Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

[email protected] в категроии , вопрос открыт 11.04.2017 в 00:25

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

1.Приятели(1) оживлённо что-то обсуждая(2) шли вдоль(3) тщательно подстриженной садовником(4) живой изгороди.

2. Дореволюционный учебник по истории(1) стоявший на самой верхней полке(2) был обнаружен(3) игравшими на чердаке(4) детьми совершенно случайно.

3. Брюнет(1) поздоровавшись с Александром и кивнув мне головой(2) передал своему компаньону чёрную папку(3) туго набитую бумагами(4) и небольшую коробку с оборудованием.

4. Историю моей семьи(1) разбросанной войной и революцией(2) по разным частям света(3) из всех моих друзей знал только Сергей(4) друживший со мной с детства.

5. Когда(1) обнаружив в пещере(2) нарисованные охрой(3) изображения быков(4) мы рассказали об этом взрослым, то они нам сперва не поверили.

6. Когда на прошлой неделе(1) гуляя(2) по проходящей ежегодно в Саратове(3) книжной ярмарке(4) Дмитрий увидел собрание сочинений Стивенсона, то не раздумывая купил его целиком.

7. Сконфуженный(1) он замолчал(2) и(3) пытаясь скрыть замешательство(4) начал перебирать какие-то бумаги на столе.

8. Сергей наконец решился(1) и(2) глубоко вдохнув (3) нырнул с моста в воду(4) обжигавшую ночной прохладой.

9. Сержант подошёл к лейтенанту(1) и (2) отдав по уставу честь(3) доложил о случае(4) произошедшем с нарядом во время караула.

10. Иван(1) что-то объяснявший молодому трактористу(2) наконец заметил нас и(3) широко улыбнувшись(4) помахал рукой.

11. Увидев бравого бородача(1) шагавшего по улице в форменной шинели и офицерской фуражке(2) старушка(3) потрясённая известиями о входе в город деникинских частей(4) не на шутку перепугалась.

12. Ребёнок(1) играя(2) остаётся серьёзным, он воспринимает правила как особую модель(3) представленных в игре(4) жизненных обстоятельств.

13. Переминаясь с ноги на ногу(1) от холода(2) Дмитрий ещё раз постучал в (3) обитую толстой жестью(4) дверь.

14. Жаворонки(1) сообщая всем о скором восходе солнца(2) заливались над степью(3) едва различимые(4) в воздухе.

15. Сквозь пургу я(1) напрягая зрение(2) старался разглядеть вдали маленький деревянный домик(3) засыпанный снегом(4) по самые окна.

16. Офицер(1) топорща усы(2) ходил взад и вперёд вдоль строя солдат(3) молча стоявших перед ним(4) с опущенными головами.

17. Юрий Всеволодович(1) демонстративно медленно вынув из коробочки(2) обитой красным бархатом(3) ручку с золотым пером (4) поставил на документе свою подпись.

18. Маша(1) приняв собак(2) воющих на краю деревни(3) за волков(4) не на шутку испугалась.

19 Молнии(1) освещающие горизонт(2) отпечатывались на небе и(3) слепя глаза(4) рвали тучи.

20. Витя(1) свернув с шоссе(2) поехал по просёлочной дороге(3) разбитой тракторами(4) в сторону нашей деревни.

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий.

Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1–24 являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов.

Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задание 25 части 2 представляет собойсочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число илипоследовательность слов,

чисел. Запишите ответ в поле ответав тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа отномера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятыхи других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишитев отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланкеобразцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В Арктике и Антарктике – полярных областях нашей планеты, а также высоко в горах

поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом. (2)Здесь распространены многолетние скопления льда – ледники, которые образуются в(…) местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять. (3)… Ледниковый лед содержит мало примесей, и при таянии из него получается самая чистая вода, которую сейчас все чаще используют в лечебных целях.

1 В каком из приведенных ниже предложений верно переданаглавная информация, содержащаяся в тексте?

1) Ледники образуются в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, – в Арктике и Антарктике, а также высоко в горах.

2 ) Высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом, который содержит мало примесей и используется в различных целях.

3 ) Чистую воду можно получить только изо льда, который образуется в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, то есть в полярных широтах.

4) В Арктике, Антарктике и высоко в горах находятся ледники – многолетние скопления содержащего мало примесей льда, при таянии которого получается чистейшая вода, используемая в лечебных целях.

5) В Арктике и Антарктике – полярных областях нашей планеты, а также высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом.

2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем

(3) предложении текста? Выпишите это слово. тех необычных этих разных некоторых

3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения словаОБЛАСТЬ . Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1)предложении текста.

Выпишите цифру, соответствующую этому значениюв приведённом фрагменте словарной статьи.

область , -и, мн. -и, -ей, ж.

1). Часть страны, государственной территории (или территорий). Южные области России. Северные области Европы.

2). Крупная административно-территориальная единица.Автономная область. Московская область.

Начальство из области (из областного центра; разг.).

3).чего или какая. Пределы, в которых распространено какое-н. явление, зона, пояс.

Область вечнозеленых растений. Озерная область.

4).чего или какая. Отдельная часть организма, участок тела.

Боли в области печени. В грудной области.

5).перен ., чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений.Новая область науки. Отошло в область преданий (больше не существует; книжн. и ирон.). - В

области чего, предлог с род.п. - в чем-н., в сфере чего-н. Специалист в области математики. Работать в области народного образования.

4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановкеударения:НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.Выпишите это слово.

грАжданство давнИшний позвонИм жалюзИ рвалА

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Белоруссия, по мнению многих российских политиков, одна из самых ДРУЖЕСКИХ стран. С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.

Дорога скоро вывела из рощи на поляну, и они сразу услыхали КОНСКИЙ топот и ржание.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

В ТЕЧЕНИЕ тридцати пяти минутИЗ ПОЛТОРА метров материи несколькоПОЛОТЕНЕЦ

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими

ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Самый способнейший студент обучается

1) нарушение связи между подлежащим и

на нашем факультете.

сказуемым

Б) Одному из героев романа, ищущим смысл

2) смешение прямой и косвенной речи.

жизни, открывается путь к внутренней свободе.

В) Читая статью, всегда делаются пометки.

3) неправильное употребление падежной

формы существительного с предлогом

Г) Выставка-просмотр открыто ежедневно.

4) нельзя соединять формы сравнительной и

превосходной степени, простые и составные

формы обеих степеней сравнения.

Д) Базаров говорит Аркадию, что твой

5) нарушение в построениипредложения с

отец - человек отставной

несогласованнымприложением

6) Неверное построение предложений с

деепричастным оборотом

7) нарушение в построении предложения с

причастным оборотом

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

опт..мизм ок…зался г..рящий пр..чудливый пред..стеречь

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и таже буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..чудливый, пр..красный бе..конечный, бе..донный пр..бабушка, пр..бежка пре..почтение, в..карабкаться о..бросить, о..дать

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е . находч..вый достра..вать

фасол..вый насмешл..вый. наста..вать

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. расскаж..шь обижа..шь успоко..нный омыва..мый откле..ваться

12 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишетсяСЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Известный библиограф П.Н. Петров высказывает мнение, что Баранщиков Василий - лицо (не)вымышленное, а реальное.

Пруд в саду (не)глубокий, а рыба в нем, как ни странно, водится.

Человек, следующий логике выгоды, (не)склонен обращать внимание на уколы совести. Он часто натыкался на гнезда птиц в лесу, но никогда (не)разорял их.

Горький в романе «Мать « рисует (не)определённую личность, а устоявшийсясоциальный тип.

13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутсяСЛИТНО . Раскройте

скобки и выпишите эти два слова.

Все ТА(ЖЕ) дверная ручка замка ТАК(ЖЕ) слабо отворялась.

Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальноммире.

ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деться, И(ТАК) будет продолжаться до тех пор, пока ты сам не решишься на поступок.

Мне приходилось (ПО)ДОЛГУ ждать своего брата у проходной завода, ЗА(ТО) я успел познакомиться с интересными собеседниками.

Закрыв глаза и (НЕ)СМОТРЯ себе под ноги, старик медленно шел мне (НА)ВСТРЕЧУ.

14 Укажите все цифры, на месте которых пишетсяНН.

Туше(1)ые в мясном бульоне маслята с очище(2)ыми шляпками были на серебря(3)ой тарелке поданы к столу.

15 Расставьте знаки препинания. Укажите номер предложения, в котором нужно поставитьОДНУ запятую.

1)Придется теперь ремонтировать радиоприемник или даже покупать новый.

2) Станислав подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от всей души пожелал ей счастья.

3) Маленькая девочка одинаково свободно говорила как на французском так и на английском.

4) Он был знатоком и классики и джаза и современной эстрадной музыки

5) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

16 Расставьте знаки препинания:

Ребенок (1) играя (2) остается серьезным, он воспринимает правила как особую модель (3) представленных в игре (4) жизненных обстоятельств.

17 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Строение Меркурия (1) вероятно (2) кардинальным образом отличается от всех изученных на данный момент небесных тел. Для подтверждения гипотезы (3) однако (4) требуется еще серия исследований в космосе.

18 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лучи заходящего солнца (1) косо падали на стену (2) у которой сидел художник (3) и в этих лучах его лицо казалось золотым.

19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока мы сбивали снег с валенок (3) я услышал (4) как кто-то говорил вполголоса.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

Наедине с толпой

(1)Человек в условиях многолюдства – вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени.

(2)Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. (3)Наедине с толпой.

(4)Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек-2014 в большом городе.

(5)Редкая поездка по столице обходится без метро. (6)Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. (7)Плотный паренёк, видимо распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. (8)Богатырское движение! (9)Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. (10)Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.

(11)По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. (12)Известно, что стоять надо справа, проходить слева. (13)Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».

(14)Вышли на платформу. (15)Приближается поезд. (16)Нам предстоит сесть в вагон. (17)Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем – входят. (18)Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. (19)Она не в силах удержать себя – дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. (20)Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно – так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.

(21)О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. (22)Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. (23)А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину. …

(24) Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. (25)Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? (26)Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. (27)А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. (28)Воспитанность в наши дни – это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. (29)Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.

(По З. Паперному)

20 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Редкая поездка по столице обходится без метро.

2) В общественном транспорте нужно уступать место женщинам, пассажирам с детьми и инвалидам.

3) В общественном транспорте, где люди вынуждены проводить большую часть времени, нет условий для демонстрации «хороших манер».

4) Как ведёт себя человек-2014 в большом городе.

5) Истинная воспитанность человека проявляется именно в условиях многолюдства.

21 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1 ) Предложения 4–5 содержат описание.

2) В предложениях 24–26 содержится рассуждение.

3) Предложения 5–10 содержат повествование.

4) Предложения 14–20 отсутствуют элементы описания.

5) В предложении 4 присутствует элемент описания.

22 Из предложений 14–19 выпишите антонимы (антонимическую пару).

23 Среди предложений 5–12 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя

задания 20– 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке

24 «Для того, чтобы передать динамичность ситуации, автор использует (А) в предложениях 3,8,14,15 _________ . В заголовок вынесено такое средство выразительности, как (Б)

Усиливают эффект от прочитанного обращения автора к читателю, а также синтаксическое средство выразительности в предложении25 (В) _________. Чтобы лучше передать свои эмоции читателю и ассоциации от происходящего, писатель использует в предложении 20 (Г)____________

Список терминов:

1) развёрнутая метафора

2) сочетание слов, противоположных по смыслу (оксюморон)

3) синтаксический параллелизм

4) повтор согласных звуков (аллитерация)

5) градация

6) неполные предложения (парцелляция)

7) сравнение

8) риторический вопрос

4.гражданство

5.дружественных

6.из полутора

7.А-4 Б-7 В-6 Г-1 Д-2

8.оказался

9.отброситьотдать

10.фасолевый

11.отклеиваться

12.неглубокий

13.подолгузато

22.выходятвходят

Задание 25 части 2 представляет собойсочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование

Желаем успеха

(1)В настоящее время в деловом мире признана важность решения проблемы защиты

компьютерных данных. (2)Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, привлекли пристальное внимание не только специалистов в области компьютерной обработки данных, но и директоров компаний. (3)(…) руководители компаний поняли, что с пуском в эксплуатацию каждой новой компьютерной системы, имеющей выход в глобальную компьютерную сеть Интернет, они рискуют распахнуть перед различными злоумышленниками окно, через которое те могут беспрепятственно проникать

в секретные материалы компании и наносить существенный материальный ущерб.

1 В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Важность решения проблемы защиты компьютерных данных признана всеми специалистами в области компьютерной обработки данных.

2) Громкие процессы, связанные с проникновением злоумышленников в корпоративные компьютерные системы, поразили директоров компаний и заставили их действовать.

3) Директора компаний поняли, что каждая новая компьютерная система, связанная с сетью Интернет, должна быть защищена от проникновения злоумышленников во избежание информационного и материального ущерба.

4) По признанию специалистов в области компьютерной обработки данных, злоумышленники наносят существенный материальный ущерб различным компаниям, имеющим выход в глобальную компьютерную сеть Интернет.

наконец потому что хотя однако это

Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи. ВРЕМЯ, -мени; мн. времена, -мён, -менам; ср.

1. Основная (наряду с пространством) форма существования бесконечно развивающейся материи.

Бесконечность пространства и времени. Вне пространства и времени нет движения материи. //

2. Отрезок, промежуток в последовательной смене минут, часов, дней, лет и т.п. Отрезок времени. Уделять много времени учёбе.

3. мн.: времена, -мён. Период, эпоха (в жизни человечества, какого-л. народа, государства, общества и т.п.).Военное в. Новое, старое в. Былые времена. Во времена Петра Первого. Связь времён.

прошлого или будущего. Настоящее, прошедшее, будущее в. Глаголы изменяются по временам.

Ответ : ___________________________.

4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения:НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

грАжданство давнИшний позвонИм жалюзИ рвалА

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Белоруссия, по мнению многих российских политиков, – одна из самых ДРУЖЕСКИХ стран. С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.

Дорога скоро вывела из рощи на поляну, и они сразу услыхали КОНСКИЙ топот и ржание.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Ответ: ___________________________.

ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Самый способнейший студент обучается

1) нарушение связи между подлежащим и

на нашем факультете.

сказуемым

Б) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе. В) Читая статью, всегда делаются пометки.

Г) Выставка-просмотр открыто ежедневно.

Д) Базаров говорит Аркадию, что твой отец – я человек отставной

2) смешение прямой и косвенной речи.

3) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

4) нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени, простые и составные формы обеих степеней сравнения.

5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

6) Неверное построение предложений с деепричастным оборотом

7) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами Ответ А Б В Г Д

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Ответ: ___________________________

пр..чудливый, пр..красный бе..конечный, бе..донный пр..бабушка, пр..бежка пре..почтение, в..карабкаться о..бросить, о..дать

Ответ: ___________________________

находч..вый

достра..вать

фасол..вый

насмешл..вый.

наста..вать

Ответ: ___________________________

расскаж..шь

обижа..шь

успоко..нный

омыва..мый

откле..ваться

Ответ: ___________________________

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и

выпишите это слово.

Известный библиограф

П. Н. Петров высказывает мнение, что Баранщиков Василий – лицо

(не)вымышленное, а реальное.

Пруд в саду (не)глубокий, а рыба в нем, как ни странно, водится.

Человек, следующий логике выгоды, (не)склонен обращать внимание на уколы совести. Он часто натыкался на гнезда птиц в лесу, но никогда (не)разорял их.

Горький в романе «Мать «рисует (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.

Ответ: ___________________________.

Все ТА(ЖЕ) дверная ручка замка ТАК(ЖЕ) слабо отворялась.

Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.

ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деться, И(ТАК) будет продолжаться до тех пор, пока ты сам не решишься на поступок.

Мне приходилось (ПО)ДОЛГУ ждать своего брата у проходной завода, ЗА(ТО) я успел познакомиться с интересными собеседниками.

Закрыв глаза и (НЕ)СМОТРЯ себе под ноги, старик медленно шел мне (НА)ВСТРЕЧУ.

Ответ: ___________________________.

Туше(1)ые в мясном бульоне маслята с очище(2)ыми шляпками были на серебря(3)ой тарелке поданы к столу.

Ответ: ___________________________.

15 Расставьте знаки препинания.

1)Придется теперь ремонтировать радиоприемник или даже покупать новый.

2) Станислав подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от всей души пожелал ей счастья.

3) Маленькая девочка одинаково свободно говорила как на французском так и на английском.

4) Он был знатоком и классики и джаза и современной эстрадной музыки

5) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

Ответ: ___________________________.

16 Расставьте знаки препинания:

Ребенок (1) играя (2) остается серьезным, он воспринимает правила как особую модель (3) представленных в игре (4) жизненных обстоятельств.

Ответ: ___________________________.

17 Расставьте знаки препинания:

Строение Меркурия (1) вероятно (2) кардинальным образом отличается от всех изученных на данный момент небесных тел. Для подтверждения гипотезы (3) однако (4) требуется еще серия исследований в космосе.

Ответ: ___________________________

18 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лучи заходящего солнца (1) косо падали на стену (2) у которой сидел художник (3) и в этих лучах его лицо казалось золотым.

Ответ: ___________________________

19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока мы сбивали снег с валенок (3) я услышал (4) как кто-то говорил вполголоса.

Ответ: ___________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2)Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потёртые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3)Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстёгнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4)Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5)О чём думал он?

(6)До недавнего времени он ещё знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

(7)Но прошло едва ли десять лет после его отставки, и о нём постарались забыть и в императорском дворце, и в Адмиралтействе, и в штабах флотов и морских училищ. (8)Вот и заканчивал свой век забытый властью и флотскими командирами здесь, в центре России, на Тамбовщине, Фёдор Фёдорович Ушаков, опальный русский флотоводец. (9)Сорок кампаний провёл он, ни в одном сражении не потерпел поражения. (10)Блестящие победы русского флота под его началом сделали имя Фёдора Ушакова легендарным. (11)Но мало кто помнил об этом тогда в России...

(12)Современники часто не замечают таланта, гения, пророка в своём окружении. (13)Они не могут, а если вспомнить историю, то и не хотят выделять выдающиеся, их превосходящие способности ближнего. (14)С раздражением говорят о таком человеке, возводя его в лучшем случае в разряд чудаков и людей везучих…

(15)Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться. (16)Он вспоминал о дальних походах и сражениях. (17)Глаза его были открыты, но взор бродил где-то там, по далёким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.

(18)Набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать одинокого адмирала, а тот отстранял его рукой, пробуя задержать видéния прошлого. (По В. Ганичеву)

Валерий Николаевич Ганичев (род. В 1933 г.)– писатель и ученый, доктор исторических наук, профессор, академик, Председатель Правления Союза писателей России, автор исторических романов и повестей «Росс непобедимый», «Тульский энциклопедист», «Флотовождь», «Державница», «Адмирал Ушаков».

20 Какое утверждение соответствует содержанию текста? Укажите номер ответа.

1) Экипажи боевых кораблей всегда оказывали поддержку адмиралу Ушакову.

2) Фёдор Фёдорович Ушаков родился в центре России, на Тамбовщине.

3) Русский адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков создал одну уникальную непобедимую эскадру.

4) Фёдор Фёдорович Ушаков не проиграл ни одного сражения.

Ответ: ___________________________.

21 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.1 ) Предложения 1 – 3 содержат повествование.

2) Предложения 4 – 6 содержат описание.

3) Предложения 7 – 10 содержат элементы описания.

4) В предложениях 12 – 14 содержится рассуждение.

5) В предложении 18 присутствует элемент описания.

Ответ: ___________________________.

22 Из предложений 12 – 14 выпишите контекстные синонимы.

Ответ: ___________________________

23 Среди предложений 12 – 18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали,

выполняя задания 20 – 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке

читателя к размышлению. (Б)_____ («таланта, гения, пророка в своём окружении» в предложении 12) позволяет судить о масштабе личности адмирала.

Многие предложения текста построены с использованием такого синтаксического средства выразительности, как (В) _____ («людей везучих» в предложении 14, «глаза его» в предложении 17), что придаёт размышлениям автора особую интонацию. (Г) _____ (например, «ладошки волн»; «набежал ветер, пытаясь закутать, запеленать адмирала») усиливает впечатление от прочитанного».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) ряд однородных членов

3) фразеологизмы

4) инверсия

5) олицетворение

6) неполные предложения (парцелляция)

7) эпитеты

8) литота

9) вопросительные предложения

А Б В Г

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 в соответствии с инструкцией по

выполнению работы

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2

25 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Мониторинг 11 класс Русский язык

Диагностическая работа № 2

Вариант 2

Инструкция по выполнению работы

Диагностическая работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий.

Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1 – 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов.

Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. ПРИМЕР:

Задание 25 части 2 представляет собойсочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняетсяна бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Ответами к заданиям 1 – 24 являются слово, словосочетание, число или последовательность

слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1)Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов – одного или нескольких. (2) С древнейших времён люди использовали (…) материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. (3) Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.

1) Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.

2)Изготовленные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.

3)Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.

4)Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.

5) Предметы, которые нас окружают, сделаны из одного или нескольких природных материалов – и это важно.

Ответ: ___________________________.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором

(2) предложении текста? Выпишите это слово.

необычные

некоторые

Ответ: ___________________________

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова натуральный .

Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста.

Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

натуральный , -ая, -ое; -лен, -льна.

1. полн. ф. Относящийся к области естественных наук (устар.). Натуральная история.

2. Соответствующий природе вещей, действительности. Портрет в натуральную величину.

3. полн. ф. Относящийся к оплате натурой, не деньгами. Натуральный налог. Натуральный обмен.

4. полн. ф. Настоящий, подлинный, природный, не искусственный. Натуральный шелк, мех.

Натуральный кофе.

5. Вполне естественный, непритворный. Натуральный смех.Натуральные жесты. * Натуральное хозяйство (спец.) - хозяйство, в котором продукты труда производятся для удовлетворения нужд только самих производителей.

Ответ: ___________________________.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Просветители XVIII века считали, что права и обязанности гражданина должны быть ЕДИНЫМИ для всех.

История, знакомая по учебникам и романам, ОЖИВАЛА перед глазами.

Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ. В воздухе чувствовался едкий БОЛОТНЫЙ запах.

Новый клуб – ГОРДЫНЯ поселка.

Ответ: ___________________________

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте

ошибку и запишите слово правильно.

пять ПОЛОТЕНЕЦ

ПОЛОЖЬТЕ на полку

С ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ рублями

опытные ШОФЕРЫ

несколько ГЕКТАРОВ

Ответ: ___________________________

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими

ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из

второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Жизненный путь героя тяжел и трагичный.

1) неверное построение предложений с

деепричастным оборотом

Б) Большинство возражали против такой оценки

2) нарушение в построении предложения

его творчества.

с несогласованным приложением

В) Получив начальное домашнее образование в

3) смешение прямой и косвенной речи.

Москве, этого было достаточно для поступления

в Пажеский корпус.

Г) Я читал роман «Анну Каренину».

4) нарушение связи между подлежащим и

сказуемым

Д) Я знаком с группой ребят, болеющими

5) одновременное употребление полной

за «Динамо».

и краткой формы прилагательного в

составном сказуемом

6) неправильное употребление падежной

формы существительного с предлогом

7) нарушение в построении предложения с

сбивч..вый

орнам..нт

к..рьерист

Ответ: ___________________________

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

не..говорчивый, во..делывать пр..дедушка, пр..бежка пре..почесть, о..бить бе..жизненный, в..бодрить пр..милый, пр..крыть

Ответ: ___________________________

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

После казни декабристов Пушкин (не)отказался от своих друзей, остался им верен. Судьба Михаила Ломоносова была поистине (не)обыкновенной!

Есть книги, где все происходящее в них только названо, но (не)увидено автором.

Маленькие, (не)крашеные никем домишки аккуратно расположены по обеим сторонам улицы. Собака, (не)желая выдавать своего страха, громко залаяла.

Ответ: ___________________________

13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутсяСЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

КУДА(ЖЕ) они едут, в город ЧТО(ЛИ)? (ЗА)ЧЕМ повторять одно и ТО(ЖЕ) несколько раз?

Мы расположились ТУТ(ЖЕ), у костра, и я, (НЕ)СМОТРЯ на комаров, скоро заснул самым крепким сном.

(В)СЛЕДСТВИЕ сильной жары река обмелела, (ПО)ЭТОМУ с переправой не было проблем. Около часу свирепствовал вихрь и (ЗА) ТЕМ пропал ТАК(ЖЕ) неожиданно, как и появился.

Ответ: ___________________________

14 Укажите все цифры, на месте которых пишетсяНН.

Лодка с полотня(1)ым тентом наконец была пришвартова(2)а к огражде(3)ому канатами причалу.

Ответ: ___________________________

15 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставитьОДНУ запятую.

1)Я равно люблю и патриархальную Москву и строгий Петербург и древний Новгород.

2) Вы вызовете такси или поедете домой на автобусе?

3) Вчера она обнаружила у себя на столе букет роз и конверт с запиской и тут же рассказала об этом своей матери.

4) На день рожденья Сашка получил не только давно обещанный ему свитер но и теплую вязаную шапку для лыжных прогулок.

5) А. С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

Ответ: ___________________________

16 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначала новый этап в развитии науки и техники.

Ответ: ___________________________

17 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Великий Новгород. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а вовторых (5) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.

Ответ: ___________________________

18 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дочь Фамусова Софья (1) влюблена в Молчалина (2) все достоинства (3) которого (4) сводятся к "умеренности и аккуратности".


В школе я посещал ДРАМАТИЧЕСКИЙ кружок. Теперь 7 ноября в России - БУДНИЙ день. Белоруссия, по мнению многих российских политиков, одна из самых ДРУЖЕСКИХ стран. С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов. Дорога скоро вывела из рощи на поляну, и они сразу услыхали КОНСКИЙ топот и ржание. 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.








Пр..чудливый, пр..красный бе..конечный, бе..донный пр..бабушка, пр..бежка пре..почтение, в..карабкаться о..бросить, о..дать 9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.






Известный библиограф П.Н. Петров высказывает мнение, что Баранщиков Василий - лицо (не)вымышленное, а реальное. Пруд в саду (не)глубокий, а рыба в нем, как ни странно, водится. Человек, следующий логике выгоды, (не)склонен обращать внимание на уколы совести. Он часто натыкался на гнезда птиц в лесу, но никогда (не)разорял их. Горький в романе «Мать « рисует (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип. 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.


Все ТА(ЖЕ) дверная ручка замка ТАК(ЖЕ) слабо отворялась. Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире. ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деться, И(ТАК) будет продолжаться до тех пор, пока ты сам не решишься на поступок. Мне приходилось (ПО)ДОЛГУ ждать своего брата у проходной завода, ЗА(ТО) я успел познакомиться с интересними собеседниками. Закрыв глаза и (НЕ)СМОТРЯ себе под ноги, старик медленно шел мне (НА)ВСТРЕЧУ. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.


1)Придется теперь ремонтироварить радиоприемник или даже покупать новый. 2) Станислав подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от всей души пожелал ей счастья. 3) Маленькая девочка одинаково свободно говорила как на французском так и на английском. 4) Он был знатоком и классики и джаза и современной эстрадной музыки 5) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. 15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.


Строение Меркурия (1) вероятно (2) кардинальным образом отличается от всех изученных на данный момент небесных тел. Для подтверждения гипотезы (3) однако (4) требуется еще серия исследований в космосе. 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.






4. Гражданство 5. Дружественных 6. Полутора 7. А-4; Б – 7; В – 6; Г – 1; Д – 2 8. Оказвался 9. Отбросить, отдать 10. Фасолевый 11. Отклеивариться 12. Неглубокий 13. Подолгу, зато 14. 1,2,3,2,3,4 Ключи к заданиям:



Демонстрационный вариант КИМ (IV).

(Ответы в конце теста).

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) крУжева

2) премИровать

4) закУпорить

А2. В каком предложении вместо слова ЕДИНСТВЕННЫЙ нужно употребить слово ЕДИНИЧНЫЙ?

1) Долгое время в медицине ЕДИНСТВЕННЫМ материалом для опытов по изучению сильнодействующих ядов были мелкие животные.

2) По мнению многих психологов, ЕДИНСТВЕННЫЙ ребенок в семье чаще всего чувствует себя одиноким и плохо адаптируется в обществе.

3) Вам стоит обратить внимание на работу цеха в целом, а не на ЕДИНСТВЕННЫЕ случаи производственных сбоев.

4) Ромен Роллан, близко знавший Фритьофа Нансена, назвал его ЕДИНСТВЕННЫМ европейским героем своего времени.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) восемь апельсинов

2) с шестистами рублями

3) наиболее четко

4) разные возрасты

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Находясь в Болдине,

1) сбылась мечта Пушкина написать цикл повестей о русской жизни.

2) до поэта дошли вести о холере в Москве.

3) Пушкиным была закончена 9 глава «Евгения Онегина».

4) поэт в короткий срок написал «Маленькие трагедии».

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Те, кто определял политику киностудии в последнее время, были против ее реорганизации.

2) В новелле «Фаталист» Лермонтов приоткрывает внимательному читателю не иронический, а трагический подтекст заглавия своего романа.

3) Одним из альпинистов, побывавших почти на всех высочайших пиках Гималаев, был Тенцинг Норгей.

4) Благодаря наблюдений гидрологов, мы знаем теперь не только направление, но и силу основных течений Атлантического океана.

Прочитайте текст и выполните задания A6–A11

(1) … (2) Известно, что продукты горения смываются в реки, загрязняют их и что в результате пожаров гибнут ценные лесные массивы.
(3) … в некоторых случаях пожары намеренно устраивают сами смотрители леса.
(4) Интенсивность такого возгорания обычно очень мала. (5) Оно не представляет большой опасности, наоборот, оно полезно. (6) Подобные мелкие искусственные пожары, которые специально планируются, чтобы снизить количество накопленного сухостоя, являются эффективным средством предотвращения стихийного возгорания крупных лесных массивов.

А6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Прогнозирование лесных пожаров и борьба с ними экономически и экологически нецелесообразны.

2) Лесные пожары наносят существенный вред окружающей природной среде.

3) Скорость и направление ветра определяют интенсивность пожара.

4) Для оценки потенциальной горимости лесов применяются индексы пожароопасности.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении?

1) Прежде всего

2) Поэтому

А8. Какие слова являются грамматической основой в одной из частей шестого (6) предложения текста?

1) пожары планируются

2) снизить количество

3) снизить

4) которые являются средством

А9. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.

1) сложносочинённое

2) сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями

3) сложноподчиненное

4) сложное с подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью между частями

10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОЛЕЗНО из пятого (5) предложения текста.

1) краткое причастие

2) краткое прилагательное

3) наречие

А11. Укажите значение слова ПРОДУКТЫ в предложении 2.

1) предметы, являющиеся результатом человеческого труда, деятельности

2) вещества, служащие материалом для изготовления чего-либо в производственном процессе

3) вещества, получаемые химическим или иным путем из других веществ

4) предметы питания, съестные припасы

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Броше(1)ый после прошлогоднего наводнения дом, с вылинявшими беле(2)ыми стенами, с безжизне(3)ыми пустыми окнами, производил тяжелое впечатление.

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) с…реневый, разм…ститься, отр... вление

2) г…ниальный, ст…мулировать, д…рование

3) оз…рение, напр...вление, пок…яние

4) выск…чить, укр…шение, оп...лчение

А14. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) спорт...нвентарь, контр...гра, без…мянный

2) переи…дание, во…главил, бе…чувственный

3) в...южный, с...ёмка, от…явленный

4) пр…рвать, пр…ступить закон, пр…образиться

А15. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е?

1) тон…т в воде, увенч…нный

2) распиш…шься, перенаправл…нный

3) движ…тся, муч…мый сомнениями

4) покраш…нный, вспомн…вший

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. угодл…вый

Б. плеч…вой (сустав)

В. одол…вать

Г. увил…вать

А17. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

1) (Ни)чего не следует делать против веления души.

2) (Не)наряженная елка стояла посреди гостиной.

3) Я был (не)мало удивлен, увидев его у себя под окном.

4) Прямые волосы егеря, давно (не)чесанные, торчали из-под шапки, как солома.

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (И)ТАК, все началось с того, что мне (НЕ)(НА)ЧТО было купить себе рубаху к празднику.

2) (В)СЛЕДСТВИЕ снегопада были повреждены линии электропередачи, и (НА)ПРОТЯЖЕНИИ двух суток населению нескольких деревень пришлось жить без электричества.

3) ГДЕ(ТО) в лесу раздался выстрел, однако (НИ)КТО из моих спутников даже не вздрогнул.

4) ЧТО(БЫ) принять решение о контрнаступлении, генерал должен был (НА)ПРЯМУЮ обратиться к командующему фронтом.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.

Воздух свеж () и на полянке уже не так жарко.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ребенок (1) играя (2) остается серьезным, он воспринимает правила как особую модель (3) представленных в игре (4) жизненных обстоятельств.

2) 2,3, 4

4) 1, 2, 3, 4

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Только к вечеру мы вернулись из леса, и все (1) буквально (2) валились с ног от усталости.

Биржи уже лихорадит, и (3) похоже (4) завтра начнется игра на понижение.

1) 1, 2, 4

3) 1, 2, 3, 4

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вечером пошел снег и покрыл белой пеленой скамьи и асфальтовые дорожки парка.

2) Новые материалы сохраняют свои свойства как при высоких так и при низких температурах.

3) Вырос дедушкин тополь высоким да стройным.

А23. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Понадобится помощь при строительстве или какой-нибудь инструмент – обращайтесь ко мне, не стесняясь.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время или условие совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Говорят, что двенадцать знаков зодиака (1) на каждый (2) из которых (3) приходится по тридцать градусов зодиакального круга (4) были изобретены в Вавилоне в пятом веке до нашей эры.

2) 1, 3, 4

4) 2, 3, 4

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В лесу полная тишина (1) и (2) если прислушаться (3) то услышишь (4) как падают сухие листья.

1) 1, 2, 3, 4

3) 1, 3, 4

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения НЕЛЬЗЯ заменить определением, выраженным причастным оборотом?

1) Особое место в творчестве А. С. Пушкина занимает стихотворение «Пророк», которое является вольным переложением 6-й главы Книги пророка Исайи.

3) Исайя призван в пророки по собственному добровольному согласию, которое он выразил в ответ на сетования Иеговы: «Кто пойдет к людям сим?»

4) Преображение же пушкинского героя производится без его воли, в соответствии только с божественной необходимостью, на которую герой не может повлиять.

А27. Прочитайте текст.

Ученые установили, что вследствие глобального потепления значительная часть земель Сибири и Арктики, считающихся районами вечной мерзлоты, сегодня уже пребывает в тающем или близком к этому состоянии. Таяние арктической вечной мерзлоты создает озера, выделяющие в атмосферу метан – теплоулавливающий газ, который обладает парниковой способностью, в двадцать пять раз превышающей парниковую способность углекислого газа. Таким образом, ускоренное таяние вечной мерзлоты может существенно усилить глобальное потепление, причем нагревание нашей планеты будет происходить еще более быстрыми темпами.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана информация, содержащаяся в тексте?

1) Начавшееся в Сибири и Арктике таяние вечной мерзлоты, сопровождаемое выделением метана, может усилить глобальное потепление.

2) Вследствие глобального потепления в Сибири и Арктике началось таяние вечной мерзлоты.

3) Таяние вечной мерзлоты существенно замедляет скорость нагревания нашей планеты.

4) Ученые, обеспокоенные негативными климатическими изменениями, ведут постоянные наблюдения за таянием вечной мерзлоты.

Прочитайте текст и выполните задания A29–A31; B1–B8.

(1) К сожалению, человек несовершенен, поэтому в своей жизни нуждается в идущих извне запретах, причём их иногда необходимо подкреплять силой. (2) Таковы законы государственной власти, таковы неписаные законы общества. (3) Подобными законами можно успешно регулировать внешнюю жизнь человека. (4) Но есть области, где прямое вмешательство не достигает цели, где насилие всегда оказывается бессильным и вредным.

(5) Внутренние убеждения человека, любовь, вера в Бога не создаются приказами и запретами. (6) Требования государства и общества всегда наплывают, надвигаются на человека, так сказать, "сверху". (7) Но если эти требования касаются не внешнего порядка дел, а нарушают внутренние, живые границы человеческой души, душа отвечает обычно сопротивлением, возмущением или даже хуже - ожесточением, упрямством и ненавистью. (8) Тогда человек начинает взывать к своей свободе, он ссылается на свои неотъемлемые права и вступает в борьбу за них, даже если приказы и запреты содержат очевидную пользу и истину.

(9) Подобные приказы и запреты, даже если их обращают к людям в самых лучших целях, могут вынудить в ответ только внешнее, лицемерное подчинение и лицемерную "любовь" к навязываемым ценностям. (10) Все нажимы достигают здесь только того, что уважение, любовь гибнут в душе у человека, а значит, осуществлять их бессмысленно и безнравственно.
(11) Бывает и так: человек, понимая благую направленность приказов, но душою не соглашаясь с ними, пытается следовать им. (12) Не любя, притворяется любящим, не веруя, симулирует веру. (13) И иногда такие неискренние упражнения приводят к ряду полезных действий, которые производятся, например, в сфере так называемой "общественной благотворительности". (14) Однако могут ли они принести пользу душе, внутреннее сопротивляющейся насилию над собой?
(15) Никогда ещё ни одному человеку не удалось и никогда ни одному не удастся полюбить на основании приказа или искоренить в себе веру на основании запрета. (16) Божественный огонь в человеке, который в нём любит, верует и творит, не может быть ни произвольно зажжен, ни произвольно погашен. (17) Всё, чего здесь можно достигнуть напрямую, и то лишь из-за человеческой слабости и робости, - это притворяющегося смирения, лгущего согласия.

(По И.А. Ильину).

А28. Какое утверждение НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста?

1) Требования и запреты государственной власти уместны не во всех областях жизни человека.

2) Человек не может заставить себя полюбить кого бы то ни было по требованию извне.

3) Неискренние стремления изменить свои убеждения по приказу «сверху» не приносят пользу душе человека.

4) Нет ни одной области человеческой жизни, в которой прямое вмешательство государственной власти могло бы привести к положительному результату.

А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1 – 5?

1) повествование

2) повествование и описание

3) рассуждение и повествование

4) рассуждение

А30. Укажите предложение, в котором употреблены антонимы.

ЧАСТЬ 2

В1. Из предложения 17 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2. Из предложения 7 выпишите все частицы.

В3. Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

В4. Среди предложений 8 – 15 найдите сложное предложение, в состав которого входит неопределенно-личное предложение. Напишите его номер.

В5. Среди предложений 9 – 17 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 1 – 8 найдите сложноподчинённое(-ые) предложение(-я) с несколькими придаточными частями, связанными между собой посредством однородного подчинения.

Напишите его (их) номер(-а).

В7. Среди предложений 8 – 16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Цифры при перечислении отделяйте запятыми.

За философской четкостью мысли И.А. Ильина читатель чувствует скрытую эмоциональную напряженность автора. В синтаксисе текста это проявляется прежде всего в _______ (предложения 15, 16) и _______ (предложение 14). Среди лексических средств выразительности следует отметить прежде всего ___________:«живые границы» (предложение 7), «лгущее согласие» (предложение 17) и ______ (предложения 6, 16).

1) ряды однородных членов

3) фразеологизм

5) риторическое восклицание

6) парцелляция

7) гипербола

8) метафора

9) вопросительные предложения (риторические вопросы)

Ответы.

В3-все нажимы

В2-не, даже