Тургенев рудин краткое содержание по главам. Тургенев «Рудин» – анализ

Дарья Михайловна Ласунская – деревенская помещица, некогда блиставшая в великосветском обществе Петербурга, но сегодня вынужденная проводить свои вдовьи годы в деревенской тиши.

Вместе с тем, память о блистательных мгновениях как дым промелькнувшей молодости, не оставляют Дарью Михайловну, по мере своих сил она старается не терять былой хватки и потому организует у себя дома нечто похожее на столичный салон, где принято обсуждать новости литературы, политики и культуры.

Вот в этом то салоне и застает ее читатель. Дарья Михайловна выглядит слегка взволнованной, ее дом согласился почтить своим присутствием всем известный философ и эрудит, снискавший своими научными трудами славу не только в России, но и в иностранных государствах. В ожидании гостя в салоне Ласунской собрались некий Пигасов, славящийся особым отрицательным отношением к женскому полу, господин Пандалевский – секретарь, Басистов – гувернер, бывший военный Волынцев с сестрой, и дочь хозяйки – Наталья, создание юное и жаждущее знаний.

В салоне ведется тихая беседа, вот-вот прибудет гость и потому никому не хочется перед ним опростоволоситься громким смехом, либо чрезмерными возгласами. Спустя некоторое время в салоне появляется новое лицо – Дмитрий Николаевич Рудин, человек примерно тридцати-сорока лет, с умным и одухотворенным лицом. Рудин прибыл сообщить обитателям салона, о том, что ожидаемый ими барон приехать не сможет.

Естественно, что подобное известие не может не огорчить Ласунскую и ее гостей, но, тем не менее, она приглашает Рудина присоединиться к общей беседе, которая изначально не клеится, но после того, как в нее вступает Пигасов, пытающийся доказать отсутствие у людей убеждений, разговор приобретает новый оттенок. Рудину удается доказать Пигасову обратное и тем самым завоевать всеобщее уважение, более всего он полюбился хозяйке дома, которая тут же предлагает ему остаться у нее с ночевкой.

Поколебавшись немного для виду, Рудин тот час же согласился, готовый и далее радовать домочадцев своими восхищенными и яркими речами. Особо приглянулся приезжий молодому учителю и его юной ученице Наталье, никогда до этого не встречавшей людей подобного склада ума.

На утро Ласунская прилагает максимум усилий для того, чтобы Рудин остался у нее подольше, так как понимает, что столь впечатляющая личность станет настоящим украшением ее провинциального салона. Рудин и на этот раз соглашается, решив рассказать хозяйке о своем близком знакомстве с ее соседом по поместью, Михайло Михайловичем Лежневым, персона которого вызывает у Ласунской особый интерес.

Утренний разговор о Лежневе заканчивается его приездом. В дома Ласунской происходит достаточно прохладная встреча бывших приятелей. Ласунский по секрету сообщает хозяйке дома, что не следует ей так сильно доверять Рудину, не такой он человек, нет у него ни воли, ни особых талантов.

Разговор этот происходит без Рудина, он находится в это время в саду в компании Натальи, которую горячо убеждает в необходимости человеку заниматься собственным любимым делом. Впечатлительная Наталья никогда ранее не встречавшая подобных людей, влюбляется в своего героя без памяти. Кажется и Рудину, что он влюбился, но особых чувств у него к девушке все же нет, хотя он и бросается к своему сопернику в любви Волынцеву, стремясь оповестить его о серьезности своих намерений касательно девушки. Раздосадованный Волынцев не понимает, зачем Рудину изливать перед ним свою душу и потому прогоняет его.

Рудин и сам не понимает, зачем так поступил, ведь поступок был крайне непригляден, поскольку поставил под угрозу его существование в доме Ласунской, явно не испытывающей восторга по поводу влюбленности дочери. Ласунская запрещает Наталье и думать о замужестве, та бросается к своему возлюбленному, но и там не находит поддержки. Рудин трусливо отступает от своих слов и предлагает Наталье смириться с волей матери. После этого он не может более находится в доме Ласунской и трусливо убегает, прислав лишь оправдательно письмо, в котором обращается более всего к Волынцеву. Как ни странно, никто в доме о нем не сожалеет и более не вспоминает, этот человек действительно оказался безвольным и слабым, точно таким, как его описывал при первой встрече Лежнев.

Долгое время о Рудине ничего не было известно, спустя два года читатель застает главных героев счастливыми и здоровыми. Сестра Волынцева вышла замуж за Лежнева, у них родился ребенок, Наталья согласилась стать женой Волынцева, а Рудин все это время находится где-то в Симбирске. Через еще некоторое время Лежнев и Рудин все же встречаются, первый восхищается порывистостью Рудина, а тот в свою очередь жалуется на свою несчастную судьбу. На том они и расстаются, чтобы никогда более не встретится.

В последний раз, Рудин предстает перед читателем во время июльской революции 1848 года в Париже. На баррикаде его настигает шальная пуля.

Роман «Рудин» был написан в 1855 г. Главного героя книги можно отнести к типу лишних людей, которые не могут найти своего места в жизни. Конечно, невозможно вместить все тонкости взаимоотношений в краткое содержание. Тургенева роман «Рудин» особо не прославил, но для автора это произведение было очень важным, ведь это был его первый литературный опыт. Книга состоит из 12 глав и эпилога.

Глава 1

Тем, кто не читал роман «Рудин», краткое содержание по главам, точнее, частям, позволит составить максимально полное представление о произведении.

Действие начинается в салоне у Дарьи Михайловны Ласунской - помещицы. У нее большой дом, состояние. Когда-то давно она была известной светской львицей. По старой привычке она все еще организует салон. В день, с которого начинается повествование, у Дарьи Михайловны собралось общество. Гости ожидают барона. Он обещал ознакомить собравшихся со своими научными открытиями.

циничный человек, в разговорах часто нападает на женский пол, все окружающие считают эту тему его «коньком».

Глава 2

В ожидании барона проходит много времени, Ласунская занимает гостей разговорами, встреча идет своим чередом. Пигасов критикует женский пол, Басистов развлекает детей и т. д. Однако в назначенное время философ и ученый не появляется. Люди, собравшиеся у помещицы, несколько расстроены. В это время лакей объявляет, что прибыл некий Дмитрий Николаевич Рудин.

Глава 3

В романе «Рудин», краткое содержание которого рассматривается, автор описывает только внешность главного героя. Вошедший человек был очень высок, с неправильным, но выразительным лицом. Одежда на нем была не новая и не по размеру. Тонкий голос не соответствовал его широкой груди. Рудин представился приятелем барона, которого все ждали, извинился за него, что тот не смог посетить лично.

Вначале разговор не идет, гости чувствуют себя скованно. Ласунская расспрашивает вновь прибывшего о его занятиях, образе жизни. Беседа начинает касаться статьи, и тут оживляется Пигасов, он начинает нападать на «высокие материи» и «умствования». Завязывается спор между ним и Рудиным. Последний вскоре находит слабые места в убеждениях Пигасова и ловко на них указывает. Общество с интересом следит за беседой. Все гости просто очарованы эрудицией и логичностью мышления Рудина. Его просят рассказать о своей студенческой жизни, но тот вдруг оказывается плохим рассказчиком, его описания бледны, а шутки не смешны. В скором времени он переходит к общим рассуждениям.

Все гости в восторге, кроме Пигасова, он обижен и уходит до того, как заканчивается встреча. Дарья Михайловна размышляет, как вывести «приобретение» в свет. Она уговаривает Рудина остаться ночевать. Все остальные гости расходятся по домам, т. к. живут неподалеку. Но никто не может заснуть, так взбудоражены их умы речами Дмитрия Николаевича.

Глава 4

Утром Ласунская зовет Рудина к себе в кабинет, чтобы откушать чаю. Она решила, что тот станет «изюминкой» в ее салоне.

За чаем они обсуждают преимущества и недостатки окружения Дарьи Михайловны. Выясняется, что Рудин знаком с некоторыми, например, с ее соседом Лежневым Михайло Михайлычем.

В это же время лакей докладывает о его приезде. Однако при встрече ни Рудин, ни Лежнев не проявляют добрых приятельских чувств, общаются они весьма холодно. После отъезда соседа Дмитрий Николаевич говорит, что тот пытается скрыть отсутствие талантов.

После чая Рудин спускается в сад и встречает там Наталью, дочь Ласунской.

Глава 5

Автор весьма подробно описывает наружность и внутренний мир Натальи в романе «Рудин», краткое содержание которого рассматривается. Девушка была очень хороша собой, и даже чуть крупноватые черты лица не портили общего приятного впечатления. У нее было домашнее образование, она много читала. Мать пыталась следить за образованием и вкусами дочери, но на самом деле была не в курсе истинных увлечений. Вообще они мало понимали друг друга.

Рудин начинает разговаривать с Натальей, долго и горячо проповедует необходимость труда, утверждает, что каждый должен быть занят делом, позорит лень и малодушие современных людей. Эти речи потрясают девушку.

Однако такая заинтересованность не нравится Волынцеву, т. к. он неравнодушен к дочери хозяйки поместья. Он отправляется к своей сестре и застает там Лежнева. Михайло Михайлыч начинает вспоминать студенческую юность. Тогда они много общались с Рудиным. Липиной не понравились многие эпизоды, рассказанные Лежневым. Тот решил прекратить и пообещал рассказать что-нибудь еще в другой раз.

Глава 6

Рудин живет у Ласунской 2 месяца. За это время она ужасно к нему привыкает, во многом с ним советуется, кроме управления хозяйством. Дарья Михайловна в восторге от своего гостя и считает, что он превзойдет всех столичных острословов. Она привыкла к кругу изысканных и умных людей. Рудин, на ее взгляд, как раз из этой категории.

Однако не все разделяют эмоции хозяйки: Пигасов стал появляться гораздо реже, Пандалевскому кажется, что Рудина слишком много, он давит, Волынский ревнует к Наталье.

Басистов же, напротив, жадно слушает речи Дмитрия Николаевича, едва ли не преклоняется перед ним. Однако Рудин практически не замечает учителя.

Впечатление, производимое героем, очень часто в произведении подчеркивает Тургенев. «Рудин», краткое содержание которого приведено, дает полное представление об отношении к главному лицу.

За это время любимец дома дважды пытался уехать, но занимал деньги у хозяев и оставался.

Чаще других его собеседницей становится Наталья. Слова Рудина западают ей в душу, она с жадностью ловит каждое слово и проникается его идеями. У нее появляются новые мысли и ощущения, она поверяет свои тайны гостю.

В беседах Рудин касается различных тем, в том числе и любви. Он утверждает, что в настоящее время нет сильных и страстных натур, способных испытывать всю глубину чувств. Девушка долго размышляет над его словами, а потом начинает рыдать.

Липина, в свою очередь, пытается выяснить, что же представляет собой Рудин. Она долго изматывает Лежнева вопросами и просьбами рассказать подробнее. Тот дает весьма нелестную характеристику герою, рассказывает, как они рассорились. По словам Михайло Михайловича - нехороший человек Рудин. Содержание романа, даже краткое, описывает этот момент. Дмитрий Николаевич любит играть роль оракула, говорить воспламеняющие речи, пожить за счет других, однако сам он не очень разбирается в том, что говорит, эрудиция его поверхностна. Лежнев считает основным недостатком то, что, разжигая огонь в других, Дмитрий сам остается холоден и не задумывается, какие последствия могут постичь впечатлительных молодых людей, которым запали в душу идеи оратора.

Глава 7

Рудин же добивается расположения Натальи. Сначала он говорит, что идеальная пара для нее - Волынцев, что он очень достойный человек, а для него самого уже не существует любви. Свидетелем этой беседы становится штабс-ротмистр. Увиденная сцена неприятна ему.

Вечером того же дня Рудин объясняется в любви Наталье и добивается ответного признания. Этот разговор подслушивает Пандалевский и решает рассказать обо всем хозяйке.

Таков пересказ 7 части романа «Рудин», краткое содержание которого представлено вашему вниманию.

Глава 8

Волынцев в унынии запирается у себя. Его сестра посылает за Лежневым, чтобы посоветоваться, как быть с братом.

Неожиданно приезжает Рудин, чтобы сообщить, что он любит Наталью, а она - его. Волынцев недоумевает, к чему все это и считает такое объявление откровенной наглостью. Рудин пытается объяснить свое появление вежливостью, желанием быть честным. Однако, приехав домой, он винит себя в опрометчивости и мальчишестве.

Вечером Наталья передает ему записку, в которой назначает свидание.

Глава 9

Придя в назначенное место, Рудин увидел опечаленную Наталью. Девушка сообщила, что матери все известно, и та против их брака. Что теперь будет делать избранник, ведь Дарья Михайловна больше и слышать о Рудине не хочет?

Тот, в свою очередь, спрашивает у Натальи, что она собирается предпринять. Оба в замешательстве. Наконец Рудин предлагает покориться судьбе, чтобы насильно не разлучать любимую с семьей. Тем более что он небогат и вряд ли сможет содержать жену.

Наталья считает такой поступок малодушным и горько разочаровывается в своем избраннике. Они ссорятся. Рудин считает, что он ничтожен перед девушкой.

Внутренние переживания героя передает с помощью природы Тургенев. «Рудин», краткое содержание которого приведено, пестрит красочными описаниями природы.

Глава 10

Волынцев решает вызвать Рудина на дуэль, но тут приходит письмо от последнего. Это многословное объяснение того, что автор не намерен оправдываться и уведомление об отъезде.

Глава 11

Рудин зашел в кабинет Дарьи Михайловны и известил ее о том, что вынужден уехать, якобы из-за плохих вестей из его деревни. Внезапное решение удивило всех в доме, Басистов был откровенно расстроен. Рудин оставил длинное письмо к Наталье, которое она прочла и расплакалась. Однако никому она не показывала своих чувств. Жизнь в поместье вернулась в прежнее русло.

Как показывает Тургенев, Рудин при отъезде чувствует себя прескверно.

Глава 12

Прошло 2 года. Липина вышла за Лежнева, у них родился ребенок. Наталья согласилась выйти за Волынцева. Речь зашла о Рудине, о нем мало что слышно.

Как изображает Тургенев, Рудин почти совсем исчез из жизни этого общества.

В тот же день виновник переполоха едет по проселочной дороге. Однако на станции не оказывается лошадей. Но можно уехать в другую сторону. Рудин соглашается.

Эпилог

Роман «Рудин», краткое содержание которого дает лишь сжатое представление о страданиях героя, заканчивается эпилогом.

Спустя несколько лет в гостинице встречаются Рудин и Лежнев. Оба здесь проездом и должны в скором времени уехать каждый в свою сторону. Они решают вместе пообедать. Рудин начинает рассказывать о себе. Он сменил уже много мест работы: был домашним секретарем, мелиоратором, учителем. Однако чем бы он ни занимался, его везде подстерегала неудача. Ему даже начало казаться, что его преследует злой рок, несчастливая судьба.

Лежнев не утешает товарища, но и не критикует. Может быть, говорит он, Рудин исполняет свое высшее назначение - разжигать в сердцах страсть, бороться за истину, убеждать в ней других.

Роман «Рудин» заканчивается трагически. 26 июля 1848 г в Париже, когда восстание «национальных мастерских» было почти подавлено, войска брали одну из последних баррикад. Защитники ее, чувствующие скорое поражение и потерявшие мужество, разбегались. Вдруг на вершине показался высокий седой человек со знаменем в руках. Мгновением позже он упал лицом вниз: пуля прошла сквозь сердце.

«Поляка убили!» - прокричал кто-то. Этим поляком и был Дмитрий Рудин. Краткое описание его гибели дает автор.

Роман о противоречивом и слабом человеке – Дмитрии. Ему дан дар красноречия, но его поступки не соответствуют словам. Принятый в усадьбе, он соблазняет дочку гостеприимной хозяйки, но не готов брать на себя ответственность. Оправившись после такого предательства, девушка выходит за человека, который изначально предупреждал об опасности в лице Рудина.
Герой романа слаб, эгоистичен, труслив, но, возможно, именно стыд заставляет его пожертвовать собой в революцию.

Читать краткое содержание Тургенев Рудин

Первая сцена романа – посещение Натальей больной старухи. Бедняжка так немощна, что её нельзя перевозить в больницу, которой и занимается Наталья. Но девушка помогает, как может: советом, лекарствами, продуктами… В то время, как родной внучке лень больной воды подать.

Её мама – некогда столичная львица – Дарья организует «салон». Завсегдатаи, конечно, секретарь, учитель… довольно простая публика. К ним она приглашает «эрудита» из столицы – Рудина Дмитрия. На вид он зауряден, но остро мыслит, этим всех и очаровывает. Особенно юную Наталью.

Гостя все умоляют задержаться в деревне, а он и остаётся на несколько месяцев, занимая у всех деньги. Речами о смелости в любви он соблазняет Наталью. Когда девушка признаётся матери, та высказывается против их брака. Наталья вызывает поклонника на разговор.

Свидание назначено у «проклятого» пруда. Все сторонятся мрачного места, веря, что даже деревья тут, упав, обязательно погубят человека. И Рудин фигурально губит девушку, отказываясь от неё. Это так противоречит его речам, что Наталья не может никак прийти в себя. Рудин уезжает.

Через несколько лет Наталья выходит за их соседа – Лежнёва, который сразу предупреждал всех, что Рудин (они вместе учились) не очень хороший человек.

В финале Дмитрий предрекает себе тяжелую судьбу. Ему всё равно, куда ехать. И неожиданно он гибнет со знаменем в руках во время французской революции.

Картинка или рисунок Рудин

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Зимовье зверей русская народная сказка

    В предчувствии зимы шел по лесу бык искать теплый угол. Попался ему баран навстречу. Рассказал бык, куда он идет и захотел баран присоединиться. Так и пошли они вместе, пока не встретили свинью

  • Краткое содержание Модный адвокат Тэффи

    Журналист Семен Рубашкин ожидает рассмотрения дела в суде. Его обвиняют в написании статьи, распространяющей ложные слухи о прекращении работы Думы. Семен уверен в благополучном исходе судебного заседания и предвкушает вечерний ужин с друзьями

  • Краткое содержание Человек из ресторана Шмелёва

    Начало 20 века. Скороходов Яков Софроныч служил официантом в престижном ресторане. У Якова Софроныча была жена и повзрослевшие дети – сын Николай и дочь Наталья. Одну из комнат квартиры Скороходовы сдавали жильцам.

  • Краткое содержание Республика Шкид Пантелеева

    В первые годы, после революции, в Советской России появилось много беспризорников, маленьких нарушителей, воров и бродяг. Их собирали и старались перевоспитать

  • Краткое содержание Горе одному Дубова

    Эта история рассказывается в двух книгах романа. О детстве главного героя Леши Горбачева говорится в книге "Сирота". Мальчик потерял родителей на войне, попал в детский дом. В книге

Читатель знакомится с Александрой Павловной Липиной, занимающейся оказанием медицинской помощи крестьянам при сельской больнице, и поклонником Липиной — Михаилом Михайловичем Лежневым. Липина не отвечает взаимностью Лежневу, неаккуратному и флегматичному человеку.

В сельской жизни единственным утешением для этой образованной женщины служат встречи у Дарьи Михайловны Ласунской, весьма просвещенной дамы, время от времени собирающей множество гостей для обсуждения литературы, общественных проблем и т.д.

Дарья Михайловна, некогда светская львица, живет в деревне открыто и принимает много гостей, кроме провинциальных барышень, которые сочиняют про нее сплетни. Ласунская считает себя женщиной без сословных предубеждений, хотя это далеко не так.

В этот вечер у нее собирается много гостей. Пока Волынцев и его сестра Липина задерживаются, гости ведут разговор о «противоестественности женщин». Наконец прибывают брат и сестра, и все гости идут сначала в сад, а затем обедать. В это время поступает известие, что ожидавшийся с научной статьей барон Муффель не придет, а его статью доставит некий Рудин, который вскоре и прибывает.

Дмитрий Николаевич Рудин, приятный мужчина 35 лет, офицер в отставке, в деревне недавно и остановился у старого знакомого. Пигасов, будучи скептиком, затевает философский спор с Рудиным о статье Муффеля.

Дмитрий Николаевич умело и логически безупречно возражает Пигасову, чем вызывает всеобщее восхищение. Когда спор прекращается, все окружают Рудина, чтобы поговорить с ним о разных предметах. По окончании вечеринки, когда гости расходятся по домам, многим не спится: все захвачены увлекательной беседой с Рудиным.

На следующее утро Рудин, заночевавший у Дарьи Михайловны, беседует с хозяйкой, которая остается довольна его замечаниями. Во время разговора дворецкий объявляет о приезде Лежнева, которого Рудин, как оказывается, знает лично.

Сначала гость и хозяйка обсуждают дело о размежевании, затем Дарья Михайловна журит Лежнева за то, что он не приходит на ее вечера. Отвечая неохотно на претензии, что он человек другого круга, Лежнев удаляется.

Покидая дом для прогулки, Рудин сталкивается на крыльце с 17-летней дочерью Дарьи Михайловны Натальей и воспитательницей, старой девой мадемуазель Бонкорд.

Рудин решает немного задержаться и просит сопровождать двух дам во время прогулки по саду. Он говорит много: то радуется за Наталью, то жалеет себя, то говорит, что ему надо отдохнуть, то, напротив, что нельзя отдыхать — надо действовать. Он утверждает, что нельзя тратить время на слова, но «слова лились из него рекой»).

В ходе пылкой речи Рудин даже стискивает в руке руку девушки, чем немало смущает мадемуазель Бонкорд. Воспитательница твердо решает увести девушку в дом, чему способствует появление Волынцева.

Вечером вновь собирается общество, но живая беседа не складывается. Волынцев пере живает из-за поведения Натальи: в девушке, которую он любил и на взаимность которой рассчитывал, что-то изменилось.

Дома Волынцев застает сестру и Лежнева: она говорит гостю, насколько Рудин хороший человек. Лежнев не спорит, но делает колкие замечания в адрес Рудина и Ласунской с ее желанием выставить «местного чудака» (т.е. Лежнева) на всеобщее обозрение. По просьбе Липиной Лежнев рассказывает биографию Рудина, изображая его в черных красках.

Вот уже два месяца, как Рудин живет гостем в доме Ласунской, для которой стало потребностью слушать его суждения. Мужчины из ее «салона» относятся к Дмитрию Николаевичу либо недоверчиво, либо со скрытой злобой. Немало времени он уделяет ее дочери, что не особенно нравится Дарье Михайловне, но мать не вмешивается, считая, что ничего страшного про изойти не может.

Между тем беседы Натальи и Рудина оставляют все более глубокий след в сердце девушки: она готова влюбиться. Липина требует от Лежнева изменить мнение о Рудине, на что получает новую, еще менее лестную характеристику Дмитрия Михайловича: любит пожить за чужой счет, ведет опасные игры с людьми, холоден, но изображает пламенную натуру, всегда лицемерит. А самое главное — он способен погубить доверчивую девушку.

Лежнев рассказывает, как в студенческие годы Рудин разрушил его счастье, выступив непрошеным посредником в отношениях Михаила и одной девушки.

Во время утренней прогулки в саду в одиночестве Наталья встречает Рудина, который вызывается проводить ее до дома.

Наталья деликатно пытается узнать, был ли Рудин влюблен и свободно ли его сердце теперь. Рудин старательно изображает жертву неразделенной любви: намекает, что влюблен в Наталью, но она увлечена Волынским. Девушка в слезах убегает из сада.

Волынский становится этому свидетелем и вечером в салоне Ласунской дает выход гневу, весьма грубо обрывая « умные рассуждения» Рудина. Дмитрий Николаевич назначает Наталье свидание, где объясняется ей в любви. Этот разговор слышит один из завсегдатаев салона Ласунской — Пандалевский.

Волынский возвращается домой в отвратительном настроении, а Липина спешит вызвать Лежнева, к которому всегда обращается в трудных ситуациях. Однако утром вместо Лежнева является Рудин.

Волынский соглашается его принять. Рудин в любезных выражениях предлагает ему дружбу, но тот отвечает, что не желает иметь с ним ничего общего. Приезжает Лежнев, которому Волынский все рассказывает. Михаил нисколько не удивляется: Рудин и здесь показал себя.

У Дмитрия Николаевича весь следующий день проходит скучно и неудачно, но под вечер он Получает записку от Натальи: она назначает ему свидание На семь утра следующего дня.

На свидании у Авдюхина пруда Наталья сообщает Рудину, что матушке все известно от Пандалевского. Рудин в отчаянии и говорит Наталье, что нужно покориться судьбе. Девушка отвечает, что он ее не любит, что он трус, и уходит. Спустя некоторое время Рудина встречает Лежнев, который после этого едет к Волынскому поговорить о Дмитрии Николаевиче.

Волынский взбешен, он намерен «пристрелить философа, как куропатку». Лежнев его успокаивает. В это время приходит записка от Рудина, который извещает всех об отъезде. Лежнев отправляется с этой новостью к Липиной, В разговоре с которой предлагает ей выйти за него замуж. Липина, немало смущенная, соглашается.

Рудин, после того как написал записку Волынскому, принимается за письмо Наталье. Изрядно поработав над ним, он идет к Ласунской. Рудин скромно объясняет, что должен уехать в свою деревеньку. Хозяйка сдержанно с ним прощается.

, – роман «Рудин». Замысел писателя навеян ему современной жизнью. Войдя в юности в непосредственное общение с идеалистами 1830-х годов и много раз беседуя и споря с друзьями об отличительных чертах людей этого типа и об их отношениях к жизни, Тургенев вздумал изобразить подобный тип в беллетристическом произведении. Роман «Рудин» и явился попыткой такого рода. Роман имел успех и вследствие того, что он служил откликом на переживаемую жизнь, и вследствие своих художественных достоинств. Так как центр тяжести романа лежит в его герое, Рудине, характер которого исключительно сказывается в словах и рассуждениях, а не в действии, то в романе мало движения, а наоборот, внем персонажи предаются почти сплошь, рефлектированию и рассуждениям. Изображая Рудина, Тургенев хотел вывести в нем не какого-либо чудака, редкое явление современной ему действительности, а, наоборот, лицо типическое, воплощающее в себе характерные черты молодого поколения. В самом Тургеневе были многие из этих черт, кроме того он видел их в большинстве приятелей кружка Станкевича . Общественно-психологический тип этот был в то время весьма у нас распространен и изображая его, Тургенев делал первую попытку отразить момент общественной жизни в её характерных проявлениях.

Рудин. Художественный фильм по роману Тургенева

Общие черты Рудина. Человек 1830-х и 1840-х годов, Дмитрий Рудин воплощает собою типические черты этого поколения. Отличительные особенности этого, типа людей заключаются в том, что в их жизни на первом плане стоят интересы отвлеченные, умственные, имеющие очень мало связи с действительною жизнью. Погруженные в поэзию и философию, пребывая на высотах отвлеченных умозрений, они вырабатывают высокие жизненные идеалы, о которых много и восторженно говорят. Но эти идеалы остаются таковыми в их словах и дружеских письмах и не имеют никакого влияния на их же собственную жизнь. Восторженно веруя в добро и проповедуя свои нравственные идеалы, эти мечтатели не видят, какой грустный разлад обнаруживается между их проповедью и жизнью, и их личной, и окружающей. Все эти черты отличают натуру Рудина, являющегося как бы зеркалом распространенного в то время типа. В истории его жизни есть черты биографии самого автора романа.

Детство. Избалованный сынок, любимец матери, Рудин с детства привык к обожанию и неусыпной заботливости о нем, Мать души не чаяла в своем единственном сынке, предупреждала все его желания. Самолюбивый мальчик привык смотреть на себя, как на предмет обожания, принимая его как естественную дань своей исключительной натуре.

В кружке идеалистов. Поступивши в Московский университет, Рудин, как и Тургенев в юности, попал в литературно-философский студенческий кружок, увлеченный учениями Шеллинга и Гегеля . В центре кружка стоял юноша Покорский, имевший на всех большое влияние и оставивший в памяти друзей воспоминание о своем обаятельном облики. Читая о Покорском, невольно вспоминаешь о Станкевиче. В этом кружке Рудин занял видное место, так как занятие философией облегчали ему способность и любовь к отвлеченному мышлению, склонность к рефлексии, к чисто-головной жизни. Своим даром быстро схватывать основные черты философской концепции, ясно усвоить их и стройно передать слушателям в красноречивой и увлекательной речи – Рудин напоминал одного из членов кружка Станкевича – М. Бакунина . В литературе высказывались взгляды, что Рудин списан автором именно с Бакунина. Горячо отдавшись философии и поэзии, вечно занятый идеями и образами литературы, Рудин в увлекательных речах, в блестящих импровизациях высказывал перед товарищеским кружком свои новые взгляды и убеждения. Его дар красноречия снискал ему большой успех в кругах молодежи. Как-то невольно сам для себя Рудин становится каким-то проповедником, оратором кружковых и случайных вечеров и сборищ, становится человеком слова, всегда готовым на увлекательную речь, на потоки высоких слов о Боге, о правде, о будущности человечества и т. д.

Личные черты Рудина. В конце концов, вся жизнь его сводится к тому, что он, ничем по настоящему не занятый, скитается по чужим углам, не имея своего, и произносит свои тирады и проповеди. Это дает повод в первой части романа трезвому и деловому Лежневу сделать очень не лестную характеристику Рудина, относясь к нему с довольно язвительной иронией. Красноречие и увлечение Рудина действуют по преимуществу на юношей, на молодежь, свято верящих каждому произнесенному с увлечением слову. Но Лежневу ясно, что за словами Рудина нет дела, что они остаются только хорошими словами, не имеющими никакого влияния на жизнь, Лежнев подчеркивает, что Рудину интересны слова ради самых слов, что он любит самый процесс речи, любит производить эффект, победить в споре противника, увлечь красноречием и блеснуть им перед молодежью. Но для самого Лежнева потом становится ясно, что мечтатель и энтузиаст Рудин не мог найти приложения своих сил не только по причине своих личных черт, но и вследствие современных ему условий общественной жизни, и оказался в той роли «лишнего человека», в которой перебывало столько героев русской литературы и между прочим Бельтов в романе Герцена . Рудин вечно находится во взволнованном и беспокойном состоянии, он всегда кипит и увлекается, он – вечный юноша до самой старости, и когда он отдается потоку своего красноречия, то всей душой верит сам каждому своему слову, и в этой искренности его заключается секрет обаятельного действия его речей на молодежь. Натура страстная и внутренне деятельная, Рудин давал почувствовать эту энергию своей внутренней жизни в своих речах. Но между интенсивной внутренней жизнью и жизнью внешней у Рудина непримиримый разлад.

Разлад между словом и жизнью. Будучи деятельным во внутренней своей жизни, Рудин по некоторым свойствам своей натуры и по условиям современной ему жизни обречен был на полную пассивность, на бездействие. Пристрастие к миру отвлеченных интересов делало его человеком идеи и слова, но не практического дела. Между выработкой идеалов и проведением их в жизнь для Рудина была бездна. Он был беспомощен и слаб в практической жизни, и становился ясен резкий разлад между его словом и жизнью. Способный на увлеченье, на вспышки, на мужественный и благородный акт в минуту аффекта, Рудин совершенно не пригоден для систематического жизненного труда, осуществляющего положенные себе цели. Он задает себе задачи, которых не разрешает, он составляет проекты сочинений, которых не пишет. Одной из существенных причин его практической бездеятельности служит полное его незнание окружающей жизни, условий её, в которых можно было бы работать. Погруженный в свою умственную, личную жизнь, Рудин не делает попыток познакомиться с особенностями той жизни, которая протекает вокруг него. Он знает все отвлеченно, теоретически, ибо он не живет подлинной жизнью, а только рассуждает о жизни. Оттого-то малейшие попытки его приняться за что-либо кончаются полнейшей неудачей, и Рудин вынужден сознаться, что у него нет почвы под ногами». Лежнев в своей характеристик подчеркивает, что Рудин не знает России, не знает русской жизни и потому оказывается как бы выброшенным за её борт, чуждым жизни и неприспособленным к ней.

Слабость воли. Этот чисто головной характер жизни, перевес умственных, отвлеченных интересов над всем остальным в жизни служит объяснением проявленной Рудиным слабости воли. Рудин избегает практических шагов инепосредственных действий, избегает активней внешней жизни, ибо ему легче и удобнее в сфере отвлеченных рассуждений и общих фраз. Это – родная душе его стихия. Он волнует душу молодой девушки, Натальи , призывами к полноте непосредственной жизни, но в начинающемся романе обнаруживает стремление избежать решительных действий и остаться в области только слов и рассуждений. Он решителен на словах, но он слаб и беспомощен в жизни. Большую роль играет здесь также то обстоятельство, что склонный к рефлексии и вечному самоанализу, Рудин живет не чувством, а мыслью; он неспособен на захват сильным увлечением и быстро: гаснет в своих порывах, делая и себя и свои чувства предметом мелочного и детального анализа.

Общественное значение типа Рудина. В результате, жизнь Рудина складывается грустно, он называет себя «перекати поле», ибо вечно скитается без угла и пристанища, без любимой работы, вечно волнуясь высокими целями и не имея и не зная, как осуществлять их. Впрочем, теплый угол вряд ли пришелся бы по душе этого беспокойного и вечно ищущего душевно человека. Рудин сам горько раздумывает о своей жизни и подводит ей печальные итоги, называя свою жизнь бесполезной. Но Лежнев правильно объясняет большое жизненное значение таких типов, как Рудин. В противоположность скептику, как в том же романе Пигасов , скептицизм которого мертвит и отравляет все живое и увлекающееся в жизни, в противоположность практицизму и трезвости самого Лежнева, в котором есть некоторая тяжеловатость и сухость и в котором бьет в глаза отсутствие иного начала – энтузиазма, юности, душевного пафоса, – Рудин в избытке наделен именно этим юношеским жаром души и драгоценной способностью самому увлекаться высоким и идеальным и увлекать других. Рудины – это бродильное начало в мире, вносящее в него пафос, одушевление, юношеский подъем жизни. Будучи сам бездейственен и пассивен, Рудин своим увлекательным словом сеет в молодые души добрые семена, которые могут дать хорошие всходы. Возбудитель энтузиазма, душевных порывов, Рудин вносит в молодую жизнь то, что важнее скептицизма и не менее ценно, чем трезвая деловитость: идеализм, ту веру в жизнь, которая сливается с чувством поэзии, красоты и высокой правды жизни. В этом жизненное значение таких типов, как Рудин; они внесли свой вклад в дело развития и просвещения родной страны, подготовив своим нравственным влиянием будущих деятелей литературы и общественной жизни.