Какие бывают личные проблемы. Классификация и ресурсы клиентов социальной работы

Каждый человек в течение своей жизни испытывает при контактах с окружающим миром психологические проблемы, которые являются отражением его внутреннего мира, убеждений, системой личных ценностей. Начинаются такие проблемы зачастую в детстве, а затем усугубляются во взрослом возрасте.

Психологические проблемы - что это?

Понятие психологической проблемы тесно связано с внутренним мировосприятием человека. Их сложно разграничивать, так как любая проблема, начавшаяся в семейных отношениях может влиять на всю личность. Они связаны с биологическими и социальными потребностями человека. Психологические проблемы бывают: явными (проблемные состояния и отношения), скрытыми и глубинными.

К проблемным состояниям относят страхи, зависимости, депрессию, потерю воли. Отношения – это ревность, одиночество, конфликты, привязанности. В отличие от явных проблем, скрытые не очевидны для человека, он их отрицает и ищет источник своих неудач в других. К скрытым относятся:

  1. Мстительность, демонстративное поведение, борьба за власть.
  2. Напряжение в теле, неразвитость и зажатость.
  3. Недостаток знаний, ответственности, привычка видеть во всем негатив, жалеть себя.
  4. Ложные верования, образы жизни – ночной, алкоголизм, курение.

Взаимосвязь болезней и психологических проблем

Выражение «все болезни от нервов» имеет научное подтверждение. И роль психики в возникновении болезней по данным ВОЗ - 40 %. При нарушении психологического равновесия организм запускает целую цепочку процессов, ведущих к болезни:

  1. Стресс и хроническое нервное напряжение стимулируют выделение гормонов надпочечниками, которые нарушают работу сердца, желудка, головного мозга.
  2. Длительные негативные эмоции ведут к спазмам сосудов, накоплению в крови токсинов, развитию аутоиммунных заболеваний. Психологическая проблема аллергии – непереносимость, неприятие ситуации, человека.

Причины психологических проблем

В основе психологических проблем лежит сложность для человека контроля за своим подсознанием. Бессознательная область - это та часть психики, в которой хранятся все негативные переживания, ситуации и поражения. Проблемы психологического характера появляются, если человек не использует свою активную часть – сознание. Например, при плохом настроении нужно вспомнить любое положительное событие из своей жизни, попытаться увидеть красоту всего, что нас окружает. Точно так же можно помочь другому человеку, переключив его внимание на позитив.

Психологические проблемы современного общества

Социальная психология, изучая психологические проблемы людей в современном мире выделяет общие для всех кризисные тенденции. Первоочередно – это утрата смысла жизни, подмена духовных ценностей сиюминутными удовольствиями. Второй общей чертой экономически развитых стран становится разобщенность и утрата связей с социумом. Формируется общество одиночек. Для коммуникации не нужно живое общение, человек вполне может жить один, ему для сохранения жизни не нужно создавать группы. Следствием нарушения контактов между людьми считают рост наркомании, алкоголизма.

Одиночество как психологическая проблема

Одиночество превращается в проблему не тогда, когда человек остается наедине с собой, а в случае, если при этом он чувствует себя брошенным и ненужным. Более остро эти психологические проблемы воспринимается в подростковом и пожилом возрасте. У подростков это чувство развивается при неуверенности в себе, неудачах в учебе, закомплексованности. У пожилых людей оно связано с отдалением детей, трудностью общения с друзьями, смертью ровесников.

В зрелом возрасте человек может чувствовать себя одиноким при увольнении с работы и потери связи с коллективом, это ведет к утрате смысла жизни и является причиной тяжелых депрессий. Проблемные психологические ситуации, связанные с одиночеством, делают людей пессимистами, малоразговорчивыми, они выглядят устало, злятся на коммуникабельных и счастливых людей. Для выхода из такого состояния зачастую требуется психологическая помощь.


Проблема развития интеллекта

Интеллект как способность к познанию, обучению, логическому мышлению приводит человека к пониманию последствий своих действий, способности избегать конфликты. Одной из особенностей человека с развитым интеллектом можно назвать интуитивное решение сложных задач. В обществах с тоталитарными режимами у людей может формироваться узкое целевое мышление, когда вся сфера интересов сужается до повседневных житейских целей. Проблема интеллекта в мышлении групп людей сводится к стандартным, стереотипным моделям поведения.

Агрессивность как социально психологическая проблема

Агрессия - это форма разрушительных действий человека, при которой он с помощью силы наносит вред другим как психологический, так и физический. Агрессивность человека как социальная и психологическая проблема имеет такие проявления:

  1. Склонность к превосходству над другими.
  2. Использование людей в своих целях.
  3. Разрушительные намерения.
  4. Причинение другим людям, животным, вещам вреда.
  5. Насилие и жестокость.

Выделяют факторы, которые способствуют проявлениям агрессии: стресс, влияние СМИ с видами насилия, большие скопления людей, алкоголь, наркотики, низкие , зависимости, зависть. Такие люди как правило боятся быть непризнанными, отличаются повышенной раздражительностью, подозрительностью, они неспособны испытывать вину, обидчивые и не могут приспосабливаться к новым условиям.


Страх как психологическая проблема

Страхи человека - это те эмоции, которые он не хотел бы никогда пережить. Панические атаки с необъяснимым внезапным чувством страха возникают чаще в больших городах и сопровождаются ознобом и потерей ориентации:

  1. Боязнь выступлений перед публикой.
  2. Страх смерти.
  3. Боязнь огня или воды.
  4. Фобия высоты.
  5. Боязнь закрытых или открытых пространств.

Главная причина этих состояний не страх, а боязнь страха. Человек начинает бояться того, что в действительности с ним случиться не может. Социально психологические проблемы таких людей решаются при осознании ними того, что все причины для страхов находятся внутри, всегда есть силы на их преодоление, а жизнь должна быть наполнена радостью, а не страхами.

Психологические проблемы виртуального общения

Виртуальное общение становится более популярным, чем реальное. Психологические проблемы общения возникают при коммуникациях в сети в случае формирования зависимости и прекращением социальных контактов в реальности. Общение через компьютер меняет психологию человека, он свои мысли начинает выражать по-другому. Пользуясь невидимостью может приписывать себе несуществующие качества и достоинства. Это ведет человека к оторванности от внешнего мира и к подмене чувств и эмоций их суррогатами.

Переедание как психологическая проблема

Ожирение является не только косметической проблемой, иногда причины его лежат в сфере психологии. Психологические проблемы ожирения проявляются как страхи перед агрессивным окружением. Одной из причин набора лишнего веса является попытка защитить себя от внешнего мира. Затем при наборе лишних килограммов человек перестает чувствовать свое тело, реальные потребности, перестает понимать окружающих его людей. Берет на себя много ответственности и пытается жить не своей жизнью. Избыточный вес делает людей неповоротливыми и в мыслях. Они с большим трудом отказываются от своих убеждений, с таким же трудом и избавляются от лишнего веса.


Психологические сексуальные проблемы

Психологические проблемы в сексе испытывают и женщины, и мужчины. Для женщин причинами невозможности достичь оргазм и половой холодности (фригидности) могут быть:

  1. Страх нежелательной беременности.
  2. Строгое воспитание.
  3. Сексуальное насилие.
  4. Негативный первый опыт.
  5. Несовпадение темпераментов.
  6. Конфликты в семье.
  7. Разочарования в партнере.

Психологические проблемы с эрекцией и преждевременной эякуляцией испытывают мужчины при таких переживаниях:

  1. Стрессовых ситуациях.
  2. Психологическом напряжении.
  3. Равнодушии к партнерше.
  4. Страхе перед невозможностью совершить половой акт.
  5. Конфликтах между партнерами.
  6. Волнении перед началом полового акта.
  7. Несоответствии сексуальных желаний и привычек партнеров.

Психологические проблемы и пути их решения

Проблемы, связанные с психологическими аспектами жизни для человека являются тяжелым грузом, препятствующим полноценному существованию. Нерешенные сложности и препятствия ухудшают здоровье и взаимоотношения. Решение психологических проблем проходит в несколько этапов. Эти же этапы нужны для любого вида задач:

  1. Постановка целей.
  2. Определение условий.
  3. Планирование решения.
  4. Реализация решения.
  5. Проверка результата.

Но даже человек с высоким IQ и самоорганизацией часто не знает, как избавиться от такого рода проблем. Это связано с тем, что, будучи непосредственным участником процесса и испытывая негативные эмоции самому себе в таких проблемах помочь трудно. Поэтому квалифицированная психологическая помощь будет полезной.

1 Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии государств широко применяется Цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит идея соотношения государства, права и социально-экономического строя общества с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.

В работах А. Тойнби, С. Хантингтона и других выделяются те культурные и цивилизованные критерии, которые позволяют классифицировать различные виды государств, понимать события сотрудничества, противостояния, даже мощного противоборства между ними. Например, у С. Хантингтона выделяются христианские, особенно православные, и мусульманские цивилизации, которые, по прогнозу С. Хантингтона, уже вошли в противостояние. Такой подход наполняет определённым, политико-правовым и экономическим содержанием такие категории, как «Восток-Запад», «Север-Юг».

Согласно цивилизационной теории тип государства, его социальная природа определяются, в конечном счёте, не столько материальными (как в формационном подходе), сколько идеально духовными, культурными факторами. При таком подходе основное внимание уделяется анализу обществ, в меньшей степени – государств, правовых систем.

Как пишет в своём фундаментальном труде «Постижение истории» известный английский историк и философ А. Тойнби, «культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными созданиями природы и движущих сил цивилизации».

Можно обозначить три важных принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества, которые выделяет цивилизационный подход.

1. Природа государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. Рассматривая государство, необходимо учитывать не только социальные интересы и действующие силы, но и устойчивые, нормативные образцы поведения, весь исторический опыт прошлого.

2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. Это позволяет избежать схематизации государства и особенно проводимой им политики как результата отвлечённой игры сил и, наоборот, раскрыть связь государственной власти и престижа, морали, ценностных ориентаций, сложившегося мировоззрения, символики и т.д.

3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одни условиям, останавливались в своём развитии в других условиях. В сфере государственной жизни особое значение придаётся различиям, вытекающим из своеобразия национальных культур и черт национального характера.

Согласно одной из классификаций цивилизации проходят в своём развитии несколько этапов:

1. локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

2. особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств;

3. современная цивилизация с её государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Один из основоположников цивилизационного подхода, английский историк А. Тойнби выделял 21 цивилизацию – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.

Существуют и другие самые различные основания для типологизации цивилизаций и их государственности: хронологические, генетические, пространственные, религиозные, по уровню организации и т.п. В соответствии с этими и другими критериями можно выделить различные классификации цивилизаций и соответствующие им типы государств, такие как:

Восточные, западные и смешанные (промежуточные); древние, средневековые и современные; крестьянские, промышленные и научно-технические; доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные (в соответствии с теорией «трёх стадий»); открытые и закрытые; исламские, православные и католические и др.

В настоящее время одним из наиболее распространённых в цивилизационном подходе является так называемое технологическое направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.

Одной из наиболее распространённых для этого направления цивилизационного подхода является «теория стадий экономического роста», автор которой известный американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу. Согласно этой теории все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий:

1. традиционное общество (с преобладанием сельского хозяйства);

2. переходное общество (где закладываются основы для «сдвига» в области обрабатывающей промышленности);

3. общество, переживающее процесс сдвига (стадия «взлёта» в промышленности и в сельском хозяйстве);

4. созревающее общество (или стадия «зрелости»);

Общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

Для понимания типологии государств с цивилизационной точки зрения наибольший интерес представляет ещё одна классификация цивилизаций и соответствующих государственно-политических институтов по уровню их организации. Подобная классификация означает деление цивилизаций на первичные и вторичные. Государства в первичных и вторичных цивилизациях резко отличаются друг от друга по своему месту в обществе, выполняемой роли, социальной природе.

Первичные цивилизации принимают государственно-страновой, хотя нередко и имперский характер. Обычно к ним причисляют древнеегипетскую, шумерскую, ассиро-вавилонскую, иранскую, бирманскую, сиамскую, кхмерскую, вьетнамскую, японскую и другие цивилизации. Их научно-исторический анализ показывает огромную роль государства как объединяющей и организующей силы, не определяемой социальными и экономическими структурами, а определяющей их. Отличительной особенностью этих обществ было соединение государства с религией в политико-религиозном комплексе, где государство – более чем государство, так как оно связано с духовным производством, а религия прямо включает в себя обожествлённого правителя. В первичных восточных цивилизациях государство было составной частью не только политической надстройки, но и базиса, что было связано с обеспечением им как политического, так и хозяйственного, социального функционирования общества.

Иное место занимает государство во вторичных цивилизациях – западноевропейской, североамериканской, восточноевропейской, латиноамериканской, буддийской и др. Здесь проявилось отчётливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом. Власть оказывалась уже не такой всемогущей и всепроникающей силой, какой она была в первичных цивилизациях. Но и здесь с цивилизационной точки зрения государство было компонентом, во много подчинённым культурно-религиозной системе.

Во вторичных цивилизациях положение правителя, олицетворявшего государство, было двойственным. С одной стороны, он средство утверждения сакральных принципов и заветов и в качестве такового достоин всяческого повиновения, с другой – он сам не вправе нарушать эти заветы, а в противном случае его власть будет незаконной. Его власть – служение, должное соответствовать идеалу, поэтому она вторична.

Таким образом, цивилизационный подход, в отличие от формационного, предоставляет возможность выделения различных вариантов классификации типов государств (в зависимости от критерия, лежащего в основании данной классификации). Именно это затрудняет возможность составления единой типологии подобной формационной.

При рассмотрении цивилизационного варианта типологии государств, можно выделить три основных проблемных момента. Во-первых, в данной типологии не выделяется то главное, что характеризует государство, - принадлежность политической власти. Во-вторых, это размытость и аморфность границы между понятиями «культуры» и «цивилизации». И, наконец, в-третьих, это недостаточная разработанность такой типологии, о чём свидетельствует, множественность оснований для выделения самих цивилизаций и соответствующих им типов государства. Не случайно, что в работах, базирующихся на таком подходе, рассмотрение конкретных типов государства, их смены идёт в конкретном ключе, основанном на формационном подходе, а о «цивилизованных» типах говорится вскользь.

Кроме этих основных недостатков можно выделить и ещё один так же не менее важный. Основное внимание в цивилизационном подходе уделяется культуре. Поэтому если формационная теория начинает постижение общества "снизу", выдвигая на первое место материальное производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение общества, его истории "сверху", т.е. с культуры во всем многообразии ее форм и отношений (религия, искусство, нравственность, право, политика и проч.). Посвящая анализу культуры все свое внимание и энергию, сторонники цивилизационного подхода часто вообще не обращаются к материальной жизни. Таким образом, здесь появляется опасная возможность развития в данной теории признаков монизма - жесткой привязки к духовно-религиозному или психологическому началу.

Таким образом, цивилизационный подход к типологии государства, также как и формационный нуждается в тщательной доработке, дополнении и усовершенствовании.

Вопрос единства мирового пространства затрагивается уже в трудах западных исследователи XIX - середины XX в. - А.Сен-Симона, К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера, П.Сорокина, Т.Парсонса. Карл Маркс говоря о развитии капитализма и всемирного рынка, о Великих географических открытиях, о колониальной системе и как следствие всего этого - мировых войнах, отмечал глобальный характер человеческих отношений. О. Конт, в свою очередь, отмечал единство исторического общечеловеческого развития. В XX в. человеческие отношения постоянно географически и духовно расширялись, приобретая черты общества без границ, с наметившимся исчезновением территориальности и национальности, приведшее к середине XX в. к формированию у землян образа «глобальной общности». В это время в трудах американских исследователей глобальных отношений разрабатываются начальные парадигмы глобализации: глобализация как расселение человечества, глобализация как новое, мощное ускорение модернизации; глобализация как постмодернизация. Тогда же происходит формирование единого информационного поля, работа которого, усилиями и поддержкой американских властей, направлена на оправдание «вестернизации», капитализма, его мировой политики.

В 80-х гг. западные исследователи Дж. Хоманс, П. Блоу, Р. Эмерсон отмечали, что связь сфер глобализации и социальных обменов - материальные обмены - локализуют, политические - интернационализируют, а социокультурные - глобализируют.

В 90-е годы происходит окончательное оформление американской мировой гегемонии: американская валюта, западные ценности, идеи захватывают наконец-то покорившиеся пространства, завершая первый удачный этап развития глобализационных процессов. Идея глобализации становится на долгие годы самой популярной в научных кругах, порождая все новые искания в данной сфере.

- Теории, предвосхищающие глобализацию.

Под данной парадигмой можно объединить труды известных зарубежных и отечественных исследователей - И. Валлерстайна, P. Робертсона, Г. C. Батыгина, Н. H. Моисеева, которые отмечают, что глобализация -- это процесс стадиального становления мира как единого, взаимосвязанного экономического, политического, культурного пространства.

«Несмотря на то, что глобализация как проблема возникла не так давно... если посмотреть на историю человечества, то при всей ее противоречивости и неоднозначности можно обнаружить тенденцию ко все более тесному взаимодействию территорий, экономик, политической, культурно-духовной и иной деятельности... При этом на протяжении истории основания для такого объединения были различными. Например, в средневековой Европе таким основанием было христианство, в период холодной войны -- идеология, а в последнее время -- прежде всего современные информационные и коммуникационные технологии», -- пишут M. М. Лебедева И А. Ю. Мельвиль.

То есть глобализация -- это процесс, начавшийся еще на ранних этапах истории, однако только сейчас ставший всеобщим. Так, согласно Р. Робертсону, идея глобальности родилась еще во времена Полибия, реально же процесс глобализации начался с XV в., а особенно активно развернулся в 1870-х гг. -- середине ХХ в.

“Интерес к проблемам, охватываемым понятием “глобализация”, возникал всякий раз, когда под вопрос ставился сложившийся социальный и международный порядок, -- считает Л. Гудков. На протяжении последнего века с небольшим это происходило, по меньшей мере, трижды.

Впервые подобные вопросы начали обсуждаться еще в конце XIX столетия среди таких тем, как „геополитика”, „империализм”, складывание международных финансово-промышленных корпораций, конференции о мире и разоружении, необходимость и возможность формирования наднациональных и международных представительских органов. Несколько позже, в 10-x годах ХХ в., речь зашла уже об интеграции Европы. Второй раз дискуссии этого рода были связаны с осмыслением завершившейся эпохи колониализма и экспансии современной цивилизации в страны третьего мира. Нынешняя, третья по счету, волна дискуссий поднялась в начале 1990-x гг.». Некоторые исследователи именно с периодом 1870-1914 гг. связывают начало глобализации (или первую гло6ализацию), протекавшую тогда в форме процессов интернационализации экономики (прежде всего торговли); политики и культуры. Так, B. Федорова пишет: «Нынешнюю глобализацию можно считать второй. Первая представляла собой английский free trade, обеспечивший свободное перемещение товаров, капиталов и людей. Этот процесс, начавшийся в 1885 г., мог бы продолжаться по сей день, если бы не был прерван тремя системными оппозициями -- национализмом (Первая мировая война), коммунизмом (Великая Октябрьская революция) и фашизмом (Вторая мировая война). B результате процесс глобализации был остановлен более чем на 70 лет». [

- Современные глобалистские теории.

Глобализация сегодня означает новый этап интеграционных процессов в мире и ведет к «втягиванию большей части человечества в единую открытую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств информатики и телекоммуникаций». Неизменно подчеркивая экономические основы происходящих сегодня в мире глобальных изменений, разные авторы (Э. Гидденс, Р. Робертсон, Д. Харвей, У. Бек, С. Леш, Дж. Ури). выделяют различные аспекты глобализации, например: организационно-управленческий, экономический, технический, пространственный, культурный, политический.

Показательным в данном контексте является понимание современного этапа глобализации, предложенное Энтони Гидденсом, который определяет его как “интенсификацию всемирных отношений, связывающих отдаленные друг от друга места таким образом, что локальные события формируются событиями, происходящими за многие мили отсюда, и нао6орот”.

- Идеи становления единой модели глобальной системы.

В основе данной парадигмы лежат концепции формационной или цивилизационной модели глобальной системы.

Основными вехами данной парадигмы считаются «Теория общественно-экономической формации» К. Маркса и идея индустриального и постиндустриального общества с их общей евро - американо - центристской направленностью (У. Ростоу, Д. Белл, К. Гелбрейт, А. Турен). Необходимо отметить и «Волновую теорию» глобальной системы А. Тоффлера - аграрную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации, с их столкновениями в современной эпохе.

Сторонникиидеи становления единой модели глобальной системы видят в глобализации современную стадию процесса интеграции мира, формирования целостной человеческой цивилизации, предвестие глобального гражданского общества и начало новой эры мира и демократизации.

- Концепции основанные на итогах XX века в макросоциальном измерении.

XX в. открыл нам одну неопровержимую истину - невозможность существования одной универсальной цивилизации. XX век можно охарактеризовать как последнее предупреждение цивилизации потребления, «кризис» революций, преобладание демократий «меньшинства».

В 80-годы успех в “холодной войне” определил два отправных пункта для идеологов Евро - Атлантической цивилизации:

Представление о том, что цивилизационный образ “условного Запада” стал в мире определяющим для современного мира и история в своем классическом формате завершена (Ф. Фукуяма);

Существование в современном мире множества цивилизаций, которые еще придется вводить в требуемый цивилизационный образ (С.Хантингтон).

Кризис человеческой цивилизации, конфликт цивилизаций - это основные положения, высказанные С. Хантингтоным в своей книге «Столкновение цивилизаций», явившейся первая пробой практического применения новых смыслов, вложенных в понятие “цивилизация” во второй половине XX века. Слова американского политолога основанные на событиях XX столетия «Судя по всему, центральной осью мировой политики в будущем станет конфликт между "Западом и остальным миром"» стали пророческими.

А как показали первые два десятилетия XXI в. вся практика управления цивилизациями сводится в истинность описания поля “Великой Игры”. доктрины Бжезинского и Хантингтона присутствуют в современной международной политике, насаждаемой мировому сообществу американским правительством.

- Теории модернизации и глобализации.

Основными идеями данного подхода являются - модернизм как теория и метод изучения современного общества, противостоящего «традиционному» и модернизация как глобальные перемены, связанные с индустриализацией, урбанизацией и рационализацией. Постмодернизм выступает как глобализирующий фактор, как «строитель» «информационного общества», «технотронного общества»,- отмечал Зб. Бжезинский. В то же время Э. Че Гевара с его контрмодернизмом «как идеологией мировой социалистической революции» отстаивал право на существование не захваченных глобализацией систем.

Торжество категории "глобализация" как максимы практически необратимого конструктивного движения человечества к новому мировому порядку практически наступило, но, по моему мнению, неоднородность, противоречивость и свойственность человечеству к постоянной изменчивости, либо трансформируют насажденный с помощью капитала мировой порядок в сторону увеличения роли национального и личностного, либо глобализация под веянием истории постепенно сойдет на нет.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» называет следующие разновидности трудной жизненной ситуации: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество. Поэтому для рассмотрения различных видов личностных проблем обратимся к типологии трудных жизненных ситуаций.

Инвшидностъ. Латинское слово «инвалид» (invalid) означает «непригодный» и служит для характеристики лиц, которые вследствие заболевания, ранения, увечья ограничены в проявлении жизнедеятельности. Первоначально при характеристике инвалидности акцент делался на отношении «личность-способность трудиться». Поскольку инвалидность является препятствием к полноценной профессиональной деятельности и лишает человека возможности самостоятельно обеспечивать свое существование, в первую очередь внимание уделялось медицинским аспектам утраты трудоспособности и проблемам материальной помощи инвалидам, создавались соответствующие учреждения, призванные восполнять недостаток материальных средств к существованию инвалида. В начале XX в. представления об инвалидности гуманизировались, данная проблема стала рассматриваться в системе координат «личность-способность к полноценной жизнедеятельности», были выдвинуты идеи о необходимости такой помощи, которая давала бы инвалиду возможность самостоятельно строить свою жизнь.

Современная трактовка инвалидности связана со стойким расстройством здоровья, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности и вызывающим необходимость социальной защиты и помощи. Основным признаком инвалидности считается недостаток физического ресурса, который внешне выражается в ограничении жизнедеятельности (полной или частичной утрате способностей или возможностей осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью).

Ограничения инвалида в занятиях трудовой деятельностью приводят одновременно к низкому имущественному статусу и избыточному временному потенциалу. Социальный статус инвалидов довольно низок и выражается в социальной дискриминации этой группы населения. Состояние остальных ресурсов зависит от того, в какой период жизни возникла инвалидность. Инвалидность детей как проблема связана с опасностью недостаточного развития способностей, ограниченного освоения индивидуального социального опыта, формирования таких негативных черт, как инфантилизм и иждивенчество (характеризующих жизненную позицию и самоотношение).

Неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом , болезнью. Содержание трудной жизненной ситуации заключено в ее названии, однако проблема ограничена двумя группами причин (старость и болезнь), выпали такие причины, как младенческий возраст и инвалидность. Неспособность к самообслуживанию фиксирует внимание на недостаточном состоянии физического ресурса, пожалуй, это самое крайнее качество. Здесь необходимо иметь в виду, что неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью может быть временной, в то же время представляется возможной дифференциация уровней неспособности (ограничение передвижения, ограничение движений, ограничение существования).

Сиротство. Этот вид трудных жизненных ситуаций может быть рассмотрен в системе «ребенок-осуществление родителями своих функций». Согласно закону детьми-сиротами называют лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а детьми, оставшимися без попечения родителей, - лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей . Основными функциями родителей являются содержание (осуществление питания, ухода, обеспечение одеждой и пр.), воспитание (семейное воспитание, организация образования), психологическая поддержка, представление интересов, надзор. Естественно-социальный институт родительства фактически выполняет роль временного посредника между обществом и ребенком. Утрата ребенком такого социального посредника создает серьезные трудности в удовлетворении всей гаммы человеческих потребностей и социальных нужд.

Безнадзорность вызвана неисполнением родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и отличается от сиротства номинальным наличием родителей. Частным и наиболее социально опасным случаем безнадзорности является полный разрыв ребенка и семьи (отсутствие постоянного места жительства, ограниченность контактов с родителями или лицами, их заменяющими). Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпрепровождением, ведущим к социальной дезаптации. Причиной возникновения беспризорности является уход ребенка из семьи вследствие жестокого обращения родителей либо конфликта. Характерные черты жизненной ситуации беспризорных детей: постоянное пребывание вне родительской квартиры или социального учреждения (ночевки на вокзалах, свалках, в тепловых коммуникациях), существование за счет сбора бутылок и цветных металлов, воровства, попрошайничества, проституции.

Безнадзорность создает социальные проблемы как в настоящем (безнадзорные дети становятся участниками и жертвами противоправных действий), так и в будущем (формирование личности асоциального типа, укоренение негативных навыков жизнедеятельности).

Малообеспеченность в качестве личной проблемы представляет собой недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей. Жизненная ситуация малообеспеченных граждан трудоспособного возраста характеризуется также низким социальным статусом, формированием комплекса неполноценности, ростом социальной апатии, для детей, воспитывающихся в малообеспеченных семьях, возникает опасность занижения социальных стандартов, развития агрессивности как по отношению к государству, обществу, так и к отдельным слоям, группам населения, индивидам. Для граждан пожилого возраста, испытывающих трудности материального свойства, данное положение вызывает разочарование по отношению к государству, которому они служили, платили налоги, защищали в военное время.

При решении государством проблем малообеспеченности на первый план выходит соблюдение принципа социальной справедливости. Вследствие того что человеческие потребности обусловлены специфической социокультурной ситуацией человека или семьи, государство вынуждено разрабатывать минимальные нормы обеспеченности. Для этого используется метод определения набора товаров и услуг, гарантирующего минимальный уровень жизни и обеспечивающего удовлетворение как физиологических, так и некоторых социальных потребностей. Основным инструментом определения денежного дохода, необходимого для минимального адекватного уровня жизни, обычно служит потребительский бюджет соответствующего стандарта жизни, содержащий количественные наборы товаров и услуг и оцененный в розничных ценах.

Безработица представляет собой проблему трудоспособных граждан, нс имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе. Безработица - частный случай незанятости, когда человек по тем или иным причинам не участвует в производственной деятельности, однако незанятый индивид может быть и не готов трудиться.

Социальная сторона проблемы безработицы выражается в заинтересованности любого государства в максимальной вовлеченности населения в процесс производства материальных и духовных благ (эти люди являются налогоплательщиками и кормят иждивенческие категории - детей и стариков). Кроме того, безработные представляют собой нестабильную, потенциально криминогенную социальную группу (у безработных более высок риск асоциального поведения). Ну и наконец, безработные - это слои населения, нуждающиеся в защите и помощи (в виде доплат, компенсаций и т.д.). Поэтому для государства дешевле обходится преодоление безработицы, чем содержание безработных.

Личностная составляющая проблемы безработицы связана с утратой источника материальных ресурсов, потерей положения в обществе, структурированности личного времени, деградацией сферы способностей и опыта профессиональной деятельности, постепенного разрушения позитивной самоидентификации.

А. В. Панченко выделяет три типа поведения безработных:

  • 1) активность и осознанность - на протяжении наблюдаемого периода безработный активно ищет работу, осознает проблемы, с которыми он сталкивается, и для их преодоления изменяет содержательную сторону своей активности;
  • 2) активность и неосознанность - на протяжении наблюдаемого периода безработный активно ищет работу, однако форма и направление поиска работы остаются неизменными, даже если они уже не адекватны сложившимся условиям;
  • 3) пассивность - на протяжении наблюдаемого периода безработный не прилагает активных усилий к поиску работы, хотя ощущает необходимость трудоустройства (например, безработный после ряда неудачных попыток перестает искать работу, так как «работы в городе нет», «устроиться на хорошую работу можно только по знакомству» и пр.).

Отсутствие определенного места жительства - специфическая личностная проблема, связанная не только и не столько с недостаточностью экономического ресурса, сколько с нарушением человеческого «микромира» - системы существования, встро- енности в общество. Индивиды, имеющие проблемы такого рода, получили название «бомж» (без определенного места жительства), они вынуждены скитаться, заниматься бродяжничеством. Само слово «бродяга» объясняется в словарях как «обнищавший, бездомный человек, скитающийся без определенных занятий».

Существуют основные причины возникновения бродяжничества: семейные, жилищные, моральные проблемы и психические заболевания человека. Исходя из этого, среди лиц без определенного места жительства можно условно выделить три группы. Первая- лица нетрудоспособного возраста, вставшие на путь бродяжничества под влиянием жизненных и семейных обстоятельств (невозможность проживания в семье, болезни, одиночество, старческое слабоумие). Вторая - индивиды, утратившие жилье в связи с пребыванием в местах лишения свободы или с обманом при обмене или купле-продаже жилья, потерявшие документы и не имеющие возможностей выйти из создавшейся жизненной ситуации. Третья - люди, как правило, трудоспособного возраста, принципиально не желающие трудиться, подверженные алкоголизму, продавшие свое жилье или утратившие его по иным причинам.

Конфликты и жестокое обращение в семье. Конфликты в семье представляют собой столкновение супругов, детей и родителей, вызванное трудноразрешимыми противоречиями, связанными с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт ведет к расстройству функционирования семьи, нарушению процесса реализации потребностей ее членов.

Жестокое обращение, согласно международным нормам, включает все формы физического или психического насилия, причинение побоев или нанесение оскорблений, невнимательное, небрежное или жестокое обращение, эксплуатацию, в том числе сексуальные посягательства. В литературе выделяются следующие формы насильственных действий: физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие, пренебрежение жизненными нуждами.

Под физическим насилием понимаются следующие действия: убийства, избиения, увечья, убийство младенца, принуждение к отказу от пищи, принуждение к отказу от медицинской помощи, принуждение в репродуктивной сфере. Сексуальное насилие включает в себя: изнасилование, инцест, различного рода сексуальные домогательства; под психическим насилием понимаются: ограничение в поведении, угрозы, вынужденное вступление в брак. Пренебрежение жизненными нуждами предполагает такую ситуацию, когда родители или лица, их замещающие, не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям.

Объектом домашнего насилия становятся в физическом или психологическом плане слабые члены семьи, как правило, женщины, дети, старики. Выделяют три типа семейной жестокости:

1) со стороны родителей по отношению к детям; 2) со стороны одного супруга по отношению к другому; 3) со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.

Жестокое обращение с детьми ведет к разным последствиям, но их объединяет одно - ущерб здоровью или опасность для жизни ребенка, не говоря уже о нарушении его прав. Конфликты в семье разрушают чувство защищенности, психологический комфорт, вызывают тревожное беспокойство, порождают психические заболевания, уход из семьи, суицидальные попытки.

Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, свидетельствующее о расколе отношений и связей внутреннего мира личности. Источниками одиночества являются не только особенности личности, но и специфика жизненной ситуации. Одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия, которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.

Выделяются два типа одиночества: эмоциональное одиночество (отсутствие тесной интимной привязанности, такой как любовная или супружеская); социальное одиночество (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности).

Наибольший процент одиноких людей дают большие города, жизнь в которых разъединяет его жителей. У многих горожан возникают трудности с общением, с нахождением адекватного партнера.

Есть много очевидных примеров социального одиночества людей, которые вследствие каких-то социальных изменений оказались отторгнутыми обществом или определенной группой. К ним относятся старики, бедняки, эксцентричные по своей природе люди, те, чьи занятия выходят за рамки общепринятых норм, и в некоторых случаях подростки и женщины.

Одиночество может быть причиной многих разочарований, но хуже всего, когда оно становится причиной крушения надежд. Одинокие люди чувствуют себя покинутыми, оторванными, забытыми, обделенными, ненужными. Это мучительные ощущения, потому что они возникают вопреки обычным человеческим ожиданиям. Одиночество предполагает разрыв связей или их полное отсутствие, тогда как наши обычные надежды, ожидания сориентированы на согласованность, соединение, связь. Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту и вызывать индивидуальное чувство бесприютности, ощущение того, что человек везде «не на своем месте».

  • Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г.№ 159-ФЗ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тюменский юридический институт

Общеправовой факультет

Заочная форма обучения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Философия

На тему: «Проблемы личности человека»

Вариант 39

Выполнил: студент 1 курса

заочной формы обучения

по сокращенной программе

гр. 09-3.5 ОПФ ТЮИ МВД России

Алькова Н.А.

зачетная книжка № 79

Тюмень 2010

Введение

1. Проблемы личности в философии

2. Нравственные основы личности

3. Религиозная мораль. Особенности христианской морали

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор еще не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения этого понятия.

Личность как общежитейский и научный термин может обозначать:

1. человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лица, в широком смысле слова)

2. устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (латинское persona) и личность как его социальный и психологический облик (латинское personalitas) -терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

Латинское слово persona первоначально обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона для этого надо быть свободным человеком. Выражение “потерять лицо”, которое есть во многих языках, означает утрату человеком своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна употребляется термин “лик” для характеристики изображения на иконе.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего “лица”, то есть личности, - это категорический императив человеческого достоинства, без чего человеческая цивилизация потеряла бы всякий смысл.

1. Проблемы личности в философии

Проблема личности в философии не решается в отрыве от решения другой проблемы - вопроса о самой природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире.

В древней китайской, индийской, греческой философии человек мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного порядка и строя бытия, как малый мир, микрокосмос - отображение и символ Вселенной, макрокосма (в свою очередь понимаемого антропоморфно - как живой одухотворенный организм). Человек содержит в себе все основные элементы (стихии) космоса, состоит из тела и души (тела, души, духа), рассматриваемых как два аспекта единой реальности или как разнородные субстанции.

В учении о переселении душ, развитом индийской философией, граница между живыми существами (растениями, животными, человеком, богами) оказывается подвижной. Однако только человеку присуще стремление к освобождению от пут эмпирического существования с его законом кармы - сансары. Согласно веданте, специфическое начало человека составляет атман (душа, дух, сущность, субъект), тождественный по своей внутренней сущности с всеобщим духовным началом - брахманом.

В философии Аристотеля нашло выражение определяющее для античной философии понимание человека как живого существа, наделенного духом, разумом и способностью к общественной жизни.

В христианстве библейское представление о человеке как “образе и подобии Бога”, внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеческой природы в личности Христа и возможности, в силу этого, приобщения каждого человека к божественной благодати.

В средневековой философии намечается понимание личности как отличной от психофизической индивидуальности и несводимой к какой-либо всеобщей природе, или субстанции (телесной, душевной, духовной), как неповторимого отношения.

Проблема личности - центральная для любой современной концепции человека. Марксизм подошел к объяснению природного и социального в человеке на основе принципа диалекто-материалистического монизма. Исходным пунктом такого понимания человека является трактовка его как производного от общества, как продукта и субъекта общественно-трудовой деятельности. К. Маркс писал, что “…сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений”.

Общественной истории человека предшествовала его естественная предыстория: зачатки трудоподобной деятельности у человекообразных обезьян, развитие стадных отношений высших животных, развитие звуковых и двигательных средств сигнализации.

Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования, они приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Человек же не просто приспосабливается к данным условиям, а, объединяясь в совместном труде, преобразуют их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры. Культура творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой.

Одним из понятий, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является индивид. Дословно оно означает неделимую частицу какого-то целого. Это своеобразный “социальный атом”, отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы.

Гораздо более содержателен другой термин - “индивидуальность”, обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, “случайный индивид” (К. Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в ее преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

Для древнегреческой философии, например, личность вне общины или полиса так же нереальна, как биологический орган, оторванный от целого организма.

Однако уже в античности появляется проблема несовпадения реального поведения человека и его сущности, как он сам ее видит, и связанные с этим мотивы вины и ответственности. Разные религиозно-философские системы выделяют разные стороны этой проблемы. Если в античной философии личность выступает преимущественно как отношение, то в христианстве она понимается как особая сущность, “индивидуальная субстанция” рационального характера, синоним нематериальной души. В философии нового времени распространяется дуалистическое понимание личности, на первой план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе. Понятие личности практически сливается с понятием «Я», тождество личности усматривается в ее состоянии. По Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.

Поскольку марксистская философия определяет сущность человека не как «…абстракт, присущий отдельному индивиду», а «…совокупность всех общественных отношений», то абсолютное противопоставление индивида обществу лишается смысла. Мир перестает быть простой совокупностью внешних вещей, становится человеческим миром, а человеческий индивид приобретает социальную природу. Основа формирования личности как в фило- , так и в онтогенезе, - общественная производственная деятельность, всегда предполагающая взаимодействие с другими. Бессильный, в качестве абстрактного, изолированного индивида, человек становится всемогущим творцом совместно с другими, в составе общественных и социальных групп.

Человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. На уровне сознательной психики и личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Физическая, морфологическая организация человека, является высшим уровнем организации материи в известной нам части мироздания. Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков.

Эта кристаллизация осуществляется через приобщение к культурной традиции, и через механизм биологической наследственности. Ребенок наследует запас генетической информации через специфически человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако, природные (анатомо-физиологические) задатки развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребенка с взрослыми. Проявления биологических закономерностей жизни человека носят социально обусловленный характер. Жизнь человека детерминируется единой системой условий, в которую входят как биологические, так и социальные элементы. При этом биологические составляющие этой системы играют роль лишь необходимых условий, а не движущих сил развития. Действия человека, образ его мыслей и чувств зависят от объективных исторических условий, в которых он живет, от особенностей той социальной группы, интересы которой он сознательно или бессознательно представляет. Содержание духовной жизни человека и законы его жизни наследственно непрограммируемы. Но этого нельзя сказать о некоторых потенциальных способностях к творческой деятельности, об индивидуальных особенностях дарования которые формируются обществом, но на основе наследственных задатков. Наследственные моменты в той или иной степени, прежде всего через особенности высшей нервной системы, влияют и на характер развития наклонностей и способностей человека.

Если же обратиться к проблеме генезиса личных особенностей человека, то возникает вопрос о том, когда же рождается личность?

Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не применим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.

Многие предпосылки личностного развития закладываются еще во внутриутробном периоде, что требует осмысления в рамках определенного мировоззрения. Важно подчеркнуть, что человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рождению - с опытом пренатальной общности. Данные по исследованию специфики генома человека говорят о том, что мы находимся в глубочайшем родстве с живой и неживой природой, и в этом смысле предпосылки личности каждого во многом определяются природным обоснованием человека. То есть новорожденный уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых мгновений жизни, с первых кормлений формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими.

Перед каждым вступающим в жизнь человеком простирается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена, определена деятельность предшествующих поколений. Именно этот очеловеченный мир, в котором каждый предмет и процесс как бы заряжен человеческим смыслом, социальной функцией, целью и окружает человека. При этом достижения человеческой культуры не даны человеку в готовом виде в воплощающих их объективных условиях, а лишь заданы в них. Освоение социальных, исторически сложившихся форм деятельности - главное условие и решающий механизм индивидуального становления человека. Чтобы сделать эти формы своими личными способностями и частью своей индивидуальности, человек с раннего детства вводится в такое общение с взрослыми, которое выражается в виде подражания, учения и обучения. В результате этого индивидуально развивающийся человек овладевает способностями разумно действовать с орудиями труда, с различного рода символами, словами, с представлениями и понятиями, со всей совокупностью социальных норм. Осваивая очеловеченную природу, ребенок приобщается к бытию культуры разнообразными способами. Человек всесторонне включен в контакт, общение с обществом, даже когда остается наедине с самим собой. Осознание человека себя как такового всегда опосредовано его отношением к другим людям.

2 . Нравственные основы личности

В процессе приобщения к культуре у человека вырабатываются механизмы его самоконтроля, выражающиеся в способности волевым усилием регулировать широкий диапазон влечений, инстинктов и т.п. Этот самоконтроль по существу является социальным контролем. Он подавляет неприемлемые для данной социальной группы импульсы и составляет необходимое условие жизни общества. Чем более интенсивно развивается человечество, тем все более сложным оказываются проблемы образования и воспитания, формирования человека как личности.

Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и грамматики, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии.

3 . Религиозная мораль. Особенности христианской морали

Религиозная мораль является неотъемлемой частью, а может и основой, общечеловеческой морали. История человеческого общества просто неотделима от истории религии: в разных странах и в разные времена трудно найти периоды, когда, так скажем, светскую мораль было возможно отделить от морали религиозной. Как представляется сейчас, и Россия на протяжении веков была страной глубоко верующей и живущей на основе религиозной морали.

Российский человек с рождения и до самой смерти был связан с церковью и сверял все свои действия с нормами и правилами христианской морали. Хотя Православная церковь всегда была отделена от государства, ни одно более или менее значительное событие в России не обходилось без ее участия, а все российские правители всегда были людьми истинно верующими. И невозможно сейчас оспаривать утверждение, что и менталитет российского человека сложился во многом под влиянием церкви, и нравственность человека, считающего себя неверующим или даже активным атеистом, является только завуалированным отражением общепринятой религиозной морали.

Хотя семь десятилетий опыта применения «классового подхода» в создании нравственных категорий и оценке духовных ценностей в России привели, кажется, его граждан к полному отсутствию какой бы то не было морали, ни публичность религиозности (или псевдорелигиозности) политиков, ни некоторая политическая ангажированность Русской Православной Церкви не заставляют сегодня думающего человека сомневаться в ценностях религиозных учений.

Речь не идет о вере или атеизме. Хотя идеалом любой церкви является человек глубоко верующий, полностью посвятивший себя служению Богу, она на современном этапе в своем стремлении приобщить человека к вере не предъявляет к нему требований, могущих заставить его вступить в противоречие с обществом - не требует отказа от активной жизненной позиции, от планирования своего будущего, от получения материальных благ, от развлечений. Сейчас церковь, скорее, стремится приобщить человека именно к неспецифическим, общечеловеческим нравственным категориям, имеющим непреходящую ценность во все века и при любом политическом строе, обозначенном или не обозначенном в трудах классиков марксизма-ленинизма.

Религиозная мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Она утверждает, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, и тем самым провозглашается вечность и неизменность религиозных моральных установлений, их вневременной, надклассовый характер. При всей широкой возможности оспаривать этот тезис человечество живет с ним тысячелетия, и период в семьдесят лет не способен изменить этого положения.

В современной России, на руинах некогда могучего государства, при бессилии политической власти, при полном отсутствии каких бы то не было ценностей, может быть именно христианские идеи способны объединить нацию и противостоять хаосу и разрушению.

Моральный кодекс христианства создавался столетиями, в разных социально-исторических условиях, и поэтом не может быть отвергнут или испорчен после семидесяти лет забвения и искажения. Конечно, в нем можно обнаружить самые различные идеологические напластования, отражающие нравственные представления разных общественных слоев и групп верующих, и он не свободен от внутренних противоречий и явных «неправильностей», но современная церковь и не требует буквального и бездумного следования всем нормам и правилам, изложенным в священных книгах, которые оставались неизменными на протяжении многих веков.

Христианская мораль, прежде всего, находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфически; религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь, совесть и т. п.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного богословия или теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют христианское нравственное сознание.

Нравственное сознание христиан является социально и исторически обусловленным отражением их практического поведения в коллективе и обществе. Хотя первоначально христианская мораль, возможно, возникла как отражение бессилия рабов и порабощенных Римом народов в борьбе за свою свободу и счастье, в последующем развитии она приобрела некоторую самостоятельность, проявившуюся в том, что христианское нравственное сознание в своем идейно-образном содержании продолжает существовать вплоть до наших дней. В своем многовековом историческом существовании христианская мораль приспосабливалась к социально-политическим интересам различных классов, воплощаясь, с одной стороны, в свои классовые разновидности: христианско-феодальную католическую и православную мораль, а также христианско-буржуазную протестантскую мораль, с другой - в христианско-демократическую мораль средневековых народных ересей и даже христианско-пролетарскую мораль на ранних этапах развития капитализма (“христианский социализм"). При всем том в христианской морали сохранялось устойчивое религиозно-нравственное ядро, что позволяет выделить христианское нравственное сознание как самостоятельное идеологическое явление, обладающее специфическими особенностями и неоспоримой ценностью.

Одной из особенностей христианской (как и вообще всякой религиозной) морали является то, что ее основные положения ставятся в обязательную связь с догматами вероучения. Так как „богооткровенные" догматы христианского вероучения считаются неизменными, основные нормы христианской морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительной устойчивостью, сохраняют свое влияние в каждом новом поколении верующих людей. В этом заключается консервативность и сила религиозной морали, которая и в изменяющихся социально-исторических условиях способна сохранить неизменными и устойчивыми нравственные основы любого общества.

Другой особенностью христианской морали, вытекающей из ее связи с догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственные наставления, которые невозможно найти в системах нерелигиозной морали. Таково, например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, любви к врагам, непротивлении злу и другие положения, находящиеся в кажущемся противоречии с насущными интересами реальной жизни людей.

В самом сжатом виде христианскую мораль можно определить как систему нравственных представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения, тесно связанную с догматами христианского вероучения. Поскольку религия есть опосредованное отражение в головах людей внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, постольку и в христианском сознании отражаются реальные межчеловеческие отношения в измененном религиозными представлениями виде.

Христианская мораль включает в себя совокупность норм (правил), призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, в общине верующих, в обществе. Таковы известные ветхозаветные заповеди, евангельские „заповеди блаженства" и другие новозаветные нравственные наставления. В своей совокупности они составляют то, что можно назвать официальным, одобренным церковью кодексом христианской морали. Христианские богословы считают библейские заповеди богооткровенными по происхождению и общечеловеческими поих нравственному значению, так как Бог один. Однако христианско-богословское толкование происхождения и сущности нравственных норм может совершенно отличаться от научной точки зрения. Марксизм, например, доказывает социальную обусловленность нравственного сознания людей. Поскольку жизнь общества протекает в условиях классового разделения людей, постольку были классовыми все существовавшие в обществе системы морали и, следовательно, не может быть единого, общечеловеческого морального кодекса. Но дело совсем не в существовании различных моральных кодексов для различных слоев общества. Даже если они и существуют, в основе их лежат общие требования к поведению личности в любом общежитии, простейшие нормы нравственности, без соблюдения которых невозможно существование никакого сообщества людей.

Заключение

Проблема личности и ее нравственных основ, неотделимая от проблемы сущности самого человека, занимала лучшие умы человечества на протяжении всей его истории. Но и сейчас на пороге 21 века нельзя утверждать, что мы приблизились к ее решению.

Да, сейчас о человек мы знаем больше: мы больше знаем о его физиологии, психологии, мы можем в какой-то степени управлять действиями и поступками отдельного человека и различных социальных групп, мы можем сделать человека веселым или грустным, добрым или злым. Но стал ли от этого знания и умения человек более понятным, стало ли от этого человечество более разумным? Сумели ли мы отучить человека от совершения ужасных преступлений? Сумели ли мы понять, почему гении рождаются так редко?

Да, и надо ли нам это? Станет ли человек более счастлив от своей предсказуемости и предрешенности своей судьбы? И не потеряет ли человечество смысла своего существования, когда узнает все?

Утилитарная, прикладная сторона проблемы личности требует своего решения, потому что она напрямую связана с выживанием человечества. Увеличение численности населения Земли, недостаток ее природных ресурсов и все более усиливающаяся дифференциация богатых и бедных слоев общества ставит человечество на грань гибели.

Существующий тип личности, способы удовлетворения его потребностей становятся несовместимы с существованием самой планеты. Пока человек не поймет этого, пока он не научится управлять своими страстями и ограничивать свои потребности, перспективы выживания человечества остаются весьма мрачными.

Список литературы

1. Ильенков И.В., «Что такое личность», учебное пособие, М., 2001.

2. Хьел Д., Зиглер Д., «Теория личности», учебное пособие, М., 1999.

3. О.А. Митрошенков, Философия, Учебник, Проблемы типологии личности, М., 2001.

4. Шишкин А.Ф., Человеческая природа и нравственность, М., 2005.

Подобные документы

    Проблема свободы и ответственности в философии. Понятие и происхождение морали. Проблема моральной ответственности личности. Моральные ценности, их влияние на личность. Структура и закономерности формирования личности. Сущность феномена свободы личности.

    реферат , добавлен 25.03.2012

    Роль мировоззрения и самосознания личности в современном мире. Человек в древнейших религиозных и философских учениях. Рассмотрение христианской концепции человека. Изменение системы ценностей при попадании из устойчивой социальной среды в неустойчивую.

    контрольная работа , добавлен 02.05.2012

    Особенности философского знания как отражение особенностей бытия человека. Проблема человека в философских и медицинских знаниях. Диалектика биологического социального в человеке. Философский анализ глобальных проблем современности. Научное познание.

    учебное пособие , добавлен 17.01.2008

    Исследование проблемы личности в истории философии и ее взаимосвязи с обществом. Учение о человеческой личности в ее отношении к индивиду. Главные характеристики и нравственные основы личности. Анализ мнений философов на вопрос о представлении личности.

    контрольная работа , добавлен 11.04.2018

    Прародина человека согласно современным научным представлениям. Смысл жизни человека согласно эвдемонизму. Трактование смысла жизни человека в отечественной религиозной философии. Концепция социализации личности. Мораль в регулировании поведения человека.

    тест , добавлен 15.02.2009

    Рассмотрение вопросов сущности человека как личности, каково ее места в мире и в истории. Характеристика типов личности: деятели, мыслители, люди чувств и эмоций, гуманисты и подвижники. Особенности восприятия личности и ее поступков на западе и востоке.

    презентация , добавлен 24.11.2013

    Место гуманизма в системе общечеловеческих ценностей. Испытание временем гуманистических принципов, их присутствие в религиозной этике. Аспекты применения термина "гуманизм". Назначение человека, смысл его жизни, характер взаимоотношений между людьми.

    реферат , добавлен 21.10.2012

    Роль и значение философии в жизни общества и человека, исходные философские проблемы. Учение о чувствах, рассудке и разуме И. Канта. Нравственные основы поведения человека в обществе. Влияние философии как науки на процесс специально-научного познания.

    реферат , добавлен 03.01.2011

    История поисков смысла жизни и современное представление о нем. Отношение и интерпретация жизни в философских взглядах и учениях. Изменения в отношении к смерти в истории человека. Естественнонаучное понимание смерти. Три великие проблемы мироздания.

    реферат , добавлен 14.01.2013

    Происхождение человека, уникальность его бытия, смысл жизни и назначение. Соотношение биологического и социального в человеке; возможность улучшения человека посредством использования генетических методов. Понятие индивида, индивидуальности и личности.