. Не последнюю роль в этом решении братьев сыграло бунтарство и своеволие новгородцев. Мысль же просить себе князем Владимира внушил новгородцам брат Малуши Добрыня.

Летопись сохранила не только эти конкретные имена, но и лаконичное требование новгородцев. Они обратились к Святославу: «Дай нам Владимира»; иначе они грозились призвать князя из других земель. В результате Владимир ещё отроком отправился в Новгород в качестве князя вместе со своим дядей Добрыней, который, по выражению одного из историков Русской церкви, «как грубый язычник, давал полную волю страстям своего воспитанника». Н. М. Карамзин с горечью отмечал: «Святослав первым ввёл обыкновение давать сыновьям особые уделы: пример несчастный, бывший виной всех бедствий России». С. М. Соловьёв по этому поводу делал следующий вывод: «Святослав своей землёй считал только одну Болгарию, приобретённую им самим. Русскую же землю считал, по понятиям того времени, владением общим, родовым». Интересна точка зрения Л. Н. Гумилёва, также попытавшегося объяснить мотивы очередного заграничного похода Святослава. Он считал, что Свято- слав не просто покинул Киев, а был вынужден «…уйти в дунайскую оккупационную армию, которой командовали верные его сподвижники». Слишком сильна была в Киеве оппозиция (христианская оппозиция, по мнению Гумилёва). Нельзя исключить и другое предположение. Святослав не собирался делить государство на несколько частей – просто в разные рай- оны были направлены представители единой власти. Не мог же Святослав предвидеть свою скорую гибель.

Святослав вернулся в Болгарию, подавив её сопротивление в кровопролитных битвах. Новый император Византии Иоанн Цимисхий был встревожен намерениями Святослава закрепиться в придунайских городах. Он боялся иметь рядом с собой такого сильного соседа. Император через своих посланников напомнил Святославу о его договоре с покойным Никифором: уйти из Болгарии. Святослав ответил решительным отказом, да ещё и пригрозил гре- кам выгнать их в Азию. Началась война, события которой отразили и византийские, и славянские источники. Правда, они значительно противоречат друг другу. Составитель летописи Нестор отмечал успехи Святослава, византиец – победы греков. Поднесение греками князю Святославу оружия в дар. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец XV в. В ходе этой войны дружина Святослава вступила во Фракию и опустошила её селе- ния до самого Адрианополя8 . В этих боях отличился своим полководческим талантом пред- водитель греческого войска Барда Склир и его брат патриций Константин. Часть дружины Святослава была уничтожена, а оставшиеся воины были окружены силами, превосходившими их почти в десять раз. Нестором описана реакция Святослава на эти события. Он спокойно и мужественно отнёсся к случившемуся и убеждал своих соратников: «Бегство не спасёт нас. Волею или неволею должны мы сразиться. Не посрамим Отечество, но ляжем здесь костьми: мёртвым не стыдно. Станем крепко. Иду перед вами, и когда положу свою голову, тогда делайте что хотите». Русский летописец считал, что не победили греки в этой битве, но и у русских потери были весьма ощутимы. Вскоре Святослав направился к Константино- полю – греки откупились золотом. Когда они его принесли, – отмечает летописец, – Свято- слав отнёсся к этому равнодушно. Когда же принесли оружие, Святослав принял его с благодарностью. Он взял предложенную императором дань. Каждый воин получил свою часть добычи, а доля убитых принадлежала их родственникам. Византийский источник содержит интересные сведения о встрече императора и князя, инициатором которой был Святослав. Цимисхий явился на коне, окружённый «златоносными всадниками в блестящих латах». А Святослав в простой белой одежде прибыл в ладье. Он сам грёб веслом. Греки подробно описывали его внешность. Он был среднего роста, строен и голубоглаз, имел широкую грудь и мощную шею. Лицо обрамляла негустая борода. Очевидно, заметные усы и один длинный клок волос на голове между теменем и затылком – «знак благородства», а также серьга с двумя жемчужинами и рубином в мочке уха Святослава дали основание грекам отметить, что вид он имел «дикий». Дотошный в описании подробностей внешности князя, византийский документалист не забыл отметить также, что нос у Святослава был плоский, а брови густые. Описание похоже на досье, составленное криминалистом.

Послесловие

Карамзин называл князя Святослава "русским Македонским", историк Грушевский - "казаком на престоле". Святослав первым предпринял активную попытку обширной экспансии земель. О его подвигах до сих пор ходят легенды…

Художественная литература

Стрелы Перуна

С. Пономарев

Настоящая книга - вторая часть трилогии, посвященной истории Киевской Руси. Впервые роман был опубликован Куйбышевским книжным издательством в 1989 году, а уже через год стал библиографической редкостью. Первая часть трилогии дважды выходила в свет, второй раз - значительным тиражом. События романа "Стрелы Перуна" также относятся ко времени правления великого князя Киевского Святослава Игоревича - середине 60-х годов X века. Автор в художественной форме динамично раскрывает сложную картину роста и становления единого Русского государства, его дипломатии и военных столкновений с могущественным Хазарским каганатом, непростых взаимоотношений с Византией и Волжско-Камской Булгарией. Теги:

Гроза над Русью

Станислав Пономарев

Роман "Гроза над Русью", посвященный драматическим событиям борьбы киевского князя Святослава Игоревича с Хазарским каганатом, издавался в Самарском книжном издательстве пробным тиражом и разошелся с книжных прилавков в считанные часы. Новое издание предпринимается с целью удовлетворить спрос любителей древней российской истории на книги тольяттинского писателя.