Обучение грамоте ст. гр

Март (4 неделя)

Тема: «Звук и буква «Ж».

Цели:

Образовательная: Закрепить звук «ж», особенности его артикуляции , зрительный образ. Учить выделять «ж» в потоке речи, определять место звука в слове, подбирать слова с заданной позицией звука в слове. Закреплять навык анализа и синтеза прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов.

Коррекционно – развивающая: Развивать фонема тическое восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, память, моторику.

Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно

Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

2. Сообщение темы

Логопед читает загадку:

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу

Букву ж все твержу

Зная твердо букву эту

Я твержу весной и летом.

Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.(картинка жук)

Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука. Сегодня будем учиться произносить звук /ж/. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

2. Артикуляционная гимнастика.

« Рупор» - вытянуть губы вперёд в форме рупоры, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

«Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, приподняв боковые края и кончик языка.

«Сладкое варенье» - улыбнуться, открыть рот. Широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу сверху вниз.

3. Представление звука, анализ артикуляции звука (колокольчики)

Построить звук «Ж» (по схеме).

(язык не хотел пропускать воздух, он поднялся вверх, к зубам и поставил воздуху преграду, зубы тоже закрыли выход воздуху. Но воздух прорвал преграду и зажужжал от радости, да так сильно, что губы вытянулись вперёд «рупором», звоночек в горле зазвенел).

Ж – согласный звонкий звук

Он может быть только твёрдым.

4. Игра “Поймай звук”

(хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

*Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л, Ж….

*Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

*Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

5. «Распредели картинки под схемы»

:Ж_____________ _____________Ж__________

(в начале слова) (в середине слова)

Предварительно дети характеризуют звук / ж/: согласный, твердый, звонкий.

На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.

Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук /ж / в начале слова, под второй схемой - /ж/ в середине слова.

6. «Третий лишний».

Дети должны назвать слово, в котором нет звука [ж):

жук, жакет, малина

ружье, ежик, яблоко

ковер, ножи, жираф

пирожок, самолет, желудь

7. Физминутка «ЖУК»

На лужайке по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке. - (имитировать полет)

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (круговые движения руками)

Я с ромашками дружу,

Тихо на ветру качаюсь, (наклоны влево-вправо)

Низко-низко наклоняюсь (наклоны вперед)

8. Изменить предложения по образцу

Я жду Женю. Мы ждем Женю.

Вы ждете Женю. Они ждут Женю.

Ты ждешь Женю. Он ждет Женю.

Я лежу на пляже. Я жалею животных.

9. Скороговорка

У ежа - ежата, у ужа - ужата.

Ужата - у ужа, ежата - у ежа.

10 Знакомство с буквой «Ж».

1. Теперь мы наш звук «Ж» обозначим буквой «Ж».

Эта буква широка и похожа на жука.

И, к тому же, как и жук издает жужжащий звук.

«Жила-была буква «Ж». Была она сварливой и вредной. И кто бы не приходил к ней, на всех она жужжала. Придет к ней А, попросить чаю – она ей «ЖЖЖЖЖЖЖЖ», придет к ней О: «Сыграем в мячик!» - она ей «ЖЖЖЖЖЖ». И решила она, что проживет одна. Надоели ей другие буквы. Пошла в лес. Идет, идет, и Жужжжжжит. Увидела паука да как закричит на него «ЖЖЖЖЖЖ!» А паук-то оказался глухой, доделал он свою паутину да убежал, а Ж, пока на паука Жужжжжала, в этой паутине вся и запуталась. Сидит она в паутине и Жужжжжит себе потихоньку (страшно ей стало), заплакала (самое время задать вопрос: «Как «Ж» плачет?» - этот вопрос дети просто обожали, изображать, как кто-то там плачет. Вот только Ж плачет не «хны, хны, хны!» и даже не «иииииии», а «жжжж-жжжж-жжжж», потому как она же все таки Ж). Вот только буквы друг друга в беде не бросают. Пошли они в лес Ж искать, услышали, как она жужжжит, да и помогли ей из паутины выбраться. Буква Ж, так обрадовалась, что Жужжжать стала не сварливо и грозно «ЖЖЖЖЖ», а радостно и благодарно «Жжж! Жжжж!».

На прямую палочку сели уже две галочки:

Одна – справа, другая – слева.

2. Выложить из палочек.

3. Написать в воздухе.

4. Чтение и печатание слогов и слов. Графические схемы.

11. Работа в прописях.

12. Итог. О каком звуке мы говорили? Какой он? Почему? Дома приготовить подарки для звука и буквы «Ж» (вырезать, нарисовать).

Непростой для освоения дошкольниками звук Ж обладает следующими характеристиками: согласный, твердый, звонкий. Постановкой его можно заниматься тогда, когда в речи ребенка уже есть . Важно, что артикуляция звука Ж и Ш одинакова, различие одно - наличие или отсутствие работы голосовых связок. Эту разницу легко показать, прикасаясь к наружной стороне горла: «шипим» – горло спокойно, «жужжим» – оно вибрирует.

Дети легко могут не только услышать разницу между этими парными звуками, но и почувствовать дифференциацию звуков Ш и Ж тактильно. После этого можно переходить к постановке звука.

Постановка Ж

Для произношения звука Ж важна правильная артикуляция. В создании звука участвуют губы, язык, твердое и мягкое небо, голосовые связки:

  • Губы округлены, рот раскрыт не слишком широко, зубы находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
  • Язык широкий, приподнят к краю твердого неба (прямо за верхними зубами). Его средняя часть опущена, а боковые стороны приподняты и крепко прижаты к зубам.
  • Задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад. Между ним и небом проходит сильная направленная воздушная струя.
    Мягкое небо поднято, перекрывая проход в носоглотку.
  • Голосовые связки вибрируют.

Артикуляционная гимнастика

Важно подготовить артикуляционный аппарат ребенка к освоению нового непростого звука, для этого нужно подобрать соответствующий комплекс упражнений:

  • «Язычок-лопаточка»: предлагаем детям выложить широкий расслабленный язычок на нижнюю губу и подержать его в таком положении около минуты. “Язычок спокойно спит, как лопаточка лежит»
  • «Красим потолок»: рот открыт, широкий язык поднимается к небу и совершает движения «вперед-назад».
    “Белим-красим потолок, язычок нам в том помог!”
  • «Вкусное варенье»: поднимаем широкий язык к верхней губе, «слизываем» с нее воображаемое лакомство.
    “Поработали - устали, подкрепиться не пора ли?”
  • Чашечка: рот открывается широко, язык складывается «чашечкой» и немного выдвигается вперед.
    “Надо чай скорей попить и к игрушкам уходить!”




Дыхательная гимнастика

Правильная постановка звука Ж непременно должна включать не только артикуляционную, но и дыхательную гимнастику. Специальные упражнения позволяют выработать направленную воздушную струю.

  • Пушинка:
    Язык широкий, поднят к верхней губе, края его тоже приподняты и доходят до уголков рта. На нос ребенку кладется небольшой кусочек ваты или салфетки. Нужно попытаться сдуть снежинку» с носа. Упражнение повторяется несколько раз.
  • Буря в стакане:
    В стакан наливается вода, ставиться трубочка. Ребенку предлагается устроить в нем “бурю”, выдыхая воздух в через соломинку.

Постановка звука Ж, в первую очередь, проводится по подражанию. Взрослый обращает внимание малыша на вибрацию собственного горла, после чего предлагает ему тоже произнести звук Ш «с голосом». Если звук получается чистым, то можно переходить к его автоматизации в слогах и словах.

Если на этом этапе возникли трудности, то нужно проанализировать ошибки артикуляции и устранить их.

Очень полезно провести работу по дифференциации звуков Ш и Ж, Ж и З до начала автоматизации нового звука. Это полезно для всех детей, но особенно важно тем, кто имеет особенности фонематического восприятия.

Для этой цели можно использовать простые логопедические игры:

  • Хлопни, когда услышишь звук!

Взрослый четко произносит слоги за-жа-зу-зы-же-зы-сы-жи-ши-жи и т.п., ребенок должен «поймать» (хлопнуть в ладоши или топнуть ногой) слог с «Ж»

  • Подбери картинки со словами, которые начинаются на нужный звук.
  • Кто придумает больше слов, начинающихся на данный звук.

Также важно связать звук Ж и букву Ж, для этого можно использовать следующие игры:

  • собери букву из кусочков (как разрезную картинку)
  • выложи новую букву из пуговиц, камешков, ракушек и т. п.
  • обведи букву на манке, на песке, на доске
  • закрась фигуры, где видишь букву ж

Автоматизация звука Ж

Последовательная автоматизация звука Ж предполагает закрепление его артикуляции в слогах, а затем в словах. Постепенно можно использовать словосочетания с нужным звуком и целые предложения.

Тренируйте ребенка произносить звук Ж как можно дольше, на одном долгом выдохе.

Используйте звук Ж и букву Ж для составления слогов (устно и с помощью карточек).

Учите короткие стихи-речевки с освоенными слогами. Например:

  • Жа-Жа-Жа - ох, и сту-жа!
    ЖУ-ЖУ-ЖУ - дома я си-жу.
  • Жа-Жа-Жа - мы нашли у- жа!
    Жи-Жи-Жи - есть в елсу у-жи!

Просите ребенка придумать как можно больше разных слов, которые начинаются со звука Ж. Если малыш испытывает затруднения, то на первом этапе можно предложить ему выбрать нужные изображения из карточек лото или из игрушек.

Следующим этапом стоит использовать для автоматизации звука Ж стихи, пословицы,скороговорки, загадки. Их можно найти в специализированных сборниках для логопедов или подобрать самостоятельно. Вот несколько примеров:

  • Жук упал и встать не может,
    Ждет он кто ему поможет.
  • Жаба Жанна в воскресенье
    Ждет жуков на день рожденья.
  • Жужелица жужжала и жук жужжал.
  • У ежихи и ежа в норке сорок семь ежат.
    Все ежата есть хотят, накормить надо ежат.
  • Кто под елкой, весь в иголках? (ежик)
  • Летит - жужжит, сидит - молчит. (жук)
  • Очень нужен длинный шарф, если болен наш … (жираф)

Особое внимание стоит уделить дифференциации звуков С Ш и Ж в предложениях.

  • На суше стужа.
  • У улья не шалить, пчелы могут жалить.
  • Слышать нам помогают уши, а в лесу ползают ужи.
  • Леша, нельзя читать лежа!
  • У Марины был жар, папа ей принес красный шар.
  • Мама потеряла шаль, нам ее ужасно жаль.
  • Ушиб зеленкой мажут, а на прощанье рукой машут.
  • Наш Дружок лаял на пушок.
  • В лесу живут ужи, стрижи, ежи.

Их автоматизация легче всего происходит в игровых упражнениях.

  • «Один - много». Логопед называет слово в единственном числе, а дети - во множественном (уж-ужи, гараж-гаражи, нож-ножи, корж-коржи и т.д).
  • «День рождения у кукол». Нужно найти для кукол Жени, Сони, Шуры разные игрушки, в названии которых первый звук совпадает с первым звуком кукольного имени (Женя - жираф, Соня - слоник, Шура - гарик и т.д).
  • Федорова Екатерина

    логопед-дефектолог

    БУКВА Ж.ЗВУК Ж.

    Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе с ФФН

    «Путешествие в страну звука и буквы Ж»

    Цели: Коррекция фонематических нарушений у детей подготовительной группы. Знакомство детей с буквой и звуком Ж.

    1. Коррекционно-обучающие:

    Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

    Формировать лексико-грамматический строй;

    Упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;

    - автоматизировать звука «Ж» в слогах, словах, словосочетаниях;

    2. Коррекционно-развивающие:

    Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

    Развитие логического мышления, внимания;

    Развитие тонких движений пальцев рук;

    3. Коррекционно-воспитательные:

    Формирование положительной установки на участие в занятии;

    Умение слушать сверстников и логопеда;

    Воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости,

    Оборудование: магнитофон, запись авторской песни про букву Ж, звуковые схемы, аквариум, рыбки с картинками (жук, жираф, пижама, уж, ножи, еж), 3 ведерка, вагоны от поезда, сюжетная картинка семьи ежей, воск, подложка для пластилина, компьютер, презентация со звуком Ж, картонные гномик и великан, су-джок шарики с пружинками, карточки с заштрихованными буквами Ж,

    Ход занятия

    Звучит песня: Буква Ж, буква Ж, буква Ж жужжала,

    Буква Ж, буква Ж в гости зазывала

    Жа-жа-жа, жа-жа-жа заходите детвора,

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу жду в волшебную страну.

    1. Организационный момент

    Дети заходят в кабинет под музыку (песенка про букву Ж), на стенах висят буквы Ж, картинки со звуками Ж (жуки, пчелки и т.д.)

    Логопед: Здравствуйте ребята, садитесь, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

    На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

    Какой звук повторялся?

    Правильно, Ж.

    Введение в тему занятия

    И вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и буквой Ж. Нас ожидает много нового: интересные встречи, задания, и конечно, игры.

    Но, чтобы наше путешествие удалось, надо вспомнить как правильно произносится звук Ж.

    2. Характеристика звука Ж

    Давайте произнесем звук Ж.

    Как должны быть губы, зубы, язычок - когда мы произносим звук Ж?

    Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.

    Какой он?

    Согласный, твердый, звонкий.

    А почему, как вы определили что он согласный, звонкий?

    Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники». «Наденем наушники», (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках?, да, значит мы правильно определили, звук Ж - звонкий.

    Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

    Нет, мы видим и пишем буквы.

    Какой же буквой обозначается звук Ж на письме?

    Давайте станем волшебниками и превратим звук Ж в букву Ж.

    Вместе с детьми произносим стихотворение:

    Платья звукам надеваем,

    звуки в буквы превращаем.

    3. Упражнение для развития мелкой моторики рук и запоминания зрительного образа буквы.

    Давайте из воска вылепим букву Ж.

    Эта буква широка и похожа на жука.

    И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

    4. Упражнение на развитие внимания.

    Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.

    5. Автоматизация звука Ж в слогах и словах.

    Давайте пожужжим вместе с веселым жучком. (слайды)

    А теперь давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»:

    Жу-жу-жу - молока дадим…(ежу).

    Жа-жа-жа - сидят на ветке два… (чижа).

    Же-же-же - живем на третьем… (этаже).

    Жи-жи-жи - в море плавают…(моржи).

    6. Логопедическая зарядка

    Еж готовится к рекордам. (руки на поясе)

    Будем заниматься спортом; (руки поднять перед собой)

    Ежик лапки напрягает.

    Штангу кверху поднимает. (поднять вверх руки с напряжением)

    Держит 1,2,3,4,5,

    Можно штангу опускать. (опускаем руки)

    Ежик низко приседает, (приседаем)

    И по камушкам шагает, (шагаем)

    Возвращается обратно.

    Расслабление приятно.(выдох, взмахи руками)

    7. Развитие мелкой моторики с использование Су-джок терапии

    Добродушен, деловит,

    Весь иголками покрыт

    Слышишь топот шустрых ножек?

    Это наш приятель… (ежик)

    Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.

    Этот ежик хочет спать,

    Этот ежик — прыг в кровать,

    Этот ежик прикорнул.

    Этот уж давно уснул.

    Этот хоть еще не спит,

    Но тихонечко лежит.

    Тише, тише, не шумите,

    Ежиков не разбудите.

    8. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -ок и увеличительными -ище.

    К нам в гости пришли гномик и великан и вам нужно превратить предметы в очень маленькие, как у гнома, и в очень большие, как у великана.

    Я буду говорить:

    У человека -комар, а вы отвечаете у гнома - комарик, а у великана - комарище.

    9. Закрепление навыков выделения заданного звука из слов; определения места звука в слове.

    А сейчас мы с вами порыбачим:

    Много разной рыбы плавает в пруду.

    Рыжик кот поймает на свою уду

    Маленькую рыбку,

    А на ней картинку.

    Вы картинку назовите.

    В слове быстро Ж найдите.

    В разные ведерки рыбки положите.

    Дети должны определить где находится звук Ж в начале, в середине или в конце слова и разложить по ведеркам.

    Слова: жук, еж, снежинка, журавль, лыжи, уж.

    10. Итог занятия.

    Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

    Чем мы сегодня занимались?

    Что вам больше всего понравилось?

    А в чем были трудности?

    Сегодня все хорошо работали на занятии и я вам дарю буковки, которые вы слепили.

    Стихи про Букву Ж

    ***
    Эта буква широка
    И похожа на жука.
    И при этом, точно жук,
    Издает жужжащий звук:
    Ж -Ж - Ж -Ж -Ж - Ж - Ж!

    ***
    Ж имеет столько ножек,
    Будто буква ползать может.
    Буква Ж наверняка
    На бумаге тень жука.

    ***
    Жизнь, жвачка, слово ждать,
    Ж вам тоже надо знать,
    Женя, Жанна, лужа,
    С - ж, зимою, стужа.

    ***
    Жук на листике сидит,
    Он по-своему жужжит,
    Он гостей к себе зовёт,
    Показать, как Ж, поёт.

    ***
    Жук давно желал жениться,
    Без жены жить не годится.
    Взял бы жужелицу в дом,
    И жужжали бы вдвоём.

    ***
    Над дорогой Жук Жужжит,
    Жеребеночек бежит,
    А Жираф в Жакете ярком
    Пропыхтел: - Сегодня Жарко!
    И Жонглирует бобер
    Желудями как Жонглер!

    ***
    Жук упал и встать не может,
    Ждёт он, кто ему поможет.

    ***
    Встретил в чаще ёж ежа:
    Как погода, ёж?
    Свежа.
    И пошли домой, дрожа,
    Сгорбясь, съёжась, два ежа.

    Загадка про Букву Ж
    ***
    Женя баловался
    В жалюзи игрался:
    Открывал и закрывал,
    Им покоя не давал.
    Но они спаслись уже -
    Превратились в букву… (Ж)

    Яцук Наталья
    Конспект занятия «Звук и буква Ж»

    Конспект занятия «Звук [Ж] »

    Программные задачи

    Образовательная

    1)уточнение и закрепление правильного произношения звука [Ж] ;

    2) развитие фонематического слуха : выделение звука [ Ж] на слух среди слогов и слов;

    3) расширение функции языкового анализа и синтеза, закрепление умения делить слова на слоги, определение места звука Ж в слове ;

    4) закрепление обозначения звука Ж символами ;

    5) знакомство с буквой Ж

    Развивающая

    1) умение координировать речь с движением;

    3) совершенствование психофизических функций : внимания и памяти;

    4) развитие речевого дыхание, умение вырабатывать длительную воздушную струю.

    Воспитательная

    1) воспитание у детей речевого и слухового внимания.

    Оборудование : игрушка БОЖЬЯ КОРОВКА, схема для характеристики звуков , «весёлые» язычки, карточки для определения места звука в слове , пирамидка с карманчиками, коробочка, картинки : жук, жаба, ножи, лыжи, пиджак, журнал, одежда, художник, журавли, медвежата.

    Ход занятия:

    1. Орг. момент – (Позвонить в звонок)

    Уже звонок нам дал сигнал

    Поработать час настал

    Поэтому время не теряем

    Работу скорее начинаем.

    Воспитатель. - Чтобы глаза засияли огоньком и все у нас на занятии удалось , давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

    Отгадывание детьми изучаемого звука [Ж] по чистоговорке .

    Воспитатель :

    Сядет тот, кто послушает внимательно и подскажет мне последний слог чистоговорки.

    Жа-жа-жа есть иголки у е (жа)

    Жа-жа-жа - видели у (жа)

    Жу-жу-жу - на ежа гля (жу) .

    Жу-жу-жу как-то уж пришёл к е (жу)

    Жи-жи-жи мне ежаток пока (жи)

    Же-же-же спят ежата у. (же)

    Жа-жа-жа уж уходит от е. (жа)

    Воспитатель : «Какой звук чаще других вы слышали в этих чистоговорках?» (звук [Ж] ) .

    2. Произнесение звука [Ж]

    Воспитатель : «Когда мы произносим звук [Ж] , кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щёлочка».

    Произнесите звук [Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж]

    Воспитатель : «Ребята, пока вы жужжали, к вам на звук прилетел жук – Божья Коровка. Она захотела с вами поговорить. А как разговаривают жуки?» (жужжат)

    «Давайте поговорим с Божьей Kоровкой, а она посмотрит, умеете ли вы так же хорошо жужжать, как жуки» (Дети произносят [ж-ж-ж-ж-ж], а логопед следит за артикуляцией)

    «Молодцы, ребята, Божьей Коровке понравилось, как вы разговариваете на языке жуков, но она ничего не знает о звуке [Ж] . какой он? Давайте ей расскажем».

    3. Характеристика звука [Ж] по схеме

    Воспитатель : «Произнесите ещё раз звук [Ж] и подумайте , язык и губы мешают воздуху свободно выходить изо рта?

    Звук [Ж] гласный или согласный?

    – Звонкий или глухой? Почему?» (Дети дают ответ : [Ж] – согласный звук , т. к. воздух встречает преграду на пути : язык, зубы, губы. [Ж] произносим с включением голоса, поэтому он звонкий)

    4. Выделение звука [Ж] на слух из слогов и слов

    Воспитатель : «Молодцы, ребята, вы всё знаете о звуке [Ж] . А сейчас Божья Коровка посмотрит, умеете ли вы слышать звук [Ж] в слогах и словах. Она принесла для вас весёлые жабьи язычки. Вы видели, как жаба ловит мошек? Она открывает рот, мгновенно высовывает свой длинный язык и им ловит мошек. И вы с помощь таких язычков будете ловить звук [Ж] в слогах и словах, которые я буду говорить. Язык высовывать только на звук [Ж]

    Среди слогов :

    Са-шу-жаЖа-са-ша

    Шо-жо-соЖо-со-шо

    Со-жу-шаСы-жи-ши

    Среди слов :

    Сила-шила-жила уши-ужин-узы майка-зайка-лужайка

    Вар-жар-дар жук-сук-лук луза-лужа-Луша

    5. Игра «Волшебная коробочка» (работа с картинками)

    Воспитатель : «Ребята, вы хорошо справились с заданием, и за это Божья Коровка захотела сделать вам подарок. Она принесла с собой волшебную коробочку. В ней лежат разные картинки. Божья Коровка хочет подарить вам картинки со словами на звук [Ж] , но сама затрудняется это сделать. Выберите все картинки со звуком [ Ж] и определите его место в слове (где он находится? в начале, в середине или в конце слова) »

    5. Физкультминутка

    Я жук, я жук, Плавно размахивать руками,

    Я здесь живу ритмично переступая ногами.

    Я всё жужжу, жужжу Руки --рупором, «пожужжать» .

    Жужжу : ж-ж-ж-ж.

    Кружу над лесом Поворот с вытянутыми руками,

    И кружу… ладони на груди.

    Или на листике сижу… Руки на бёдра, смелая осанка.

    И не тужу я, не тужу Взмах руками,прыжок и руки в стороны.

    Я – жук, и потому Руки рупором, «пожужжать» .

    Жужжу : ж-ж-ж…

    Игра «Один-много»

    6. Сели за столы. Работа в тетрадях. Упражнение для мелкой моторики пальцев рук :

    Это кто к нам ползет

    По дороге ловко?

    Это маленький жучок

    Божия коровка

    А на крыльях у нее

    Черные кружочки.

    А на ножках у нее

    Красные сапожки.

    Прописать букву Ж .

    10. Итог занятия

    – Какой звук мы сегодня изучали ?

    – Можно его спеть?

    – Какие слова со звуком [Ж] вы знаете ?

    Тема урока: Звуки [ж], буква Ж.

    Тип урока : урок «открытия» нового знания.

    Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Ж, ж и выяснению (выделению) особенностей звука ж; научить выполнять звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.

    Планируемые результаты образования:

    Предметные: знают букву Ж, ж и особенности звука ж;умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; понимают прочитанное и прослушанное произведение Г. Юдина «Поэты».

    Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

    Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения;логические – словоизменение (замена одной буквы в слове); рассуждения об особенностях звука ж.

    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

    Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

    Личностные: высказывают своё мнение; оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

    ХОД УРОКА

    1. Самоопределение учебной деятельности. Организационный момент.

    Мы гостей сегодня ждали

    И с волнением встречали.

    Мы хотим им показать,

    Как умеем отвечать.

    Не судите очень строго,

    Ведь учились мы немного.

    Действительно, учились мы немного, но кое-что уже знаем.

    Давайте вспомним, чему мы уже научились на уроках обучения грамоте?

    2. Актуализация опорных знаний.

    Игра «Доскажи словечко».

    Какой бывает наша речь……(устная и письменная)

    Наша речь состоит из... (из предложений)

    Придумайте предложение из 2 слов, 3 слов. Какое правило написания предложения мы знаем?

    Что такое буква?

    Что такое звук?

    Звуки бывают… (согласные и гласные)

    Согласные звуки бывают… (твердыми и мягкими, звонкими и глухими)

    Гласные звуки бывают… (ударными и безударными)

    Какой секрет есть у букв Я, Е.... (могут обозначать 2 звука)

    Дайте характеристику букве Б, Ш

    Имена, фамилии, клички, города… (все с заглавной буквы пишутся всегда)

    Ребята, вы знаете, что я люблю загадывать загадки. Вот и сейчас предлагаю послушать и отгадать загадку.

    Я блестящая такая

    И, конечно, легковая,

    По дороге мчусь стрелой –

    Не угнаться вам за мной!

    У меня есть руль и шины,

    Как зовут меня? Машина.

    (слово записано на доске)

    Составим схему слова МАШИНА.

    Составьте схему этого слова.

    Дайте полную характеристику звуку [Ш].

    А какая орфограмма спряталась в слове МАШИНА…(ШИ пиши с буквой И).

    3. Введение в тему урока.

    Эта машина привезла нам на урок цветок. Это цветок не простой, он поможет нам попасть из холодного декабря в тёплое лето. Ребята почему цветок закрыт? (…)

    А на нём загадка…

    Вяжет мама длинный шарф,

    Потому что сын…. (жираф)

    Составьте схему этого слова. У нас 2 варианта схем, а какая правильная?

    4. Постановка учебной задачи

    Как бы вы назвали тему нашего урок? (звуком [ж] и буквы Ж, ж)

    А хотите узнать, почему он особенный. Это нам и предстоит сегодня узнать.

    5. Характеристика звука [ж].

    Что нужно сделать, чтобы узнать какой звук? Нужно его произнести.

    Какой это звук? (согласный)

    Почему? (когда произносим звук, воздух встречает преграду)

    - А звонкий или глухой?

    Произнесите слова и послушайте, как произносится звук в словах.

    (журнал, жёлудь, жевачка, жираф)

    Как мы его слышим твердо или мягко? (Твердо)

    Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким?

    Я тоже не смогла придумать такие слова.

    Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

    Звук [ж] только твёрдый.

    Значит какая схема будет правильной?

    - Расскажите, что узнали про звук [ж]?

    Физкультминутка

    Игра «Найди звук». Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], хлопайте, если же звука не услышите, руки положите на парту. Будьте внимательны.

    Жираф, учебник, желуди, чайник, жаба, желток, мороженое, цветы, лужайка, морж.

    6. Знакомство с буквой

    Прятался, прятался звук [ж] в словах и спрятался в букве.

    И стали ее называть ЖЭ.

    На кого она похожа? (на жука)

    Эта буква широка

    И похожа на жука

    И при этом точно жук

    Издает жужжащий звук.

    Откройте тетради и давайте напечатаем новую букву, но сначало посмотрим на экран.

    Давайте отгадаем загадки и напечатаем слова и схемы в нашей тетрадке.

    Тёплым днем, весною, в мае

    Каждый про меня узнает.

    Я не муха, не паук.

    Я жужжу! Я майский …(жук)

    На зеленой ветке

    В бежевой беретке

    Всем твердит крепыш:

    Стройным и могучим дубом! (жёлуди)

    7. Буквы Ж, ж. Чтение слогов с ними.

    Рассказал звук [ж] такую историю.

    В стране Жужжандия жил – был звук ж. Жужжал он, жужжал, скучно ему стало. С кем бы подружиться? Давайте ему поможем и познакомим его с гласными звуками.

    жа жо жу же жи

    В чём особенность звука [ж]? как он произносится?

    Получилось ли у букв е , и смягчить предшествующий согласный? (не получилось)

    Найдите букву Ж в каждом элементе м раскрасьте её жёлтым цветом. Кто у вас получился? (жираф)

    Прочитаем слова (окройте учебники на стр. 25)

    Друг, дружок, могу, может, жук, Жучка, телега, тележка

    Вопросы по прочитанным словам:

    Когда говорят «друг, телега», а когда «дружок, тележка»?

    О ком так говорят «могу» и «может»?

    Почему слово «Жучка» записано с большой буквы? (имя собственное)

    Проверим ваши знания.

    Поиграем в игру «Большая -маленькая».
    ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны. Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.

    Работа с текстом (учебник, стр. 25)

    Посмотрим на рисунок внизу страницы.

    Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?

    Прочитаем текст по цепочке, будьте внимательны.

    Дети читают текст по цепочке.

    Проверка первичного восприятия.

    О ком этот рассказ?

    Как озаглавили бы текст?

    Ученики читают текст про себя,

    Вопросы учащихся к тексту.

    Игра «Учитель-ученик»

    В какую игру играют дети?

    Как вы думаете, почему Женя не может догнать детей?

    О чем предупредили ребята Женю?

    Можно ли сказать, что ребята настоящие друзья?

    Продолжим и мы дружно работать на уроке и помогать своим друзьям.

    Выборочное чтение.

    Прочитайте слова с звуком [ж].

    Закрепление.

    Обведите слова на букву Ж.

    Собери пазлы. Что у вас получилось? А как вы думаете почему эти картинки привязла волшебная машина к нам сегодня на уроке?

    Развитие связной речи .

    Давайте составим рассказ по картинкам.

    А теперь посмотрим мультфильм по нашему рассказу.

    13. Итог урока.

    Мы дружно сегодня работали на уроке?

    - Вспомните тему нашего урока.

    Дайте характеристику букве Ж

    Назовите слова с звуком [ж].

    Ребёта посмотрите а наш цветочек раскрылся. Почему?

    14. Рефлексия

    Молодцы, вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались. А вам понравилось как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?

    Спасибо, вам, ребята, за работу. А гостям спасибо за терпение и внимание.