Эффект барнума в психологии пример. Каждую минуту в мире рождается лох

Вера в чудо предсказаний и людей, которые могут рассказать о тебе все (экстрасенсы, астрологи, хироманты) – является неотъемлемой потребностью большинства людей. Человек всегда интересовался своей судьбой: для чего он родился, какие врожденные черты и таланты помогут ему реализоваться. Взгляд за завесу тайны будущего вызывает трепет.

Что такое эффект Барнума?

Последние страницы популярных печатных изданий пестрят гороскопами, предсказаниями, так прочно вошедшими в нашу жизнь, что журнал или газета без них кажутся «пресными». Различные тесты, в результате ответов на которые, человеку заявлено, что он узнает максимально достоверно о себе. Эффект Барнума - это склонность человека, связанная с его искренним интересом к своей судьбе, верить в правдивость и точность общих, банальных утверждений.

Эффект Барнума в психологии

Росс Стагнер, американский психолог, заинтересовался этим явлением и решил провести эксперимент. Он предложил заполнить 68 кадровым работникам психологическую анкету, позволяющую составить . Стагнер взял 13 часто встречающихся фраз из популярных гороскопов и составил из них личностные портреты. Результат ошеломил: треть участников отметила поразительную достоверность в описании, 40% - верно и почти никто из кадровиков не отметил описание как «совершенно не верное».

Эффект Барнума-Форера - эффект субъективного подтверждения – социально-психологический феномен, названный в честь популярного интерпренера – циркача Ф. Барнума, развлекавшего американскую публику разного рода мистификациями. Предложил термин эффект Барнума - Пол Э.Мил, создатель мультифакторного теста личности (MMPI). Ф. Барнум считал, что на свете много простофиль, и каждому можно что-то предложить. Б. Форер занялся этим явлением экспериментально.


Эксперимент Форера

Бертрам Форер в 1948 г. дал задание группе людей - выполнить тесты, и затем экспериментатор отпустил их на время обработки результатов, но обработки не было. Вновь прибывшим людям Форер раздал один и то же результат описания личности, взятый им из астрологического журнала. Эффект Форера при этом срабатывал именно на позитивных аспектах в описании. Оценка в 5 баллов считалась как полностью соответствующая описанию по результатам теста. Средний балл среди испытуемых был 4,26.

  1. «Вы нуждаетесь в потребности уважения».
  2. «Иногда вы приветливы, иногда сдержанны».
  3. «Выглядите дисциплинированной и уверенной личностью».
  4. «Обладаете огромным потенциалом».
  5. «Порой вас охватывают сомнения».

Эффект Барнума - примеры

Люди стремятся узнать свою судьбу и для этого идут к экстрасенсам, гадалкам. Для кого то - это просто развлечение, другие и шагу бояться ступить без прочтения гороскопа. В основном это тревожные личности, для которых будущее представляется туманным. Одним из важных факторов веры в истинность описаний является «известность» или «популярность» специалиста (астролога, псевдопсихолога). Эффект Барнума в психологии пример того, что это срабатывает только на позитивных предсказаниях и это активно используют специалисты в таких сферах как:

  • разного рода гадания;
  • физиогномика;
  • соционика;
  • астрология;
  • диагностика по группе крови, цвету глаз;
  • нумерология;
  • психология (популярные тесты).

Эффект барнума - гороскоп

Эффект Барнума астрология активно и давно использует для описания знаков зодиака. На сегодняшний день – считается обыденной нормой сделать натальный гороскоп на себя и своих близких у профессионального астролога. Ценность гороскопа – дороговизна услуги/личность специалиста/специфические термины (планеты в седьмом доме и так далее) – повышают уровень доверия человека к составленному уникальному гороскопу, который естественным образом формирует заложенные в нем события и имеет тенденцию сбываться.



Эффект Барнума

Эффе́кт Ба́рнума (эффе́кт Фо́рера , эффе́кт субъекти́вного подтвержде́ния ) - общее наблюдение, согласно которому люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности , которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределённы и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям. Эффектом Барнума многие учёные частично объясняют феномен широкой популярности астрологических гороскопов , хиромантии , соционики , гомеопатии и других псевдонаук .

Эффект назван в честь знаменитого американского шоумена Финеаса Барнума , который был известен своими психологическими манипуляциями и которому приписывают фразу «У нас есть что-нибудь для каждого». Предположительно, такое название эффекту дал психолог Пол Мил (Paul Meehl).

Эксперимент Форера

Данный эффект также называют эффектом Форера , по имени психолога Бертрама Форера (Bertram R. Forer), который в 1948 году провёл психологический эксперимент, в котором показал действие этого эффекта. Он дал своим студентам специальный тест, чтобы по его результатам провести анализ их личностей. Однако вместо настоящей индивидуальной характеристики он давал всем один и тот же расплывчатый текст , взятый из гороскопа . Затем он попросил каждого студента по пятибалльной шкале оценить соответствие описания их личности действительности, - средней оценкой было 4,26. На оценку точности описания студентов повлиял в том числе и авторитет преподавателя. Впоследствии эксперимент был повторён сотни раз.

Описание, которое давал студентам Форер

«Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать. Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность. Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство. Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств. Вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми - не слишком мудро. Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же - интровертны, осторожны и сдержанны. Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны. Одна из ваших главных жизненных целей - стабильность». ( , )

Формулировки Барнума

Описания, подобные процитированному выше, в англоязычной литературе часто называют Barnum statements (формулировки Барнума), и они входят в стандартный репертуар мошенников в сфере астрологии, хиромантии, парапсихологии и т. д.

Факторы, влияющие на эффект

  • Субъект убеждён, что описание применимо только к нему.
  • Расплывчатость характеристики делает её применимой практически к любому человеку, и это наводит испытуемого на мысли о её справедливости.
  • Субъект убеждён в авторитетности сформулировавшего описание.
  • В описании преимущественно присутствуют позитивные характеристики.

Литература

  • Forer, B. R. (1949). The fallacy of personal validation: A classroom demonstration of gullibility. Journal of Abnormal and Social Psychology , 44, 118-123.
  • Dickson, D. H. and Kelly, I. W. (1985). The "Barnum Effect" in Personality Assessment: A Review of the Literature. Psychological Reports , 57, 367-382.

См. также

  • Холодное чтение (Cold reading (англ.))

Ссылки

  • Гороскоп. Психология шарлатанства // Что Вы знаете и чего не знаете о себе и о других / Сост. С.С. Степанов . - М .: Семья и школа, 1994.
  • «Астрология и логика. Аудиторская проверка» - в статье сайта Элементы.ру содержится описание нескольких похожих опытов.
  • Эффект Форера (англ.)
  • Сибирский скептический обозреватель паранормальности

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эффект Барнума" в других словарях:

    эффект Барнума - Финеас Т. Барнум был основателем знаменитого цирка. Известно его высказывание, что каждую минуту на свет рождается простофиля. Именем Барнума названа склонность людей принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности, если они… …

    В обычных жизненных обстоятельствах большинство людей с готовностью принимают обобщенное описание личности за совершенно адекватное описание их собственных личностей. Такое описание может быть результатом астрологического и экстрасенсорного… … Психологическая энциклопедия

    Барнума эффект -    БАРНУМА ЭФФЕКТ (с. 82)    «Я начал гадать по руке еще в юности, чтобы с помощью этих таинственных манипуляций поправить свое благосостояние. Когда я только начинал, я не верил в хиромантию. Но я понимал, что смогу добиться успеха, только если… … Большая психологическая энциклопедия

    Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле… … Википедия

    Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле… … Википедия

    Эффект аудитории (эффект Зайонца, эффект фасилитации) влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один… … Википедия

    Эффект аудитории (эффект Зайонца, эффект фасилитации) влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один… … Википедия Подробнее аудиокнига


Эффект Барнума , он же эффект Форера , – интересный феномен в психологии, раскрывающий некоторые особенности того, как мы воспринимаем информацию и оцениваем ее достоверность. Любопытно и то, где проявляет себя это явление: в холодном чтении , гороскопах, характеристиках, которые дают гадалки, астрологи и т.д. Посмотрим, что такое эффект Барнума и как он работает.

Что такое эффект Барнума

Эффект Барнума заключается в том, что человеку кажется очень точным описание его личности и характера, которое на самом деле составлено настолько общим и статистически вероятным, что просто не может оказаться неправильным . Для того чтобы эффект Форера сработал, должно соблюдаться два главных условия:

  • характеристики в описании должны быть положительными ;
  • человек должен быть уверен, что это описание составлено специально для него . В некоторых случаях высоко оценивается точность характеристик и для группы, к которой принадлежит личность (например, для определенного знака зодиака).

Кроме того, важную роль играет авторитет того, кто дает описание : чем он выше, тем более точной кажется характеристика. А вот получена ли она «научным путем» (например, как «результат психологического тестирования» – описание эксперимента Форера см. чуть ниже) или абсолютно ненаучным (гадание на кофейной гуще, предсказание по хрустальному шару и т.д.) практически не имеет значения. Если гадалка авторитетна для «подопытной личности», эффект Барнума сработает.

Происхождение названия и немного истории

Два названия данного эффекта связаны со следующими фамилиями:


Текст характеристики, которую Форер раздал студентам, представлена ниже под спойлером. Согласились ли бы вы с ней, если бы думали, что ее составили специально для вас?

Текст характеристики

[свернуть]

Почему эффект Барнума работает?

Работу этого эффекта можно объяснить несколькими причинами.

  • Во-первых, когда мы читаем характеристику, которую якобы сделали специально для нас, то сравниваем насколько она подходит именно нам, а не кому-либо еще . Это ведь весьма логично, не правда ли?
  • Во-вторых, вспомним: авторитетная для нас личность говорит, что данное описание составлено для нас – и на основе тех или иных приемов, которым мы, очевидно, доверяем. Часто такая совокупность факторов затмевает критическое мышление и не позволяет проанализировать банальность формулировок.
  • В-третьих, человек в принципе склонен соглашаться с позитивными характеристиками о себе – любому приятно предстать в своих глазах в выгодном свете.

Эффект Форера частично приоткрывает завесу, почему некоторые люди считают точными характеристики, полученные от астрологов, ясновидящих, медиумов и т.д. Однако данное явление в основном охватывает только описание личности, тогда как работа перечисленных выше «специалистов» часто связана еще и с предсказанием будущего. А когда дело касается предсказания будущего, интерес представляет

Почему люди верят в графологию или астрологию? Одна из возможных причин в том, что их толкования выглядят «правдивыми». Они правдивы, потому что составлены из смутных положительных обобщений, подходящих для широкого круга лиц, но полученных якобы для отдельного человека.

В течение нескольких десятилетий, психологи исследовали «эффект Барнума» (также известный как Эффект Форера). Это явление происходит, когда люди принимают то представление о своей личности, которое как будто получено в процессе личностной оценки. Другими словами, люди становятся жертвами ошибочного оценивания личности. Люди принимают обобщения, которые подходят почти всем, как ключевую информацию о них самих.

Эксперименты Форера и Барнума

Более 60 лет назад психолог по фамилии Стагнер провел для группы кадровых менеджеров личностный тест. Но вместо того, чтобы обрабатывать его и выдать актуальные результаты, он выдали их в форме интерпретаций, составленных из гороскопов, графологического анализа и т.п. Каждого менеджера затем попросили оценить, насколько точно было описание его личности (которое якобы получено в ходе «научного теста»). Более половины испытуемых заявили, что результаты в точности описывают их личность и почти никто не отметил, что результаты ошибочны.

В следующем году профессор по имени Форер провел для своих студентов личностные тесты. Проигнорировав их результаты, он дал каждому одинаковое описание его личности. Первые три пункта были: «Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами», «Вы довольно самокритичны», «У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо».

Затем их попросили оценить точность описания от 0 до 5. Оценка 5 означала, что описание было «отличное», 4 «хорошее». Средняя оценка оказалась 4,26.

Исследования эффекта Барнума, однако, показали, что вера в поддельные результаты зависит от ряда важных факторов оказывающих влияние, некоторые в ситуациях клиент и консультант, некоторые в ситуациях на подобии тест и результат.

Одним из наиболее важных моментов является специфичность собираемой информации. Чем более подробны вопросы (например, когда гороскопы составлены на основе года, месяца, дня рождения, а не только года и месяца), тем выше вероятность того, что человек посчитает результаты подходящими именно ему.

Сам Форер объяснял эффект Барнума с точки зрения человеческой доверчивости. Люди склонны в большей степени принимать те утверждения о себе, которые они считают более близкими к правде, а не те, которые получены с помощью точных статистических измерений. Это подтверждает еще один принцип в оценке личности — «Принцип Поллианны», который предполагает, что существует общая тенденция использовать или принимать положительные слова или отзывы чаще, чем негативные.

Исследования показали, что студенты, которые изначально скептически относились к астрологии, чаще принимали описание их личности, если оно было благоприятным, что повышало их веру в астрологию в целом. Другими словами, те, для кого астрологическая теория составляет более привлекательный автопортрет, скорее всего, поверят в её действенность.

В общем и целом в исследованиях подтверждается, что «Барнум»-описания оцениваются чаще всего как точные. Кроме того, люди чаще принимают их, если они сделаны как будто только для них.

Благоприятные оценки легче принимаются в качестве точных описаний личностей людей, чем неблагоприятные. Но неблагоприятные принимаются с большим доверием, если их сообщают люди с более высоким предполагаемым статусом. Также существуют подтверждения, что люди с такими личностными особенностями как невротизация, потребность в одобрении и авторитарность чаще верят в «Барнум»-описания.

Отсюда популярность астрономии и графологии: Описания составляются на основе полученной «специфической» информации и почти всегда положительные.

Как прочитать человека: психология

Как люди используют вышеуказанную информацию, чтобы убедить других? 25 лет назад Хайман написал статью, которая пыталась объяснить приемы разного сорта мошенников, с помощью которых они убеждали наивных людей, что знают о них всё. В статье было указано 13 пунктов, описывающих работу хиромантов, графологов и им подобных, но они вполне применимы и к некоторым недобросовестным консультантам.

1. Помните, что ключевым элементом успешного чтения характера является уверенность. Если вы говорите и ведете себя так, как будто сами в это верите – в это поверят большинство людей, даже если вы их плохо «прочитали».

2. Творчески используйте свежую информацию по статистическим данным и опросам. Это обеспечит вас богатым материалом, чему различные классы общества верят, чего хотят, о чем беспокоятся и т.п.. Например, если вы можете выяснить о человеке такие вещи, как: из какой он части, размер города, где он был воспитан, религиозны ли его родители и кем они работали, какое у него образование и возраст, вы уже с большей долей вероятности можете предсказать, за кого он проголосует на выборах, его убеждения и прочие вопросы.

3. Заложите основу для вашего «чтения». Предоставляйте свои таланты сдержано. Это застает человека врасплох. Вы не собираетесь спорить с ним. Вы собираетесь рассказать всё о нем, а верить ему или нет — это его забота.

4. Привлеките его к сотрудничеству заранее. Подчеркните, что успех «считывания» во многом зависит как от его искреннего сотрудничество, так и от ваших усилий (в конце концов, подразумевается, что у вас уже есть успешная карьера в чтении людей, вы не в суде, он тоже).

5. Используйте такие уловки, как хрустальный шар, карты Таро или хиромантия. Использование хиромантии, например, выполняет две важные цели. Во-первых, это придает нотку новизны при чтении, но что служит прикрытием для вас, когда вы останавливаетесь и придумываете следующее предположение. В то время как вы думаете, что говорить дальше, вы тщательно изучаете новую морщинку или линию в руке. Кроме того, держа его за руку, вы можете чувствовать его реакцию на ваши слова (принцип такой же, как у «мышечного чтения»).

6. Имейте список фраз, которые должны быть у вас на кончике языка. Даже если чтение пока что «холодное», обычное разбрасывание дежурных фраз может заполнить время и создать основу, пока вы придумываете более точные характеристики. Вы можете использовать некоторые инструкции, которые прилагаются для этих «инструментов». Запомните некоторые из них, прежде чем приступать к своему первому чтению. Хиромантия, Таро и другие руководства к гаданиям также являются богатыми источниками хороших фраз.

7. Держите глаза открытыми. Кроме того, используйте другие ваши чувства. Мы видим, кто наш клиент, по одежде, ювелирным изделиям, манере речи. Даже сырой классификацией на такой основе можно обеспечить достаточную информацию для хорошего чтения. Смотрите реакцию клиента на ваши высказывания. Очень быстро вы узнаете, когда подаете в яблочко, а когда в молоко.

8. Используйте технику «рыбалки». Это простой способ, когда вы просите рассказать человека о себе. Затем вы перефразируете то, что он вам сказал, и возвращаете в виде обобщенного образа. Одна из версий рыбалки — говорить каждое утверждение в виде вопроса. Затем подождать, пока человек ответит (или среагирует). Если реакция положительная, то читающий подтверждает, что утверждение действительно подходит. Зачастую люди отвечают на предполагаемые вопросы. Позже они начнут забывать, что сами стали источниками информации о себе. Задавая свои утверждения в виде вопросов, вы также можете расшевелить память человека, чтобы какие-либо случаи из его жизни потвердели ваши утверждения.

9. Учитесь быть хорошим слушателем. В ходе чтения ваш клиент будет рваться поговорить о случаях, которые сделали его таким, какой он есть. Хороший читающий позволяет говорить клиенту, когда тот хочет.

Был один случай, когда клиентка говорила 75% все времени разговора. Потом, когда у неё спросили о том, как все происходило, то она заявила, что не произнесла ни единого слова. Клиентка оценила проницательность читающего, хотя по факты она все рассказала сама.

Еще одной причиной для внимательного слушания является то, что большинство клиентов, которые ищут услуги читателя, на самом деле хотят, чтобы кто-нибудь прислушался к их проблемам. Кроме того, многие клиенты уже имеют свое мнение о выборе, который они собираются сделать. Им просто нужно, чтобы их выбор кто-нибудь поддержал.

10. Драматизируйте ваше чтение. Каждый раз выдавайте немного информации, которая у вас уже есть или получили. Придавайте этому как можно больше значения. Описывайте каждое заявление шире и красочнее. Не бойтесь переигрывать.

11. Всегда создавайте впечатление, что вы знаете больше, чем говорите. Успешный читающий, словно семейный доктор, всегда ведет себя так, как будто он знает гораздо больше. После того, как вы убедите клиента, что узнали о нем что-то, что нельзя узнать обычным способом, он автоматически начинает считать, что вы знаете о нем всё. Это ключевой момент, когда люди начинают раскрываться и доверять вам.

12. Не бойтесь льстить клиенту при каждом удобном случае. Иногда люди будут против, когда им льстят, хотя им все равно будет приятно. В таких случаях можно дополнительно польстить им, сказав: «Вы всегда относитесь с подозрениям к людям, которые льстят вам. Вы просто не верите, что кто-то может говорить приятные слова, без того чтобы попытаться чего-то от вас добиться».

13. Наконец, помните золотое правило :говорите клиенту то, что он хочет услышать.

Перевод предоставлен Евгением Сырцовым. Авторы фото: mharrsch, april-mo, loungerie, djfeathers.

А вы верите в астрологию?