Восточнославянские племена и их соседи. Славяне (происхождение славян)

Славяне - крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению народов. В ее состав входят славяне : восточные (русские, укра­инцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане) и южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, муслимане, македонцы, боснийцы). Происхождение этно­нима “славяне” недостаточно ясно. Можно полагать, что он восходит к общеиндоев­ропейскому корню, смысловым содержанием которого являются понятия “человек”, “люди”. Этногенез славян, вероятно, развивался поэтапно (протославяне, праславя­не и раннеславянская этнолингвистическая общность). Ко второй половине I тыс. н. э. сформировались отдельные славянские этнические общности (союзы племен). Славянские этнические общности первоначально формировались в ареале либо между Одером и Вислой, либо между Одером и Днепром. В этногенетических процес­сах принимали участие различные этносы - как славянские, так и неславянские: даки, фракийцы, тюрки, балты, финно-угры и т.д. Отсюда славяне начали посте­пенно продвигаться в юго-западном, западном и северном направлениях, что сов­падало в основном с заключительной фазой Великого переселения народов (V-VII вв.). В результате в IX-X вв. сложился обширный ареал славянского рассе­ления: от современного Русского Севера и Балтийского моря до Средиземноморья и от Волги до Эльбы . Появление государственности у славян относится к VII-IX вв. (Первое Болгарс­кое царство, Киевская Русь, Великоморавская держава, Древнепольское государ­ство и др.). На характер, динамику и темпы формирования славянских народностей в значительной степени повлияли социальные и политические факторы. Так, в IX в. земли, населенные предками словенцев, были захвачены германцами и стали частью Священной Римской империи, а в начале X в. предки словаков после падения Вели­коморавской державы были включены в состав Венгерского государства. Процесс этносоциального развития у болгар и сербов был прерван в XIV в. османским (ту­рецким) нашествием, растянувшимся на пятьсот лет. Хорватия ввиду опасности из­вне в начале XII в. признала власть венгерских королей. Чешские земли в начале XVII в. были включены в состав австрийской монархии, а Польша пережила в кон­це XVIII в. несколько разделов . Специфические особенности имело развитие славян в Восточной Европе. Своеобразие процесса формирования отдельных наций (русских, украинцев, бе­лорусов) заключалось в том, что они в равной степени пережили стадию древне­русской народности и были сформированы вследствие дифференциации древ­нерусской народности на три самостоятельных близкородственных этноса (XIV- XVI вв.). В XVII-XVIII вв. русские, украинцы и белорусы оказались в составе одного государства - Российской империи. Процесс формирования наций про­текал у этих этносов в различном темпе, что обусловливалось своеобразными ис­торическими, этнополитическими и этнокультурными ситуациями, которые пере­живал каждый из трех народов. Так, для белорусов и украинцев важную роль сыграли необходимость противостоять полонизации и мадьяризации, неполнота их этносоциальной структуры, образовавшаяся в результате слияния собствен­ных верхних социальных слоев с верхними социальными слоями литовцев, поля­ков, русских и др. . Процесс формирования русской нации протекал одновременно с формировани­ем украинской и белорусской наций . В условиях освободительной войны про­тив татаро-монгольского ига (середина XII - конец XV в.) проходила этническая консолидация княжеств Северо-Восточной Руси, образовавших в XIV-XV вв. Московскую Русь. Восточные славяне ростовских, суздальских, владимирских, московских, тверских и новгородских земель стали этническим ядром формировав­шейся русской нации. Одной из важнейших особенностей этнической истории рус­ских было постоянное наличие слабозаселенных пространств, соседних с основной русской этнической территорией, и многовековая миграционная активность рус­ского населения. В результате постепенно сформировалась обширная этническая территория русских, окруженная зоной постоянных этнических контактов с наро­дами, различными по происхождению, культурным традициям и языку (финно­угорскими, тюркскими, балтскими, монгольскими, западно- и южнославянскими, кавказскими и др.). Украинский народ формировался на основе части восточнославянского на­селения, входившего ранее в состав единого древнерусского государства (IX- XII вв.) . Украинская нация складывалась в юго-западных районах этого го­сударства (территория Киевского, Переяславского, Чернигово-Северского, Волынского и Галицкого княжеств) преимущественно в XIV-XV вв. Несмотря на захват в XV в. большой части украинских земель польско-литовскими феодала­ми, в XVI-XVII вв. в ходе борьбы с польскими, литовскими, венгерскими завое­вателями и противодействия татарским ханам консолидация украинского народа продолжалась. В XVI в. сложился украинский (так называемый староукраинс­кий) книжный язык. В XVII в. Украина воссоединилась с Россией (1654 г.). В 90-х годах XVIII ст. в состав России вошли Правобережная Украина и южные украинские земли, а в пер­вой половине XIX в. - придунайские. Название “Украина” употреблялось для обо­значения различных южных и юго-западных частей древнерусских земель еще в XII- XIII вв. Впоследствии (к XVIII в.) этот термин в значении “краина”, т. е. страна, закрепился в официальных документах, получил широкое распространение и стал основой для этнонима украинского народа . Древнейшей этнической основой белорусов были восточно-славянские племена, частично ассимилировавшие литовские племена ятвягов. В IX-XI вв. входили в со­став Киевской Руси. После периода феодальной раздробленности с середины XIII - в течение XIV в. земли Белоруссии входили в состав Великого княжества Литовско­го, затем в XVI в. - в состав Речи Посполитой. В XIV-XVI вв. формировался бело­русский народ, развивалась его культура. В конце XVIII в. Белоруссия воссоедини­лась с Россией .

Славяне – крупнейшая этническая общность Европы, но что мы на самом деле о них знаем? Историки до сих пор спорят и о том, от кого они произошли, и о том, где находилась их родина, и откуда пошло самоназвание «славяне».

Происхождение славян


Существует множество гипотез о происхождении славян. Кто-то относит их к скифам и сарматам, пришедшим из Средней Азии, кто-то к ариям, германцам, другие и вовсе отождествляют с кельтами. Все гипотезы происхождения славян можно поделить на две основные категории, прямо противоположные друг другу. Одна из них – хорошо известная «норманнская», была выдвинутая в XVIII веке немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, хотя впервые подобные идеи появились еще в период царствования Ивана Грозного.

Суть заключалась в следующем: славяне – индоевропейский народ, входивший некогда в «германо-славянскую» общность, но отколовшийся от германцев в ходе Великого переселения народов. Оказавшиеся на периферии Европы и отрезанные от преемственности римской цивилизации, они весьма отстали в развитии, настолько, что не смогли создать собственного государства и пригласили варягов, то есть викингов, править ими.

В основе этой теории лежит историографическая традиция «Повести временных лет» и знаменитая фраза: «Велика земля наша, богата, но наряду в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Такая категорическая трактовка, в основу которой вкладывалась очевидная идеологическая подоплека, не могла не вызвать критики. Сегодня археология подтверждает наличие прочных межкультурных связей между скандинавами и славянами, но едва ли говорит о том, что первые сыграли решающую роль в становлении древнерусского государства. Но споры о «норманнском» происхождении славян и Киевской Руси не утихают, и по сей день.

Вторая теория этногенеза славян, напротив, носит патриотический характер. И, кстати, она намного старше норманнской – одним из ее основоположником был хорватский историк Мавро Орбини, написавший в конце XVI-начале XVII века работу под названием «Славянское царство». Точка зрения у него была весьма неординарная: к славянам он отнес вандалов, бургундов, готов, остготов, вестготов, гепидов, гетов, аланов, верлов, аваров, даков, шведов, норманнов, финнов, укров, маркоманов, квадов, фракийцев и иллирийцев и многих других: «Все они были одного и того же славянского племени, как это будет видно в дальнейшем».

Их исход из исторической родины Орбини датирует 1460 годом до нашей эры. Где только они после этого не успели побывать: «Славяне воевали почти со всеми племенами мира, нападали на Персию, правили Азией и Африкой, сражались с египтянами и Александром Великим, покорили Грецию Македонию и Иллирию, заняли Моравию, Чехию, Польшу и побережья Балтийского моря».

Ему вторили многие придворные книжники, которые создали теорию происхождения славян от древних римлян, а Рюрика от императора Октавиана Августа. В XVIII веке русский историк Татищев опубликовал так называемую «Иоакимовскую летопись», которая, в противовес «Повести временных лет», отождествляла славян с древними греками.

Обе эти теории (хоть в каждой из них есть отголоски правды), представляют собой две крайности, которым свойственна вольная трактовка исторических фактов и сведений археологии. Их критиковали такие «великаны» отечественной истории, как Б. Греков, Б. Рыбаков, В. Янин, А. Арциховский, утверждая, что историк должен в своих исследованиях упираться не на свои предпочтения, а на факты. Впрочем, историческая фактура «этногенеза славян», и по сей день, настолько неполна, что оставляет множество вариантов для спекуляций, без возможности окончательно ответить на главный вопрос: «кто же все-таки эти славяне?»

Возраст народа


Следующая наболевшая проблема историков – возраст славянского этноса. Когда же славяне все-таки выделились как единый народ из общеевропейской этнической «катавасии»? Первая попытка ответить на этот вопрос принадлежит автору «Повести временных лет» - монаху Нестору. Взяв за основу библейское предание, он начал историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего человечество на 72 народа: «От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ…». Упомянутый выше Мавро Орбини щедро даровал славянским племенам пару-тройку лишних тысячелетий истории, датировав их исход из исторической родины 1496 годом: «В указанное время вышли из Скандинавии готы, и славяне…поскольку славяне и готы были одного племени. Итак, подчинив своей власти Сарматию, славянское племя разделилось на несколько колен и получило разные наименования: венеды, славяне, анты, верлы, аланы, массаеты….вандалы, готы, авары, росколаны, русские или московиты, поляке, чехи, силезцы, болгаре…Короче говоря, славянский язык слышен от Каспийского моря до Саксонии, от Адриатического моря до Германского, и во всех этих пределах лежит славянское племя».

Разумеется, подобных «сведений» историкам было недостаточно. Для изучения «возраста» славян была привлечена археология, генетика и лингвистика. В итоге, удалось добиться скромных, но все же результатов. Согласно принятой версии, славяне принадлежали к индоевропейской общности, которая, скорее всего, вышла из днепро-донецкой археологической культуры, в междуречье Днепра и Дона, семь тысяч лет назад во время каменного века. Впоследствии влияние этой культуры распространилось на территорию от Вислы до Урала, хотя точно локализовать ее пока никому не удалось. Вообще, говоря об индоевропейской общности, имеется ввиду не единые этнос или цивилизация, а влияние культур и лингвистическая схожесть. Около четырех тысяч лет до нашей эры она распалась на условные три группы: кельты и романцы на Западе, индо-иранцы на Востоке, а где-то посередине, в Центральной и Восточной Европе, выделилась еще одна языковая группа, из которой потом вышли германцы, балты и славяне. Из них, примерно в I тысячелетии до нашей эры начинает выделяться славянский язык.

Но сведений одной лингвистики мало – для определения единства этноса должна быть непрерывная преемственность археологических культур. Нижним звеном в археологической цепочке славян принято считать так называемую «культуру подклошовых погребений», получившую название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом, по-польски «клеш», то есть, «верх дном». Она существовала в V-II веках до нашей эры между Вислой и Днепром. В каком-то смысле, можно сказать, что ее носители были самыми ранними славянами. Именно с нее удается выявить преемственность культурных элементов вплоть до славянских древностей раннего средневековья.

Праславянская родина


Где же все-таки появился на свет славянский этнос, и какую территорию можно назвать «исконно славянской»? Показания историков варьируются. Орбини, ссылаясь на ряд авторов, утверждает, что славяне вышли из Скандинавии: «Почти все авторы, блаженное перо которых донесло до потомков историю славянского племени, утверждают и заключают, что славяне вышли из Скандинавии…Потомки Иафета сына Ноя (к коим автор относит славян) двинулись в Европу на север, проникнув в страну называемую ныне Скандинавией. Там они неисчислимо размножились как указывает Святой Августин в своем «Граде Божьем», где пишет, что сыновья и потомки Иафета имели двести отчизн и занимали земли, расположенные к северу от горы Тавр в Киликии, по Северному океану, половину Азии, и по всей Европе вплоть до Британского океана».

Нестор называл древнейшую территорию славян – земли по нижнему течению Днепра и Паннонии. Поводом же для расселения славян с Дуная было нападение на них волохов. «По мнозехъ же времянех сели суть словени по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска». Отсюда и дунайско-балканская гипотеза происхождения славян.

Были свои сторонники и у европейской родины славян. Так, крупный чешский историк Павел Шафарик считал, что прародину славян нужно искать на территории Европы по соседству с родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. Он полагал, что в древние времена славяне занимали обширные территории Средней и Восточной Европы, откуда были вынуждены уйти за Карпаты под натиском кельтской экспансии.

Существовала даже версия о двух прародинах славян, согласно которой первой прародиной было место, где сложился праславянский язык (между нижним течением Немана и Западной Двины) и там, где сформировался сам славянский народ (по мнению авторов гипотезы, это произошло начиная со II века до нашей эры) – бассейн реки Вислы. Оттуда уже вышли западные и восточные славяне. Первые заселили район реки Эльбы, потом Балканы и Дунай, а вторые – берега Днепра и Днестра.

Висло-днепровская гипотеза о прародине славян, хоть и остается гипотезой, все-же наиболее популярная среди историков. Ее условно подтверждают местные топонимы, а также лексика. Если верить «словам», то есть, лексическому материалу, прародина славян находилась в стороне от моря, в лесной равнинной зоне с болотами и озерами, а также в пределах рек, впадающих в Балтийское море, судя по общеславянским названиям рыб – лосося и угря. Кстати, области уже известной нам культуры подклошовых погребений полностью соответствуют этим географическим признакам.

«Славяне»

Само слово «славяне» представляет собой загадку. Оно прочно входит в обиход уже в VI веке нашей эры, по крайней мере, у византийских историков этого времени нередки упоминания о славянах – не всегда дружелюбных соседях Византии. У самих славян этот термин уже вовсю используется как самоназвание в Средневековье, по крайней мере, если судить по летописям, в том числе и по «Повести временных лет».

Тем не менее, его происхождение до сих пор неизвестно. Наиболее популярной является версия, что происходит оно от слов «слово» или «слава», восходящих к одному индоевропейскому корню ḱleu̯- «слышать». Об этом, кстати, писал и Мавро Орбини, правда в свойственной ему «аранжировке»: «во время своего жительства в Сарматии взяли они (славяне) себе имя «славяне», что означает «славные».

Среди лингвистов бытует версия, что своим самоназванием славяне обязаны названиям ландшафта. Предположительно, в основе был топоним «Словутич» - другое название Днепра, содержащее в себе корень со значением «омывать», «очищать».

Много шума в свое время вызвала версия о наличие связи между самоназванием «славян» и среднегреческим словом «раб» (σκλάβος). Она была весьма популярна среди западных ученых XVIII-XIX веков. В основе ее идея, что славяне, как один из самых многочисленных народов Европы, составляли значительный процент пленников и нередко становились объектом работорговли. Сегодня эта гипотеза признается ошибочной, так как вероятнее всего в основе «σκλάβος» стоял греческий глагол со значением «добывать военные трофеи» - «σκυλάο».


Содержание

Введение
Славянские народы разделяется на три группы:

1. Восточные славяне − это русские, белорусы и украинцы.

2. Западные славяне − это поляки, чехи, словаки, лужичане.

3. Южные славяне – это болгары, македонцы, сербы, хорваты, словены.

Вопрос о происхождении славян был поставлен еще в средние века. Согласно «Баварской хронике» (XIII век), предками славян были древние ираноязычные народы – скифы, сарматы и аланы.

Начало научной разработки вопроса о происхождении славян относится к первой половине XIX в. Исследования этого времени показали принадлежность славянских языков к индоевропейской языковой семье. На этом основании было высказано предположение о существовании индоевропейской общности, которая включала в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев.

Российский ученый А. Шахматов считал, что эта индоевропейская общность сложилась в бассейне Балтийского моря. По мнению чешского историка Л. Нидерле, в начале II тыс. до н.э. индоевропейская общность распалась. Из нее выделилась балто-славянская общность, которая в I тыс. до н.э. разделилась на балтскую и славянскую. А. Шахматов полагал, что вначале эту общность покинули ушедшие на юг предки индоиранцев и фракийцев, а затем от балтов отделились славяне, расселившиеся во II в. н.э., после ухода германцев с Вислы, на остальной территории Восточной Европы.

Есть и другие мнения о прародине славян. Еще в «Повести временных лет» (XII в.) монахом Киево-Печерского монастыря Нестором была высказана мысль о том, что первоначально территорией расселения славян были Дунай и Балканы, а затем Прикарпатье, Днепр и Ладога. В XIX в. чешский ученый П. Ша-фарик, проанализировав сведения о славянах у античных авторов и готского историка Иордана, выдвинул гипотезу, согласно которой прародиной славянских народов было Прикарпатье.

В XX в. американские исследователи Г. Трегер и X. Смит высказали предположение, что первоначально существовала древнеевропейская общность, которая во II тыс. до н.э. распалась на предков южных, западных (кельты и романские народы) и северных европейцев (германцы, балты и славяне). В I тыс. до н.э. из североевропейской общности выделились вначале германцы, а затем балты и славяне. Отечественный ученый Л. Гумилев считал, что в этом процессе имело место не только разделение славян с германцами, но и их соединение с германоязычными русами, и что это произошло в ходе заселения славянами Поднепровья и района озера Ильмень.

В VI−VII вв. происходит постепенное формирование трех этнических групп − западных, южных и восточных славян. К этому времени относится упоминание в византийских источниках об антах, под которыми одни ученые подразумевают всех восточных славян, а другие − лишь юго-западную их часть, наиболее часто вступавшую в контакт с Византией. Некоторые исследователи считают, что слово «анты» тюркского происхождения и переводится как «союзник». Другие полагают, что это иранское слово и переводится как «край».

В работе «Хозяйственный и общественный строй древних славян» дана характеристика трех этнических групп древних славян − западных, южных и восточных.

1. Хозяйственный и общественный строй древних славян
1.1. Общая характеристика древних славян
Слово «славяне» упоминается византийскими писателями довольно часть в VI в.н.э. Но они были известны римским и греко-римским авторам гораздо раньше. Известия о славянах у древних авторов почти одновременны с известиями о древних германцах. Так, Тацит, Плиний и Птолемей не раз упоминали о венедах (или венетах), живших в бассейне Вислы и далее к востоку, вплоть до Балтийского моря на севере и до Карпат и Дуная на юге. С VI в. у византийских писателей для этих племён появляется название «славинов» или «склавинов». Одновременно с этим появляются известия о родственных им племенах, живущих в Причерноморье, а также по Днепру и Днестру. Эти племена обозначаются общим названием «антов».

Анты и племена, жившие к северу от них по верхнему Днепру, Западной Двине, верхней Оке и Волге, − это восточнославянские племена.

К концу VI в. славяне занимали уже огромную территорию от Лабы (Эльбы) до Дона, Оки и верхней Волги и от Балтийского поморья до среднего и нижнего Дуная и до Чёрного моря. В VI и VII вв. славяне продвинулись на Балканский полуостров. Расселяясь на запад и юг и смешиваясь с местным населением, венеды дали начало западным и южным славянам. Так, в состав западного славянства вошли жившие к востоку от Эльбы многочисленные племена лугиев. В областях к югу от Дуная славяне ассимилировали жившие там племена иллирийцев и фракийцев. 1

С общественным строем и бытом славян нас знакомят главным образом восточноримские (византийские) писатели, в первую очередь историки VI в. − Прокопий Кесарийский, Агафий Миринейский, Иоанн Эфесский, и военный трактат конца VI − начала VII в., так называемый «Стратегикон» Псевдо-Маврикия. Особенно ценными являются сведения, содержащиеся в III книге «Готской войны» Прожигая. Немало интересных сведений о славянах имеется у готского писателя VI в. Иордана. По данным источников, земледелие у славянских племён было издавна основной отраслью хозяйства; наряду с земледелием славяне занимались и скотоводством. Известное значение в хозяйственной жизни славян имели также рыболовство, охота и бортничество. Псевдо-Маврикий прямо указывает на наличие у славян многочисленных стад скота и большого количества «плодов земли», «в особенности ячменя и проса». О занятии славян земледелием говорят и другие источники.

Археологические находки советских учёных показывают, что славянам издавна был известен плуг с железным лемехом. У славян были искусные кузнецы, ювелиры, изготовлявшие бронзовые украшения с эмалью, гончары, делавшие красивую глиняную посуду.

Основной хозяйственной единицей у славян была домашняя община, которая впоследствии у южных славян называлась «задругой».

Задруга представляла собой единый хозяйственный организм, состоявший иногда из нескольких десятков человек, живущих вместе и владеющих всем имуществом сообща. Энгельс указывает, что эта патриархальная домашняя община с общим землевладением и совместной обработкой земли была необходимой «переходной ступенью, из которой развилась сельская община, или марка, с обработкой земли отдельными семьями и с первоначально периодическим, а затем окончательным разделом пахотной земли и лугов» Наряду с домашней общиной у славян распространяется и соседская община. Несколько общин образовывали племя. Каждое племя занимало особый округ, который у южных и западных славян носил название «жупы». 1

Прокопий даёт нам представление об общественном строе древних славян. «Эти племена, славяне и анты, − говорит он, − не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим». Однако тот же Прокопий и другие историки говорят о выделении у славян аристократической верхушки общества, родовой знати, о появлении у них князей, стоявших во главе отдельных племён или союза нескольких племён. Но власть князей была ограничена народным собранием − вечем. Первобытно-общинный строй был для славян VI − VII вв. уже пройденным этапом, и они теперь подходили к истокам своей государственности. Источники говорят о наличии у славян в этот период рабства, однако рабство носило ещё патриархальный характер. По словам византийских писателей, славяне не держали военнопленных в вечном рабстве, а по истечении известного срока отпускали их за выкуп на свободу или же предоставляли им право «оставаться, где они находятся, на положении свободных и друзей». Таким образом, в это время у славянских племён, находившихся на стадии военной демократии, начинается процесс классообразования и складывания государства.

Для общих предприятий славянские племена объединялись под предводительством выбранного князя. Уже в IV в. у антов был большой союз племён, во главе которого стоял князь Бож. Один византийский писатель говорит: «Так как у них много князей и они между собой несогласны, то выгодно некоторых из них привлечь на свою сторону или посредством обещаний или богатыми подарками, в особенности тех, которые по соседству с нами имеют сношения с другими, чтобы они не соединились вместе и не поступили под начальство одного».

Вооружение славян первоначально было довольно примитивным. Каждый воин был вооружён двумя дротиками, иногда щитом; были у них и луки со стрелами, смазанными ядом. Любимой тактикой славян было заманивать врагов в леса и болота и там истреблять их внезапными нападениями. Но византийские писатели указывают, что славяне скоро превзошли римскую военную технику, научились осаждать и брать укреплённые города. В своих маленьких лодках-однодревках они смело пускались в отдалённые морские походы. 1

Славяне издавна были знакомы с земледелием, которое было их основным занятием. Археологические данные свидетельствуют о наличии у них обширных зерновых запасов, особых кладовых зерна.

По Маврикию, славяне особенно много сеяли ячменя и проса, уже в первые столетия нашей эры разводили домашний скот; им были известны и различные домашние ремесла.

У славян, живших в районе Вислы и Верхнего Днепра, большую роль, кроме земледелия и скотоводства, играли рыболовство и лесное хозяйство (звероловство, бортничество).

В славянской религии особенно ярко отразились два момента, характерные для первобытных земледельческих народов: обожествление сил природы − славяне обоготворяли небо, солнце, гром, молнию (бог неба − Сварог, бог грома и молнии − Перун, богиня Жива, олицетворявшая плодородие), горы, деревья, воды (водяной, русалки) − и поклонение предкам (домовой, шур, или чур). Выделившегося в особый класс жречества у славян еще не было. 1
1.2. Хозяйственный и общественный строй восточных славян
География расселения восточно-славянских племен во второй половине I тыс. н.э. нашла отражение в «Повести временных лет». В VI−VIII вв. восточные славяне для защиты от внешней угрозы объединяются в территориальные союзы племен: поляне (средний и верхний Днепр); кривичи (бассейн Западной Двины); словене (Ильмень, Волхов); дреговичи (Полесье между Припятью и Березиной); вятичи (верховья Оки); северяне (Десна, Сейм, Сулла); радимичи (между Сожем и Ипутыо); древляне (Тетерев, Уж); дулебы (Волынь); хорваты (Карпаты); уличи и тиверцы (Буг, устье Дуная). 2

Политической основой союзов восточно-славянских племен являлись институты «военной демократии». Во главе этих союзов стояли князья, выполнявшие управленческие и военные функции, опираясь на дружину, профессиональное «воинское братство», в котором князь был «первым среди равных». Княжеская власть («вождество») еще носила потестарный (догосу-дарственный) характер. Она была не столько привилегией и авторитарно-властным господством, сколько обязанностью и авторитетно-властным полномочием. Наряду с князем и дружиной большую роль в управлении играли вече (народное собрание) и совет старейшин.

Восточные славяне жили по берегам рек в поселках, обнесенных земляным валом и состоящих из нескольких жилищ, полуземлянок с глиняной или каменной печью без дымохода. Поселки составляли соседскую общину, основой которой были социально-экономические связи. Поселки-общины располагались «гнездами» и были удалены друг от друга на десятки километров.

Основным занятием восточных славян было земледелие: в лесной части − подсечно-огневое, в лесостепной − переложное. В качестве сельскохозяйственных орудий широко использовались деревянная соха и рало с железным наконечником. Важной отраслью хозяйственной деятельности восточных славян являлось скотоводство, о чем свидетельствует, в частности, такой факт: долгое время слово «скот» в древнерусском языке означало также «деньги». Большое значение имели охота, рыболовство, бортничество.

К этому времени у восточных славян уже в качестве профессиональных занятий выделились ремесло и торговля. Их центрами стали города, укрепленные поселения, возникшие в племенных центрах или вдоль важнейших водных торговых путей, например, «из варяг в греки».

Интеграция территориально-племенных союзов восточных славян во главе с «городами-государствами» постепенно привела к возникновению в середине IX века нескольких геополитических центров, среди которых выделялись на юге поляне (с центром в Киеве) и на северо-западе словене (с центром вначале в Ладоге, а затем в Новгороде). Объединение этих центров привело к образованию такой новой организационной формы жизни общества, как Древнерусское государство с центром в Киеве. 1

В IX − начале XII в. во главе Древнерусского государства стоял великий князь, в облике которого постепенно утрачивались черты военного вождя. Князь становился светским правителем, принимая активное участие в разработке законодательных актов, становлении княжеского суда, организации торговли.

Князь правил вместе с дружиной, в которой большую роль играла дружинная гвардия из наемников, вначале варягов, а затем, в киевский период, − племенного объединения «черных клобуков», остатков тюркских кочевников (печенегов, торков, берендеев, осевших на реке Рось).

Отношения между князем и дружинниками носили вассальный (лично зависимый) характер, однако в отличие от Западной Европы на Руси они не оформлялись юридическими актами. Эти отношения во многом еще были патриархальными: князь был «первым среди равных», наравне со всеми участвовал в пирах, делил тяготы военных походов.

Государственные функции, которые выполнял князь, были несложными: он ходил на полюдье и собирал дань, судил население, отражал с дружиной нападение врагов, участвовал в военных походах, заключал международные договоры. Дружина, во всем помогавшая князю, проживала на княжеском дворе (гриднице) на полном его содержании. Она состояла из старших и младших дружинников. Старшие назывались боярами («мужами»). Из них назначались наиболее важные чины княжеской администрации. Приближенные к князю бояре составляли княжеский совет, без которого князь не принимал ни одного решения. 2

В период расцвета Древней Руси (конец X − первая половина XI в.) в руках великого князя как «главы всей земли русской» была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Эта власть целиком принадлежала киевской династии, то есть на Руси существовал родовой сюзеренитет (верховное право княжеского рода). В Киеве сидел князь-отец, его дети и родственники являлись князьями-наместниками в подвластных великому князю русских землях. После смерти великого князя власть по обычаю, введенному князем Владимиром, должна была переходить по старшинству: от брата к брату. Однако на практике генеалогическое старшинство зачастую уходило на второй план, в борьбе за великокняжеский престол верх брали политические амбиции, стремление передать престол не брату, а сыну, что сопровождалось постоянными распрями внутри княжеского дома. Со второй половины XI века для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики стали созывались съезды князей.

В Древнерусском государстве еще не было четкого разделения между административным, полицейским, финансовым и другими видами управления. Слабо были развиты законодательство и суд, широкое распространение имело обычное право, на которое опирались князья в практике управления и судопроизводства.

В суде преобладал обвинительный процесс, который применялся и к гражданским, и к уголовным делам. Он характеризовался активностью сторон, каждая из них старалась доказать свою правоту. Главную роль в судебном разбирательстве играли показания свидетелей и «суд божий» (испытание огнем или водой), а в некоторых делах − поединок («поле») и присяга («крестное целование»). Князья, их посадники и тиуны (должностные лица) выполняли функции посредников в судебном процессе, взимая за это определенную сумму («виру» − штраф за убийство, «продажу» − штраф за другие виды преступлений). 1

В Древнерусском государстве продолжало действовать народное вече. Из племенной сходки древних славян оно превратилось в собрание горожан, на котором решались вопросы войны и мира, финансовые и земельные, законодательные и административные проблемы. В собраниях принимали участие все слои общества, в том числе князья, бояре, богатые купцы, церковные иерархи. Руководство вечевыми сходами осуществлялось городской знатью, однако это не означало, что остальные находились под полным контролем со стороны привилегированной части общества. Вечевые сходы носили демократический характер, и это свидетельствовало о наличии в Древней Руси элементов народного самоуправления. Довольно часто вече избирало князей. Так, из 50 князей, занимавших киевский престол, 14 были приглашены народными собраниями.

По мере укрепления княжеской власти и роста административно-управленческого аппарата роль вече в политической жизни Древней Руси заметно снижается. С середины XII в. исчезает практика приглашения вечевыми собраниями князей. За вече сохраняется лишь функция комплектования народного ополчения и выбора его предводителей − тысяцкого, сотских, десятских. Затем, однако, и тысяцкий, возглавлявший народное ополчение, стал назначаться князем. Дольше всех на Руси вече сохранялись в Вятке, Пскове и Новгороде.

По мере укрепления государства формируется и древнерусское законодательство. Древнейшим известным сводом законов является «Русская Правда», составленная при киевском князе Ярославе Мудром. В источниках имеются ссылки на более древний «закон русский», нормы которого с изменениями вошли в «Русскую Правду», которая потом дополнялась в годы правления Ярославичей (вторая половина XI в.). Затем в нее был включен Устав Владимира Мономаха (1113−1125 гг.). «Русская Правда» регулировала в первую очередь социально-экономические отношения, сложившиеся в Древнерусском государстве. 1

Частное землевладение в Древней Руси появилось только во второй половине XI в. С одной стороны, представители княжеского рода обзаводились собственным хозяйством, с другой − местная племенная знать превращала часть общинных земель в собственность. На Руси такое частное землевладение получило название «вотчин» (от «отчина» − отцовское владение, передаваемое от отца к сыну по наследству). Феодальным собственником становилась и церковь. На этой основе стали развиваться вотчинные и монастырские хозяйства, где наряду с натуральной и денежной появилась и отработочная рента, или барщина.

Возникновение частной собственности на землю привело к тому, что вместо передачи дружинникам права сбора дани вводится практика «кормлений», то есть передача земли без заключения каких бы то ни было юридических договоров в условное держание за службу, которое иногда превращалось в вотчину (наследственное владение). К началу XII в. земельными владениями обзаводятся и младшие дружинники. Земля с работающим на ней населением приобретает в глазах общества все большую ценность, становится символом процветания, богатства и мощи.

Древнерусское общество было традиционным, основным социальным элементом которого выступала территориальная община. Каждый член этой общины занимал отведенную ему социальную «нишу» и являлся исполнителем определенной социальной функции. Поэтому традиционное общество в Древней Руси было строго упорядоченным и иерархичным. Основу этого общества составлял эволюционный тип развития, представлявший собой такое естественно-историческое развитие, в ход которого люди сознательно не вмешивались. Поэтому традиционное общество было «закрытым» и перемены в нем происходили крайне медленно.

Древнерусское общество было многоукладным. С одной стороны, Русь была страной аграрной, земледельческой, где наряду с пашенным широкое распространение получило подсечно-огневое земледелие. С другой стороны, Древнюю Русь называли «Гардарики» − страной городов, в которых большое развитие получили ремесленное производство и торговля. 1

Крестьянское население Древней Руси жило общинами, основную часть которой составляли лично свободные общинники − «люди». Древнерусская соседская община («вервь») владела землей, имела свою территорию, где отвечала за порядок и поведение своих «людей». Общины находились в экономической зависимости от князя, поскольку последний являлся номинальным верховным собственником всей русской земли. Эта зависимость выражалась в выплате дани на нужды князя, его дружины и содержание государственного аппарата власти. Вначале дань собиралась в ходе «полюдья» (объезда князем подвластной территории). Постепенно на смену «полюдья» пришел «повоз» (доставка общинниками дани в административные центры − «погосты»). Еще в правление княгини Ольги размер дани был нормирован.

По мере появления частного землевладения и развития вотчинного хозяйства крестьяне-общинники попадают в непосредственную феодальную зависимость от владельцев земли. Феодально зависимых, но юридически свободных общинников в Древней Руси называли «смердами».

Во второй половине XI в. появляются «закупы» − крестьяне-смерды, взявшие «купу» (ссуду) деньгами, рабочим скотом, продуктами и обязанные отработать долг феодалу-вотчиннику с процентами. «Закуп» был не только экономически, но и юридически зависим от феодала, так как до возвращения долга был лишен возможности свободного передвижения. Если же «закуп» пытался бежать от своего господина, то его превращали в холопа (раба), хотя по мере возврата долга «закуп» мог вернуть себе свободу. 1

При княжеских дворах и вотчинных хозяйствах было много «челяди», «холопов», «рядовичей» − так назывались различные категории лично зависимого населения. «Челядь» состояла из рабов-военнопленных, «холопы» были рабами, в которых в силу экономических обстоятельств обращались бывшие «смерды» и «закупы». Однако рабство на Руси, хотя и получило широкое распространение, в целом носило патриархальный характер. Более того, в отличие от античных рабов, челядины и холопы на Руси были защищены законом (например, господин наказывался за убийство раба, раба можно было использовать в качестве свидетеля в суде). «Рядовичами» на Руси назывались люди, которые заключили договор («ряд») с господином о службе и выполняли функции мелких администраторов (ключников, тиунов) или занимались сельскими работами.

Городские поселения у восточных славян появились еще в догосударственный период. Они зарождались на родоплеменной основе вследствие территориального слияния нескольких соседских общин. Эти поселения носили аграрный характер и были тесно связаны с прилегающей округой (волостью). В таких «племенных» городах находился князь с дружиной, существовал совет старейшин, собиралось народное собрание (вече); жрецы, а позже православное духовенство исполняло культовые обряды. Это были «правящие» города с зачатками публичной власти.

В связи с образованием Древнерусского государства родоплеменные связи в X−XI вв. окончательно уступают место территориальным, а города становятся военно-административными, торгово-ремесленными и социокультурными центрами, хотя многие горожане по-прежнему продолжали заниматься сельским хозяйством. 1
1.3. Хозяйственный и общественный строй западных славян
Многочисленные западнославянские племена занимали обширную территорию по бассейнам рек Вислы, Одры (Одера) и Лабы (Эльбы). Они делились на несколько племенных групп. В бассейне верхней Лабы, а также рек Влтавы и Моравы жили чешско-моравские племена, в бассейне Вислы и Варты, до Одры и Ниссы на западе, − польские племена. Полабские славяне жили в бассейне средней и нижней Лабы вплоть до Балтийского моря; у них образовалось несколько племенных союзов. Между Салой и Лабой и далее к востоку жили племена, входившие в сербо-лужицкий союз; земли по средней Лабе и далее на северо-восток были заселены союзом лютичей; на нижней Лабе был расположен союз ободритов. Территории, занятые ободритами и лютичами, простирались до Балтийского моря. К востоку от них, по берегу Балтийского моря, жили племена поморян, принадлежавшие к польской группе западнославянских племён. Ободритов, лютичей и поморян часто объединяют общим названием «балтийские славяне».

В V−VIII вв. западнославянские племена достигли уже сравнительно высокого уровня социально-экономического развития. Основным занятием западнославянских племён являлось оседлое плужное земледелие. Они издавна знали огородничество и садоводство. Наряду с земледелием значительную роль в хозяйственной жизни западных славян играло скотоводство, а у поморских славян − рыбный промысел. Известное значение сохраняла охота на пушного зверя, бортничество. Западные славяне умели добывать и обрабатывать железо и изготовлять металлическое оружие и различные орудия; им было известно ткачество и гончарное производство. К VII веку и в более поздний период значительного развития достигла торговля, особенно внешняя. Франкский хронист Фредегар сообщает, что в начале VII века существовали торговые связи между западными славянами и франками. На развитие торговых связей западных славян с другими народами указывает наличие богатых кладов монет, найденных при археологических раскопках. В Прибалтике, например, были обнаружены большие клады арабских монет VIII−IX вв., что указывает на торговые связи Прибалтики с районом Волги и − волжским путём − с арабскими странами. Связи между западнославянскими и арабскими странами поддерживались русскими купцами. Торговля шла также с германскими областями, особенно с соседней Саксонией, а также с Данией и скандинавскими странами. 1

В V−VIII вв. у западных славян совершается переход от последней стадии доклассового общества − «военной демократии» − к классовому обществу и начинается процесс развития государства. На основе общего развития производительных сил у западных славян начинает интенсивно развёртываться процесс социальной и имущественной диференциации, происходит выделение знати − панов, владык и князей, начинают складываться более крупные хозяйства представителей родовой знати, применяющие труд посаженных на землю рабов. По мере роста могущества знати происходит упадок старинного народного веча, мало-помалу теряющего своё значение. Власть в племени переходит к совету представителей знати. К этому же времени складывающиеся у западных славян союзы племён делаются всё более прочными.

В VII веке под предводительством славянского князя Само (? – 658, князь с 623 года) возникает держава Само, распавшаяся после смерти князя.

В IX веке возникает Великоморавская держава (Великоморавское, Богемское княжество), просуществовавшая до покорения ее кочевниками-венграми в 906 году.

В конце X века возникло раннефеодальное польское государство, ставшее с 1025 года Польским королевством.

Таким образом, общественный и политический строй западных славян достигает в своём развитии той стадии разложения первобытно-общинных отношений, когда органы власти «из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа», − в органы зарождающейся государственности. 1
1.4. Хозяйственный и общественный строй южных славян
К середине VII в. славянами был занят почти весь Балканский полуостров за исключением юга Пелопоннеса, древней Аттики, части Фракии, непосредственно прилегавшей к Мраморному морю и проливам, и некоторых сравнительно небольших районов вокруг крупнейших византийских городов, например Солуни (так славяне называли Фессалонику). На западе южные славяне проникли в долины Альпийских гор, а севернее − в районе современной Австрии − они непосредственно смыкались с чешско-моравской группой западного славянства. Южным славянам, кроме того, принадлежали тогда также обширные области к северу от нижнего течения Дуная, на востоке граничившие с землями восточных славян (уличей и тиверцев).

На всей этой огромной территории сохранились, конечно, и остатки старого, дославянского, населения. Но славяне почти всюду явно преобладали, и именно они благодаря сравнительно высокому уровню своего социально-экономического развития смогли ассимилировать другие племена и сыграли поэтому решающую роль в этногенезе большинства современных народов европейского юго-востока. Сравнительно высокий уровень материальной культуры славян, расселившихся в пределах Византийской империи, помог им быстро освоиться и с достаточно суровыми природными условиями земель их новых поселений. Многое здесь, конечно, зависело от особенностей того или иного района, но тысячелетние навыки оседлого земледельческого народа способствовали тому, что и на Балканах земледелие было у славян господствующей отраслью хозяйства.

Из зерновых сеяли преимущественно рожь, ячмень, просо. Во многих районах привилась культура льна и конопли, необходимых для изготовления одежды. Постепенно всё большее значение получало садоводство и виноградарство, а на юге и разведение оливковых рощ.

Значительного развития достигло и скотоводство, особенно в гористых районах и районах, покрытых дубовыми лесами, например в Боснии, Старой Сербии, на севере Македонии.

Были развиты у славян также и ремёсла. Они хорошо знали технику обработки кож и гончарное дело. Ещё до переселения на Балканы они добывали болотные руды и умели изготовлять металлическое оружие, хозяйственные орудия и украшения. В некоторых районах, главным образом в прибрежных и расположенных вблизи таких городов, как Константинополь или Солунь, начинала развиваться торговля сельскохозяйственными продуктами. 1

Хозяйство велось уже не родовой общиной, а отдельными семьями, чаще всего патриархальными большими семьями − «задругами». Несколько живших в одной деревне − «веси» − или по соседству «больших» и «малых» семей были объединены в соседские или территориальные общины, называвшиеся «братством» или, как и в древней Руси, − «вервью». Именно такие общины и стали основой внутренней организации южно-славянских племён. Племенное деление в дальнейшем сменилось территориальным. Возникли территориальные объединения, называемые «жупами».

Еще в 5 веке до н.э. на территории Балканского полуострова существовала Македония, потерпевшая поражение от Рима в 148 году до н.э. и превращенная в римскую провинцию.

В 681 году на территории южных славян складывается Болгарское царство.

В 10 веке образовывается Болгария Волжско-Камская – феодальное государство болгар волжско-камских. 1

Заключение
Славяне сыграли свою роль в ликвидации античного рабовладельческого общества, в образовании новой, феодальной средневековой Европы. Прежде всего, само передвижение германских племен с востока на юг и запад было отчасти результатом натиска на них славян, как об этом довольно ясно свидетельствует готский историк Иордан. Затем часть славянских племен участвовала вместе с германскими племенами в завоевании Римской империи. В дальнейшем, в VI−VII вв., славяне постепенно передвигались все дальше на запад от Вислы к Эльбе, занимая те территории, которые ранее населяли германские племена, переселившиеся на территорию Римской империи. Наконец, славяне вторглись на Балканский полуостров, на территорию Восточной Римской империи − в так называемую Византию, куда они в конце концов внедрились в большом количестве, оказав громадное влияние на перемену социального строя Византии, на ускорение перехода ее от рабовладельческого строя к феодализму.

В V−VIII веках у славян совершается переход от последней стадии доклассового общества − «военной демократии» − к классовому обществу и начинается процесс развития государства.

К XI веку у большинства древних славян уже складываются государства, многие из которых существуют и поныне, а некоторые остались только в памяти народа и истории, оставив свой культурный след.
Литература


  1. Виппер Р.Ю. История средних веков. – СПб.: ООО «СМИОПресс», 2007.

  2. Громов Ф.Д. Киевская Русь. – М.: АСТ, 2007.

  3. Кислицин С.А. История России в вопросах и ответах. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007.

  4. Косминский А.Е. История средних веков. − М.: Издательство «Просвещение», 2007.

  5. Кулаков А.Е. Религии мира: Пособие для учащихся. – М.: АСТ, 2007.

  6. Платонов А.Н. Полный курс лекций. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007.

  7. Семенов В.Ф. История средних веков. − М.: Издательство «Просвещение», 2007.

  8. Шевелев В.Н. История Отечества. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

  9. Чернобаев М.В. История средних веков. Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007.

  10. Яковец В.М. История цивилизаций. – М.: Мысль, 2007.

СЛАВЯНЕ, крупнейшая в Европе группа родственных народов. Общая численность славян около 300 млн. человек. Современные славяне подразделяются на три ветви: восточные (русские, украинцы, белорусы), южные (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы) и западные (поляки, чехи, словаки, лужичане). Говорят на языках славянской группы индоевропейской семьи. Происхождение этнонима славяне недостаточно ясно. По-видимому, он восходит к общеиндоевропейскому корню, смысловым содержанием которого является понятие «человек», «люди», «говорящие». В таком значении этноним славяне зарегистрирован в ряде славянских языков (в том числе в древено-полабском языке, где «славак», «цлавак» означало «человек»). Этот этноним (средние словенцы, словаки, словинцы, словени новгородские) в различных модификациях чаще всего прослеживается на периферии расселения славян.

Вопрос об этногенезе и так называемой прародине славян остаётся дискуссионным. Этногенез славян, вероятно, развивался поэтапно (протославяне, праславяне и раннеславянская этнолингвистическая общность). К концу 1-го тысячелетия нашей эры складывались отдельные славянские этнические общности (племена и союзы племён). Этногенетические процессы сопровождались миграциями, дифференциацией и интеграцией народов, этнических и локальных групп, ассимиляционными явлениями, в которых принимали участие различные, как славянские, так и неславянские, этносы в качестве субстратов или компонентов. Возникали и менялись контактные зоны, для которых были характерны этнические процессы разного типа в эпицентре и на периферии. В современной науке наибольшее признание получили взгляды, согласно которым славянская этническая общность первоначально складывалась в ареале либо между Одером (Одрой) и Вислой (одерско-висленская теория), либо между Одером и Средним Днепром (одерско-днепровская теория). Лингвисты полагают, что носители протославянского языка консолидировались не позднее 2-го тысячелетия до нашей эры.

Отсюда началось постепенное продвижение славян в юго-западном, западном и северном направлениях, coвпадающее в основном с заключительной фазой Великого переселения народов (V-VII века). При этом славяне вступали во взаимодействие с иранскими, фракийскими, дакскими, кельтскими, германскими, балтскими, финно-угорскими и другими этническими компонентами. К VI веку славяне заняли придунайские территории, входившие в состав Восточной Римской (Византийской) империи, около 577 пересекли Дунай и в середине VII века расселились на Балканах (Мёзия, Фракия, Македония , бульшая часть Греции , Далмация, Истрия), проникнув частично в Малую Азию. Одновременно в VI веке славяне, освоив Дакию и Паннонию, достигли приальпийских районов. Между VI-VII веками (в основном в конце VI века) другая часть славян расселилась между Одером и Эльбой (Лабой), перейдя частично и на левобережье последней (так называемый Вендланд на территории Германии). С VII-VIII веков происходит интенсивное продвижение славян и в центральные и северные зоны Восточной Европы. В результате в IX-X вв. сложился обширный ареал славянского расселения: от Северо-Востока Европы и Балтийского моря до Средиземноморья и от Волги до Эльбы. Вместе с этим происходил распад праславянской этнолингвистической общности и формирование на основе локальных прадиалектов славянских языковых групп и позже - языков отдельных славянских этносоциальных общностей.

Античные авторы I-II веков и византийские источники VI-VII веков упоминают славян под разными именами, то называя их обобщённо венедами, то выделяя среди них антов и склавинов. Не исключено, однако, что подобные названия (особенно «венеды», «анты») употреблялись для обозначения не только собственно славян, но и соседних или связанных с ними других народов. В современной науке местопребывание антов обычно локализуют в Северном Причерноморье (между Северским Донцом и Карпатами), а склавинов трактуют как их западных соседей. В VI веке анты совместно со склавинами участвовали в войнах против Византии и частично осели на Балканах. Этноним «анты» исчезает из письменных источников в VII веке. Возможно, что он отразился в более позднем этнониме восточно-славянского племени «вятичи», в обобщённом обозначении славянских групп на территории Германии - «венды». Начиная с VI века византийские авторы всё чаще сообщают о существовании «Славиний» («Славий»). Их возникновение зафиксировано в разных концах славянского мира - на Балканах («Семь родов», Берзития у племени берзитов, Драгувития у драгувитов и др.), в Центральной Европе («государство Само»), у восточных и западных (в том числе поморских и полабских) славян. Это были непрочные образования, возникавшие и вновь распадавшиеся, менявшие территории и объединявшие различные племена. Так, государство Само, сложившееся в VII веке для защиты от аваров, баварцев, лангобардов, франков, объединяло славян Чехии , Моравии, Словакии , Лужиц и (частично) Хорватии и Словении . Возникновение «Славиний» на племенной и межплеменной основах отразило внутренние перемены древнеславянского общества, в котором шёл процесс образования имущей верхушки, а власть племенных князей постепенно перерастала в наследственную.

Появление государственности у славян относится к VII-IX векам. Датой основания Болгарского государства (Первое Болгарское царство) считается 681. Хотя в конце X века Болгария попала в зависимость от Византии, как показало дальнейшее развитие, болгарская народность к этому времени уже обрела устойчивое самосознание. Во второй половине VIII - первой половине IX вв. происходит становление государственности у сербов, хорватов, словенцев. В IX веке складывается древнерусская государственность с центрами в Старой Ладоге, Новгороде и Киеве (Киевская Русь). К IX - началу X вв. относится существование Великоморавской державы, имевшей большое значение для развития общеславянской культуры, - здесь в 863 началась просветительская деятельность создателей славянской письменности Константина (Кирилла) и Мефодия, продолженная их учениками (после разгрома православия в Великой Моравии) в Болгарии . В пределы Великоморавского государства в пору его наивысшего расцвета входили Моравия, Словакия , Чехия , а также Лужицы, часть Паннонии и словенских земель и, по-видимому, Малой Польши . В IX веке возникает Древнепольское государство. Одновременно протекал процесс христианизации, причём большинство южных славян и все восточные славяне оказались в сфере греко-православной церкви, а западные славяне (включая хорватов и словенцев) - римско-католической. У части западных славян в XV-XVI веках возникли реформационные движения (гусизм, община чешских братьев и др. в Чешском королевстве, арианство в Польше , кальвинизм у словаков, протестантство в Словении и др.), в значительной мере подавленные в период контрреформации.

Переход к государственным образованиям отразил качественно новую ступень этносоциального развития славян - начало формирования народностей.

На характер, динамику и темпы складывания славянских народностей определяющее влияние оказали факторы социальные (наличие «полных» или «неполных» этносоциальных структур) и политические (наличие или отсутствие собственных государственно-правовых институтов, стабильность или подвижность границ ранних государственных образований и т. п.). Политические факторы в ряде случаев, особенно на начальных этапах этнической истории, приобретали решающее значение. Так, дальнейший процесс развития великоморавской этнической общности на базе входивших в состав Великой Моравии моравско-чешских, словацких, паннонских и лужицких племён славян оказался невозможным после падения этого государства под ударами венгров в 906. Произошёл разрыв экономических и политических связей указанной части славянского этноса и его административно-территориальное разобщение, что создало новую этническую ситуацию. Наоборот, возникновение и упрочение на востоке Европы Древнерусского государства явилось важнейшим фактором дальнейшей консолидации восточнославянских племён в сравнительно единую древнерусскую народность.

В IX веке земли, населённые племенами - предками словенцев, были захвачены германцами и с 962 стали частью Священной Римской империи, а в начале X века предки словаков после падения Великоморавской державы были включены в состав Венгерского государства. Несмотря на длительное сопротивление германской экспансии, основная часть полабских и поморских славян лишилась независимости и подверглась насильственной ассимиляции. Несмотря на исчезновение у этой группы западных славян собственной этнополитической базы, отдельные группы их в разных регионах Германии сохранялись длительное время - до XVIII века, а в Бранденбурге и под Люнебургом даже до XIX века. Исключение составили лужичане, а также кашубы (последние в дальнейшем вошли в состав польской нации).

Приблизительно в XIII-XIV веках болгарская, сербская, хорватская, чешская и польская народности начали переходить к новой фазе своего развития. Однако этот процесс у болгар и сербов был прерван в конце XIV века османским нашествием, в результате которого они на пять столетий потеряли независимость, а этносоциальные структуры этих народностей были деформированы. Хорватия ввиду опасности извне в 1102 признала власть венгерских королей, но сохранила автономию и этнически хорватский господствующий класс. На дальнейшее развитие хорватской народности это оказало позитивное воздействие, хотя территориальное разобщение хорватских земель привело к консервации этнического регионализма. К началу XVII века польская и чешская народности достигли высокой степени консолидации. Но в Чешских землях, включённых в 1620 в состав габсбургской австрийской монархии, вследствие событий Тридцатилетней войны и политики контрреформации в XVII веке в этническом составе правящих слоёв и горожан произошли существенные перемены. Хотя Польша до разделов конца XVIII века сохраняла независимость, общая неблагоприятная внутри- и внешнеполитическая обстановка и отставание в экономическом развитии тормозили процесс формирования нации.

Этническая история славян в Восточной Европе имела свои специфические особенности. На консолидацию древнерусской народности оказали воздействие не только близость культуры и родственность диалектов, которыми пользовались восточные славяне, но и сходство их социально-экономического развития. Своеобразие процесса формирования отдельных народностей, а позже - этносов у восточных славян (русские, украинцы, белорусы) заключалось в том, что они пережили стадию древнерусской народности и общей государственности. Их дальнейшее формирование было следствием дифференциации древнерусской народности на три самостоятельных близкородственных этноса (XIV-XVI века). В XVII-XVIII веках русские, украинцы и белорусы вновь оказались в составе одного государства - России , теперь уже как три самостоятельных этноса.

В XVIII-XIX веках восточнославянские народности перерастают в современные нации. Процесс этот протекал у русских, украинцев и белорусов в различном темпе (наиболее интенсивном - у русских, наиболее замедленном - у белорусов), что обусловливалось своеобразными историческими, этно-политическими и этнокультурными ситуациями, которые переживал каждый из трёх народов. Так, для белорусов и украинцев важную роль сыграла необходимость противостоять полонизации и мадьяризации, неполнота их этносоциальной структуры, образовавшаяся в результате слияния собственных верхних социальных слоёв с верхними социальными слоями литовцев, поляков, русских и др.

У западных и южных славян становление наций, при некоторой асинхронности исходных рубежей этого процесса, начинается во второй половине XVIII века. При формационной общности, в стадиальном отношении между регионами Центральной и Юго-Восточной Европы существовали различия: если у западных славян этот процесс в основном завершается в 60-х годах XIX века, то у южных славян - после освободительной русско-турецкой войны 1877-78.

Вплоть до 1918 поляки, чехи и словаки входили в состав многонациональных империй, и задача создания национальной государственности оставалась нерешённой. В то же время политический фактор сохранял в процессе становления славянских наций своё значение. Закрепление независимости Черногории в 1878 создало основу для складывания в дальнейшем черногорской нации. После решений Берлинского конгресса 1878 и изменения границ на Балканах вне пределов Болгарии оказалась бульшая часть Македонии , что в последующем привело к формированию македонской нации. В начале XX века, а особенно в период между первой и второй мировыми войнами, когда западные и южные славяне обрели государственную независимость, этот процесс, однако, был противоречивым.

После Февральской революции 1917 предпринимались попытки создания украинской и белорусской государственности. В 1922 Украина и Белоруссия вместе с другими советскими республиками были учредителями СССР (в 1991 они объявили себя суверенными государствами). Утвердившиеся в славянских странах Европы во второй половине 1940-х годов тоталитарные режимы с господством административно-командной системы оказывали деформирующее воздействие на этнические процессы (нарушение прав этнических меньшинств в Болгарии , игнорирование руководством Чехословакии автономного статуса Словакии , обострение межэтнических противоречий в Югославии и т. д.). Это явилось одной из важнейших причин общенационального кризиса в славянских странах Европы, который привёл здесь, начиная с 1989-1990 гг., к существенным изменениям социально-экономической и этнополитической ситуации. Современные процессы демократизации социально-экономической, политической и духовной жизни славянских народов создают качественно новые возможности для расширения межэтнических контактов и культурного сотрудничества, имеющих прочные традиции.

СЛАВЯНЕ, славян (славянов устар.), ед. славянин, славянина, муж. Группа народов, живущих в восточной и центральной части Европы и на Балканах. Восточные славяне. Южные славяне. Западные славяне. «Оставьте: это спор славян между собою.» Пушкин.… … Толковый словарь Ушакова

СЛАВЯНЕ, группа народов в Европе: восточные славяне (русские, украинцы, белорусы), западные славяне (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы). Говорят на славянских… … Русская история

Древние, группа индоевропейских племён. Впервые упоминается в I II вв. в древнеримских источниках под именем венедов. По предположению ряда исследователей, славяне наряду с германцами и балтами были потомками скотоводческо земледельческих … Художественная энциклопедия

Словене Словарь русских синонимов. славяне сущ., кол во синонимов: 1 словене (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Современная энциклопедия

Группа народов в Европе: восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы). 293,5 млн. человек (1992), в т. ч. в Российской Федерации… … Большой Энциклопедический словарь

СЛАВЯНЕ, ян, ед. янин, а, муж. Одна из крупнейших в Европе групп родственных по языку и культуре народов, составляющих три ветви: восточнославянскую (русские, украинцы, белорусы), западнославянскую (поляки, чехи, словаки, лужичане) и… … Толковый словарь Ожегова

Славяне - (Slavs), группа народов Вост. Европы, известные в Древн. Риме как сарматы или скифы. Полагают, что слово С. происходит от slowo (хорошо говорящий; тот же корень имеет слово словенец). После распада гуннского гос ва в 5 в. С. мигрировали на 3 … Всемирная история

Славяне - СЛАВЯНЕ, группа родственных народов общей численностью 293500 тыс. чел. Основные регионы расселения: страны Восточной Европы (около 290500 тыс. чел.). Говорят на славянских языках. Религиозная принадлежность верующих: православные, католики,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Крупнейшая в Европе группа народов, объединённая близостью языков (см. Славянские языки) и общностью происхождения. Общая численность слав. народов на 1970 около 260 млн. чел., из них: русских свыше 130 млн., украинцев 41,5 млн … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Славяне, их взаимные отношения и связи Т. 1-3 , . Славяне, их взаимные отношения и связи / Соч. Иосифа Первольфа, орд. проф. Варшав. ун-та. Т. 1-3A 183/690 U 62/317 U 390/30 U 238/562:Варшава: тип. Варшав. учеб. окр., 1893: Воспроизведено в…
  • Славяне в европейской истории и цивилизации , Франтишек Дворник. Предлагаемое издание является первой монографической публикацией на русском языке одного из крупнейших в XX столетии византинистов и славистов Франтишека Дворника (1893- 1975). Книга `Славяне…