Герб группы в институте. История рождения Гимна

НЛП-практик:: Подстройка

На занятиях я люблю сначала дать занимающимся возможность «испытать» её действие на себе, а потом уже разбираться с теорией. Итак, упражнение «Спор», с моим возможным текстом и с часто встречающимися комментариями студентов.

Упражнение «Спор»

Мне бы хотелось, чтобы вы разбились на пары и нашли какую-нибудь тему, относительно которой вы расходитесь в мнениях. Это может быть что угодно: хороший ли фильм «Интерстеллар», что более важно при покупке одежды и какой будет курс доллара в следующем году.
После выбора темы обсудите её. Но во время обсуждения сохраняйте одинаковые позы. И большая просьба: сначала найдите тему, а лишь потом начинайте её обсуждение и садитесь в подстроенные позы.
...
Замрите, пожалуйста, в тех позах, в которых вы сейчас находитесь. Обратите внимание, что в некоторых парах вы сидите по-разному. Даже если оба сидят положив ногу на ногу, но один из собеседников скрестил руки на груди, а второй откинулся на спинку стула и обхватил ее руками – это всё-таки позы разные.
Но меня сейчас больше интересует, что произошло с теми, кто сейчас находится в одинаковых позах. Как у вас проходило обсуждение?
- Да мы уже забыли о начальной теме, где были не согласны друг с другом, и говорим о гораздо более приятном.
- Нашли, что общего у нас по этому вопросу.
- Да вроде как и не было особых противоречий.
А как проходило обсуждение у тех, кто сейчас сидит в разных позах?
- Поспорили.
- Как были несогласны, так и отстаивали каждый свою точку зрения.
- Как-то уже особо и говорить не о чем.
Хорошо, а теперь следующее задание: найдите тему, в которой вы согласны друг с другом, и тоже обсудите ее. Но во время этого обсуждения ваша задача все время находиться в разных позах. И та же просьба – сначала найдите тему, и лишь потом отстраивайте позы.
...
Попрошу опять вас застыть в тех позах, в которых сейчас находитесь! Я вижу, что довольно много пар в одинаковых позах. И что произошло с теми, кто честно выполнял задание, то есть общались в различных позах?
- Разругались совершенно!
- Мы уже и тему сменили, и поспорили от души.
- Я бы сказал, что обсуждать эту тему было не интересно.
А что скажут те, кто во время сигнала находился в одинаковых позах?
- Хороший человек, ну что с ним спорить?
- Спорить совершенно не хотелось. Мы просто о чем-то приятном и поговорили.
- А мы уже и про задание забыли.

О подстройке

Подстройка - это процесс согласования состояний.
В модели «передача-приём-обработка информации» подстройка относится к передаче - как передать информацию так, чтобы вызвать нужное нам состояние раппорта.

Аналитическая и эмпатическая подстройка

В большинстве случаев люди подстраиваются интуитивно, эмпатически , «сочувствуя» собеседнику. Но можно это делать и аналитически - разбивая поведение человека на элементы.

Всё точно так же, как с калибровкой.

Итак, на что стоит обращать внимание при подстройке по позе:

  • симметричность позы;
  • наклон туловища: вперед - назад, вправо - влево;
  • поза прямая или ссутуленная;
  • наклон головы;
  • плечи подняты - опущены;
  • напряжение мышц: руки, ноги, плечи, шея;
  • опора на обе ноги или на одну.

Ваша задача выделить наиболее характерные элементы позы и потом скопировать их.

Например, для первого номера: поза ассиметричная расслабленная с опорой на стену, левое плечо выше, положение головы прямое, руки и ноги расслаблены, основная опора на правую ногу. Для пятого номера: поза расслабленная, симметричная, опора на обе ноги, плечи расслаблены и опущены, небольшая ссутуленность.

Подстройка

Начинайте копировать основные признаки позы, которые вы откалибровали: напряжение мышц, наклон, симметричность, положение головы, - пока не достигните состояния раппорта.
НО! Так как телосложение у людей разное,

характеристики позы надо подгонять под себя.

Например, многие женщины могут «обернуть» одну ногу вокруг другой, из мужчин на такой подвиг способны только единицы. Так что при копировании мужчинами такой хитрой женской позы достаточно будет просто сесть «нога на ногу».

Напоминаю, что установление раппорта калибруется либо по возможности ведения - вы пошевелили кистью правой руки, и ваш партнёр тоже, - либо по самокалибровке «чувства раппорта», что проще, но менее надёжно.

Если раппорта нет, уточните позу - проверьте точность копирования, добавьте ещё какие-то характерные признаки.

Обоснование смены позы

Когда вы меняете свою позу - «обоснуйте» это. Люди обычно меняют позу после «раздумий», или демонстрируя, что старая надоела. Например, изобразите некоторую задумчивость, отклонитесь назад, а только потом положите ногу на ногу.
Учтите, что

люди напряжённо реагируют на необычное поведение.

А вот то, что вы подстроены по позе, воспринимается вполне нормально. Понаблюдайте за окружающими - они постоянно подстраиваются друг под друга по позе. Совершенно бессознательно. И не обращают на это внимание. Но если кто-то сначала будет пристально вглядываться в человека, а потом начнёт резко менять позу - вот это вызовет некоторое напряжение. И потерю раппорта.

«Мужские» и «женские» позы

На самом деле тут описываются различия между кинестетическими и визуальными позами . Но в нашей культуре мужчины в среднем более кинестетичны, а женщины более визуальны. Про эти различия чуть позже - когда будем говорить о сенсорных модальностях.
Все дальнейшие примеры «для большинства», «скорее всего» и «вероятно».

Мужские позы обычно более «ленивые» - мужчины стараются максимально снять нагрузку с мышц. Мужчина, если сидит в кресле, скорее всего обопрётся, а то и откинется на спинку. Женщина же будет сидеть с прямой спиной, не опираясь.
Мужчина, стоя у стены, скорее всего к ней прислонится, чтобы снять часть нагрузки с мышц. Если мужчина сунет руку в карман, то «обопрётся» о него, чтобы снять нагрузку с руки. Женщина использует карман скорее для обозначения, где рука должна быть. И на стену опираться не будет.

Прямая и зеркальная подстройка

Подстройка под позу может быть прямая (правое – правое) и зеркальная (правое – левое), когда вы просто «отражаете» человека. Какая лучше сказать не берусь, эффективна и та, и другая. Но если вы сидите или стоите напротив, то удобнее зеркальная, а если сбоку – то прямая.
Самое важное условие: вся подстройка - и руки, и наклон туловища, и ноги, и наклон головы - либо целиком прямая, либо целиком зеркальная. Смешивать не стоит.

Под какие позы подстраиваться не стоит

Большинство поз каких-то особенных сообщений не несут. Но есть «сигнальные» позы, которые сообщают что-то вроде: «Я главный», «я - женщина» и тому подобное. Прежде чем под такую позу подстраиваться стоит подумать, хотите ли вы такой сигнал посылать. Например, «поза начальника»: откинувшись назад, ноги вытянув вперед, руки за головой. Это просто заявление, что «я здесь главный» - видовая поза превосходства. Если вы её копируете, то дальше начинается выяснение, кто именно здесь главный.
Или сигнальная поза «я женщина»: небольшой наклон вперед, грудь выставлена, зад выпячен (то, что проститутки изображают в западных фильмах). Мужчина, подстроившийся под эту позу, может быть довольно неправильно понят. Да и женщина тоже.

Упражнение «Основные признаки позы»

В группах по 4-5 человек.
Водящий принимает какую-то позу. Задача остальных выделить три наиболее заметных признака этой позы и дать им сенсорно-очевидное описание:
- Поза расслабленная, небольшой наклон влево, ноги скрещены.
- Поза прямая, напряжённая, симметричная, руки скрещены на груди, голова поднята.
- Поза ссутуленная, голова опущена на грудь, руки на коленях.
На упражнение 15 минут.

Упражнение «Подстройка под позу»

В тройках: Оператор, Клиент и Режиссер.
Один из вас будет Оператором, он будет подстраиваться под Клиента, а всем процессом будет руководить Режиссер. Клиент принимает произвольную позу. Оператор калибрует наиболее характерные признаки и копирует их. После того, как он решит, что он хорошо скопировал позу, он сообщает Режиссёру. Тот же оценивает то, что получилось, со стороны и, при необходимости, подправляет позу Оператора.
По 5 минут на человека, потом смена ролей.

Присоединение к сенсорной модальности

Люди могут воспринимать мир разными способами: видеть, слышать, чувствовать. Вот эти способы восприятия мира как раз и называются в психологии модальностями .

На самом деле более правильно «сенсорная модальность» . Вообще, в лингвистике термин «модальность» обозначает отношение или оценку информации, и может касаться как канала получения информации: увидел, прочитал, вспомнил; так и отношения или эмоции: восхищён, нравится, важно; и определения границ: можно, нельзя, должен, законно. Сенсорная модальность относится к каналу получения информации.

Визуальная модальность (В): то, что мы видим. Образы, картинки, кино.
Аудиальная модальность (А или Ат): то, что мы слышим. Свист ветра, звук капающий воды, шорох. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.
Кинестетическая модальность (К): то, что мы чувствуем. К кинестетике в НЛП относят:
тактильные ощущения : ощущения кожи, осязание;
внутренние ощущения : мышечное напряжение, ощущения в желудке;
вкус ;
запах ;
мета-ощущения : оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции.

Мета-ощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову.

Дигитальная модальность (Ад): внутренний диалог, фокус на содержание.

Дигитальная модальность больше связана с речью, с процессом проговаривания. Но при этом это всё касается слуха, так что аудиальная система делится на аудиально-тональную (отсюда как раз Ат), которая связана с аналоговыми характеристиками звука: высота, тон, тембр. - и на аудиально-дигитальную (Ад), которая связана с содержанием.

Полезно знать о том, в какой сенсорной модальности сейчас находится собеседник, потому что

когда человек преимущественно находится в какой-то сенсорной модальности, у него будет соответствующая этой модальности невербалика: поза, жесты, высота и скорость речи.

И тогда можно к невербалике этой модальности присоединиться: то есть при подстройке использовать не конкретные жест, позу или тон голоса, а просто визуальные (кинестетические, аудиальные, дигитальные) жесты, позы или характеристики голоса.

Калибровка

Вначале вам нужно откалибровать в какой сенсорной модальности находится собеседник.

Если у человека есть признаки и разных модальностей, тогда просто выбирайте, каких признаков больше.

Основные невербальные признаки сенсорной модальности.

Когда человек в данный момент больше сосредоточен на чувствах (то есть у него сейчас преобладает кинестетическая модальность ), то его поза будет более расслабленная, либо с наклоном вперёд, либо откинувшись на спинку (если он сидит в кресле), если стоя - то ссутуленная или опершись на стену. Жесты в нижней части туловища, передающие состояние или демонстрирующие действие. Голос более хриплый и медленный. Дышать он будет, скорее всего, животом.
Если же ваш собеседник сосредоточен на образах (преобладает визуальная модальность ), то поза будет прямой, расправленной. Жесты указующие, скорее всего в верхней части туловища. Голос более быстрый и высокий. А дыхание грудное.
При концентрации на звуках (преобладает аудиальная модальность ), поза нечто среднее между визуальной и кинестетической: достаточно прямая, но расслабленная. Жестов мало, зато голос постоянно меняется, и по высоте, и по скорости. Дыхание полное. Часто бывает наклон головы вбок - «телефонная» поза.
А если человек больше внимания обращает на содержание речи или обсуждение какого-то вопроса с самим собой (внутренний диалог, дигитальная модальность ), то будет отстранённая зажатая поза, мало движений, верхнее дыхание верхнее и монотонный голос.

Состояние проявляется и в языке: например, когда человек находится в какой-то сенсорной модальности, он больше употребляет слова с ней связанные - предикаты.

Вообще, предикаты в данном контексте - это слова, сообщающие о свойствах предмета. А свойства бывают разные. Поэтому более аккуратно говорить о предикатах сенсорной модальности. Но в большинстве случаев в НЛП под предикатами имеют в виду именно предикаты сенсорной модальности.
Естественно, не все слова, описывающие свойства, будут соотноситься с сенсорной модальностью. Такие слова называют неопределёнными: приятно, осознавать, думать, понять, удивиться, настроение.
Некоторые слова могут относиться сразу к нескольким модальностям: слово «гул» может описывать как звук (Ат), так и ощущение (К).

человек думает с такой скоростью, с которой говорит.
То есть если человеку с медленной скоростью что-то очень быстро объяснять, он просто не будет успевать. А если человеку с большой скоростью рассказывать что-то медленно - он будет скучать и додумывать по ходу.

При этом есть определённая связь скорости и текущей модальности человека.

Максимальная скорость соответствует визуальной модальности, минимальная - кинестетической. Аудиальная модальность занимает среднее положение. То есть если вы будете вести человека по скорости, увеличивая её, в какой-то момент он перейдёт в визуальную модальность (если перед этим был в кинестетической). При этом скачкообразно меняются внешние признаки: человек выпрямляется, увеличивается тонус мышц, жесты становятся указующими. И дальше по списку.

И наоборот, при уменьшении скорости, в определённым момент человек перейдёт из визуальной модальности в кинестетическую.

Энергия проявляется в напряжении мышц (туловища, лица, рук), интонационности и «напряжённости» голоса.

Многие связывают энергию с громкостью речи - но это не совсем так. Можно говорить «напряжённо», но относительно тихо и наоборот.

При этом скорость и энергия независимые характеристики. Хотя некоторые при увеличении скорости напрягаются, а при замедлении расслабляются - это совершенно не обязательно. Например, можно говорить довольно быстро и в расслабленном состоянии. А на высокой энергии говорить медленно.

Кстати, у людей обычно есть «привычная зона» по скорости и энергии. Когда они за неё выходят - то впадают в транс (это, кстати, один из способов наведения транса). Например, есть люди, которые весьма комфортно чувствуют себя на высоком уровне агрессии (а это высокий уровень энергии) - и когда они заводят непривычного собеседника на этот уровень, то тот теряется и впадает в замешательство.

Так что для того, чтобы эффективно уметь работать с разными людьми - стоит эту самую личную «привычную зону» расширять.

Упражнение «Растяжка скорости и энергии»

В тройках: Выступающий и два Режиссёра. Задача упражнения - научиться контролировать собственные уровни скорости и энергии.
Возьмите два листа бумаги, на одном напишите «скорость», на другом - «энергия». Режиссёры задают уровень поднимая и опуская листики. Выступающий говорит какой-то свободный текст, меняя свои скорость и энергию в соответствии указаниями Режиссёров. По пять-семь минут на человека, потом смена ролей.

Упражнение «Присоединение к скорости и энергии»

Потренируемся использовать навык контроля скорости и энергии в общении. Порядок тут обычный: сначала калибруете уровень энергии собеседника - потом подстраиваетесь под него - потом ведёте к подходящему вам (обоим) уровню.

Калибровка - подстройка - ведение.

Для ведения вы просто начинаете потихоньку менять своё состояние. Если вы с собеседником в раппорте - подстройка сработала - то он пойдёт за вами.

Собственно, ведение можно использовать и как проверку наличия раппорта.

В тройках: Клиент, Оператор, Наблюдатель.
Клиент с Оператором беседуют на свободную тему. Задача Оператора подстроиться под скорость и энергию Клиента, потом, меняя своё собственное состояние, изменить состояние Клиента: увеличить скорость и снизить энергию, уменьшить скорость, увеличить энергию и так далее.
Наблюдатель следит за временем и даёт обратную связь о том, как процесс выглядел со стороны. Ну и учится попутно.
4-5 минут тренировка, 2-3 минуты обратная связь, смена ролей.

Как тренироваться

Навык управления скоростью и энергией стоит потренировать в повседневном общении: сначала на простых вещах, можно даже подстраиваться под людей на видео; потом в необязательном общении с продавцами, официантами и случайными прохожими; а потом уже в ответственных ситуациях.

Порядок обычный: калибруете скорость - подстраиваетесь под неё - ведёте вас всех в нужном вам всем направлении.

Например, перед вами взволнованный человек. В таком состоянии ему довольно трудно что-то объяснить. Подстраиваетесь и по скорости, и по энергии - и начинаете уменьшать обе характеристики. Пока он не успокоится.

Делать это надо плавно - если изменение будет слишком быстрым, то человек может просто отстроится.
Да, естественно, немного меняться будет и содержание. Уровень энергии сообщает об уровне важности сообщения, скорость связана с модальностью, так что...

Или ваш собеседник в очень расслабленном состоянии. А вам нужно чтобы он приободрился. Калибруете его уровень энергии, подстраиваетесь и начинаете её увеличивать. Пока не получите желаемый уровень.

Эмпатическая подстройка

Можно говорить об уровнях обобщения при подстройке: при копировании у нас разбивка мелкая - конкретные жесты, дыхание, поза, - при присоединении мы выбираем намного более крупные элементы - модальность, скорость, энергия. А если обобщить до «всего» человека, то как раз получим эмпатическую подстройку - присоединение к состоянию.

Ассоциация с другим

Ассоциация – это способ восприятия мира изнутри ситуации, включаясь в происходящее.

Более подробно эта тема будет разобрана в главах «ассоциация - диссоциация» и «трёхпозиционное описание».

Но ассоциация тоже может быть разная. Есть ассоциации «с собой»: фокус на свои чувства, ценности , движения. Но ассоциироваться можно и с другим человеком: на время вы становитесь им, вживаетесь в его образ, максимально подстраиваетесь, думаете как он.

Это основа актёрского мастерства – становиться кем-то другим. Есть много историй, как готовясь к роли, актёры долго вживались в ситуацию. Например, когда Ричарду Гиру предстояло сыграть адвоката, он несколько месяцев перед этим проработал в юридической конторе.

1 - ассоциация, 2 - ассоциация в другого, 3 - диссоциация.

Вот у этого типа ассоциации есть полезное свойство – если вы ассоциируетесь с собеседником, вы под него подстраиваетесь.

Понятно, что можно ассоциироваться в воображаемого героя (как актёры), животное, явление природы и т.д. При этом вы вполне подсознательно «считываете» определённые качества: стабильность скалы, подвижность воды, спокойствие буддийского монаха. И его состояние. То есть подстраиваетесь. Если вы в этот момент с этим человеком взаимодействуете – то создаётся раппорт.

Как делать

Способ подачи команды вполне классический, описанный в народном фольклоре и различных актерских техниках . Нужно войти в образ. Без кавычек. То есть вам нужно создать визуальный образ человека, под которого вы хотите подстроиться, а потом в него вполне физически войти. Или «надеть» этот образ на себя.

Люди часто в речи описывают свои внутренние процессы и стратегии. Все эти «встань на моё место», «посмотри на мир моими глазами», чаще всего не более чем вербализация того, как конкретно это человек делает, его внутренней стратегии. При этом человек может не осознавать, что именно он делает в данном конкретном случае, но язык хитрая штука…

Образ желательно создать максимально четким и резким из того, что вы можете создать.

Это не означает что он должен быть четким и резким. У некоторых людей внутренние образы практически всегда размыты, но даже размытый образ можно сделать более четким и резким .

А потом вы в него входите, «надеваете» на себя. А после этого «отпускаете» себя. Внимательно прислушиваетесь к собственному телу: как оно хочет двигаться, как оно хочет говорить, какие слова? Разрешите ему это сделать. Ваша задача образ удерживать, а тело само решить как лучше достигнуть состояния раппорта. Желательно при этом походить, подвигаться, поговорить.

Отпускать себя очень простая и в то же время очень сложная техника. Простая она потому, что здесь не требуется сознательный контроль за процессом - вы просто даете себе задание и разрешаете себе его выполнить. А сложная потому, что некоторым это очень трудно сделать - отпустить себя. Наше сознание бывает очень властным и не хочет терять контроль.

Второй вариант: вы сами никуда не двигаетесь, но образ надеваете на себя, как костюм. Но в варианте с вхождением обычно работает лучше. Поэтому я обычно рекомендую сначала «вхождение», а потом только тренировать «надевание».

Этот этап обычно требуется только на этапе тренировки навыка. Потом это все станет вполне автоматическим – решил, что пора подстроиться, и движения тут же изменились, и голос стал слегка другим.

При эмпатической подстройке изменения не очень большие: немного изменилась позы, чуть-чуть голос, движения стали чуть более плавными, дыхание чуть замедлилось. Но вот он - раппорт!

Правило «жены и тёщи»

Есть, как я его называю, правило «жены и тёщи». Оно состоит в том, что в нагрузку к жене вы обычно получаете тёщу (а к мужу – свекровь). Смысл – бессознательное берёт и считывает состояние человека целиком, не фильтруя. Со всеми восторгами, охами, проблемами, зажимами и болячками. И чем лучше вы входите в его состояние, тем больше вы от него берете. В аналитическом варианте мы можем контролировать «глубину погружения» выбирая, что и насколько сильно копировать. При эмпатическом же уровень подстройки нарабатывается на основе опыта.

По шагам

1. Образ

Сначала вы создаете визуальный образ того человека, под которого хотите подстроиться. Старайтесь сделать его максимально четким и резким.

Можно даже сделать так: закройте глаза, создайте образ, а потом сравните с оригиналом. Подправьте, а потом опят сравните. Так можно сделать несколько раз, пока не будет достаточно похоже.

2. Ассоциация в другого

Войдите в образ (или «наденьте» его) и «отпустите» себя. Разрешить своему телу делать то, что оно сочтет нужным. Но исходя из образа. Можно даже немного походить и поговорить, чтобы убедиться, что вы уже немного другой.

При этом ваш главный фокус внимания (на первых этапах) – «удержание» на себе этого образа.

3. Ведение

Попробуйте повести за собой партнера – смените дыхание, позу, двиньте рукой.

Как вы помните, единственный сенсорно-очевидный признак раппорта – возможность ведения.

Если не получается – вернитесь на первый шаг.

4. Общайтесь

5. Отстройка

После общения отстройтесь от собеседника. Как минимум – выйдите из его образа.

Упражнение «Ассоциации в другого»

Создайте образ в кого вы хотите ассоциироваться. Это не обязательно должен быть человек, это может быть и животное, и мультипликационный герой. Образ должен быть максимально чёткий и подробный, насколько это возможно для вас.
Теперь войдите в этот образ, совершенно физически. Наденьте его на себя. И «отпустите» себя. Разрешить своему телу делать то, что оно сочтет нужным. Но исходя из образа. Можно даже немного походить и поговорить, чтобы убедиться, что вы уже немного другой.
Попробуйте выйти и войти обратно в образ – сравните внутреннее состояние, голос, позу, походку, движения.

Упражнение «Ведение»

В группах по три человека: Клиент, Оператор и Наблюдатель.
Клиент с Оператором беседуют на свободную тему. Задача Оператора во время беседы эмпатически подстроиться и повести. Наблюдатель следит за временем и даёт обратную связь, как процесс выглядел со стороны.
20 минут.

Используйте данный языковой паттерн по следующей схеме: 1.

Найдите утверждение, в котором позитивное переживание "обесценивается" словом "но" или "и/а".

Пример: Я хочу научиться использовать этот паттерн, но у меня нет времени.

2. Замените "но" на "даже если" и посмотрите на чем сфокусируется ваше внимание.

Пример: Я хочу научиться использовать этот паттерн, даже если у меня нет времени.

Взаимосвязь языка и репрезентативных систем хорошо демонстрирует импровизация Бэндлера и Гриндера:

Вы знаете, доктор Бэндлер, моя жизнь очень тяжела. Вы знаете, похоже, я просто не могу совладать с этим.

Я это вижу мистер Гриндер.

Я чувствую себя так, как будто сделал что-то не то со своими детьми, и не знаю, что именно. И, знаете, я думаю, может быть, Вы в состоянии помочь мне ощутить это?

Конечно. Мне ясно, о чем Вы говорите. Давайте сфокусируемся на одной конкретной точке. Постарайтесь описать мне Ваше собственное видение перспективы. Расскажите, как Вы видите свою ситуацию в данный момент?

Ну... Вы знаете, я просто... я... просто чувствую себя так, как будто не могу ни за что зацепиться.

Я это вижу. Для меня важно, что стало ясным из вашего красочного описания; для меня важно, чтобы мы под единым углом зрения увидели ту точку на нашем пути, к которой пойдем вместе.

Я пытаюсь рассказать Вам о том, что моя жизнь, Вы знаете, была полна острых углов. И я стараюсь найти способ...

Все выглядит разрушенным... по крайней мере, в вашем описании. Тона, в которые Вы все раскрашиваете,

довольно мрачные.

В данном примере Бэндлер и Гриндер демонстрируют, как люди выбирают определенные слова для представления своего опыта - предикаты. Предикаты - это глаголы, прилагательные и наречия в предложениях, которые мы применяет при общении друг с другом. Использование нами предикатов отражает типичные процессы, которые помогают нам репрезентировать наш опыт. Обращая внимание на выбор человеком предикатов, Вы собираете информацию о том, как говорящий воспринимает и организует свой опыт. Сравните следующие предложения:

Нужно получше рассмотреть то, что здесь написано.

Нужно обсудить то, что здесь написано.

Нужно прочувствовать то, что здесь написано.

В первом предложении представлен визуальный предикат (рассмотреть); во втором - аудиальный (обсудить); а в третьем - кинестетический (прочувствовать). Предикаты в нашей речи указывают ни то, какую репрезентативную систему использует человек и данный момент времени: аудиальную, визуальную или кинестетическую. Постоянное применение одного вида предикатов указывает на предпочитаемую репрезентативную систему человека. В вышеприведенном примере Джон Гриндер демонстрирует человека с кинестетической предпочитаемой репрезентативной системой, а Ричард Бэндлер - с визуальной. В литературе по НЛП и эриксоновскому гипнозу человека с той или иной предпочитаемой репрезентативной системой условно называют:

  • "Визуал" (предпочитаемая репрезентативная система - визуальная);
  • "Аудиал" (предпочитаемая репрезентативная система - аудиальная);
  • "Кинестетик" (предпочитаемая репрезентативная система - кинестетическая).

    Естественно, что эта классификация довольно-таки условна, так как на разных этапах жизни человек может по-разному организовывать свой опыт: "визуал" может стать "кинестетиком" или "аудиалом", и наоборот.

    Когда мы используем такие слова, как "думать", "понимать", "знать" или "воспринимать", мы не уточняем как конкретно организуем свой опыт, т.е. эти слова не являются сенсорноопределенными, а значит, они нейтральны по отношению к репрезентативным системам. Чаще всего нейтральные или полимодальные слова применяются в журналистике и научной литературе, а художественная литература содержит богатый и разнообразный набор предикатов, используя все репрезентативные системы равным образом. Например:

    Сверчки умолкают.

    Зима набирает силу.

    Тускнеет солнце...

    Иида Дакоцу

    Ниже приводятся примеры сенсорноопределенных слов и выражений:

  • визуальные: смотреть, картина, кино, взгляд, перспектива, фокус, фокусировать, воображение, зрение, иллюзия, рассматривать, глаз, предвидеть, вид, точка зрения, темный, светлый, мутный, неясный, слепой, визуализировать, отражать, блестеть, обозрение, зрелище, иллюстрировать, замечать, показывать, представлять, панорама, прояснять;
  • аудиальные: звук, голос, говорить, рассказывать, слушать, слышать, спрашивать, звонкий, глухой, звонок, внятный, звенеть, созвучный, гармоничный, пронзительный, тихий, громкий, тон, резонировать, монотонный, дискуссия, неразговорчивый, шепот, шелест, журчать, вокальный, петь, заявлять, делать замечание, акцентировать, рифма, кричать, шептать, свистеть, шуметь;
  • кинестетические: холодный, горячий, гладкий, шершавый, теплый, сдавить, сжать, ослабить, хватать, ощущать, чувствовать, чувствительный, вручать, контактировать, прикасаться, прикоснуться, осязать, напрячь, твердый, мягкий, тяжелый, легкий, держать, сильный, слабый;
  • обонятельные: душистый, ароматный, запах, благоухать, благоухающий, вдыхать, дымный, спертый, свежий, вонючий, нюхать, аромат, пахнуть, зловонье, чутье;
  • вкусовые: пресный, острый, сладкий, горький, пряный, привкус, вкус, лизать, вкусный, кусать, глотать, кислый, соленый, сочный;
  • полимодальные: понимать, верить, думать, решать, помнить, знать, сознавать, учить, медитировать, догадываться, осознание, мотивировать, отношение, догадываться, оценивать, мнение, изменять, намериваться.

    Некоторые предикаты могут иметь несколько значений с точки зрения сенсорных систем. Например: бархатный звук (кинестетическая и аудиальная система); свежий взгляд (кинестетическая и визуальная). Такие предикаты могут быть точно определены только с учетом контекста.

  • Визуальные выражения: я вижу, что Вы имеете в виду; я внимательно рассматриваю эту идею; будущее выглядит светлым; решение возникло прямо перед глазами; приятное зрелище; смотреть глаза в глаза; пролить свет на существо вопроса; смотреть на жизнь сквозь розовые очки; без тени сомнения.
  • Аудиальные выражения: говорить на тарабарском языке; держать язык за зубами; нем как рыба; звонить в колокол; слово за слово; пропустить мимо ушей; жить в гармонии; на той же длине волны; давать аудиенцию; болтать без умолку.
  • Кинестетические выражения: руки чешутся; связан по рукам и ногам; хладнокровный человек; палец о палец не ударил; твердое решение; плавно урегулировать; пальцем не тронуть; печенкой чувствовать.
  • Обонятельные и вкусовые выражения: чуять недоброе; навязло в зубах; кислая мина; вкус к хорошей жизни; слащавый человек; горькая пилюля.

Основываясь на решениях Ученого Совета академии (протокол №7 от 31 марта 2000 года) и ректората (протокол от 5 июня 2000 года) и в соответствии с экспертным заключением Геральдического совета при Президенте РФ (№ А23-2-152 от 17.04.2000г., вх. № 616 от 23.05.2000г.) утвержден в качестве официального символа учреждения герб , имеющий следующее геральдическое описание:

"В лазоревом (синем, голубом) поле выходящие из левой стороны главы тонкие серебряные цикламоры, один в другом; и поверх них вписанное вогнутое червленое (красное) острие с сужающейся к концу золотой каймой; острие наклонено в левую стороны главы, обременено внизу серебряной раскрытой книгой и сопровождено справа вверху золотой, о четырех лучах, звездой.
Девиз "ВСЕГДА ВПЕРЕД" начертан золотыми литерами на лазоревой ленте. "

На рисунке: слева - полный герб Академии (в настоящее время - Университета), справа - знак юбилея Академии, созданный с использованием герба.

Составитель и художник герба РГРТУ - М.К. Шелковенко.
На стадии проекта прошел геральдическую экспертизу в Государствнной герольдии при Президенте РФ.

Первый корпоративный герб в Рязани
(М.К. Шелковенко)

В конце 2001 года один из крупнейших ВУЗов Рязани - Радиотехническая академия (РГРТА) отметил 50-летие со дня своего основания. Задолго до этой даты руководство академии задумалось о создании для нее официального символа - герба РГРТА . К этой мысли его подтолкнуло то, что многие столичные университеты и институты на фоне возросшего в стране общего интереса к традиционной российской символике стали по примеру большинства европейских университетов активно обзаводиться своими собственными знаками в виде красочных гербов. Подогревает этот интерес и появление в последнее время исторических публикаций, в которых приводится изображение дореволюционных эмблем и значков российских институтов, сочиненных по строгим правилам, а также энергичное возрождение российской родовой и территориальной геральдики.

Сегодня, пожалуй, нет ни одной фирмы или фирмочки, которая не имела бы своего фирменного или товарного знака, логотипа или иного знака идентификации на рынке товаров и услуг, - без них она как бы не имеет узнаваемого лица. Но и на этом фоне разнообразных и, порой, изысканных графических миниатюр классический герб, без всякого сомнения, выделяется солидностью и значительностью своей традиционной формы, насыщенной информативностью, ощущением древности и некоторой загадочности. За гербом часто стоят столетия истории и непрерываемой традиции, он символизирует преемственность поколений, самоуправление, достоинство и независимость своего обладателя, его права и власть. Герб всегда предполагает некоторую легенду, рассказывающую о его происхождении, о символике составляющих его знаков и фигур. В отличие от фирменного знака, который может в любой момент произвольно меняться по воле его владельца, герб составляется один раз и становится общим достоянием какого-либо рода или корпорации, и изменения могут в него вносится только по согласованию с государственной геральдической службой и в строгом соответствии с вековыми геральдическими правилами. Это придает гербу свойство постоянства, стабильности и надежности, повышает его статус среди прочих знаков изобразительной идентификации. Герб - это солидно!

Определенное значение, возможно, сыграло и то обстоятельство, что сейчас, в отличие от советского периода, пока отсутствует система государственных значков для выпускников ВУЗов - а такие значки всегда служили символом определенного общественного статуса человека. Наличие собственного, признаваемого государством герба, позволяет создать на его основе и собственные значки как для выпускников, так и для ее профессорско-преподавательского состава и студентов. Это же позволяет иметь и собственный флаг, узнаваемый без надписывания на нем названия владельца.

В начале 1997 года руководство РГРТА приняло решение создать герб, после чего началась конкретная работа в этом направлении. А вместе с ней начались и проблемы.

Первая и основная из них состоит в том, что на сегодняшний день в Российской Федерации юридически отсутствует разработанный и официально утвержденный свод правил, регламентирующий порядок создания корпоративных гербов, каковым, по сути дела, является и герб Радиоакадемии. Несомненно, есть мировая и российская геральдические традиции, в которых содержится достаточно четкие, освященные временем нормы герботворчества, и до 1917 года они неуклонно соблюдались, не требуя специального узаконения. Но в современном российском обществе эти нормы должны обрести не только геральдический, но и правовой статус для того, чтобы единообразно пониматься, трактоваться и применяться всеми. Без этого всякий герб, даже составленный с полным соблюдением всех традиционных геральдических правил, будет нести в себе определенный элемент сомнительности и нелегитимности. И никакие геральдические кодексы, составленные общественными объединениями и специалистами без процедуры легитимации, к сожалению, не могут восполнить эту зияющую прореху. (Все вышеуказанное относится и к ситуации в родовой и территориальной российской геральдике.)

Не менее сложной, но решаемой, оказалась и проблема адекватного отражения в гербе РГРТА специфики современного научно-технического многопрофильного учебного учреждения в таких зримых образах, употребление которых допускает геральдическая наука. Дело в том, что, в отличие от фирменного знака или эмблемы, которые утверждаются в виде неизменного графического изображения, герб утверждается только в виде его точного геральдического описания (блазона), составленного в определенной последовательности и с употреблением геральдической терминологии. Изображение герба имеет здесь лишь вспомогательный характер, что допускает его различные стилистические трактовки при строгом соблюдении блазона. Это правило накладывает жесткие и даже непреодолимые ограничения на использование в гербах изображений современных механизмов, орудий и приборов - они не поддаются точному геральдическому описанию в силу своей сложности, разнообразия форм и быстрой изменяемости вслед за техническим прогрессом. Это же касается конкретных архитектурных сооружений, памятников и т.п. Поэтому геральдика оперирует только устоявшимися за многие века предметами, фигурами и условными знаками.

Обе эти проблемы были очевидны с самого начала работы над гербом РГРТА, но по ходу самой работы выявились и другие сложности, о которых лучше рассказать в той же последовательности, в которой они возникали и разрешались.

Первоначально руководство Радиоакадемии заказало проект герба одной из рекламных рязанских фирм. Обладая большим опытом в области рекламы, фирменных знаков и логотипов, но не обладая элементарными геральдическими познаниями, ее специалисты предложили ряд интересных и остроумных вариантов эмблемы РГРТА, которые, к сожалению, не могли послужить даже основой для герба. Венцом усилий дизайнеров стала гербообразная эмблема, в которой были соединены характерный гербовый щит уездного города Рязанского наместничества образца 1779 года (в верхней половине помещена рязанская эмблема - в золотом поле скрещенные меч и ножны под зеленой княжеской шапкой; а в нижней - вместо городской эмблемы изображение стилизованной сферической радиоантенны в лазоревом поле, от которой расходятся вверх радиоволны в виде концентрических полукружий) с венком из зеленых дубовых листьев, по типу обрамления губернских гербов образца 1857 года, соединенным желтой девизной лентой с лазоревыми буквами РГРТА. В довершение всего гербовый щит был увенчан изображением пылающего факела, возникающего из-за щита.

Государственная Герольдия (так до 1999 года именовался федеральный геральдический орган; ныне - Геральдический совет при Президенте РФ) однозначно отказала этому «гербу» в праве на существование не только потому, что сам гербовый щит оказался составлен и заполнен безграмотно, но и потому, что сочла неприемлемым присутствие в корпоративном гербе обрамляющего венка. Разъяснения Герольдии в ее экспертном заключении вкратце сводились к следующему:

  • двухчастная пересеченная форма щита означает прямую подчиненность нижней эмблемы (РГРТА) верхней - наместнической, а в настоящее время не только отсутствует такое юридическое лицо, как Рязанское наместничество, но и нет прямого соподчинения РГРТА администрациям Рязанской области или города Рязани. В силу этих обстоятельств верхняя половина герба сейчас вообще не может употребляться; кроме того, такая форма уездного герба юридически отменена еще в 1857 году, а РГРТА даже не является уездным городом;
  • изображение современной радиоантенны в гербе РГРТА недопустимо по причинам, изложенным выше, хотя в эмблеме (но не гербе!) академии вполне может присутствовать;
  • венок в современном корпоративном гербе не может употребляться, так как он является характерной составляющей частью административного герба и свидетельствует об ограниченной правовой самостоятельности гербовладельца, о его ведомственной подчиненности и принадлежности. Собственно сам венок того или иного вида принадлежит не гербовладельцу, а ведомству, а Министерство высшего образования пока не обзавелось своими ведомственными знаками, а значит и употребление какого-либо произвольного венка в гербе РГРТА не имеет правового и геральдического обоснования. В определенной форме присутствие венка или иного обрамления может быть допустимо лишь в значке РГРТА или ее юбилейной эмблеме, созданных на основе утвержденного герба. Поэтому с венком следует повременить.
  • девиз в гербе может присутствовать, но он не должен включать в себя названия гербовладельца (даже в виде аббревиатуры);
  • над гербовым щитом может помещаться только статусная корона того или иного вида (но никак не факел, или иная другая фигура), а для корпоративных гербов такие короны пока не учреждены - значит ничем подобным герб не может быть увенчан.

Одновременно Герольдия настоятельно рекомендовала не использовать в корпоративном гербе каких-либо других внешних украшений или геральдических фигур - щитодержателей, шлемов с нашлемниками, наметов, мантий и т.п. - кроме девиза. Руководство РГРТА приняло все эти рекомендации к исполнению и процесс дальнейшей разработки герба был направлен в определенное русло. Рекомендации Герольдии резко сузили поле для чисто художественной фантазии (точней - произвольного негеральдического фантазирования), увели от внешней эффектности, которую всякому гербу придает его обрамление, и, одновременно, углубили поиск знакового содержания гербовой эмблемы в пределах геральдического щита.

На этом этапе администрация РГРТА вынуждена была отказаться от услуг рекламной фирмы и обратиться за помощью к областной геральдической комиссии. В результате работы, длившейся с перерывами более трех лет, определился круг символов, которые могли бы послужить знаковой основой для герба РГРТА. Малоуспешными оказался путь насыщения гербового щита символами, отражающими различные аспекты деятельности, поэтому предпочтение было отдано поиску одного емкого знака, который смог бы вобрать в себя нечто наиболеее образное и существенное для характеристики академии. Всего было разработано около 50 вариантов герба, из которых более-менее удачными оказались 7-8 проектов.

Одним из первых в гербе возник образ молнии (громовой стрелы), которая издревле была символом грозы, верховного божества, божественного гнева и его же благодати (дождя), а в современной символике употребляется, в основном, в качестве символа электричества и электротехнических устройств. Мотивом для этого образа в гербе РГРТА послужило то, что все разнообразие радиотехники возникло из прибора, созданного в 1895 г. А.С. Поповым, основоположником радио. И первоначально регистрировавшего грозовые разряды.

Но еще в начале ХХ в., поскольку громовая стрела стала слишком широким символом электрической энергии вообще, для электросвязи на ее основе была составлена иная эмблема - двусторонняя молния , символизирующая принципиальную возможность двусторонней передачи электросигнала. В этом модифицированном виде молния вошла в эмблемы учреждений электросвязи и, в первую очередь, телеграфа.

Традиционным символом быстрой передачи информации стало изображение летящего голубя. У разных народов он также символизирует любовь, семейное счастье, мир, а в христианстве - Святой Дух. Голубиная почта использовалась с незапамятных времен и до появления телеграфа и радио была самым оперативным средством информационного общения - аналогия очевидна.

По правилам геральдики вместо целого в гербе может использоваться его характерная часть. Так в гербе РГРТА вместо голубя возник образ крыла , несущего двусторонюю молнию. В дальнейшем этот символ наполнился дополнительным содержанием. Чтобы подчеркнуть электрическую природу всякой радиосвязи, между маховыми перьями появилось изображение маленьких серебряных молний, а цвет оперения крыла стал золотым, чтобы напомнить о территориальном цвете рязанской земли - золотом цвете её гербового щита.

Соединение двусторонней молнии с золотым крылом, имеющим малые серебряные молнии, образовало символ молниеносной связи, что характерно для радио и могло бы достаточно емко обозначить направление деятельности РГРТА. При желании в общем количестве серебряных молний или маховых перьев в крыле (по семь) можно было увидеть намек на нынешнее количество факультетов академии - семь (которое и попросту - «счастливое число»!). Поскольку руководство РГРТА хотело дополнительно подчеркнуть территориальную причастность в рязанской земле, в оконечность щита было введено изображение золотого троехолмия, или золотого «городка» - упрощенной эмблемы Рязанской области. В этом виде проект герба был согласован Герольдией, но тут возникли проблемы совсем негеральдического характера, хотя и типичные для тех случаев, когда принимаются коллегиальные решения.

Отзыв из Герольдии заставлял себя ждать, а тем временем кому-то из профессоров РГРТА окрыленная молния показалась похожей на «ножку Буша» - а дурное слово обладает редкой способностью прилипать к предмету или явлению, создавая о нем превратное мнение. В результате, к тому моменту, когда пришел долгожданный ответ из Герольдии, у руководства РГРТА полностью изменилась позиция по выбранной ею же эмблеме, при этом уже согласованный проект герба был отвергнут, как не соответствующий научно-техническому потенциалу академии и слишком «старообразный». Разработка новых проектов пошла гораздо труднее, так как теперь требовалось согласовывать их со студенческим и преподавательским советами, где мнения постоянно менялись и не совпадали.

В конечном итоге - и в результате новых поисков знаковой основы герба - его главной эмблемой стало стилизованное изображение электрического импульса в виде окаймленного острия , одновременно напоминающего своим силуэтом радиомачту и инверсионный след взлетающей ракеты. Последнее образное значение знака основано на том, что одним из основных направлений деятельности РГРТА является работа на космическую науку. В проекты в разном виде вернулись изображение голубя, либо летящего на фоне радиоволн, либо вылетающего с двух сторон из-за острия. Вернулись также серебряные концентрические овалы или эллипсы из самого первого проекта. В современном мире такие изображения уже традиционно воспринимаются как символическое обозначение радиоволн. При этом никоим образом не нарушается запрет на использование символов новейшего времени, поскольку сами по себе такие серебряные овалы или эллипсы являются простыми геометрическими фигурами. Такой же геометрической фигурой является и острие, часто используемое в геральдике, но немного модифицированное в гербе РГРТА. Включенное в определенный контекст, оно получило новое смысловое значение.

Новым в проектах герба стало включение изображения раскрытой книги , как традиционного символа знания, и, более узко, - учебного заведения. В некоторых ранних вариантах изображение книги сочеталось с факелом - также одним из символов знания, или со скрещенными двусторонними молниями. Но употреблять изображение факела, как слишком широко трактуемого символа, отсоветовали специалисты Герольдии, а молнии «отпали» как-то сами собой - в восприятии академической общественности их образ оказался намертво связан с «ножками Буша».

Появилось в проектах и изображение четырехлучевой золотой звезды - как символа звезды путеводной, так и символа стремления к возвышенной цели. Сначала звезд было семь (по количеству факультетов РГРТА), что можно было трактовать как «созвездие талантов» или «плеяда» (по названию плотного созвездия из семи звездочек - «Плеяды»); это слово в словарях объясняется так: «группа выдающихся в каком-либо отношении лиц, связанных в своей деятельности общими задачами, взглядами и т. п.». Но в конечном итоге было решено оставить одну путеводную звезду на всех. При этом ее золотой цвет не только напоминает о рязанском территориальном цвете, но также отличает ее от серебряной четырехлучевой звезды, которая в ряде гербов уже задействована как «Полярная звезда». Поле герба окончательно определилось как лазоревое - цвет эфира, в котором распространяются радиоволны.

Так постепенно, в ходе многочисленных обсуждений и консультаций сформировался герб РГРТА, согласованный с Герольдией и утвержденный приказом ректора академии. Накануне пятидесятилетия РГРТА на основании утвержденного герба стало возможным создать эмблему собственно юбилея академии, окружив законный герб декоративным золотым венком, перевитым лазоревой лентой с девизом РГРТА и юбилейными датами, написанными золотом, и сопроводив герб вверху такой же лентой с аббревиатурой Радиоакадемии. Девиз взят из книги К.Э. Циолковского, нашего великого земляка, и гласит: «Всегда вперед».

Форма венка для эмблемы оговаривалась с Герольдией еще на самых ранних этапах разработки герба и в целом она повторяет обрамление эмблем технических и военно-технических институтов царской России. Основания для использования такого венка дает наличие в РГРТА военной кафедры и военной тематики в обучении и исследованиях. Справа венок состоит из золотой лавровой ветви - символа гражданских заслуг и доблестей, а слева - из золотой дубовой ветви - символа воинских заслуг и доблестей. В дальнейшем эта эмблема может послужить основой для разработки нагрудного значка выпускника РГРТА, а утвержденный герб является знаковой основой для создания флага Рязанской Государственной радиотехнической академии.

Ссылка: Научно-просветительский ресурс о современном российском герботворчестве "Геральдика сегодня"